Не вступил в действие

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 сентября 2025 года №360-ФЗ

О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации

Принят Государственной Думой 23 сентября 2025 года

Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2025 года

Статья 1

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №12, ст. 1383; 1999, №28, ст. 3483; 2004, №35, ст. 3607; 2005, №13, ст. 1078; 2006, №30, ст. 3290; 2007, №50, ст. 6245; 2008, №30, ст. 3616; 2011, №7, ст. 901; №15, ст. 2019, 2024; 2012, №31, ст. 4318; 2013, №23, ст. 2882; №27, ст. 3477; 2014, №16, ст. 1836; №30, ст. 4254; №42, ст. 5615; 2015, №29, ст. 4356, 4379, 4380; 2016, №1, ст. 82; №27, ст. 4224; 2017, №31, ст. 4777; 2020, №8, ст. 915; 2021, №24, ст. 4188, 4226; №27, ст. 5159; 2022, №1, ст. 57; №12, ст. 1783; №48, ст. 8325; №52, ст. 9377; 2023, №1, ст. 24; №12, ст. 1878; №14, ст. 2384; №32, ст. 6219; 2024, №6, ст. 765; №33, ст. 4985; 2025, №17, ст. 2120; №31, ст. 4658) следующие изменения:

1) подпункт 4 пункта 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:

"4) деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2, 2.1 и 3 настоящего пункта авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров, светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, за исключением деятельности по разработке бортового авиационного оборудования.

Требования к юридическим лицам, указанным в абзаце первом настоящего подпункта, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Требования, установленные настоящим подпунктом, могут быть изменены или исключены в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года №258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых и технологических инноваций в Российской Федерации".";

2) пункт 1 статьи 8.2 изложить в следующей редакции:

"1. Обязательная сертификация, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, а также сертификация изготовителей радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, предусмотренная подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, проводится с привлечением сертификационных центров.

Обязательная сертификация, предусмотренная подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, проводится с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий.

Обязательная сертификация, предусмотренная подпунктами 2, 2.1 и 4 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, с привлечением подведомственной ему организации в случае принятия указанным федеральным органом исполнительной власти решения о возложении на эту организацию функций по проведению обязательной сертификации, предусмотренной подпунктами 2, 2.1 и 4 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса.

Порядок привлечения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, подведомственной ему организации, сертификационных центров и испытательных лабораторий устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";

3) в статье 8:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 8.3. Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, деятельности юридических лиц, осуществляющих изготовление радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем";

б) дополнить пунктами 9 и 10 следующего содержания:

"9. Порядок проведения обязательной сертификации деятельности юридических лиц, осуществляющих изготовление радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем (далее в настоящей статье - изготовители оборудования), должен содержать в том числе:

1) требования к документам, представляемым в целях проведения обязательной сертификации деятельности изготовителей оборудования, включая требования к содержанию таких документов;

2) порядок проведения проверок соответствия деятельности изготовителей оборудования требованиям федеральных авиационных правил, указанных в пункте 10 настоящей статьи, а также виды таких проверок;

3) требования к документам, оформляемым по результатам проведения проверок соответствия деятельности изготовителей оборудования требованиям федеральных авиационных правил, указанных в пункте 10 настоящей статьи, включая требования к содержанию таких документов и порядок их оформления;

4) порядок оформления документов по результатам подтверждения соответствия деятельности изготовителей оборудования требованиям федеральных авиационных правил, указанных в пункте 10 настоящей статьи (далее в настоящей статье - сертификаты соответствия), и формы сертификатов соответствия;

5) основания и порядок замены сертификатов соответствия, включая основания для отказа в такой замене;

6) требования к срокам действия сертификатов соответствия.

10. Требования к изготовителям оборудования устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и должны содержать в том числе:

1) требования к организационной структуре изготовителя оборудования и наличию персонала, занятого в процессах изготовления оборудования;

2) требования к наличию помещений, производственных площадей и средств технологического оснащения;

3) требования к обеспечению изготовителем оборудования контроля за качеством изготовления оборудования;

4) требования к сопровождению эксплуатации изготовленного оборудования;

5) требования к управлению рабочей конструкторской документацией, включая требования к учету, хранению, изготовлению копий и изменению такой документации;

6) требования к управлению эксплуатационной документацией на изготавливаемое оборудование;

7) требования к управлению комплектующими изделиями и материалами, используемыми при изготовлении оборудования, включая требования к осуществлению входного контроля их качества;

8) требования к осуществлению контроля и проведению испытаний изготавливаемого оборудования;

9) требования к управлению несоответствующими результатами процессов;

10) требования к документированию жизненного цикла каждого изготовленного экземпляра оборудования, включая документирование сведений об изготовлении экземпляра оборудования, о составе экземпляра оборудования, владельце оборудования, вводе его в эксплуатацию, выполнении доработок оборудования, проведенных испытаниях экземпляра оборудования при вводе его в эксплуатацию и после выполнения доработок, полученных рекламациях на качество оборудования, прекращении эксплуатации (списании) экземпляра оборудования.";

4) статью 14 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Порядок планирования и координирования использования воздушного пространства устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, которые должны содержать в том числе:

1) порядок получения и обработки органами единой системы организации воздушного движения информации о планах использования воздушного пространства, ходе их выполнения, а также другой информации по вопросам разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства;

2) порядок стратегического, предтактического и тактического (текущего) планирования использования воздушного пространства, координирования использования воздушного пространства в целях его распределения по месту, времени и высоте между пользователями воздушного пространства, а также обеспечения организации потоков воздушного движения;

3) порядок взаимодействия органов единой системы организации воздушного движения между собой, с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, органами противовоздушной обороны в части выявления воздушных судов - нарушителей порядка использования воздушного пространства.";

5) статью 15 изложить в следующей редакции:

"Статья 15. Структура и классификация воздушного пространства

1. Структура и классификация воздушного пространства устанавливаются (изменяются) в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

2. Порядок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, определяет в том числе:

1) порядок представления обоснования необходимости установления (изменения) элементов структуры и классификации воздушного пространства;

2) порядок представления предложений об установлении (изменении) границ элементов структуры и классификации воздушного пространства;

3) порядок описания границ элементов структуры и классификации воздушного пространства;

4) порядок рассмотрения и согласования поступающих предложений об установлении (изменении) границ элементов структуры и классификации воздушного пространства:

с руководящими органами единой системы организации воздушного движения;

с оперативными органами единой системы организации воздушного движения;

с операторами аэродромов гражданской авиации и лицами, назначенными уполномоченными органами, в ведении которых находятся аэродромы государственной и экспериментальной авиации;

с федеральными органами исполнительной власти, в интересах которых установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов (постоянные зоны ограничения полетов, временные зарезервированные зоны ограничения полетов), Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";

5) требования к оформлению предложений об установлении (изменении) границ элементов структуры и классификации воздушного пространства;

6) порядок представления руководящими органами единой системы организации воздушного движения предложений об установлении (изменении) структуры и классификации воздушного пространства в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, после их рассмотрения и согласования в соответствии с подпунктом 4 настоящего пункта.

3. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, на основании предложений, разрабатываемых и представляемых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются:

1) запретные зоны;

2) зоны ограничения полетов (постоянные зоны ограничения полетов, временные зарезервированные зоны ограничения полетов);

3) постоянные опасные зоны;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 сентября 2025 года №360-ФЗ
"О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"

О документе

Номер документа:360-ФЗ
Дата принятия: 29.09.2025
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:01.03.2026
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 сентября 2025 года.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 2 настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2026 года, за исключением:

- пункта 33, подпунктов "а" и "б" пункта 34 статьи 1 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 сентября 2026 года;

- пункта 7, подпункта "б" пункта 8, пунктов 16, 30, 31, 35 и 36 статьи 1 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 марта 2028 года.