Утратил силу

Документ утратил силу с 13 апреля 2014 года в соответствии с пунктом 2 Решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года №Р-916/2014

РЕГЛАМЕНТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 18 сентября 1997 года №Р-58/97

(по состоянию на 7 октября 2009 года)

Настоящий Регламент регулирует порядок конституционного судопроизводства, определяет правила судебной процедуры и этикета, особенности делопроизводства, требования к работникам Секретариата Конституционного Суда и другие вопросы, относящиеся к порядку деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, с целью обеспечения реализации его задач, осуществления полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь "О Конституционном Суде Республики Беларусь".

Раздел I. Общие начало конституционного судопроизводства

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Конституционный Суд и его задачи

В соответствии со статьей 1 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь.

Конституционный Суд создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь".

Статья 2. Компетенция Конституционного Суда

В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Беларусь, статьей 5 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" Конституционный Суд в порядке конституционного судопроизводства рассматривает вопросы и дает заключения:

о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных в части первой настоящей статьи актов как в целом, так и отдельных их положений.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд согласно Закону "О Конституционном Суде Республики Беларусь" рассматривает также вопросы о (об):

1) ежегодных посланиях Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в республике;

2) толковании решений Конституционного Суда;

3) реализации предоставленного ему права вносить Президенту Республики Беларусь, палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов;

4) внесении в государственные и иные органы других предложений, вытекающих из полномочий Суда;

5) выборах заместителя Председателя Конституционного Суда;

6) ответственности должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных статьей 46 указанного Закона;

7) приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда;

8) внесении Президенту Республики Беларусь, Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь представления о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом;

9) Регламенте Конституционного Суда;

10) структуре и штатном расписании Секретариата Конституционного Суда;

11) Научно-консультационном совете при Конституционном Суде.

Конституционный Суд может также рассматривать и другие вопросы, связанные с организацией его деятельности.

Статья 3. Основные принципы деятельности Конституционного Суда

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.

Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

Рассмотрение дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.

Дела и вопросы разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 26 Закона Республики Беларусь "О Конституционном Суде Республики Беларусь".

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, других участников судебного заседания, оглашает имеющиеся в деле документы.

При рассмотрении дел и вопросов Конституционным Судом стороны пользуются равными правами.

Статья 4. Недопустимость воздействия на Конституционный Суд и его членов

Прямое либо косвенное воздействие на Конституционный Суд или его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Статья 5. Осуществление конституционного судопроизводства на началах равенства участников заседания перед законом и судом

Производство по делам в Конституционном Суде осуществляется на началах равенства сторон и их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, других участников заседания перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических убеждений, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, времени проживания в данной местности и других обстоятельств.

Статья 6. Презумпция конституционности нормативных актов

При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.

Статья 7. Обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств при рассмотрении вопросов

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами сторон. Конституционный Суд обязан, не ограничиваясь представленными материалами, объяснениями и показаниями, принимать все предусмотренные Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь" и настоящим Регламентом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, обеспечения прав сторон, других участников, надлежащего исполнения ими возложенных на них обязанностей.

Статья 8. Язык конституционного судопроизводства

Производство дел в Конституционном Суде ведется на белорусском и (или) русском языках.

Участникам заседания, не владеющим белорусским или русским языком, Конституционным Судом обеспечивается право давать объяснения, показания, заявлять ходатайства на родном языке или на другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика. Обязанность по обеспечению судебного заседания переводчиком возлагается на соответствующее структурное подразделение Секретариата Конституционного Суда.

Копии предложения о проверке нормативного акта на предмет его конституционности и приложенных к нему материалов вручаются другой стороне на языке оригинала. Судебные документы вручаются сторонам, а в случае необходимости и другим участникам судебного заседания на языке судопроизводства (белорусском или русском).

Статья 9. Исчисление сроков

Процессуальные действия совершаются в сроки, установленные статьями 27 и 33 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" или назначенные Конституционным Судом.

Процессуальные сроки, установленные указанным Законом, исчисляются годами, месяцами, неделями и днями. Исчисление процессуальных сроков начинается на следующий день после календарной даты, которой определено их начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и день последнего года установленного срока.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующий месяц и день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели установленного срока.

В случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый рабочий день, следующий за ним.

Статья 10. Обеспечение порядка и безопасности в заседании Конституционного Суда

Все участники судебного заседания и другие лица, присутствующие в зале заседания, обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду и установленным правилам судебной процедуры и этикета, беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего.

Конституционный Суд может распорядиться о мерах проверки лиц, желающих присутствовать при рассмотрении вопросов на заседании Суда, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также в установленном порядке осмотр вещей и личный досмотр.

Нарушение порядка в заседании Конституционного Суда, неподчинение распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка заседания, пренебрежение принятыми в Конституционном Суде правилами влекут установленную законом ответственность.

Раздел II. Порядок ведения дел в Конституционном Суде

Глава 2. Общие условия рассмотрения вопросов в заседании Конституционного Суда

Статья 11. Созыв заседаний Конституционного Суда

По всем вопросам, отнесенным Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь" к компетенции Конституционного Суда как коллегиального органа, по которым должно выноситься решение, Конституционным Судом назначается судебное заседание.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Раздел I. Общие начало конституционного судопроизводства Глава 1. Основные положения Статья 1. Конституционный Суд и его задачи Статья 2. Компетенция Конституционного Суда Статья 3. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Статья 4. Недопустимость воздействия на Конституционный Суд и его членов Статья 5. Осуществление конституционного судопроизводства на началах равенства участников заседания перед законом и судом Статья 6. Презумпция конституционности нормативных актов Статья 7. Обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств при рассмотрении вопросов Статья 8. Язык конституционного судопроизводства Статья 9. Исчисление сроков Статья 10. Обеспечение порядка и безопасности в заседании Конституционного Суда Раздел II. Порядок ведения дел в Конституционном Суде Глава 2. Общие условия рассмотрения вопросов в заседании Конституционного Суда Статья 11. Созыв заседаний Конституционного Суда Статья 12. Служебные совещания Статья 13. Режим работы Конституционного Суда Статья 14. Заявление судьи о самоотводе Статья 15. Разрешение вопроса о самоотводе судьи Статья 16. Состав Конституционного Суда Статья 17. Неизменность состава Конституционного Суда в судебном заседании Статья 18. Количество вопросов, выносимых на заседание Конституционного Суда Статья 19. Непосредственность, устность и непрерывность рассмотрения вопросов в заседании Конституционного Суда Статья 20. Отложение заседания Конституционного Суда Статья 21. Приостановление производства по делу Статья 22. Прекращение рассмотрения вопроса Статья 23. Повторное внесение вопросов в Конституционный Суд Статья 24. Председательствующий заседания Конституционного Суда Статья 25. Последствия неявки в заседание Конституционного Суда участников заседания Статья 26. Последствия неявки свидетелей, экспертов, специалистов в заседание Конституционного Суда Статья 27. Разрешение ходатайств сторон и их представителей в заседании Конституционного Суда Статья 28. Обязанность представления материалов, совершения иных действий по требованию Конституционного Суда Статья 29. Пределы разрешения вопросов Конституционным Судом Статья 30. Протоколирование заседаний Конституционного Суда Статья 31. Этика поведения в заседании Конституционного Суда его участников и присутствующих лиц Глава 3. Участники заседания Конституционного Суда Статья 32. Лица, принимающие участие в заседаниях Конституционного Суда Статья 33. Стороны и их представители Статья 34. Права и обязанности сторон и их представителей Статья 35. Участие в судебном заседании нескольких представителей стороны Статья 36. Свидетели Статья 37. Экспертиза. Права и обязанности эксперта Статья 38. Экспертное заключение научного учреждения Статья 39. Специалист, его права и обязанности Статья 40. Переводчик, его права и обязанности Статья 41. Обязательство свидетеля, эксперта, специалиста Статья 42. Порядок принятия обязательства Глава 4. Подготовка заседаний Конституционного суда Статья 43. Порядок внесения вопросов на рассмотрение Конституционного Суда Статья 43-1. Обращение в Конституционный Суд иных субъектов Статья 43-2. Статья 44. Полномочия Председателя Конституционного Суда по подготовке судебного заседания Статья 45. Полномочия судьи по подготовке заседания Конституционного Суда Статья 46. Полномочия Начальника Секретариата Конституционного Суда по подготовке судебных заседаний Статья 47. Формирование повестки дня очередных заседаний Конституционного Суда Статья 48. Соединение и разъединение нескольких предложений Статья 49. Рассмотрение Конституционным Судом сопутствующих вопросов Статья 50. Отзыв предложения о проверке конституционности акта Глава 5. Порядок рассмотрения вопросов в судебном заседании Статья 51. Открытие судебного заседания Статья 52. Проверка явки участников судебного заседания Статья 53. Разъяснение переводчику обязанностей Статья 54. Разъяснение участникам судебного заседания их прав и обязанностей Статья 55. Решение вопросов в связи с неявкой в судебное заседание кого-либо из его участников Статья 56. Решение вопроса о присутствии свидетелей в зале судебного заседания Статья 57. Разрешение ходатайств участников судебного заседания Статья 58. Истребование Конституционным Судом дополнительных материалов, вызов дополнительно экспертов, специалистов, свидетелей Статья 59. Выступление судьи-докладчика Статья 60. Объяснения сторон и их представителей Статья 61. Порядок заслушивания свидетелей Статья 62. Исследование документов Статья 63. Порядок заслушивания экспертов, специалистов Статья 64. Право председательствующего снять вопрос Статья 65. Выступления участников судебного заседания Статья 66. Возобновление исследования материалов дела Глава 6. Решение конституционного суда Статья 67. Порядок проведения совещания судей для вынесения решения Статья 68. Принятие решения Статья 69. Особое мнение судьи Статья 70. Виды решений Конституционного Суда Статья 71. Заключение Конституционного Суда Статья 72. Запросы и требования Конституционного Суда к государственным органам, должностным лицам Статья 73. Оформление решения Конституционного Суда Статья 74. Оглашение решения Конституционного Суда Статья 75. Вступление решения Конституционного Суда в силу Статья 76. Пересмотр решения Конституционного Суда Статья 77. Толкование решения Конституционного Суда Статья 78. Порядок исправления неточностей и явных ошибок в решении Статья 79. Порядок принятия решения об отказе в рассмотрении предложения о проверке конституционности акта Статья 80. Порядок подготовки ежегодного послания Конституционного Суда о состоянии конституционной законности в республике Статья 81. Право Конституционного Суда вносить предложения в государственные органы Статья 82. Рассмотрение вопросов о наложении штрафов Статья 83. Рассылка заключений Конституционного Суда Статья 84. Опубликование решений Конституционного Суда Статья 85. Исполнение решений Конституционного Суда Статья 86. Контроль за исполнением решений Конституционного Суда Статья 87. Последствия неисполнения решения Раздел II-1. Рассмотрение Конституционным Судом отдельных категорий дел на основании декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. №14 "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь" Глава 6-1. Общие условия рассмотрения Конституционным Судом отдельных категорий дел Статья 87-1. Рассмотрение Конституционным Судом отдельных категорий дел Статья 87-2. Осуществление обязательного предварительного контроля конституционности законов с использованием устной формы конституционного судопроизводства Статья 87-3. Осуществление конституционного контроля с использованием письменной формы конституционного судопроизводства Статья 87-4. Решение Конституционного Суда, принятое по итогам рассмотрения дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства Статья 87-5. Оформление и опубликование решения Конституционного Суда, принятого по итогам рассмотрения дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства Глава 6-2. Особенности рассмотрения Конституционным Судом отдельных категорий дел Статья 87-6. Особенности рассмотрения Конституционным Судом дел о проверке конституционности законов в порядке обязательного предварительного контроля Статья 87-7. Особенности рассмотрения Конституционным Судом дел о проверке конституционности международных договоров Статья 87-8. Особенности официального толкования Конституционным Судом декретов и указов Президента Республики Беларусь Статья 87-9. Особенности производства по делам о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства Статья 87-10. Особенности рассмотрения предложения об изложении Конституционным Судом своей позиции о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь Раздел III. Организация работы Конституционного Суда Глава 7. Основные положения об организации работы Конституционного Суда и его секретариата Статья 88. Полномочия Председателя Конституционного Суда по организации работы Суда Статья 89. Полномочия заместителя Председателя Конституционного Суда по организации работы Суда Статья 90. Полномочия судьи Конституционного Суда Статья 91. Избрание заместителя Председателя Конституционного Суда Статья 92. Право судей присутствовать на заседаниях государственных органов Статья 93. Утверждение документов, регламентирующих деятельность Секретариата Конституционного Суда и Научно-консультационного совета при Конституционном Суде Глава 8. Делопроизводство в Конституционном суде Статья 94. Прием, регистрация, прохождение и отправка корреспонденции Статья 95. Предварительное рассмотрение корреспонденции Глава 9. Организация работы секретариата Конституционного Суда Статья 96. Секретариат Конституционного Суда Статья 97. Начальник Секретариата Конституционного Суда Статья 98. Помощник судьи Конституционного Суда Глава 10. Заключительные положения Статья 99. Судебные расходы Статья 100. Определение размера расходов Статья 101. Научно-консультационный совет при Конституционном Суде, его цели и задачи Статья 102. Состав Научно-консультационного совета Статья 103. Порядок деятельности Научно-консультационного совета Статья 104. Вступление в силу Регламента Конституционного Суда и его толкование

Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь
от 18 сентября 1997 года №Р-58/97

О документе

Номер документа:Р-58/97
Дата принятия: 18/09/1997
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:18/09/1997
Органы эмитенты: Судебные органы
Утратил силу с:13/04/2014

Документ утратил силу с 13 апреля 2014 года в соответствии с пунктом 2 Решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года №Р-916/2014

Опубликование документа

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 80, 6/101 от опубликован - 30 августа 2001 г.;
Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 4.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 07/10/2009