Дата обновления БД:
10.12.2025
Добавлено/обновлено документов:
528 / 1576
Всего документов в БД:
334951
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 14 ноября 2025 года №739
О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов"
В целях реализации Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов", в соответствии со статьями 13, 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:
1. Образовать Комиссию по вопросам противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов в составе согласно приложению 1.
2. Утвердить:
1) Положение о Комиссии по вопросам противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов согласно приложению 2;
2) Положение о порядке проведения проверки исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов согласно приложению 3;
3) Положение о порядке представления информации и документов в орган финансовой разведки Кыргызской Республики согласно приложению 4;
4) Положение о порядке взаимодействия органа финансовой разведки с органами государственной власти Кыргызской Республики согласно приложению 5;
5) Положение о перечнях физических и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в преступной деятельности и легализации (отмывании) преступных доходов, согласно приложению 6;
6) Положение о порядке приостановления операции (сделки), замораживания и размораживания операции (сделки) и (или) средств, предоставления доступа к замороженным средствам и управления замороженными средствами согласно приложению 7;
7) Положение об электронной базе данных бенефициарных владельцев юридических лиц согласно приложению 8;
8) Положение об электронной базе данных задекларированных наличных денежных средств или оборотных инструментов на предъявителя, перемещенных через таможенную границу Евразийского экономического союза в Кыргызской Республике, согласно приложению 9;
9) Положение о порядке применения мер (санкций) в отношении высокорискованных стран согласно приложению 10;
10) Положение об общих требованиях к программе внутреннего контроля согласно приложению 11;
11) Положение о порядке проведения надлежащей проверки клиента согласно приложению 12;
12) Положение о порядке осуществления международного сотрудничества согласно приложению 13;
13) Положение о порядке проведения оценки рисков финансирования преступной деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов согласно приложению 14;
14) Положение о Государственной службе финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики и схему ее управления согласно приложениям 15, 16;
15) Положение о знамени и эмблеме Государственной службы финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики согласно приложению 17.
3. Внести в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "О вопросах Государственной службы финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики" от 18 августа 2021 года №143 следующие изменения:
1) пункт 1 признать утратившим силу;
2) в приложении 5 к вышеуказанному постановлению:
- пункт 7 признать утратившим силу.
4. Внести в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "О вопросах подведомственных подразделений Министерства финансов Кыргызской Республики" от 10 декабря 2021 года №302 следующее изменение:
- подпункты 2, 3, 5 пункта 2 признать утратившими силу.
5. Внести в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "О делегировании отдельных нормотворческих полномочий Кабинета Министров Кыргызской Республики государственным органам и исполнительным органам местного самоуправления" от 3 марта 2023 года №115 следующее изменение:
в списке отдельных нормотворческих полномочий Кабинета Министров Кыргызской Республики, делегируемых государственным органам и исполнительным органам местного самоуправления Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:
- дополнить пунктом 34 следующего содержания:
"34. Государственной службе финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики по формированию и обновлению рейтинга банков по соблюдению требований противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов в целях осуществления риск-ориентированного надзора со стороны Национального банка Кыргызской Республики.".
6. Внести в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "О вопросах учебного центра органа финансовой разведки Кыргызской Республики" от 28 марта 2023 года №168 следующие изменения:
1) пункт 3 признать утратившим силу;
2) в уставе Учебного центра Государственной службы финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Предметом и целью деятельности Учебного центра является предоставление образовательной услуги, направленной на освоение и совершенствование профессиональных навыков в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее - ПФПД/ЛПД).";
- в пунктах 13-15, 33, 38 аббревиатуру "ПФТД/ЛПД" заменить аббревиатурой "ПФПД/ЛПД".
1) постановление Правительства Кыргызской Республики "О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов" от 25 декабря 2018 года №606;
2) постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики "О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов" от 25 декабря 2018 года №606" от 18 августа 2022 года №463;
3) постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "О вопросах Государственной службы финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики" от 18 августа 2021 года №143" от 29 марта 2023 года №175;
4) постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики "О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов" от 25 декабря 2018 года №606" от 3 июля 2023 года №331;
5) постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики "О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов" от 25 декабря 2018 года №606" от 7 октября 2024 года №605.
8. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики
A.Касымалиев
Приложение 1
к Постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 14 ноября 2025 года №739
Состав Комиссии по вопросам противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов
Первый заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики, председатель Комиссии;
председатель Государственной службы финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики, заместитель председателя Комиссии.
Члены Комиссии:
министр внутренних дел Кыргызской Республики;
министр иностранных дел Кыргызской Республики;
министр юстиции Кыргызской Республики;
заместитель председателя Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики - директор Антитеррористического центра Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики;
заместитель Генерального прокурора Кыргызской Республики (по согласованию);
председатель Государственной налоговой службы при Кабинете Министров Кыргызской Республики;
председатель Государственной таможенной службы при Кабинете Министров Кыргызской Республики;
председатель Государственной службы исполнения наказаний при Кабинете Министров Кыргызской Республики;
председатель Службы по регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития и инновационных технологий Кыргызской Республики;
председатель Службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики;
председатель Национального банка Кыргызской Республики (по согласованию);
руководитель государственного учреждения "Секретариат Национального совета по развитию сферы виртуальных активов и блокчейн-технологий при Президенте Кыргызской Республики";
директор Пограничной службы Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики;
директор Государственного агентства по защите персональных данных при Кабинете Министров Кыргызской Республики;
директор Департамента драгоценных металлов при Министерстве финансов Кыргызской Республики.
Приложение 2
к Постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 14 ноября 2025 года №739
Положение о Комиссии по вопросам противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов
Глава 1. Общие положения
1. Комиссия по вопросам противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее - Комиссия) является координационно-совещательным органом Кабинета Министров Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее - ПФПД/ЛПД).
2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией и законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика (далее - международные договоры), и настоящим Положением.
Глава 2. Цель и задачи Комиссии
3. Целью Комиссии является повышение эффективности принимаемых мер в сфере ПФПД/ЛПД.
4. Задачами Комиссии являются:
1) принятие решений о проведении оценки рисков финансирования преступной деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов (далее - оценка рисков), координация принимаемых мер по проведению оценки рисков, а также принятие решений об одобрении и опубликовании отчетов о результатах оценки рисков;
2) организация работы по подготовке, обновлению, утверждению и мониторингу реализации государственной стратегии (политики) по ПФПД/ЛПД, разработанной на основе отчетов о результатах оценки рисков;
3) обеспечение взаимодействия и координации деятельности заинтересованных государственных органов Кыргызской Республики (на политическом и оперативном уровнях) по вопросам разработки и реализации мероприятий в сфере ПФПД/ЛПД, а также обмена информацией между заинтересованными государственными органами;
4) организация подготовки и рассмотрение предложений по совершенствованию системы ПФПД/ЛПД;
5) организация подготовки и рассмотрение проектов нормативных правовых актов в сфере ПФПД/ЛПД;
6) заслушивание информации государственных органов Кыргызской Республики по вопросам исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД;
7) выработка согласованной позиции по вопросам международного сотрудничества в сфере ПФПД/ЛПД.
Глава 3. Полномочия Комиссии
5. В целях выполнения своих задач Комиссия уполномочена:
1) принимать решения, необходимые для обеспечения организации, координации и взаимодействия заинтересованных государственных органов в сфере ПФПД/ЛПД;
2) создавать, при необходимости, рабочие группы для своевременной подготовки информации и документов в рамках деятельности Комиссии, в том числе с привлечением независимых экспертов и консультантов, а также определять состав, задачи и порядок работы этих групп по представлению заинтересованных государственных органов;
3) организовывать взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе запрашивать от них в установленном порядке информацию и документы по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии, и приглашать должностных лиц этих органов, объединений и организаций (по согласованию с руководителями) для участия в работе Комиссии;
4) проводить в случае необходимости расширенные заседания с участием представителей органов государственной власти и частного сектора, не входящих в состав Комиссии, а также организовывать специальные межведомственные семинары и совещания по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;
5) заслушивать на своих заседаниях руководителей органов государственной власти Кыргызской Республики и представителей частного сектора по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;
6) организовывать подготовку информационно-аналитических и методических материалов в целях текущего мониторинга эффективности системы ПФПД/ЛПД;
7) рассматривать предложения и проекты нормативных правовых актов Кыргызской Республики по вопросам ПФПД/ЛПД для дальнейшего внесения в установленном порядке;
8) утверждать перечень высокорискованных стран, в отношении которых применяются меры (санкции), на основе предложения органа финансовой разведки;
9) осуществлять контроль за выполнением решений Комиссии.
Глава 4. Полномочия членов Комиссии
6. Председатель Комиссии:
1) осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Комиссию;
2) утверждает повестку заседания Комиссии по предложению председателя органа финансовой разведки;
3) председательствует на заседаниях Комиссии и подписывает решения Комиссии;
4) утверждает задачи, порядок работы и составы рабочих групп Комиссии по предложению членов Комиссии;
5) утверждает планы работы Комиссии по согласованию с членами Комиссии.
7. Члены Комиссии:
1) вносят председателю Комиссии предложения по плану работы Комиссии, повестке заседания Комиссии и порядку обсуждения вопросов на заседаниях Комиссии;
2) участвуют в подготовке материалов к заседаниям Комиссии;
3) присутствуют на заседаниях Комиссии и участвуют в обсуждении рассматриваемых вопросов и выработке решений;
4) извещают председателя Комиссии и заместителя председателя Комиссии за два дня до заседания Комиссии в случае невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительным причинам;
5) в случае необходимости в письменном виде направляют председателю Комиссии и органу финансовой разведки свое мнение по вопросам повестки заседания Комиссии.
8. Все члены Комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.
9. Состав Комиссии утверждается решением Кабинета Министров Кыргызской Республики. Ответственный секретарь назначается решением Комиссии из числа компетентных сотрудников органа финансовой разведки.
Глава 5. Заседания Комиссии
10. Комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе, в соответствии с планом работы, формируемым на основании предложений заинтересованных членов Комиссии и утверждаемым председателем Комиссии.
11. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости по инициативе председателя или заместителя председателя Комиссии либо одной трети членов Комиссии.
Представители органов государственной власти и частного сектора, не входящие в состав Комиссии, принимают участие в заседании Комиссии по приглашению председателя или заместителя председателя Комиссии.
12. Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов Комиссии и (или) уполномоченных представителей членов Комиссии.
При отсутствии возможности присутствовать на заседании Комиссии члены Комиссии должны направить своих уполномоченных представителей (не ниже заместителя руководителя государственного органа).
В случае необходимости заседания Комиссии могут проводиться в дистанционном (онлайн) режиме. Порядок проведения заседаний Комиссии в дистанционном (онлайн) режиме определяется Комиссией.
13. Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя Комиссии.
14. Решения Комиссии принимаются путем открытого голосования, простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и (или) уполномоченных представителей членов Комиссии.
При равенстве голосов членов Комиссии голос председательствующего на заседании является решающим.
Глава 6. Организация работы Комиссии
15. Работу Комиссии обеспечивает орган финансовой разведки, который:
1) организует подготовку заседаний Комиссии;
2) обеспечивает подготовку проектов плана работы Комиссии, повесток ее заседаний, составляет список приглашенных лиц, организует подготовку материалов к заседаниям и проектов решений Комиссии;
3) обеспечивает информирование членов Комиссии о дате, месте и времени проведения заседания Комиссии и о вопросах, включенных в повестку заседания Комиссии, в срок не позднее трех рабочих дней до дня проведения заседания Комиссии;
4) осуществляет мониторинг реализации решений Комиссии.
16. Структурное подразделение Администрации Президента Кыргызской Республики, а также государственные органы Кыргызской Республики, представители которых входят в состав Комиссии, оказывают содействие органу финансовой разведки при выполнении мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Положения.
17. При проведении расширенных заседаний с участием представителей органов государственной власти и частного сектора, не входящих в состав Комиссии, информация о дате, месте и времени проведения заседания Комиссии и о вопросах, включенных в повестку заседания Комиссии, доводится до сведения соответствующих органов государственной власти и частного сектора в срок не позднее трех рабочих дней до дня проведения заседания Комиссии.
18. В соответствии с планом работы Комиссии государственные органы Кыргызской Республики, представители которых входят в состав Комиссии, должны представить в письменном виде информацию, необходимую для подготовки материалов к заседанию Комиссии, не позднее пятнадцати рабочих дней до дня проведения заседания Комиссии.
19. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывает председатель Комиссии либо его заместитель, председательствовавший на заседании, и ответственный секретарь Комиссии.
Особые мнения, высказанные членами Комиссии в ходе рассмотрения и принятия решений, в обязательном порядке заносятся в протокол или прилагаются к протоколу.
20. Копии протоколов или выписки из протоколов заседаний Комиссии не позднее трех рабочих дней направляются членам Комиссии и другим заинтересованным государственным органам, и организациям.
21. Государственные органы Кыргызской Республики рассматривают протоколы заседаний Комиссии и в установленный срок принимают меры в соответствии со своими компетенциями. В случае непринятия соответствующих мер согласно протоколу заседания Комиссии государственные органы Кыргызской Республики информируют об этом орган финансовой разведки с указанием причины неисполнения.
Приложение 3
к Постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 14 ноября 2025 года №739
Положение о порядке проведения проверки исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет перечень проверяющих органов с указанием подконтрольных им финансовых учреждений и нефинансовых категорий лиц, а также задачи, функции и полномочия (права и обязанности) проверяющих органов по вопросам исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее - ПФПД/ЛПД).
2. Целями проверки являются:
1) обеспечение соблюдения финансовыми учреждениями и нефинансовыми категориями лиц требований законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД;
2) выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД;
3) обеспечение реализации отраслевой политики в сфере ПФПД/ЛПД.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия и термины:
1) орган финансовой разведки - уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов;
2) подконтрольные лица - финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц, находящиеся под контролем (надзором) соответствующего проверяющего органа;
3) проверяющие органы - государственные органы Кыргызской Республики, осуществляющие проверку деятельности соответствующих подконтрольных лиц по вопросам исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД;
4) риск - риск финансирования преступной деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов;
5) саморегулируемая организация - некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования предпринимательской деятельности, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг) или объединяющая субъектов одного вида профессиональной деятельности;
6) санкционный перечень - перечень физических и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об осуществлении (совершении) и (или) участии в осуществлении (совершении) преступной деятельности;
7) финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц - физические и юридические лица, указанные в статье 5 Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов";
8) личный кабинет - информационный ресурс, который размещается на официальном сайте органа финансовой разведки, обеспечивает электронное и информационное взаимодействие его пользователей с органом финансовой разведки;
9) рейтинг банков по соблюдению требований ПФПД/ЛПД - это перечень финансовых учреждений, обладающих соответствующей лицензией на ведение банковской деятельности в Кыргызской Республике (в настоящем пункте - банки) и соответствующих определенному уровню оценки в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов;
10) безупречная деловая репутация - наличие фактов, подтверждающих профессионализм и приверженность правовым и этическим нормам, а также отсутствие факторов, создающих неприемлемые риски для целей противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, включая наличие неснятой или непогашенной судимости, связи с преступной деятельностью и нарушения законодательства о ПФПД/ЛПД.
Порядок определения уровня оценки банков в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов и формирования Рейтинга банков по соблюдению требований ПФПД/ЛПД, а также порядок информирования заинтересованных сторон утверждаются органом финансовой разведки.
Понятия и термины, не определенные в настоящем пункте и используемые в настоящем Положении, применяются в том значении, в каком они используются в отраслевом законодательстве Кыргызской Республики, если иное не предусмотрено в настоящем Положении.
Глава 2. Перечень проверяющих органов и их подконтрольных лиц
4. Проверяющими органами являются:
1) Национальный банк Кыргызской Республики;
2) уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере регулирования и надзора за финансовым рынком;
3) уполномоченный государственный орган по связи;
4) уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере драгоценных металлов;
5) Министерство юстиции Кыргызской Республики;
6) саморегулируемые организации.
5. Национальный банк Кыргызской Республики осуществляет проверку (инспектирование) деятельности следующих подконтрольных лиц:
1) коммерческие банки;
2) кредитные союзы;
3) микрофинансовые организации (микрокредитные агентства, микрокредитные компании, микрофинансовые компании, специализированные финансово-кредитные учреждения);
4) обменные бюро;
5) операторы системы расчетов с использованием электронных денег;
6) платежные организации;
7) ссудно-сберегательные жилищно-строительные кассы;
8) эмитенты и агенты (дистрибьюторы) электронных денег;
9) поставщики услуг виртуальных активов, имеющие лицензию Национального банка Кыргызской Республики на осуществление банковских операций.
6. Уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере регулирования и надзора за финансовым рынком осуществляет проверку деятельности следующих подконтрольных лиц:
1) лизинговые компании (организации);
2) ломбарды;
3) накопительные пенсионные фонды;
4) юридические лица, осуществляющие игорную деятельность;
5) перестраховочные организации и брокеры;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, депозитарии, номинальные держатели, независимые реестродержатели ценных бумаг, андеррайтеры, инвестиционные фонды, фондовые биржи, управляющие компании по доверительному управлению инвестиционными активами, управляющие компании по доверительному управлению пенсионными активами);
7) страховые организации (страховщики);
8) страховые брокеры;
9) товарные биржи;
10) поставщики услуг виртуальных активов.
7. Уполномоченный государственный орган по связи осуществляет проверку деятельности предприятий почтовой связи.
8. Уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере драгоценных металлов осуществляет проверку деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих операции (сделки) с драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями из них, а также ломом таких изделий.
9. Министерство юстиции Кыргызской Республики осуществляет проверку деятельности государственных и частных нотариусов.
10. Саморегулируемые организации осуществляют проверку деятельности следующих подконтрольных лиц:
1) ипотечные компании (организации);
2) риэлторы (агенты, брокеры, посредники, организаторы торговли недвижимым имуществом, доверительное управление недвижимым имуществом);
3) независимые юристы (индивидуальные предприниматели), юридические компании и их сотрудники (юрисконсульты), оказывающие на профессиональной основе услуги по подготовке к проведению операции (сделки) или совершающие операции (сделки) от имени или по поручению своего клиента на основе заключенного контракта;
4) физические и юридические лица, предоставляющие услуги по созданию юридических лиц или управлению юридическими лицами.
Список саморегулируемых организаций определяется органом финансовой разведки.
11. Список финансовых учреждений и нефинансовых категорий лиц в виде электронной базы данных формируется и публикуется органом финансовой разведки.
Глава 3. Задачи, функции и полномочия (права и обязанности) проверяющих органов
12. Задачи и функции проверяющих органов определяются в главах 4-7 настоящего Положения и законодательством Кыргызской Республики, регулирующим их деятельность.
13. Проверяющие органы вправе:
1) запрашивать и получать от подконтрольных лиц информацию или документы, необходимые для выполнения ими функций по проверке деятельности подконтрольных лиц;
2) предоставлять методологическую, методическую помощь подконтрольным лицам и обеспечивать обратную связь с подконтрольными лицами по вопросам исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД;
3) проводить обучающие мероприятия для подконтрольных лиц по вопросам ПФПД/ЛПД;
4) осуществлять сотрудничество и обмен информацией с контролирующими органами иностранных государств по вопросам ПФПД/ЛПД.
14. Проверяющие органы обязаны:
1) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства в процессе осуществления проверки;
2) формировать и своевременно обновлять перечень подконтрольных лиц с указанием идентификационных сведений, а также размещать его на официальном сайте проверяющего органа;
3) осуществлять проверку учредителей, заявителей, уполномоченных представителей, участников (акционеров) со значительной долей участия (25 и более процентов акций или долей в уставном капитале), бенефициарных владельцев и руководства подконтрольных лиц на соответствие требованиям о безупречной деловой репутации. Такая проверка включает:
- проверку на наличие или отсутствие судимости за совершение умышленных преступлений, а также сведений в санкционном перечне и списках разыскиваемых лиц (национальном и международном);
- направление запросов в орган финансовой разведки и уполномоченные правоохранительные органы для получения заключения о наличии или отсутствии иной информации, имеющей значение для оценки деловой репутации, в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
4) в течение одного рабочего дня информировать орган финансовой разведки, правоохранительные органы и орган национальной безопасности Кыргызской Республики в случае совпадения идентификационных данных учредителя, заявителя, уполномоченного представителя, участника со значительной долей акций, бенефициарного владельца и руководства подконтрольных лиц с идентификационными данными лица, предусмотренного в списках разыскиваемых лиц (национальный и международный) и санкционном перечне, а также отказать им в регистрации либо в выдаче лицензии;
5) проводить проверку деятельности соответствующего подконтрольного лица по вопросам исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД и собирать информацию о соблюдении подконтрольным лицом законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД;
6) применять к подконтрольным лицам меры воздействия (санкции) за несоблюдение требований законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, регулирующим деятельность проверяющих органов;
7) при проведении проверки деятельности подконтрольных лиц использовать информацию о рисках и типологиях (схемах) финансирования преступной деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, а также информацию о типичных видах нарушений законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД;
8) обеспечивать соответствующий режим защиты и хранения информации, составляющей служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученную в процессе взаимодействия с подконтрольными лицами, органом финансовой разведки, правоохранительными органами и органом национальной безопасности;
9) использовать личный кабинет в целях осуществления риск-ориентированного надзора;
10) использовать Рейтинг банков по соблюдению требований ПФПД/ЛПД в целях осуществления риск-ориентированного надзора.
Глава 4. Риск-ориентированный подход при осуществлении проверки
15. Проверяющие органы применяют риск-ориентированный подход при осуществлении проверки деятельности подконтрольных лиц.
Целью риск-ориентированного подхода является выявление рисков, управление рисками и перераспределение имеющихся ресурсов (человеческие, технические и финансовые) проверяющих органов для осуществления проверки деятельности подконтрольных лиц, в первую очередь подверженных высокому риску.
16. Для применения риск-ориентированного подхода проверяющие органы обеспечивают следующее:
1) применяют риск-ориентированный подход на основе понимания рисков;
2) разрабатывают и применяют критерии оценки рисков (по балльной системе), состоящие из следующих основных подразделов:
- страновой или географический риск (риски, существующие в стране);
- риск, связанный с подконтрольным лицом, определенный проверяющим органом по результатам оценки рисков;
- риск, связанный с деятельностью или продукцией (услугами) подконтрольного лица (объем активов, клиентская база, спектр и механизм оказываемых услуг);
3) проводят оценку рисков в деятельности подконтрольных лиц по истечении 3 лет со дня проведения предыдущей оценки рисков и составляют отчет о результатах оценки рисков и план действий по снижению выявленных рисков;
4) отчет о результатах оценки рисков и план действий по снижению выявленных рисков подлежат обновлению в любое время согласно одному из факторов в соответствии с пунктом 44 Положения о порядке проведения оценки рисков финансирования преступной деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов.
17. Критерии оценки рисков должны регулярно пересматриваться в зависимости от развития ситуации и появления новых угроз и уязвимости.
18. В зависимости от степени риска проверяющий орган определяет периодичность и уровень (упрощенный или углубленный) проведения проверки.
Проверяющие органы разрабатывают и утверждают внутреннюю инструкцию по применению риск-ориентированного подхода при осуществлении проверки деятельности подконтрольных лиц.
19. Национальный банк Кыргызской Республики при осуществлении надзорных функций обязан учитывать показатели Рейтинга банков по соблюдению требований ПФПД/ЛПД при определении периодичности и уровня (упрощенный или углубленный) проведения проверок в отношении банковских учреждений, применяя риск-ориентированный подход.
Глава 5. Порядок проведения проверки
20. В целях осуществления проверки деятельности подконтрольных лиц по вопросам исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД проверяющие органы, в пределах своей компетенции, проводят мониторинг (дистанционный контроль) и (или) выездную проверку или инспектирование.
21. Порядок проведения мониторинга (дистанционный контроль) деятельности подконтрольных лиц определяется проверяющим органом.
22. Порядок проведения выездной проверки или инспектирования подконтрольных лиц определяется законодательством Кыргызской Республики в сфере проведения проверок или банковским законодательством Кыргызской Республики.
Саморегулируемые организации осуществляют выездную проверку или инспектирование соответствующих подконтрольных лиц в порядке, устанавливаемом саморегулируемыми организациями.
23. Уполномоченный государственный орган по связи и Министерство юстиции Кыргызской Республики осуществляют проверку деятельности подконтрольных лиц, указанных в пунктах 7 и 9 настоящего Положения, в рамках проведения проверок по исполнению отраслевого законодательства Кыргызской Республики.
24. Проверяющие органы используют перечень типовых вопросов, согласованный с органом финансовой разведки в установленном порядке и составленный на основе законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД, на которые собираются ответы в ходе проведения мониторинга (дистанционного контроля) и выездной проверки или инспектирования.
25. В случае выявления нарушения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД, по результатам проведения мониторинга (дистанционного контроля) и выездной проверки или инспектирования должностным лицом, выявившим нарушение, составляется акт или протокол в двух экземплярах.
В акте или протоколе должны содержаться сведения о существе выявленного нарушения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД.
Акт или протокол подписывается должностным лицом, выявившим нарушение.
Один экземпляр акта или протокола вручается руководителю финансового учреждения или нефинансовой категории лиц под подпись или направляется посредством почтовой связи в случае отказа руководителя финансового учреждения или нефинансовой категории лиц в подписании данного акта или протокола.
Второй экземпляр акта или протокола направляется руководителю проверяющего органа.
26. Проверяющие органы рассматривают вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о нарушениях или банковским законодательством Кыргызской Республики, а также законодательством Кыргызской Республики, регулирующим деятельность проверяющих органов.
27. Проверка (мониторинг) устранения нарушений законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД, выявленных по результатам проверки, осуществляется путем проведения контрольной проверки или дистанционного мониторинга в срок, установленный проверяющим органом.
Глава 6. Взаимодействие проверяющих органов с органом финансовой разведки
28. Координацию деятельности проверяющих органов осуществляет Комиссия по вопросам противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, действующая при Кабинете Министров Кыргызской Республики.
29. Проверяющие органы определяют сотрудника или структурное подразделение, ответственных за взаимодействие с органом финансовой разведки.
30. В целях организации проверки и повышения ее эффективности проверяющие органы осуществляют сотрудничество с органом финансовой разведки в следующих формах:
1) ежегодно не позднее 15 января текущего года согласовывают с органом финансовой разведки типовой перечень вопросов, подлежащих проверке;
2) за десять рабочих дней до начала проверки направляют запрос в орган финансовой разведки о предоставлении перечня вопросов, подлежащих проверке, и во время проведения проверки собирают информацию по вопросам, указанным в запросе органа финансовой разведки;
3) направляют информацию в орган финансовой разведки в течение трех рабочих дней с момента выявления нарушения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД, если принятие решения по выявленному нарушению относится к компетенции органа финансовой разведки согласно законодательству Кыргызской Республики о нарушениях;
4) при возникновении подозрений о том, что операции (сделки), осуществленные подконтрольными лицами, могут быть связаны с финансированием преступной деятельности и легализацией (отмыванием) преступных доходов, проверяющие органы в течение одного рабочего дня направляют сообщение об этом в орган финансовой разведки;
5) направляют в орган финансовой разведки информацию о состоянии исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД и информацию о правонарушениях в данной сфере (при обнаружении) не позднее десяти рабочих дней с момента завершения проверки;
6) ежеквартально представляют в орган финансовой разведки обобщенную информацию о соблюдении соответствующими подконтрольными лицами требований законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД, в том числе статистические данные (по форме, установленной органом финансовой разведки) о выявленных нарушениях и мерах, принятых для их устранения;
7) согласовывают с органом финансовой разведки проекты нормативных правовых актов Кыргызской Республики о внесении изменений в законодательство Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД.
31. Орган финансовой разведки обращается в проверяющие органы с предложением о привлечении к ответственности подконтрольных лиц или их должностных лиц, о приостановлении или отзыве лицензий подконтрольных лиц за грубое и неоднократное нарушение требований законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД.
Проверяющие органы, рассмотрев обращение органа финансовой разведки, применяют соответствующие меры в отношении подконтрольных лиц в соответствии с банковским законодательством или законодательством о лицензионно-разрешительной системе Кыргызской Республики с последующим направлением уведомления о принятых мерах в орган финансовой разведки или с обоснованием причин отказа в принятии мер.
Глава 7. Заключительные положения
32. Проверяющие органы в рамках проведения проверки руководствуются законодательством Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД и решением органа финансовой разведки в сфере ПФПД/ЛПД.
33. Проверяющие органы должны обеспечить, чтобы структурное подразделение или отдельные сотрудники, осуществляющие проверки:
1) обладали достаточными и необходимыми ресурсами для качественного и эффективного проведения проверки;
2) обладали оперативной независимостью и самостоятельностью для обеспечения свободы от ненадлежащего влияния или вмешательства;
3) поддерживали высокие профессиональные стандарты, в том числе стандарты в отношении конфиденциальности и повышения квалификации.
Приложение 4
к Постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 14 ноября 2025 года №739
Положение о порядке представления информации и документов в орган финансовой разведки Кыргызской Республики
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок представления информации и документов, а также сообщений об операциях (сделках) в орган финансовой разведки.
2. В настоящем Положении используются следующие понятия и термины:
1) АРМ - специализированное программное обеспечение, позволяющее в автоматизированном режиме формировать и направлять сообщения об операциях (сделках) в орган финансовой разведки;
2) операции (сделки) - любые операции (сделки) со средствами, совершаемые для установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей со средствами;
3) орган финансовой разведки - уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов;
4) типовые формы - специальные типовые формы, предназначенные для заполнения финансовыми учреждениями и нефинансовыми категориями лиц при предоставлении сообщений об операциях (сделках), в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов;
5) финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц - физические и юридические лица, указанные в статье 5 Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов";
6) личный кабинет - информационный ресурс, который размещается на официальном сайте органа финансовой разведки, обеспечивает электронное и информационное взаимодействие его пользователей с органом финансовой разведки;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 14 ноября 2025 года №739
"О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов"
О документе
| Номер документа: | 739 |
| Дата принятия: | 14.11.2025 |
| Состояние документа: | Действует |
| Начало действия документа: | 01.12.2025 |
| Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
"Эркин Тоо" от 21 ноября 2025 года №92
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 8 настоящее Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования - с 1 декабря 2025 года.