Действует

РЕШЕНИЕ СОВЕТА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

от 10 декабря 2010 года

О Ежегодном докладе Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности

Совет коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, отмечая выполнение решений сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, состоявшейся 14 июня 2009 года в г. Москве, констатируя реализацию задач, поставленных в Приоритетных направлениях деятельности Организации Договора о коллективной безопасности в 2009-2010 годах, и в соответствующей части Плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности на 2006-2010 годы, подтверждая приверженность Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) формированию общей системы коллективной безопасности, решил:

1. Принять к сведению прилагаемый Ежегодный доклад Генерального секретаря ОДКБ.

2. Генеральному секретарю ОДКБ совместно с Постоянным Советом при ОДКБ представить к 1 февраля 2011 года на утверждение Председателя Совета коллективной безопасности ОДКБ проект Плана мероприятий по реализации решений декабрьской (2010 г.) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ.

Совершено в городе Москве 10 декабря 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

 

За Республику Армения

За Российскую Федерацию

За Республику Беларусь

За Республику Таджикистан

За Республику Казахстан

За Республику Узбекистан

За Кыргызскую Республику

 

Приложение

к Решению Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года "О Ежегодном докладе Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности"

Ежегодный доклад Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности

В отчетный период основные усилия Организации были сосредоточены на реализации решений сессий Совета коллективной безопасности (февраль и июнь 2009 года), указаний неформальных встреч глав государств-членов (август 2009 года, май и август 2010 года), а также Приоритетных направлений деятельности ОДКБ в 2009-2010 годы при должном учете тенденций развития обстановки в мире и зоне ответственности Организации.

Новой составной частью системы коллективной безопасности, отвечающей вызовам современности, стали созданные в 2009 году Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (КСОР). Работа Организации была нацелена на доработку нормативной правовой базы указанных сил, их практическое формирование и подготовку КСОР к выполнению задач по предназначению, включая их оснащение современным вооружением и военной техникой.

В соответствии со вступившим в силу Соглашением о миротворческой деятельности ОДКБ осуществлялось формирование миротворческих контингентов, предназначенных для комплектования Миротворческих сил ОДКБ. Проведен первый учебно-методический сбор ответственных за эту сферу деятельности в государствах - членах. К предстоящей сессии СКБ подготовлен, согласован и вносится на рассмотрение проект Заявления государств членов ОДКБ, в котором выражается уверенность в том, что Миротворческие силы ОДКБ могут стать эффективным инструментом поддержания мира, действуя самостоятельно или в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами.

В связи с событиями в Кыргызстане, угрожавшими дестабилизацией этой страны и всего региона Центральной Азии, ОДКБ первой направила в Бишкек свою делегацию для оценки положения на месте и стала инициатором оперативного сотрудничества с ООН, ОБСЕ и ЕС в целях координации усилий по мирному разрешению возникшего кризиса. Для выработки практических рекомендаций были проведены экстренные консультации секретарей советов безопасности. Глубокая проработка вопросов ситуации в Кыргызстане и ее влияния на регион стала приоритетной темой обсуждения двух неформальных встреч глав государств - членов ОДКБ летом этого года: в Москве сделаны оперативные и долгосрочные выводы, даны соответствующие указания, а в Ереване важнейшим решением саммита стало поручение подготовить предложения по развитию и совершенствованию действующего в ОДКБ механизма реагирования на кризисные ситуации и по внесению соответствующих изменений в уставные документы Организации.

В этой связи Секретариатом был оперативно подготовлен пакет из восьми проектов документов. Они рассматривались на консультациях представителей государств-членов в три этапа - 7 сентября, с 28 сентября по 1 октября, с 13 по 15 октября, а также на Консультациях заместителей министров иностранных дел, обороны, финансов и заместителей секретарей советов безопасности государств - членов ОДКБ 28 октября с.г. и на ряде заседаний Постоянного совета при ОДКБ. По итогам проделанной работы на рассмотрение сессии СКБ ОДКБ выносятся пять проектов документов:

- Протокол о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;

- Протокол о внесении изменений в Устав ОДКБ от 7 октября 2002 года;

- Положение о порядке реагирования ОДКБ на кризисные ситуации;

- Решение СКБ ОДКБ о внесении изменений в Правила процедуры органов ОДКБ;

- Решение СКБ ОДКБ о внесении изменений в Положение об органах ОДКБ.

Продолжалась работа по завершению претворения в жизнь положений Плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности на 2006-2010 годы.

Кроме того, в контексте динамичных изменений в международной обстановке и поступательного развития самой Организации во весь рост встала задача срочного обновления и разработки ряда ключевых документов: Концепции коллективной безопасности государствучастников Договора о коллективной безопасности, принятой еще в 1995 году; Стратегии коллективной безопасности и Системы стратегического и оперативного планирования в рамках ОДКБ, отражающих современные требования. Соответствующий проект Решения СКБ, включающий пункт о создании в этих целях рабочей группы из представителей государств-членов, был разработан Секретариатом, согласован и вносится на рассмотрение сессии.

В целях дальнейшего развития ОДКБ как многофункциональной организации безопасности активно реализовывались программные документы в сфере противодействия вызовам и угрозам, принятые в 2006-2009 годах. С учетом усложняющихся практических задач предпринимались усилия по активизации антитеррористического направления в деятельности Организации. В рамках ОДКБ с 2010/2011 учебного года организовано обучение в России граждан государств - членов ОДКБ по специальностям, связанным с обеспечением безопасности (выделено 300 мест). Начата систематическая работа в области обеспечения информационной безопасности государств-членов. В соответствии с указанием глав государств, данным на их неформальном саммите в городе Чолпон-Ата, на завершающей стадии находится вопрос о создании Центра информационных технологий.

В 2010 году осуществлен прорыв в развитии системного взаимодействия Организации с ООН. Принята резолюция Генеральной Ассамблеи о сотрудничестве ООН с ОДКБ, а также подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ООН. В процессе работы находится резолюция 65-й сессии ГА ООН о развитии взаимодействия с ОДКБ.

Сделан крупный шаг вперед в налаживании сотрудничества ведущих организаций Евразии (ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС). 12 октября с.г. состоялась первая рабочая встреча высших административно-должностных лиц этих организаций.

В полном объеме были осуществлены мероприятия, предусмотренные Планом консультаций представителей государств-членов по вопросам внешней политики, безопасности и обороны на второе полугодие 2009первое полугодие 2010 г., а также на период июль - ноябрь с.г.

Проведение в жизнь указанных решений и планов, несмотря на трудности их своевременного согласования и полномасштабной реализации, способствовало повышению уровня сотрудничества государств-членов в политической и военной сферах, в совместном противодействии угрозам безопасности, в информационном взаимодействии.

Успешно развивались связи между парламентами государств - членов ОДКБ в рамках Парламентской Ассамблеи ОДКБ. Активизировалось сотрудничество парламентариев этих стран по гармонизации нормативной базы, касающейся, в частности, вопросов безопасности, налаживалось их взаимодействие в международных структурах.

На ситуацию в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах продолжали воздействовать разноплановые глобальные и региональные факторы.

К факторам глобального действия прежде всего относились: сохраняющаяся тенденция к силовому решению кризисов; нарушения принципа недопустимости обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других государств; растущая угроза распространения ОМУ и слишком медленное продвижение в вопросах контроля над вооружениями; вызовы международного терроризма; мировой финансово-экономический кризис, ведущий в отдельных случаях к дестабилизации социально-экономической обстановки.

В число региональных факторов в первую очередь входили: очаги конфликтов и напряженности в регионах, прилегающих с юга к зоне ответственности ОДКБ (особенно тревожным оставалось положение в Афганистане); серьезные недостатки европейской системы безопасности и сопротивление ее адаптации; в целом сохраняющаяся возможность развязывания вооруженных конфликтов в Евразии.

На Европейский регион негативное влияние продолжали оказывать: расширение военного присутствия НАТО вблизи границ Беларуси и России, в частности активизация военной деятельности блока в странах Балтии; планы размещения ПРО США в Болгарии и Румынии, ракет ПВО в Польше; сохранение готовности к дальнейшему расширению Североатлантического альянса на восток.

В самом Кавказском регионе зоны ответственности ОДКБ озабоченность в первую очередь вызывали продолжавшаяся милитаризация Грузии, чреватая новыми провокациями в регионе, и наращивание военного потенциала Азербайджана в условиях нерешенности нагорно-карабахского конфликта. Тем не менее определенные надежды на ослабление напряженности были связаны с началом армяно-турецкого диалога, активностью Минской группы ОБСЕ и инициативами Президента России по проведению серии трехсторонних встреч с участием президентов Армении и Азербайджана.

Потенциальную угрозу стабильности Южного Кавказа создает также возможность раскола Ирака и вовлечения соседних государств в его внутренние дела, а также вероятность возобновления крупных военных действий в прилегающем ближневосточном регионе.

Основные внешние факторы влияния на обстановку в Центральноазиатском регионе: активизация военных действий в Афганистане; нарастающая активность террористических организаций и все более изощренные попытки распространения религиозного экстремизма; возрастающий поток наркотиков из ИРА в государства - члены ОДКБ.

Сохранялась угроза эскалации напряженности и даже военных действий в связи с иранской ядерной программой и форсированным развитием ракетного вооружения в этой стране, что негативно влияло на обстановку в Центральной Азии и на Южном Кавказе.

В 2010 году разразившийся в Киргизии внутриполитический кризис стал непосредственной угрозой дестабилизации страны и всего региона. С целью изучения положения и оценки реальных угроз, возникших для безопасности союзного государства и его соседей, в Бишкек была оперативно направлена делегация высоких представителей Секретариата ОДКБ. С 8 по 12 апреля она провела активную работу на месте со всеми сторонами, организовала рабочие встречи со спецпредставителями международных организаций. Результаты работы делегации были рассмотрены на консультациях в формате Группы высокого уровня 27 апреля с.г.

8 мая в Москве состоялась неформальная встреча глав государств членов ОДКБ, рассмотревших сложившуюся ситуацию и подготовленные делегацией рекомендации. На встрече прошло углубленное обсуждение положения в Кыргызстане и вокруг него, сделаны как оперативные, так и долгосрочные выводы.

В связи с трагическими событиями на юге Кыргызстана по инициативе председателя СКБ 14 июня были созваны срочные консультации секретарей советов безопасности государств-членов, по итогам которых были приняты решения, позволившие начать конкретную помощь народу и властям союзной страны, оказавшейся в кризисной ситуации.

На неформальном саммите ОДКБ в Ереване (20-21 августа) были подведены итоги коллективной работы по содействию Кыргызстану, даны новые поручения, в том числе по подготовке пакета предложений по совершенствованию механизма реагирования ОДКБ на кризисные ситуации и внесению изменений в уставные органы Организации.

Оперативные мероприятия Временного правительства Кыргызской Республики при содействии ОДКБ и других международных организаций способствовали выводу страны из фазы острого кризиса. Достаточно успешно был проведен общенародный референдум, прошли парламентские выборы. В целом ситуация стабилизировалась. Тем не менее в условиях сохраняющейся активности экстремистских сил, сложной социально-экономической обстановки в государстве, только что пережившем крупные потрясения, сохраняется угроза безопасности союзного государства и региона в целом.

***

Руководствуясь утвержденными Советом коллективной безопасности задачами, Организация коллективными усилиями стремилась обеспечить наиболее благоприятную внешнеполитическую обстановку для государств-членов, внести конструктивный вклад в укрепление международной безопасности. Конкретно можно отметить следующие моменты.

Во-первых, государства-члены продолжали продвигать предложение российской стороны о разработке и заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности. Особое значение в этом плане имели встречи министров иностранных дел государств - членов ОДКБ на о.Корфу (июнь 2009 г.) и в Нью-Йорке (сентябрь 2009 г.), их активная работа на министерской сессии ОБСЕ в Афинах в декабре 2009 года, а также согласование позиций по этой тематике на рабочей встрече постпредов государств - членов ОДКБ в Нью-Йорке в январе 2010 года и на неформальном заседании министров иностранных дел в Москве 25 марта с.г. В итоге этой последовательной деятельности целесообразность рассмотрения инициативы Президента России получила более широкую поддержку государственных деятелей стран Европы и Азии.

Во-вторых, председательство Республики Казахстан в ОБСЕ с января 2010 года создало новые возможности для активного продвижения инициатив и рабочих предложений не только самого Казахстана, но и его союзников по ОДКБ. Поддержаны выдвинутые Астаной Приоритеты и План действий. Реализованы предложения о проведении в этом году в Казахстане Саммита ОБСЕ (1 декабря, Астана) и неформальной встречи министров иностранных дел стран - участниц ОБСЕ в июле с.г. в Алматы, а на ее "полях" - встречи руководителей ОДКБ, СНГ, ОБСЕ, ЕС и НАТО для обсуждения насущных вопросов укрепления безопасности в Евроатлантическом регионе.

В-третьих, активно взаимодействуя с представителями Афганистана, государства - члены ОДКБ способствовали большему учету потребности ИРА в реальной помощи восстановлению страны, ее социальному и правовому развитию. На двусторонней основе они активно участвовали в оказании такой помощи. Они также играли важную роль в содействии транзиту грузов для МССБ в Афганистане. Однако коллективные действия в рамках ОДКБ на афганском направлении проводить не удавалось.

В-четвертых, последовательные выступления государств-членов против размещения в Европе третьего позиционного района ПРО США, а также против форсированного расширения НАТО на пространство СНГ были одним из факторов воздействия на формирование позиций США и всего Альянса.

В то же время следует отметить, что усилия государств-членов далеко не всегда приносили искомые результаты. Так, не произошло подвижек в принципиальном подходе НАТО к возможности дальнейшего расширения Альянса, не удалось также добиться изменения позиции большинства участников ДОВСЕ в той мере, которая позволила бы приступить к восстановлению эффективного механизма контроля над вооружениями в Европе.

Тем не менее положительный опыт скоординированной работы государств-членов свидетельствует о возможностях реального продвижения интересов Организации в целом и ее отдельных членов, подтверждает вывод о необходимости еще более тесного взаимодействия.

II

В своей деятельности Организация руководствовалась линией на "активизацию взаимодействия в международных делах в целях решения внешнеполитических задач, укрепления позиций государств - членов ОДКБ в современном мире", которая была одобрена в Заявлении Московской (2009 года) сессии СКБ.

Особое значение для выработки единых подходов и согласованных позиций по актуальным вопросам международной повестки дня имели официальные и рабочие контакты глав государств-членов за весь межсессионный период. Конструктивным, в частности, был обмен мнениями в ходе неформальных встреч президентов в Чолпон-Ате (31 июля - 1 августа 2009 года), Москве (8 мая 2010 года) и Ереване (20-21 августа 2010 года).

Важным этапом развития внешнеполитического взаимодействия стали итоги неформального заседания СМИД в Москве 25 марта с.г. На нем достигнуто согласие относительно мер по консолидированной поддержке инициатив Республики Казахстан в качестве председательствующего государства в ОБСЕ в 2010 году и по продвижению совместных приоритетов государств членов ОДКБ в этом формате. В принятом на заседании заявлении по ДНЯО было выражено единое мнение о необходимости обеспечения устойчивого функционирования этого Договора и выражена готовность государств - членов ОДКБ к конструктивной работе в целях обеспечения успеха Конференции 2010 года по рассмотрению действия ДНЯО. Министры выступили также с Заявлением о взаимодействии в работе над Договором о европейской безопасности, акцентировав свою поддержку ключевых положений проекта ДЕБ, распространенного Российской Федерацией.

Весьма полезными были уже упоминавшиеся рабочие встречи министров иностранных дел государств - членов Организации. В качестве примера следует упомянуть их содержательную встречу в Нью-Йорке 23 сентября с.г. на "полях" 65-й сессии ГА ООН. Существенный вклад в развитие взаимодействия государств-членов вносили также их регулярные личные контакты в ходе двусторонних визитов и встреч в многосторонних форматах.

Одним из важнейших направлений работы оставалось развитие сотрудничества с международными организациями, занимающимися решением проблем безопасности. Прежде всего, речь шла об Организации Объединенных Наций и таких ее органах, как Контртеррористический комитет и Управление ООН по наркотикам и преступности.

В отчетный период контакты ОДКБ с ООН существенно активизировались. 13 января с.г. Генеральный секретарь ОДКБ выступил на заседании Совета безопасности ООН, посвященном проблематике взаимодействия ООН с региональными организациями. В рамках участия Генерального секретаря ОДКБ в работе 65-й сессии ГА ООН в сентябре с.г. состоялась его встреча с заместителем Генерального секретаря ООН Б.Пэскоу и другими должностными лицами Секретариата ООН.

2 марта с.г. после большой подготовительной работы представителей ОДКБ и постпредов государств-членов в ООН 64-я сессия Генеральной Ассамблеи приняла резолюцию о сотрудничестве между ООН и ОДКБ, что стало новым важным этапом расширения взаимодействия между двумя организациями.

18 марта с.г. в Москве генеральные секретари ОДКБ и ООН подписали согласованную в сжатые сроки Совместную Декларацию о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ООН, расширяющую возможности их более оперативного взаимодействия. Начата проработка вопросов весьма перспективного взаимодействия с Департаментом Секретариата ООН по миротворчеству в связи с вступлением в силу соответствующего пакета документов Организации. Таким образом, создана база для целенаправленного расширения взаимополезных контактов и практического сотрудничества по широкому кругу вопросов.

По инициативе ОДКБ 12 октября с.г. в Москве проведена рабочая встреча высших административно-должностных лиц ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС. Были предметно обсуждены вопросы взаимодействия по направлениям, являющимся приоритетными для этих организаций. По итогам конструктивного обмена мнениями принято решение о создании совместной рабочей группы на уровне заместителей высших административно-должностных лиц для подготовки сводного плана действий и последующей координации его реализации.

В этих условиях особенно актуальным становится развитие конкретного сотрудничества с ШОС. Приоритетными направлениями такого взаимодействия ОДКБ и ШОС в складывающейся обстановке могли бы стать вопросы, связанные с Афганистаном, включая наркоугрозу.

14 декабря 2009 года вступил в силу Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ. На его основе 24 февраля с.г. был подписан План мероприятий по взаимодействию Секретариата ОДКБ и Исполнительного комитета СНГ. На данном этапе идет согласование проекта такого плана на трехлетний период.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Решение Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года
"О Ежегодном докладе Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности"

О документе

Дата принятия: 10/12/2010
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Опубликование документа

Нет данных