Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 21 декабря 2000 года №52
Об утверждении правил эксплуатации автомобильных шин
(по состоянию на 2 февраля 2010 года)
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 1994 г. № 97 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь" (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1994 г., № 6, ст.81; Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 5, ст.129; № 21, ст.520; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 11, ст.403) Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила эксплуатации автомобильных шин.
2. Считать утратившим силу приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 марта 1998 г. № 55-Ц "О введении в действие Правил эксплуатации автомобильных шин".
Министр А.В.Лукашов
Утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 декабря 2000 года №52
Правила эксплуатации автомобильных шин
Глава 1. Общие сведения о пневматических шинах
1. Пневматическая шина - упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая газом или воздухом под давлением.
Покрышка пневматической шины - торообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации.
Пневматические шины относятся к основным элементам ходовой части транспортного средства (далее - ТС), работающим в чрезвычайно сложных условиях. Они воспринимают нормальную, тангенциальную и боковую нагрузки, возникающие при эксплуатации ТС в результате его контакта с проезжей частью дороги. Кроме того, шины обеспечивают смягчение возникающих при движении ТС тяговых и тормозных сил, сцепление колес с дорогой, устойчивость, управляемость и безопасность движения, заданную грузоподъемность, динамические характеристики и плавность хода, проходимость в различных дорожных условиях, влияют на расход топлива и внешний шум транспортного средства. Поэтому шины должны обладать большой эластичностью, прочностью и износостойкостью, хорошо сопротивляться истиранию протектора и многократным сложным деформациям.
Автомобильные шины делятся по назначению, способу герметизации, конструкции, форме профиля, рисунку протектора, габаритам.
2. По назначению автомобильные шины различают:
- шины пневматические для легковых автомобилей (ГОСТ 4754), которые применяются на легковых автомобилях, легких грузовых автомобилях, автобусах особо малой вместимости и прицепах к ним согласно приложению 1*;
- шины пневматические для грузовых автомобилей (ГОСТ 5513), которые применяются на грузовых автомобилях, автобусах, троллейбусах, прицепах и полуприцепах согласно приложению 1;
- шины для грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха (ГОСТ 13298), которые используются на грузовых полноприводных автомобилях, работающих на мягких грунтах, в условиях бездорожья согласно приложению 2.
3. По способу герметизации шины делятся на:
- камерные шины, в которых воздушная полость образуется герметизирующей камерой;
- бескамерные шины, в которых воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса. Герметизация воздушной полости достигается за счет герметизирующего слоя резины, обладающего повышенной газонепроницаемостью, нанесенной на внутреннюю поверхность покрышки.
По сравнению с камерными шинами бескамерные шины имеют следующие основные преимущества:
- повышенную безопасность в результате отсутствия мгновенной разгерметизации воздушной полости;
- меньшее время простоя автомобиля в пути при ремонте шин из-за их проколов;
- более низкий нагрев шин во время движения;
- пониженное сопротивление качению;
- меньшую массу шины.
Камерная шина для грузового автомобиля состоит из покрышки, ездовой камеры с вентилем и ободной ленты, а камерная шина для легкового автомобиля - из покрышки и ездовой камеры с вентилем согласно приложению 3.
В комплект бескамерной шины для грузового или легкового автомобиля входят покрышка и вентиль, вставленный в обод согласно приложению 3.
4. По конструкции шины делятся на:
- диагональные;
- радиальные.
В диагональных шинах согласно приложению 4 нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей по середине беговой дорожки в каркасе и брекере составляет 45-60°.
В радиальных шинах согласно приложению 4 нити корда во всех слоях каркаса по средней части беговой дорожки имеют угол наклона, близкий к нулю, т.е. нити корда в смежных слоях параллельны друг другу или пересекаются под небольшим углом. Такое расположение нитей корда называется меридиональным или радиальным, оно придает каркасу эластичность.
Покрышки имеют следующие основные части согласно приложению 4:
- каркас - основа покрышки с одним или несколькими слоями обрезиненного корда из тонких стальных проволок (металлокорда) или волокон из натуральных или синтетических материалов;
- брекер - внутренняя деталь покрышки, состоящая из слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер расположен между каркасом и протектором и предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении транспортного средства по дороге;
- протектор - наружная резиновая беговая часть покрышки с рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- борт покрышки - жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса;
- боковая стенка - наружная резиновая часть покрышки по боковой поверхности (от протектора до бортовой части), предохраняющая каркас от боковых наружных повреждений.
В брекере радиальных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом, а также с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. они расположены диагонально под углом не менее 65°. Кроме того, эти шины в отличие от диагональных имеют каркас с меньшим числом слоев корда (включая металлический), мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора в контакте с дорожным покрытием. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую допустимую нагрузку, скорость.
Радиальные шины выпускаются трех типов: с металлокордом в каркасе и брекере, с нейлоновым или вискозным кордом в каркасе и металлокордом в брекере и с вискозным кордом в каркасе и брекере.
Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 декабря 2000 года №52 "Об утверждении правил эксплуатации автомобильных шин"
О документе
Номер документа: | 52 |
Дата принятия: | 21/12/2000 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 27, 8/5171 от 20 марта 2001 г.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 02/02/2010
Документ утратил силу в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10.05.2011 №28