Действует

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

от 12 сентября 2008 года

Об обзоре торговой политики Республики Армения

Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:

1. Принять к сведению Обзор торговой политики Республики Армения.

2. Направить указанный Обзор в правительства государств-участников СНГ для информирования заинтересованных министерств и ведомств.

3. Поручить Исполнительному комитету СНГ в месячный срок поместить указанный Обзор на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

 

Председатель

Экономического совета

Содружества Независимых Государств А.КОБЯКОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Обзор торговой политики Республики Армения

Обзор торговой политики Республики Армения составлен в соответствии с Порядком проведения обзоров торговой политики государств-участников СНГ, утвержденным Решением Экономического совета Содружества Независимых Государств от 15 марта 2002 года.

Обзор подготовлен Исполнительным комитетом СНГ на основании национального доклада, представленного Министерством экономического развития Республики Армения, и имеющейся у Исполнительного комитета СНГ информации по данному вопросу.

Целью обзоров торговой политики является достижение государствами-участниками СНГ транспарентности торговой политики, содействие соблюдению правил, норм и обязательств, зафиксированных в международных договорах и документах по вопросам формирования и эффективного функционирования зоны свободной торговли, а также регулярное проведение объективной оценки основных показателей торговой политики и практики государств-участников СНГ, их влияния на развитие взаимной торговли.

1. Режим торговой политики

Торговая политика Республики Армения регламентируется режимами, установленными законодательными и нормативными актами, двух- и многосторонними межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Целями торговой политики Республики Армения являются:

- либерализация внешней торговли, упрощение механизма экспорта и импорта, тарифного и нетарифного регулирования;

- защита интересов товаропроизводителей, содействие увеличению экспорта местной продукции;

- содействие развитию внешних экономических связей;

- содействие целенаправленным мероприятиям по обеспечению качества импортируемой продукции в целях защиты прав потребителей;

- содействие предотвращению незаконного продвижения через таможенную границу наркотиков, оружия, предметов исторического, этнографического и культурного значения, а также подлежащих уничтожению растений и животных.

Нормативно-правовая база торговой политики Республики Армения:

- Указ Президента Республики Армения от 1 апреля 1992 года "О внешнеторговой деятельности Республики Армения";

- Закон Республики Армения от 31 июля 1994 года "Об иностранных инвестициях";

- Закон Республики Армения от 14 мая 1997 года "О налоге на добавленную стоимость";

- Закон Республики Армения от 27 декабря 1997 года "О налоге на прибыль";

- Гражданский кодекс Республики Армения от 5 мая 1998 года;

- Таможенный кодекс Республики Армения от 6 июля 2000 года;

- Закон Республики Армения от 27 июля 2000 года "Об акцизном налоге";

- Антимонопольный закон Республики Армения от 6 ноября 2000 года;

- Закон Республики Армения от 18 апреля 2001 года "О защите внутреннего рынка";

- Закон Республики Армения от 26 июня 2001 года "О защите прав потребителей";

- постановления Правительства Республики Армения и другие нормативные акты.

1.1. Армения и ВТО

Республика Армения закончила переговоры по вступлению в ВТО в ноябре 2002 года и стала полноправным членом этой организации 5 февраля 2003 года.

Торгово-экономическое законодательство Республики Армения находится в соответствии с нормами и принципами ВТО. В целях обеспечения качественно нового уровня экономической интеграции и глобализации Правительство Республики Армения поддерживает либерализационные принципы, зафиксированные в ходе переговорного раунда в г. Дохе, и в рамках ВТО принимает активное участие в текущих переговорных процессах.

Между Арменией и другими членами этой организации действует режим наибольшего благоприятствования во внешней торговле. Из стран, не являющихся членами ВТО, на основании подписанных торговых соглашений режим наибольшего благоприятствования применяется с Вьетнамом, Ираном, Ливаном и Сирией.

В 2005 году решением Правительства Республики Армения было создано постоянное представительство и назначен постоянный представитель Республики Армения в ВТО.

Армения принимает активное участие в повседневной работе секретариата ВТО, а также в работе рабочих групп по присоединению к ВТО основных торговых партнеров.

1.2. Соглашения о создании зоны свободной торговли СНГ

Республика Армения, являясь стороной Соглашения о создании зоны свободной торговли СНГ от 15 апреля 1994 года, в торговле с государствами-участниками СНГ руководствуется подписанными двусторонними Соглашениями о свободной торговле с Республикой Беларусь, Грузией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Украиной. Этими соглашениями предусматривается взаимное неприменение таможенных пошлин и налогов.

С Республикой Беларусь и Российской Федерацией подписаны Протоколы об изъятиях из режима свободной торговли. Срок действия указанных Протоколов истекает 1 января 2012 года.

В Армении установлен открытый торговый режим с государствами-участниками СНГ. Правительство Республики Армения поддерживает Концепцию экономического интеграционного развития СНГ и является сторонником развития двусторонних связей в рамках договоренностей СНГ с учетом реальной ситуации в каждом государстве-участнике СНГ и мирового опыта формирования региональных экономических сообществ.

2. Меры торговой политики

2.1. Регулирование импорта

Требования к регистрации и документации

Организации и отдельные предприниматели, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, должны регистрироваться в тех таможенных органах, где совершаются таможенные оформления товаров, перевозимых с их стороны через таможенную границу. В этих органах для каждого участника внешнеторговой деятельности открывается индивидуальная папка организации, где хранятся копии всех документов, представляемых с их стороны таможенным службам.

В целях осуществления таможенного контроля в соответствии с Постановлением Правительства Республики Армения от 15 мая 2001 года N 413 со стороны таможенных служб требуются следующие документы:

- устав организации;

- документ о государственной регистрации;

- счет учета налогоплательщика;

- справка, выданная обслуживающим банком о расчетном счете предприятия;

- доверенность со стороны организации о разрешении на установление отношений с таможенными службами;

- таможенная декларация;

- копия документа таможенного оформления товаров, провозимых через таможенную границу Республики Армения;

- декларация о деталях таможенной стоимости;

- документ, обосновывающий перевозку товара (товарно-транспортная накладная);

- оригиналы документов нетарифного регулирования;

- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;

- документ, свидетельствующий о таможенных платежах, и чеки;

- квитанция о приобретении акцизных марок;

- другие документы в целях предоставления льгот, предусмотренных законодательством Республики Армения.

 

Таможенные процедуры

Товары и транспортные средства могут перемещаться через таможенную границу Республики Армения по 15 режимам, установленным Таможенным кодексом Республики Армения.

Импортируемые организациями и предпринимателями товары в таможенном пункте подвергаются предварительному внешнему осмотру, после чего на основе сопроводительных документов заполняется ведомость перевозки, по которой товары и транспортные средства направляются в тот таможенный орган, где должно производиться их таможенное оформление. В таможенном органе, производящем таможенное оформление, груз декларируется по компьютерной системе "АСИКУДА 15". На основе документов и таможенной декларации в процессе документальных оформлений осмотр товаров осуществляется следующими процедурами:

- отпуск товаров и транспортных средств без осмотра;

- частичный осмотр;

- доскональный осмотр товаров и транспортных средств.

После завершения документальных оформлений и представления декларантом документа, удостоверяющего уплату соответствующих таможенных платежей, товары и транспортные средства отпускаются. Таможенные платежи могут осуществляться через отделения банков, расположенные на территории таможни.

Товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами, также подлежат декларированию в соответствии с действующим законом.

При необходимости государственными органами Республики Армения могут осуществляться ветеринарный, санитарный и другие виды контроля.

 

Нетарифное регулирование

Нетарифные ограничения импорта

Внешнеэкономическая деятельность в Республике Армения не подлежит лицензированию.

При импорте товаров в Республику Армения квотирование не применяется.

Постановлением Правительства Республики Армения N 902 от 31 декабря 2000 года и Дополнением к нему от 29 сентября 2001 года N 913 установлен Перечень товаров, запрещенных для провоза по таможенным режимам через территорию Республики Армения.

 

Страна происхождения

Определение страны происхождения товаров, проходящих через таможенную границу Армении, осуществляется согласно Таможенному кодексу Республики Армения на основе норм, гарантированных ВТО. Определение страны происхождения товаров из государств-участников СНГ осуществляется в соответствии с положениями Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года.

 

Предотгрузочная инспекция

В Республике Армения предотгрузочная инспекция не осуществляется.

Санитарные и фитосанитарные меры, стандарты и технические требования

Таможенным органам в случаях, установленных законодательством Республики Армения, отпуск отдельных товаров производится при наличии заключений о соответствии стандартам и техническим требованиям, выданным после завершения ветеринарного, фитосанитарного и экологического контроля.

Согласно законодательству Республики Армения для ограниченного списка товаров Постановлением Правительства Республики Армения N 1149-Н от 29 июля 2004 года утвержден Перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

 

Тарифное регулирование

Акцизный налог

Товары, подлежащие обложению акцизным налогом: пиво, виноградные и прочие вина, виноматериалы, спирт и спиртные напитки, промышленные заменители табака, сигары, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей, бензин, сырая нефть и нефтепродукты, дизельное топливо, газовый конденсат и прочие газообразные углеводороды (за исключением природного газа).

Ввоз указанных товаров облагается акцизным налогом со стороны таможенных органов.

Налогооблагаемой базой считается количество (объем) товаров, выраженное в установленных законом натуральных единицах измерения, в отношении которых сумма акцизного налога исчисляется по установленным ставкам и порядку.

Акцизный налог уплачивается по следующим ставкам:

------------------------------------------------------------------
|Код        |Наименование группы      |Единица базы   |Ставка    |
|продукции  |товаров                  |налогообложения|акцизного |
|по ТН ВЭД  |                         |               |налога (в |
|           |                         |               |драмах)   |
|-----------+-------------------------+---------------+----------|
|2203       |Пиво                     |1 литр         |70        |
|-----------+-------------------------+---------------+----------|
|2204       |Виноградные и прочие     |Таможенная     |10%, но не|
|           |вина, виноматериал       |стоимость      |менее чем |
|           |                         |               |100 драмов|
|           |                         |               |за 1 литр |
|-----------+-------------------------+---------------+----------|
|2205       |Вермут и прочие          |1 литр         |500       |
|           |виноградные вина,        |               |          |
|           |содержащие растительные и|               |          |
|           |ароматические экстракты  |               |          |
|-----------+-------------------------+---------------+----------|
|2206       |Прочие напитки,          |1 литр         |180       |
|           |сброженные (сидр         |               |          |
|           |яблочный), перру (сидр   |               |          |
|           |грушевый), напиток       |               |          |
|           |медовый                  |               |          |
|-----------+-------------------------+---------------+----------|
|2207       |Этиловый спирт           |1 литр (в      |600       |
|           |                         |пересчете на   |          |
|           |                         |100% спирт)    |          |
|-----------+-------------------------+---------------+----------|
|2208       |Спиртные напитки         |Таможенная     |30%, но не|
|           |                         |стоимость      |менее чем |
|           |                         |               |380 драмов|
|           |                         |               |за 1 литр |
|-----------+-------------------------+---------------+----------|
|2403       |Промышленные заменители  |1 килограмм    |1500      |
|           |табака                   |               |          |
|-----------+-------------------------+---------------+----------|
|2709       |Сырая нефть и            |1 тонна        |27000     |
|           |нефтепродукты            |               |          |
|-----------+-------------------------+---------------+----------|
|2711 (за   |Нефтяные газы и прочие   |1 тонна        |1000      |
|исключением|газообразные углеводороды|               |          |
|271111 и   |(за исключением          |               |          |
|271121)    |природного газа)         |               |          |
------------------------------------------------------------------

Для видов товаров с содержанием спирта свыше 40%, включенных под кодом 2208, ставка налога за каждый процентный пункт, превышающий 40% содержания спирта, увеличивается на 7,5 драма, а для напитков с содержанием спирта менее 9% устанавливается 100 драмов за каждый литр.

Акцизный налог за ввозимые в Республику Армения товары, подлежащие обложению акцизным налогом, уплачивается в течение 10 дней со дня их ввоза в порядке, установленном Правительством Республики Армения.

 

Налог на добавленную стоимость

В Республике Армения налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается ввоз товаров в таможенном режиме - ввоз товаров для свободного обращения. НДС по ввозимым на внутреннюю территорию Армении товарам исчисляется и взимается таможенными органами на границе Республики Армения, за исключением:

- товаров, ввозимых организациями и индивидуальными предпринимателями, включенных в утвержденный законом перечень, за ввоз которых ставка таможенной пошлины установлена 0% и которые не подлежат обложению акцизным налогом;

- товаров, поставляемых иностранными государствами, международными межправительственными организациями, международными, иностранными и общественными (включая благотворительные), религиозными и иными организациями Республики Армения аналогичного характера, отдельными благотворителями в рамках программ гуманитарной помощи и благотворительных программ;

- товаров, вывозимых из Республики Армения.

Для импортируемых в Армению товаров, облагаемых НДС в момент ввоза, считается общая сумма их таможенной стоимости, таможенной пошлины и акцизного налога. Ставка НДС установлена 20%.

При ввозе товаров в Армению исчисление и взимание НДС таможенными органами обосновывается заполняемыми при таможенном оформлении таможенными декларациями и платежными документами.

Законодательством Республики Армения установлен перечень продукции, для которой на таможенной границе действует порядок отсрочки платежа НДС.

 

Таможенная оценка

Для определения таможенной стоимости принимается за основу цена сделки (фактически оплаченная сумма или сумма, подлежащая к оплате товаров). Таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с Таможенным кодексом Республики Армения, положения которого соответствуют нормам Соглашения об определении таможенной стоимости товара ВТО (статья VII ГАТТ).

 

Тарифы, пошлины, сборы

При импорте потребительских товаров действует адвалорная таможенная пошлина в размере 0 и 10%. Импортная пошлина 0% установлена в основном для товаров, не являющихся товаром конечного потребления.

За проведение таможенной процедуры и оформление со стороны таможенных органов применяются фиксированные ставки таможенного сбора.

Согласно Таможенному кодексу Республики Армения на бензин и дизельное топливо, ввозимые в Армению, установлены единые фиксированные платежи по налогу на добавленную стоимость и акцизному налогу.

Плательщиками фиксированных платежей на бензин и дизельное топливо считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, ввозящие бензин и дизельное топливо в Армению.

Размер фиксированного платежа за каждую ввезенную тонну устанавливается:

- для бензина - 112 000 драмов,

- для дизельного топлива - 32 500 драмов.

Фиксированный платеж уплачивается в установленном Правительством Республики Армения порядке в течение 10 дней со дня их ввоза в армянских драмах.

Единые фиксированные платежи налога на добавленную стоимость, акцизного налога и таможенной пошлины установлены на ввозимые в Республику Армения сигары, сигареты и сигариллы (далее - табачная продукция).

Плательщиками фиксированных платежей считаются физические и юридические лица, ввозящие в Армению табачную продукцию. Граждане, ввозящие табачную продукцию, считаются плательщиками в отношении части продукции, превышающей 400 сигарет или сигарилл и 10 сигар.

Плательщики исчисляют и уплачивают фиксированные платежи в следующих размерах:

------------------------------------------------------------------
|Код товара по |Наименование товара    |Размер фиксированного    |
|ТН ВЭД        |                       |платежа за ввозимую      |
|              |                       |продукцию (в драмах за   |
|              |                       |1000 штук)               |
|--------------+-----------------------+-------------------------|
|240210001     |Сигары                 |1 500 000                |
|--------------+-----------------------+-------------------------|
|240210009     |Сигариллы              |15 000                   |
|--------------+-----------------------+-------------------------|
|240220900     |Сигареты с фильтром    |5500                     |
|--------------+-----------------------+-------------------------|
|240220910     |Сигареты без фильтра   |3000                     |
------------------------------------------------------------------

Расчетный налог на добавленную стоимость в общей сумме фиксированного платежа за ввозимую в Республику Армения табачную продукцию принимается за 15%, а расчетная таможенная пошлина - за 8,5%.

Фиксированный платеж за ввозимую в Армению табачную продукцию уплачивается в течение 10 дней со дня их ввоза в порядке, установленном Правительством Республики Армения.

Гражданам два раза в год без уплаты таможенной пошлины разрешается ввозить в Республику Армения и вывозить из Республики Армения товары как сопровождаемый груз не более 50 кг и на сумму не более 300 долларов, по международным перевозкам перевозить товары не более 20 кг и на сумму не более 100 долларов. В этих пределах Постановлением Правительства Республики Армения N 251 от 29 марта 2001 года установлено предельное количество товаров, свыше которого гражданам не разрешается перевозить товары через таможенную границу Республики без уплаты таможенной пошлины.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Решение Экономического Совета Содружества Независимых Государств от 12 сентября 2008 года
"Об обзоре торговой политики Республики Армения"

О документе

Дата принятия: 12/09/2008
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Содружество Независимых Государств

Опубликование документа

Нет данных