Действует

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

в Министерстве юстиции Украины

4 декабря 2009 г.

№1166/17182

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ УКРАИНЫ

от 1 октября 2009 года 1014

Об утверждении Правил технической эксплуатации межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Украины

В целях обеспечения функционирования межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Украины, в соответствии со статьей 11 Закона Украины "О железнодорожном транспорте", пунктом 4 Положения о Министерстве транспорта и связи Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.06.2006 N 789, и статьей 68 Устава железных дорог Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.04.98 N 457, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила технической эксплуатации межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Украины (прилагаются).

2. Департаменту железнодорожного транспорта (Макаренко М.В.):

2.1. Обеспечить представление настоящего приказа в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

2.2. Довести настоящий приказ до сведения заинтересованных предприятий, учреждений и организаций.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Украины от 27.11.2000 N 654 "Об утверждении Правил технической эксплуатации межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Украины", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29.12.2000 за N 968/5189.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Бадагова В.Ф.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Первый заместитель Министра В.Шевченко

Утверждены Приказом Министерства транспорта и связи Украины от 1 октября 2009 года №1014

Правила технической эксплуатации межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Украины

I. Общие положения

1. Правила технической эксплуатации межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Украины (далее - ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта и его работников, основные размеры, нормы содержания колеи, сооружений, устройств и подвижного состава и требования, относящиеся к ним, систему организации движения во время выполнения поездной и маневровой работы, принципы сигнализации.

2. ПТЭ обязательны для всех предприятий и организаций межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Украины, а также проектных, проектно-конструкторских организаций, разрабатывающих проекты на реконструкцию сооружений и устройств, предприятий и организаций, которые обслуживаются на путях межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Украины и используют его технические средства.

3. Организация эксплуатации, технического обслуживания устройств и оборудования, подвижного состава и поездов, контроль за выполнением требований этих ПТЭ, выполнение поездной и маневровой работы возлагаются на работников межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Украины, которые эксплуатируют подвижной состав, технику, сооружения, приборы и оборудование.

4. В этих ПТЭ понятия, термины и их определения употребляются в следующем значении:

автоматическая локомотивная сигнализация (далее - АЛС)совокупность путевых и локомотивных устройств, предназначенных для передачи машинисту локомотива информации о допустимой скорости движения и использования ее автостопами для формирования команд на автоматическое включение автотормозов, если действия машиниста не приводят к необходимому уменьшению скорости;

автоматическая переездная светофорная сигнализация - система, состоящая из переездных светофоров, акустических сигналов, электрических рельсовых цепей и аппаратуры управления, которая обеспечивает автоматическую подачу извещения на переезд и автоматическое включение звуковой, светофорной сигнализации и автоматических шлагбаумов, когда поезд или маневровый состав занимают участок приближения;

автоматические шлагбаумы - устройства в виде бруса, предназначенные для перекрывания движения автомобилей и другого транспорта через переезд перед прохождением по нему поезда, которые приводятся в действие электроприводом под воздействием приближающегося к переезду поезда на рельсовые цепи и другие путевые датчики;

автостопы - устройства на локомотиве и рельсовом пути для автоматической остановки поезда перед запретным сигналом светофора в случае потери бдительности машинистом;

блок-участок - часть межстанционного перегона при условии автоблокировки или автоматической локомотивной сигнализации, применяемая как самостоятельное средство сигнализации и связи, которая ограничена проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей блок-участка) и станцией;

боковой путь - колея, двигаясь по которой подвижной состав отклоняется стрелочным переводом;

вагон - несамоходная единица подвижного состава, которой перевозят грузы и пассажиров;

вагоны грузовые - вагоны, предназначенные для перевозки грузов. К ним относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, специализированные вагоны для перевозки грузов: вагоны бункерного типа, термосы, рефрижераторные вагоны, в том числе автономные рефрижераторные вагоны (далее - АРВ), зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, а также специальные вагоны грузового типа;

грузовой поезд - поезд, предназначенный перевозить грузы, масса и длина которого не превышает максимальную норму, установленную графиком движения поездов на участке следования этого поезда;

ведение поезда с особой бдительностью - постоянное повышенное внимание локомотивной бригады к условиям движения поезда;

производственный район - административное подразделение предприятия межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Украины, к которому относятся: участки путей, сигнализации и связи, погрузочно-разгрузочных работ, станции, локомотивно-вагонные депо и другие подразделения;

окно - время, в течение которого приостанавливают движение поездов, или время выполнения маневровой работы для проведения ремонтно-строительных работ;

габарит приближения зданий - предельный поперечный (перпендикулярный к оси колеи) контур, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств.

Исключение могут составлять только устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, вращающаяся часть колонки при набирании воды и т.п.);

габарит погрузки - предельный поперечный (перпендикулярный к оси колеи) контур, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе в случае его расположения на прямом горизонтальном пути;

габарит подвижного состава - предельный поперечный (перпендикулярный к оси колеи) контур, в котором, не выходя наружу, должен размещаться как нагруженный, так и пустой подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути;

габарит подвижного состава (Тпр) - промежуточный габарит между габаритом Т и габаритом 1-Т для всех типов грузовых вагонов, за исключением цистерн (позволяет допускать в оборот большегрузные восьмиосные полувагоны);

габарит подвижного состава (Тц) - габарит для оборота большегрузных восьмиосных цистерн;

тормозной башмак - устройство, применяемое для закрепления подвижного состава, которое предотвращает возможное произвольное его движение;

тормозной путь - расстояние, которое проходят поезд, передаточный или маневровый состав за время с момента перевода ручки крана машиниста или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки. Тормозные пути различаются по виду торможения (служебное, полное служебное и экстренное);

торможение экстренное - торможение, которое применяется для немедленной остановки поезда, передаточного или маневрового состава, путем экстренной разрядки магистрали и реализации максимальной тормозной силы;

торможение служебное - торможение степенями определенной величины для плавного снижения скорости или остановки поезда, передаточного и маневрового состава в предварительно предусмотренном месте;

главные пути - пути перегонов, а также пути станций, которые являются непосредственным продолжением путей смежных перегонов и, как правило, не имеют отклонений на стрелочных переводах;

участок путевой блокировки - часть железнодорожной сети, оборудованная устройствами автоблокировки или полуавтоматической блокировки;

вспомогательный пост - пост на перегоне, который не имеет путевого развития и предназначен только для обслуживания пункта примыкания подъездного пути (для поездов, проезжающих по всему перегону, раздельным пунктом быть не может);

электрическая централизация стрелок и сигналов (далее - ЭЦ)комплекс устройств железнодорожной автоматики, который обеспечивает централизованное управление стрелками и светофорами и автоматический контроль на аппарате управления за положением централизованных стрелок, состоянием светофоров и рельсовых цепей;

электрожезловая система - комплекс устройств, при помощи которых осуществляется контроль состояния перегона, а право выезда на перегон подтверждается получением машинистом жезла от дежурного по станции отправления. Дальнейшая отправка других поездов на перегон не возможна до момента получения этого жезла дежурным по станции принятия;

заградительная сигнализация - заградительные (для поездов и маневровых составов) светофоры, которые установлены перед переездом и управляются дежурным по переезду;

железнодорожный путь - две рельсовые нитки, которые уложены друг от друга на определенном расстоянии и прикреплены к шпалам (брусьям);

железнодорожное транспортное средство - техническое средство, которое приводится в движение источником энергии (несамоходное), предназначено для движения по рельсовым путям и используется, чтобы перемещать людей, грузы и оборудование, предназначенное для выполнения специальных функций;

железнодорожно-строительные машины - один из видов специального подвижного состава, имеющий один или несколько рабочих органов, которые выполняют работы по строительству, по определенным видам ремонта, содержанию и техническому обслуживанию сооружений и устройств;

предохранительный тупик - тупиковый путь, предназначенный для предотвращения выхода подвижного состава на маршруты прохождения поездов;

соединительный путь - железнодорожный путь, предназначенный для соединения станции примыкания железной дороги с промышленной станцией (производственными районами и участками);

съемные подвижные единицы - съемные дрезины, ремонтные вышки на электрифицированных участках, путевые вагончики, путеизмерительные, дефектоскопические и другие тележки и подвижные единицы, которые могут быть сняты с пути вручную обслуживающими их работниками;

зональный габарит нагрузки - увеличенный габарит нагрузки для перевозки лесных грузов в полувагонах;

инструкция о порядке обслуживания и организации движения на подъездных путях - местная инструкция, регламентирующая безопасный и беспрепятственный прием, отправление и прохождение поездов, передаточных составов через промышленную станцию, безопасность внутристанционной работы и соблюдение требований охраны труда.

Инструкция составляется для промышленных станций и структурных подразделений, не имеющих станций;

руководитель маневров - работник, который непосредственно руководит действиями всех лиц, участвующих в маневрах, без указания которого машинист локомотива, проводящий маневры, не имеет права приводить локомотив в движение;

руководитель работ - ответственное лицо, на которое возложено руководство работами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах;

клиент - субъект хозяйствования, пользующийся услугами железнодорожного транспорта предприятия, в управлении которого находятся железнодорожные пути и (или) припутевые склады, и административно не входящий в состав этого предприятия;

путевой знак - постоянный указатель профиля и протяженности железнодорожных линий;

путевой пост - раздельный пункт на железнодорожных линиях, который не имеет путевого развития (блок-пост в случае полуавтоматической блокировки, пост примыкания на одноколейном перегоне с двухколейной вставкой, предузловой пост и т.п.);

пути специального назначения - предохранительные и улавливающие тупики и подъездные пути на перегонах и станциях;

контрагент - клиент, имеющий в своем управлении склады и (или) собственные пути, примыкающие к железнодорожному пути другого предприятия;

полезная длина пути - часть полной длины пути, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не препятствуя движению по соседним путям;

локомотив - тяговая самоходная машина, предназначенная для передвижения любого железнодорожного подвижного состава;

локомотивная бригада - работники, предназначенные для обслуживания локомотивов;

маневровая работа - какое-либо передвижение подвижного состава железнодорожного транспорта по станционным и другим путям для обеспечения поездной работы и производственной деятельности предприятия;

маневровый локомотив - локомотив, который по техническим характеристикам соответствует требованиям относительно выполнения маневровой работы;

маневровый состав - группа вагонов, сцепленных между собой и с локомотивом, который проводит маневры;

межпостовой перегон - перегон, ограниченный путевыми постами или путевым постом и станцией;

межстанционный перегон - перегон, ограниченный станциями, разъездами и обгонными пунктами;

опасный груз - вещества, материалы, изделия, отходы производственной и другой деятельности, которые вследствие присущих им свойств при наличии определенных факторов могут во время перевозки повлечь за собой взрыв, пожар, повреждение технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальные убытки и вред окружающей среде, а также привести к гибели, травмированию, отравлению людей, животных и которые по международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или по результатам испытаний в установленном порядке, в зависимости от степени их влияния на окружающую среду или человека, отнесены к одному из классов опасных веществ;

нерегулируемый переезд - переезд, который не оборудован устройствами переездной сигнализации и не обслуживается дежурным работником;

нецентрализованная стрелка - стрелка, острия которой переводят вручную при помощи переводного механизма, расположенного непосредственно около стрелки;

обгонный пункт - раздельный пункт на двухколейных линиях, имеющих путевое развитие, который допускает обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с главного пути на другой;

особые путевые знаки - пределы железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых, скрытых сооружений земляного полотна, наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны;

охранная стрелка - стрелка, установленная за подготовку маршрута принятия или отправления поезда в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут;

перегон - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;

передаточный состав - состав с тяговой подвижной единицей и вагонами, который передается по подъездным путям со станции примыкания железной дороги на промышленную станцию (производственный район, участок) предприятия, или с промышленной станции (производственного района, участка) предприятия на станцию примыкания железной дороги, либо с одного производственного района (участка) на другой без установленных сигналов и присвоения ему поездной нумерации;

переезд - место пересечения железных дорог на одном уровне с автомобильными дорогами или трамвайными путями;

повышенный путь - подъездной путь, как правило, необщего пользования (не относящийся к станционным путям), предназначенный для выгрузки сыпучих грузов на специализированные площадки из полувагонов (через разгрузочные люки) и думпкаров. Для удобства выгрузки сыпучих грузов на специализированные площадки материалы верхнего строения пути размещаются на специальных (железобетонных) эстакадах;

подъездные пути - пути, которые предназначены для транспортного обслуживания одного или нескольких предприятий, организаций, учреждений (заводов, фабрик, шахт, карьеров, лесоторфоразработок, электрических станций, тяговых подстанций и т.п.), связаны с общей сетью железных дорог непрерывным рельсовым путем и принадлежат железной дороге или предприятию, организации, учреждению;

подталкивающий локомотив - локомотив, предназначенный для помощи ведущему локомотиву на отдельных перегонах или части перегона (в хвосте поезда);

план формирования поездов - технико-экономический план организации вагонопотоков в поезда и одновременно план распределения работы между сортировочными, участковыми, грузовыми и другими станциями или районами по формированию-расформированию поездов;

поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, имеющими установленные сигналы, локомотивы без вагонов и специальный самоходный подвижной состав, которые отправляются на перегон;

поезд хозяйственный - поезд, который сформирован из действующего локомотива (специального самоходного подвижного состава, используемого как локомотив) и вагонов, которые выделены для специальных и технических потребностей, или локомотива и специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств на перегоне;

поездной диспетчер - сменный работник, единолично руководящий движением поездов на подчиненном ему железнодорожном участке;

поездные сигналы - сигналы, которые применяются для определения поездов, локомотивов и других подвижных единиц;

радиосвязь - связь для передачи речевой информации при помощи радиоволн, которые распространяются в пространстве и переносят энергию без проводов;

регламент переговоров - правила, регламентирующие порядок предоставления указаний и докладов, при помощи которых ведутся все разговоры между работниками, задействованными в процессе движения;

раздельный пункт - пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок-участки;

подвижной состав - локомотивы, вагоны и специальный подвижной состав;

сигнал - условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ;

сигнализация, централизация и блокировка (далее - СЦБ) - комплекс технических средств, при помощи которых обеспечивается необходимая пропускная способность на участках железнодорожных путей, безопасное движение поездов, передаточных и маневровых составов.

При помощи устройств СЦБ выполняют автоматический контроль за состоянием участков железнодорожных путей, дистанционное управление объектами железнодорожной автоматики на станциях и перегонах;

сигнальный знак - условный видимый знак, при помощи которого подается приказ или указание определенной категории работников.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Приказ Министерства транспорта и связи Украины от 1 октября 2009 года 1014
"Об утверждении Правил технической эксплуатации межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Украины"

О документе

Номер документа:1014
Дата принятия: 01/10/2009
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 1166/17182 от 04/12/2009
Начало действия документа:18/12/2009
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Офіційний вісник України вiд 18.12.2009 - 2009 р., № 95, стор. 121, стаття 3289