Дата обновления БД:
23.06.2025
Добавлено/обновлено документов:
359 / 1039
Всего документов в БД:
324509
Зарегистрирован
Министерством юстиции
Республики Узбекистан
5 июня 2025 года №3487-2
ПРИКАЗ ДИРЕКТОРА АГЕНТСТВA ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 6 мая 2025 года №01/14-11/38
О внесении дополнений и изменений в Единый национальный стандарт оценки Республики Узбекистан
В соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об оценочной деятельности" и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 января 2024 года №23 "О мерах по организации деятельности Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан" приказываю:
1. Внести дополнения и изменения в Единый Национальный стандарт оценки Республики Узбекистан, утвержденный приказом Директора Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан от 25 октября 2023 года №01/11-14/29 (регистрационный №3487, 28 декабря 2023 года) (Национальная база данных законодательства, 30.12.2023 г., №10/23/3487/0991) согласно приложению.
2. Настоящий приказ согласован с Ассоциации оценочных организаций, Обществом оценщиков и Обществом оценщиков, экспертов и консультантов.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор
А.Ортиков
Согласовано: Директором общества оценщиков 5 мая 2025 года |
Ф.Мирсоатов |
Председателем ассоциации оценочных организаций 5 мая 2025 года |
А.Исламов |
Директором общества оценщиков, экспертов и консультантов 5 мая 2025 года |
З.Нигманханов |
Приложение
к Приказу директора Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан от 6 мая 2025 года №01/14-11/38
Дополнения и изменения, вносимые в Единый национальный стандарт оценки Республики Узбекистан
1. Пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"НСО №15 "Оценка стоимости транспортных средств"".
2. В пункте 9:
абзац тридцать седьмой изложить в следующей редакции:
"ретроспективная оценка — оценка, выполненная оценщиком на соответствующую дату прошедшего периода. Расчеты и информация о приведенных аналогах, на которые ссылается оценщик при подготовке отчета об оценке, должны соответствовать дате, на которую выполняется оценка. При необходимости текущие цены аналогов приводятся к дате оценки с учетом нормативных данных (курсы валют (по данным Центрального банка Республики Узбекистан) или индексация (по данным Национального комитета Республики Узбекистан по статистике) или инфляция (по данным Центрального банка Республики Узбекистан)). При этом оценщик выбирает один из наиболее подходящих нормативных показателей в зависимости от характеристик и особенностей объекта оценки и обосновывает этот выбор в отчете об оценке. Для получения стоимости аналога на определенную дату в прошлом, сегодняшняя стоимость аналога индексируется на один из вышеуказанных показателей, выбранный оценщиком в процессе оценки.".
3. Пункт 255 изложить в следующей редакции:
"255. Отчет об оценке признается достоверным, если он составлен в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан "Об оценочной деятельности", стандартами оценочной деятельности, требованиями иных нормативно-правовых актов в сфере оценочной деятельности и содержит сведения доказательственного значения.".
4. Дополнить разделом XV-1 в следующей редакции:
"Раздел XV-1. Оценка стоимости транспортных средств (НСО №15)
Глава 1. Общие положения
1§. Правила оценки стоимости транспортных средств
605-1. Национальный стандарт оценки "Оценка стоимости транспортных средств" (далее по тексту — НСО №15) определяет основные требования к процессу оценки стоимости транспортных средств, определению размера причиненного им материального ущерба, а также особенности данного процесса.
605-2. Оценка стоимости транспортных средств осуществляется на основании требований НСО №№1 — 7. НСО №15 устанавливает дополнительные требования к оценке стоимости транспортных средств и определению размера причиненного им материального ущерба.
605-3. Оценщики, при оценке стоимости транспортных средств, могут использовать методику, приведенную в приложении №10 к ЕНСО.
605-4. В рамках настоящего НСО под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки пассажиров, багажа, товаров, грузов, почтовых и курьерских отправлений (легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы, специальные и специализированные автомобили на шасси, сельскохозяйственная и дорожно-строительная техника, мототехника (мотоциклы, мопеды, скутеры и т.п.) и велосипеды).
605-5. В число транспортных средств не включаются транспортные средства, не прошедшие государственную регистрацию в качестве транспортных средств.
605-6. Объекты оценки в соответствии с НСО №15 включают в себя:
одна единица транспортного средства;
части, узлы, агрегаты, детали и другие компоненты транспортного средства.
2§. Определение задания на оценку
605-7. Задание на оценку составляется в соответствии с требованиями НСО №2.
При оценке стоимости транспортного средства определяется его рыночная стоимость, если иное не предусмотрено нормативно-правовым актом или договором на оценку, являющимся основанием для проведения оценки.
В случаях, когда необходимо определить вид стоимости, отличный от рыночной стоимости, причины применения стоимости и определения вида стоимости должны быть обоснованы, раскрыты и разъяснены в отчете об оценке.
При определении видов стоимости оценщик должен руководствоваться требованиями НСО №5.
При оценке стоимости поврежденных транспортных средств оценщик определяет стоимость ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств и размер ущерба, причиненного транспортному средству, а также утрату их товарной стоимости.
При определении рыночной стоимости объектов оценки не учитываются затраты на организационную деятельность, связанную с их реализацией (публичные торги, реклама и т.п.).
3§. Сбор и анализ информации
605-8. Оценщик собирает и анализирует информацию об объекте оценки и рыночную информацию, в объеме, достаточном для выбора и применения подходов и методов оценки.
605-9. Основными источниками информации об объекте оценки являются:
исходная информация, предоставляемая заказчиком или иным уполномоченным лицом;
информация, полученная оценщиком при осмотре объекта оценки;
информация, полученная от третьих лиц и организаций, а также информация, опубликованная в средствах массовой информации и в сети Интернет.
605-10. Исходная информация, представляемая, при необходимости, заказчиком или иным уполномоченным лицом, состоит из:
сведений о балансовой стоимости и амортизации объекта оценки по состоянию на последнюю отчетную дату;
правоустанавливающих документов;
документов, содержащих технические и конструктивные характеристики объекта оценки;
акта о техническом состоянии объекта оценки;
сведений о дополнительной комплектации, подлежащем оценке в составе объекта оценки (при наличии таковых);
документы, содержащие сведения о наличие обременений (ограничений) прав на объект оценки.
В зависимости от цели оценки и особенностей объекта оценки, оценщик имеет право запросить у заказчика иную информацию, необходимую для проведения оценки.
605-11. Осмотр транспортного средства проводится совместно с представителем заказчика или собственника. При осмотре объекта оценки, оценщиком проводится его идентификация.
605-12. Информация, предоставленная заказчиком, а также полученная от третьих лиц, участвующих в выполнении работ, считается достоверной, если она подтверждена подписью руководителя (собственника) и печатью организации, предоставившей информацию (для юридических лиц).
Информация, полученная из средств массовой информации, сети Интернет, результатов опросов, результатов интервью и других подобных источников, считается достоверной, если в отчете об оценке указаны соответствующие источники этой информации.
Заказчик несет ответственность за достоверность сведений об объекте оценки и иной информации, предоставленной оценщику.
605-13. В необходимых случаях по требованию оценщика лицо, представившее документы, оформляет пояснения (комментарии) к соответствующим документам в виде дополнительных справок.
4§. Идентификация объекта оценки
605-14. Идентификация объекта оценки (определение характеристик, состояния объекта оценки), проводится путем внешнего осмотра объекта оценки (далее по тексту — осмотр) и изучения регистрационных документов (свидетельство о регистрации транспортного средства, другие официальные документы) и сравнения их с имеющимися на транспортном средстве идентификационными номерами.
605-15. Идентификация объекта оценки предполагает следующее:
установление факта физического наличия объекта оценки и правоустанавливающих документов на него;
определение вида имущественных прав на объект оценки;
установление технических характеристик объекта оценки (тип, марка, модель, модификация, сведения об изготовителе, год выпуска, месяц изготовления (при наличии подтверждающих документов), идентификационный номер кузова (шасси), тип кузова (кабины — для грузовых автомобилей и тягачей, платформы — для прицепов), количество мест, дверей, номер двигателя, тип, рабочий объем, количество цилиндров и мощность, тип коробки передач (трансмиссии), цвет и тип окраски, информация о комплектации);
описание регистрационных характеристик объекта оценки (регистрационный номер, серия и номер технического паспорта, а если они отсутствуют — счет-фактура, договор купли-продажи);
установление показателей состояния объекта оценки (пригодность деталей, пройденный путь по показаниям спидометра, выработанный ресурс двигателя, продолжительность работы, общее состояние автомобиля, исправность узлов и агрегатов, последствия ремонта, проведенного до осмотра или капитального ремонта, или замены частей транспортного средства);
описание повреждений объекта оценки (вид, размеры и зоны повреждений, деформаций).
Глава 2. Применение подходов и методов оценки в оценке стоимости транспортных средств
§1. Выбор, обоснование и применение подходов и методов оценки
605-16. При оценке оцениваемого имущества оценщик использует один из подходов — сравнительный, доходный и затратный.
605-17. Оценщик выбирает методы в рамках каждого подхода к оценке с учетом цели оценки, вида определяемой стоимости, особенностей объекта оценки, ограничительных условий, наличия информационной базы и ее полноты.
§2. Сравнительный подход
605-18. Сравнительный подход состоит из совокупности методов расчета стоимости, основанных на информации о рыночной стоимости объектов-аналогов и корректировкой их стоимости по элементам сравнения. Рыночная стоимость объектов-аналогов означает цены сделок и предложений.
605-19. Для определения стоимости объекта оценки сравнительным подходом оценщик использует один из следующих методов:
метод прямого сравнения продаж;
методы статистического анализа (корреляция, дисперсия, регрессия).
605-20. Метод прямого сравнения продаж представляет собой совокупность расчетов, основанных на сравнении качественных характеристик объекта оценки, объектов-аналогов и определения стоимости объекта оценки путем внесения корректировок в части различий по элементам сравнения и включает следующие основные этапы:
исследование рынка, сбор и анализ информации об объектах-аналогах;
подбор аналогов;
определение единицы сравнения;
выбор элементов сравнения;
выбор методов расчета стоимости;
расчет корректировок по элементам сравнения;
корректировка цен (стоимости) объектов-аналогов;
определение стоимости объекта оценки.
605-21. Ниже приведены основные единицы сравнения:
тип кузова;
единица мощности;
единица транспортного средства.
605-22. Ниже приведены основные элементы сравнения:
тип транспортного средства, марка, модель, пассажировместимость, грузоподъемность, масса, размер, мощность двигателя;
год выпуска, пробег и техническое состояние;
оборудование (комплектация) и другие элементы сравнения.
605-23. Метод прямого сравнения продаж применяется в следующих случаях:
для транспортных средств, отечественного производства и производства стран Содружества Независимых Государств (СНГ) — при наличии не менее трех транспортных средств, аналогичных объекту оценки (не менее двух в отношении транспортных средств, производство которых прекращено);
для транспортных средств, произведенных за рубежом (в странах, не входящих в страны СНГ) — при наличии не менее двух транспортных средств, аналогичных объекту оценки.
605-24. Методы статистического анализа основаны на определении статистических (корреляционных, дисперсионных, регрессионных) связей между ценой объекта оценки и параметрами, влияющими на цену объекта оценки.
§3. Доходный подход
605-25. Доходный подход основан на определении текущей стоимости объекта оценки, находящегося в коммерческом использовании, как суммы будущих доходов.
605-26. В рамках настоящего НСО методы доходного подхода могут использоваться в следующих случаях:
когда невозможно применить методы сравнительного и затратного подходов;
если объектом оценки является специальная и (или) специализированная техника, самостоятельно формирующая стабильный доход в производственном цикле;
если объектом оценки является общественное или редкое (раритетное) транспортное средство, генерирующее доход.
605-27. При оценке стоимости объекта оценки доходным подходом используется метод прямой капитализации дохода, а стоимость объекта оценки определяется путем деления показателя чистого операционного дохода на ставку капитализации.
605-28. При применении метода прямой капитализации оценщик должен:
рассчитать капитализируемую величину чистого операционного дохода;
рассчитать ставку капитализации;
определить текущую стоимость объекта оценки.
605-29. Ставка капитализации рассчитывается с использованием метода кумулятивного построения и метода рыночной экстракции.
605-30. Для определения чистого операционного дохода оценщик может использовать операционные расходы или стоимость транспортных услуг (выполнении работ) объектом оценки, при этом чистый операционный доход рассчитывается путем вычитания операционных расходов по объекту оценки из денежных поступлений от сдачи объекта оценки в аренду.
605-31. Чистый операционный доход определяется как среднегодовое значение за полный год, следующий за годом даты оценки. При этом, оценщику следует учитывать в прогнозах изменение арендных ставок или стоимости транспортных услуг (работ) с учетом изменения цен.
§4. Затратный подход
605-32. Затратный подход основан на определении стоимости транспортного средства путем вычета совокупного износа из его полной стоимости воспроизводства или стоимости замещения.
605-33. Расчет стоимости затратным подходом осуществляется в следующей последовательности:
определение полной стоимости воспроизводства или стоимости замещения;
определение стоимости дополнительного оборудования, установленного на объекте оценки, не входящего в заводскую комплектацию объекта оценки (при необходимости);
определение стоимости устранения дефектов и неисправностей объекта оценки (при необходимости);
определение величины совокупного износа объекта оценки;
определение стоимости объекта оценки как разницы между стоимостными показателями накопленного износа и полной стоимостью воспроизводства или стоимостью замещения (с учетом стоимости дополнительного оборудования и затрат на устранение дефектов и неисправностей, имеющихся в объекте оценки).
605-34. Полная стоимость воспроизводства или стоимость замещения определяется одним из следующих методов:
косвенный метод;
метод замещения;
метод индексации стоимости.
Совокупный износ определяется как сумма физического, функционального (морального) и экономического (внешнего) износа.
605-35. На основании имеющейся информации физический износ транспортного средства определяется одним из следующих методов:
метод статистических критериев;
метод нормативного износа;
метод физического износа с учетом хронологического возраста и пробега/наработки с начала эксплуатации;
метод естественного физического износа для транспортного средства, а также их комплектующих;
метод, характеризующий техническое состояние.
605-36. Функциональный износ заключается в относительном уменьшении стоимости транспортного средства, обусловленном научно-техническим прогрессом в автомобильной промышленности, ограничениями, налагаемыми государством на производство, импорт, рынки сбыта и эксплуатацию транспортных средств, прекращением производства транспортных средств, в том числе прекращением производства запасных частей к ним, и уменьшение их полезности для информированного покупателя под влиянием других факторов.
605-37. Экономический (внешний) износ — это снижение стоимости объекта оценки в результате негативного воздействия на объект оценки ситуации на рынке.
Глава 3. Согласование результатов оценки
605-38. Согласование результатов оценки осуществляется в соответствии с требованиями НСО №6.
605-39. Согласование результатов оценки осуществляется путем установления показателей для результатов оценки, полученных с использованием различных подходов к оценке. При этом оценщик должен учитывать:
цель оценки и предполагаемое использование результатов оценки;
характер объекта оценки;
вид стоимости;
объем и качество информации, используемой при применении подходов к оценке.
605-40. Все предположения и допущения оценщика при выборе методов согласования и сравнения измерений должны быть обоснованы в отчете об оценке.
Глава 4. Особенности оценки стоимости поврежденных транспортных средств и определения ущерба, причиненного транспортным средствам
§1. Общие правила оценки стоимости поврежденных транспортных средств
605-41. Основными причинами повреждения транспортных средств являются дорожно-транспортные происшествия, крупные промышленные аварии, стихийные бедствия, землетрясения, сели, обвалы, камнепады, оползни, паводки, наводнения и т.п., а также умышленное или непреднамеренное (вызванное по неосторожности) действия, приведшие к повреждению транспортного средства.
605-42. Ущербом от повреждения (материальным ущербом) является величина удешевления транспортного средства в результате повреждения или сумма затрат, понесенных на его восстановление. Ущерб определяется как сумма фактической потери стоимости транспортного средства вследствие повреждения или затрат на восстановление поврежденного транспортного средства до его технического состояния непосредственно перед повреждением и суммы утраты его стоимости (утраты товарной стоимости) в результате проведения работ по его восстановлению.
В сумму материального ущерба входит:
стоимость материалов, необходимых для ремонта;
стоимость заменяемых запчастей с учетом их износа в процессе ремонта;
затраты на ремонтные работы, включая затраты на оплату труда мастеров;
расходы, непосредственно связанные с ремонтом и дополнительные расходы (общая стоимость нормо-часов);
величина утраты товарной стоимости.
Упущенный доход (упущенная выгода) по настоящему НСО не определяется.
605-43. Стоимость ремонта (восстановления) — это затраты на устранение повреждений транспортного средства.
605-44. Утрата товарной стоимости — уменьшение стоимости транспортного средства (товара) в результате ухудшения потребительских характеристик транспортного средства вследствие наличия в транспортном средстве дефектов или следов их устранения или достоверных сведений об устранении этих дефектов.
Она представляет собой величину потерь (уменьшения стоимости) транспортного средства после проведения конкретных видов работ по ремонту (восстановлению) и связана с необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструкционных материалов и характеристик рабочих процессов.
605-45. Для успешной реализации поставленных перед оценщиком задач, заказчик оценки предоставляет транспортное средство для осмотра оценщику.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Приказ директора Агентствa по управлению государственными активами Республики Узбекистан от 6 мая 2025 года №01/14-11/38
"О внесении дополнений и изменений в Единый национальный стандарт оценки Республики Узбекистан"
О документе
Номер документа: | 01/14-11/38 |
Дата принятия: | 06.05.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 09.06.2025 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 9 июня 2025 года, №10/25/3487-2/0497
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 3 настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования - с 9 июня 2025 года.
Внимание! Документ предоставлен в первоначальной редакции.