Утратил силу

Документ утратил силу с 3 февраля 2014 года в соответствии с Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 6 января 2014 года №2

ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 13 августа 2012 года №93

Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы

В целях совершенствования работы по организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы, руководствуясь подпунктом 4) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы.

2. Признать утратившим силу приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан № 71 от 12 октября 2010 года "Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6636).

3. Начальнику Департамента по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание принять меры к государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

4. С настоящим приказом ознакомить начальников структурных подразделений и сотрудников Генеральной прокуратуры, направить прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.

6. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

 

Генеральный Прокурор Республики Казахстан

А.Даулбаев

Утверждена приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 13 августа 2012 года №93

Инструкция об организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы

1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция об организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Конституцией, Уголовным, Уголовно-процессуальным, Уголовно-исполнительным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан, законами Республики Казахстан "О Прокуратуре", "О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества" и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан и детализирует порядок осуществления надзора за соблюдением прав лиц, помещенных в специальные учреждения в ходе уголовного процесса, производства по делу об административном правонарушении, отбывающих уголовное наказание, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, а также лиц, в отношении которых установлен административный надзор.

2. Заместители Генерального Прокурора, начальник Департамента по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание Генеральной прокуратуры, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, специализированные прокуроры, прокуроры городов и районов обеспечивают высший надзор за точным и единообразным применением законов, Указов Президента Республики Казахстан и иных законодательных актов в исправительных учреждениях, следственных изоляторах и органах Комитета уголовно-исполнительной системы, специальных приемниках, изоляторах временного содержания, подразделениях общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Казахстан и следственных изоляторах Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, принимают меры по выявлению и устранению любых нарушений законности.

3. Надзор за законностью при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы обеспечивает соблюдение норм уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства, других нормативных правовых актов при исполнении уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового воздействия, производства по делам об административных правонарушениях, защиту конституционных прав, свобод и законных интересов задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, а также лиц, в отношении которых установлен административный надзор, соблюдение порядка и условий содержания в специальных и исправительных учреждениях, исполнения законодательства, регулирующего порядок реабилитации репрессированных лиц, выплаты им денежных компенсаций и предоставления льгот.

4. Основные понятия и условные обозначения, используемые в настоящей Инструкции:

1) Департамент по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание - Департамент;

2) прокурор области - прокурор области, города Астана, Алматы, Главный военный прокурор, Главный транспортный прокурор;

3) помощник прокурора области - помощник или старший помощник прокурора области, городов Астана и Алматы, Главного военного и Главного транспортного прокуроров по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание;

4) прокурор - городской, районный и приравненный к нему прокурор (транспортный и военный прокурор), его заместители, старшие помощники и помощники прокурора;

5) специализированный прокурор - прокурор по надзору за законностью в исправительных учреждениях, его заместитель, старшие помощники и помощники прокурора;

6) зональный принцип надзора - закрепление за прокурором Департамента осуществления контроля за деятельностью отдельных прокуратур областей по обеспечению исполнения требований настоящей Инструкции;

7) предметный принцип надзора - закрепление за прокурором Департамента проведения анализа и обобщения, разработки методики проверки состояния прокурорского надзора и законности по исполнению отдельных вопросов законодательства, регулирующих исполнение уголовных наказаний, порядка и условий содержания задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных;

8) сотрудник - сотрудник уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел (далееОВД) и Комитета национальной безопасности (далее - КНБ);

9) задержанный - лицо, в отношении которого применена мера принуждения, выражающееся в кратковременном, не более 72 часов, ограничении личной свободы человека в целях пресечения правонарушения или обеспечения производства по уголовным, гражданским или административным делам, а также применения иных мер принудительного характера, и осуществляемую уполномоченными государственными органами, должностными и иными лицами на основании и в порядке, предусмотренными законом;

10) подозреваемый - лицо, в отношении которого на основаниях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством, возбуждено уголовное дело в связи с подозрением его в совершении преступления, о чем ему объявлено следователем, дознавателем, либо осуществлено задержание, либо применена мера пресечения до предъявления обвинения;

11) обвиняемый - лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а также лицо, в отношении которого составлен и утвержден начальником органа дознания протокол обвинения или протокол упрощенного досудебного производства либо следователем составлен протокол упрощенного досудебного производства;

12) специальный приемник (далее - спецприемник) - специальное учреждение органов внутренних дел, предназначенное для приема и содержания лиц, подвергнутых административному аресту;

13) административно-арестованный - лицо, в отношении которого судом применен административный арест;

14) следственно-арестованный - подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого судом в качестве меры пресечения избран арест;

15) изолятор временного содержания (далее - ИВС) - специальное учреждение, предназначенное для содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений;

16) следственный изолятор (далее - СИ) - специальное учреждение, предназначенное для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест, а также осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию;

17) специальные учреждения - специальные приемники, изоляторы временного содержания и следственные изоляторы;

18) исправительное учреждение - тюрьма, колония общего, строгого и особого режима, воспитательная колония и колония-поселение, где отбывают наказание осужденные к лишению свободы;

19) осужденный - обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор;

20) подучетный - лицо, осужденное к наказанию, не связанному с лишением свободы, условно осужденное, состоящее на учете в уголовно-исполнительной инспекции Комитета уголовноисполнительной системы;

21) УДООН - условно-досрочное освобождение (далее - УДО) от отбывания наказания;

22) поднадзорный - лицо, в отношении которого судом установлен административный надзор, в соответствии с Законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы";

23) служба пробации - служба в уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющая комплекс мер социально-правового характера в отношении условно осужденного в период испытательного срока и нахождения под пробационным контролем для дальнейшей коррекции их поведения с целью предупреждения совершения ими новых преступлений;

24) электронное средство слежения (электронный браслет) - электронное устройство для обеспечения надлежащего контроля и получения информации о месте нахождения лица, осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы, условно осужденного, состоящего на учете в уголовно-исполнительной инспекции Комитета уголовно-исполнительной системы;

25) чрезвычайное происшествие - стихийное бедствие природного или техногенного характера, факт совершения задержанными, административно- и следственно-арестованными, осужденными группового неповиновения требованиям администрации специальных и исправительных учреждений, членовредительства, захвата заложника, погрома (умышленного уничтожения имущества), массового беспорядка, побега, коллективного отказа от выполнения оплачиваемых видов работ, от приема пищи, применения сотрудниками пыток, недозволенных мер воздействия, специальных средств в отношении задержанного, административно- и следственно-арестованного, осужденного, совершения сотрудниками и работниками Республиканского государственного предприятия "Енбек" преступлений и правонарушений коррупционного характера;

26) спецсообщение - немедленное (в течение 3 часов) электронной или факсимильной связью сообщение о чрезвычайном происшествии;

27) комплексная проверка - прокурорская проверка в целом состояния законности при исполнении уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, состояния взаимодействия администрации исправительного учреждения с местными исполнительными и правоохранительными органами;

28) специалист - лицо, обладающее специальными познаниями в той или иной сфере деятельности (здравоохранении, финансов, охране труда, социальном, противопожарном, санитарно-эпидемиологическом направлении и т.д.);

29) УИИ - уголовно-исполнительная инспекция Комитета уголовно-исполнительной системы;

30) ПОБ ОВД - подразделение общественной безопасности органов внутренних дел;

31) РГП "Енбек" - Республиканское государственное предприятие уголовно-исполнительной системы "Енбек" и его филиалы;

32) штрафные помещения - штрафной изолятор (далее - ШИЗО), помещение камерного типа (далее - ПКТ), одиночная камера (далее - ОК), карцер, дисциплинарный изолятор (далее - ДИЗО).

5. Приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры при организации надзора за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание являются:

1) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, организованной преступностью, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств в специальных и исправительных учреждениях;

2) соблюдение конституционных прав и свобод задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных, лиц УДООН и поднадзорных;

3) соблюдение законодательства, направленного против пыток, а также обеспечение задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных, условиями содержания, приближенными к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятые на первом Конгрессе ООН 30 августа 1955 года;

4) соблюдение законодательства, направленного на адаптацию лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

5) состояние законности использования бюджетных средств, выделяемых на содержание задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных.

6. Прокурорский надзор обеспечивается на основе ежеквартального анализа состояния правопорядка и законности в ПОБ ОВД, УИИ, специальных и исправительных учреждениях.

7. Проверки состояния законности в деятельности специальных и исправительных учреждений, УИИ, ПОБ ОВД, органов социальной защиты населения проводятся на основании постановления о назначении проверки, в соответствии с планами работ, по заданиям и поручениям руководства Генеральной и областных прокуратур, фактам чрезвычайных происшествий, публикациям в средствах массовой информации, обращениям физических и юридических лиц.

В ходе проверки дается оценка состоянию законности в деятельности поднадзорных органов и эффективности прокурорского надзора.

8. Прокурор в пределах своей компетенции, с целью безотлагательного реагирования на явное нарушение законности, прав и законных интересов задержанных, административно- и следственноарестованных, осужденных, проверяет в любое время суток ПОБ ОВД, специальные и исправительные учреждения.

При необходимости к проверкам привлекаются специалисты.

Регистрации в территориальных подразделениях Комитета по правовой статистике и специальным учетам подлежат постановления о проведении проверок хозяйствующих субъектов.

Перед началом плановой проверки с постановлением ознакамливается руководство проверяемого органа.

Результаты проверки оформляются в виде справки или акта, в которых отражаются: место и время проведения проверки, должность, фамилия, имя (при наличии отчество) проверяющего, выявленные нарушения законности, недостатки и упущения в работе, причины и условия, способствовавшие этому, предлагаемые варианты реализации результатов проверок, пути и способы их устранения.

Справка оформляется при необходимости внесения актов прокурорского надзора, а также при выявлении нарушений конституционных прав задержанных, административно- и следственноарестованных, осужденных.

Акт составляется при устранении выявленных нарушений законности, недостатков и упущений в организации работы в ходе проверки.

Результаты комплексных проверок исправительных учреждений оформляются в виде справок.

9. Со справкой о результатах проверки ознакамливаются первые руководители проверяемого органа либо исполняющие их обязанности, а также прокурор, обеспечивающий надзор за деятельностью этого органа.

10. Исполнение плановых мероприятий и результаты проверок не реже одного раза в полугодие рассматриваются на оперативных совещаниях либо на заседаниях коллегии прокуратур областей и Координационных советах по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью.

11. В Генеральной прокуратуре на постоянной основе заслушиваются прокуроры областей и их заместители по вопросу соблюдения прав лиц, задержанных, административно-арестованных, содержащихся под стражей, отбывающих уголовное наказание, УДООН и поднадзорных.

12. Акты прокурорского надзора, адресованные в областные органы, направляются через областные прокуратуры, в центральные органы - через Генеральную прокуратуру.

При этом устанавливается контроль над фактическим устранением выявленных нарушений законности.

По фактам оставления без надлежащего рассмотрения и реагирования актов прокурорского надзора, принимаются предусмотренные законом меры.

13. При проведении проверок изучается законность нормативных правовых актов, приказов и распоряжений, издаваемых органами уголовно-исполнительной системы, внутренних дел и КНБ по вопросам исполнения уголовных наказаний, содержания задержанных, административноарестованных, следственно-арестованных и осужденных в специальных и исправительных учреждениях, а также осуществления контроля за поведением лиц УДООН и поднадзорных.

14. В органах прокуратуры в отношении лиц, состоящих на оперативно-профилактических учетах, заводятся надзорные производства.

2. Организация надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы

Параграф 1. Организация надзора Департаментом

15. Прокурорами Департамента:

1) в соответствии со Стратегическим, операционным и квартальными планами работы Генеральной прокуратуры и Департамента, во взаимодействии и в координации со структурными подразделениями Генеральной прокуратуры, нижестоящими прокуратурами, заинтересованными министерствами и ведомствами, на основе четкого разграничения должностных обязанностей и установления личной ответственности каждого за состоянием дел на порученном участке и по зонально-предметному принципу организуется и проводится постоянный и действенный надзор за соблюдением прав лиц, задержанных, административно-арестованных, содержащихся под стражей и отбывающих уголовное наказание, УДООН и поднадзорных в Республике;

2) осуществляется непосредственный надзор за законностью в деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы, Комитета административной полиции Министерства внутренних дел - по вопросам соблюдения законности в деятельности ИВС, спецприемников, а также при осуществлении контроля за поведением лиц УДООН и поднадзорных, КНБ Республики Казахстан - по вопросам соблюдения законности в деятельности СИ;

3) совместно с прокурорами Департамента по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности обеспечивается законность по курируемым линиям деятельности, инициируются совместные проверки и во взаимодействии вырабатываются меры, направленные на обеспечение законности и правопорядка при исполнении наказаний и содержании лиц под стражей;

4) по представлениям прокуроров областей и обращениям осужденных изучается законность состоявшихся судебных постановлений первой и апелляционной инстанций по материалам об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и изменении вида исправительного учреждения на предмет принесения протеста в порядке надзора;

5) организуются и проводятся учебные семинары и совещания, совместные проверки и стажирование помощников прокуроров областей, прокуроров и специализированных прокуроров, изучается и распространяется положительный опыт работы, вносятся предложения руководству Генеральной прокуратуры об ответственности нижестоящих прокуроров за упущения и недостатки в организации надзора;

6) проводится обобщение состояния законности в целом, а также по приоритетным, зональным и предметным направлениям надзора, разрабатывается методика проверок;

7) по поручению руководства Генеральной прокуратуры проверяются обстоятельства чрезвычайного происшествия с выездом на место;

8) при проведении проверки на местах самостоятельно выносятся акты прокурорского реагирования.

9) в целях изучения законности принятых решений территориальными прокурорами, должностными лицами правоохранительных и других государственных органов в регионах, а также судебных актов, по поручению руководства Генеральной прокуратуры истребуются уголовные, гражданские, административные дела и иные материалы.

Параграф 2. Организация надзора прокуратурами областей и приравненными к ним

16. Прокурорами областей и их заместителями:

1) организуется и обеспечивается надзор за соблюдением прав лиц, задержанных, помещенных в специальные учреждения, отбывающих уголовное наказание, УДООН и поднадзорных;

2) не реже одного раза в полугодие принимается участие в комплексных проверках исправительных учреждений и в проверках специальных учреждений.

В ходе проведения указанных проверок проводится прием задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных, сотрудников и работников РГП "Енбек" по личным вопросам;

3) обеспечивается проведение своевременной проверки по фактам применения в специальных и исправительных учреждениях пыток, недозволенных мер воздействия, специальных средств сотрудниками к задержанным, следственно-арестованным и осужденным;

4) поручается в течение десяти суток проверить законность решения об отказе в возбуждении уголовного дела по таким фактам.

17. При получении информации о чрезвычайном происшествии в течение 3-х часов направляется спецсообщение в Генеральную прокуратуру, в котором указывается: дата, время, место и обстоятельства чрезвычайного происшествия, причины, цели, способы, предметы и орудия, использованные при его совершении, общее количество лиц, принявших участие в нем с указанием фамилии, имени, отчества, статей по которым они привлекаются или осуждены, нахождение на оперативно-профилактическом учете (в случае 5 и более участников данные о них прилагаются к спецсообщению).

18. В целях обеспечения надлежащего надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности в специальных и исправительных учреждениях акцентируется внимание на тесное взаимодействие соответствующих подразделений прокуратур областей.

При необходимости поручается проведение совместных проверок и анализов с выработкой мер по обеспечению надлежащего режима в специальных и исправительных учреждениях.

19. Помощниками прокуроров областей:

1) осуществляется надзор за законностью в деятельности специальных учреждений, Департаментов Комитета УИС, РГП "Енбек" и исправительных учреждений (в тех регионах, где не образованы специализированные прокуратуры), Департаментов внутренних дел - за исполнением законов в специальных учреждениях, законодательства об осуществлении контроля за лицами УДООН и поднадзорными, КНБ - за исполнением законов в СИ, а также за применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий;

2) по согласованию с подразделением по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности прокуратуры области проверяется законность проводимых оперативно-розыскных мероприятий в специальных и исправительных учреждениях;

3) осуществляется непосредственный контроль за деятельностью прокуроров, в том числе специализированных, по исполнению пунктов 34 - 61 настоящей Инструкции.

20. При наличии сведений или поступлении заявления о применении в специальных и исправительных учреждениях пыток, недозволенных мер воздействия, специальных средств сотрудниками к задержанному, административно- и следственно-арестованному, осужденному, обеспечивается проведение проверки самостоятельно либо прокурором, специализированным прокурором, органом уголовного преследования с вынесением процессуального решения.

По факту применения специальных средств к задержанному, административно- и следственно-арестованному, осужденному составляется заключение, утверждаемое курирующим заместителем прокурора области.

В заключении должны содержаться сведения о лице, месте, времени и обстоятельствах применения, а также данные о сотрудниках, применивших эти спецсредства, ссылка на нормативные правовые акты, регламентирующие применение специальных средств.

В резолютивной части заключения указываются выводы о законности либо нарушениях применения специальных средств.

К заключению прилагаются подтверждающие материалы.

21. Не реже одного раза в месяц проводятся проверки состояния законности в СИ, расположенных в областных центрах, городах Астаны, Алматы и Семей.

При выявлении незаконно содержащихся под стражей лиц принимаются меры к немедленному их освобождению.

22. Еженедельно проводятся проверки состояния законности в ИВС, спецприемниках, расположенных в областных центрах, городах Астаны, Алматы.

23. Проверки в ИВС, расположенных в других населенных пунктах, проводятся в зависимости от состояния законности и соблюдения конституционных прав и свобод задержанных, административно- и следственно-арестованных.

При проведении проверки в специальных учреждениях проводится прием задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных и сотрудников по личным вопросам.

24. Оформляется и ведется журнал учета чрезвычайных происшествий и всех фактов применения оружия, специальных средств к задержанному, следственно-арестованному и осужденному, совершения покушения на побег (побега) из специальных и исправительных учреждений, членовредительства и суицида.

При получении информации о чрезвычайном происшествии незамедлительно телефонной связью (в течение часа) сообщается зональному прокурору Департамента.

25. В СИ проверяется:

1) законность содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных с обращением внимания на соблюдение администрацией учреждения требований уголовнопроцессуального законодательства в части своевременности уведомления соответствующих органов об истечении срока ареста обвиняемого и принятие решения о его освобождении из-под стражи;

2) соблюдение требований Уголовно-процессуального кодекса в части своевременности направления прокурору жалобы следственно-арестованного;

3) обеспечение материально-бытовыми условиями и медико-санитарными услугами;

4) своевременность проведения медицинского освидетельствования на предмет наличия телесных повреждений при помещении следственно-арестованных, осужденных в следственный изолятор и каждом возвращении их после проведенных следственных действий и судебного разбирательства;

5) соблюдение требований нормативных правовых актов, противодействующих распространению туберкулеза среди следственно-арестованных и осужденных;

6) соответствие инженерно-технических средств охраны и зданий, предъявляемым требованиям;

7) состояние законности использования бюджетных средств, выделенных на содержание задержанных, следственно-арестованных и осужденных;

8) законность водворения следственно-арестованных в карцер;

9) своевременность возвращения следственно-арестованных из изоляторов временного содержания в следственный изолятор;

10) своевременность направления осужденных из следственных изоляторов в исправительные учреждения;

11) соблюдение требований законодательства, регулирующего вопросы раздельного размещения следственно-арестованных;

12) законность оставления осужденных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию;

13) своевременность и законность рассмотрения вопросов о переводе осужденных в колониюпоселение, условно-досрочном освобождении и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, направления злостных нарушителей режима содержания для отбытия наказания в исправительное учреждение;

14) законность наложения взысканий на подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их поощрения;

15) соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц.

26. В ходе проверок, при выявлении явных нарушений законности, требующих немедленного реагирования, вносятся акты прокурорского надзора.

27. Принимается обязательное участие при рассмотрении судом первой инстанции вопросов, связанных с исполнением приговора, в отношении осужденных, оставленных в СИ для выполнения хозяйственных работ, а также в судах апелляционной инстанции при рассмотрении жалоб и протестов на постановления судов, вынесенных по материалам об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и изменении вида исправительного учреждения.

28. Проверки в ИВС проводятся в соответствии с положениями пунктов 37 - 43 настоящей Инструкции.

29. Проверки в исправительных учреждениях проводятся в соответствии с положениями пунктов 54 и 60 настоящей Инструкции.

30. С целью обеспечения контроля за поведением лиц УДООН, поднадзорных, предупреждения рецидивной преступности раз в полугодие проводится сверка данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам о количестве лиц, УДООН и поднадзорных, освободившихся из учреждений, в том числе других регионов, прибывшие по месту жительства, о совершенных ими повторных преступлений со сведениями Департаментов внутренних дел.

31. Ежеквартально анализируется состояние надзора за соблюдением прав лиц, задержанных, административно- и следственно-арестованных, отбывающих уголовное наказание, лиц УДООН и поднадзорных.

32. Обобщается по итогам года применение законодательства, регулирующего вопросы реабилитации граждан от политических репрессий.

Параграф 3. Организация надзора городскими и районными прокуратурами

34. Прокурорами:

1) осуществляется надзор за законностью в ИВС, спецприемниках, исполнения уголовного наказания, не связанного с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия, за соблюдением законодательства о порядке контроля за лицами УДООН и поднадзорными, законов при выплате денежных компенсаций реабилитированным гражданам и предоставлении им льгот;

2) при значительной отдаленности исправительного учреждения от специализированной прокуратуры для выяснения обстоятельств и обеспечения законности незамедлительно осуществляется выезд на место чрезвычайного происшествия;

3) с выездом на место проверяется спецсообщение о применении специальных средств и физической силы сотрудниками к задержанному или административно- и следственноарестованному, с составлением заключения о законности и обоснованности действий администраций ИВС, спецприемников.

35. Обеспечивается неукоснительное соблюдение конституционных прав задержанных, подозреваемых, предусмотренных нормами УПК, проверяется своевременность и полнота оформления процессуальных документов, и их представления в ИВС.

36. Обращается внимание на законность содержания в ИВС подозреваемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, либо за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, работающих (обучающихся в учебных заведениях) и имеющих постоянное место жительство.

37. В ходе проверки ИВС выясняется своевременность:

1) составления протокола задержания следователем или дознавателем после фактического задержания;

2) допроса задержанного (не позднее 24 часов с момента задержания или применения меры пресечения);

3) соблюдения права задержанного на приглашение защитника и дачу показания в его присутствии;

4) разъяснения и предоставления задержанному права на немедленное сообщение по телефону или иным способом по месту своего жительства или работы о своем задержании и месте содержания.

38. При наличии сведений или поступлении заявления о несвоевременном помещении фактически задержанного в ИВС:

изучается Книга учета лиц, доставленных в дежурную часть правоохранительного органа, на предмет соответствия времени изоляции и фактического составления протокола задержания подозреваемого;

проверяются комнаты для доставленных и задержанных в административном порядке лиц, и для разбирательства с задержанными лицами;

в случаях необходимости проводится встречная проверка в Центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, приемниках-распределителях, медицинских вытрезвителях, практикуется сверка списков задержанных в порядке норм УПК и лиц, помещенных в указанные учреждения.

39. Обеспечивается соблюдение положений уголовно-процессуального законодательства в части своевременности принятия решения следователем, дознавателем либо руководителем администрации мест содержания при истечении процессуальных сроков об освобождении из-под стражи задержанных и следственно-арестованных.

В случае отсутствия в личном деле задержанного, административно- и следственноарестованного соответствующего постановления решается вопрос об ответственности названных должностных лиц и освобождении данных лиц из-под стражи.

40. При поступлении сведений и заявления о применении в ИВС пыток, недозволенных мер воздействия, специальных средств к задержанному, административно- и следственноарестованному проверка осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проверки заявления о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

По результатам проверки обеспечивается принятие процессуального решения в отношении должностных лиц, допустивших нарушение конституционных прав задержанных и следственноарестованных.

41. В ходе проверки ИВС обращается внимание на следующие вопросы:

1) соблюдение требований норм УПК в части своевременного уведомления родственников о задержании, принятия мер по рассмотрению вопроса передачи несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей и так далее;

2) соблюдение требований УПК в части своевременности направления прокурору жалобы задержанного и следственно-арестованного;

3) соблюдение требований УПК в части обоснованности содержания, подозреваемых и обвиняемых в ИВС;

4) соблюдение требований нормативных правовых актов, противодействующих распространению туберкулеза, других инфекционных заболеваний среди задержанных и следственно-арестованных;

5) своевременность проведения медицинского освидетельствования на предмет наличия телесных повреждений при каждом помещении задержанных в ИВС;

6) надлежащее обеспечение материально-бытовыми условиями и медико-санитарными услугами;

7) соответствие инженерно-технических средств охраны и зданий, предъявляемым требованиям;

8) состояние законности использования бюджетных средств, выделенных на содержание задержанных, административно- и следственно-арестованных.

9) соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц.

42. В ИВС проверки проводятся ежедневно, с отражением их результатов в специальном журнале учета проверок.

При необходимости к проверке привлекаются специалисты.

В случае выявления нарушений законности составляется справка с отражением установленных проверкой фактов.

Практикуется проведение проверок в ночное время, в праздничные и выходные дни, в том числе с использованием видеосъемки.

43. При проведении проверок задержанные, административно-арестованные, заключенные под стражу принимаются по личным вопросам.

44. С целью обеспечения неукоснительного исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия обеспечивается ежеквартальная сверка данных суда о количестве лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы и к иным мерам уголовно-правового воздействия, со сведениями УИИ о численности лиц, поставленных на учет.

45. Не реже одного раза в полугодие проводится проверка состояния законности в деятельности УИИ, в ходе которого обращается внимание на следующие вопросы:

1) своевременность заведения контрольных дел в отношении подучетных лиц;

2) состояние исполнения ведомственных приказов и инструкций, регулирующих порядок составления контрольных дел и осуществления контроля за подучетными лицами;

3) состояние исполнения совместных с органами внутренних дел ведомственных приказов и инструкций, регулирующих порядок осуществления контроля за подучетными лицами;

4) своевременность выявления отсутствия подучетных лиц по месту жительства и принятия мер для объявления их в розыск;

5) принятие надлежащих мер к подучетным лицам, злостно уклоняющимся от отбывания наказания и скрывающимся от контроля;

6) состояние работы по борьбе с рецидивной преступностью и правонарушениями среди подучетных;

7) фактическое привлечение подучетных к общественным и исправительных работам;

8) порядок осуществления пробационного контроля за поведением подучетных и оказания им социальной помощи со стороны уполномоченных государственных органов;

9) состояние законности при применении электронных браслетов.

46. Не реже одного раза в полугодие проводится проверка состояния законности в деятельности ПОБ ОВД, в ходе которого обращается внимание на следующие вопросы:

1) состояние законности при осуществлении контроля за лицами, освободившимися на УДО;

2) своевременность постановки на профилактический учет и заведения контрольных дел в отношении освобожденных на УДО;

3) уведомление органов УИС о прибытии по месту жительства и постановке на учет освобожденных на УДО;

4) состояние исполнения ведомственных приказов и инструкций Министерства внутренних дел, регулирующих порядок осуществления контроля за освобожденными по УДО;

5) соблюдение срока установления ограничений по обязанностям, возложенным на них судом;

6) принятие надлежащих мер в отношении освобожденных на УДО, совершивших неоднократные административные правонарушения, за которые налагались административные взыскания, или злостно уклоняющихся от исполнения обязанностей;

7) полнота принимаемых мер по предупреждению совершения освобожденными на УДО преступлений и правонарушений;

8) состояние законности при исполнении Закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", ведомственных приказов и инструкций МВД, регулирующих порядок осуществления контроля за поднадзорными;

9) своевременность постановки на профилактический учет поднадзорного и уведомления об этом исправительное учреждение, откуда поступило постановление об установлении административного надзора;

10) принятие надлежащих мер в случае неприбытия в установленный срок к избранному месту жительства поднадзорного;

11) законность установления ограничений, применяемых в отношении поднадзорных;

12) полнота принимаемых мер по предупреждению совершения поднадзорными преступлений и правонарушений;

13) законность привлечения поднадзорных к административной ответственности;

14) своевременность принятых мер по сбору материалов для последующего возбуждения уголовного дела в отношении поднадзорных лиц;

15) своевременность прекращения контрольных дел.

47. С целью обеспечения контроля за поведением освобожденных на УДО, поднадзорных, предупреждения рецидивной преступности, раз в полугодие проводится сверка данных между судом, Управлением Комитета по правовой статистике и специальным учетам и ОВД, в том числе по количеству лиц, в отношении которых установлен административный надзор, о количестве лиц, освобожденных на УДО и поднадзорных, освободившихся из учреждений, о совершенных ими повторных преступлений.

48. В городских, районных и сельских акиматах проверяется наличие решения об определении объекта для привлечения осужденных к общественным работам.

49. Осуществляется надзор за соблюдением городскими и районными органами социальной защиты населения и исполнительными органами законодательства, регулирующего порядок выплаты денежных компенсаций и пособий реабилитированным гражданам и предоставления им льгот.

50. Принимается обязательное участие в судах первой инстанции при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора в отношении подучетных.

51. В установленные законом сроки проверяется законность судебных постановлений, вынесенных в порядке исполнения приговора, приносятся апелляционные протесты.

52. Осуществляется надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности в ИВС.

53. В регионах, где не образованы специализированные прокуратуры, обеспечивается надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, а также исполнение пунктов 55 - 59 настоящей Инструкции.

Параграф 4. Организация надзора специализированной прокуратурой

54. Специализированными прокурорами:

1) осуществляется надзор за законностью в деятельности исправительных учреждений, филиалов РГП "Енбек", принимается обязательное участие в судах первой инстанции при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора в отношении осужденных, в судебных заседаниях по гражданским делам в интересах осужденных несовершеннолетних и пенсионеров, а также представляются интересы государства в суде при рассмотрении споров, где стороной является администрация учреждения либо РГП "Енбек";

2) ежемесячно проверяется законность и обоснованность водворения и перевода осужденных в штрафные помещения.

Результаты проверки оформляются справкой, а также в соответствующем журнале проверяемого органа, производится краткая запись о проведении проверки с указанием даты, времени, температурного режима, влажности воздуха, общего числа лиц, содержащихся в штрафных помещениях (с отдельным отражением количества лиц, водворенных в ШИЗО, ПКТ, ДИЗО и ОК) и обратившихся с жалобой осужденных;

3) раз в полугодие с участием прокурора области или его заместителя проводятся комплексные проверки в исправительных учреждениях;

4) ежемесячно в исправительных учреждениях проводится прием осужденных, сотрудников колонии и работников РГП "Енбек" по личным вопросам;

5) при наличии сведения или поступлении заявления о применении в исправительном учреждении пыток, недозволенных мер воздействия, специальных средств сотрудниками к осужденному проверка осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проверки заявления о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

55. Проверяется соблюдение требований учетно-регистрационной дисциплины.

56. Обеспечивается надзор за дознанием в исправительном учреждении, за законностью принятых решений о возбуждении уголовного дела и об отказе в этом, принимается участие в судах при рассмотрении таких уголовных дел.

57. Принимается обязательное участие в судах первой инстанции при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

58. При получении информации о чрезвычайном происшествии незамедлительно телефонной связью (в течение часа) сообщается помощнику прокурора области.

59. С выездом на место проверяется спецсообщение о применении специальных средств сотрудниками к осужденному, в соответствии с пунктом 20 настоящей Инструкции.

60. На постоянной основе осуществляется надзор за законностью:

1) принятия мер к начислению специальных государственных и пенсионных пособий несовершеннолетним и лицам, достигшим пенсионного возраста;

2) своевременного принятия администрацией исправительного учреждения мер по условнодосрочному освобождению осужденного, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и изменению вида исправительного учреждения;

3) своевременного проведения специальной медицинской комиссией в отношении тяжело больных осужденных и рассмотрением вопроса о представлении их к освобождению в связи с болезнью;

4) обеспечения материально-бытовыми условиями и медико-санитарными услугами;

5) наложения осужденному взыскания и объявления поощрения;

6) признания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и соблюдения требований Уголовно-исполнительного кодекса в части перевода осужденного в тюрьму;

7) своевременного проведения медицинского освидетельствования на предмет наличия телесных повреждений при каждом прибытии осужденного в исправительное учреждение;

8) соблюдения требований нормативных правовых актов, противодействующих распространению туберкулеза, других инфекционных заболеваний среди осужденных;

9) обеспечения осужденных оплачиваемой работой;

10) использования средств, выделенных на содержание осужденных;

11) соответствия инженерно-технических средств охраны и зданий, предъявляемым требованиям;

12) применения законодательства об административных правонарушениях;

13) вынесения администрациями учреждений постановлений, приказов и распоряжений;

14) соблюдения законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц.

Примечание: по подпунктам 1) - 4) настоящего пункта, при необходимости к проверке привлекаются специалисты.

61. Осуществляется надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях.

3. Взаимодействие и разграничение полномочий прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы

62. Департаментом, подразделениями областных и приравненных к ним прокуратур, городскими, районными, транспортными, военными и специализированными прокурорами во взаимодействии и разграничении функций обеспечивается надзор за соблюдением прав лиц, задержанных, административно- и следственно-арестованных, отбывающих уголовное наказание, УДООН и поднадзорных.

63. Главным военным прокурором, его помощниками и военными прокурорами осуществляется надзор за соблюдением законности содержания лиц на гауптвахтах военных правоохранительных органов, в помещениях, определенных капитанами морских судов, начальниками пограничных отрядов, исполнения наказаний в отношении военнослужащих, предусмотренных Уголовным кодексом, в деятельности внутренних войск по охране исправительных учреждений, контролерской службе и конвоированию осужденных, а также реабилитации граждан от массовых политических репрессий, осужденных военными трибуналами.

При чрезвычайных происшествиях (совершения следственно-арестованным и осужденным преступлений и правонарушений в пути следования), по вопросу соответствия инженернотехнических средств охраны исправительных учреждений, предъявляемым требованиям, деятельности контролерской службы, практикуются совместные проверки военными и специализированными прокурорами, а в тех регионах, где не образованы специализированные прокуратуры - помощниками прокуроров областей.

64. Главным транспортным прокурором, его помощниками и транспортными прокурорами осуществляется надзор за деятельностью ИВС органов внутренних дел на транспорте, в соответствии с положениями пунктов 37 - 43 настоящей Инструкции.

65. Подразделением по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности прокуратуры области осуществляется надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах, территориальных Департаментах Комитета УИС и СИ органов национальной безопасности.

66. Помощниками прокуроров областей во взаимодействии:

1) с подразделением, осуществляющим надзор за применением международных договоров, обеспечивается законность исполнения требований (просьб) учреждений юстиции иностранных государств об исполнении приговора на их территории, а также содержания под стражей и транзитной перевозки следственно-арестованного и осужденного в иностранные государства;

2) с подразделением, осуществляющим надзор за законностью уголовного процесса, обеспечивается направление информации о ходе и результатах предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, возбужденных в отношении следственно-арестованных, осужденных, сотрудников и работников РГП "Енбек".

67. Прокурорами и специализированными прокурорами принимается непосредственное участие при рассмотрении в суде возбужденных ими дел об административных правонарушениях и обеспечивается проверка законности судебных актов по этим делам, приносятся апелляционные протесты.

4. Заключительные положения

68. Основными критериями оценки деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы определить:

1) обеспечение верховенства закона при отбывании уголовных наказаний и применении мер процессуального принуждения;

2) неукоснительное соблюдение конституционных прав, свобод и законных интересов задержанного, административно- и следственно-арестованного, осужденного, лица УДООН и поднадзорного;

3) недопущение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

69. Прокурорами областей в Департамент к 30 числу каждого месяца направляются информации о результатах проверок и принятых мерах по чрезвычайным происшествиям и всем фактам применения оружия, специальных средств к задержанному, административно- и следственно-арестованному, осужденному, совершения покушения на побег (побега) из специальных и исправительных учреждений, членовредительства и суицида.

70. Прокурорами областей в Департамент ежеквартально направляются информации о состоянии прокурорского надзора об организации прокурорского надзора за соблюдением прав лиц, задержанных, административно- и следственно-арестованных, отбывающих уголовное наказание к 10 числу месяца следующего за окончанием квартала, а также в органы правовой статистики представляются соответствующие отчеты.

71. Департаментом и прокурорами областей по итогам работы за полугодие и год обобщается состояние законности отдельно по каждому приоритетному направлению надзора, указанному в подпунктах 1) - 3) пункта 5 настоящей Инструкции, где отмечаются причины и условия, способствующие нарушениям законности, и определяются пути их устранения.

Прокурорами областей информации по обобщениям представляются в Департамент к 10 июля и 10 января.

Департаментом и прокурорами областей обобщение состояния законности использования бюджетных средств, выделяемых на содержание задержанных, административно- и следственноарестованных, осужденных проводится по итогам года.

Прокурорами областей в Департамент информация по обобщению данного вопроса представляется к 1 марта.

72. Департаментом и прокурорами областей на постоянной основе проводится работа по инициированию и внедрению современных методов организации надзора, распространению положительного опыта надзорной деятельности, повышению квалификации сотрудников.

73. Проводится целенаправленная работа по повышению имиджа органов прокуратуры путем освещения в средствах массовой информации состояния законности и правопорядка в специализированных и исправительных учреждениях, а также надзорной деятельности прокуроров.

74. Департаментом и прокурорами областей осуществляется взаимодействие с Институтом Генеральной прокуратуры Республики Казахстан имени Сулеймена Ескараева, другими высшими учебными заведениями, научными учреждениями, учеными-юристами по совершенствованию действующего законодательства.

ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Инструкция об организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы 1. Общие положения 2. Организация надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы Параграф 1. Организация надзора Департаментом Параграф 2. Организация надзора прокуратурами областей и приравненными к ним Параграф 3. Организация надзора городскими и районными прокуратурами Параграф 4. Организация надзора специализированной прокуратурой 3. Взаимодействие и разграничение полномочий прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы 4. Заключительные положения

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 13 августа 2012 года №93
"Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы"

О документе

Номер документа:93
Дата принятия: 13/08/2012
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:23/08/2012
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:03/02/2014

Документ утратил силу с 3 февраля 2014 года в соответствии с Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 6 января 2014 года №2

Опубликование документа

"Казахстанская правда" от 12 сентября 2012 г. №306-307 (27125-27126)