Действует

Неофициальный перевод

 

Утверждены Министерством налогов Азербайджанской Республики от 26 декабря 2000 года №12/12-25/1101-5498

Методические указания по исчислению и уплате налога по упрощенной системе

1. Общие положения

1. Настоящие Методические указания подготовлены в соответствии с Налоговым кодексом Азербайджанской Республики и определяют правила исчисления и уплаты налога по упрощенной системе.

2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, выражают значения, установленные Налоговым кодексом.

2. Плательщики налога

1. Плательщиками налога по упрощенной системе являются предприятия, не зарегистрированные в целях налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном статьей 155.1 Налогового кодекса, за исключением предприятий, производящих подакцизные товары, кредитных и страховых организаций, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Правила и условия регистрации и аннулирования регистрации в целях НДС приведены в главе XI Налогового кодекса.

2. Предприятие, являющееся плательщиком налога по упрощенной системе, в целях обеспечения контроля за возникновением обязательства по регистрации в целях НДС ежемесячно должно рассчитывать объем налогооблагаемых операций за предшествующий трехмесячный период и сравнивать его с предельным объемом, установленным в статье 155.1 Налогового кодекса.

3. Предприятие должно исчислять и уплачивать налог по упрощенной системе за все периоды непрохождения или аннулирования регистрации в целях НДС в соответствии с требованиями Налогового кодекса, за исключением предприятий, производящих подакцизные товары, кредитных и страховых организаций, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

4. Если не облагаемая налогом сумма месячного дохода изменилась, то при определении обязательства по регистрации в целях НДС или предельного объема налогооблагаемых операций за трехмесячный период необходимо учитывать период возникновения изменения.

Пример 1. До 1 сентября года по существующему законодательству необлагаемая сумма месячного дохода составляет 100.000 манатов, а ее 1000-кратный размер-100.000,0 тысяч манатов (100.000 х 1000).

С 1 сентября в законодательство внесено изменение, согласно которому необлагаемая сумма месячного дохода устанавливается в 150.000 манатов. В октябре при определении предельного объема налогооблагаемых операций за предшествующий трехмесячный период (июль, август, сентябрь) для регистрации в целях НДС за основу берется совокупность 2/3 1000-кратного размера необлагаемой суммы месячного дохода за месяцы до изменения (июль, август) (100.000,0 : 3 х 2) и 1/3 1000-кратного размера необлагаемой суммы месячного дохода за сентябрь после изменения (150.000,0 : 3 х 1).

3. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения является общий объем общей выручки, полученной налогоплательщиком в отчетном периоде за предоставленные им товары, выполненные работы, оказанные услуги и имущество, а также от внереализационной деятельности.

2. Предприятия, уплачивающие налог по упрощенной системе, не являются плательщиками НДС, налога на прибыль, налога на землю, налога на имущество.

3. Налог исчисляется за товары (выполненные работы, оказанные услуги) и имущество, предоставленные предприятием и его структурными подразделениями (филиалами, объектами и т.д.), не являющимися юридическими лицами, а также за общий объем выручки от внереализационной деятельности.

4. Ставка налога по упрощенной системе

Ставка налога по упрощенной системе составляет 2% от суммы средств (общего объема выручки), полученных плательщиками этого налога от предоставления товаров, выполнения работ и оказания услуг.

5. Исчисление, уплата налога по упрощенной системе и подача декларации

1. Предприятия, переходящие на уплату налога по упрощенной системе (у которых доходы за предшествующий трехмесячный период не превышают 1000-кратного размера необлагаемой суммы месячного дохода), в течение 10 дней после окончания предшествующего трехмесячного периода представляют в территориальное налоговое управление (отдел) заявление о переходе к уплате налога по упрощенной системе в порядке, указанном в приложении к настоящим Методическим указаниям.

2. При превышении объема налогооблагаемых операций за предшествующий трехмесячный период 1000-кратного размера необлагаемой суммы месячного дохода предприятия, уплачивающие налог по упрощенной системе, обязаны в течение 10 дней после окончания этого периода представить в налоговый орган уведомление по форме, приведенной в приложении к настоящим Методическим указаниям, заявление на регистрацию в целях НДС и обеспечить исчисление и уплату налогов в общем порядке.

3. Сумма налога по упрощенной системе за отчетный период исчисляется путем применения налоговой ставки, установленной пунктом 4 настоящих Методических указаний, к общему объему выручки за отчетный период.

Пример 2. Общая выручка, полученная предприятием от предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг в течение квартала, составила 50000,0 тыс. манатов. В этом периоде выручка от продажи имущества составила 20000,0 тыс. манатов, а доход от внереализационных операций-10000,0 тыс. манатов. В данном случае сумма налога по упрощенной системе составляет 1600,0 тыс. манатов (50000,0 + 20000,0 + 10000,0) х 2 %).

Пример 3. Общая выручка, полученная предприятием от предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг в течение квартала, составила 50000,0 тыс. манатов. В этом периоде выручка от продажи имущества составила 20000,0 тыс. манатов, а убытки от внереализационных операций-10000,0 тыс. манатов. В данном случае сумма налога по упрощенной системе составляет 1400,0 тыс. манатов (50000,0 + 20000,0) х 2 %).

4. Согласно статье 155.1 Налогового кодекса для целей НДС налогоплательщики определяются по предельному объему налогооблагаемых операций. А обороты от внереализационных операций не принимаются в расчет для целей статьи 155.1 Налогового кодекса, поскольку не облагаются НДС. Поэтому предприятия, уплачивающие налог по упрощенной системе, при превышении общего объема выручки за предшествующие три месяца 1000-кратного размера необлагаемой суммы месячного дохода ввиду его увеличения из-за дохода от внереализационных операций остаются плательщиками налога по упрощенной системе.

Пример 4. Общая выручка, полученная предприятием от предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг за предшествующий трехмесячный период составила 50000,0 тыс. манатов. В этом периоде выручка от продажи имущества составила 20000,0 тыс. манатов, доход от внереализационных операций-45000,0 тыс. манатов, включая экономические санкции, выплаченные предприятию,-20000,0 тыс. манатов, а доходы от изменения курса иностранной валюты-25000,0 тыс. манатов. В данном случае, поскольку объем операций, облагаемых НДС, за предшествующий трехмесячный период составляет 70000 тыс. манатов (50000 + 20000), предприятие остается плательщиком налога по упрощенной системе.

5. Отчетным периодом для налога по упрощенной системе является квартал.

6. Плательщики налога по упрощенной системе до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют декларацию о сумме налога, подлежащей уплате, составленную за отчетный квартал по форме, утвержденной приказом Министерства налогов от 18 декабря 2000 года № А - 214, в налоговые управления (отделы), где они зарегистрированы, и в эти же сроки уплачивают налог в бюджет.

7. Предприятия, являющиеся плательщиками налога по упрощенной системе, ведут бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством.

Приложение

к Методическим указаниям по исчислению и уплате налога по упрощенной системе

Методические указания по регистрации налогоплательщиков в целях налога на добавленную стоимость, исчислению и уплате налога на добавленную стоимость

1. Общие положения

1. Настоящие Методические указания подготовлены в соответствии с Налоговым кодексом Азербайджанской Республики.

2. Понятия, используемые в Методических указаниях, выражают значения, установленные Налоговым кодексом Азербайджанской Республики.

3. Плательщики НДС должны быть зарегистрированы в целях НДС в налоговом органе, в котором состоят на учете.

4. Регистрация и снятие с регистрации производятся бесплатно.

5. Если международными договорами, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, в том числе Соглашениями или Законами о принципах взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров (работ, услуг), о долевом разделе добычи, об основном трубопроводе и т.п., а также Законом о нефти и газе установлены положения иные, чем предусмотрены настоящими Методическими указаниями, то для целей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость применяются положения этих международных договоров.

 

2. Понятие налога на добавленную стоимость

1. Налог на добавленную стоимость (далее-НДС)-это форма взимания в бюджет части добавления к стоимости товаров, работ и услуг при их производстве, выполнении, оказании и обращении на территории Азербайджанской Республики, а также части стоимости всех налогооблагаемых товаров, ввозимых на территорию Азербайджанской Республики. НДС уплачивается на всех этапах производства и поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. Сумма НДС, подлежащего уплате с налогооблагаемого оборота, устанавливается в виде разницы между суммой налога, исчисляемой с такого оборота, и суммой налога, подлежащей возмещению в соответствии со счетами-фактурами, выставляемыми в соответствии с положениями настоящих Методических указаний.

Для целей НДС предоставление нематериальных активов считается оказанием услуг.

Для целей НДС права, с которых взимается роялти, считаются нематериальными активами, а их передача (предоставление)-оказанием услуг.

 

3. Налогоплательщики

1. Плательщиками НДС являются лица, зарегистрированные или подлежащие регистрации в качестве плательщиков НДС, в том числе юридические и физические лица-резиденты и нерезиденты.

2. Зарегистрированное лицо начиная с момента вступления в силу регистрации становится налогоплательщиком. Лицо, которое должно подать заявление на регистрацию, но не прошло регистрации, считается плательщиком налога с начала отчетного периода, следующего за периодом возникновения обязательства о подаче заявления на регистрацию.

3. Лица, импортирующие в Азербайджанскую Республику товары, облагаемые НДС, считаются плательщиками НДС по таким импортным товарам.

4. Лицо-нерезидент, выполняющее работы или оказывающее услуги без прохождения регистрации в целях НДС и подлежащее привлечению к налогу в соответствии с разделом "Налогообложение нерезидентов" настоящих Методических указаний, считается плательщиком налога по этим работам или услугам.

5. Совместная предпринимательская деятельность, осуществляемая без образования юридического лица, для целей НДС считается обособленным лицом.

6. Обязательство уплаты НДС возникает в следующих случаях:

* для лица, зарегистрированного в качестве плательщика НДС,-с даты вступления в силу регистрации;

* для лица, не прошедшего регистрации в целях НДС, но подлежащего такой регистрации-с начала отчетного периода, следующего за периодом возникновения обязательства о подаче заявления на регистрацию;

* для лица, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, у которого в периоды, предшествовавшие дате вступления в силу этой регистрации, возникло обязательство о подаче заявления на регистрацию,-с начала отчетного периода, следующего за периодом возникновения обязательства о подаче заявления на регистрацию.

 

4. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения являются добавленная стоимость налогооблагаемых операций и налогооблагаемый импорт.

Для целей настоящих Методических указаний под добавленной стоимостью налогооблагаемых операций имеется в виду вся стоимость этих операций.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Методические указания по исчислению и уплате налога по упрощенной системе
утверждены Министерством налогов Азербайджанской Республики от 26 декабря 2000 года №12/12-25/1101-5498

О документе

Номер документа:12/12-25/1101-5498
Дата принятия: 26/12/2000
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Нет данных