Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

от 27 декабря 2024 года №93

О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 июля 2017 года №136 "Об утверждении Правил предоставления банковских услуг и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг" и постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года №188 "Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан"

Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 июля 2017 года №136 "Об утверждении Правил предоставления банковских услуг и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №15541) следующие изменения и дополнение:

в Правилах предоставления банковских услуг и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг, утвержденных указанным постановлением:

пункты 8-4, 8-6 и 8-7 изложить в следующей редакции:

"8-4. Банк до заключения договора банковского займа посредством Интернет вносит данные об абонентском номере устройства сотовой связи клиента, направляет на указанный номер одноразовый пароль и проводит биометрическую идентификацию клиента посредством использования услуг Центра обмена идентификационными данными или с использованием биометрических данных, полученных посредством устройств банка, и представляет клиенту, помимо сведений и документов, предусмотренных подпунктом 1) пункта 7 Правил, следующую информацию по банковскому займу:

1) срок предоставления банковского займа;

2) предельную сумму и валюту банковского займа;

3) вид ставки вознаграждения: фиксированная или плавающая, порядок расчета в случае, если ставка вознаграждения является плавающей;

4) размер ставки вознаграждения в годовых процентах и ее размер в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальную стоимость) на дату обращения клиента;

5) исчерпывающий перечень и размеры комиссий, тарифов и иных расходов, связанных с получением и обслуживанием (погашением) банковского займа, в пользу банка;

6) ответственность и риски клиента в случае невыполнения обязательств по договору банковского займа;

7) ответственность залогодателя, гаранта, поручителя и иного лица, являющегося стороной договора об обеспечении займа.

Требование о проведении биометрической идентификации клиента, предусмотренное частью первой настоящего пункта, не распространяется в случае заключения посредством Интернет договора банковского займа, предусматривающего использование платежной карточки для осуществления платежей и (или) переводов денег в пределах суммы выданного банковского займа.

8-6. При биометрической идентификации клиента обеспечивается защита от использования статичного изображения или видеозаписи для подделки биометрических данных клиента.

8-7. В случае выявления банком незаконного распространения персональных данных клиента банк реализует дополнительные меры безопасности, включая, но не ограничиваясь:

1) повторную биометрическую идентификацию клиента;

2) проверку принадлежности клиенту его абонентского номера путем сверки индивидуального идентификационного номера клиента с индивидуальным идентификационным номером владельца абонентского номера в базе данных оператора мобильной связи или получения информации о принадлежности клиенту данного абонентского номера путем сверки индивидуального идентификационного номера клиента в базе номеров мобильных телефонов клиентов посредством веб-портала "электронного правительства";

3) проверочный звонок на указанный клиентом абонентский номер устройства сотовой связи клиента с информированием клиента о похищении его персональных данных и рекомендацией по установлению клиентом добровольного запрета на оформление кредитов.";

дополнить пунктом 29-1 следующего содержания:

"29-1. Обращения клиентов, поступающие через объекты информатизации банка, в том числе через мобильное приложение регистрируются в порядке, предусмотренном внутренними документами банка. Для этих целей в объектах информатизации, в том числе в мобильном приложении (при наличии) предусматривается легко идентифицируемый клиентом функционал для подачи жалобы.".

2. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года №188 "Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №19632) следующие изменения и дополнения:

в Правилах формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, утвержденных указанным постановлением:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. В Правилах используются следующие понятия:

1) риск информационной безопасности - вероятное возникновение ущерба вследствие нарушения конфиденциальности, преднамеренного нарушения целостности или доступности информационных активов банка;

2) риск информационных технологий - вероятность возникновения ущерба вследствие отказа (нарушения функционирования) информационно-коммуникационных технологий, эксплуатируемых банком;

3) центр обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества – юридическое лицо Национального Банка Республики Казахстан, которое осуществляет меры, направленные на предотвращение платежных транзакций с признаками мошенничества (далее – антифрод-центр НБРК);

4) база данных инцидентов с признаками мошенничества - база инцидентов с признаками мошенничества, которая ведется банком в электронном виде;

5) риск мошенничества – вероятность возникновения финансовых потерь и репутационных рисков вследствие мошеннических действий со стороны третьих лиц и (или) работников банка;

6) антифрод-система банка – комплекс технических и аналитических мер, направленных на предотвращение и обнаружение операций с признаками мошенничества при предоставлении банковских услуг;

7) уполномоченный коллегиальный орган банка - совет директоров, комитет при совете директоров, правление, комитет при правлении;

8) репутационный риск - вероятность возникновения потерь, неполучения запланированных доходов в результате сужения клиентской базы, снижения иных показателей развития вследствие формирования в обществе отрицательного представления о надежности банка, качестве оказываемых им услуг или характере деятельности банка в целом;

9) дроппер – лицо, предоставившее третьему лицу доступ к своему банковскому счету и (или) средству электронного платежа, а равно передавшее свои платежные инструменты в пользование третьему лицу, в том числе, за материальное вознаграждение, повлекшее их несанкционированное использование в противоправных операциях;

10) юридический риск - вероятность возникновения потерь вследствие несоблюдения банком либо контрагентом требований гражданского, налогового, банковского законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, законодательства Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле, о платежах и платежных системах, о пенсионном обеспечении, о рынке ценных бумаг, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, о кредитных бюро и формировании кредитных историй, о коллекторской деятельности, об обязательном гарантировании депозитов, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, а в отношениях с нерезидентами Республики Казахстан - законодательства страны его происхождения, а также условий заключенных договоров;

11) внутренний процесс оценки достаточности капитала - набор процессов управления существенными рисками, с учетом объема активов, характера и уровня сложности деятельности, организационной структуры, стратегических планов, риск-профиля банка, нормативной правовой базы, оценка и агрегирование таких рисков с целью определения целевого уровня достаточности капитала банка для поддержания стабильного финансового положения и платежеспособности.

Под капиталом филиала банка-нерезидента Республики Казахстан понимаются активы филиала банка-нерезидента Республики Казахстан, принимаемые в качестве резерва, рассчитанные в соответствии с требованиями постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 12 февраля 2021 года №23 "Об установлении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан (в том числе филиалов исламских банков-нерезидентов Республики Казахстан), их нормативных значений и методики расчетов, включая порядок формирования активов филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан (в том числе филиалов исламских банков-нерезидентов Республики Казахстан), принимаемых в качестве резерва, и их минимальный размер", зарегистрированного в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №22213 (далее – Постановление №23);

12) план финансирования капитала - совокупность процедур и плана действий для реагирования на критическое снижение капитала банка;

13) статистический журнал стоимости залогового обеспечения - внутренний журнал стоимостей залогового обеспечения, включающий описание и характеристику залогового обеспечения, информацию по итогам первой и наиболее актуальной оценок независимой оценки качества (дата оценки, наименование независимой оценки качества, стоимость, метод оценки), заключения залоговой службы (дата, стоимость), причины различия стоимостей, информацию по реализации (при наличии);

14) беззалоговый потребительский заем - банковский заем без условия о залоге на момент выдачи, предоставленный физическому лицу на цели, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

15) комплаенс-риск - вероятность возникновения потерь вследствие несоблюдения банком и его работниками требований гражданского, налогового, банковского законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, законодательства Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле, о платежах и платежных системах, о пенсионном обеспечении, о рынке ценных бумаг, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, о кредитных бюро и формировании кредитных историй, о коллекторской деятельности, об обязательном гарантировании депозитов, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, внутренних документов банка, регламентирующих порядок оказания банком услуг и проведения операций на финансовом рынке, а также законодательства иностранных государств, оказывающего влияние на деятельность банка;

16) корпоративное управление - система взаимоотношений между правлением банка (соответствующим исполнительным органом банка-нерезидента Республики Казахстан, филиал которого открыт на территории Республики Казахстан, руководящими работниками филиала банка-нерезидента Республики Казахстан), советом директоров (соответствующим органом управления банка-нерезидента Республики Казахстан, филиал которого открыт на территории Республики Казахстан) акционерами, руководящими работниками и аудиторами, а также взаимоотношения между уполномоченными коллегиальными органами банка.

Система корпоративного управления позволяет организовать распределение полномочий и ответственности, а также построить процесс принятия корпоративных решений;

17) кредитный риск - вероятность возникновения потерь, возникающая вследствие невыполнения заемщиком или контрагентом своих обязательств в соответствии с условиями договора банковского займа;

18) кредитоспособность - комплексная правовая и финансовая характеристика заемщика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок исполнить обязательства по договору банковского займа;

19) кредитный договор - соглашение между банком и заемщиком о предоставлении финансирования (включая условное финансирование), в результате которого у банка возникают (либо возникнут в будущем) требования к заемщику;

20) план финансирования на случай непредвиденных обстоятельств - совокупность процедур и плана действий для реагирования на снижение способности банка своевременно отвечать по своим обязательствам;

21) надзорное стресс-тестирование — это инструмент уполномоченного органа, направленный на оценку финансовой устойчивости банков к гипотетическим (стрессовым) сценариям развития событий. Банки на основании единой для всех участников надзорного стресс-тестирования методологии и сценариев проводят расчеты с использованием внутренних моделей и предоставляют в уполномоченный орган результаты стресс-тестирования. При этом банки отвечают за надлежащее качество проведенных расчетов и результаты стресс-тестирования;

22) уполномоченный орган по финансовому мониторингу - государственный орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий иные меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения;

23) подразделение-владелец защищаемой информации - подразделение банка, владелец информации, нарушение конфиденциальности, целостности или доступности которой приведет к убыткам для банка;

24) критичный информационный актив - информационный актив, определяемый в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 марта 2018 года №48 "Об утверждении Требований к обеспечению информационной безопасности банков, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, Правил и сроков предоставления информации об инцидентах информационной безопасности, включая сведения о нарушениях, сбоях в информационных системах", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №16772 (далее – Постановление №48);

25) существенный риск - риск, реализация которого приведет к ухудшению финансовой устойчивости банка;

26) конфликт интересов - ситуация, при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью должностных лиц банка (должностных лиц органа управления, исполнительного органа банка-нерезидента Республики Казахстан, филиал которого открыт на территории Республики Казахстан, руководящих работников филиала банка-нерезидента Республики Казахстан), его акционеров и (или) его работников и надлежащим исполнением ими своих должностных полномочий или имущественными и иными интересами банка и (или) его работников и (или) клиентов, которое повлечет за собой неблагоприятные последствия для банка и (или) его клиентов;

27) рыночный риск - вероятность возникновения финансовых потерь по балансовым и внебалансовым статьям, обусловленная неблагоприятными изменениями рыночной ситуации, выражающаяся в изменениях рыночных процентных ставок, курсов иностранных валют, рыночной стоимости финансовых инструментов, товаров;

28) операционный риск - вероятность возникновения потерь в результате неадекватных и недостаточных внутренних процессов, человеческих ресурсов и систем, или влияния внешних событий, за исключением стратегического риска и репутационного риска;

29) информация по устойчивому развитию (ESG (Environmental, Social, Governance (Инвайрэнмэнтл, Соушл, Гавернэнс) - информация, являющаяся нефинансовой информацией в сфере устойчивого развития, раскрываемой банком в рамках отчета по устойчивому развитию (ESG).

30) отчет по устойчивому развитию (ESG (Environmental, Social, Governance (Инвайрэнмэнтл, Соушл, Гавернэнс) - отчет и (или) годовой отчет, включающий вопросы экологии, социальной ответственности и функционирования системы управления экологическими и социальными рисками, системы корпоративного управления;

Абзацы тридцать пятый, тридцать шестой пункта 2 вводятся в действие - с 1 июля 2025 года.

31) внутренний процесс оценки достаточности ликвидности - набор процессов управления риском ликвидности, в целях поддержания банком надлежащего уровня ликвидности и внедрения надлежащей системы управления риском ликвидности в различные временные интервалы в зависимости от видов деятельности, валюты;

32) риск ликвидности - вероятность возникновения финансовых потерь в результате неспособности банка выполнить свои обязательства в установленный срок без значительных убытков;

33) процентный риск - риск возникновения финансовых расходов (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам банка;

34) политика - утвержденный советом директоров банка внутренний документ, определяющий основные количественные и качественные параметры, принципы, стандарты, обеспечивающие эффективное функционирование банка и соответствие его деятельности стратегии, риск-профилю, риск-аппетиту. В рамках политики совет директоров банка обеспечивает наличие соответствующих внутренних документов, описывающие отдельные процедуры, процессы, инструкции;

35) стратегический риск - вероятность возникновения убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегическое развитие банка и выражающихся в недостаточном учете возможных опасностей, присущих деятельности банка, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых банк достигнет преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов и организационных мер, обеспечивающих достижение стратегических целей деятельности банка;

36) стресс-тестирование - метод оценки потенциального влияния исключительных, но возможных событий на финансовое состояние банка;

37) риск - вероятность того, что ожидаемые или непредвиденные события окажут отрицательное влияние на финансовую устойчивость банка, его капитал и (или) доходы;

38) риск-профиль - совокупность видов риска и иных сведений, характеризующих степень подверженности банка рискам, присущим всем видам деятельности банка для выявления слабых сторон и определения приоритетности последующих действий в рамках системы управления рисками;

39) риск-аппетит - агрегированный (агрегированные) уровень (уровни) существенных рисков (лимиты допустимого размера риска), который (которые) банк готов принять либо намерен исключить при реализации стратегии;

40) заявление риск-аппетита - утверждаемый советом директоров банка документ, описывающий агрегированный (агрегированные) уровень (уровни) существенных рисков (лимиты допустимого размера риска), который (которые) банк готов принять либо намерен исключить при реализации стратегии. Заявление риск-аппетита содержит заявление качественного характера, а также количественного характера, включая показатели в отношении доходности, капитала, ликвидности, рисков, иных применимых показателей;

41) риск-культура - процессы, процедуры, внутренние правила банка, направленные на понимание, принятие, управление и контроль за рисками с целью минимизации их влияния на финансовое состояние банка, а также этические нормы и стандарты профессиональной деятельности всех участников организационной структуры. Риск-культура дополняет существующие утвержденные процедуры, процессы и механизмы деятельности банка и является неотъемлемым компонентом системы управления рисками;

42) обработка риска - процесс выбора и реализации мер по изменению рисков;

43) реестр рисков - структурированный перечень рисков, содержащий критерии и причины возникновения рисков, вероятность их возникновения, воздействие (ущерб), приоритет и способы обработки риска;

44) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций;

45) организационная структура - внутренний документ и (или) совокупность внутренних документов, устанавливающих количественный состав и систему органов управления, руководящих работников и структурных подразделений банка, отражающий структуру подчиненности, подотчетности;

46) участник Международного финансового центра "Астана", оказывающий услуги по управлению платформой цифровых активов- юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с действующим правом Международного финансового центра "Астана" и осуществляющее на территории Международного финансового центра "Астана" деятельность по управлению платформой цифровых активов;

47) внутренний (экономический) капитал - капитал, необходимый для покрытия существенных рисков, в том числе потенциальных, принятых банком, рассчитанный внутри банка с использованием собственных моделей;

48) система управления экологическими и социальными рисками - комплекс политик, процедур, инструментов и внутренних ресурсов для выявления и управления экологическими и социальными рисками при кредитовании заемщиков банка;

49) комплексная оценка экологических и социальных рисков (ESDD (Environmental and Social Due Diligence (Инвайрэнмэнтл энд Соушл Дью Дилиджэнс) - анализ потенциальных экологических и социальных рисков, связанных с деятельностью потенциального клиента банка, с целью убедиться, что выдача займа не несет экологические и социальные риски, которые могут представлять собой потенциальное обязательство или риск для банка.

Абзацы пятьдесят четвертый, пятьдесят пятый пункта 2 вводятся в действие - с 1 июля 2025 года.

При применении требований Правил к филиалу банка-нерезидента Республики Казахстан:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 27 декабря 2024 года №93
"О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 июля 2017 года №136 "Об утверждении Правил предоставления банковских услуг и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг" и постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года №188 "Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан"

О документе

Номер документа:93
Дата принятия: 27.12.2024
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:19.01.2025
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 8 января 2025 года.

Зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 30 декабря 2024 года №35583.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 19 января 2025 года, за исключением:

абзацев тридцать пятого, тридцать шестого, пятьдесят четвертого, пятьдесят пятого, шестьдесят третьего, шестьдесят четвертого, шестьдесят пятого, шестьдесят шестого, восемьдесят четвертого, восемьдесят девятого, сто шестого, сто седьмого, сто сорок первого, сто сорок восьмого, сто пятьдесят первого, сто шестьдесят второго, сто шестьдесят третьего, сто восемьдесят восьмого, сто восемьдесят девятого, сто девяностого, сто девяносто первого, сто девяносто второго, сто девяносто третьего, сто девяносто четвертого, сто девяносто пятого, двести третьего, двести четвертого, двести двадцать первого, двести двадцать второго, двести двадцать третьего, двести двадцать четвертого, двести двадцать пятого, двести двадцать шестого, двести двадцать седьмого, двести двадцать восьмого, двести сорок шестого, двести пятидесятого, двести пятьдесят шестого, двести пятьдесят седьмого, двести пятьдесят восьмого, двести шестидесятого, двести шестьдесят второго, двести шестьдесят третьего, двести шестьдесят четвертого, двести шестьдесят пятого, двести шестьдесят шестого, двести шестьдесят седьмого, двести шестьдесят восьмого, двести шестьдесят девятого, двести семьдесят девятого, двести восьмидесятого, двести восемьдесят первого, двести восемьдесят второго, двести девяносто четвертого, двести девяносто пятого, двести девяносто шестого, двести девяносто седьмого, двести девяносто восьмого, двести девяносто девятого, трехсотого, триста первого, триста второго, триста третьего, триста четвертого, триста семьдесят девятого, четыреста семьдесят третьего, шестьсот четырнадцатого, шестьсот сорок девятого, шестьсот пятидесятого, шестьсот пятьдесят четвертого, шестьсот пятьдесят пятого, шестьсот пятьдесят шестого, шестьсот пятьдесят седьмого, шестьсот пятьдесят восьмого, шестьсот пятьдесят девятого, шестьсот шестидесятого, шестьсот шестьдесят первого, шестьсот шестьдесят второго, шестьсот шестьдесят третьего, шестьсот шестьдесят четвертого, шестьсот шестьдесят пятого, шестьсот шестьдесят шестого, шестьсот шестьдесят седьмого, шестьсот шестьдесят восьмого, шестьсот шестьдесят девятого, шестьсот семидесятого, шестьсот семьдесят первого, шестьсот семьдесят второго, шестьсот семьдесят третьего, шестьсот семьдесят четвертого, шестьсот семьдесят пятого, шестьсот семьдесят шестого, шестьсот семьдесят седьмого, шестьсот семьдесят восьмого, шестьсот семьдесят девятого, шестьсот восьмидесятого, семьсот шестьдесят первого, семьсот шестьдесят второго, семьсот шестьдесят третьего, семьсот шестьдесят четвертого, семьсот шестьдесят пятого, семьсот шестьдесят шестого, семьсот шестьдесят седьмого, семьсот шестьдесят восьмого, семьсот шестьдесят девятого, семьсот семидесятого, семьсот семьдесят первого, семьсот семьдесят второго, семьсот семьдесят третьего, семьсот семьдесят четвертого, семьсот семьдесят пятого, семьсот семьдесят шестого, семьсот семьдесят седьмого, семьсот семьдесят восьмого и семьсот восьмидесятого пункта 2 настоящего постановления, которые вводятся в действие с 1 июля 2025 года.