Утратил силу

Документ утратил силу с 5 сентября 2020 года в соответствии с Приказом директора Агентствa по управлению государственными активами Республики Узбекистан от 1 мая 2020 года №01/11-15/62

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Узбекистан

28 октября 2009 года №2025

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

от 6 октября 2009 года №01/19-18/20

Об утверждении Национального стандарта оценки имущества Республики Узбекистан "Оценка стоимости имущества в целях приватизации"

(В редакции Постановлений Государственного комитета Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом, зарегистрированных Министерством юстиции Республики Узбекистан от  01.06.2016 г. №2025-1, 19.05.2017 г. №2025-2, Постановления Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 01.03.2018 г. №2025-3, Приказа директора Агентствa по управлению государственными активами Республики Узбекистан, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 11.03.2019 г. №2025-4)

В соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об оценочной деятельности", Постановлениями Президента Республики Узбекистан от 26 апреля 2006 г. №ПП-335 "О мерах по совершенствованию деятельности Госкомимущества Республики Узбекистан" и от 24 апреля 2008 г. №ПП-843 "О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг" Государственный комитет Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом постановляет:

1. Утвердить Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан "Оценка имущества в целях приватизации" согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

Председатель Государственного Комитета по управлению государственным имуществом

Д.Мусаев

Приложение

к Постановлению Госкомимущества Республики Узбекистан от 6 октября 2009 года №01/19-18/20

Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан (НСОИ №8) "Оценка стоимости имущества в целях приватизации"

Настоящий Национальный стандарт оценки имущества (НСОИ №8) в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об оценочной деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., №9, ст. 208), постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 года №ПП-843 "О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., №18, ст. 145) определяет нормативное регулирование оценочной деятельности в Республике Узбекистан.

Глава I. Общие положения

1. Целью НСОИ №8 является установление норм и правил при определении стоимости объектов приватизации и отражении результатов оценки.

2. Основными задачами НСОИ №8 являются:

обеспечение согласованности действий оценщиков путем использования стандартных понятий и правил оценки объектов приватизации;

определение процедур, призванных содействовать объективности и повышению качества оценки;

установление требований к исходной информации, содержанию отчета об оценке и изложению материала, исключающему неоднозначное толкование отчетов об оценке;

содействие формированию эффективной национальной системы оценки имущества.

Глава II. Термины и определения

3. В НСОИ №8 используются следующие термины и определения:

аналог - сходный по основным экономическим, физическим и другим характеристикам с объектом оценки другой объект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях или из предложения, выдвинутого на конкурентном рынке;

дата оценки - дата, на которую определяется стоимость объекта оценки;

денежный поток - фактический или расчетный периодический доход, создаваемый поступлениями и затратами (расходами) при эксплуатации и (или) продаже имущества, приносящего доход;

дисконтирование - приведение будущих денежных потоков, ожидаемых от объекта оценки в текущую стоимость с использованием соответствующей ставки дисконтирования;

допущения - предположения оценщика, считающиеся истинными. Допущения содержат факты, условия или ситуации, влияющие на объект оценки или подходы оценки, проверка и подтверждение которых невозможны;

износ (обесценение) - потеря стоимости имущества под действием различных причин, среди которых выделяют физический износ, функциональное и внешнее (экономическое) обесценение;

индексы удорожания цен — индексы цен предприятий-производителей промышленной продукции по соответствующей графе в зависимости от вида каждой позиции объекта оценки (строительные материалы, машины оборудование, техника и технологии и т.д.), а также индексы цен производителей промышленных товаров по промышленной деятельности (B, C, D, E) Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности Республики Узбекистан;

капитализация - преобразование поступлений, ожидаемых от объекта оценки в его текущую стоимость;

контрольная доля - участие в собственности (доля в уставном фонде предприятия), обеспечивающее ее владельцу контроль над предприятием;

мультипликатор - коэффициент, показывающий соотношение между ценой или иной стоимостной основой предприятия и финансовым, производственным или вещественным показателем, характеризующим его деятельность;

ограничительные условия - ограничения, налагаемые на оценку законодательством, заказчиком или оценщиком;

риск - вероятность не достижения прогнозируемых результатов или любое отклонение от них, способные оказать влияние на стоимость объекта оценки;

специализированное имущество - имущество, которое в силу своей специфики (вызванной характером этого имущества или его структурой, особенностями конфигурации, размером, месторасположением и др.) имеет ограниченную сферу использования;

ставка дисконтирования - ставка отдачи, используемая для преобразования будущих денежных поступлений в текущую стоимость;

ставка капитализации - делитель, как правило, выраженный в процентном отношении, используемый для преобразования величины дохода за определенный период в стоимость.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 19.05.2017 г. №2025-2)
(см. предыдущую редакцию)

Глава III. Область применения

4. Объектами оценки в целях приватизации (далее - объект оценки) являются:

государственные унитарные предприятия или государственные учреждения как имущественные комплексы (далее - предприятия);

недвижимое и движимое имущество, находящееся в собственности государства;

ценные бумаги, принадлежащие государству;

доли и имущественные паи, принадлежащие государству в уставных фондах юридических лиц;

нематериальные активы, принадлежащие государству (кроме объектов интеллектуальной собственности).

Государственные активы, взаимосвязанные между собой и представляющие в совокупности имущественный комплекс без образования юридического лица, оцениваются как сумма рыночной стоимости всех активов.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 19.05.2017 г. №2025-2)
(см. предыдущую редакцию)

5. НСОИ №8 предназначен для оценочных организаций, оценщиков и заказчиков оценочных услуг и подлежит обязательному применению при оказании услуг по оценке стоимости объектов оценки в целях приватизации и проверке достоверности отчетов об оценке приватизируемого имущества.

В случае, когда оценке подлежат одновременно принадлежащие государству акции (доли) и не принадлежащие государству акции (доли) одного и того же предприятия, то в данном случае оценка осуществляется в соответствии с требованиями НСОИ №8.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 19.05.2017 г. №2025-2)
(см. предыдущую редакцию)

6. НСОИ №8 не распространяется на оценку стоимости:

объектов оценки реализуемых в рамках процедур банкротства;

приватизируемого государственного жилищного фонда (за исключением объектов государственного жилищного фонда, подлежащих приватизации по рыночной стоимости);

воздушных и водных транспортных средств;

объектов интеллектуальной собственности, подлежащих приватизации в качестве обособленных объектов оценки.

(В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Постановлением, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 19.05.2017 г. №2025-2)
(см. предыдущую редакцию)

7. Стоимость объекта оценки, определенная в соответствии с НСОИ N 8 является рекомендуемой для назначения начальной цены объекта приватизации. Цена, установленная в случае состоявшейся сделки при приватизации, может отличаться от стоимости, определенной при проведении оценки.

8. При применении НСОИ №8 следует руководствоваться Методическими указаниями, приведенными в приложении к настоящему НСОИ №8.

Глава IV. Взаимосвязь со стандартами бухгалтерского учета

9. Определение термина "износ" в оценочной практике необходимо отличать по смыслу от подобного термина, используемого в бухгалтерском учете (амортизационные начисления). В связи с этим, термины "износ" или "начисленный износ" оценщики должны использовать в соответствии с общими принципами и понятиями оценки, отраженными в Национальном стандарте Республики Узбекистан оценки имущества (НСОИ №1) (peг. №1604 от 24.07.2006 г.) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., №30, ст. 302).

Определения "основные средства", "товарно-материальные запасы", "нематериальные активы", "первоначальная стоимость", "текущая стоимость", "остаточная (балансовая) стоимость" следует понимать так же, как они используются в бухгалтерском учете.

10. Основное различие НСОИ с документами финансовой отчетности заключается в том, что денежное выражение стоимости, применяемой при оценке объекта оценки, является не историческим фактом, а оценкой полезности объекта в конкретный момент времени в соответствии с выбранным видом стоимости. Эта оценка стоимости может отличаться от стоимости, отраженной в финансовой отчетности.

Глава V. Требования стандарта

11. Оценка стоимости объекта оценки в целях приватизации состоит из следующих этапов:

определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки;

идентификация объекта оценки; сбор и анализ информации;

анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки (для случаев, предусмотренных НСОИ №8);

выбор, обоснование и применение подходов и методов оценки;

согласование результатов, примененных подходов оценки и расчет итоговой стоимости объекта оценки;

составление отчета об оценке.

§ 1. Определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки

12. Задание на оценку составляется заказчиком совместно с оценочной организацией и оформляется как приложение к договору об оценке объекта оценки. Задание на оценку должно содержать:

наименование и описание объекта оценки;

дату оценки;

цель (цели) оценки и предполагаемое использование результатов оценки;

вид стоимости, соответствующий цели оценки;

ограничительные условия;

перечень исходной информации, которая должна быть представлена заказчиком или уполномоченным им лицом;

сроки проведения оценочных работ.

В зависимости от цели оценки и особенностей объекта оценки задание на оценку может содержать дополнительные условия.

13. При приватизации государственного имущества определяется рыночная стоимость объекта оценки, если иное не установлено решениями распорядителя объектов государственной собственности. В зависимости от целей оценки также наряду с рыночной может определяться стоимость, отличная от рыночной. В обстоятельствах, когда необходимо установление отличной от рыночной стоимости, причины применения и различия между определяемой и рыночной стоимостью должны быть раскрыты и описаны в отчете об оценке.

14. Вид определяемой стоимости должен быть установлен в задании на оценку и в последующем отражен и разъяснен в отчете об оценке.

§ 2. Идентификация объекта оценки

15. При идентификации объекта оценки оценщик устанавливает соответствие представленной документации фактическому состоянию объекта оценки и имущественных прав на него. Также проводится анализ возможных допущений и ограничительных условий, которые могут возникнуть в процессе оценки.

16. Идентификация объекта оценки осуществляется оценщиком на основе предоставленной заказчиком и (или) уполномоченным им лицом документации путем осмотра, обмера, фотографирования (при необходимости), изучения фактического наличия и состояния объекта оценки, его описания, включающего наименование объекта, его организационно- правовую форму, местоположение, физический состав, технические характеристики и другие сведения, отражающие специфические особенности объекта оценки.

17. При оценке акций, долей (паев) оценщик должен провести идентификацию прав собственника на данные объекты на соответствие документам, представленным заказчиком или уполномоченным им лицом, а именно: учредительным документам предприятия (эмитента) и данным Центрального депозитария ценных бумаг и (или) инвестиционного посредника.

(Пункт 17 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.05.2017 г. №2025-2)
(см. предыдущую редакцию)

18. По согласованию с заказчиком идентификация объекта оценки (его составляющих) может носить ограниченный характер в связи со спецификой деятельности объекта оценки и (или) количеством единиц основных средств.

Ограниченный характер идентификации объекта оценки указывается в задании на оценку наряду с ограничительными условиями.

19. При выявлении фактов расхождения предоставленной документации и фактического состояния объекта оценки и имущественных прав на него, оценщик обязан проинформировать об этом заказчика и (или) лица, предоставившего документацию и потребовать внесения в нее соответствующих корректировок.

В случае отказа заказчика и (или) лица, предоставившего документацию привести ее в соответствие с требованиями оценщика или невозможности внесения в нее необходимых корректировок, оценщик может отказаться от проведения оценки или по согласованию с заказчиком осуществить оценку исходя из фактического состояния объекта оценки, отразив факт расхождения предоставленной документации и состояния объекта оценки в отчете об оценке.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан (НСОИ №8) "Оценка стоимости имущества в целях приватизации" Глава I. Общие положения Глава II. Термины и определения Глава III. Область применения Глава IV. Взаимосвязь со стандартами бухгалтерского учета Глава V. Требования стандарта § 1. Определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки § 2. Идентификация объекта оценки § 3. Сбор и анализ информации § 4. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки § 5. Выбор, обоснование и применение подходов и методов оценки § 6. Согласование результатов, примененных подходов оценки и расчет итоговой стоимости объекта оценки § 7. Составление отчета об оценке Глава VI. Требования, в отношении раскрытия информации Глава VII. Условия отступления от стандарта Приложение Глава I. Термины и определения Глава II. Определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки Глава III. Идентификация объекта оценки Глава IV. Сбор и анализ информации Глава V. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки Глава VI. Выбор, обоснование и применение подходов и методов оценки § 1. Доходный подход § 2. Сравнительный подход § 3. Затратный подход § 4. Согласование результатов оценки, полученных в рамках примененных подходов и расчет итоговой стоимости объекта оценки Глава VII. Составление отчета об оценке

Постановление Государственного комитета Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом от 6 октября 2009 года №01/19-18/20
"Об утверждении Национального стандарта оценки имущества Республики Узбекистан "Оценка стоимости имущества в целях приватизации"

О документе

Номер документа:01/19-18/20
Дата принятия: 06/10/2009
Состояние документа:Утратил силу
Регистрация в МинЮсте: № 2025 от 28/10/2009
Начало действия документа:07/11/2009
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:05/09/2020

Документ утратил силу с 5 сентября 2020 года в соответствии с Приказом директора Агентствa по управлению государственными активами Республики Узбекистан от 1 мая 2020 года №01/11-15/62

Опубликование документа

Собрание законодательства Республики Узбекистан, №44, 2009 года, Ст. 474

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан - с 7 ноября 2009 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 27/02/2019  документом  Приказ директора Агентствa по управлению государственными активами Республики Узбекистан О внесении изменений... № 01/10-10/51 от 27/02/2019
Вступила в силу с: 12/03/2019


Редакция от 05/02/2018, принята документом Постановление Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции О внесении... № 01/19-10/09 от 05/02/2018
Вступила в силу с: 01/03/2018


Редакция от 16/05/2017, принята документом Постановление Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции О внесении... № 01/27-26/06 от 16/05/2017
Вступила в силу с: 01/07/2017


Редакция от 26/05/2016, принята документом Постановление Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции О внесении дополнений в... № 01/27-26/34 от 26/05/2016
Вступила в силу с: 06/06/2016


Первоначальная редакция от 06/10/2009