Дата обновления БД:
21.02.2025
Добавлено/обновлено документов:
323 / 1018
Всего документов в БД:
318273
СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА - МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 22 января 2025 года №33-н/к, 22 января 2025 года №4
О внесении изменений и дополнений в совместный приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 26 августа 2019 года №290 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 августа 2019 года №78 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области электроэнергетики"
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 26 августа 2019 года №290 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 августа 2019 года №78 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области электроэнергетики" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №19323) следующие изменения и дополнения:
заголовок изложить в новой редакции:
"Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области электроэнергетики и теплоэнергетики";
пункт 1 изложить в новой редакции:
"1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в области электроэнергетики согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) критерии оценки степени риска в области теплоэнергетики согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
3) проверочный лист в области электроэнергетики в отношении энергопередающих организаций согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу;
4) проверочный лист в области электроэнергетики в отношении энергоснабжающих организаций согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу;
5) проверочный лист в области электроэнергетики в отношении физических и юридических лиц согласно приложению 5 к настоящему совместному приказу;
6) проверочный лист в области электроэнергетики в отношении экспертных организаций, осуществляющих энергетическую экспертизу, согласно приложению 6 к настоящему совместному приказу;
7) проверочный лист в области электроэнергетики в отношении энергопроизводящих организаций согласно приложению 7 к настоящему совместному приказу;
8) проверочный лист в области электроэнергетики в отношении энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии согласно приложению 7-1 к настоящему совместному приказу;
9) проверочный лист в области теплоэнергетики в отношении теплопроизводящих субъектов согласно приложению 7-2 к настоящему совместному приказу;
10) проверочный лист в области теплоэнергетики в отношении теплотранспортирующих субъектов согласно приложению 7-3 к настоящему совместному приказу
11) проверочный лист в области теплоэнергетики в отношении физических и юридических лиц согласно приложению 7-4 к настоящему совместному приказу;
12) проверочный лист в области теплоэнергетики в отношении экспертных организаций, осуществляющих энергетическую экспертизу, согласно приложению 7-5 к настоящему совместному приказу.";
в Критериях оценки степени риска в области электроэнергетики, утвержденных указанным совместным приказом:
пункты 1 и 2 изложить в новой редакции:
"1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области электроэнергетики (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года №48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №28577), для отбора субъектов (объектов) контроля в области электроэнергетики с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям.
2. В Критериях используются следующие понятия:
1) незначительные нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики, которые не создают предпосылки для возникновения технологических нарушений, нарушения установленных режимов энергопотребления, угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде;
2) значительные нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики, которые привели или могут привести к причинению вреда законным интересам физических и юридических лиц, а также несвоевременное предоставление отчетов, сведений, оперативных сообщений о технологических нарушениях и информации о показателях надежности электроснабжения;
3) энергопроизводящая организация, использующая возобновляемые источники энергии, – юридическое лицо, осуществляющее производство электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии, за исключением нетто-потребителей;
4) грубые нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики, которые привели или могут привести к причинению вреда жизни и здоровью человека, пожару, загрязнению окружающей среды, нарушению установленных режимов энергопотребления, а также непредставление и предоставление недостоверных сведений, отчетов, оперативных сообщений о технологических нарушениях и информации о показателях надежности электроснабжения;
5) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
6) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям;
7) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в области электроэнергетики и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
8) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
9) технологическое нарушение – отказ или повреждение оборудования, электрических сетей, в том числе вследствие возгорания или взрывов, отклонения от установленных режимов, несанкционированного отключения или ограничения работоспособности оборудования или его неисправности, которые привели к нарушению процесса производства, передачи, потребления электрической энергии;
10) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
11) энергопередающая организация – организация, оказывающая на основе договоров услугу по передаче электрической энергии;
12) энергоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям купленной электрической энергии;
13) энергопроизводящая организация – организация, осуществляющая производство электрической энергии для собственных нужд и (или) реализации, за исключением нетто-потребителей;
14) электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, передачи электрической энергии и преобразовании ее в другой вид энергии;
15) электроэнергетика – сфера производства, передачи, снабжения и потребления электрической энергии;
16) субъекты (объекты) контроля в области электроэнергетики – энергопроизводящие, энергопередающие, энергоснабжающие организации, физические и юридические лица, экспертные организации, осуществляющие энергетическую экспертизу и энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии.";
пункт 7 исключить;
пункт 8 изложить в новой редакции:
"8. К субъектам (объектам) контроля высокой степени риска относятся:
1) энергопроизводящие, энергопередающие организации и энергопроизводящие организации, использующая возобновляемые источники энергии;
2) физические и юридические лица, которые эксплуатируют или имеют на балансе электроустановки 0,4 кВ и выше, отключение которых может привести к технологическому нарушению, нарушению работы объектов жизнеобеспечения, загрязнению окружающей среды, пожару, нарушению установленных режимов энергопотребления, а также к угрозе жизни и здоровью человека, законным интересам физических, юридических лиц и государства, социальным или экономическим последствиям, а именно:
объекты газоснабжения, водоснабжения, канализации и теплоснабжения, обеспечивающие жизнедеятельность городов;
объекты аэронавигационной организации, обеспечивающие обслуживание воздушного движения;
объекты нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих организации;
объекты горнодобывающих и горно-обогатительных организаций;
объекты металлургических предприятий с непрерывным циклом производственного процесса.";
пункты 13 и 14 изложить в новой редакции:
"13. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области электроэнергетики.
Для оценки степени рисков по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля используются следующие источники информации:
1) результаты предыдущих внеплановых проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
2) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (справка, заключение, рекомендации);
Для оценки степени рисков по субъективным критериям для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям используются результаты предыдущих проверок в отношении экспертных организаций, осуществляющих энергетическую экспертизу.
Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета показателя степени риска по субъективным критериям, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов.
14. На основании имеющихся источников информации степень нарушений требований в области электроэнергетики подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.
Степени нарушения требований в области электроэнергетики применяются в отношении:
энергопроизводящих организаций согласно приложению 1 к настоящим Критериям;
энергопередающих организаций согласно приложению 2 к настоящим Критериям;
энергоснабжающих организаций согласно приложению 3 к настоящим Критериям;
физических и юридических лиц согласно приложению 4 к настоящим Критериям;
энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии согласно приложению 5 к настоящим Критериям;
экспертных организаций, осуществляющих энергетическую экспертизу согласно приложению 6 к настоящим Критериям;
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в области электроэнергетики в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций, физических и юридических лиц, экспертных организаций, осуществляющих энергетическую экспертизу и энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии приведен в приложении 7 к настоящим Критериям.";
пункт 16 изложить в новой редакции:
"16. При выявлении одного грубого нарушения, субъекту (объекту) контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверка на соответствие требованиям.";
пункты 21, 22, 23, 24 и 25 изложить в новой редакции:
"21. По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
22. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие требованиям не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
23. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов контроля в случаях:
1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;
2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска регулирующих государственных органов определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля или проведения проверок на соответствие требованиям;
3) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
24. При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверка на соответствие требованиям не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.
25. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 13 настоящих Критериев (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC,
где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 13 настоящих Критериев.";
пункт 27 изложить в новой редакции:
"27. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
где
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 25 настоящих Критериев.";
приложение 1 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
приложение 2 изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
приложение 4 дополнить строками, порядковые номера 502, 503, 504, 505, 506, 507 следующего содержания:
"
502 |
Наличие у цифрового майнера автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии, специальной автоматики отключения нагрузки, системы телекоммуникаций, обеспечивающей их унификацию с системами, установленными у системного оператора и у энергопередающей организации при подключении к их сетям |
Грубое |
503 |
Наличие у цифрового майнера: 1) акта приемки системы коммерческого учета электрической энергии, составленного энергопередающей организацией; 2) акта приемки системы телекоммуникаций; 3) решения о вводе устройства отключения нагрузки; 4) структурного подразделения с квалифицированным персоналом, имеющим группу допуска, либо договора на обслуживание электроустановки с организацией, имеющий персонал с допуском к работе в действующих электроустановках. |
Грубое |
504 |
Наличие технических условий на подключение к электрическим сетям для цифровых майнеров исключительно от трансформаторных подстанций напряжением 35 киловольт и выше с разрешенной мощностью не менее одного мегаватта, выданных энергопередающими организациями. |
Грубое |
505 |
Наличие у цифрового майнера договора с единым закупщиком на приобретение электрической энергии в объеме не менее 1 мегаватта среднесуточной (базовой) мощности на централизованных торгах электрической энергии в рамках установленных квот, определяемых системным оператором. |
Грубое |
506 |
Наличие у цифрового майнера договора на приобретение электрической энергии в объеме не менее 1 мегаватта среднесуточной (базовой) мощности, произведенной за пределами Республики Казахстан в рамках технической возможности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, определяемой системным оператором. |
Значительное |
507 |
Наличие у цифрового майнера договора на приобретение электрической энергии в объеме не менее 1 мегаватта среднесуточной (базовой) мощности с энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, не имеющих заключенного с единым закупщиком электрической энергии долгосрочного договора купли-продажи электрической энергии. |
Значительное |
";
приложение 5 изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу;
заголовок приложения 7 изложить в новой редакции:
"Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в области электроэнергетики в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций, физических и юридических лиц, экспертных организаций, осуществляющих энергетическую экспертизу и энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии";
приложение 2 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу;
приложение 3 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложению 5 к настоящему совместному приказу;
приложение 5 к указанному совместному приказу дополнить строками, порядковые номера 493, 494, 495, 496, 497, 498 следующего содержания:
"
493 |
Наличие у цифрового майнера автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии, специальной автоматики отключения нагрузки, системы телекоммуникаций, обеспечивающей их унификацию с системами, установленными у системного оператора и у энергопередающей организации при подключении к их сетям. |
||
494 |
Наличие у цифрового майнера: 1) акта приемки системы коммерческого учета электрической энергии, составленного энергопередающей организацией; 2) акта приемки системы телекоммуникаций; 3) решения о вводе устройства отключения нагрузки; 4) структурного подразделения с квалифицированным персоналом, имеющим группу допуска, либо договора на обслуживание электроустановки с организацией, имеющий персонал с допуском к работе в действующих электроустановках. |
||
495 |
Наличие технических условий на подключение к электрическим сетям для цифровых майнеров исключительно от трансформаторных подстанций напряжением 35 киловольт и выше с разрешенной мощностью не менее одного мегаватта, выданных энергопередающими организациями. |
||
496 |
Наличие у цифрового майнера договора с единым закупщиком на приобретение электрической энергии в объеме не менее 1 мегаватта среднесуточной (базовой) мощности на централизованных торгах электрической энергии в рамках установленных квот, определяемых системным оператором. |
||
497 |
Наличие у цифрового майнера договора на приобретение электрической энергии в объеме не менее 1 мегаватта среднесуточной (базовой) мощности, произведенной за пределами Республики Казахстан в рамках технической возможности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, определяемой системным оператором. |
||
498 |
Наличие у цифрового майнера договора на приобретение электрической энергии в объеме не менее 1 мегаватта среднесуточной (базовой) мощности с энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, не имеющих заключенного с единым закупщиком электрической энергии долгосрочного договора купли-продажи электрической энергии. |
";
приложения 6 и 7 к указанному совместному приказу, изложить в новой редакции согласно приложениям 6 и 7 к настоящему совместному приказу;
дополнить приложениями 7-1, 7-2, 7-3, 7-4 и 7-5 к указанному совместному приказу согласно приложениям 8, 9, 10, 11 и 12 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение пяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление в Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан для размещения в информационной системе "Единый реестр субъектов и объектов проверок";
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра – Министр национальной экономики Республики Казахстан
|
__________С.Жумангарин |
Исполняющий обязанности министра энергетики Республики Казахстан
|
__________А.Жамауов |
Согласован Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан |
|
Приложение 1
к совместному Приказу и.о. Министра энергетики Республики Казахстан и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 января 2025 года №33-н/к, 22 января 2025 года №4
Приложение 1
к Критериям оценки степени риска в области электроэнергетики
Степень нарушений требований в области электроэнергетики в отношении энергопроизводящих организаций
№ |
Критерии |
Степень нарушения |
1 |
Наличие в энергетическом предприятии сводной отчетности о технологических нарушениях по форме, направленного в государственный орган по государственному энергетическому надзору и контролю или местный исполнительный орган (по компетенции), ежемесячно, до седьмого числа месяца, следующего за отчетным. |
Значительное |
2 |
Наличие оперативного сообщения по телефону с дублированием посредством мобильных программ по обмену мгновенными сообщениями о произошедших технологических нарушениях и несчастных случаях в Единой электроэнергетической системе Республики Казахстан предоставленного энергопредприятием в течение 1 (одного) часа с момента возникновения технологического нарушения. |
Значительное |
3 |
Наличие письменного сообщения энергопредприятия, направленного в соответствующий Территориальный департамент органа по государственному энергетическому надзору и контролю по областям и городам Астана, Алматы, Шымкент и местный исполнительный орган и системному оператору, в срок не позднее 12 (двенадцати) часов с момента возникновения технологического нарушения. |
Значительное |
4 |
Наличие оперативных и письменных сообщений, содержащие следующие сведения: 1) наименование энергетического предприятия, дата и время возникновения технологического нарушения, несчастного случая; 2) предполагаемые причины технологического нарушения, несчастного случая; 3) перечень отработавших защит, автоматики и блокировок; 4) перечень вышедшего из строя оборудования и оставшегося в работе; 5) последствия технологического нарушения: объем поврежденного оборудования, недоотпуск, количество отключенных потребителей, время ликвидации технологического нарушения; 6) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность передавшего информацию. |
Значительное |
5 |
Наличие описания всех причин возникновения, развития аварий для изучения и оценивания при расследовании технологических нарушений: 1) соответствие объектов и организаций их эксплуатации требованиям по безопасности, техническому состоянию и эксплуатации; 2) качество и сроки проведения ремонтов, профилактических осмотров и испытаний, контроля состояния оборудования; 3) соблюдение технологической дисциплины при производстве ремонтных работ; 4) своевременность принятия мер по устранению аварийных очагов и дефектов оборудования. |
Грубое |
6 |
Наличие описания всех причин возникновения, развития отказов I и II степени на объектах энергопроизводящей организации для изучения и оценивания при расследовании технологических нарушений при отказе: 1) соответствие объектов и организаций их эксплуатации требованиям по безопасности, техническому состоянию и эксплуатации; 2) качество и сроки проведения ремонтов, профилактических осмотров и испытаний, контроля состояния оборудования; 3) соблюдение технологической дисциплины при производстве ремонтных работ; 4) своевременность принятия мер по устранению аварийных очагов и дефектов оборудования. |
Значительное |
7 |
Наличие классификационного признака технических причин технологических нарушений: 1) нарушение структуры материала установки, ее детали или узла; 2) нарушение сварки, пайки; 3) нарушение механического соединения; 4) механический износ; 5) золовой износ; 6) коррозионный износ; 7) эрозионный износ; 8) нарушение герметичности; 9) превышение нормативного значения вибрации; 10) взрыв; 11) термическое повреждение, перегрев, пережог; 12) электродуговое повреждение; 13) нарушение электрической изоляции; 14) нарушение электрического контакта; 15) механическое разрушение (повреждение); 16) загорание или пожар; 17) нарушение устойчивости электрической сети; 18) нарушение противоаварийной автоматики; 19) неклассифицированные причины (исчерпание ресурса, зашлаковка и другое); 20) нарушения в работе систем диспетчерского и технологического управления производством. |
Грубое |
8 |
Наличие классификационных признаков организационных причин технологических нарушений: 1) ошибочные действия оперативного персонала; 2) ошибочные действия неоперативного персонала; 3) недостатки в работе руководящего персонала энергопредприятия и (или) его структурных подразделений; 4) неудовлетворительная организация технического обслуживания и ремонта оборудования; 5) другие недостатки эксплуатации; 6) дефекты проекта; 7) дефекты конструкции; 8) дефекты изготовления; 9) дефекты монтажа; 10) дефекты ремонта; 11) дефекты строительства; 12) воздействие стихийных явлений; 13) воздействие посторонних лиц и организаций; 14) неклассифицированные причины (износ оборудования, находящегося в эксплуатации свыше нормативного срока эксплуатации, воздействие птиц, грызунов). |
Значительное |
9 |
Наличие отказов II степени связанных с: повреждением из-за заводских дефектов оборудования, не выработавшего срок службы; полным сбросом нагрузки электростанцией; повреждением электрических сетей 110-1150 киловольт (далее – кВ), а также основного оборудования подстанций 110 кВ и выше. |
Значительное |
10 |
Соблюдение сроков проведения расследования технологических нарушений, которое начинается не позднее 3 (трех) рабочих дней, исчисляемое со следующего рабочего дня c момента возникновения технологического нарушения, и не превышает 30 календарных дней. |
Значительное |
11 |
Соблюдение сроков расследования продленного на срок не более 30 календарных дней, в случаях невозможности завершения расследования технологического нарушения. |
Значительное |
12 |
Наличие списка руководителей, подлежащих квалификационной проверке знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности у руководителей, специалистов организаций, осуществляющих производство, передачу электрической энергии, для контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электроустановок на следующий календарный год направленного организациями услугодателю ежегодно, в срок до 1 (первого) декабря. |
Значительное |
13 |
Наличие комиссии по оценке готовности услугополучателя к работе в осенне-зимний период, созданный Услугополучателями и начинающий работу для подготовки акта готовности ежегодно с 1 (первого) августа. |
Значительное |
14 |
Наличие готовности Услугополучателя к работе в осенне-зимний период, определенный Комиссией услугополучателя в период с 1 (первого) августа по 30 (тридцатое) сентября включительно. |
Значительное |
15 |
Соблюдение срока получения Паспорта готовности Услугополучателями – ежегодно до 19 (девятнадцатого) октября включительно. |
Грубое |
16 |
Наличие: 1) индивидуальных испытаний оборудования и функциональных испытаний отдельных систем, завершившиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования; 2) комплексного опробования оборудования, проведенные перед приемкой в эксплуатацию энергообъекта (пускового комплекса). |
Грубое |
17 |
Наличие оперативного сообщения энергопредприятий предоставленные в течение 1 (одного) часа с момента возникновения технологического нарушения по телефону с дублированием посредством мобильных программ по обмену мгновенными сообщениями. |
Значительное |
18 |
Наличие направленного письменного сообщения энергопредприятиями в соответствующий Территориальный департамент органа по государственному энергетическому надзору и контролю по областям и городам Астана, Алматы, Шымкент и местный исполнительный орган и системному оператору в срок не позднее 12 (двенадцати) часов с момента возникновения технологического нарушения. |
Значительное |
19 |
Наличие технических условий, выданных энергопроизводящими организациями на подключение вновь вводимых или реконструируемых электроустановок после получения заявки от потребителя в следующие сроки: 1) мощностью до 200 киловатт (далее – кВт) - в течение 5 рабочих дней; 2) мощностью от 200 до 1000 кВт - в течение 10 рабочих дней; 3) мощностью свыше 1000 кВт - в течение 15 рабочих дней. |
Значительное |
20 |
Наличие технических условий, согласованных с системным оператором при подключении пользователя электрической сети с заявленной мощностью свыше 10 мегаватт (далее – МВт) к электрической сети энергопроизводящей организации. |
Значительное |
21 |
Наличие своевременной, достоверной и полной информации, предоставленных энергопроизводящей организацией, запрашиваемой и необходимой для осуществления полномочий органа государственного контроля и надзора в области электроэнергетики. |
Грубое |
22 |
Наличие письменного предупреждения о прекращении (ограничении) поставки электрической энергии путем направления уведомления способами, указанными в акцепте договора (электронной почтой, факсом, почтовым отправлением, коротким текстовым сообщением, мультимедийным сообщением, действующими мессенджерами) в сроки не менее чем за 5 (пять) рабочих дня до прекращения поставки электрической энергии Потребителю (Потребителя, использующего электрическую энергию для бытовых нужд не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней). |
Грубое |
23 |
Соблюдение требований прекращения полностью подачи потребителю электрической энергии энергопередающим или энергопроизводящими организациями без предварительного уведомления в случаях: 1) самовольного подключения приемников электрической энергии к электрической сети энергопередающей (энергопроизводящей) организации; 2) подключения приемников электрической энергии помимо (без учета) приборов коммерческого учета электрической энергии; 3) снижения показателей качества электрической энергии по вине потребителя до значений, нарушающих функционирование электроустановок энергопередающей (энергопроизводящей) организации и других потребителей; 4) недопущения представителей энергопередающей (энергопроизводящей) организаций и органа энергетического надзора и контроля к приборам коммерческого учета электрической энергии и электроустановкам потребителя в рабочее время (на правах командированного); 5) аварийной ситуации. |
Грубое |
24 |
Наличие составленного акта в произвольной форме потребителю электроэнергии о нарушении и проведение перерасчета при следующих нарушениях: 1) самовольное подключение к сетям энергопроизводящей организации; 2) подключение приемников электроэнергии помимо прибора коммерческого учета электрической энергии (далее – ПКУ); 3) изменение схемы включения ПКУ, трансформаторов тока и напряжения; 4) искусственное торможение диска ПКУ; 5) установка приспособлений, искажающих показания ПКУ. |
Грубое |
25 |
Наличие автоматизированных систем управления обеспечивающих решение задач производственно-технологического, оперативно-диспетчерского и организационно-экономического управления энергопроизводством, а именно: 1) автоматизированных систем управления технологическим процессом; 2) автоматизированных систем диспетчерского управления; 3) автоматизированных систем управления производством. |
Значительное |
26 |
Соблюдение сроков прохождения периодической (очередной) квалификационной проверки знаний руководителями и специалистами служб безопасности и охраны труда энергопроизводящей организации не реже одного раза в три года. |
Грубое |
27 |
Соблюдение сроков прохождения периодической (очередной) квалификационной проверки знаний электротехническим и электротехнологическим персоналом, в том числе руководителями и специалистами имеющих право ведения оперативных переговоров и переключений, за исключением административно-технического персонала энергопроизводящей организации не реже одного раза в год. |
Грубое |
28 |
Соблюдение сроков предоставления в Комитет атомного и энергетического надзора и контроля Министерства Энергетики Республики Казахстан ежегодно, в срок до 1 декабря, списка руководителей, подлежащих квалификационной проверке знаний на следующий календарный год. |
Значительное |
29 |
Соблюдение сроков предоставления информации в Комитет атомного и энергетического надзора и контроля Министерства Энергетики Республики Казахстан о приеме на работу или увольнении руководителя энергопроизводящей организации в течение 15 календарных дней со дня принятия (увольнения) руководителя. |
Значительное |
30 |
Наличие приказа руководителя энергопроизводящей организации о создании комиссии для проведения квалификационной проверки |
Значительное |
31 |
Наличие списка специалистов, подлежащих квалификационной проверке знаний на следующий календарный год, составляемого энергопроизводящей организацией, ежегодно, в срок до 25 декабря. |
Значительное |
32 |
Наличие оформленного протокола квалификационной проверки знаний по итогам проведения квалификационной проверки знаний. |
Значительное |
33 |
Соблюдение форм проведения работы с оперативным и оперативно-ремонтным персоналом, с оперативными руководителями, осуществляющими управление энергоустановками: подготовка по новой должности, включающая: обучение; стажировку на рабочем месте; первичную квалификационную проверку знаний; дублирование; периодические квалификационные проверки знаний; контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки; инструктажи; повышение квалификации. |
Значительное |
34 |
Соблюдение форм проведения работы с ремонтным персоналом: подготовка по новой должности, включающая: обучение безопасным методам производства работ; стажировку на рабочем месте; первичную квалификационную проверку знаний; периодические квалификационные проверки знаний; контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки; инструктажи; повышение квалификации. |
Значительное |
35 |
Наличие годового плана работы с персоналом, разработанного и утвержденного руководителем энергопроизводящей организации. |
Значительное |
36 |
Наличие мероприятий в плане работы с персоналом по следующим направлениям: подготовка персонала (руководителей, специалистов и рабочих), в том числе прохождения обучения по оказанию первой медицинской помощи; квалификационные проверки знаний в области электроэнергетики; инструктажи; контрольные противоаварийные тренировки; повышение квалификации; организация работы технических библиотек, технических кабинетов, кабинетов по технике безопасности, полигонов, центров и пунктов тренажерной подготовки; проверка рабочих мест; проведение соревнований по профессиональному мастерству и другие коллективные формы работы с персоналом; проведение периодических медицинских осмотров персонала. |
Значительное |
37 |
Наличие типовых программ для подготовки работников по новой должности, разработанных для каждой должности и каждого рабочего места и утвержденных главным техническим руководителем энергопроизводящей организации. |
Значительное |
38 |
Соблюдение проведения первичной квалификационной проверки знаний после завершения обучения и стажировки в срок не позднее одного месяца после назначения на должность или в срок, указанный в типовой или индивидуальной программе подготовки, утвержденной техническим руководителем. |
Грубое |
39 |
Соблюдение требований по отстранению от выполнения трудовых обязанностей работника в случае отказа от прохождения квалификационной проверки знаний, а также не подтверждения группы по электробезопасности при квалификационной проверке знаний, согласно должностной инструкции. |
Грубое |
40 |
Соблюдение требований недопущения лица к выполнению должностных обязанностей по занимаемой должности в период, с момента назначения внеочередной квалификационной проверки знаний до даты подтверждения квалификации. |
Грубое |
41 |
Соблюдение требований назначения председателем центральной комиссии лица, прошедшего проверку знаний в государственном органе по государственному энергетическому надзору и контролю. |
Значительное |
42 |
Наличие центральной комиссии по квалификационные проверки энергопроизводящей организации, в составе не менее трех человек, имеющих группу допуска по электробезопасности не ниже четвертой. |
Значительное |
43 |
Наличие распорядительного документа по организации или структурному подразделению о допуске работника к самостоятельной работе. |
Незначительное |
44 |
Наличие годового перечня тем повторных инструктажей для всех должностей и специальностей, утвержденного техническим руководителем в каждом структурном подразделении. |
Значительное |
45 |
Соблюдение выдачи технических условий на подключение пользователей сети с заявленной электрической мощностью 5 МВт и более к электрической сети на основании "Схемы выдачи мощности электростанции", разработанной специализированными проектными организациями, имеющими лицензию на занятие проектной деятельностью. |
Значительное |
46 |
Соблюдение порядка отключения электрических сетей от генерирующих установок энергопередающей организацией по указанию системного оператора при следующих обстоятельствах: 1) предупреждение надвигающейся угрозы для здоровья и безопасности людей или оборудования электроустановок; 2) авария на электростанции или соединительном оборудовании; 3) невыполнение оперативным персоналом энергопроизводящей организации диспетчерских распоряжений энергопередающей организации или системного оператора; 4) ликвидация аварийных ситуаций и предотвращение ее развития; 5) обстоятельства непреодолимой силы. |
Значительное |
Приложение 2
к совместному Приказу и.о. Министра энергетики Республики Казахстан и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 января 2025 года №33-н/к, 22 января 2025 года №4
Приложение 2
к Критериям оценки степени риска в области электроэнергетики
Степень нарушений требований в области электроэнергетики в отношении энергопередающих организаций
№п/п |
Критерии |
Степень нарушения |
1 |
Наличие информации о возникших технологических нарушениях в сводной отчетности о технологических нарушениях, направленной энергопередающей организацией до седьмого числа месяца, следующего за отчетным. |
Значительное |
2 |
Наличие оперативного сообщения представленной энергопередающей организацией по телефону в течение 1 (одного) часа с момента возникновения технологического нарушения с дублированием посредством мобильных программ по обмену мгновенными сообщениями. |
Значительное |
3 |
Наличие письменного сообщения энергопередающей организацией в срок не позднее 12 (двенадцати) часов с момента возникновения технологического нарушения в соответствующий территориальный департамент органа по государственному энергетическому надзору и контролю по областям и городам Астана, Алматы, Шымкент и местный исполнительный орган и системному оператору. |
Значительное |
4 |
Наличие следующих сведений в предоставленном энергопередающей организацией оперативном и письменном сообщении о произошедшем технологическом нарушении и несчастном случае: 1) наименование энергетического предприятия, дата и время возникновения технологического нарушения, несчастного случая; 2) предполагаемые причины технологического нарушения, несчастного случая; 3) перечень отработавших защит, автоматики и блокировок; 4) перечень вышедшего из строя оборудования и оставшегося в работе; 5) последствия технологического нарушения: объем поврежденного оборудования, недоотпуск, количество отключенных потребителей, время ликвидации технологического нарушения; 6) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность передавшего информацию. |
Значительное |
5 |
Соблюдение классификации технологических нарушений по аварии: повреждение, которое привело к вынужденному простою, продолжительностью 25 суток и более, линии электропередачи напряжением 220 киловольт (далее – кВ) и выше; работа Единой электроэнергетической системы (далее – ЕЭС) и ее изолированной части (энергоузел) с частотой ниже 49 Герц (далее – Гц) более 30 минут или работа с частотой более 51 Гц более трех минут; нарушение целостности ЕЭС с разделением ее на отдельные части или нарушение работы электростанции и (или) электрической сети, вызвавшее недоотпуск электрической энергии потребителям в размере 250000 киловатт-часов (кВт.ч.) и более. |
Значительное |
6 |
Соблюдение классификации технологических нарушений по отказу I степени: повреждение, которое привело к вынужденному простою, продолжительностью от 10 до 25 суток турбины мощностью 50 МВт, генератора мощностью 60 МВт и выше, трансформатора мощностью 75 МВА и выше, реактора, выключателя, линии электропередачи напряжением 220 кВ и выше; нарушение целостности ЕЭС с разделением ее на отдельные части или нарушение работы электростанции и (или) электрической сети, вызвавшее недоотпуск электрической энергии потребителям в размере от 100000 до 250000 кВт.ч.; работа ЕЭС или ее изолированной части (энергоузел) с частотой ниже 49,0 Гц продолжительностью до 30 минут или с частотой 51 Гц в менее трех минут; повреждение несущих элементов зданий и сооружений, вынужденное отключение или ограничение работоспособности основного оборудования (независимо от мощности) электрических станций и (или) подстанций, линий электропередачи, вызвавшее недоотпуск электрической энергии потребителям от 100000 до 250000 кВт.ч. |
Грубое |
7 |
Соблюдение классификации технологических нарушений по отказу II степени: нарушения режимов энергопотребления в национальных и региональных электрических сетях ЕЭС Казахстана вызвавшие работу устройств защит в сетях 220 кВ и выше, кроме случаев работы с успешным автоматическим повторным включением (АПВ); нарушение работоспособности средств диспетчерской связи и систем телемеханики на срок более одних суток; неправильные действия защит и (или) автоматики, кроме случаев работы этих устройств на сигнал; отключение потребителей действием автоматики ограничения перетока мощности в сетях 220 кВ и выше. |
Значительное |
8 |
Соблюдение сроков проведения расследования технологических нарушений, которое начинается не позднее 3 (трех) рабочих дней, исчисляемое со следующего рабочего дня c момента возникновения технологического нарушения, и не превышает 30 календарных дней. |
Значительное |
9 |
Соблюдение сроков продления расследования технологического нарушения на срок не более 30 календарных дней. |
Значительное |
10 |
Соблюдение сроков представление в Комитет атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан до 1 декабря, ежегодного списка руководителей, подлежащих квалификационной проверке знаний на следующий календарный год. |
Значительное |
11 |
Отключение потребителей от электроснабжения продолжительностью более 24 (двадцати четырех) часов. |
Грубое |
12 |
Наличие технических условий на подключение вновь вводимых или реконструируемых электроустановок в течение 5 (пяти) рабочих дней, вместе с составленным и подписанным актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон со схемой подключения потребителя после получения заявления в произвольной форме от потребителя. |
Грубое |
13 |
Наличие раздела на собственном интернет-ресурсе, посвященному процессу подключения к сети электроснабжения и выдачи технических условий, включающего: разработку раздела, посвященного технологическому подключению к сетям электроснабжения; размещение информации о загрузке подстанций с периодичностью не менее 3 месяцев. |
Незначительное |
14 |
Наличие технических условий на подключение пользователей электрической сети с заявленной мощностью 1-5 МВт к электрической сети энергопередающей организации направленное для сведения Системному оператору. |
Значительное |
15 |
Своевременное, достоверное и полное предоставление энергопередающими организациями запрашиваемой информации, необходимой для осуществления полномочий органа государственного контроля и надзора в области электроэнергетике. |
Грубое |
16 |
Наличие письменного предупреждения о прекращении (ограничении) поставки электрической энергии путем направления уведомления способами, указанными в акцепте договора (электронной почтой, факсом, почтовым отправлением, коротким текстовым сообщением, мультимедийным сообщением, действующими мессенджерами) в сроки не менее чем за 5 (пять) рабочих дня до прекращения поставки электрической энергии потребителю (Потребителя, использующего электрическую энергию для бытовых нужд не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней). |
Грубое |
17 |
Соблюдение требования по прекращению подачи электрической энергии полностью без предварительного уведомления потребителя при самовольном подключении приемников электрической энергии к электрической сети энергопередающей (энергопроизводящей) организации. |
Грубое |
18 |
Соблюдение требования по прекращению подачи электрической энергии полностью без предварительного уведомления потребителя при подключении приемников электрической энергии помимо (без учета) приборов коммерческого учета электрической энергии. |
Грубое |
19 |
Соблюдение требования по прекращению подачи электрической энергии полностью без предварительного уведомления потребителя при снижении показателей качества электрической энергии по вине потребителя до значений, нарушающих функционирование электроустановок энергопередающей (энергопроизводящей) организации и других потребителей. |
Грубое |
20 |
Соблюдение требования по прекращению подачи электрической энергии полностью без предварительного уведомления потребителя при недопущении представителей энергопередающей (энергопроизводящей) организации и органа энергетического надзора и контроля к приборам коммерческого учета электрической энергии и электроустановкам потребителя в рабочее время (на правах командированного). |
Грубое |
21 |
Соблюдение требования по прекращению подачи электрической энергии полностью без предварительного уведомления потребителя при аварийной ситуации. |
|
22 |
Наличие предупреждения энергопередающей организации потребителя о прекращении подачи электрической энергии для проведения плановых работ по ремонту оборудования и подключению новых потребителей при отсутствии резервного питания не позднее, чем за три календарных дня до отключения. |
Грубое |
23 |
Наличие уведомление о прекращении подачи энергопередающей организации электрической энергии потребителю, для принятия неотложных мер по предупреждению или ликвидации аварий, которые повлекут за собой опасность для жизни людей, значительный экономический ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства и систем электроснабжения. |
Грубое |
24 |
Наличие согласования с энергопередающей организацией технических условий выданного потребителем субпотребителю, которые будут подключены к электрическим сетям потребителей. |
Грубое |
25 |
Наличие согласования с потребителем технических условий, выданного энергопредающей организции субпотребителю, которые будут подключены к электрическим сетям потребителей. |
Грубое |
26 |
Наличие составленного в произвольной форме акта потребителю электроэнергии о нарушении и проведение перерасчета при самовольных подключениях к сетям энергопередающей организации. |
Грубое |
27 |
Наличие составленного в произвольной форме акта потребителю электроэнергии о нарушении и проведение перерасчета при подключенииприемников электроэнергии помимо прибора коммерческого учета электрической энергии (далее – ПКУ). |
Грубое |
28 |
Наличие составленного в произвольной форме акта потребителю электроэнергии о нарушении и проведение перерасчета при изменении схемы включения ПКУ, трансформаторов тока и напряжения. |
Грубое |
29 |
Наличие составленного в произвольной форме акта потребителю электроэнергии о нарушении и проведение перерасчета при искусственном торможении диска ПКУ. |
Грубое |
30 |
Наличие составленного в произвольной форме акта потребителю электроэнергии о нарушении и проведение перерасчета при установке приспособления, искажающих показания ПКУ. |
Грубое |
31 |
Наличие периодической (очередной) квалификационной проверки знаний руководителями и специалистами служб безопасности и охраны труда энергопередающей организации не реже одного раза в три года. |
Грубое |
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Совместный Приказ и.о. Министра энергетики Республики Казахстан и Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 января 2025 года №33-н/к, 22 января 2025 года №4
"О внесении изменений и дополнений в совместный приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 26 августа 2019 года №290 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 августа 2019 года №78 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области электроэнергетики"
О документе
Номер документа: | 33-н/к |
Дата принятия: | 22.01.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 08.02.2025 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 28 января 2025 года.
Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 23 января 2025 года №35662.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 4 настоящий совместный Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 8 февраля 2025 года.