Не вступил в действие

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 ноября 2025 года №427-ФЗ

О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов

Принят Государственной Думой 20 ноября 2025 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2025 года

Статья 1. Основные характеристики бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов

1. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2026 год:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 19 086 230 654,6 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 18 990 837 767,4 тыс. рублей, из них доходы по обязательному пенсионному страхованию в сумме 12 327 324 992,4 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 414 779 777,4 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 318 973 025,5 тыс. рублей. Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 4 692 365 454,0 тыс. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 404 579 795,6 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 222 377 430,3 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 18 748 235 886,0 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 18 667 578 505,0 тыс. рублей, из них объем расходов по обязательному пенсионному страхованию в сумме 12 129 321 380,3 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 412 096 868,0 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 196 381 557,0 тыс. рублей;

3) объем профицита бюджета Фонда в сумме 337 994 768,6 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 14 735 506,2 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 323 259 262,4 тыс. рублей, из них объем профицита бюджета Фонда в части обязательного пенсионного страхования в сумме 198 003 612,1 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда в части переданных полномочий в сумме 18 727,6 тыс. рублей, объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 682 909,4 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 122 591 468,5 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2027 и 2028 годов:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2027 год в сумме 19 976 597 138,7 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 21 178 154 491,3 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2027 год в сумме 19 868 184 068,8 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 21 067 860 354,0 тыс. рублей, из них доходы по обязательному пенсионному страхованию на 2027 год в сумме 13 021 906 319,0 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 13 871 111 847,1 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2027 год в сумме 1 541 377 137,5 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 1 659 167 540,0 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2027 год в сумме 344 859 521,5 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 371 029 753,7 тыс. рублей. Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на 2027 год в сумме 4 443 355 427,0 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 4 502 334 483,5 тыс. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации на 2027 год в сумме 391 618 468,5 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 416 845 908,6 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2027 год в сумме 222 330 714,7 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 222 345 240,7 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2027 год в сумме 19 741 046 532,0 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 20 856 250 320,0 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2027 год в сумме 19 635 186 191,1 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 20 753 556 629,4 тыс. рублей, из них объем расходов по обязательному пенсионному страхованию на 2027 год в сумме 12 915 988 256,6 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 13 692 374 622,5 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2027 год в сумме 1 552 996 507,2 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 1 679 163 120,3 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2027 год в сумме 206 160 336,5 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 215 467 673,4 тыс. рублей;

3) объем профицита бюджета Фонда на 2027 год в сумме 235 550 606,7 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 2 552 729,0 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 232 997 877,7 тыс. рублей, из них объем профицита бюджета Фонда в части обязательного пенсионного страхования в сумме 105 918 062,4 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 11 619 369,7 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 138 699 185,0 тыс. рублей, и объем профицита бюджета Фонда на 2028 год в сумме 321 904 171,3 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 7 600 446,7 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 314 303 724,6 тыс. рублей, из них объем профицита бюджета Фонда в части обязательного пенсионного страхования в сумме 178 737 224,6 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 19 995 580,3 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 155 562 080,3 тыс. рублей.

Статья 2. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда

Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

Статья 3. Бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов

1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:

1) на 2026 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону;

2) на плановый период 2027 и 2028 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

2. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2026 год в сумме 17 959 304 061,5 тыс. рублей, на 2027 год в сумме 18 934 132 657,4 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 20 030 973 539,6 тыс. рублей.

Статья 4. Межбюджетные трансферты бюджету Фонда и из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

1. Установить, что объем бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2026 год на осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, подлежит уменьшению на объем средств, предназначенных на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходящим военную и правоохранительную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, а также на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходившим военную службу в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

2. Установить, что в 2026 году финансовое обеспечение расходов на реализацию пункта 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 января 1993 года №4302-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" комплекса процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.

Статья 5. Особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда

1. Фонд вправе в 2026 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" в рамках обеспечения выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов, осуществлять финансовое обеспечение оплаты услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений граждан об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость.

2. Фонд вправе в 2026 году в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вносить изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда без внесения изменений в настоящий Федеральный закон с превышением общего объема расходов, утвержденных настоящим Федеральным законом, в целях увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих в соответствии с условиями указанных государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов.

Статья 6. Особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики

1. Фонд в 2026 году осуществляет:

1) финансовое обеспечение выплат, имеющих периодический характер, пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, за праздничные и выходные дни января 2027 года в декабре 2026 года, а также выплаты пенсий, включая их доставку, на территории, на которой введен режим чрезвычайной ситуации (федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального или локального характера), ранее текущего месяца в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Выплаченные суммы пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, в декабре 2026 года гражданину при жизни за праздничные и выходные дни января 2027 года или в связи с введением режима чрезвычайной ситуации, не подлежат возмещению;

2) финансовое обеспечение доставки пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, сумм страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат организациям федеральной почтовой связи в пределах 1,17 процента доставленных сумм без учета налога на добавленную стоимость, расходов на пересылку денежных средств почтовыми переводами на территории Российской Федерации для обеспечения выплат пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, алиментов и других удержаний из установленных выплат, сумм выплат, выплачиваемых членам семьи умершего, с применением тарифа в размере 1,17 процента от переводимой суммы без учета налога на добавленную стоимость;

3) финансовое обеспечение выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии), и оказания услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, включая расходы на доставку указанных пенсий и пособия, с последующим возмещением за счет бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации.

2. Суммы средств, поступившие в бюджет Фонда на выплату страховой пенсии, на которые страхователями по состоянию на 1 января 2026 года не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для отражения в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, направляются Фондом на финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий.

3. Установить, что Фонд в 2026 году осуществляет реализацию пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, правила реализации которого, включая перечень мероприятий, финансируемых в рамках его реализации, определяются Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 2 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов "Оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" в рамках комплекса процессных мероприятий "Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" подраздела "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.

4. Установить, что в 2026 году Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - финансовое обеспечение предупредительных мер), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.

Статья 7. Особенности исполнения бюджета Фонда в 2026 году

1. Установить, что:

1) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление материнского (семейного) капитала и другие социальные выплаты, на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направляются Фондом в 2026 году на те же цели, а также на выплату страховых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии в случае недостаточности в ходе исполнения бюджета Фонда бюджетных ассигнований. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2025 года №427-ФЗ
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"

О документе

Номер документа:427-ФЗ
Дата принятия: 28.11.2025
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:01.01.2026
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28 ноября 2025 года.