Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 21 августа 2023 года №417

О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики "Об организационных вопросах формирования проекта доходной части государственного бюджета" от 26 августа 2015 года №604

В целях приведения в соответствие с указами Президента Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" от 5 мая 2021 года №114, "О структуре и составе Кабинета Министров Кыргызской Республики и структуре Администрации Президента Кыргызской Республики" от 12 октября 2021 года №425, а также в соответствии со статьями 13, 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики "Об организационных вопросах формирования проекта доходной части государственного бюджета" от 26 августа 2015 года №604 следующие изменения:

1) в Методике прогнозирования доходов государственного бюджета, утвержденной вышеуказанным постановлением:

- пункт 4 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

"9) принцип взаимозависимости предусматривает влияние изменений в прогнозе одного вида доходов на изменение прогнозов по другим видам доходов.";

- в пункте 13:

дополнить подпунктом 6-1 следующего содержания:

"6-1) выполнение спецификации и проверки гипотез за счет тестирования переменных и уравнений в эконометрической модели;";

в подпункте 10 слово "Правительство" в различных падежах заменить словами "Кабинет Министров" в соответствующих падежах;

- пункт 14 дополнить подпунктом 12 следующего содержания:

"12) результаты финансового программирования.";

- дополнить пунктом 20-1 следующего содержания:

"20-1. Взамен перечисленных методов или в дополнение к ним (для получения более точных результатов) может быть использована эконометрическая модель долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогнозирования доходов бюджета.

Моделирование и прогнозирование доходов государственного бюджета и методология прогнозирования доходов местного бюджета осуществляются в соответствии с пошаговыми руководствами согласно приложениям 1, 2 к настоящей Методике.";

- абзац второй пункта 32 изложить в следующей редакции:

"- площадь земель по категориям, представляемая Службой земельных ресурсов при Министерстве сельского хозяйства Кыргызской Республики и ее территориальными подразделениями;";

- дополнить приложениями 1, 2 в редакции согласно приложениям 1, 2 к настоящему постановлению;

2) в Порядке формирования доходной части государственного бюджета, утвержденном вышеуказанным постановлением:

- в пункте 23 слово "Правительства" заменить словами "Кабинета Министров";

- в приложении к вышеуказанному Порядку:

в пункте 51 слово "Правительством" заменить словами "Кабинетом Министров";

3) в Руководстве по выполнению функций администраторов ресурсов бюджета Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением, приложение 1 к вышеуказанному Руководству изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования за исключением норм, регулирующих иные неналоговые доходы, установленные законодательством Кыргызской Республики, которые вступают в силу с 1 января 2022 года.

Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики

А.Жапаров

Приложение 1

"Приложение 1

к Методике прогнозирования доходов государственного бюджета

Руководство пользователя по моделированию и прогнозированию государственных доходов (центральный уровень)

1. Общие характеристики

1.1. Техническое задание

ТЗ (результат I.b) определяет создание эконометрической модели для прогнозирования доходов (краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного) и базы данных, используемой в модели; инструкции по использованию и применению модели прогнозирования доходов (Руководство пользователя).

Эконометрические модели определяют статистическую взаимосвязь, которая, как считается, существует между различными экономическими величинами, относящимися к конкретному экономическому явлению.

Дополнительная информация о подходе к моделированию содержится в аналитическом отчете (результат I.a).

1.2. Типы полученных моделей доходов

В ТЗ также установлены два критерия моделирования доходов: (1) временной горизонт и (2) уровень прогнозирования, используемый при моделировании:

1) полученные модели проводят различие между:

- среднесрочным или долгосрочным прогнозированием с целью получения финансирования или осуществления среднесрочных инвестиционных проектов;

- долгосрочным прогнозированием (4 года и более) для крупномасштабных инвестиционных проектов или планирования;

2) Уровнем прогнозирования является:

- центральный бюджет (республиканский);

- местный бюджет;

- общий уровень (государственный)(1).

В целях соответствия вышеупомянутым критериям были разработаны две модели, как показано ниже на рисунке, на трех рабочих файлах EViews.

Рисунок.

Средне-Долгосрочный

Общий уровень

С-Д-срочный

Центральный уровень

С-Д-срочный

Местный уровень

Настоящее Руководство пользователя относится к прогнозированию доходов на центральном уровне в среднесрочной и/или долгосрочной перспективе. Остальная методология на местном уровне в среднесрочной и долгосрочной перспективе рассматривается в отдельном документе.

1.3. Налоговая структура

Предлагаемая структура включает все виды налогов, смоделированные с помощью эконометрических методов. В приведенных ниже таблицах показаны вид налога, источник информации и аббревиатуры для их идентификации в рабочем файле EViews.

Direct taxes

Вид налога

Источник Информации

Аббревиатура в EViews

Налог на прибыль

Минфин

Cit

Другие прямые налоги

Минфин

Td_mis

Итого прямые налоги

Исчисленные

Td_tot = cit + td_mis

Прямые налоги можно найти в следующей группе данных:

Рисунок.

Косвенные налоги

Type of tax

Source of information

Abbr. in EViews

Акцизы внутренние

Минфин

Exc_d

Акцизы внешние

Минфин

Exc_e_tot = exc_e + exc_eaeu

- Третьи страны

Минфин

Exc_e

- ЕАЭС

Минфин

Exc_EAEU

НДС внутренний

Минфин

VAT_d

НДС внешний

Минфин

Vat_e_tot = vat_e + vat_eaeu

- Третьи страны

Минфин

Vat_е

- ЕАЭС

Минфин

Vat_eaeu

Налог с продаж

Минфин

Sales

Таможенная пошлина

Минфин

T_im

Другие косвенные налоги

Минфин

Ti_mis

Итого косвенные налоги

Исчисленные

Ti_tot = exc_d + exc_e_tot + vat_d + vat_e_tot + sales +t_im

Группа временных рядов ti_grp охватывает все косвенные налоги, использованные в моделировании.

Рисунок.

Гранты

Объем грантов обычно зависит от подписанных двусторонних и/или многосторонних контрактов, переговоров с донорами и т.д. Традиционно они не имеют эмпирического подтверждения в исторических данных, они не моделируются эконометрически, а взяты из Министерства финансов Кыргызской Республики.

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы моделируются в разделе 3.3.

1.4. Данные

Данные получены из разных источников, в частности из Министерства финансов Кыргызской Республики, а также из национальной статистики, различных бюллетеней, доступных в Интернете, и из Среднесрочного прогноза социально-экономического развития.

Применимость методов оценки всегда следует рассматривать с учетом имеющихся данных. Ввиду короткого промежутка времени, структурных разрывов и данных с высокой частотой число возможных методов ограничено.

Для оценки модели используются годовые данные за период 2000-2021 годов. Если не указано иное, используются только реальные данные. Расчеты производились с использованием эконометрического программного обеспечения EViews. С документацией о необходимых процедурах и их практическом осуществлении можно ознакомиться в учебных материалах, прилагаемых к данному Руководству пользователя.

2. Методы оценки

Проблема оценки

Нестационарность данных представляет собой серьезную проблему оценки. Всемирные эконометрические исследования в этой области могут дать множество примеров того, что нестационарные данные, как правило, непредсказуемы и не поддаются моделированию или прогнозированию. Результаты, полученные с использованием нестационарных временных рядов, могут быть ложными, поскольку они могут указывать на взаимосвязь между двумя переменными, когда одна из них не существует. Для получения последовательных достоверных результатов нестационарные данные необходимо преобразовать в стационарные.

Тестирование на наличие единичного корня

Чтобы определить, являются ли временные ряды стационарными, рекомендуется использовать тестирование на наличие единичного корня.

При этом мы можем полагаться на результаты, полученные с помощью стандартного расширенного теста Дики-Фуллера (ADF). В целом, после выполнения теста на стационарность можно получить три вероятных результата:

1) ряды интегрируются нулевого порядка. То есть стационарны по уровню (без разности);

2) ряды интегрируются первого порядка. То есть стационарны после первой разности;

3) ряды интегрируются разных порядков. То есть, имеют комбинацию рядов I (0) и I (1).

Временной ряд может быть стационарным в разных порядках, например, сочетание уровня и стационарности при первой или второй разнице. Эта комбинация определяет метод оценки.

Если все переменные интегрированы по первой разности, необходимо провести тест на коинтеграцию (предварительное условие для установления долгосрочных связей). Существуют два варианта: (i) использование коинтеграционного теста Йохансена или (ii) Bounds tests (метод пограничных значений) - предложенный Пезараном, Шином и Смитом (2001).

На приведенной ниже Схеме 1 показаны возможные 5 результатов тестирования на единичный корень (синим цветом). Затем коричневым цветом предлагаются методы оценки, которые следует применять в зависимости от результатов тестирования на единичный корень.

Схема 1. Выбор методов оценки

  417-2023 РИС.1

Например, результат тестирования единичного корня: "Все переменные стационарны на уровне" (первый синий прямоугольник во втором ряду). Этот результат позволяет нам использовать простую регрессию (OLS) для получения долгосрочных взаимосвязей.

Второй результат заключается в том, что переменные стационарны на уровне или в первой разности. Их можно интегрировать на уровне I (0) или в первой разности I (1). При условии, что мы получим этот результат, рекомендуется использовать модель авторегрессии с распределенным лагом (ARDL).

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 21 августа 2023 года №417
"О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики "Об организационных вопросах формирования проекта доходной части государственного бюджета" от 26 августа 2015 года №604"

О документе

Номер документа:417
Дата принятия: 21.08.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:03.10.2023
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

"Эркин Тоо" от 22 сентября 2023 года №76

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования - с 3 октября 2023 года, за исключением:

- норм, регулирующих иные неналоговые доходы, установленные законодательством Кыргызской Республики, которые вступают в силу с 1 января 2022 года