Дата обновления БД:
06.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
447 / 1070
Всего документов в БД:
138455
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ
от 16 февраля 2010 года №5-рп/2010
По делу по конституционному обращению Акционерного общества "Страховая компания "Аванте" относительно официального толкования положений части второй статьи 1 Закона Украины "О системе налогообложения", статьи 15 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий"
(по состоянию на 3 марта 2010 года)
Дело №1-5/2010
ИМЕНЕМ УКРАИНЫ
Конституционный Суд Украины в составе судей:
Стрижака Андрея Андреевича - председательствующего,
Баулина Юрия Васильевича,
Бринцева Василия Дмитриевича,
Вдовиченко Сергея Леонидовича,
Головина Анатолия Сергеевича,
Джуня Вячеслава Васильевича,
Дидковского Анатолия Александровича,
Домбровского Ивана Петровича,
Кампа Владимира Михайловича,
Колоса Михаила Ивановича,
Лилака Дмитрия Дмитриевича - докладчика,
Маркуш Марии Андреевны,
Мачужак Ярославы Васильевны,
Никитина Юрия Ивановича,
Овчаренко Вячеслава Андреевича,
Стецюка Петра Богдановича,
Ткачука Павла Николаевича,
Шишкина Виктора Ивановича,
рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному обращению Акционерного общества "Страховая компания "Аванте" относительно официального толкования положений части второй статьи 1 Закона Украины "О системе налогообложения" от 25 июня 1991 года N 1251-XII (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., N 39, ст. 51) с последующими изменениями и статьи 15 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28 декабря 1994 года N 334/94-ВР (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995 г., N 4, ст. 28) с последующими изменениями.
Поводом для рассмотрения дела в соответствии со статьями 42, 43 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное обращение Акционерного общества "Страховая компания "Аванте".
Основанием для рассмотрения дела в соответствии со статьей 94 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является наличие неоднозначного применения положений части второй статьи 1 Закона Украины "О системе налогообложения", статьи 15 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" судами общей юрисдикции и органами государственной налоговой службы.
Заслушав судью-докладчика Лилака Д.Д. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:
1. Субъект права на конституционное обращение - Акционерное общество "Страховая компания "Аванте" (далее - Общество) - обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством дать официальное толкование положений:
- части второй статьи 1 Закона Украины "О системе налогообложения" от 25 июня 1991 года N 1251-XI с последующими изменениями (далее - Закон N 1251), в соответствии с которой Верховная Рада Автономной Республики Крым (далее - Верховная Рада АРК) и сельские, поселковые, городские советы (далее - советы ) могут устанавливать дополнительные льготы относительно налогообложения в границах сумм, которые поступают в их бюджеты;
- статьи 15 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28 декабря 1994 года N 334/94-ВР с последующими изменениями (далее - Закон N 334), согласно которой ставки налога на прибыль, льготы относительно налога, объект налогообложения, порядок начисления налогооблагаемой прибыли, сроки и порядок уплаты и зачисления налога в бюджеты могут устанавливаться и меняться только путем внесения изменений в этот Закон относительно права сельского совета устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль предприятиям коммунальной формы собственности в границах сумм, которые поступают в его бюджет.
Общество указывает, что оно является коммунальным предприятием Черкасско-Лозовского сельского совета и в соответствии с Законом N 1251 и Законом N 334 - плательщиком налогов на прибыль, который хотя и является общегосударственным налогом, но в соответствии с пунктом 15 статьи 69 Бюджетного кодекса Украины (далее - Кодекс) относится к доходам местного бюджета. На основании части второй статьи 1 Закона N 1251 сельский совет установил Обществу льготу относительно этого налога, в связи с чем возникли спорные правоотношения между ним и сельским советом, с одной стороны, и государственной налоговой инспекцией - с другой, которая считает, что в соответствии со статьей 15 Закона N 334 сельские советы не имеют права принимать решения об установлении льгот по налогу на прибыль. Вследствие судебных рассмотрений указанного вопроса как в этом, так и в других аналогичных делах имеет место неоднозначное применение положений части второй статьи 1 Закона N 1251, статьи 15 Закона N 334. Как на доказательство приведенного автор ходатайства ссылается на акт проверки Общества по вопросам соблюдения требований налогового и валютного законодательства Украины Дергачевской межрайонной государственной налоговой инспекции Харьковской области от 18 июля 2008 года, постановление от 17 марта 2009 года и определение от 24 марта 2004 года Верховного Суда Украины, постановление от 6 ноября 2008 года и определение от 21 августа 2007 года Высшего административного суда Украины, определение Харьковского апелляционного административного суда от 2 июня 2008 года, решение Креминского районного суда Луганской области от 29 августа 2003 года, определение апелляционного суда Луганской области от 19 ноября 2003 года, в которых содержатся противоположные выводы относительно применения указанных положений Закона N 1251, Закона N 334.
2. Свои позиции относительно предмета конституционного обращения высказали Верховный Суд Украины, Высший административный суд Украины, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, Министерство регионального развития и строительства Украины, Министерство финансов Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Луганский городской совет, ученые Института бюджета и социально-экономических исследований, Национального университета государственной налоговой службы Украины, Института экономико-правовых исследований НАН Украины, Тернопольского национального экономического университета и Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетмана.
3. Проведенный Конституционным Судом Украины системный анализ норм Конституции и законов Украины, которые определяют статус местного самоуправления и его органов, их компетенцию в сфере бюджетных и налоговых отношений относительно инициируемого в конституционном обращении вопроса, дает основания для таких выводов.
3.1. Важным признаком демократического устройства государства, составляющей ее конституционного строя является местное самоуправление, которое признается и гарантируется на конституционном уровне и является одной из форм осуществления народовластия (часть вторая статьи 5, статья 7 Конституции Украины).
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Решение Конституционного Суда Украины от 16 февраля 2010 года №5-рп/2010
"По делу по конституционному обращению Акционерного общества "Страховая компания "Аванте" относительно официального толкования положений части второй статьи 1 Закона Украины "О системе налогообложения", статьи 15 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий"
О документе
Номер документа: | 5-рп/2010 |
Дата принятия: | 16/02/2010 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 16/02/2010 |
Органы эмитенты: |
Судебные органы |
Опубликование документа
Вісник Конституційного суду України - 2010 р., № 2, стор. 42
Офіційний вісник України вiд 22.03.2010 - 2010 р., № 18, стор. 13, стаття 808, код акту 49880/2010
Редакции документа
Текущая редакция принята: 03/03/2010
Ссылка на Закон Украины О Конституционном Суде Украины :: Статья 42. Конституционное обращение
Ссылка на Закон Украины О системе налогообложения
Ссылка на Закон Украины О налогообложении прибыли предприятий
Ссылка на Бюджетный кодекс Украины :: Статья 69.
Ссылка на Закон Украины О местном самоуправлении в Украине
Ссылка на Декрет Кабинета Министров Украины О местных налогах и сборах
Ссылка на Закон Украины О системе налогообложения :: Статья 7. Порядок установления налоговых ставок
Ссылка на Закон Украины О местном самоуправлении в Украине :: Статья 63. Доходы местных бюджетов
Ссылка на Бюджетный кодекс Украины :: 3. Бюджетная классификация имеет такие составные части:
Ссылка на Бюджетный кодекс Украины :: Статья 9. Классификация доходов бюджета
Ссылка на Бюджетный кодекс Украины :: Статья 96. Виды межбюджетных трансфертов
Ссылка на Бюджетный кодекс Украины :: Статья 108. Порядок перечисления межбюджетных трансфертов
Ссылка на Конституция Украины :: Статья 150. К полномочиям Конституционного Суда Украины относится:
Ссылка на Конституция Украины :: Статья 5. Украина является республикой.
Ссылка на Конституция Украины :: Статья 92. Исключительно законами Украины определяются:
Ссылка на Бюджетный кодекс Украины :: Статья 7. Принципы бюджетной системы Украины
Ссылка на Закон Украины О местном самоуправлении в Украине :: Статья 61. Местные бюджеты
Ссылка на Закон Украины О системе налогообложения :: 2) коммунальный налог.
Ссылка на Закон Украины О системе налогообложения :: 2) сбор за припарковку автотранспорта;
Ссылка на Закон Украины О системе налогообложения :: 3) рыночный сбор;
Ссылка на Закон Украины О системе налогообложения :: 4) сбор за выдачу ордера на квартиру;
Ссылка на Закон Украины О системе налогообложения :: 14) сбор с владельцев собак;
Ссылка на Закон Украины О плате за землю
Ссылка на Бюджетный кодекс Украины :: Статья 81. Понятие и цель регулирования межбюджетных отношений
Ссылка на Закон Украины О налогообложении прибыли предприятий :: Статья 10. Ставка налога
Ссылка на Закон Украины Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине
Ссылка на Закон Украины О налогообложении прибыли предприятий :: 7.8. Налогообложение дивидендов