Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 5 ноября 2002 года №436

Об утверждении Стратегии Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года

В целях реализации Всемирной декларации по здравоохранению, принятой на Пятьдесят первой сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения в мае 1998 года, Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Стратегию Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года (прилагается).(таблицы и схемы не приводятся)

2. Органам исполнительной власти на местах (хукуматам) адаптировать задачи настоящей Стратегии к конкретным местным условиям, потребностям, возможностям и обеспечить их реализацию.

3. Министерству здравоохранения Республики Таджикистан:

внести согласованные с министерствами и ведомствами Республики Таджикистан предложения по созданию, составу, полномочиям и функциям Национального совета по здравоохранению при Правительстве Республики Таджикистан;

уведомить в установленном порядке Европейское Региональное Бюро Всемирной Организации Здравоохранения о принятии Стратегии Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года;

довести настоящую Стратегию до всех заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах (хукуматов).

4. Считать постановление Правительства Республики Таджикистан от 6 января 1997 г. №27 "О проекте Национальной программы "Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения до 2005 г." утратившим силу.

 

Председатель Правительства

Республики Таджикистан Э.Рахмонов

 

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 5 ноября 2002 года №436

Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года

ПРЕДИСЛОВИЕ

Детерминанты (факторы) здоровья весьма обширные и включают в себя комплекс индивидуальных, социальных, экономических и экологических факторов, определяющих состояние здоровья отдельных людей или групп населения.

Следовательно, эффективный подход по управлению детерминантами здоровья заключается в том, чтобы все секторы общества чувствовали ответственность за воздействие осуществляемых ими стратегий на здоровье населения и осознавали пользу, связанную с укреплением и охраной здоровья людей. Актуальность этой проблемы особенно возросла в переходном периоде, когда в силу известной политической нестабильности в начале девяностых годов и чрезмерных экономических трудностей, заметными стали отрицательные факторы, оказывающие влияния на здоровье населения страны. Сегодня основные проблемы здравоохранения обусловлены увеличением разрыва в состоянии здоровья между социально-экономическими группами населения, находящимся в более благополучном и менее благополучном положении, резким ростом отдельных инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранением высокой частоты травматизма, несовершенной информационной базой о здоровье населения, сохранением старой и неадекватной системы финансирования, а также диспропорции между первичной медико-санитарной помощью и госпитальной службой здравоохранения и т.д.

Однозначно ясно, что без последовательного осуществления комплексных мероприятий, основанных на принципах многосекторального подхода нельзя рассчитывать на успешное управление всеми факторами здоровья. Однако, лидерство в своевременном выявлении и оценке социальных, экологических и других факторов риска для здоровья, соответственно в организации вмешательства или влияния по их устранению путем вынесения вопросов на повестку дня соответствующих органов власти и управления, должно оставаться за сектором здравоохранения.

Ресурсы для охраны здоровья населения присутствуют не только в секторе здравоохранения, но и во всех других секторах, а также среди самого населения, которые недостаточно привлекаются.

Таким образом, многосекторальные действия или партнерство в вопросах охраны здоровья населения и здравоохранения, объединение их ресурсов в решении конкретных проблем на национальном, региональном и местном уровнях являются серьезным резервом успешной реализации стратегии страны по достижению здоровья для всех.

Правительством Республики Таджикистан, придавая особое значение охране здоровья населения и развитию здравоохранения на основе многосекторального подхода, в 1997 году, впервые в истории была принята Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения до 2005 года, основанной на рекомендациях Европейского регионального бюро Всемирной Организации Здравоохранения. Это было продиктовано жизнью. В данной стратегии, желаемое улучшение здоровья населения было сформулировано в 29 задачах. С тех пор прошло более пяти лет. Как показывает анализ и оценка, принятие этого политического документа в области здравоохранения явилось важным событием и укрепило позицию национального здравоохранения на международном уровне. Принятая стратегия стала по существу первой реальной попыткой в деле решения проблем здоровья населения и здравоохранения на широкой многосекторальной основе. Данный политический документ стал компасом действий для всех заинтересованных секторов. За прошедший после этого период, в реализации вышеназванной Стратегии охраны здоровья населения сделаны определенные шаги. Однако, на данном этапе имеется необходимость ее пересмотра. Это обусловлено тем, что в мае 1998 года, мировым сообществом на была принята политика достижения "Здоровья для всех в двадцать первом столетии", направленная на реализацию стратегической концепции здоровья для всех, зародившейся в ходе сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения 1977 года и провозглашенной Алма-атинской декларацией в 1978 году. В соответствии с этим, в обновленной политике достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ излагаются рассчитанные на первые два десятилетия (2000-2020 гг.) двадцать первого века глобальные приоритеты и сформулированы 21 задача. В ней одна постоянная цель заключается в том, чтобы все люди могли в полной степени реализовать свой "потенциал здоровья". Две другие основные цели, позволяющие обеспечить более лучшее руководство и ориентацию деятельности, направленные на укрепление и охрану здоровья людей на протяжении всей жизни, снижение распространенности и уменьшение страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.

Три основополагающие ценности определяют этические основы реализации политики "Здоровье в 21-м столетии", и являются такие как:

- здоровье как одно из важных прав человека;

- справедливость в вопросах здоровья, его охраны и действенная солидарность стран, групп и контингентов людей внутри страны и представителей обоих полов;

- участие в здравоохранительной деятельности учреждений, организаций и секторов, а также отдельных людей, групп населения.

Четыре основные стратегии деятельности подобраны для обеспечения научной, экономической, социальной и политической устойчивости как постоянной предпосылки и движущего фактора в реализации целей "Здоровье-21", а именно:

- многосекторальные стратегии, направленные на улучшение определяющих факторов (детерминант) здоровья - с учетом физических, экономических, социальных, культурных и обусловленных половой принадлежностью перспектив, и предусматривающие использование оценок воздействия на здоровье;

- ориентированные на конечные результаты программы и инвестиции для развития здравоохранительной деятельности и клинической помощи;

- комплексная система первичной медико-санитарной помощи, ориентированная на обслуживание на семейном и коммунально-общинном уровнях и поддерживаемая гибкой, четко регулируемой больничной системой;

- совместная здравоохранительная деятельность при широком участии и привлечении соответствующих партнеров по здравоохранительной деятельности на всех уровнях (дома/семьи, школы и мест работы, местного населенного пункта/населения), содействуя совместным процессам принятия решений, обеспечения их выполнения и отчетности.

Представленные в политике "Здоровье для всех в 21-м столетии" задачи должны стать своего рода мерилом оценки хода работы и достижений по улучшению и охране здоровья, а также по уменьшению факторов риска для здоровья. Эти задачи представляют собой основу для разработки и развития здравоохранительной политики в Европейском регионе.

В связи с этим разработана и принята настоящая обновленная, долгосрочная стратегия по охране здоровья населения страны до 2010 года в контексте "Здоровья для всех в 21-м столетии" в Европейском регионе Всемирной Организации Здравоохранения.

В настоящей обновленной стратегии сформулированы восемнадцать задач, ориентированные на цели и задачи "Здоровья для всех в 21-м столетии" в Европейском регионе Всемирной Организации Здравоохранения и на конкретные условия, потребности и возможности страны.

Она направлена на дальнейшее развитие тенденций устойчивого развития здравоохранения страны и сотрудничества с международным сообществом в этой области. Предусмотренные в ней задачи являются основой для разработки и развития здравоохранительной политики и стратегии на областном, городском и местном уровнях внутри страны, с учетом их конкретных местных условий.

Примечание для читателей

Настоящая стратегия состоит из четырех разделов.

В Разделе 1. "Достижение лучшего здоровья", отражены задачи и стратегии равенства в вопросах охраны здоровья между различными группами населения страны, солидарности в обеспечении для людей более высокого уровня здоровья на протяжении всей их жизни, сокращения неинфекционных и инфекционных заболеваний, улучшения психического здоровья, профилактики и снижения травматизма.

В Разделе 2. "Более здоровый образ жизни и здоровая окружающая среда", определяется диапазон стратегий и действий в области общественной политики, многосекторального подхода с секторальной ответственностью по обеспечению более благоприятных для здоровья окружающей среды, предпосылок и условий в области здорового образа жизни, уменьшению ущерба и зависимости от приема табака, алкоголя, наркотических и психотропных средств.

В Разделе 3. "Соответствующая медико-санитарная помощь", предметом особого внимания является ориентация сектора здравоохранения на ресурсы, результаты работы и их эффективность, с точки зрения качества и экономических затрат.

В Разделе 4. "Стратегия развития в целях достижения здоровья для всех", предполагаются новые подходы к планированию и осуществлению научных исследований, мобилизации партнеров в интересах здравоохранения, поддержка деятельности по достижению более лучшего здоровья для всех слоев населения страны.

Раздел 1. Достидение лучшего здоровья

Задача 1 - Справедливость и равноправие в вопросах охраны здоровья

Задача 2 - Здоровое начало жизни

Задача 3 - Здоровье подростков, молодежи и взрослых, сохранение здоровья в пожилом возрасте

Задача 4 - Сокращение распространенности неинфекционных болезней

Задача 5 - Сокращение распространенности инфекционных болезней

Задача б - Улучшение психического здоровья

Задача 7 - Профилактика и снижение травматизма

ЗАДАЧА 1 - СПРАВЕДЛИВОСТЬ И РАВНОПРАВИЕ В ВОПРОСАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Анализ ситуации

В настоящее время заметно выражены различия в вопросах охраны и разрыв в уровне здоровья между социально-экономическими группами населения страны, которые обусловлены воздействием комплекса индивидуальных, социальных, экономических и экологических факторов, определяющих состояние их здоровья (детерминанты здоровья). В переходный период заметно возросло число бедного населения. Наметилась тенденция к росту уровня безработицы (число официально признанных безработных в % к экономически активному населению), о чем свидетельствует диаграмма 1.

Данная проблема более выражена в Горно-Бадахшанской Автономной и Сугдской областях, районах республиканского подчинения. По республике в возрастной структуре официально признанных безработных 11,8% составляют лица в возрасте до 18 лет, 28,7% - в возрасте 18-24 года и 22,7% - в возрасте 25-29 лет (2000 год). В числе официально признанных безработных лица со средним общим образованием составляют 63,9%, неполным средним образованием - 13,8%, средним специальным образованием - 14,4% и высшим образованием - 7,6%.

Из числа зарегистрированных в республике безработных на Сугдскую область приходится 30,3% (15,1 тыс.), на Горно-Бадахшанскую Автономную область - 27,7% (13,8 тыс.), на районы республиканского подчинения26,3% (13,1 тыс.), на Хатлонскую область - 13,8% (6,9 тыс.), на г.Душанбе - 1,6% (0,8 тыс.).

В числе официально признанных безработных в 2000 году 52,9% составляют женщины. При этом следует отметить, что вышеприведенная информация базируется только лишь на официально зарегистрированных случаях в органах службы занятости и она не отражает реальной картины.

Несмотря на тенденцию к росту, еще остаются низкими уровень Валового Внутреннего Продукта и денежные доходы на душу населения (оплата по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, страховые возмещения и т.д.).

В сравнении с 1992 годом заметно резкое снижение потребления отдельных видов продуктов питания на душу населения в год и оно значительно отстает от рациональных и медицинских норм:

Основная масса населения (73,4%) проживает в сельской местности с выраженными проблемами доступа к качественной питьевой воде, коммунальным услугам, транспорта и другим средствам коммуникации.

Выражены здравоохранительные проблемы, обусловленные сохранением старой системы и недостаточным уровнем финансирования. Кроме того, сохраняется дисбаланс в финансировании здравоохранения по регионам и по структурам служб здравоохранения. Финансирование в основном ориентировано на госпитальную службу и всего лишь около 15% средств бюджета здравоохранения ежегодно направляется на первичную медико-санитарную службу, что в корне неправильно.

На низком уровне находится физическое состояние инфраструктуры здравоохранения, а также оснащенность их медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения, обеспеченность лекарственными средствами, особенно в сельской местности.

Несмотря на происходящие изменения в кадровой политике здравоохранения сохраняется выраженный географический дисбаланс, дисбаланс в занятости и специальности. Имеет место сокращение доступа к службе неотложной медицинской помощи. Все это существенно влияет на доступ к качественным услугам первичной медико-санитарной и больничной служб здравоохранения.

В структуре общей заболеваемости населения, по последовательности, самыми распространенными остаются болезни органов дыхания, инфекционные и паразитарные болезни (в основном диарейные), болезни эндокринной системы и расстройства питания (в основном за счет йододефицитных состояний), болезни органов пищеварения, травмы и отравления, болезни нервной системы и органов чувств, крови и кроветворных органов.

Несмотря на тенденцию к снижению, проблемами остаются смертность населения, детская и материнская смертность, инвалидность, репродуктивное здоровье, особенно среди сельского и наиболее уязвимых групп населения.

По данным 1997 года, продолжительность жизни среди мужчин на 5,7 лет ниже, чем среди женщин (65,6 и 71,3 лет соответственно).

Раздел 1.

ЦЕЛЬ: К 2010 году существующие различия в вопросах охраны и разрыв в уровне здоровья между социально-экономическими группами населения внутри страны должны быть сокращены до 15% за счет улучшения положения в обществе и здоровья групп население, наиболее подверженных риску по заболеваемости и смертности.

Это предполагает:

- Существенное улучшение влияющих на здоровье населения социально-экономических и экологических условий, сокращение различий в уровне дохода социально-экономических групп населения, развитие доступа к трудоустройству.

- Достижение стабильной тенденции в области улучшения инвестиций для осуществления здравоохранительных стратегий, базирующихся на знаниях о детерминантах здоровья.

- Улучшение физического состояния и обеспечения медицинским оборудованием и изделиями первой необходимости, качества и доступа к услугам учреждений первичной медико-санитарной помощи.

- Достижение сокращения наиболее распространенных болезней и смертности среди различных социально-экономических групп населения.

- Сокращение разрыва в продолжительности жизни среди женщин и мужчин, жителей города и села до 2 лет.

Стратегии:

В социально-экономической политике:

- Развитие ориентированности преобразований в социально-экономической политике страны на дальнейшее сокращение неравенства в уровнях доходов и социальных благ, бедности, безработицы, неравенства в отношении, здоровья по причинам, обусловленным половой, возрастной и профессиональной принадлежности.

- Развитие адресных программ социальной поддержки наиболее уязвимой группы населения.

- Развитие тенденции дальнейшего обеспечения равномерного социально-экономического развития всех регионов.

- Развитие ориентированности социально-экономических программ страны, а также проектов технической и финансовой помощи по линии международной солидарности на:

смягчение проблем бедности и улучшение положения наименее обеспеченных групп и категорий населения;

восстановление физического состояния, оснащенности медицинской техникой и изделиями медицинского назначения учреждений здравоохранения;

развитие пилотных проектов по качественному преобразованию первичной медико-санитарной помощи в рамках реализации Концепции реформы здравоохранения Республики Таджикистан;

Развитие качественных мероприятий по оздоровлению экологии;

Развитие доступа к образованию, благоприятным коммунальным условиям;

Развитие рынка труда и улучшение производственной среды.

По занятости населения:

- Дальнейшее развитие рынка труда в государственном и частном секторах, занятости экономически активного населения в экономике, особенно женщин, молодежи и лиц, со средним общим образованием.

- Совершенствование системы регистрации и социальной поддержки безработных.

- Внедрение дополнительных, льгот на создание и развитие в государственном и частном секторах регионов республики рынка труда, расширение рабочих мест для женщин, молодежи, включая лиц со средним общим образованием.

- Развитие мероприятий, направленных на профессиональную переподготовку лиц, признанных безработными среди женщин и молодежи и доступа к рынку труда.

По образованию:

- Сохранение высокого доступа к получению в соответствии с законодательством Республики Таджикистан начального, основного и общего среднего, а также среднего профессионального образования, в частности, для детей из социально-уязвимых групп населения (малообеспеченных и неполных семей, детей, оставшихся без попечения и опеки, детей-инвалидов, из семей беженцев и мигрантов и т.д.).

- Совершенствование в школах общеобразовательного типа программ и преподавания основ сохранения лучшего здоровья и профилактики заболеваний.

По организации и оказанию медицинской помощи:

- Развитие на основе средне и долгосрочных программ сотрудничества со Всемирной Организаций Здравоохранения и другими внешними донорами в области реформирования здравоохранения, реализации цели и задачи Стратегии достижения здоровья для всех, физической и медицинской реабилитации учреждений первичного и вторичного уровней медицинской помощи в регионах страны за счет совместного использования ресурсов, знаний, информации и подходов.

- Разработать и внедрить показатели здоровья, приемлемые для оценки проявлений неравенства доступа к медицинскому обслуживанию.

- Развитие процесса реформирования первичной медико-санитарной помощи (рационализация, физическая реабилитация, оснащение, переобучение персонала, развитие медицинских услуг, включая неотложную помощь на базе учреждений первичной медико-санитарной помощи; разработка и внедрение способов применения принципа подушевого финансирования в первичном звене системы здравоохранения) путем расширения пилотных проектов за счет Международной солидарности и совместного использования ресурсов и подходов.

- Разработать программу срочных мер по совершенствованию управления государственной системой здравоохранения.

- Совершенствовать систему информации здравоохранения, которая должна быть ориентирована на осуществление учета важных социально-экономических переменных показателей и их анализ во взаимосвязи с состоянием здоровья населения.

Показатели для оценки:

- Оценка основных социально-экономических параметров (уровень образования, среднедушевой совокупный доход населения на одного члена семьи в месяц, потребление продуктов питания на душу населения в год, уровень безработицы и бедности).

- Расходы на здравоохранение и его службы.

- Продолжительность жизни мужчин и женщин, жителей города и села.

- Заболеваемость, инвалидность, смертность по полу и возрасту, материнская смертность, а также доступ к службам здравоохранения (в том числе по материалам исследований).

ЗАДАЧА 2 - ЗДОРОВОЕ НАЧАЛО ЖИЗНИ

Анализ ситуации

В жизненном цикле человека выделяются важные переходные периоды, характерные по тому или иному событию для его судьбы. Это такие периоды, как рождение, получение определенного образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, создание семьи и семейные заботы, рождение первого ребенка в семье, разного рода обстоятельства в трудовой деятельности, забота о своих родителях, потеря близких родственников, возможное развитие хронических болезней, сохранение социальной активности после выхода на пенсию, старость.

В каждом переходном периоде жизненного цикла необходима адекватная поддержка на макро- и микроуровнях, направленная на благоприятное воздействие на его здоровья и благополучия. Поддержка на макроуровне заключается в создании окружающей человека среды, позволяющей ему на протяжении всей жизни реализовать в полном объеме свой потенциал здоровья. Поддержка на микроуровне заключается в усилиях, предпринимаемых в конкретных условиях - в быту, в школе, на рабочем месте и т.д. С этой точки зрения социальные службы, в частности службы первичной медико-санитарной помощи, ориентированные на обслуживание семей по месту жительства, работающего населения по месту работы, а также отдельных групп местного населения с особыми запросами, являются важными в плане оказания систематической поддержки отдельным лицам и сообществам на протяжении всего жизненного цикла, включая критические моменты.

Рождение здорового ребенка во многом зависит от социально-экономического положения и уровня образования семьи, здоровья родителей и всесторонней поддержки, включая доступ к качественной первичной медико-санитарной и квалифицированной акушерской помощи.

В государственной политике страны забота о материнстве и детстве занимает особое место. В период перехода к рыночной экономике, несмотря на экономические трудности, приняты меры по развитию законодательной базы охраны материнства и детства, где предусматриваются: равенство мужчины и женщины в семье; право женщины самой решать материнство; пользоваться по желанию контрацептивными средствами и методами, включая хирургическую стерилизацию; меры по охране труда беременных и кормящих матерей; удлиненные сроки отпусков по беременности и родам (суммарно 140, а при осложненных родах - 156, при рождении двух и более детей - 180 календарных дней) с выплатой пособия по государственному страхованию; предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой пособия по государственному социальному страхованию и дополнительного отпуска, без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и т.д. Президентом страны издан и реализовывается специальный Указ Президента Республики Таджикистан "О повышении роли женщин в обществе". Претворяются в жизнь обязательства, вытекающие из Пекинской декларации и Платформы для действий, Программы действий международной конференции по народонаселению и развитию (1999 год, Каир). Приняты и реализовываются Целевые Национальные программы по наиболее приоритетным проблемам здоровья матери и ребенка, поддерживаемые Правительством страны, а также за счет международной солидарности.

Несмотря на все это, в стране проблемы здоровья женщин и детей остаются довольно острыми и заслуживают серьезного всестороннего внимания.

В структуре постоянного населения страны 49,9% составляет население женского пола, из них - 49,3% женщины детородного возраста, 9,4% старше детородного возраста. Более 72% населения женского пола проживает в сельской местности, с различными географическими, климатическими, социально-экономическими и экологическими особенностями, абсолютное большинство из них проживает в семьях, в которых доход на 1 человека ниже величины прожиточного минимума.

Среди женщин широко распространены такие заболевания, как анемия (малокровие), инфекционные заболевания, болезни эндокринной системы (за счет йододефицитных состояний) и системы кровообращения.

Все это существенно отражается на состоянии здоровья беременных, рожениц и родильниц.

Среди беременных различные заболевания, осложняющие беременность, встречаются в 68%, в частности анемии (малокровия), инфекции мочеполовых путей, болезни эндокринной системы, венозные осложнения, болезни системы кровообращения и т.д.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 5 ноября 2002 года №436
"Об утверждении Стратегии Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года"

О документе

Номер документа:436
Дата принятия: 05/11/2002
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет данных