Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 3 ноября 2025 года №УП-204

Об утверждении Стратегии "Цифровая прокуратура — 2030" и мерах по ее эффективной реализации

В целях дальнейшего расширения в стране работ по цифровизации деятельности по обеспечению верховенства закона, искоренению коррупции, борьбе с правонарушениями, а также внедрения системы цифрового надзора постановляю:

I. Основные цели

1. Определить основными целями цифровой трансформации деятельности органов прокуратуры:

(а) автоматизацию всех направлений деятельности органов прокуратуры, значительное повышение степени прозрачности и оперативности их работы на основе передового международного опыта в срок до 2030 года;

(б) повышение качества и оперативности обмена данными между органами прокуратуры и другими государственными органами и организациями;

(в) перевод процессов следствия и прокурорского надзора в электронную форму.

II. Приоритетные направления и основные задачи

2. Определить приоритетными направлениями цифровой трансформации деятельности органов прокуратуры:

(а) поэтапное широкое внедрение информационных систем и технологий искусственного интеллекта в сферу деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, надзору за соблюдением прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства;

(б) создание информационных систем и другого необходимого программного обеспечения для развития электронного взаимодействия с государственными органами и организациями, цифровизации их рабочих процессов;

(в) перевод производства по уголовным делам в электронную форму, создание новой информационной системы, охватывающей процессы от поступления заявления, сообщения и прочих сведений о преступлении до исполнения наказания, ее внедрение в деятельность органов доследственной проверки, дознания и предварительного следствия и осуществление интеграции данной системы с информационными системами соответствующих государственных органов;

(г) создание Единой межведомственной интеграционной платформы, обеспечивающей интеграцию информационных систем органов прокуратуры с информационными системами других организаций;

(д) расширение возможности дистанционного участия прокуроров при рассмотрении дел в судах посредством видеоконференцсвязи;

(ж) укомплектование органов прокуратуры кадрами юристов, глубоко освоившими знания в сфере информационных технологий, регулярное повышение квалификации работников в данном направлении.

3. Определить основными задачами органов прокуратуры в сфере цифровизации:

(а) внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий, усиление надзора за исполнением законов в процессах ведения информационных систем и ресурсов;

(б) принятие мер по раннему выявлению и предупреждению случаев нарушения законности при использовании информационно-коммуникационных технологий, а также коррупционных правонарушений, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий;

(в) реализацию мер, направленных на обеспечение исполнения задач по расширению применения современных информационно-коммуникационных технологий, модернизации информационных систем, телекоммуникационных инфраструктуры и сетей;

(г) осуществление эффективного цифрового надзора за исполнением законов органами доследственной проверки, дознания и предварительного следствия;

(д) поэтапную цифровизацию производства дознания и предварительного следствия, а также повышение качества следствия с применением информационно-коммуникационных технологий;

(ж) разработку и внедрение соответствующих современным требованиям новых подходов в эффективное расследование и борьбу с преступлениями.

4. Утвердить:

(а) Стратегию "Цифровая прокуратура — 2030" (далее — Стратегия) согласно приложению №1;

(б) "Дорожную карту" по реализации Стратегии "Цифровая прокуратура — 2030" согласно приложению №2.

III. Выявление и искоренение коррупционных факторов посредством цифровых технологий

5. Установить, что в целях предупреждения коррупционных правонарушений, совершенствования профилактических мер, внедрения механизмов межведомственного цифрового взаимодействия, выявления и эффективного искоренения на основе системного анализа коррупционных факторов в направлении деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов:

(а) в разрабатываемых технических заданиях и требованиях по проектированию, созданию и модернизации информационных систем и информационных ресурсов республиканских и местных органов исполнительной власти, государственных учреждений и предприятий, а также акционерных обществ, в уставном фонде (уставном капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более (далее — государственные органы и организации), предусматривается внедрение в данных информационных системах и информационных ресурсах функции "цифровой надзор", предоставляющей возможность ведения мониторинга в режиме реального времени.

При этом Государственное учреждение "Центр управления проектами цифрового правительства" совместно с Генеральной прокуратурой проводит экспертизу разработанных технических заданий по проектированию, созданию и модернизации информационных систем и ресурсов государственных органов и организаций на наличие функции "цифровой надзор";

(б) функция "цифровой надзор" внедряется в действующих информационных системах и ресурсах государственных органов и организаций за счет их внебюджетных средств и представляется в Генеральную прокуратуру в срок до 1 октября 2026 года;

(в) информационные системы и ресурсы следующих государственных органов и организаций поэтапно интегрируются непосредственно с информационными системами Генеральной прокуратуры в обязательном порядке (без задействования Межведомственной интеграционной платформы системы "Цифровое правительство"), пользование содержащимися в них данными и документами осуществляется в порядке, установленном актами законодательства:

(i) в срок до 1 декабря 2026 года — Министерства здравоохранения, Министерства занятости и сокращения бедности, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства высшего образования, науки и инноваций;

(ii) в срок до 1 ноября 2030 года — других государственных органов и организаций.

6. Генеральной прокуратуре исходя из задач по переводу функций прокурорского надзора в электронную форму в трехмесячный срок внести в установленном порядке проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О прокуратуре", направленных на определение права органов прокуратуры на беспрепятственный доступ к объектам информационной инфраструктуры, информационным системам, информационным ресурсам, банку данных, базе данных государственных органов и организаций, просмотр и ведение мониторинга содержащихся в них электронных сведений, документов и материалов, изъятие электронных документов и данных для изучения.

7. Генеральной прокуратуре внедрить в деятельность органов прокуратуры комплекс информационных систем "Raqamli prokuror", обладающий следующими возможностями:

(а) дистанционный надзор за исполнением законов государственными органами и организациями, их должностными лицами, а также соответствием принимаемых ими актов Конституции и законам Республики Узбекистан;

(б) онлайн-получение документов и метаданных в информационных системах государственных органов и организаций, изучение статистической и иной информации;

(в) обеспечение дистанционного участия прокуроров в судебных процессах по гражданским, экономическим и административным делам;

(г) ведение электронных надзорных дел по актам экстрадиции, электронное ведение учета правовых договоров, ведение учета поступивших и направленных запросов об оказании международной правовой помощи;

(д) ведение в электронной форме документов и сведений о приеме на службу, трудовой деятельности работников;

(ж) ведение учета ведомственных актов, в том числе планов работ органов прокуратуры, сбор сведений об их исполнении, анализ и планирование деятельности органов прокуратуры, систематизация соответствующих данных;

(з) сбор опубликованных информационных материалов о деятельности органов прокуратуры и сведений о проведенных информационных мероприятиях, ведение в электронной форме учета сообщений средств массовой информации, требующих вмешательства органов прокуратуры;

(и) установление взаимодействия между работниками по обмену положительным опытом и новым методам работы;

(к) ведение в электронной форме документов и данных по материальным ценностям органов прокуратуры.

8. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством цифровых технологий в целях предупреждения коррупции в деятельности контролирующих органов, ведения мониторинга неукоснительного соблюдения законов при проведении указанными органами всех видов контрольных мероприятий, не связанных с проверкой субъектов предпринимательства и финансового состояния государственных органов и организаций, разработать в срок до 1 мая 2026 года пилотную версию информационной системы "Tekshiruvlarning yagona elektron reyestri", в срок до 1 декабря 2026 года — запустить ее полноценную версию.

При этом Генеральной прокуратуре совместно с Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства в срок до 1 июня 2026 года обеспечить интеграцию информационной системы "Tekshiruvlarning yagona elektron reyestri" с информационной системой "Единый государственный контроль".

9. Определить основными задачами информационной системы "Tekshiruvlarning yagona elektron reyestri":

(а) ведение централизованного единого учета соответствующих контрольных мероприятий (проверок, мониторингов, дистанционных изучений и других), проводимых контролирующими органами;

(б) создание для органов прокуратуры возможности полного ознакомления с соответствующими материалами контрольных мероприятий, проведенных контролирующими органами, осуществления надзора за соблюдением контролирующими органами порядка проведения проверок, установленного актами законодательства;

(в) формирование единой базы документации (приказов, актов, о мере воздействия и других) о всех процессах от начала до завершения контрольных мероприятий, проводимых контролирующими органами.

10. Установить, что:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Указ Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2025 года №УП-204
"Об утверждении Стратегии "Цифровая прокуратура — 2030" и мерах по ее эффективной реализации"

О документе

Номер документа:УП-204
Дата принятия: 03.11.2025
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:05.11.2025
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 5 ноября 2025 года, №06/25/204/1013