Дата обновления БД:
08.10.2025
Добавлено/обновлено документов:
339 / 976
Всего документов в БД:
330897
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 24 июня 2025 года №362
О Правилах процедуры государственных закупок
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Таджикистан "О государственных закупках" Правительство Республики Таджикистан постановляет:
1. Утвердить Правила процедуры государственных закупок (прилагаются).
2. Агентству по государственным закупкам товаров, работ и услуг при Правительстве Республики Таджикистан и закупающим организациям обеспечить исполнение настоящего постановления.
Председатель Правительства Республики Таджикистан
Эмомали Рахмон
Утверждены Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 24 июня 2025 года №362
Правила процедур государственных закупок
1. Общие положения
1. Правила процедур государственных закупок (далее - настоящие Правила) разработаны с целью установления подробных процедур государственных закупок для использования участниками государственных закупок.
2. Настоящие Правила основываются на Законе Республики Таджикистан "О государственных закупках" (далее – Закон) и иных нормативных правовых актах Республики Таджикистан.
3. В Правилах используются следующие определения:
- государственный уполномоченный орган по государственным закупкам (далее – государственный уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган государственной власти, осуществляющий государственную политику по государственным закупкам;
- единый портал государственных электронных закупок (далее – Единый портал) – информационная система для осуществления государственных закупок в электронном формате;
- конкурсная комиссия – комиссия, назначаемая для вскрытия и оценки конкурсных предложений и заявок участников конкурса, разработок рекомендаций по определению победителя конкурса и порядка заключения договора закупки или иных решений по итогам процедуры закупок.
2. Организационные механизмы государственных закупок
§1. Организационная структура, ответственная за государственные закупки
4. В зависимости от организационной структуры закупающей организации, следующие задачи возлагаются на соответствующее структурное подразделение или должностное лицо, обладающее сертификатом специалиста по закупкам, или подразделение по закупкам:
- планирование закупок, включая подготовку, согласование, утверждение и изменение годового плана закупок;
- подготовка, публикация и распространение приглашений к участию в конкурсе, приглашений для подачи заявки на предварительный квалификационный отбор, уведомлений с просьбой выразить заинтересованность во включение в краткий список;
- подготовка и распространение конкурсной документации, документации по предварительному квалификационному отбору и других документов, связанных с привлечением предложений и заявок;
- получение и обеспечение сохранности конкурсных предложений и заявок;
- предоставление секретарских услуг конкурсным комиссиям;
- составление краткого списка и списка участников конкурса, прошедших предварительный квалификационный отбор;
- подготовка списка состава конкурсной комиссии для утверждения руководителем закупающей организации;
- подготовка и публикация уведомлений о намерении присудить договор закупки;
- подготовка договора о закупках;
- администрирование договора в той мере, в какой это не было поручено другому подразделению закупающей организации;
- ведение документации по закупкам;
- подготовка и представление отчетов;
- предоставление информации, затребование которой предусмотрено в связи с рассмотрением жалобы участника конкурса, заявлением об отстранении от участия в государственных закупках или другим требованием в соответствии с Законом, Правилами или иными нормативными правовыми актами;
- другие задачи, которые могут быть возложены на подразделение по закупкам в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
5. Соответствующие задачи, предусмотренные пунктом 4 Правил, могут осуществляться на Едином портале в автоматическом режиме.
6. При определении численности и состава подразделения по закупкам, могут быть учтены такие факторы, как объем, сложность и тип закупок закупающей организации.
7. В случае создания подразделения по закупкам, в его состав должно быть включено минимум одно должностное лицо закупающей организации, обладающий сертификатом специалиста по закупкам. Сертификат специалиста по закупкам выдается государственным уполномоченным органом в соответствии с Порядком выдачи сертификата специалиста по закупкам, установленным в соответствии с приложением 1 к Правилам.
8. Если закупающая организация не привлекает должностное лицо, обладающее сертификатом специалиста по закупкам, или не создает подразделение по закупкам, задачи, предусмотренные пунктом 4 Правил, выполняются соответствующими структурными подразделениями закупающей организации по поручению ее руководителя.
§2. Конкурсная комиссия
9. Руководитель закупающей организации по представлению докладной записки соответствующего структурного подразделения или должностного лица, обладающего сертификатом специалиста по закупкам или подразделения по закупкам создает конкурсную комиссию для каждой закупки. Руководитель закупающей организации не вправе входить в состав конкурсной комиссии.
10. Состав конкурсной комиссии по возможности формируется из квалифицированных специалистов в области, связанной с предметом закупки, и должен состоять из нечетного количества членов, но не менее 3 (трех) человек.
11. В состав конкурсной комиссии могут быть включены должностные лица иных государственных органов, организаций и учреждений, которые официально приглашены закупающей организацией.
12. Порядок деятельности конкурсной комиссии устанавливается Положением о конкурсной комиссии в соответствии с приложением 2 к Правилам.
3. Полномочия уполномоченного государственного органа
§1. Разработка нормативных правовых актов
13. Государственный уполномоченный орган разрабатывает и представляет на утверждение Правительству Республики Таджикистан настоящие Правила, стандартные конкурсные документы, типовые договоры закупки, руководства по закупкам, методические пособия и иные нормативные правовые акты в целях содействия применению Закона.
14. Государственный уполномоченный орган в целях содействия применению Закона разрабатывает и утверждает в установленном порядке нормативные правовые акты, инструкции и циркуляры.
15. Государственный уполномоченный орган может разрабатывать и представлять на утверждение Правительству Республики Таджикистан нормативные правовые акты в целях устойчивого и социального развития, предусмотренного Законом. Положения данных нормативных правовых актов могут применяться на различных этапах процесса закупок, включая следующие:
- предварительный квалификационный отбор или составление краткого списка;
- разработка технических спецификаций;
- определение критериев оценки конкурсных предложений и заявок;
- определение условий и положений договора о закупках;
- отслеживание исполнения договора о закупках.
16. Закупающие организации, получающие консультации и разъяснения от государственного уполномоченного органа и/или его структурных подразделений, остаются ответственными за проведение процедур закупок и принятые ими решения.
§2. Распространение информации о государственных закупках
17. Государственный уполномоченный орган осуществляет распространение информации о системе государственных закупок и процедурах закупок, включая Закон и нормативные правовые акты.
18. Распространение информации может осуществляться следующими способами:
- публикация информации на едином портале;
- публикация бюллетеня, содержащего статьи и материалы о теории и практике закупок;
- внедрение системы оповещения о конкурсах или иной информации с помощью мобильного телефона (смс-сообщение, услуга, которая может быть настроена под конкретные интересы получателей с помощью ключевых слов);
- организация онлайн форума для обмена информацией и опытом, а также для вопросов по различным аспектам в области закупок;
- проведение кампании по повышению осведомленности участников государственных закупок в целях содействия не только соблюдению правил и процедур, но и использованию различных инструментов, разработанных и предоставленных государственным уполномоченным органом в их распоряжение;
- проведение информационно-просветительских кампаний, ориентированных на частный сектор и гражданское общество.
§3. Наращивание потенциала и повышение квалификации
19. Государственный уполномоченный орган содействует наращиванию потенциала участников государственных закупок и повышению квалификации лиц, занятых в сфере закупок. Задачи, связанные с наращиванием потенциала и повышением квалификации, могут включать следующее:
- разработка и проведение учебных курсов и программ;
- разработка и распространение учебных и методических материалов;
- организация и проведение, в том числе выездных и тематических, семинаров;
- содействие в участии специалистов по закупкам и лиц, занятых в сфере закупок, в конференциях, форумах и семинарах за рубежом.
20. Наращивание потенциала и повышение квалификации может осуществляться посредством организации и проведения учебных курсов в электронной системе дистанционного обучения, разработанного государственным уполномоченным органом. Государственный уполномоченный орган, в зависимости от возможностей, может создавать библиотеку по закупкам или иной ресурсный центр для предоставления учебных материалов в режиме онлайн или в печатном виде в качестве инструмента наращивания потенциала.
21. С целью институционализации программ обучения, направленных на продвижение профессиональных навыков и стандартов в сфере закупок, государственный уполномоченный орган может обратится в Правительство Республики Таджикистан для назначения одной или нескольких организаций ответственными за проведение обучения в сфере закупок, а также с рекомендацией о внедрении учебных программ по государственным закупкам в образовательных учреждениях с последующим получением соответствующей степени образования.
§4. Надзорные функции государственного уполномоченного органа
22. Государственный уполномоченный орган с целью осуществления контроля и мониторинга соблюдения законодательства Республики Таджикистан о государственных закупках может запрашивать информацию и документы для этих целей от закупающих организаций, соответствующих государственных уполномоченных органов и финансовых организаций. Запрос информации и документов может включать, но не ограничиваясь этим, следующее:
- утвержденную ежегодную смету расходов (бюджет) закупающей организации со всеми изменениями и дополнениями;
- информацию и соответствующие документы о финансовых операциях закупающей организации;
- перечень договоров о закупках закупающей организации с приложением копий договоров и дополнительных соглашений к ним;
- информацию и соответствующие документы о выполнении договоров о закупках;
- информацию и/или документы о выполнении налоговых обязательств участником конкурса и/или поставщиком (подрядчиком);
- информацию о выданных участнику конкурса или поставщику (подрядчику) и их представителям и нанятым работникам (специалистам) документах, подтверждающих их правомочность и квалификацию для участия в процедурах закупок и выполнении договора о закупках, в том числе лицензий, сертификатов и свидетельств.
23. Информация и документы, предусмотренные в пункте 22 настоящих Правил, представляются в государственный уполномоченный орган, если только они не доступны на едином портале. Вне зависимости от этого, государственный уполномоченный орган вправе при необходимости затребовать предоставление оригиналов документов, предусмотренных в пункте 22 настоящих Правил.
24. Государственный уполномоченный орган информирует закупающие организации, в необходимых случаях и конечных пользователей закупок о видах и периодичности отчетов, которые должны быть представлены.
§5. Оценка соблюдения установленных требований и эффективности
25. Государственный уполномоченный орган может периодически проводить мероприятия по определению соблюдения установленных требований и эффективности. Оценка соблюдения установленных требований и эффективности может проводится в отношении системы закупок в целом или отдельных показателей и договоров, отдельных закупающих организаций и/или конечных пользователей закупок.
26. В целях проведения оценки соблюдения установленных требований и эффективности государственный уполномоченный орган может разработать и применять показатели и подпоказатели, измеряющие ключевые этапы и аспекты процесса закупок, в том числе:
- планирование закупок и управление закупками;
- использование методов и процедур закупок;
- достигнутую экономию средств при осуществлении закупок;
- долю участия поставщиков (подрядчиков), включая малое и среднее предпринимательство;
- уровень успешности процедур закупок;
- удовлетворенность закупающих организаций и конечных пользователей закупок;
- удовлетворенность поставщиков (подрядчиков);
- удовлетворенность гражданского общества;
- использование процедур рассмотрения жалоб.
27. Перед проведением оценки соблюдения установленных требований и эффективности, государственный уполномоченный орган уведомляет закупающую организацию и/или конечного пользователя о цели и используемых критериях оценки соблюдения установленных требований и эффективности.
28. Закупающие организации и/или конечные пользователи закупок обязаны сотрудничать с государственным уполномоченным органом в проведении оценки эффективным и своевременным образом, в том числе путем предоставления информации и документации, запрашиваемой государственным уполномоченным органом.
29. Государственный уполномоченный орган представляет закупающей организации и/или конечному пользователю закупок выводы предварительной оценки. Закупающая организация и/или конечный пользователь закупок в случае необходимости подробно отвечает на эти выводы в течение 10 (десяти) рабочих дней после их получения.
30. Государственный уполномоченный орган представляет отчет об оценке с рекомендациями закупающей организации и/или конечному пользователю закупок. Эти рекомендации могут включать следующее:
- дисциплинарные меры в отношении должностных лиц, совершивших должностные правонарушения;
- устранение несоответствий и проблем с исполнением;
- прекращение процедуры закупок;
- отстранение соответствующих должностных лиц от участия в выполнении функций, связанных с закупками.
31. Закупающая организация и/или конечный пользователь закупок представляет письменный ответ на рекомендации государственного уполномоченного органа в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты получения отчета об оценке. В ответе указываются меры, которые предпримет закупающая организация и/или конечный пользователь. Закупающая организация и/или конечный пользователь закупок в течение срока, указанного в отчете об оценке, отчитывается перед государственным уполномоченным органом о выполнении мер по исправлению положения.
32. Государственный уполномоченный орган анализирует информацию, собранную о закупочной деятельности в рамках мероприятия по определению соблюдения установленных требований и оценке эффективности и, в случае необходимости, предпринимает соответствующие меры по улучшению деятельности при осуществлении государственных закупок.
§6. Помощь в повышении эффективности государственных закупок
33. Государственный уполномоченный орган разрабатывает и реализует меры, направленные на оказание помощи закупающим организациям, а также участникам конкурсов, в проведении и участии в процедурах государственных закупок.
34. Меры, направленные на оказание помощи, могут включать следующее:
- содействие в распространении информации среди участников конкурсов о правилах и процедурах, регулирующих государственные закупки, а также выдача заключений и предложений для закупающих организаций с целью достижения целей Закона;
- создание централизованной базы данных с целью учета результатов деятельности поставщиков (подрядчиков) при исполнении договоров о закупках для оценки эффективности их деятельности;
- разработка предложений по методам распространения информации, связанной с закупками, в том числе через социальные сети;
- изучение опыта и практики других стран с целью внедрения инноваций в системе государственных закупок Республики Таджикистан.
4. Планирование и подготовка к закупкам
§1. Основные принципы планирования закупок
35. Закупающие организации планируют закупки таким образом, чтобы они осуществлялись в пределах доступных финансовых ресурсов и других установленных ограничений.
36. При оценке времени, необходимого для завершения процедуры закупки и заключения договора закупки, учитываются сроки, установленные параграфом 2 главы 7 настоящих Правил, и предположительные сроки проведения различных этапов процесса закупки.
37. При установлении срока исполнения договора о закупках закупающая организация определяет время, необходимое поставщику (подрядчику) для исполнения договора о закупках, учитывая при этом потребности закупающей организации и сложившиеся условия в месте исполнения договора, в том числе погодные условия. Планирование сроков закупок должно основываться на прогнозе оптимальных сроков исполнения договора о закупках в разрезе конкретных кварталов или месяцев года.
38. При планировании закупок закупающие организации рассматривают возможности группирования и/или разделения пунктов плана закупок соответственно в объединенный и/или отдельный лот/лоты.
39. Закупка товаров, работ и услуг, не предусмотренных в годовом плане закупок, может быть осуществлена в случае прямых закупок по основаниям, предусмотренными пунктами 3) и 4) статьи 52 Закона, с условием последующего внесения сведений о закупке в единый портал или представления отчета о закупках.
§2. Ежегодное планирование закупок
40. Закупающая организация после утверждения ежегодной сметы расходов в соответствии с бюджетным или иным процессом составляет и утверждает по согласованию с государственным уполномоченным органом годовой план закупок, который публикуется на едином портале. Государственные предприятия, акционерные общества и другие хозяйствующие субъекты, в которых более 50 процентов акций или доли принадлежит государству, обязаны планировать и осуществлять закупки на едином портале, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
41. Публикуемый годовой план закупок включает следующую информацию:
- наименование закупающей организации;
- наименование и характеристики предметов закупки;
- количество предметов закупки;
- планируемый срок закупки;
- планируемый метод закупки;
- другая информация, которая может потребоваться в соответствии с инструкциями и стандартными форматами, утвержденными государственным уполномоченным органом.
§3. Планирование закупок по рамочным соглашениям
42. Государственный уполномоченный орган заключает рамочные соглашения для обязательного использования закупающими организациями в соответствии с перечнем товаров и услуг, утверждаемым Правительством Республики Таджикистан.
43. Закупающая организация в срок, указанный государственным уполномоченным органом, представляет государственному уполномоченному органу свои предварительные оценки закупок по рамочному соглашению для текущего и/или следующего года. Закупающая организация представляет государственному уполномоченному органу данные о своих потребностях (количество предметов закупок), их технические спецификации и предполагаемые сроки и условия поставки.
44. В целях обеспечения максимального участия и конкуренции, когда это возможно и в соответствии с принципами экономии и эффективности закупок, предпочтение отдается заключению открытых рамочных соглашений, с учетом пункта 65 настоящих Правил.
45. Закупающие организации заключают договоры о закупках на основе рамочных соглашений в соответствии с инструкциями государственного уполномоченного органа.
46. Если товары и услуги, которые должны закупаться закупающей организацией в соответствии с рамочным соглашением, отсутствуют, государственный уполномоченный орган не позднее 3 (трех) рабочих дней после получения запроса от закупающей организации выдает разрешение на отказ от использования рамочного соглашения. Отказ дает закупающей организации право применять соответствующий метод закупки в соответствии с Законом.
§4. Планирование совместных закупок
47. Две или более закупающих организаций могут заключать соглашения о совместных закупках, включая совместные закупки, предусматривающие объединение их закупочных действий.
48. Возможные цели участия в совместных закупках включают получение более низких цен, достижение эффективности, снижение административных расходов, доступ к более широкому кругу навыков и опыта, заключение соглашений о совместном обслуживании или о содействии инноваций.
49. Совместная закупочная деятельность должна быть оформлена соглашением о партнерстве. Соглашение о партнерстве должно предусматривать следующие аспекты:
- цели и задачи совместной закупочной деятельности;
- названия участвующих закупающих организаций и назначение ведущей стороны для проведения процедур закупок;
- виды и, если возможно, количество товаров, объем работ или услуг, подлежащих совместной закупке;
- процедуры, которые будут применяться;
- назначение должностных лиц, уполномоченных действовать от имени сторон.
§5. Расчет ориентировочной стоимости закупок
50. Закупающая организация обязана рассчитать ориентировочную стоимость закупки при планировании закупок и, при необходимости, непосредственно перед началом процедуры конкретной закупки.
51. При расчете ориентировочной стоимости закупки товаров должны быть приняты во внимание следующие факторы и расходы, в зависимости от характера товаров и условий их поставки:
- цены, опубликованные в источниках информации;
- цены на рынках и иных точках торговли;
- цены по аналогичным сделкам, совершенным закупающей организацией или любой другой организацией;
- в соответствующих случаях иные способы расчета стоимости, в том числе на основании предварительных консультаций с рынком, как указано в Законе, коммерческого предложения поставщика;
- транспортные и иные расходы до конечного пункта поставки;
- стоимость сопутствующих услуг при поставке товара (монтаж, пуско-наладка, обучение, послепродажное обслуживание, гарантийные обязательства, лицензии и т.д.);
- налоги, таможенные платежи и сборы, иные сборы, взимаемые при поставке;
- разумная норма прибыли поставщика;
- любые другие расходы, которые связаны с закупкой и могут быть обоснованы.
52. При расчете ориентировочной стоимости закупки работ должны быть приняты во внимание следующие факторы и расходы, в зависимости от характера работ и условий их выполнения:
- стоимость всех элементов затрат, таких как сырье и материалы, электроэнергия и иные виды энергии, оборудование, транспорт, машины, механизмы, оплата труда, поставляемые товары в составе работ, накладные расходы, непредвиденные расходы и т.д.);
- стоимость сопутствующих услуг, такие как бурение, геодезические работы, спутниковая съемка, сейсмические исследования и другие услуги, предоставляемые в соответствии с договором закупки;
- в соответствующих случаях иные способы расчета стоимости, в том числе на основании предварительных консультаций с рынком, как указано в Законе, коммерческого предложения подрядчика (поставщика);
- транспортные и иные расходы по доставке сырья, материалов и поставляемых в составе работ товаров до конечного пункта поставки;
- налоги, таможенные платежи и сборы, иные сборы, взимаемые в связи с выполнением договора;
- сметная прибыль подрядчика;
- любые другие расходы, которые связаны с закупкой и могут быть обоснованы.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Правительства Республики Таджикистан от 24 июня 2025 года №362
"О Правилах процедуры государственных закупок"
О документе
Номер документа: | 362 |
Дата принятия: | 24.06.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
Нет сведений