Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 24 декабря 2024 года №ЗРУ-1011

О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год

Принят Законодательной палатой 3 декабря 2024 года

Одобрен Сенатом 18 декабря 2024 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с формированием и исполнением Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2025 год.

Статья 2. Использование бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета Республики Узбекистан для распорядителей бюджетных средств первого уровня

Бюджетные ассигнования, выделяемые в соответствии с настоящим Законом из республиканского бюджета Республики Узбекистан (далее — республиканский бюджет) распорядителям бюджетных средств первого уровня, используются только в течение 2025 финансового года и не переносятся на следующий финансовый год.

Распорядители бюджетных средств первого уровня вправе перераспределять свои текущие расходы, в том числе выделенные средства на реализацию государственных программ развития (далее — программы развития), из одной программы развития в другую программу развития в рамках сэкономленных средств.

Распорядители бюджетных средств первого уровня вправе направлять до 10 процентов предельных размеров бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета, на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан (далее — Кабинет Министров), подведомственным организациям, финансируемым из бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.

Министерства и ведомства до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан отчеты о результатах эффективности соответствующих программ развития, оцененные службами внутреннего аудита.

Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан по итогам каждого квартала до 10 числа следующего месяца представляет в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан сведения о средствах по гендеру, выделенных из Государственного бюджета Республики Узбекистан.

В целях поддержки финансирования социально значимых национальных и государственных программ, а также проектов по формированию производственной и непроизводственной инфраструктуры установленные размеры грантовых средств (за исключением грантовых средств, выделяемых с условиями (возможностями) самостоятельного определения размеров и отраслей правительством Республики Узбекистан), выделяемых из иностранных источников (иностранных государств, международных организаций, международных финансовых и экономических институтов, иностранных правительственных финансовых организаций) распорядителям бюджетных средств первого уровня, увеличиваются без внесения изменения в настоящий Закон.

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан осуществляет заслушивание отчетов распорядителей бюджетных средств первого уровня об использовании бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета, а также о состоянии выполнения целевых индикаторов программы развития.

Глава 2. Параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан

Статья 3. Доходы и расходы Консолидированного бюджета Республики Узбекистан

Принять к сведению сводные параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2025 год и бюджетные ориентиры на 2026-2027 годы согласно приложению №1, прогноз основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2025 год и целевые ориентиры на 2026-2027 годы, служащие основанием при их подготовке, согласно приложению №2.

Статья 4. Прогноз доходов и расходы государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан

Принять к сведению прогноз доходов государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан на 2025 год и утвердить их расходы согласно приложению №3.

Статья 5. Прогноз доходов и расходы республиканского бюджета

Принять к сведению прогноз доходов республиканского бюджета на 2025 год согласно приложению №4.

Утвердить предельные размеры бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета распорядителям бюджетных средств первого уровня, на 2025 год согласно приложению №5.

Часть средств, поступающих во внебюджетные фонды органов государственной власти и республиканских органов исполнительной власти, органов суда и прокуратуры за счет налогов, государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных штрафов и финансовых санкций, может быть перечислена в республиканский бюджет на основании решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров.

Статья 6. Прогнозы доходов и расходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента

Принять к сведению прогнозы доходов и расходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на 2025 год согласно приложению №6.

Утвердить размеры выравнивающих межбюджетных трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента, на 2025 год согласно приложению №7.

Не допускается уменьшение размеров выравнивающих межбюджетных трансфертов, предусмотренных настоящим Законом, независимо от исполнения прогноза доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.

Статья 7. Ставки отдельных платежей

Утвердить на 2025 год:

минимальные ставки арендной платы, установленные для физических и юридических лиц, сдающих имущество в аренду, согласно приложению №8 (в целях налогообложения);

предельные ставки сборов за право розничной торговли отдельными видами товаров согласно приложению №9;

ставки сборов за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств согласно приложению №10.

Ставки таможенных пошлин, применяемые при ввозе товаров на территорию Республики Узбекистан, утверждаются решением Президента Республики Узбекистан.

Статья 8. Формирование резервных фондов Кабинета Министров, республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов

Установить объем резервного фонда Кабинета Министров на 2025 год в размере 1,0 трлн сумов.

Резервные фонды республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов на 2025 год формируются в размере не менее 1,0 процента от утвержденных общих расходов (за исключением средств бюджетов районов и городов на финансирование мероприятий, формируемых на основе общественного мнения) соответствующих бюджетов. При этом в регионах, в которых внедрены механизмы государственного медицинского страхования, резервные фонды бюджетов соответствующих районов и городов формируются в размере не ниже объема предыдущего года, в котором внедрены эти механизмы, и формирование дополнительных средств осуществляется за счет уменьшения средств резервных фондов соответствующих вышестоящих бюджетов.

В случае повышения размеров межбюджетных трансфертов, выделяемых из вышестоящего бюджета при исполнении республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов, установленные размеры резервных фондов соответствующих бюджетов не пересматриваются.

В случае выделения средств из резервного фонда Кабинета Министров изменения в настоящий Закон не вносятся.

Статья 9. Обеспечение устойчивости бюджетной системы Республики Узбекистан в 2025 году

В случаях невыполнения прогноза доходов бюджетов бюджетной системы Республики Узбекистан по итогам исполнения за шесть месяцев и отсутствия достаточных оснований для их поступления до конца текущего финансового года осуществляется сокращение расходов в размере:

более 3 процентов от общих расходов республиканского бюджета — палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров;

3 и менее процентов от общих расходов республиканского бюджета — на основании решения Кабинета Министров по предложению Министерства экономики и финансов Республики Узбекистан.

Решения по сокращению расходов республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов принимаются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов.

При сокращении расходов бюджетов принимаются в расчет освоение бюджетных средств, а также принятые юридические и финансовые обязательства бюджетных организаций и получателей бюджетных средств. При этом уменьшение заработной платы и приравненных к ней платежей осуществляется в соответствии со статьей 120 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан.

Статья 10. Установление предельного объема государственного долга от имени Республики Узбекистан и под гарантию Республики Узбекистан и проектов государственно-частного партнерства

Установить на 2025 год:

предельный объем вновь подписываемых годовых соглашений по привлечению внешних заимствований от имени Республики Узбекистан (правительства Республики Узбекистан) и под гарантию Республики Узбекистан в размере 5,5 млрд долларов США, из них 3,0 млрд долларов США — на поддержку Государственного бюджета Республики Узбекистан, в том числе на финансирование дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан, 2,5 млрд долларов США — на финансирование инвестиционных проектов;

предельный чистый объем государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Республики Узбекистан, в размере 30,0 трлн сумов;

предельный размер стоимости всех новых проектов, подписываемых на основе принципов государственно-частного партнерства, по которым требуется принятие государством обязательств (покупка или оплата) и выдача государством писем-подтверждений, в размере 6,5 млрд долларов США.

Статья 11. Установление предельного размера дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан

Установить предельный размер дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2025 год в размере 3 процентов от валового внутреннего продукта.

Дополнительные расходы за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов, которые могут привести к превышению предельного размера дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан, осуществляются исключительно при наличии дополнительного источника дохода или за счет сокращения других расходов.

Глава 3. Особенности регулирования межбюджетных отношений

Статья 12. Особенности формирования доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов на 2025 год

В бюджеты районов и городов в полном объеме зачисляются следующие виды налогов:

налог на имущество физических лиц;

земельный налог с физических лиц;

налог на доходы физических лиц, уплачиваемый физическими лицами на основании декларации о годовом доходе, получаемом от сдачи имущества в аренду, а также уплачиваемый индивидуальными предпринимателями;

налог за пользование водными ресурсами;

налог за пользование недрами по нерудным строительным материалам;

налог с оборота;

налог на имущество юридических лиц, за исключением налога, выплачиваемого крупными налогоплательщиками;

земельный налог с юридических лиц, за исключением налога, выплачиваемого крупными налогоплательщиками;

поступления от сдачи в аренду государственных активов.

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента при применении видов доходов, предусмотренных в части первой настоящей статьи, могут предусмотреть отчисления в вышестоящий бюджет в случае превышения доходов от расходов бюджетов районов и городов.

В республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента в полном объеме зачисляются следующие виды налогов:

налог на имущество юридических лиц, выплачиваемый крупными налогоплательщиками;

земельный налог с юридических лиц, выплачиваемый крупными налогоплательщиками;

акцизный налог при реализации конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа;

поступления по акцизному налогу на табачную продукцию (кроме импортируемых товаров) в соответствии с долей численности населения Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в численности населения республики по состоянию на 1 июля прошлого финансового года, соответственно полученного от Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан. При этом невыполненная часть прогноза доходов возмещается в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента за счет средств республиканского бюджета, а перевыполненная часть прогноза доходов остается в распоряжении республиканского бюджета.

В республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента зачисляются налоги в следующих долях:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Глава 1. Общие положения Статья 1. Цель настоящего Закона Статья 2. Использование бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета Республики Узбекистан для распорядителей бюджетных средств первого уровня Глава 2. Параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан Статья 3. Доходы и расходы Консолидированного бюджета Республики Узбекистан Статья 4. Прогноз доходов и расходы государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан Статья 5. Прогноз доходов и расходы республиканского бюджета Статья 6. Прогнозы доходов и расходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента Статья 7. Ставки отдельных платежей Статья 8. Формирование резервных фондов Кабинета Министров, республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов Статья 9. Обеспечение устойчивости бюджетной системы Республики Узбекистан в 2025 году Статья 10. Установление предельного объема государственного долга от имени Республики Узбекистан и под гарантию Республики Узбекистан и проектов государственно-частного партнерства Статья 11. Установление предельного размера дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан Глава 3. Особенности регулирования межбюджетных отношений Статья 12. Особенности формирования доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов на 2025 год Статья 13. Особенности осуществления расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан в 2025 году Глава 4. Заключительные положения Статья 14. Ответственность за нарушение Закона Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год" Статья 15. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона Статья 16. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10

Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 2024 года №ЗРУ-1011
"О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год"

О документе

Номер документа:ЗРУ-1011
Дата принятия: 24.12.2024
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.01.2025
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 25 декабря 2024 года, №03/24/1011/1062

Примечание к документу

В соответствии со статьей 17 настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2025 года.