Действует

ОБЗОРНОЕ ПИСЬМО ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 29 ноября 2007 года №01-8/917

О некоторых вопросах судебной практики применения Устава железных дорог Украины, других норм транспортного законодательства

Высший хозяйственный суд Украины обобщил судебную практику по применению некоторых норм транспортного права и в порядке информации и для учета в рассмотрении дел посылает обзорное письмо для сведения хозяйственных судов Украины.

1. Соблюдение досудебного претенциозного порядка урегулирования спора, который возникает по договору перевозки груза железной дорогой на основании Устава железных дорог Украины не является обязательным.

Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) предусматривают обязательный досудебный претенциозный порядок урегулирования спора.

На основании решения Конституционного Суда Украины от 09.07.2002 N15-рп/2002 по делу о досудебном урегулировании споров Постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.2002 N1973 были внесены изменения в Устав железных дорог Украины, согласно которым соблюдение претенциозного порядка предъявления требований к перевозчику не является обязательным, несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора не является препятствием для обращения с иском непосредственно в хозяйственный суд.

Законом Украины от 23.06.2005 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по досудебному урегулированию споров" внесены соответствующие изменения в Гражданский, Хозяйственный и Хозяйственный процессуальный кодексы Украины, которые законодательно закрепили необязательность досудебного урегулирование споров, которые возникают по договору перевозки во внутреннем сообщении на основании Устава железных дорог Украины.

Что касается претенциозного порядка урегулирования споров, которые возникают по международным перевозкам грузов на основании накладных ЦИМ - СМГС, то согласно статье 10 Гражданского кодекса Украины действующий международный договор, который регулирует гражданские правоотношения, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, является частью национального гражданского законодательства Украины.

Если в действующем международном договоре Украины, заключенном в установленном законом порядке, содержатся другие правила, чем те, которые установлены соответствующим актом гражданского законодательства, применяются правила соответствующего международного договора Украины.

Пунктом 6 статьи 315 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено, что в спорах, связанных с международными перевозками грузов, порядок предъявления исков и сроки исковой давности устанавливаются транспортными кодексами или уставами или международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Пунктом 4 Устава железных дорог Украины также установлено, что перевозка железными дорогами грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа в международном сообщении осуществляется согласно соглашениям о железнодорожных международных сообщениях.

Учитывая требования части первой статьи 4 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, хозяйственный суд решает хозяйственные споры на основании Конституции Украины, Закона Украины "О хозяйственных судах", этого кодекса, других законодательных актов Украины, международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины; также частью третьей этой же статьи предусмотрено, что, если в международных договорах Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, то применяются правила международного договора.

Нормой статьи 5 Хозяйственного процессуального кодекса Украины предусмотрено, что порядок досудебного урегулирования споров определяется этим Кодексом, если другой порядок не установлен действующим на территории Украины законодательством, которое регулирует конкретный вид хозяйственных отношений, которыми, в частности, являются Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщение (СМГС) и Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).

По положениям параграфа 1 статьи 30 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении право предъявления иска, который основывается на договоре перевозки, принадлежит тому лицу, которое имеет право заявить претензию железной дороги. Иск может быть предъявлен только после заявления претензии в соответствии с требованиями статьи 29 этого Соглашения.

В статье 3 этого Соглашения под словами "железная дорога" понимаются все железные дороги одной страны. Кроме того, приложение N19 к Соглашению устанавливает перечень названий и адресов органов железных дорог, компетентных рассматривать претензии - таким единственным органом в Украине является Главное коммерческое управление "Укржелдортранса", поэтому претензию и иск необходимо заявлять к "Укржелдортрансу".

Аналогичное положение об обязательности досудебного претенциозного порядка урегулирования спора содержит статья 53 Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), к которой Украина присоединилась Законом Украины от 05.06.2003.

2. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении является действующим в Украине согласно Закону Украины "О правопреемственности Украины" и "Венской конвенции о правопреемственности государств о договоров".

Хотя Верховная Рада Украины не рассматривала и не ратифицировала Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении, это Соглашение действует в Украине, учитывая следующее.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Обзорное письмо Высшего хозяйственного суда Украины от 29 ноября 2007 года №01-8/917
"О некоторых вопросах судебной практики применения Устава железных дорог Украины, других норм транспортного законодательства"

О документе

Номер документа:01-8/917
Дата принятия: 29/11/2007
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Вестник хозяйственного судопроизводства 2008, N1 *13.02.2008