Утратил силу

Документ утратил силу в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 17 февраля 2010 года №2/3

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Кыргызской Республики

22 июня 2007 года №62-07

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 30 мая 2007 года №28/4

О Положении о консолидированном надзоре

Рассмотрев проект Положения "О консолидированном надзоре", руководствуясь Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить Положение  о консолидированном надзоре (прилагается).

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом провести в установленном порядке государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики.

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики.

4. После опубликования зарегистрированного нормативного акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата).

5. Признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики №10/3 от 28 февраля 2007 года "О Положении "О консолидированном надзоре".

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Боконтаева К.К.

 

Председатель М.Алапаев

 

Утверждено постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 мая 2007 года №28/4

Положение о консолидированном надзоре

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" в целях осуществления надзора за банковскими группами на консолидированной основе.

1.2. Согласно банковскому законодательству Кыргызской Республики Национальный банк Кыргызской Республики (далее - НБКР) в целях осуществления функций по регулированию деятельности коммерческих банков и Расчетно-сберегательной компании (далее - банки), лицензируемых НБКР, осуществляет надзор, в том числе на консолидированной основе, за деятельностью банковской группы и аффилированных лиц.

1.3. В целях настоящего Положения применяются следующие определения:

Аффилированные лица:

- значительные участники юридического лица, включая банки;

- юридические лица, в которых другие юридические лица, включая банки, являются значительными участниками;

- юридические лица, включая банки, в которых другие юридические лица являются значительными участниками.

Банковская группа состоит из банка и его дочерних и/или зависимых компаний и/или банковской холдинговой компании и ее дочерних и/или зависимых компаний. Указанные лица являются участниками банковской группы.

Банковская холдинговая компания - материнская компания, дочерней компанией или одной из дочерних компаний которой является банк.

Дочерняя компания - юридическое лицо, контролируемое другим юридическим лицом (материнская компания). Дочерняя компания другой дочерней компании также рассматривается как дочерняя компания (первой) материнской компании.

Дочерний банк - это банк, контролируемый другим банком или иным юридическим лицом (материнская компания). Дочерний банк дочернего банка также рассматривается как дочерний банк материнской компании.

Зависимая компания - юридическое лицо, в котором какое-либо лицо, единолично или совместно с другим лицом, осуществляет прямое или косвенное владение или управление более двадцати процентами голосующих акций или долей в капитале любого юридического лица.

Значительное участие - единоличное либо совместно с другими лицами:

- прямое или косвенное владение или управление десятью и более процентами голосующих акций (любого типа) акционерного общества, десятью и более процентами уставного капитала юридического лица, не являющегося акционерным обществом;

- или независимо от участия в уставном капитале юридического лица, возможность осуществлять значительное влияние на руководство и/или политику данного юридического лица на основании соглашения или иным образом.

Значительный участник - лицо, осуществляющее значительное участие в юридическом лице в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике".

Инсайдеры (внутренние лица) - члены Правления, члены Совета директоров, другие должностные лица(1), значительные участники и любые другие физические лица, связанные с указанными лицами общими интересами.

(1) В целях настоящего положения должностные лица банка это: председатель и члены Совета директоров банка, председатель Правления, члены Правления банка, главные сотрудники банка по финансам, по кредитам. Под "должностными лицами банка" также понимаются лица, которые определяют политику банка или имеют полномочия участвовать или реально участвуют в основных операциях банка, независимо от того, работают ли эти лица на безвозмездной основе или получают вознаграждение. Данное определение распространяется также на должностных лиц материнской компании банка.

Компания - любое юридическое лицо.

Контроль - единоличное или совместно с другими лицами:

- прямое или косвенное владение или управление пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или уставного капитала юридического лица, не являющегося акционерным обществом, или;

- возможность выбирать, как минимум, половину членов Совета директоров (наблюдательного органа) юридического лица, или;

- независимо от участия в капитале юридического лица возможность осуществлять определяющее влияние на руководство или политику данного юридического лица на основе соглашения или иным образом.

Контролирующее лицо - лицо, осуществляющее контроль над юридическим лицом.

Материнская компания - юридическое лицо, контролирующее другое юридическое лицо.

Основная материнская компания - материнская компания в группе, которая не является подчиненной компанией другой компании в группе.

Общие интересы между двумя и/или более физическими и юридическими лицами признаются существующими при наличии любого из следующих условий:

а) одно юридическое или физическое лицо контролирует другое лицо;

б) данные лица являются аффилированными юридическими лицами или инсайдерами;

в) одно из этих лиц является зависимой компанией другого лица.

1.4. Для целей определения значительного участника, зависимой компании и контроля:

а) акции, находящиеся во владении компаний, которые являются зависимыми компаниями одного лица или контролируются одним лицом, рассматриваются как находящиеся в косвенном владении этого лица и объединяются совместно с акциями, находящимися в прямом владении данного лица, при установлении общего количества принадлежащих лицу акций;

б) акции, принадлежащие лицу и его близким родственникам (наследники первой и второй очереди согласно гражданскому законодательству), рассматриваются как напрямую принадлежащие этому лицу.

Лицами, совместно владеющими акциями банка, признаются лица:

а) являющиеся близкими родственниками;

б) совместно владеющие акциями в силу заключенного договора или иным образом;

в) являющиеся значительными участниками в отдельности или совместно;

г) если одно из них предоставило заем (кредит или приравненные к нему средства) другому лицу для покупки акций;

д) если одно из них является должностным лицом или представителем другого лица.

2. Прозрачность деятельности банковской группы

2.1. Компании, входящие в банковскую группу, могут осуществлять только банковскую и/или финансовую деятельность, а также деятельность, связанную с банковской и/или финансовой деятельностью, включая владение акциями участников группы, в случае с банковскими холдинговыми компаниями.

2.2. НБКР осуществляет надзор на консолидированной основе за деятельностью банковской группы и ее аффилированных лиц.

2.3. НБКР вправе в любое время требовать необходимую информацию от контролирующих лиц и значительных участников банка, любого другого участника банковской группы и лиц, имеющих с банком общие интересы для определения:

- контролирующего лица и/или лиц (физических и юридических);

- деятельности, осуществляемой банковской группой и ее участниками;

- финансового состояния банковской группы и ее участников;

- видов рисков, присущих банковской группе и ее участникам;

- системы управления рисками банковской группы;

- деловых, финансовых и других взаимоотношений между участниками банковской группы.

2.4. Любое физическое или юридическое лицо обязано получить предварительное разрешение НБКР, если намеревается единолично или совместно с другими лицами: стать значительным участником банка, осуществлять прямое или косвенное владение или управление более двадцатью процентами голосующих акций или контролирующим лицом банка.

2.5. Разрешение НБКР необходимо получить также в случае, если в результате дополнительного приобретения акций банка или иным образом любое физическое или юридическое лицо становится прямо или косвенно значительным участником банка, будет осуществлять прямое или косвенное владение или управление более двадцатью процентами голосующих акций банка или контролирующим лицом банка.

2.6. При этом, в НБКР должна быть представлена информация в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности банков, утвержденного постановлением Правления НБКР от 2 марта 2006 года №5/7, регистрационный номер Министерства юстиции №34-06 от 07.04.2006 года (далее - Положение о лицензировании).

2.7. Банк, являющийся участником банковской группы, осуществляет свою деятельность независимо от остальных участников банковской группы.

2.8. Банковская холдинговая компания несет ответственность за деятельность всей банковской группы в соответствии с требованиями НБКР.

2.9. Совет директоров (наблюдательный орган) и Правление (исполнительный орган) банковской холдинговой компании должны обеспечить надлежащий обмен необходимой информацией между всеми участниками банковской группы.

2.10. Если банковская группа состоит более чем из одного банка и/или дочерних и/или зависимых компаний, и при этом осуществляет деятельность без образования банковской холдинговой компании (управляющей компании), НБКР может установить, что требования настоящего положения по предоставлению информации могут быть выполнены основной материнской компанией группы.

2.11. НБКР вправе потребовать предоставления необходимой информации от банковской холдинговой компании, находящейся во главе банковской группы, контролирующих лиц, значительных участников банка, любого другого участника банковской группы и лиц, имеющих с банком общие интересы для оценки финансового состояния, системы управления рисками и качества корпоративного управления банковской холдинговой компании, установления влияния на дочерний банк и обеспечения соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики.

3. Капитал банковской группы

3.1. Банковская группа должна иметь соответствующий уровень капитала, достаточный для покрытия непредвиденных возможных убытков и потерь всех участников группы, являющихся ее дочерними и зависимыми компаниями.

3.2. Участники банковской группы должны иметь политики и процедуры по адекватности капитала, предусматривающие защиту от возможных потрясений банков, находящихся в группе и соответствующие их хозяйственной деятельности.

3.3. Капитал банковской группы и участников банковской группы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики и НБКР. Банковская холдинговая компания несет ответственность за обеспечение выполнения данного требования участниками банковской группы.

3.4. Совет директоров банковской холдинговой компании должен утвердить политики, обеспечивающие адекватную капитализацию банковской группы для покрытия рисков, характерных деятельности группы, и удовлетворяющие регулятивным, рыночным и стратегическим потребностям группы.

3.5. Банковская холдинговая компания должна представить в НБКР описание своих политик по адекватности капитала, в том числе, описание методологии, которая используется для оценки адекватности капитала.

3.6. При осуществлении инспекторских проверок НБКР вправе проверить наличие и соблюдение соответствующих политик и процедур банковской группы по адекватности капитала.

3.7. НБКР может потребовать предоставления дополнительной информации от банковской холдинговой компании или от любого участника банковской группы.

3.8. В целях обеспечения защиты банков, входящих в банковскую группу, НБКР может требовать внесения изменений и дополнений в политики и процедуры по адекватности капитала.

3.9. НБКР может потребовать от банка внесения дополнительного капитала, или ввести более высокие экономические нормативы по адекватности капитала, если установит, что капитал группы недостаточен для защиты банка, или что деятельность банковской группы недостаточно прозрачна для выполнения требований НБКР и законодательства Кыргызской Республики.

3.10. Банковская холдинговая компания в обязательном порядке уведомляет НБКР обо всех фактах или обстоятельствах, которые могут существенно повлиять на ее капитал или на капитал любой ее дочерней или зависимой компании.

4. Управление рисками и внутренний контроль банковских групп

4.1. Участники банковской группы в своей деятельности не должны принимать на себя риски, которые могут подвергнуть опасности финансовую стабильность любого участника банковской группы или банковской группы в целом.

4.2. Банковские группы должны иметь системы управления рисками и внутреннего контроля, соответствующие деятельности банковской группы.

4.3. Банковская группа, участники которой осуществляют банковскую деятельность, должна соблюдать ограничения НБКР по крупным рискам, размерам инвестиций и валютной позиции на консолидированной основе.

4.4. Политика управления рисками банковской группы должна включать:

1) адекватное управление принимаемыми рисками банковской группы в соответствии с политиками, утвержденными органом управления банковской группы;

2) нормы, обеспечивающие поддержание уровня капитала, достаточного для покрытия рисков, принимаемых банковской группой;

3) положения, в соответствии с которыми системы управления рисками охватывают всю банковскую группу.

4.5. Система внутреннего контроля должна включать:

1) адекватные механизмы, определяющие оценку достаточности капитала по отношению к принимаемым банковской группой существенным рискам;

2) надежные процедуры отчетности и учета для определения, оценки, мониторинга и контроля операций внутри группы и риска концентрации.

4.6. Банковская холдинговая компания во главе банковской группы несет ответственность за соблюдение банковской группой требований НБКР к системе управления рисками.

4.7. Банковская группа, участники которой осуществляют финансовую деятельность (небанковскую), должны иметь политики и процедуры по ограничению крупных рисков, риска ликвидности, инвестиционных, валютных и других рисков, характерных их деятельности, и защищающие банки, находящиеся в группе.

4.8. Участники банковской группы, которые осуществляют финансовую деятельность (небанковскую), должны включать описание политик и процедур, в ежегодный отчет по управлению рисками банковской холдинговой компании.

4.9. В целях минимизации рисков банков, входящих в группу, НБКР может потребовать внесения любых корректировок в политики и процедуры участников банковской группы, осуществляющих финансовую (небанковскую) деятельность.

5. Управление банковскими холдинговыми компаниями

5.1. Банки вправе организовывать банковские холдинговые компании, деятельность которых осуществляется в соответствии с законодательством.

Банковские холдинговые компании (управляющие компании), создаваемые исключительно с целью управления компаниями, входящими в банковскую группу, должны создаваться в форме акционерного общества.

5.2. Должностные лица банковской холдинговой компании, члены Совета директоров и Правления должны соответствовать требованиям, установленным НБКР и законодательством Кыргызской Республики. Попечительские обязанности, которые выполняют члены Совета директоров и Правления банков, также применяются и к членам наблюдательного органа и исполнительного органа управления банковских холдинговых компаний.

5.3. Банковская холдинговая компания должна иметь Комитет по аудиту из 3-5 человек, назначенных общим собранием акционеров на один год. Члены Правления банковской холдинговой компании или ее сотрудники не должны одновременно быть членами Комитета по аудиту.

5.4. Банковские холдинговые компании должны информировать НБКР о новых членах Совета директоров и Правления в течение десяти дней после их назначения, с приложением сведений в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности банков.

5.5. Совет директоров банковской холдинговой компании несет ответственность за утверждение и исполнение политик по осуществлению деятельности банковской группы.

6. Требования к дочерним и зависимым компаниям банка

6.1. Банк может создать или приобрести дочернюю или зависимую компанию.

6.2. Дочерние и зависимые компании банков могут осуществлять банковскую и/или финансовую деятельность, включая деятельность, связанную с банковской и/или финансовой деятельностью.

6.3. Создание или приобретение банком дочерней или зависимой компании осуществляется на основании письменного разрешения НБКР.

6.4. Банк, желающий создать или приобрести дочернюю компанию, зависимую компанию должен предоставить в НБКР информацию в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности банков.

6.5. Создание или приобретение дочерней или зависимой компании не должно нарушать прозрачность организационной структуры банковской группы.

6.6. Если приобретаемая или создаваемая компания является иностранной и подлежит регулированию со стороны органа надзора за финансовым сектором, то заявка должна содержать информацию о надзорном режиме, которому подлежит данная компания в стране своего происхождения.

6.7. НБКР отказывает в создании, приобретении дочерней или зависимой компании, и требует прекращения любого существующего участия, если:

1) приобретаемая/создаваемая компания не подлежит надзору со стороны уполномоченного органа надзора в стране происхождения или уполномоченный орган надзора страны происхождения не осуществляет эффективный надзор на консолидированной основе;

2) нет возможности осуществлять эффективное сотрудничество с уполномоченным органом надзора страны происхождения создаваемой или приобретаемой дочерней, зависимой компании.

6.8. Банк, который создает или приобретает иностранную дочернюю или зависимую компанию, должен обеспечить:

1) предоставление в банк дочерней или зависимой компанией всей информации, необходимой для выполнения банком требований настоящего положения;

2) предотвращение установления общих интересов с другими лицами, которые могут привести к нарушению требований НБКР относительно прозрачности структуры банковской группы.

6.9. НБКР может отозвать свое согласие на создание или приобретение дочерней, зависимой компании, если станут известны факты, на основании которых может быть отказано в выдаче разрешения на создание банка, или если дочерняя или зависимая компания участвует в деятельности, не разрешенной законодательством Кыргызской Республики.

6.10. В случае отзыва НБКР своего разрешения, банк должен продать принадлежащие ему акции дочерней компании лицам, не связанным с банком в течение срока, определенного НБКР.

6.11. Если банк создает или приобретает дочернюю, зависимую компанию без предварительного письменного согласия НБКР, такая сделка является ничтожной.

7. Взаимодействие между надзорными органами финансового сектора

7.1. Если компания, которая является частью банковской группы, подлежит надзору или регулированию со стороны другого уполномоченного государственного органа, НБКР и другой уполномоченный государственный орган должны осуществлять сотрудничество в целях всестороннего регулирования и надзора за банковской группой.

7.2. Уполномоченный государственный орган предоставляет НБКР информацию, находящуюся в его распоряжении и касающуюся банковской группы или любого участника банковской группы:

- позволяющую определить структуру банковской группы, контролирующих лиц, должностных лиц;

- об изменениях в структуре владения, управления или в организационной структуре любого участника банковской группы, которые требуют одобрения или уведомления этого уполномоченного государственного органа;

- о деятельности и политике банковской группы или участника банковской группы;

- о финансовом состоянии банковской группы и его участников (особое внимание должно быть уделено адекватности капитала, операциям с лицами, имеющими общий интерес, внутригрупповым рискам и прибыли);

- об организации системы внутреннего контроля банковской группы или участника банковской группы, управлении рисками;

- о процедуре сбора информации от органов управления участников банковской группы и проверке такой информации;

- об операциях, сделках, иных событиях внутри банковской группы или участника банковской группы, которые могут серьезно повлиять на деятельность банка-участника банковской группы;

- о мерах и санкциях, предпринятых со стороны уполномоченного государственного органа в отношении участников банковской группы;

- другую информацию, необходимую для осуществления эффективного банковского надзора.

8. Отчетность и сведения, предоставляемые банковскими группами в НБКР

8.1. Банковская группа должна раскрывать и представлять в НБКР информацию о своей деятельности в форме, порядке и сроки, установленные НБКР, включая любые существенные изменения в структуре группы, а также информацию о создании, приобретении небанковских дочерних компаний или зависимых компаний.

8.2. Банковская холдинговая компания, находящаяся во главе группы, в обязательном порядке уведомляет НБКР обо всех фактах или обстоятельствах, которые могут существенно повлиять на ее финансовое положение, или на финансовое положение любой ее дочерней или зависимой компании.

8.3. Сведения об изменениях должны представляться в НБКР и участникам банковской группы в течение 30 дней с момента их внесения.

8.4. Банковская холдинговая компания, находящаяся во главе группы, должна информировать НБКР о новых членах Совета директоров и Правления в течение десяти дней после их назначения, с приложением сведений в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности банков.

8.5. Банковская холдинговая компания должна представить НБКР годовой отчет вместе с годовой финансовой отчетностью, содержащей оценку адекватности внутреннего контроля для банковской холдинговой компании и банковской группы.

8.6. Банковская холдинговая компания должна представить в НБКР годовой отчет в сроки, установленные НБКР. Данные отчеты должны содержать информацию о деятельности банковской холдинговой компании, включая:

1) вид или виды деятельности, осуществляемые банковской холдинговой компанией;

2) информацию обо всех дочерних и зависимых компаниях банковской холдинговой компании, включая название, процент владения, вид или виды деятельности, в которые вовлечена каждая дочерняя или зависимая компания;

3) балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках на конец финансового года, на индивидуальной и консолидированной основе, холдинговой компании и ее дочерних компаний.

8.7. Годовой отчет должен быть подписан председателем Совета директоров (наблюдательного органа), Правления (исполнительного органа) и главным бухгалтером банковской холдинговой компании.

 

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 мая 2007 года №28/4
"О Положении о консолидированном надзоре"

О документе

Номер документа:28/4
Дата принятия: 30/05/2007
Состояние документа:Утратил силу
Регистрация в МинЮсте: № 62 от 22/06/2007
Начало действия документа:20/07/2007
Органы эмитенты: Банки
Утратил силу с:17/10/2010

Документ утратил силу в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 17 февраля 2010 года №2/3

Опубликование документа

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ НБКР №7 КНИГА 2 ОТ 20 ИЮЛЯ 2007 ГОДА

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30/05/2007