Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 13 февраля 2008 года №47
О проекте Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года
В целях обеспечения эффективной работы топливно-энергетического комплекса и развития энергетической отрасли республики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об энергетике" Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Одобрить прилагаемый проект Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года.
2. Направить проект Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года на одобрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.
3. Назначить министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызской Республики официальным представителем Правительства Кыргызской Республики при рассмотрении проекта Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
4. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства Кыргызской Республики от 16 июля 2001 года №353 "О проекте Национальной энергетической программы Кыргызской Республики до 2005 года";
- распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 15 февраля 2006 года №71-р;
- распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 10 июня 2006 года №310-р.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел энергетики и минеральных ресурсов Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
Премьер-министр И.Чудинов
Проект
Одобрена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 февраля 2008 года №47
Национальная энергетическая программа Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегия развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года
Кыргызская Республика обладает достаточными запасами топливно-энергетических ресурсов. Однако, потенциальные возможности топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) реализуются в недостаточной мере, и отрасль испытывает определенные финансово-экономические трудности. Зависимость республики от импорта энергоносителей, доля которого составляет около 50% от общего энергопотребления, оказывает отрицательное влияние на состояние ТЭК и других отраслей экономики.
В целях повышения эффективности ТЭК, технического перевооружения и развития энергетической отрасли Правительством Кыргызской Республики принято решение о разработке Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития ТЭК до 2025 года (далее - НЭП).
НЭП разработана в соответствии с законами Кыргызской Республики, регламентирующими деятельность ТЭК страны, на основании распоряжений Правительства Кыргызской Республики от 15 февраля 2006 года №71-р и от 10 июня 2006 года №310-р и предусматривает полное и надежное энергоснабжение потребителей на основе подъема собственной энергетической базы, внедрение инновационных технологий, существенное повышение эффективности функционирования и достижения качественно нового состояния ТЭК.
НЭП является документом, определяющим цели, задачи и основные направления среднесрочной и долгосрочной энергетической политики государства и устанавливающим механизмы ее реализации.
Целевые установки НЭП предусматривают:
- научное обоснование условий эффективного, безопасного и устойчивого функционирования ТЭК;
- формирование системы взаимоотношений субъектов ТЭК, потребителей и государства в условиях становления рыночных отношений;
- формирование роли и места энергетики в создании предпосылок для вывода экономики страны на путь устойчивого развития и социальной стабильности общества.
Реализация главных целей НЭП должна осуществляться в увязке с функционированием всех отраслей экономики, с учетом ресурсных и научно-технологических возможностей страны, возможных негативных последствий от реализации проектов, совокупности макроэкономических и геополитических факторов, оказывающих влияние на развитие взаимоотношений органов государственной власти, финансовых и хозяйственных структур.
Главным средством для достижения целей и реализации приоритетов НЭП является формирование цивилизованного энергетического рынка и экономических взаимоотношений его субъектов на базе совершенствования нормативной правовой базы.
1. Приоритеты стратегического развития ТЭК и основы государственной энергетической политики
Главным приоритетом энергетической стратегии Кыргызской Республики является рациональное и эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, имеющегося технического, научного и кадрового потенциала ТЭК для обеспечения энергетической безопасности страны, устойчивого развития экономики и повышения качества жизни населения.
Реализация приоритетных задач должна основываться на среднесрочной и долгосрочной государственной энергетической политике.
Основная цель среднесрочной энергетической политики - финансовое оздоровление и технологическое перевооружение ТЭК.
Основными составляющими энергетической политики на 2008-2010 годы являются следующие блоки задач:
- обеспечение надежности и бесперебойности поставок энергии, прежде всего внутренним потребителям;
- осуществление кардинальной реформы системы управления путем создания рыночных институциональных рамок и соответствующей нормативной правовой базы, а также завершение структурной реформы ТЭК;
- обеспечение реализации сбалансированной тарифной и ценовой политики, обеспечивающей покрытие реальных затрат энергетических компаний и исключающей перекрестное субсидирование потребителей;
- достижение сокращения потерь и прекращения хищений энергии;
- разработка правила доступа к сетям и продажи энергии от альтернативных источников энергии и механизмов их субсидирования;
- улучшение финансового и корпоративного управления ТЭК, усиление коммерческой и финансовой дисциплины и достижение рентабельности субъектов отрасли;
- разработка программы технического перевооружения отрасли;
- совершенствование условий привлечения инвестиций в развитие ТЭК;
- осуществление мер по развитию конкурентного преимущества Кыргызской Республики на региональном рынке электроэнергии;
- разработка программы по энергетической эффективности и энергосбережению с учетом обязательств по соглашениям с государствами-участниками Содружества Независимых Государств;
- разработка программы замещения углеводородного топлива местными альтернативными источниками энергии в целях снижения зависимости от импортируемых энергоресурсов и сокращения выбросов парниковых газов;
- обеспечение мониторинга финансового положения в электроэнергетическом секторе в целях ежегодного снижения на 1-2% от внутреннего валового продукта (далее - ВВП) целевого показателя квазифискального дефицита (далее - КФД).
Долгосрочная энергетическая политика Кыргызской Республики направлена на защиту прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, обеспечение обороны и безопасности государства, эффективное управление государственной собственностью, достижение качественно нового состояния ТЭК и осуществляется на принципах последовательности действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики и вопросов приватизации энергообъектов.
Стратегическими ориентирами долгосрочной энергетической политики являются энергетическая и экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность. Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процессом развития энергетики требуют формирования основных составляющих государственной энергетической политики. Это прежде всего обеспечение эффективного пользования государственным фондом энергоресурсов, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса.
Главным инструментом осуществления энергетической политики является комплекс мер государственного экономического регулирования: ценового (тарифного), налогового, таможенного и антимонопольного.
При проведении энергетической политики государство в полной мере должно использовать свои права собственника недр и активов ТЭК, в то же время осуществлять реструктуризацию государственной собственности с сохранением действенного государственного контроля, преимущественно в системообразующих секторах ТЭК и на объектах повышенной опасности (гидроэнергетика и другие).
Энергетическая безопасность - важнейшая составляющая национальной безопасности Кыргызской Республики, которая должна обеспечить надежное топливо- и энергообеспечение.
Сложившаяся ситуация в ТЭК свидетельствует, что эти угрозы носят реальный характер. Имеет место значительное техническое и технологическое отставание в топливодобывающих секторах, сопровождаемое резким падением производства угля, нефти и газа и устойчивой зависимостью от импорта углеводородного сырья. В электроэнергетике наблюдается диспропорция в структуре и размещении генерирующих мощностей, недостаточное развитие системообразующих электрических сетей, ограничивающее их пропускную способность и повышающее риски ограничения потребителей. Положение усугубляется финансово-экономическим кризисом, связанным с неплатежами и хищениями электроэнергии, неэффективным управлением отраслью, а также отсутствием альтернатив существующей практике тепло- и энергосбережения.
Целью политики энергетической безопасности является последовательное улучшение ее следующих главных характеристик:
- способности ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спросы энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;
- способности потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на энергообеспечение;
- устойчивости энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются:
- гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- контроль со стороны государства и местных органов управления за надежным энергоснабжением объектов, обеспечивающих безопасность государства;
- диверсификация используемых видов топлива и энергии;
- учет требований экологической безопасности, охраны окружающей среды и использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ);
- предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);
- создание экономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равную выгоду поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки и рационализацию структуры экспорта;
- создание и производство конкурентоспособного отечественного энергетического оборудования, привлечения в ТЭК экологически безопасных и экономически эффективных технологий.
Для обеспечения энергетической безопасности необходимо осуществить модернизацию во многом морально устаревшей и физически изношенной технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы, а также изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. При этом, предусматривается увеличение использования гидроэнергетических ресурсов и ВИЭ.
Основными принципами государственной энергетической политики в бюджетной эффективности отрасли являются:
- устойчивая перспектива определения государством необходимых прогнозных объемов прямых поступлений в бюджет от организаций энергетического сектора;
- комплексная оценка текущих и перспективных результатов изменения структуры и стоимости государственной собственности (госактивов в ТЭК);
- сбалансированность роста капитализации энергетического сектора и объема обеспечиваемых им бюджетных поступлений;
- последовательность и адресность в использовании государственных средств, а также инвестиций, осуществляемых под контролем государства.
Государственная энергетическая политика и механизмы ее реализации должны отвечать требованиям социальной направленности и проводиться на следующих основных принципах:
- обеспечение равной доступности энергоносителей для потребителей;
- поддержание паритета цен (тарифов) на энергоносители при проведении ценовой реформы на доступном для потребителей уровне;
- проведение адресной поддержки малоимущих слоев населения при повышении цен (тарифных ставок);
- обеспечение социальной защиты работникам ТЭК при реформировании предприятий (закрытие предприятий, сокращение численности);
- предоставление компенсаций за причиненный ущерб населению, связанный со строительством энергообъектов, согласно законодательству Кыргызской Республики.
2. Состояние и основные направления перспективного развития отраслей ТЭК Кыргызской Республики
2.1. Электроэнергетика
Электроэнергетический сектор (далее - ЭЭС) ТЭК структурно состоит из семи акционерных энергетических компаний с государственным контрольным пакетом акций, в том числе одной генерирующей (ОАО "Электрические станции"), одной электросетевой передающей (ОАО "Национальная электрическая сеть Кыргызстана"), четырех электросетевых распределительных (ОАО "Северэлектро", ОАО "Востокэлектро", ОАО "Ошэлектро" и ОАО "Жалалабатэлектро") и одной теплосетевой (ОАО "Бишкектеплосеть"), а также акционерных компаний с частным капиталомОАО "Чакан ГЭС", Быстровская и Калининская ГЭС.
Производственная база ЭЭС включает 17 электрических станций суммарной установленной мощностью 3680 МВт, в т.ч., 15 ГЭС (2950 МВт) и две ТЭЦ (730 МВт), более 70 тыс. км ЛЭП напряжением 0,4-500 кВ, из них 546 км - линии 500 кВ, 1714 км - линии 220 кВ и 4380 км - линии 110 кВ, а также около 490 трансформаторных подстанций напряжением 35-500 кВ, суммарной мощностью более 8000 MBА.
В настоящее время ЭЭС, располагая системой производства, передачи и распределения, в целом обеспечивает потребность страны в электроэнергии и централизованном теплоснабжении городов Бишкек и Ош, сохраняя стабильные объемы производства электроэнергии на уровне 14,486 млрд. кВтч в 2006 году и до 14,601 млрд. кВтч - в 2007 году.
ЭЭС оказывает определяющее влияние на состояние и перспективы развития национальной экономики: на его долю приходится около 3,9% ВВП и 16% объема промышленного производства, 10% доходов в республиканский бюджет. Развитая электроэнергетическая сеть обеспечивает доступ к электроэнергии практически для подавляющего большинства населения. В то же время, по потреблению электроэнергии на душу населения (1351 кВтч), республика отстает от общемирового показателя (2343 кВтч/чел), а также от показателей соседних государств: Казахстана (3312 кВтч/чел), Таджикистана (2172 кВтч/чел) и Узбекистана (1796 кВтч/чел).
В последние годы в республике проводились мероприятия по укреплению энергетической независимости страны за счет развития внутренних магистральных электрических сетей и генерирующих источников. Выполнен значительный объем работ по техническому перевооружению и развитию систем коммерческого учета электроэнергии, обеспечивающих формирование оптового рынка электрической мощности и энергии. Проведено реформирование производственных структур ЭЭС на функциональной основе с целью адаптации их к рыночным методам хозяйствования, проведены акционирование и частичная приватизация предприятий. Созданы рычаги государственного регулирования деятельности ЭЭС, адекватные условиям рыночной экономики, с передачей функций корпоративного управления акционерными обществами Государственному комитету Кыргызской Республики по управлению государственным имуществом и созданием регулятивного органа - с 2007 года Государственному департаменту по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызской Республики.
Разработан и принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в ЭЭС, начато формирование нормативной правовой базы для реализации энергосберегающей политики.
Однако, эти действия оказались недостаточными, и отрасль испытывает следующие трудности:
- проведенная в 2001 году реструктуризация вертикально-интегрированной монопольной электроэнергетической компании на функциональной основе не обеспечила ожидаемых положительных результатов из-за отсутствия необходимых рыночных механизмов и соответствующей законодательной базы;
Постановление Правительства Кыргызской Республики от 13 февраля 2008 года №47
"О проекте Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года"
О документе
Номер документа: | 47 |
Дата принятия: | 13.02.2008 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 13.02.2008 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Утратил силу с: | 06.04.2022 |
Документ утратил силу с 6 апреля 2022 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 марта 2022 года №166 |
Опубликование документа
Нет данных
Документ утратил силу с 6 апреля 2022 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 марта 2022 года №166