Дата обновления БД:
12.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
410 / 975
Всего документов в БД:
138624
РЕШЕНИЕ СОВЕТА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
от 10 декабря 2010 года
О Ежегодном докладе Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности
Совет коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, отмечая выполнение решений сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, состоявшейся 14 июня 2009 года в г. Москве, констатируя реализацию задач, поставленных в Приоритетных направлениях деятельности Организации Договора о коллективной безопасности в 2009-2010 годах, и в соответствующей части Плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности на 2006-2010 годы, подтверждая приверженность Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) формированию общей системы коллективной безопасности, решил:
1. Принять к сведению прилагаемый Ежегодный доклад Генерального секретаря ОДКБ.
2. Генеральному секретарю ОДКБ совместно с Постоянным Советом при ОДКБ представить к 1 февраля 2011 года на утверждение Председателя Совета коллективной безопасности ОДКБ проект Плана мероприятий по реализации решений декабрьской (2010 г.) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Совершено в городе Москве 10 декабря 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Республику Армения |
За Российскую Федерацию |
За Республику Беларусь |
За Республику Таджикистан |
За Республику Казахстан |
За Республику Узбекистан |
За Кыргызскую Республику |
|
Приложение
к Решению Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года "О Ежегодном докладе Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности"
Ежегодный доклад Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности
В отчетный период основные усилия Организации были сосредоточены на реализации решений сессий Совета коллективной безопасности (февраль и июнь 2009 года), указаний неформальных встреч глав государств-членов (август 2009 года, май и август 2010 года), а также Приоритетных направлений деятельности ОДКБ в 2009-2010 годы при должном учете тенденций развития обстановки в мире и зоне ответственности Организации.
Новой составной частью системы коллективной безопасности, отвечающей вызовам современности, стали созданные в 2009 году Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (КСОР). Работа Организации была нацелена на доработку нормативной правовой базы указанных сил, их практическое формирование и подготовку КСОР к выполнению задач по предназначению, включая их оснащение современным вооружением и военной техникой.
В соответствии со вступившим в силу Соглашением о миротворческой деятельности ОДКБ осуществлялось формирование миротворческих контингентов, предназначенных для комплектования Миротворческих сил ОДКБ. Проведен первый учебно-методический сбор ответственных за эту сферу деятельности в государствах - членах. К предстоящей сессии СКБ подготовлен, согласован и вносится на рассмотрение проект Заявления государств членов ОДКБ, в котором выражается уверенность в том, что Миротворческие силы ОДКБ могут стать эффективным инструментом поддержания мира, действуя самостоятельно или в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами.
В связи с событиями в Кыргызстане, угрожавшими дестабилизацией этой страны и всего региона Центральной Азии, ОДКБ первой направила в Бишкек свою делегацию для оценки положения на месте и стала инициатором оперативного сотрудничества с ООН, ОБСЕ и ЕС в целях координации усилий по мирному разрешению возникшего кризиса. Для выработки практических рекомендаций были проведены экстренные консультации секретарей советов безопасности. Глубокая проработка вопросов ситуации в Кыргызстане и ее влияния на регион стала приоритетной темой обсуждения двух неформальных встреч глав государств - членов ОДКБ летом этого года: в Москве сделаны оперативные и долгосрочные выводы, даны соответствующие указания, а в Ереване важнейшим решением саммита стало поручение подготовить предложения по развитию и совершенствованию действующего в ОДКБ механизма реагирования на кризисные ситуации и по внесению соответствующих изменений в уставные документы Организации.
В этой связи Секретариатом был оперативно подготовлен пакет из восьми проектов документов. Они рассматривались на консультациях представителей государств-членов в три этапа - 7 сентября, с 28 сентября по 1 октября, с 13 по 15 октября, а также на Консультациях заместителей министров иностранных дел, обороны, финансов и заместителей секретарей советов безопасности государств - членов ОДКБ 28 октября с.г. и на ряде заседаний Постоянного совета при ОДКБ. По итогам проделанной работы на рассмотрение сессии СКБ ОДКБ выносятся пять проектов документов:
- Протокол о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;
- Протокол о внесении изменений в Устав ОДКБ от 7 октября 2002 года;
- Положение о порядке реагирования ОДКБ на кризисные ситуации;
- Решение СКБ ОДКБ о внесении изменений в Правила процедуры органов ОДКБ;
- Решение СКБ ОДКБ о внесении изменений в Положение об органах ОДКБ.
Продолжалась работа по завершению претворения в жизнь положений Плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности на 2006-2010 годы.
Кроме того, в контексте динамичных изменений в международной обстановке и поступательного развития самой Организации во весь рост встала задача срочного обновления и разработки ряда ключевых документов: Концепции коллективной безопасности государствучастников Договора о коллективной безопасности, принятой еще в 1995 году; Стратегии коллективной безопасности и Системы стратегического и оперативного планирования в рамках ОДКБ, отражающих современные требования. Соответствующий проект Решения СКБ, включающий пункт о создании в этих целях рабочей группы из представителей государств-членов, был разработан Секретариатом, согласован и вносится на рассмотрение сессии.
В целях дальнейшего развития ОДКБ как многофункциональной организации безопасности активно реализовывались программные документы в сфере противодействия вызовам и угрозам, принятые в 2006-2009 годах. С учетом усложняющихся практических задач предпринимались усилия по активизации антитеррористического направления в деятельности Организации. В рамках ОДКБ с 2010/2011 учебного года организовано обучение в России граждан государств - членов ОДКБ по специальностям, связанным с обеспечением безопасности (выделено 300 мест). Начата систематическая работа в области обеспечения информационной безопасности государств-членов. В соответствии с указанием глав государств, данным на их неформальном саммите в городе Чолпон-Ата, на завершающей стадии находится вопрос о создании Центра информационных технологий.
В 2010 году осуществлен прорыв в развитии системного взаимодействия Организации с ООН. Принята резолюция Генеральной Ассамблеи о сотрудничестве ООН с ОДКБ, а также подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ООН. В процессе работы находится резолюция 65-й сессии ГА ООН о развитии взаимодействия с ОДКБ.
Сделан крупный шаг вперед в налаживании сотрудничества ведущих организаций Евразии (ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС). 12 октября с.г. состоялась первая рабочая встреча высших административно-должностных лиц этих организаций.
В полном объеме были осуществлены мероприятия, предусмотренные Планом консультаций представителей государств-членов по вопросам внешней политики, безопасности и обороны на второе полугодие 2009первое полугодие 2010 г., а также на период июль - ноябрь с.г.
Проведение в жизнь указанных решений и планов, несмотря на трудности их своевременного согласования и полномасштабной реализации, способствовало повышению уровня сотрудничества государств-членов в политической и военной сферах, в совместном противодействии угрозам безопасности, в информационном взаимодействии.
Успешно развивались связи между парламентами государств - членов ОДКБ в рамках Парламентской Ассамблеи ОДКБ. Активизировалось сотрудничество парламентариев этих стран по гармонизации нормативной базы, касающейся, в частности, вопросов безопасности, налаживалось их взаимодействие в международных структурах.
На ситуацию в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах продолжали воздействовать разноплановые глобальные и региональные факторы.
К факторам глобального действия прежде всего относились: сохраняющаяся тенденция к силовому решению кризисов; нарушения принципа недопустимости обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других государств; растущая угроза распространения ОМУ и слишком медленное продвижение в вопросах контроля над вооружениями; вызовы международного терроризма; мировой финансово-экономический кризис, ведущий в отдельных случаях к дестабилизации социально-экономической обстановки.
В число региональных факторов в первую очередь входили: очаги конфликтов и напряженности в регионах, прилегающих с юга к зоне ответственности ОДКБ (особенно тревожным оставалось положение в Афганистане); серьезные недостатки европейской системы безопасности и сопротивление ее адаптации; в целом сохраняющаяся возможность развязывания вооруженных конфликтов в Евразии.
На Европейский регион негативное влияние продолжали оказывать: расширение военного присутствия НАТО вблизи границ Беларуси и России, в частности активизация военной деятельности блока в странах Балтии; планы размещения ПРО США в Болгарии и Румынии, ракет ПВО в Польше; сохранение готовности к дальнейшему расширению Североатлантического альянса на восток.
В самом Кавказском регионе зоны ответственности ОДКБ озабоченность в первую очередь вызывали продолжавшаяся милитаризация Грузии, чреватая новыми провокациями в регионе, и наращивание военного потенциала Азербайджана в условиях нерешенности нагорно-карабахского конфликта. Тем не менее определенные надежды на ослабление напряженности были связаны с началом армяно-турецкого диалога, активностью Минской группы ОБСЕ и инициативами Президента России по проведению серии трехсторонних встреч с участием президентов Армении и Азербайджана.
Потенциальную угрозу стабильности Южного Кавказа создает также возможность раскола Ирака и вовлечения соседних государств в его внутренние дела, а также вероятность возобновления крупных военных действий в прилегающем ближневосточном регионе.
Основные внешние факторы влияния на обстановку в Центральноазиатском регионе: активизация военных действий в Афганистане; нарастающая активность террористических организаций и все более изощренные попытки распространения религиозного экстремизма; возрастающий поток наркотиков из ИРА в государства - члены ОДКБ.
Сохранялась угроза эскалации напряженности и даже военных действий в связи с иранской ядерной программой и форсированным развитием ракетного вооружения в этой стране, что негативно влияло на обстановку в Центральной Азии и на Южном Кавказе.
В 2010 году разразившийся в Киргизии внутриполитический кризис стал непосредственной угрозой дестабилизации страны и всего региона. С целью изучения положения и оценки реальных угроз, возникших для безопасности союзного государства и его соседей, в Бишкек была оперативно направлена делегация высоких представителей Секретариата ОДКБ. С 8 по 12 апреля она провела активную работу на месте со всеми сторонами, организовала рабочие встречи со спецпредставителями международных организаций. Результаты работы делегации были рассмотрены на консультациях в формате Группы высокого уровня 27 апреля с.г.
8 мая в Москве состоялась неформальная встреча глав государств членов ОДКБ, рассмотревших сложившуюся ситуацию и подготовленные делегацией рекомендации. На встрече прошло углубленное обсуждение положения в Кыргызстане и вокруг него, сделаны как оперативные, так и долгосрочные выводы.
В связи с трагическими событиями на юге Кыргызстана по инициативе председателя СКБ 14 июня были созваны срочные консультации секретарей советов безопасности государств-членов, по итогам которых были приняты решения, позволившие начать конкретную помощь народу и властям союзной страны, оказавшейся в кризисной ситуации.
На неформальном саммите ОДКБ в Ереване (20-21 августа) были подведены итоги коллективной работы по содействию Кыргызстану, даны новые поручения, в том числе по подготовке пакета предложений по совершенствованию механизма реагирования ОДКБ на кризисные ситуации и внесению изменений в уставные органы Организации.
Оперативные мероприятия Временного правительства Кыргызской Республики при содействии ОДКБ и других международных организаций способствовали выводу страны из фазы острого кризиса. Достаточно успешно был проведен общенародный референдум, прошли парламентские выборы. В целом ситуация стабилизировалась. Тем не менее в условиях сохраняющейся активности экстремистских сил, сложной социально-экономической обстановки в государстве, только что пережившем крупные потрясения, сохраняется угроза безопасности союзного государства и региона в целом.
***
Руководствуясь утвержденными Советом коллективной безопасности задачами, Организация коллективными усилиями стремилась обеспечить наиболее благоприятную внешнеполитическую обстановку для государств-членов, внести конструктивный вклад в укрепление международной безопасности. Конкретно можно отметить следующие моменты.
Во-первых, государства-члены продолжали продвигать предложение российской стороны о разработке и заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности. Особое значение в этом плане имели встречи министров иностранных дел государств - членов ОДКБ на о.Корфу (июнь 2009 г.) и в Нью-Йорке (сентябрь 2009 г.), их активная работа на министерской сессии ОБСЕ в Афинах в декабре 2009 года, а также согласование позиций по этой тематике на рабочей встрече постпредов государств - членов ОДКБ в Нью-Йорке в январе 2010 года и на неформальном заседании министров иностранных дел в Москве 25 марта с.г. В итоге этой последовательной деятельности целесообразность рассмотрения инициативы Президента России получила более широкую поддержку государственных деятелей стран Европы и Азии.
Во-вторых, председательство Республики Казахстан в ОБСЕ с января 2010 года создало новые возможности для активного продвижения инициатив и рабочих предложений не только самого Казахстана, но и его союзников по ОДКБ. Поддержаны выдвинутые Астаной Приоритеты и План действий. Реализованы предложения о проведении в этом году в Казахстане Саммита ОБСЕ (1 декабря, Астана) и неформальной встречи министров иностранных дел стран - участниц ОБСЕ в июле с.г. в Алматы, а на ее "полях" - встречи руководителей ОДКБ, СНГ, ОБСЕ, ЕС и НАТО для обсуждения насущных вопросов укрепления безопасности в Евроатлантическом регионе.
В-третьих, активно взаимодействуя с представителями Афганистана, государства - члены ОДКБ способствовали большему учету потребности ИРА в реальной помощи восстановлению страны, ее социальному и правовому развитию. На двусторонней основе они активно участвовали в оказании такой помощи. Они также играли важную роль в содействии транзиту грузов для МССБ в Афганистане. Однако коллективные действия в рамках ОДКБ на афганском направлении проводить не удавалось.
В-четвертых, последовательные выступления государств-членов против размещения в Европе третьего позиционного района ПРО США, а также против форсированного расширения НАТО на пространство СНГ были одним из факторов воздействия на формирование позиций США и всего Альянса.
В то же время следует отметить, что усилия государств-членов далеко не всегда приносили искомые результаты. Так, не произошло подвижек в принципиальном подходе НАТО к возможности дальнейшего расширения Альянса, не удалось также добиться изменения позиции большинства участников ДОВСЕ в той мере, которая позволила бы приступить к восстановлению эффективного механизма контроля над вооружениями в Европе.
Тем не менее положительный опыт скоординированной работы государств-членов свидетельствует о возможностях реального продвижения интересов Организации в целом и ее отдельных членов, подтверждает вывод о необходимости еще более тесного взаимодействия.
II
В своей деятельности Организация руководствовалась линией на "активизацию взаимодействия в международных делах в целях решения внешнеполитических задач, укрепления позиций государств - членов ОДКБ в современном мире", которая была одобрена в Заявлении Московской (2009 года) сессии СКБ.
Особое значение для выработки единых подходов и согласованных позиций по актуальным вопросам международной повестки дня имели официальные и рабочие контакты глав государств-членов за весь межсессионный период. Конструктивным, в частности, был обмен мнениями в ходе неформальных встреч президентов в Чолпон-Ате (31 июля - 1 августа 2009 года), Москве (8 мая 2010 года) и Ереване (20-21 августа 2010 года).
Важным этапом развития внешнеполитического взаимодействия стали итоги неформального заседания СМИД в Москве 25 марта с.г. На нем достигнуто согласие относительно мер по консолидированной поддержке инициатив Республики Казахстан в качестве председательствующего государства в ОБСЕ в 2010 году и по продвижению совместных приоритетов государств членов ОДКБ в этом формате. В принятом на заседании заявлении по ДНЯО было выражено единое мнение о необходимости обеспечения устойчивого функционирования этого Договора и выражена готовность государств - членов ОДКБ к конструктивной работе в целях обеспечения успеха Конференции 2010 года по рассмотрению действия ДНЯО. Министры выступили также с Заявлением о взаимодействии в работе над Договором о европейской безопасности, акцентировав свою поддержку ключевых положений проекта ДЕБ, распространенного Российской Федерацией.
Весьма полезными были уже упоминавшиеся рабочие встречи министров иностранных дел государств - членов Организации. В качестве примера следует упомянуть их содержательную встречу в Нью-Йорке 23 сентября с.г. на "полях" 65-й сессии ГА ООН. Существенный вклад в развитие взаимодействия государств-членов вносили также их регулярные личные контакты в ходе двусторонних визитов и встреч в многосторонних форматах.
Одним из важнейших направлений работы оставалось развитие сотрудничества с международными организациями, занимающимися решением проблем безопасности. Прежде всего, речь шла об Организации Объединенных Наций и таких ее органах, как Контртеррористический комитет и Управление ООН по наркотикам и преступности.
В отчетный период контакты ОДКБ с ООН существенно активизировались. 13 января с.г. Генеральный секретарь ОДКБ выступил на заседании Совета безопасности ООН, посвященном проблематике взаимодействия ООН с региональными организациями. В рамках участия Генерального секретаря ОДКБ в работе 65-й сессии ГА ООН в сентябре с.г. состоялась его встреча с заместителем Генерального секретаря ООН Б.Пэскоу и другими должностными лицами Секретариата ООН.
2 марта с.г. после большой подготовительной работы представителей ОДКБ и постпредов государств-членов в ООН 64-я сессия Генеральной Ассамблеи приняла резолюцию о сотрудничестве между ООН и ОДКБ, что стало новым важным этапом расширения взаимодействия между двумя организациями.
18 марта с.г. в Москве генеральные секретари ОДКБ и ООН подписали согласованную в сжатые сроки Совместную Декларацию о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ООН, расширяющую возможности их более оперативного взаимодействия. Начата проработка вопросов весьма перспективного взаимодействия с Департаментом Секретариата ООН по миротворчеству в связи с вступлением в силу соответствующего пакета документов Организации. Таким образом, создана база для целенаправленного расширения взаимополезных контактов и практического сотрудничества по широкому кругу вопросов.
По инициативе ОДКБ 12 октября с.г. в Москве проведена рабочая встреча высших административно-должностных лиц ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС. Были предметно обсуждены вопросы взаимодействия по направлениям, являющимся приоритетными для этих организаций. По итогам конструктивного обмена мнениями принято решение о создании совместной рабочей группы на уровне заместителей высших административно-должностных лиц для подготовки сводного плана действий и последующей координации его реализации.
В этих условиях особенно актуальным становится развитие конкретного сотрудничества с ШОС. Приоритетными направлениями такого взаимодействия ОДКБ и ШОС в складывающейся обстановке могли бы стать вопросы, связанные с Афганистаном, включая наркоугрозу.
14 декабря 2009 года вступил в силу Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ. На его основе 24 февраля с.г. был подписан План мероприятий по взаимодействию Секретариата ОДКБ и Исполнительного комитета СНГ. На данном этапе идет согласование проекта такого плана на трехлетний период.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Решение Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года
"О Ежегодном докладе Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности"
О документе
Дата принятия: | 10/12/2010 |
Состояние документа: | Действует |
Органы эмитенты: |
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) |
Опубликование документа
Нет данных