Дата обновления БД:
02.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
38 / 110
Всего документов в БД:
133331
Изменения, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 04.04.2022 г. №153, вносятся в текст на государственном языке
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 20 ноября 2020 года №736
О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.05.2022 г. №255)
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан в целях внедрения современной цифровой формы взаимодействия с налогоплательщиками, совершенствования обмена электронными данными между налоговыми органами и банковской системой при взимании (уплате) налогов и сборов, дальнейшего совершенствования применения контрольно-кассовых машин и системы виртуальной кассы, а также установления единого порядка взимания государственных пошлин и иных сборов Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
Положение о порядке проведения налогового мониторинга согласно приложению №1;
Положение о порядке обмена электронной информацией между налоговым органом и банковской системой по операциям, связанным с банковскими счетами налогоплательщика, согласно приложению №2;
Положение о порядке учета поступлений в бюджетную систему государственной пошлины и иных сборов, взимаемых государственными органами и организациями согласно приложению №3.
2. Внести изменения и дополнения в постановление Кабинета Министров от 23 ноября 2019 года №943 "О мерах по обеспечению применения онлайн контрольно-кассовых машин и системы виртуальной кассы" согласно приложению №4.
Настоящие изменения и дополнения вступают в силу с 1 марта 2021 года.
3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров от 24 октября 2012 года №307 "Об утверждении Положения о порядке списания безнадежной налоговой задолженности".
4. Государственному налоговому комитету и Министерству финансов Республики Узбекистан:
систематически и широко освещать в средствах массовой информации суть и содержание настоящего постановления;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан по финансово-экономическим вопросам и вопросам сокращения бедности - министра экономического развития и сокращения бедности Кучкарова Д.А.
Премьер-министр Республики Узбекистан
А.Арипов
Приложение №1
к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 ноября 2020 года №736
Положение о порядке проведения налогового мониторинга
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения налоговыми органами налогового мониторинга юридических лиц (далее - налогоплательщик), доходы которых за предыдущий год по данным годовой финансовой отчетности составили не менее пяти миллиардов сумов.
2. Порядок проведения налогового мониторинга осуществляется по схеме согласно приложению №1 к настоящему Положению.
3. Участниками налогового мониторинга считаются уполномоченные должностные лица налогового органа и налогоплательщик.
Налоговый мониторинг для налогоплательщика является добровольным и проводится государственными налоговыми управлениями Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а в отношении крупных налогоплательщиков - Межрегиональной государственной налоговой инспекцией по крупным налогоплательщикам
Глава 2. Подача заявления о проведении налогового мониторинга и регламент информационного взаимодействия
4. Заявление о проведении налогового мониторинга представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который будет проводиться налоговый мониторинг, в письменной или электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика, по форме согласно приложению №2 к настоящему Положению.
5. Налоговый орган по месту учета в течение 3 дней со дня поступления заявления передает заявление о проведении налогового мониторинга и приложенные к нему документы на рассмотрение в соответствующие вышестоящие государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а по крупным налогоплательщикам - в Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам.
6. К заявлению о проведении налогового мониторинга прилагаются документы, указанные в статье 171 Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее - Налоговый кодекс).
7. Налогоплательщик, представивший заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом решения о его проведении или об отказе в его проведении может отозвать свое заявление на основании письменного или электронного заявления, направленного через персональный кабинет налогоплательщика, по форме согласно приложению №3 к настоящему Положению. В этом случае заявление о налоговом мониторинге не считается поданным.
8. Информация о юридических и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в юридическом лице, представившем заявление о проведении налогового мониторинга, и доля такого участия составляет более 25 процентов, представляется по форме согласно приложению №4 к настоящему Положению.
9. Информационное взаимодействие между налогоплательщиком, участвующим в налоговом мониторинге, и налоговым органом осуществляется на основе регламента.
10. Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия в соответствии со статьей 170 Налогового кодекса утверждаются Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан (далее - Государственный налоговый комитет).
11. Информационное взаимодействие в процессе налогового мониторинга осуществляется одним из следующих методов:
предоставление налоговому органу права удаленного доступа к системе ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика, являющегося участником налогового мониторинга;
публикация аналитической витрины данных - специального хранилища данных бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика. Аналитическая витрина данных позволяет налоговому органу самостоятельно просматривать, анализировать и запрашивать необходимую информацию в рамках налогового мониторинга, в том числе сканированные копии первичных учетных документов;
передача сведений через персональный кабинет налогоплательщика.
Глава 3. Проведение налогового мониторинга
12. До принятия решения о проведении налогового мониторинга (об отказе в проведении налогового мониторинга) налоговым органом проводится оценка полноты сведений, указанных налогоплательщиком в заявлении о проведении налогового мониторинга и прилагаемых документах (информации).
13. Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга принимается до 1 ноября года подачи заявления по формам согласно приложениям №№5 и 6 к настоящему Положению.
Решение о проведении налогового мониторинга (об отказе в проведении налогового мониторинга) может быть обжаловано налогоплательщиком в порядке, установленном главой 30 Налогового кодекса.
14. На этапе подготовки к проведению налогового мониторинга налоговым органом проводится консультационная работа, в рамках которой налогоплательщику разъясняются утвержденные законодательством требования и порядок проведения налогового мониторинга.
15. Учитывая уникальность и специфику структуры и деятельности каждого налогоплательщика, проводится первичное ознакомление должностных лиц налогового органа с информационными системами налогоплательщика с последующей разработкой плана проведения налогового мониторинга.
16. В процессе подготовки плана налоговый орган:
проводит анализ статистики ранее выявленных нарушений налогового законодательства;
составляет карту рисков отрасли;
определяет направления для проведения налогового мониторинга.
17. Процесс проведения налогового мониторинга уполномоченными должностными лицами включает в себя:
удаленное отслеживание операций и документов налогоплательщика в режиме реального времени;
анализ порядка ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам;
проверку документального подтверждения каждой операции;
контроль за правильностью формирования налоговой базы в соответствии с нормами налогового законодательства;
контроль за своевременностью, полнотой и правильностью отражения налоговых обязательств в бухгалтерской и налоговой отчетности, а также их исполнением;
контроль за обоснованностью использования налоговых льгот.
18. При проведении налогового мониторинга уполномоченным должностным лицом по каждому налогоплательщику ведется электронный рабочий журнал, в котором указываются:
наименование и идентификационный номер налогоплательщика;
основание и период проведения налогового мониторинга;
время начала и окончания налогового мониторинга;
должность, фамилия, имя, отчество уполномоченных должностных лиц, участвующих в налоговом мониторинге;
результаты анализа правильности исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов;
выявленные расхождения и ошибки;
учет требований о представлении пояснений и документов (информации) и результаты их исполнения;
учет мотивированных мнений и результаты их исполнения.
19. В случае выявления в ходе налогового мониторинга противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком и имеющимися у налогового органа, налоговый орган через персональный кабинет налогоплательщика сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, составленным по форме согласно приложению №7 к настоящему Положению.
20. Пояснения представляются налогоплательщиком в письменной или электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика в течение пяти дней, а исправления вносятся в течение десяти дней со дня получения требования.
Глава 4. Документы (информация), обеспечивающие информационное взаимодействие при проведении налогового мониторинга, порядок и сроки их представления
21. К документам (информации), представляемым в налоговый орган и обеспечивающим информационное взаимодействие относятся:
учетная политика для целей бухгалтерского учета на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг, с приложением рабочего плана счетов;
учетная политика для целей налогового учета на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг;
оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета;
регистры бухгалтерского учета, включая расширенные выписки по счетам бухгалтерского учета, с указанием наименования операции (документов), связанных с исчислением налогов и других сборов;
данные аналитических регистров налогового учета;
расшифровки показателей строк налоговых деклараций (расчетов), формируемых на основании регистров налогового учета и регистров бухгалтерского учета;
финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составляемые в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности, при наличии у налогоплательщика обязанности по их составлению;
первичные учетные документы;
иные документы (информация), связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.
22. Истребуемые документы (информация) и пояснения могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиком лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через персональный кабинет налогоплательщика.
23. Форматы документов (информации), представляемых в налоговый орган в электронной форме:
для регистров бухгалтерского учета и налогового учета: xls, xlsx, pdf;
для первичных учетных документов и иных документов: xls, xlsx, doc, docx, pdf, jpg, gif, jpeg, tif, tiff, xml.
24. Документы, в том числе и истребуемые, составленные в электронной форме по установленным форматам, подписываются электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) налогоплательщика и направляются через персональный кабинет налогоплательщика налоговому органу.
25. Истребуемый документ (информация) должен содержать реквизиты полученного требования о представлении документов (информации).
26. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных налогоплательщиком копий.
27. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством.
28. Документы (информация), обеспечивающие информационное взаимодействие, подлежат представлению в следующие сроки:
учетная политика для целей бухгалтерского учета на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг, с приложением рабочего плана счетов, учетная политика для целей налогового учета на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг, - до 1 апреля года, за который проводится налоговый мониторинг;
регистры бухгалтерского учета - в течение одного месяца со дня представления соответствующей декларации (расчета);
оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, аналитические регистры налогового учета - не позднее одного месяца со дня представления расчета по налогу на прибыль;
расшифровки показателей строк налоговых деклараций (расчетов) - в течение одного месяца со дня представления налоговой декларации (расчета);
истребуемые документы (информация) и пояснения, в том числе первичные учетные документы и иные документы (информация), документы, подтверждающие проведение соответствующих процедур внутреннего контроля и документы, содержащие результаты работы системы внутреннего контроля (при наличии системы внутреннего контроля), - в течение пяти дней со дня получения соответствующего требования.
29. В случае предоставления документов (информации) посредством доступа к информационным системам, налогоплательщик обеспечивает доступ к документам в течение всего периода проведения налогового мониторинга.
30. Срок обеспечения возможности ознакомления с подлинниками документов устанавливается в течение десяти дней со дня уведомления налогоплательщика налоговым органом.
31. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать документы, ранее представленные ему в виде заверенных копий.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 ноября 2020 года №736
"О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования"
О документе
Номер документа: | 736 |
Дата принятия: | 20.11.2020 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 21.11.2020 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 21 ноября 2020 года, №09/20/736/1529
Редакции документа
Текущая редакция принята: 12.05.2022
Вступила в силу с: 13.05.2022
Внимание! Документ предоставлен по состоянию на 12 мая 2022 года