Дата обновления БД:
12.08.2025
Добавлено/обновлено документов:
391 / 1135
Всего документов в БД:
327419
ЦИФРОВОЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 31 июля 2025 года №178
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 18 июня 2025 года
Общая часть
Раздел I. Основы правового регулирования в цифровой среде
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Определение основных понятий, содержащихся в настоящем Кодексе
В настоящем Кодексе применяются следующие основные понятия и их определения:
1) автоматическое решение - решение, принятое на основе цифровых данных таким образом, чтобы результаты обработки цифровых данных формировались и использовались для возникновения, изменения или прекращения правоотношений без участия человека;
2) автор цифрового документа - субъект правоотношений в цифровой среде, цифровая подпись или идентификатор которого относится к цифровому документу;
3) аккредитация удостоверяющего центра - признание отраслевым регулятором Национальной цифровой экосистемы (далее - нацэкосистема) удостоверяющего центра соответствующим требованиям, установленным настоящим Кодексом и принятым на его основе нормативным правовым актам;
4) вещательные сервисы - телекоммуникационные сервисы, предназначенные исключительно для распространения теле-, радиоканалов, включая пакетирование теле-, радиоканалов в вещательные мультиплексы;
5) виртуальный оператор - поставщик телекоммуникационного сервиса, использующий для целей его предоставления цифровой ресурс нумерации или цифровой радиочастотный ресурс Кыргызской Республики, но не являющийся владельцем телекоммуникационных сетей в Кыргызской Республике;
6) владелец персональных записей - субъект правоотношений в цифровой среде, который самостоятельно или совместно с другими лицами определяет цели и способы обработки персональных данных;
7) владелец сертификата ключа проверки цифровой подписи - субъект правоотношений в цифровой среде, которому в порядке, установленном настоящим Кодексом, удостоверяющим центром выдан сертификат ключа проверки цифровой подписи;
8) владелец цифрового ресурса - субъект правоотношений в цифровой среде, который самостоятельно или совместно с другими лицами создал такой цифровой ресурс или получил на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к цифровому ресурсу;
9) владелец цифровой технологической системы - субъект правоотношений в цифровой среде, который самостоятельно или совместно с другими лицами создал такую систему либо получил право на ее эксплуатацию в соответствии с нормативным правовым актом или договором;
10) владелец цифровой экосистемы - субъект правоотношений в цифровой среде, самостоятельно или совместно с другими лицами определяющий правила цифровой экосистемы;
11) владелец цифровых записей - субъект правоотношений в цифровой среде, который самостоятельно или совместно с другими лицами создал такие записи или получил на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к цифровым записям;
12) высокочастотные устройства - устройства, предназначенные для физического воздействия на объекты посредством радиоизлучения;
13) государственный цифровой сервис (далее - госсервис) - цифровой сервис, используемый для выполнения функций, обязанностей и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления;
14) государственный (муниципальный) цифровой ресурс - цифровой ресурс, созданный в целях предоставления госсервисов государственными органами или органами местного самоуправления;
15) дипфейк - создание или изменение изображений или аудио-, видеоматериалов, демонстрирующих значительное сходство с существующими лицами, объектами, явлениями или событиями и способных создать у физических лиц ложное впечатление о достоверности таких изображений или материалов;
16) доверенная третья сторона - лицо, обеспечивающее совместное признание подлинности цифровых подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства, и цифровых подписей, созданных в соответствии с настоящим Кодексом;
17) доверенный цифровой сервис - цифровой сервис, направленный на удостоверение возникновения, изменения или прекращения отношений в цифровой среде;
18) идентификатор - любая информация, в том числе код, шифр, номер или адрес, позволяющая связывать цифровые записи, содержащие такую информацию, между собой и с субъектом правоотношений в цифровой среде;
19) идентичность - тождество субъекта самому себе на протяжении правоотношений;
20) информация - содержание (контент) цифровых данных, цифровых записей, непосредственно доступное для восприятия человеком;
21) информация персонального характера - информация (независимо от ее достоверности) о физическом лице, которое может быть идентифицировано либо на основании этой информации, либо на основании этой информации в совокупности с другой информацией, к которой владелец записей имеет доступ или может его получить;
22) инфраструктура - земли (земельные участки), здания, строения, сооружения и иные аналогичные объекты;
23) инцидент в цифровой среде - событие или действие, приводящее к неполноте, недостоверности, неактуальности цифровых записей, недоступности или нарушению функционирования цифровых сервисов или цифровых технологических систем;
24) квалифицированный сертификат ключа проверки цифровой подписи (квалифицированный сертификат) - сертификат ключа проверки цифровой подписи, выданный аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо отраслевым регулятором, осуществляющим функции корневого удостоверяющего центра;
25) ключ - любая информация (код, шифр), имеющаяся у лица, к которому относится идентификатор, и однозначно связывающая такое лицо с используемым им идентификатором;
26) ключ проверки цифровой подписи - уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом цифровой подписи и предназначенная для проверки подлинности цифровой подписи;
27) ключ цифровой подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания цифровой подписи;
28) конверсия радиочастот - процесс перевода полос радиочастот, определенных в Национальной таблице распределения радиочастот, или их частей:
а) из категории правительственного использования в категорию гражданского или совместного правительственного и гражданского использования;
б) из категории совместного правительственного и гражданского использования в категорию гражданского использования;
29) конструктивная защита данных - защита данных на основе конструкции технологических систем, ориентированной на интересы их пользователей и учитывающей жизненный цикл обрабатываемых системой цифровых записей и предоставляемых с ее помощью цифровых сервисов;
30) контактная информация - идентификатор, предназначенный для связи в цифровой среде с лицом, к которому он относится;
31) координирующий орган - уполномоченный государственный орган, осуществляющий межотраслевую и межведомственную координацию деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц в процессе цифровой трансформации Кыргызской Республики;
32) метаданные - структурированные цифровые данные, характеризующие любые цифровые объекты правоотношений в цифровой среде для их идентификации, поиска и управления ими;
33) мобильное устройство - цифровое устройство, имеющее международный идентификационный код (IMEI);
34) нацэкосистема - национальная (общегосударственная) цифровая экосистема, владельцем которой является Кыргызская Республика;
35) обработка - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с цифровыми данными (цифровыми записями), включая сбор, запись, организацию, структурирование, накопление, хранение, адаптацию или изменение, загрузку, просмотр, использование, раскрытие посредством передачи, распространение, обмен или иной вид предоставления доступа, сопоставление или комбинирование, сокращение, удаление или уничтожение;
36) обработчик - субъект правоотношений в цифровой среде, которому иные субъекты поручили на основании договора или правового акта осуществлять обработку цифровых записей, эксплуатацию цифровых технологических систем или предоставление цифровых сервисов, а равно осуществлять доступ к объектам правоотношений в цифровой среде;
37) общедоступная цифровая технологическая система - цифровая технологическая система, доступ к которой не ограничен в соответствии с законом, договором или решением владельца;
38) общедоступные цифровые записи - цифровые записи, в том числе содержащие открытые данные, доступ к которым не ограничен в соответствии с законом, договором или решением владельца;
39) открытые данные - цифровые данные, доступные в машиночитаемом формате без ограничений на их повторное использование;
40) отраслевой регулятор - уполномоченный государственный орган, осуществляющий проведение проверок и принятие решений, обязательных для субъектов правоотношений в соответствующей сфере деятельности, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также выдачу разрешений (лицензий);
41) охраняемые блага - жизнь и здоровье людей, права и свободы человека и гражданина, окружающая среда, обороноспособность государства, национальная безопасность государства, общественный порядок и нравственность;
42) персональные данные - цифровые данные, содержащие информацию персонального характера;
43) персональные записи - цифровые записи, содержащие информацию персонального характера;
44) персональные ресурсы - цифровые ресурсы, состоящие из персональных записей;
45) пользователь - субъект правоотношений в цифровой среде, запрашивающий или осуществляющий доступ к цифровым записям, цифровым ресурсам, цифровым сервисам или технологическим системам;
46) поставщик цифрового сервиса - субъект правоотношений в цифровой среде, самостоятельно или совместно с другими лицами предоставляющий цифровой сервис пользователям;
47) потребитель - физическое лицо, пользующееся цифровой технологической системой или цифровым сервисом в личных целях, не связанных с извлечением прибыли;
48) правительственная сеть связи Кыргызской Республики (правительственная сеть) - специальная интегрированная засекреченная телекоммуникационная сеть, предназначенная для ведения секретных переговоров и обмена секретной информацией между государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями (предприятиями) Кыргызской Республики, в том числе, находящимися за ее пределами, имеющими соответствующий допуск на осуществление деятельности с использованием информации, составляющей государственные секреты, в интересах государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка и при чрезвычайных ситуациях, а также для ведения секретных переговоров и обмена секретной информацией с иностранными компетентными государственными органами;
49) применимое законодательство - законодательство, подлежащее применению к правоотношениям в цифровой среде с участием иностранных физических или юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определенное в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики, иными законами Кыргызской Республики, международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, признаваемыми международными обычаями, а также на основании соглашения сторон;
50) принципал данных (записей) - субъект правоотношений в цифровой среде, к которому относятся цифровые данные или записи (то есть содержат информацию о нем);
51) пространственные данные - данные о пространственных объектах, в том числе включающие сведения об их форме, местоположении и свойствах;
52) пространственные метаданные - данные, которые позволяют описывать содержание и другие характеристики пространственных данных, необходимые для их идентификации и поиска;
53) пространственные объекты - природные, искусственные и иные объекты (в том числе здания, сооружения), местоположение которых может быть определено;
54) публичные обязательства - обязанность совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность, связанную с использованием радиочастотного спектра, возложенная решением отраслевого регулятора или иного уполномоченного государственного органа;
55) радиослужба - использование радиочастотного спектра для определенных целей;
56) радиочастотный спектр Кыргызской Республики - ограниченный государственный ресурс, представляющий собой упорядоченную совокупность радиочастот, которые расположены в пределах, установленных Международным союзом электросвязи, и могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств на территории Кыргызской Республики;
57) радиоэлектронные средства - устройства, предназначенные для передачи и/или приема данных, телеметрии, радиолокации, коммуникаций индукционного типа, измерения различных параметров посредством радиоволн;
58) распределенный цифровой ресурс - цифровой ресурс, в котором создание и обработка цифровых записей осуществляется по общим правилам, а именно в соответствии с общими для используемых цифровых технологических систем протоколами обработки данных с использованием двух и более технических средств, распределенных в пространстве и принадлежащих различным владельцам такого ресурса;
59) риск (в цифровой среде) - сочетание вероятности и тяжести инцидентов в цифровой среде;
60) сайт - цифровой ресурс, идентифицируемый с использованием доменного имени или адреса в интернете;
61) сервис цифрового благополучия - сервис, направленный на улучшение качества жизни физического лица на основе обработки цифровых данных о его физиологических особенностях;
62) сертификат ключа проверки цифровой подписи - цифровой документ или документ на бумажном носителе, выданный удостоверяющим центром и подтверждающий принадлежность ключа проверки цифровой подписи владельцу сертификата ключа проверки цифровой подписи;
63) система искусственного интеллекта - цифровая технологическая система, которая на основе цифровых данных и заданного человеком набора целей, способна с определенной степенью автономности формировать прогнозы, рекомендации или принимать решения, оказывающие влияние на состояние субъектов или объектов внешней среды;
64) система искусственного интеллекта повышенной опасности - система искусственного интеллекта, использование которой повышает вероятность причинения вреда охраняемым благам;
65) смарт-контракт - совокупность цифровых записей, в том числе программа для цифровых устройств, в виде которых изложены все или часть условий сделки между субъектами правоотношений в цифровой среде, которая исполняется независимо от участия сторон при поступлении цифровых данных, предусмотренных сторонами сделки;
66) собственник материальных носителей с информацией персонального характера - лицо, в собственности которого находятся материальные носители с информацией персонального характера, представленной не в форме персональных данных;
67) средства удостоверяющего центра - программные и (или) аппаратные средства, используемые для реализации функций создания, хранения и выдачи сертификатов ключа проверки цифровой подписи, а также ведения реестра сертификатов ключа проверки цифровой подписи;
68) средства цифровой подписи - шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций: создание цифровой подписи, проверка цифровой подписи, создание ключей цифровой подписи и ключей проверки цифровой подписи;
69) субъект персональных данных - физическое лицо, являющееся принципалом персональных данных;
70) субъект правоотношений в цифровой среде - участник регулируемых настоящим Кодексом отношений, к которому относятся Кыргызская Республика, другие государства, государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, а также физические и юридические лица. Правила, установленные настоящим Кодексом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, иностранных государств, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или законом;
71) телекоммуникации - обмен цифровыми данными с другими пользователями посредством телекоммуникационного сервиса, в том числе путем доступа к цифровым данным, загруженным или созданным другими пользователями, а также голосовые соединения с другими пользователями посредством телекоммуникационного сервиса;
72) телекоммуникационная сеть - цифровая технологическая система, предназначенная для предоставления телекоммуникационного сервиса;
73) телекоммуникационное сооружение - инфраструктура оператора телекоммуникаций, созданная или приспособленная для размещения телекоммуникационных сетей и (или) их элементов (включая базовые станции, антенно-мачтовые сооружения, антенно-фидерные устройства, линейно-кабельные сооружения, но не ограничиваясь ими), не являющаяся объектом капитального строительства;
74) телекоммуникационный сервис - доступные пользователям возможности использования цифровых технологических систем в целях обмена цифровыми данными с другими пользователями, в том числе путем доступа к цифровым данным, загруженным или созданным другими пользователями, а также возможности голосовых соединений по телекоммуникационной сети;
75) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных владельцам записей, находящимся под юрисдикцией других государств;
76) удостоверяющий центр - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключа проверки цифровой подписи;
77) устройства цифрового благополучия - цифровые технологические системы и их элементы, используемые в рамках сервисов цифрового благополучия;
78) утечка персональных данных - разновидность неправомерной обработки персональных данных, в результате которой персональные данные становятся доступны лицам, не имеющим законного основания для доступа к ним;
79) цифровая аутентификация - подтверждение связи между идентификатором и лицом, к которому относится идентификатор, с использованием ключа;
80) цифровая запись - цифровые данные, которые могут быть идентифицированы с использованием метаданных;
81) цифровая идентификация - поиск цифровой записи с целью установления связи между принципалом данных и такой цифровой записью;
82) цифровая подпись - информация в цифровой форме, которая присоединена к другой информации в цифровой форме и (или) логически связана с ней и используется для обеспечения неизменности цифрового документа и определения автора цифрового документа;
83) цифровая среда - не имеющая территориальных границ система общественных отношений по обработке цифровых данных с использованием цифровых устройств;
84) цифровая технологическая система - система цифровых устройств, программ для них и баз данных, предназначенных для обработки цифровых данных;
85) цифровая устойчивость - состояние цифровой среды, характеризуемое непрерывностью предоставления цифровых сервисов и пользования ими, обеспечиваемое за счет реализации мер по кибербезопасности, а также эффективного управления рисками и ресурсами;
86) цифровая экосистема - совокупность общедоступных цифровых технологических систем, цифровых ресурсов и цифровых сервисов, используемых для обеспечения взаимодействия субъектов правоотношений в цифровой среде по единым правилам;
87) цифровое приложение (приложение) - цифровой ресурс, представляющий собой программу для электронных вычислительных машин и иных цифровых устройств, используемый для доступа к цифровым данным;
88) цифровое сообщество - объединение субъектов правоотношений в цифровой среде независимо от наличия у него статуса юридического лица, созданное ими по их собственной инициативе и на началах добровольности для реализации задач его участников на основании общих правил по развитию и (или) использованию объектов правоотношений в цифровой среде;
89) цифровое устройство - техническое устройство, предназначенное для обработки цифровых данных, в том числе электронная вычислительная машина (ЭВМ);
90) цифровой - термин, характеризующий любое явление, необходимым признаком которого является использование цифровых данных (в большинстве случаев - данных, выраженных посредством двоичного кода);
91) цифровой архив - цифровая технологическая система, обеспечивающая целостность и неизменность обрабатываемых с ее помощью цифровых записей и ограниченный доступ к ним;
92) цифровой документ - цифровая запись, неизменность которой обеспечивается с помощью цифровой подписи или идентификатора, используемых в соответствии с правилами системы идентификации;
93) цифровой дубликат документа - цифровая запись, воспроизводящая в полном объеме информацию, изначально содержащуюся в подлиннике документа на бумажном или ином материальном носителе, подписанном собственноручной подписью, включая его реквизиты;
94) цифровой реестр - цифровой ресурс, состоящий из записей, подтверждающих принадлежность прав на использование перечисленных в настоящем Кодексе объектов учета;
95) цифровой ресурс - упорядоченная совокупность цифровых записей, в том числе база данных, предназначенная для хранения и использования цифровых записей и (или) цифровых данных и доступа к ним;
96) цифровой сервис - возможность использования цифровой технологической системы для создания, передачи, хранения цифровых данных или доступа к ним;
97) цифровой сервис идентификации мобильных устройств - цифровой сервис идентификации и проверки подлинности идентификационного кода действующих и ввозимых на территорию Кыргызской Республики мобильных устройств;
98) цифровые данные - пригодные для обработки с использованием цифровых устройств данные независимо от формы и способа их хранения и передачи;
99) цифровые права - права на объект правоотношений в цифровой среде, включающие в себя право на доступ к объекту правоотношений в цифровой среде и право устанавливать условия доступа к нему;
100) шлюз - цифровое устройство, обеспечивающее передачу данных между телекоммуникационными сервисами по передаче данных и предоставлению голосовых соединений;
101) Национальный оператор телекоммуникаций - юридическое лицо с государственной долей участия не менее 80 процентов, определенное постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров).
Статья 2. Основы отношений в цифровой среде
1. Настоящий Кодекс закрепляет правила, которым субъекты правоотношений обязаны следовать в цифровой среде.
2. Предметом регулирования настоящего Кодекса является цифровая среда на следующих уровнях:
1) отношения, связанные с обработкой цифровых данных, созданием и использованием цифровых записей, в том числе в виде цифровых документов и цифровых ресурсов;
2) отношения, связанные с созданием и использованием цифровых сервисов, построением цифровых экосистем и участием в них;
3) отношения, связанные с созданием цифровых технологических систем, в том числе центров обработки данных и телекоммуникационных сетей;
4) отношения, касающиеся доступа владельцев цифровых технологических систем к инфраструктуре (землям, зданиям, строениям, сооружениям и иным аналогичным объектам).
3. Отношения по распространению отдельных видов информации или доступу к ней в зависимости от ее содержания регулируются законодательством в сфере информации и не входят в предмет регулирования настоящего Кодекса.
4. Отношения, вытекающие в рамках контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также оперативно-розыскной деятельности, регулируются законодательством в соответствующих сферах и не входят в предмет регулирования настоящего Кодекса.
5. В рамках регулирования цифровой среды настоящий Кодекс предусматривает исключительный перечень случаев, в которых допускается:
1) ограничение доступа к объектам правоотношений в цифровой среде;
2) принудительное установление недискриминационного доступа к объектам правоотношений в цифровой среде.
Статья 3. Принципы регулирования цифровой среды
1. Регулирование цифровой среды основано на общеправовых, организационных и отраслевых принципах.
2. К общеправовым принципам, применяемым для регулирования цифровой среды, относятся:
1) справедливость и соразмерность регулирования, приоритет интересов человека как единственного конечного пользователя цифровых технологий (принцип справедливости);
2) доступность, понятность и предсказуемость правового регулирования (принцип определенности);
3) участие в выработке правил для цифровой среды всех лиц, на которых распространяются правила, напрямую или через представителей (принцип участия).
3. К организационным принципам, на реализацию которых направлено регулирование цифровой среды, относятся:
1) возможность субъектов правоотношений в цифровой среде по своему выбору использовать любые цифровые технологии, если при их использовании выполняются требования, установленные настоящим Кодексом (принцип технологической нейтральности);
2) применение норм настоящего Кодекса без какой-либо дискриминации в отношении всех субъектов правоотношений в цифровой среде вне зависимости от качества, востребованности и иных содержательных характеристик, обрабатываемых ими цифровых данных (принцип контентной нейтральности);
3) долговременная устойчивость правил и правоотношений, определяемых настоящим Кодексом, бесперебойность, непрерывность сервисов и процессов, защищенность объектов и субъектов правоотношений в цифровой среде (принцип устойчивости);
4) поощрение конкуренции на цифровых рынках, открытость и совместимость форматов данных и записей с возможностью их переноса между поставщиками разных цифровых сервисов и владельцами разных цифровых технологических систем, доступность цифровых данных и принятие решений на их основе, в том числе при их повторном использовании (принцип открытости);
5) хранение на протяжении всего жизненного цикла соответствующей технологии необходимых цифровых данных, подтверждающих выполнение обязанностей субъектами правоотношений, в том числе устранение ими нарушений и (или) соблюдение прав в цифровой среде (принцип подотчетности).
4. Отраслевые принципы, составляющие основу регулирования отношений в отдельных сферах, закреплены в соответствующих главах настоящего Кодекса.
Статья 4. Цифровой кодекс и иные нормативные правовые акты
1. Настоящий Кодекс имеет приоритет при регулировании отношений в цифровой среде. Нормы других законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, определяющие правила регулирования отношений в цифровой среде, не могут противоречить положениям настоящего Кодекса. В случае возникновения противоречий между настоящим Кодексом и другим нормативным правовым актом, действуют и применяются нормы настоящего Кодекса с учетом правил о разрешении коллизий, установленных законодательством о нормативных правовых актах.
2. Нормативные правовые акты по вопросам правового регулирования в цифровой среде могут приниматься исключительно в случаях, прямо установленных настоящим Кодексом.
3. Проект закона о внесении изменений в настоящий Кодекс подлежит обязательному согласованию с координирующим органом в целях обеспечения единства цифровой среды на всех уровнях, установленных настоящим Кодексом, и соответствия принципам регулирования отношений в цифровой среде. Внесение изменений в настоящий Кодекс допускается не более одного раза в год.
Статья 5. Цифровой кодекс и правила цифровых сообществ
1. Цифровые сообщества создаются субъектами правоотношений в цифровой среде по их инициативе и на началах добровольности. Цифровые сообщества могут иметь любую организационную форму и порядок управления, не запрещенные законодательством. Субъекты правоотношений, являющиеся участниками цифровых сообществ, самостоятельно определяют правила таких сообществ. В Кыргызской Республике государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, физические и юридические лица при определении правил цифровых сообществ, в которых они участвуют, обязаны руководствоваться Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Кодексом и законами Кыргызской Республики.
2. При применении правил цифровых сообществ государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица Кыргызской Республики обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Кыргызской Республики и несут ответственность за его несоблюдение.
Статья 6. Общепризнанная международная практика
1. Положения стандартов и рекомендаций, опубликованные международными организациями, экспертными сообществами зарубежных стран и активно применяемые субъектами правоотношений в цифровой среде, образуют общепризнанную международную практику.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, субъекты правоотношений в цифровой среде при выборе технологий или способов осуществления своих прав и исполнения обязанностей в цифровой среде учитывают общепризнанную международную практику, утвержденную отраслевым регулятором в соответствующей сфере, предусмотренной настоящим Кодексом. При отсутствии утвержденной отраслевым регулятором общепризнанной международной практики субъекты правоотношений в цифровой среде вправе учитывать общепризнанную международную практику, не противоречащую утвержденным стандартам и нормативным правовым актам Кыргызской Республики.
3. Субъекты правоотношений в цифровой среде должны продемонстрировать, что выбранные технологии соответствуют общепризнанной международной практике или требованиям, которые эквивалентны или выше требований общепризнанной международной практики, путем опубликования деклараций соответствия.
Глава 2. Государственное регулирование в цифровой среде
Статья 7. Формы государственного регулирования
В Кыргызской Республике государственное регулирование отношений в цифровой среде осуществляется в формах:
1) межотраслевого и межведомственного координирования деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц в цифровой среде;
2) отраслевого регулирования и надзора.
Статья 8. Координирование деятельности в цифровой среде
1. Межотраслевое и межведомственное координирование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц в цифровой среде осуществляется путем:
1) определения общегосударственных целей и задач, программ и планов деятельности в цифровой среде;
2) планирования и мониторинга бюджетов деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в цифровой среде с учетом обеспечения режима секретности, защиты государственной или иной охраняемой законом тайны;
3) стратегического руководства цифровыми реформами и программами, координации региональной и международной помощи, выделяемой на осуществление деятельности в цифровой среде;
4) сотрудничества всех заинтересованных сторон, в том числе объединений и ассоциаций субъектов правоотношений в цифровой среде, в разработке и реализации целей и задач, общенациональных инициатив, планов, программ;
5) координирования деятельности по созданию архитектуры государственной цифровой экосистемы, общих цифровых платформ и сервисов, пилотированию инновационных решений;
6) обеспечения бесперебойности, интеграции и согласованности в деятельности всех субъектов правоотношений для достижения целей государственного управления в цифровой среде.
2. Координирующий орган в цифровой среде определяется Кабинетом Министров.
Статья 9. Отраслевое регулирование и надзор
1. Регулирование и надзор в цифровой среде осуществляются путем проведения проверок, принятия решений (административных актов), обязательных для субъектов правоотношений в цифровой среде, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, выдачи разрешений (лицензий).
2. Настоящий Кодекс устанавливает полномочия государственных органов по осуществлению регулирования и надзора (отраслевых регуляторов) в следующих сферах:
1) персональные данные;
2) национальная цифровая экосистема;
3) телекоммуникации.
3. Положения об отраслевых регуляторах утверждаются Кабинетом Министров.
4. Порядок формирования и осуществления деятельности отраслевого регулятора должен обеспечивать независимость проводимого им регулирования.
5. Один и тот же отраслевой регулятор не может осуществлять полномочия в нескольких сферах, предусмотренных настоящим Кодексом.
6. Каждый отраслевой регулятор обязан ежегодно представлять отчет о состоянии отношений в сфере, относящейся к его компетенции, своих решениях, кадровых и финансовых ресурсах, их объемах и использовании, планируемых действиях и мерах. Отчет подлежит опубликованию на сайте отраслевого регулятора.
7. Отраслевые регуляторы создают учебные центры в соответствующих сферах и обеспечивают их деятельность. Учебные центры отраслевых регуляторов на возмездной или грантовой основе проводят образовательные и просветительские мероприятия, научные исследования и практические разработки.
Статья 10. Экспертные советы
1. Отраслевой регулятор вправе создать экспертный совет.
Экспертный совет - консультативно-совещательный орган, созданный на общественных началах из представителей экспертных, научных кругов, профессиональной среды в соответствующей отрасли регулирования, для подготовки предложений и рекомендаций по вопросам развития и соблюдения принципов регулирования цифровой среды.
Решение отраслевого регулятора о созыве экспертного совета с указанием срока начала деятельности экспертного совета и срока его полномочий подлежит опубликованию на сайте отраслевого регулятора.
2. Экспертный совет и эксперты не вправе вмешиваться в деятельность отраслевого регулятора, участвовать в проведении проверок или принятии решений, обязательных для субъектов правоотношений в цифровой среде.
3. Регламент работы экспертного совета, включая процедуры его формирования, утверждается отраслевым регулятором.
Статья 11. Аккредитация субъектов для осуществления проверок в соответствующей сфере
1. Отраслевой регулятор соответствующей сферы осуществляет аккредитацию физических и (или) юридических лиц на право осуществления проверок субъектов регулирования в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Аккредитованные лица вправе осуществлять проверки при наличии согласия субъекта регулирования.
2. Требования к аккредитованным лицам, порядок аккредитации и вид документа, выдаваемого по результатам проведения проверок аккредитованными лицами, устанавливаются актами Кабинета Министров в соответствии с настоящим Кодексом.
3. За аккредитацию аккредитованные лица ежегодно вносят плату, рассчитываемую по методике, утверждаемой Кабинетом Министров и учитывающей:
1) доход от предоставления услуг аккредитованными лицами;
2) количество проверок;
3) весовой коэффициент, включающий в себя социальный фактор;
4) расчетный показатель;
5) коэффициент эффективности деятельности аккредитованного лица.
Статья 12. Правила и стандарты профессиональной деятельности в цифровой среде
1. Профессиональные объединения субъектов правоотношений в цифровой среде вправе утверждать регламент, обязательный для их участников. Регламент может включать в себя правила и стандарты профессиональной деятельности участников объединения, не противоречащие настоящему Кодексу.
2. Профессиональные объединения обязаны осуществлять контроль за соблюдением таких регламентов своими участниками.
3. Сведения о членстве в таких профессиональных объединениях, результатах контроля за соблюдением обязательных регламентов и допущенных нарушениях, а также устранении таких нарушений являются общедоступной информацией. Данные сведения должны публиковаться профессиональными объединениями на их сайтах.
Статья 13. Предоставление телекоммуникационных сетей и сооружений для целей государственного управления
1. Отраслевой регулятор телекоммуникаций, государственные органы и органы местного самоуправления Кыргызской Республики, эксплуатирующие внутренние, закрытые и засекреченные телекоммуникационные сети, а также операторы телекоммуникаций независимо от форм собственности обязаны обеспечивать предоставление телекоммуникационных сетей и сооружений в интересах государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка и при чрезвычайных ситуациях.
2. При наступлении чрезвычайных ситуаций отраслевой регулятор телекоммуникаций принимает меры по обеспечению предоставления необходимых телекоммуникационных сервисов. Отраслевой регулятор телекоммуникаций может создать особые временные органы для эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления телекоммуникационных сервисов полностью или частично на территории, где сложилась чрезвычайная или кризисная ситуация.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Цифровой кодекс Кыргызской Республики
от 31 июля 2025 года №178
О документе
Номер документа: | 178 |
Дата принятия: | 31.07.2025 |
Состояние документа: | Не вступил в действие |
Начало действия документа: | 06.02.2026 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
"Эркин Тоо" от 8 августа 2025 года №59
Примечание к документу
В соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики от 31 июля 2025 года №179 Информационный кодекс вводится в действие по истечении шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона - с 6 февраля 2026 года.
Вводится в действие Законом Кыргызской Республики от 31 июля 2025 года №179