Действует

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 22 января 2024 года №1-П

Об утверждении Положения по организации и ведению бухгалтерского учета организациями сектора государственного управления

(В редакции Приказа Министерства финансов Кыргызской Республикит от 10.06.2024 г. №4-П)

В целях совершенствования бухгалтерского учета в секторе государственного управления, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики "О делегировании отдельных нормотворческих полномочий Кабинета Министров Кыргызской Республики государственным органам и исполнительным органам местного самоуправления" от 3 марта 2023 года №115,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение по организации и ведению бухгалтерского учета организациями сектора государственного управления согласно приложению.

2. Управлению развития бухгалтерского учета, внутреннего аудита и внутреннего контроля:

1) в течение трех рабочих дней со дня регистрации опубликовать настоящий приказ на государственном и официальном языках в газете "Эркин-Тоо" и на официальном сайте Кабинета Министров Кыргызской Республики;

2) в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования направить копии настоящего приказа в двух экземплярах на государственном и официальном языках на бумажном и электронном носителе, с указанием источника опубликования в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

3) в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу настоящего приказа, направить копию приказа в двух экземплярах на государственном и официальном языках в Администрацию Президента Кыргызской Республики.

3. Признать утратившим силу:

1) приказ Министерства финансов Кыргызской Республики от 11 июля 2023 года №2-П "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности в секторе государственного управления";

2) приказ Министерства финансов Кыргызской Республики от 5 октября 2023 года №6-П "О внесении изменения в приказ Министерства финансов Кыргызской Республики "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности в секторе государственного управления" от 11 июля 2023 года №2-П".

4. Пресс-службе в течение трех рабочих дней со дня регистрации настоящего приказа обеспечить его опубликование на веб-сайте Министерства финансов Кыргызской Республики.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - директора Центрального казначейства Аманбаева У.М.

6. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и вступает в силу 1 января 2024 года.

Министр финансов Кыргызской Республики

А.Бакетаев

Приложение

к Приказу Министерства финансов Кыргызской Республики от 22 января 2024 года №1-П

Положение по организации и ведению бухгалтерского учета организациями сектора государственного управления

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение по организации и ведению бухгалтерского учета организациями сектора государственного управления (далее - Положение) устанавливает единый порядок к ведению бухгалтерского учета для бюджетных учреждений.

2. Бухгалтерский учет ведется бюджетными учреждениями в соответствии с настоящим Положением, в разрезе источников финансирования с обязательным применением Единого плана счетов.

3. Данные регистров бухгалтерского учета являются источником информации для подготовки финансовой отчетности бюджетных учреждений.

4. Главные распорядители бюджетных средств, вправе по согласованию с Министерством финансов Кыргызской Республики (далее - Министерство финансов) и принимая во внимание специфику своей деятельности, разрабатывать и утверждать внутренние документы, регламентирующие бухгалтерский учет.

Глава 2. Основные требования к ведению бухгалтерского учета

§ 1. Задачи и обязанности бухгалтерской службы

5. Основными задачами бухгалтерской службы (бухгалтера) являются:

1) своевременное формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, его имущественном положении посредством подготовки финансовой отчетности;

2) обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением законодательства Кыргызской Республики в области бухгалтерского учета при осуществлении хозяйственных операций;

3) осуществление контроля над соблюдением утвержденных норм при осуществлении хозяйственных операций, для которых такие ограничения предусмотрены;

4) осуществление контроля (посредством процедур учета) над сохранностью и целевым использованием имеющихся в бюджетном учреждении активов.

6. В обязанности бухгалтерской службы (бухгалтера) бюджетного учреждения входит:

1) своевременная регистрация хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных документов, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области бухгалтерского учета;

2) ведение документооборота в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, регулирующими делопроизводство, архивное дело, внутренними положениями бюджетного учреждения;

3) начисление и выплата заработной платы служащим в соответствии с трудовым законодательством, договорами найма, внутренними документами по приему на работу и документами по учету рабочего времени;

4) удержание с выплат по заработной плате налогов и страховых взносов в соответствии с налоговым законодательством и законодательством по государственному социальному страхованию;

5) ведение налогового учета, включая ведение налоговых регистров, в соответствии с требованиями налогового законодательства Кыргызской Республики;

6) осуществление контроля за соблюдением утвержденных бюджетов по всем источникам финансирования;

7) обеспечение руководителя бюджетного учреждения информацией об объемах и целевом характере фактического исполнения утвержденных бюджетов и смет в разрезе источников финансирования;

8) ежеквартальное (для счетов открытых в зарубежных коммерческих банках - ежегодно) проведение сверки по остаткам денежных средств на расчетных счетах в коммерческих банках, на счетах в системе Казначейства и на счетах в Национальном банке Кыргызской Республики с данными бухгалтерского учета и при наличии расхождений своевременно вносить необходимые корректировки;

9) проведение сверки по всем дебиторам и кредиторам на 31 декабря каждого года остатков дебиторской и кредиторской задолженности в письменной форме;

10) обеспечение инвентаризационной комиссии всеми бухгалтерскими данными, необходимыми для проведения инвентаризации активов, внесение необходимых корректировок в регистры бухгалтерского учета по результатам проведенной инвентаризации;

11) осуществление контроля за своевременным предоставлением и правильным оформлением материальных и авансовых отчетов работников бюджетного учреждения;

12) подготовка финансовой отчетности, отчетности об исполнении бюджета, статистической отчетности, налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам;

13) соблюдение требований законодательства Кыргызской Республики в области бухгалтерского учета.

§ 2. Ответственность руководителя и главного бухгалтера

7. Руководитель бюджетного учреждения несет ответственность за:

1) организацию бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в бюджетном учреждении;

2) организацию системы документооборота в бюджетном учреждении, в т. ч. за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и форм финансовой отчетности;

3) своевременное предоставление достоверной финансовой отчетности бюджетного учреждения;

4) обеспечение проведения обязательного аудита в установленных законодательством Кыргызской Республики в области аудита случаях;

5) утверждение должностных инструкций для работников бухгалтерской службы;

6) соблюдение требований законодательства Кыргызской Республики в области бухгалтерского учета при выполнении хозяйственных операций;

7) обучение и повышение квалификации главного бухгалтера или руководителя бухгалтерской службы и работников бухгалтерской службы.

8. Главный бухгалтер (бухгалтер) или руководитель бухгалтерской службы подчиняется непосредственно руководителю бюджетного учреждения и несет ответственность за:

1) организацию работы бухгалтерской службы;

2) соблюдение требований законодательства Кыргызской Республики в области бухгалтерского учета;

3) своевременную подготовку достоверной финансовой отчетности бюджетного учреждения;

4) ведение регистров бухгалтерского учета;

5) разработку должностных инструкций и распределение служебных обязанностей внутри бухгалтерской службы;

6) осуществление контроля за исполнением служебных обязанностей работниками бухгалтерской службы;

7) передачу дел при освобождении от должности.

§ 3. Права главного бухгалтера

9. Главный бухгалтер в целях выполнения задач и обязанностей бухгалтерской службы вправе:

1) определять отдельные участки работы (финансовая группа, группа расчетов, материальная группа и т.п.) и самостоятельно распределять работу по этим участкам между работниками бухгалтерской службы;

2) получать от других структурных подразделений и работников бюджетного учреждения любую информацию, относящуюся к совершению и регистрации хозяйственных операций, а также участвовать в процедуре согласования хозяйственного договора;

3) требовать от работников бюджетного учреждения своевременного выполнения нормативных правовых актов Кыргызской Республики (в т. ч. международных) в области бухгалтерского учета и отчетности;

4) обращаться к руководителю бюджетного учреждения с предложениями о разработке и внесении изменений во внутренние документы по организации системы подготовки и исполнения бюджета, бухгалтерского учета, внутреннего контроля и налогообложения;

5) обращаться к руководителю бюджетного учреждения с предложениями о необходимости получения разъяснений от уполномоченного и контролирующих органов по вопросам правильности применения норм законодательства Кыргызской Республики в области бухгалтерского учета, внутреннего контроля и налогообложения;

6) требовать от материально ответственных лиц (далее - МОЛ) и подотчетных лиц бюджетного учреждения своевременного предоставления материальных и авансовых отчетов в установленном формате;

7) обращаться к руководителю бюджетного учреждения с предложениями о премировании работников бухгалтерской службы, направлении их на обучение, поощрении, продвижении по службе;

8) обращаться к руководителю бюджетного учреждения с предложениями о применении дисциплинарных взысканий к работникам бухгалтерской службы и к работникам бюджетного учреждения, нарушающим установленные нормы и правила в области бухгалтерского учета и отчетности, системы внутреннего контроля и налогообложения;

9) требовать от работников бухгалтерской службы исполнения своих должностных обязанностей;

10) обращаться к руководителю бюджетного учреждения с предложениями о штатной численности бухгалтерской службы;

11) получать от бухгалтерских служб подведомственных и территориальных подразделений всю необходимую информацию для формирования сводной финансовой отчетности.

10. Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерскую службу необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников бюджетного учреждения, а при централизации учета для всех обслуживаемых бюджетных учреждений.

§ 4. Прием-передача дел главным бухгалтером

11. При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности (в случае увольнения, назначения на другую должность или перемещения) производится прием-передача дел вновь назначенному на должность главному бухгалтеру, либо при отсутствии последнего - уполномоченному лицу, назначенному руководителем бюджетного учреждения. С момента приема-передачи дел право подписи, предоставленное главному бухгалтеру, освобождаемому от должности, отменяется.

12. Для проведения приема-передачи дел главным бухгалтером создается комиссия по проведению приема-передачи дел (далее - комиссия) на основании приказа руководителя бюджетного учреждения, где указываются:

1) причина приема-передачи дел;

2) информация о должностном лице, принимающем дела;

3) информация о должностном лице, передающем дела;

4) лицо, которому предоставлено право подписи на период приема-передачи дел и до оформления права подписи должностного лица, принимающего дело;

5) дата, по состоянию на которую производится прием-передача дел;

6) срок приема-передачи дел, но не более двух недель и не позднее даты освобождения от должности главного бухгалтера;

7) состав комиссии;

8) секретарь комиссии;

9) лица, ответственные за подготовку соответствующих документов и представление их Комиссии.

13. Комиссия:

1) организовывает проведение приема-передачи дел должностных лиц и обеспечивает составление акта приема-передачи дел в соответствии с требованиями настоящего Положения;

2) проверяет состояние кассы (обеспечены ли надлежащие условия для хранения денежной наличности, состояние записей в кассовой книге, состояние по другим ценностям, хранящимся в кассе, и соответствие их бухгалтерским записям, наличие чековых книжек, номера неиспользованных чеков) и составляет акт проверки остатков наличности в кассе, в котором указывается сумма остатка денежных средств, номера и даты последних приходных и расходных ордеров, который подписывается лицом, как передающим, так и принимающим дела бухгалтерской службы, а также кассиром, либо лицом, отвечающим за ведение кассовых операций;

3) проверяет состояние денежного учета, учета расчетных операций, расчетных статей баланса (состояние дебиторской и кредиторской задолженности, наличие нереальной для взыскания задолженности, с указанием виновных в этом лиц, наличие актов сверки взаимных расчетов, наличие не перечисленных своевременно в бюджет сумм);

4) рассматривает письменные объяснения, полученные от должностного лица, допустившего недостачу, излишки, либо другие нарушения, и указывает их в акте приема-передачи дел;

5) проверяет соответствие данных бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, предшествующую дате приема-передачи дел, данным учетных регистров.

14. При наличии замечаний со стороны членов комиссии или должностных лиц (сдающих и принимающих дела), либо при выявлении несоответствия, выясняются причины их возникновения, после чего комиссией по проведению приема-передачи дел принимаются меры по их устранению.

15. Члены комиссии несут ответственность в пределах своей компетенции за полноту и достоверность документов по приему-передаче дел должностных лиц.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Положение по организации и ведению бухгалтерского учета организациями сектора государственного управления Глава 1. Общие положения Глава 2. Основные требования к ведению бухгалтерского учета § 1. Задачи и обязанности бухгалтерской службы § 2. Ответственность руководителя и главного бухгалтера § 3. Права главного бухгалтера § 4. Прием-передача дел главным бухгалтером § 5. Организация работы в бюджетных учреждениях, обслуживаемых централизованной бухгалтерией § 6. Автоматизация бухгалтерского учета Глава 3. Требования к системе внутреннего контроля § 1. Основные элементы системы внутреннего контроля § 2. Разделение функциональных обязанностей § 3. Заключение договоров о материальной ответственности § 4. Проведение сверок § 5. Инвентаризация активов и финансовых обязательств § 6. Подотчетность материально-ответственных лиц § 7. Регистрация рабочего времени сотрудников бюджетного учреждения § 8. Разрешение на заключение, согласование и регистрацию хозяйственных договоров § 9. Хранение товарно-материальных ценностей Глава 4. Документооборот в бухгалтерском учете § 1. Номенклатура дел § 2. Хранение документов бухгалтерского учета § 3. Регистрация хозяйственных операций § 4. Общие требования к документообороту § 5. Исправление ошибок в бухгалтерских записях Глава 5. Принципы учета доходов и расходов § 1. Учет доходов § 2. Учет расходов § 3. Учет командировочных расходов § 4. Учет представительских расходов Глава 6. Принципы учета нефинансовых активов § 1. Признание основных средств § 2. Единица основного средства § 3. Амортизация основных средств § 4. Сроки полезной службы основных средств § 5. Порядок списания с баланса основных средств § 6. Порядок учета основных средств § 7. Учет нематериальных активов § 8. Запасы § 9. Оценка и списание запасов § 10. Определение себестоимости запасов § 11. Учет запасов § 12. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов § 13. Учет ценностей Глава 7. Принципы учета финансовых активов § 1. Учет финансовых активов § 2. Учет и хранение наличных денег § 3. Учет дебиторской задолженности Глава 8. Учет обязательств § 1. Обязательства § 2. Учет обязательств по заработной плате, пособиям и стипендиям § 3. Учет расчетов с поставщиками за полученные товары, работы и услуги Глава 9. Учет чистых активов

Приказ Министерства финансов Кыргызской Республики от 22 января 2024 года №1-П
"Об утверждении Положения по организации и ведению бухгалтерского учета организациями сектора государственного управления"

О документе

Номер документа:1-П
Дата принятия: 22.01.2024
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.01.2024
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

"Эркин Тоо" от 26 января 2024 года №7

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 6 настоящий Приказ вступает в силу 1 января 2024 года.