Дата обновления БД:
02.01.2025
Добавлено/обновлено документов:
321 / 940
Всего документов в БД:
315449
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 5 сентября 2024 года №ПП-311
О мерах по внедрению механизмов государственного медицинского страхования
В целях повышения качества оказываемых населению медицинских услуг, последовательного продолжения реформ, реализуемых в системе здравоохранения, эффективного использования бюджетных средств, а также осуществления работ по внедрению механизмов государственного медицинского страхования в других регионах республики:
1. Установить, что оказание бесплатных медицинских услуг и предоставление лекарственных средств в рамках государственного медицинского страхования осуществляются за счет налогов, уплачиваемых в Государственный бюджет. При этом дополнительная плата за государственное медицинское страхование с населения не взимается.
2. Поэтапно внедрить механизмы государственного медицинского страхования в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте согласно приложению №1, в соответствии с которыми:
а) утверждаются гарантированные объемы медицинской помощи, покрываемые за счет средств Государственного бюджета (далее — гарантированный пакет) и включенные в этот пакет медицинские услуги и лекарственные средства предоставляются за счет средств Фонда государственного медицинского страхования (далее — Фонд);
б) для бесплатного пользования включенными в гарантированный пакет медицинскими услугами требуется прохождение соответствующих медицинских осмотров в установленные сроки, обращение к семейному врачу или медицинской бригаде (за исключением оказания экстренной и скорой медицинской помощи). При этом семейный врач в соответствии со стандартами лечения и диагностики выдает электронное направление к врачам узкого профиля, при необходимости — в больницы, на основании данного направления проводятся осмотр врачами узкого профиля и (или) госпитализация больного. При несоблюдении указанного порядка медицинские услуги оказываются на платной основе;
в) между организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь и прикрепленными к ним гражданами Республики Узбекистан, иностранными гражданами, признанными налоговыми резидентами Республики Узбекистан, а также лицами без гражданства (для несовершеннолетних — их родителями или иными законными представителями) заключается соглашение.
Соглашением на них возлагаются такие обязательства, как соблюдение здорового образа жизни, избавление от вредных привычек, повышение медицинской грамотности, исполнение предписаний врача, прохождение профилактического и скринингового осмотров в установленные сроки, на семейных врачей — ведение приема и предоставление консультаций (или направлений) населению в установленном порядке, своевременное и качественное оказание медицинских услуг в полном объеме, правильное назначение лекарственных средств;
г) лекарственные средства в рамках гарантированного пакета аптеками предоставляются больным бесплатно на основании оформленного врачом электронного рецепта, соответствующие затраты аптек покрываются за счет средств Фонда (далее — программа реимбурсации).
При этом перечень лекарственных средств, предоставляемых на основании программы реимбурсации, утверждается Министерством здравоохранения, порядок определения суммы их покрытия и осуществления платежей — Наблюдательным советом Фонда;
д) создается и запускается информационная система "Электронное здравоохранение", интегрируемая с информационными системами других государственных органов и включающая в себя процессы деятельности медицинских организаций;
е) внедряется закупка включенных в гарантированный пакет медицинских услуг через Фонд, а также на основе заключаемого между Фондом и медицинскими организациями договора осуществляется финансирование их деятельности.
При этом финансирование учреждений первичной медико-санитарной помощи, оказывающих амбулаторные медицинские услуги, осуществляется на основе подушевого финансирования в соответствии с объемом работ, установленным договором, больниц (за исключением больниц республиканского уровня) — путем оплаты не менее 15 процентов выделяемых им средств за каждый пролеченный случай;
ж) к оказанию медицинских услуг, включенных в гарантированный пакет, привлекаются государственные и негосударственные медицинские организации;
з) исходя из степени тяжести болезни при оказании медицинской помощи в районных (городских), областных и республиканских больницах утверждается и внедряется в практику перечень болезней, лечение которых осуществляется на бесплатной основе;
и) лечение льготной категории лиц осуществляется по назначению врача бесплатно за счет средств Государственного бюджета на основании направления формируемого посредством информационной системы.
3. Определить, что с 1 июля 2025 года правом на бесплатное получение плановой стационарной медицинской помощи на основании электронной очереди в медицинских учреждениях районного (городского) и территориального уровня в регионах, в которых внедрены механизмы государственного медицинского страхования, наделяются:
а) плательщики налога на доходы физических лиц или социального налога;
б) лица, которые в соответствии с Налоговым кодексом оплатили установленные размеры налогов, необходимых для исчисления трудового стажа;
в) несовершеннолетние, учащиеся и студенты образовательных организаций, беременные женщины и лица, занимающиеся уходом за ребенком в возрасте до двух лет, лица, официально зарегистрированные органами по труду в качестве безработных, получатели государственной пенсии и члены семей, признанных малообеспеченными посредством информационной системы "Единый реестр социальной защиты".
С 1 января 2027 года в системе государственного медицинского страхования лицам, которые в течение прошедшего одного года не менее 6 месяцев уплачивали налог на доходы физических лиц или социальный налог, а также указанным в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, высокотехнологичная медицинская помощь оказывается на бесплатной основе.
Министерствам и ведомствам согласно приложению №2 при направлении пациентов в больницу создать возможность предоставления в режиме онлайн сведений о лицах, указанных в настоящем пункте, с осуществлением интеграции своих электронных информационных систем с информационной системой "Электронное здравоохранение".
4. Утвердить:
План мер по внедрению механизмов государственного медицинского страхования согласно приложению №3;
Перечень медицинского оборудования для оснащения государственных медицинских учреждений города Ташкента согласно приложению №4;
Перечень информационно-коммуникационного оборудования и сетевых устройств для обеспечения государственных медицинских учреждений города Ташкента согласно приложению №4а;
Перечень медицинского оборудования для оснащения государственных медицинских учреждений Республики Каракалпакстан согласно приложениям №№5 и 5а;
Перечень информационно-коммуникационного оборудования и сетевых устройств для обеспечения государственных медицинских учреждений Республики Каракалпакстан согласно приложению №5б;
Перечень медицинского оборудования для оснащения государственных медицинских учреждений Сырдарьинской области согласно приложениям №№6 и 6а;
Перечень информационно-коммуникационного оборудования и сетевых устройств для обеспечения государственных медицинских учреждений Сырдарьинской области согласно приложению №6б;
Положение о Фонде государственного медицинского страхования согласно приложению №7.
Разрешить закупку в порядке исключения информационно-коммуникационного оборудования и сетевых устройств, приобретаемых в соответствии с настоящим пунктом, без разработки предпроектной документации и технико-экономического расчета на основании заключаемых прямых договоров с поставщиками посредством ООО "Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем "UZINFOKOM" в рамках средств, предусмотренных на данные цели.
5. Направить в 2024 году 170 млрд сумов на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 настоящего постановления, за счет следующих источников:
Государственного целевого фонда развития медицины — 71 млрд сумов (из них 21 млрд сумов — остаточные средства);
средств, дополнительно выделяемых из Государственного бюджета — 50 млрд сумов;
в рамках средств республиканского бюджета, выделенных Министерству здравоохранения — 23 млрд сумов;
из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан — 11 млрд сумов;
из местного бюджета города Ташкента — 10 млрд сумов;
из местного бюджета Сырдарьинской области — 5 млрд сумов.
Начиная с 2025 года необходимые средства, связанные с оснащением медицинских учреждений медицинским оборудованием, предусматриваются при формировании параметров Государственного бюджета.
6. Установить порядок, в соответствии с которым в рамках внедрения механизмов государственного медицинского страхования:
а) в срок до конца 2024 года в практику внедряются информационные системы "Электронная поликлиника" и "Электронная больница", формируемые на основе всех медицинских сведений по больным и обеспечивающие взаимодействие медицинских учреждений;
б) информационная система государственного медицинского страхования, предоставляющая возможность изучения соответствия оказанных медицинских услуг гарантированному пакету, осуществления платежей медицинским учреждениям в зависимости от объема выполненных работ и достигнутых ими результатов, разрабатывается и внедряется в практику Фондом;
в) руководителю медицинского учреждения предоставляется полномочие по изменению специализации подразделений и количества койко-мест в них в рамках мощности учреждения, а также по установлению численности персонала в соответствии с объемом работ в рамках выделенных средств;
г) государственным медицинским учреждениям, финансируемым через Фонд на основе закупки медицинских услуг, присваивается статус получателя бюджетных средств. При этом на них распространяется порядок взимания налогов и обязательных платежей в Государственный бюджет, установленный для бюджетных организаций;
д) утвержденные штатные нормативы медицинских учреждений имеют рекомендательный характер, начиная с 1 июля 2025 года внедряются отдельный порядок и условия оплаты труда медицинских и фармацевтических работников;
е) контроль качества оказываемой медицинской помощи и ее соответствия утвержденным стандартам и протоколам осуществляется Фондом, разработка индикаторов по оценке деятельности медицинских учреждений и установление на их основе постоянного мониторинга — Министерством здравоохранения.
7. Определить, что с 1 января 2025 года выделение из Государственного бюджета средств региональным медицинским учреждениям (за исключением средств, выделяемых на капитальные вложения, науку и научные изыскания, вакцинацию и иные целевые программы) осуществляется в соответствии с положениями, предусмотренными подпунктами "б" и "е" пункта 2 и подпунктами "в" и "г" пункта 6 настоящего постановления.
8. Министерству здравоохранения:
а) до конца 2024 года пересмотреть и принять меры по разработке гарантированного пакета в рамках средств, выделенных из Государственного бюджета на данные цели.
При этом в гарантированный пакет включаются лекарственные средства, а также лабораторные и диагностические исследования по наиболее часто встречающимся в республике заболеваниям;
б) до 1 апреля 2025 года переутвердить перечень заболеваний, по которым лечение льготной категории лиц осуществляется за счет средств Государственного бюджета, а также базовые цены для всех медицинских организаций исходя из направлений лечения.
При этом предусмотреть создание для больных возможности свободного выбора по своему усмотрению государственных или негосударственных медицинских организаций, имеющих договор с Фондом, на основании направления на право получения бесплатной медицинской помощи;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2024 года №ПП-311
"О мерах по внедрению механизмов государственного медицинского страхования"
О документе
Номер документа: | ПП-311 |
Дата принятия: | 05.09.2024 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 11.09.2024 |
Органы эмитенты: |
Президент |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 11 сентября 2024 года, №07/24/311/0700