Дата обновления БД:
23.06.2025
Добавлено/обновлено документов:
359 / 1039
Всего документов в БД:
324509
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 6 июня 2025 года N 41
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 5 июня 2025 года УП №178
О Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2030 года
В целях обеспечения дальнейшего динамичного и комплексного развития Кыргызской Республики, руководствуясь статьями 66, 71 Конституции Кыргызской Республики, постановляю:
1. Утвердить Национальную программу развития Кыргызской Республики до 2030 года согласно приложению.
2. Кабинету Министров Кыргызской Республики:
- в шестимесячный срок разработать и принять План мероприятий по реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2030 года;
- принять соответствующие меры, вытекающие из настоящего Указа.
3. Рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, органам судебной власти, государственным органам и органам местного самоуправления согласовать свои стратегические документы (концепции, стратегии, программы) и планы мероприятий с Национальной программой развития Кыргызской Республики до 2030 года.
4. Управлению политических и экономических исследований Администрации Президента Кыргызской Республики осуществлять на постоянной основе мониторинг исполнения Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2030 года.
5. Признать утратившими силу:
- с 1 января 2026 года Указ Президента Кыргызской Республики "О Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года" от 12 октября 2021 года №435;
- Указ Президента Кыргызской Республики "О внесении изменений в Указ Президента Кыргызской Республики "О Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года" от 12 октября 2021 года №435" от 30 июля 2024 года №210.
6. Контроль за исполнением настоящего Указа оставляю за собой.
7. Настоящий Указ вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования.
Президент Кыргызской Республики
С.Жапаров
Приложение
к Указу Президента Кыргызской Республики от 5 июня 2025 года №178
Национальная программа развития Кыргызской Республики до 2030 года
I. Введение
Национальная программа развития Кыргызской Республики до 2030 года (далее - Программа) представляет собой стратегический документ, определяющий среднесрочные цели и приоритеты страны. Программа направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, повышение качества жизни населения и создание условий для комплексного развития ключевых отраслей экономики. Разработка Программы обусловлена необходимостью адаптации к динамично меняющейся глобальной и региональной среде, а также стремлением к укреплению социально-экономического потенциала страны.
Программа опирается на успехи предыдущих стратегических инициатив и результатов, обеспечивая преемственность и развитие достигнутых результатов. В рамках реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года были достигнуты значительные успехи: ВВП на душу населения вырос до 2420 долларов США, средний темп экономического роста за последние три года составил 9%, в Индексе человеческого развития страна поднялась на 117-е место, существенно улучшилась ситуация с государственными финансами и продовольственной безопасностью.
Установленные основные целевые ориентиры в Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года были достигнуты по итогам 2024 года. При этом большинство ключевых показателей было перевыполнено: уровень безработицы составил 4,1%, объем государственного внешнего долга сложился на уровне 25,9% к ВВП, по результатам общереспубликанского тестирования (ОРТ) 67,8% выпускников школ обладают функциональной грамотностью и смогли преодолеть пороговые значения теста.
Принимая во внимание, что страна успешно преодолела последствия пандемии COVID-19, адаптировалась к геоэкономическим изменениям, оптимизировала систему государственного управления, в предстоящем периоде необходимо продолжить начатый в 2021 году стратегический курс и масштабные государственные реформы, направленные на ускоренное развитие и достижение более амбициозных целей.
Анализ текущей ситуации показывает, что в Кыргызской Республике достигнуты значительные успехи в социально-экономическом развитии. В среднесрочном периоде ставится задача по переходу в категорию стран с уровнем дохода выше среднего (4500 долларов США на душу населения). Это потребует существенного улучшения качества государственного управления, повышения производительности труда, активного внедрения передовых технологий и привлечения инвестиций.
Новый курс до 2030 года основывается на глубоком анализе конкурентных преимуществ Кыргызской Республики, глобальных трендов и национальных приоритетов. Программа учитывает необходимость интеграции в международные рынки, развития человеческого капитала и создания устойчивых механизмов поддержки малого и среднего бизнеса.
Важным ориентиром является повышение позиций страны в международных рейтингах устойчивого развития, включая индексы, отражающие прогресс в достижении Целей устойчивого развития, что свидетельствует об инклюзивности экономического роста. Особое внимание уделяется сбалансированному развитию регионов, улучшению социальной инфраструктуры и обеспечению равных возможностей для всех граждан.
Основной целью Программы является повышение благосостояния граждан Кыргызской Республики, когда каждый житель страны может реализовать свой потенциал на родине и внести вклад в ее процветание.
Достижение основной цели Программы должно сопровождаться инклюзивным экономическим ростом, социальной справедливостью, повышением доступности и качества образования и здравоохранения, снижением уровня неравенства, адаптацией и митигацией к климатическим изменениям.
Успешная реализация Программы требует всеобщей приверженности динамичным и прорывным преобразованиям и слаженной и сплоченной работы государственных органов, органов местного самоуправления, бизнес-сообщества, общественных организаций и граждан.
II. Духовно-нравственное развитие
В настоящее время перед страной стоят стратегические задачи укрепления национально-государственного строительства, социальной интеграции общества и сохранения духовно-нравственных ценностей. Доктрина "Национальный дух - мировые высоты" направлена на развитие национальной гордости, формирование гражданской идентичности - Кыргыз жараны и стимулирование гражданских инициатив.
Доктрина включает в себя реализацию таких приоритетов, как: сохранение историко-культурного наследия, национальных традиций и ценностей, развитие сферы образования, культуры, права на свободу совести и вероисповедания и др. Продвижение данных приоритетов играет ключевую роль в создании условий формирования гражданской идентичности и чувства принадлежности к единой нации, где каждый гражданин, независимо от этнической, религиозной или языковой принадлежности, ощущает себя частью национального государства.
Целевые ориентиры определены следующим образом:
1) 85% граждан гордятся тем, что они Кыргыз жараны и вносят вклад в развитие страны;
2) 95% граждан считают, что в стране обеспечена свобода вероисповедания;
3) вхождение Кыргызской Республики в топ 50 самых счастливых стран мира согласно рейтингу ООН.
Ключевые задачи, требующие решения в рамках реализации Программы:
1) развитие гражданской идентичности - Кыргыз жараны и рост гражданской культуры:
- создание сильной правовой, научной, терминологической базы в сфере общественного сознания и формирования гражданской идентичности, снижающей риски, связанные с манипуляциями и усилениями предвзятых убеждений в обществе;
- повышение устойчивости к воздействию процессов глобализации и усиливающихся внешних идеологических влияний и укрепление кыргызской аутентичности;
2) развитие сферы культуры путем трансформации ее в стратегический инструмент гуманитарной модернизации:
- повышение роли культуры в жизни общества через цифровизацию, модернизацию инфраструктуры, поддержку креативных индустрий и принятие системных мер;
- создание многофункциональных культурных центров, возрождение национального кинематографа, запуск международных культурных проектов;
3) формирование активной гражданской позиции и ценностных ориентиров молодежи, обеспечивающих стабильное инновационное развитие страны, содействие социальному развитию и саморазвитию молодежи;
4) обеспечение свободы вероисповедания и укрепление принципа светскости:
- повышение уровня правовой и религиозной грамотности населения, а также устранение противоречий между отдельными религиозными течениями, традиционными и гражданскими ценностями, создающих риски негативного влияния на общественное сознание и стабильность;
- укрепление принципа светского характера государства и исключение религиозного фактора в качестве политического ресурса;
5) развитие государственного языка и сохранение языкового многообразия:
- построение эффективной языковой политики, обеспечивающей полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления единства народа Кыргызской Республики при сохранении и развитии языков всех этносов, проживающих в Кыргызской Республике;
- внедрение и использование обучения государственному языку на протяжении всей жизни.
III. Текущая ситуация и достижения
Макроэкономическая ситуация
Экономическая политика государства направлена на обеспечение макроэкономической и ценовой стабильности в стране. За 2021-2024 годы экономика Кыргызской Республики успешно адаптировалась к внешним и внутренним шокам и изменениям, расширила географию и активность внешней торговли, нарастила промышленный потенциал. Средний темп реального прироста экономики Кыргызской Республики за эти годы составил 8,0%.
Уровень инфляции с 11,2% в 2021 году снизился до 6,3% в 2024 году. Основными факторами высокой инфляции в 2021-2022 годы были последствия пандемии COVID-19, нарушение цепочки поставок импортируемых товаров и рост цен на них, геополитическая нестабильность.
В 2023-2024 годы темпы роста потребительских цен замедлились, чему способствовало проведение соответствующей денежно-кредитной политики, направленной на ограничение инфляционного давления, а также замедление мировых цен на товарно-сырьевых рынках и цен на импортируемые продовольственные товары.
Фискальный сектор республики в 2021-2024 годы характеризовался удвоением роста доходов государственного бюджета с 209,8 млрд. сомов до 463,8 млрд. сомов как за счет финансовой консолидации и увеличения внутреннего долга, так и за счет фискализации и администрирования доходов. Таким образом, удалось добиться профицита бюджета в 2023 году в размере 12,7 млрд. сомов и в 2024 году на уровне 36,9 млрд. сомов.
Рост бюджетных доходов расширил финансовые возможности государства как по выполнению социальных обязательств перед населением, так и по объемам государственных инвестиций в основной капитал. Возросшие возможности государственного бюджета содействовали укреплению устойчивости государственного долга, а государственный внешний долг страны по отношению к ВВП сократился с 50,3% в 2021 году до 25,9% по итогам 2024 года.
В Кыргызской Республике динамика привлечения прямых иностранных инвестиций характеризовалась высокими темпами. В целом такая положительная динамика связана с улучшением инвестиционного климата в стране, предпринимаемыми мерами по защите инвесторов и государственной поддержке инвестиционных проектов.
В 2021-2022 годы общий объем прямых иностранных инвестиций в среднем ежегодно превышал 1,1 млрд. долларов США. По итогам 2023 года и предварительным данным 2024 года, данный показатель в среднем сложился на уровне 859 млн. долларов США. Наибольший объем инвестиций приходился на добывающую отрасль и обрабатывающие производства, соответственно 25,0% и 28,0% от общего объема поступлений в среднем. Это явилось результатом предпринимаемых мер по индустриализации страны, строительству инфраструктуры и капитальному строительству.
Наблюдается устойчивый рост привлечения прямых иностранных инвестиций в финансовый сектор, который занимает в среднем 13,6% в структуре поступлений. По итогам 2024 года, привлечение инвестиций в сектор выросло в 3,4 раза по сравнению с 2021 годом. Объем прямых иностранных инвестиций в отрасль торговли также демонстрировал положительную динамику, и его доля в общем объеме притока инвестиций составила 18,7% в среднем и за 2021-2024 годы увеличилась в 1,8 раза.
Во внешнеэкономическом секторе наблюдается значительный рост в связи с расширением транспортно-логистических возможностей и изменившимися геоэкономическими условиями. Экспорт товаров в 2024 году по сравнению с 2021 годом увеличился на 39,1%, импорт - в 2,2 раза.
В результате сохраняющегося демографического роста численность трудоспособного населения продолжает расти и в 2024 году составила 4,1 млн. человек. Рост численности трудоспособного населения наряду с возвращением трудовых мигрантов, а также структурные изменения спроса на рынке труда сказались на потенциале роста экономики Кыргызской Республики. Уровень безработицы снизился с 5,3% в 2021 году до 4,1% в 2023 году и является наименьшим показателем за весь суверенный период страны. В 2024 году было создано 263,1 тыс. рабочих мест, в том числе в промышленности - 20,3 тыс. рабочих мест.
Промышленный сектор
Промышленный сектор занимает важное место в экономике Кыргызской Республики, формируя в среднем около 17% ВВП. Объем производства промышленной продукции увеличился в 1,6 раза, с 370,5 млрд. сомов в 2021 году до 585,3 млрд. сомов в 2024 году. Основу данного сектора составляют обрабатывающая промышленность (производство золота), пищевая и легкая промышленность, а также производство строительных материалов.
Промышленный сектор имеет потенциал роста за счет имеющейся сырьевой базы - нерудные строительные материалы, редкоземельные элементы, уголь, олово, алюминий и железо. Развитие промышленности сопровождается решением инфраструктурных, кадровых и институциональных проблем.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Указ Президента Кыргызской Республики от 5 июня 2025 года УП №178
"О Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2030 года"
О документе
Номер документа: | 178 |
Дата принятия: | 05.06.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 13.06.2025 |
Органы эмитенты: |
Президент |
Опубликование документа
"Эркин Тоо" от 6 июня 2025 года №41
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 7 настоящий Указ вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования - с 13 июня 2025 года.