Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 1 ноября 2012 года №12

О контроле конституционности некоторых положений ст.32 ч.(4) п.j) Закона №162-XVI от 22 июля 2005 года о статусе военнослужащих (Обращение № 12а/2012)

Именем Республики Молдова

Конституционный суд в составе:

Александру ТЭНАСЕ, председатель, судья-докладчик,

Думитру ПУЛБЕРЕ,

Виктор ПУШКАШ,

Петру РАЙЛЯН,

Елена САФАЛЕРУ,

Валерия ШТЕРБЕЦ, судьи,

при участии Людмилы Кихай, секретаря судебного заседания,

принимая во внимание обращение, представленное и зарегистрированное 6 июня 2012 г.

рассмотрев указанное обращение в открытом пленарном заседании, учитывая акты и материалы дела,

выносит следующее постановление:

ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Основанием для рассмотрения дела послужило обращение парламентского адвоката Тудора Лазэра, представленное 6 июня 2012 года на основании ст.135 ч.(1) п.a) Конституции, ст.25 п.i) Закона о Конституционном суде и ст.38 ч.(1) п.i) Кодекса конституционной юрисдикции, о контроле конституционности положений ст.32 ч.(4) п.j) Закона №162-XVI от 22 июля 2005 года о статусе военнослужащих.

2. Автор обращения считает, в частности, что оспариваемая норма, предусматривая только категорию "военнослужащий-женщина", устанавливает дискриминацию по признаку пола, а не засчитывая отпуск по уходу за ребенком в календарный срок военной службы, ущемляет право лица на свободный выбор работы и тем самым нарушает ст.16, 18, 43, 48 и 49 Конституции.

3. Определением Конституционного суда от 10 июля 2012 года без вынесения решения по существу обращение было признано приемлемым.

4. В открытом пленарном заседании суда автор расширил объект обращения, запросив признать неконституционными нормы Положения о порядке исполнения военной службы в Вооруженных силах, утвержденного Постановлением Правительства №941 от 17 августа 2006 года, которые воспроизводят оспариваемые нормы закона.

5. В ходе рассмотрения обращения Конституционный суд запросил мнение Парламента, Президента Республики Молдова, Правительства, Министерства юстиции, Министерства труда, социальной защиты и семьи и Министерства обороны.

6. В открытом пленарном заседании Конституционного суда автор обращения участвовал лично. Парламент был представлен главным консультантом юридического управления Секретариата Парламента Серджиу Кирикэ. Правительство было представлено заместителем министра юстиции Владимиром Гроссу и заместителем начальника юридического управления Министерства обороны Виорелом Ремишовски.

ПРИМЕНИМОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Национальное законодательство

7. Применимые положения Конституции (М.О. №1/1, 1994 г.):

Статья 4 Права и свободы человека

"(1) Конституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова."

Статья 16 Равенство

"(1) Уважение и защита личности составляют первостепенную обязанность государства.

(2) Все граждане Республики Молдова равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения."

Статья 48 Семья

"(1) Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

(2) Семья основана на браке, заключенном по взаимному согласию мужчины и женщины, на их равноправии и на праве и обязанности родителей растить, воспитывать и обучать детей. [...]"

Статья 49 Защита семьи и детей-сирот

"(1) Государство экономическими и иными мерами способствует образованию семьи и выполнению ею своих функций.

(2) Государство покровительствует материнству, детству и молодежи и содействует развитию соответствующих учреждений.[...]"

Статья 54 Ограничение осуществления прав или свобод

"(1) В Республике Молдова не могут быть приняты законы, запрещающие или умаляющие права и основные свободы человека и гражданина.

(2) Осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом, соответствуют общепризнанным нормам международного права и необходимы в интересах национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния страны, общественного порядка, в целях предотвращения массовых беспорядков и преступлений, защиты прав, свобод и достоинства других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. [...]

(4) Ограничение должно соответствовать обстоятельству, вызвавшему его, и не может затрагивать существование права или свободы."

8. Применимые положения Трудового кодекса №154-XV от 28 марта 2003 года (М.О. №159-162/648, 2003 г.):

Статья 124 Отпуск по беременности и родам и частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком

"(1) Работающим женщинам и женщинам, с которыми работодателем заключен ученический договор, а также женам работников, находящимся у них на содержании, предоставляется отпуск по беременности и родам, включающий дородовой отпуск продолжительностью 70 календарных дней и послеродовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней (в случае осложненных родов или рождения двух или более детей70 календарных дней), с выплатой им пособий в порядке, установленном в части (2) статьи 123.

(2) Лицам, указанным в части (1), по истечении отпуска по беременности и родам предоставляется по их письменному заявлению частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой пособия из средств бюджета государственного социального страхования.

(3) Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста трех лет. Этот отпуск засчитывается в трудовой стаж, в том числе стаж работы по специальности, и в страховой стаж.

(4) Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком может быть использован, по выбору, на основании письменного заявления, и отцом ребенка, бабкой, дедом или другим родственником, непосредственно осуществляющим уход за ребенком, а также опекуном."

Статья 126 Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте от трех до шести лет

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 1 ноября 2012 года №12
"О контроле конституционности некоторых положений ст.32 ч.(4) п.j) Закона №162-XVI от 22 июля 2005 года о статусе военнослужащих (Обращение № 12а/2012)"

О документе

Номер документа:12
Дата принятия: 01/11/2012
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/11/2012
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Monitorul Oficial от 16 ноября 2012 года №237-241 статья №:22