Действует

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 11 августа 2023 года №179

Об образовании

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 29 июня 2023 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения, цели и задачи настоящего Закона

1. Настоящий Закон устанавливает основные принципы государственной политики в сфере образования, а также правовые, социально-экономические, организационные основы образовательной деятельности в Кыргызской Республике.

2. Целью настоящего Закона является гарантирование права человека на получение качественного образования, всестороннее развитие личности, признающей общечеловеческие и национальные ценности, предоставление возможности каждому быть полезным членом общества, конкурентоспособным на рынке труда через свободный выбор профессий.

3. Основными задачами настоящего Закона являются создание правовых, экономических и финансовых условий для:

1) развития системы образования и повышения качества образования в Кыргызской Республике;

2) эффективного управления, финансирования и функционирования системы образования Кыргызской Республики;

3) реализации единой государственной политики в сфере образования;

4) развития образовательной деятельности образовательных организаций независимо от форм собственности;

5) осуществления прав и обязанностей участников образовательного процесса;

6) развития международного сотрудничества в сфере образования.

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики об образовании

1. Отношения в сфере образования основываются на Конституции Кыргызской Республики, настоящем Законе и других нормативных правовых актах в сфере образования, международных договорах, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также общепризнанных принципах и нормах международного права, являющихся составной частью законодательства Кыргызской Республики.

2. Если международным договором, вступившим в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, установлены иные нормы, правила и сроки, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.

3. Если нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики, актах уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, устанавливают иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы настоящего Закона.

Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) автономия - право образовательной организации самостоятельно осуществлять образовательную, административную и финансово-экономическую деятельность, принимать управленческие решения, в том числе по вопросам управления человеческими ресурсами и активами, распоряжаться бюджетными и внебюджетными средствами для поддержания и развития образовательной и иной деятельности в соответствии с настоящим Законом и уставом образовательной организации;

2) академическая свобода - право на разработку программ обучения, самостоятельное изложение учебной дисциплины, выбор темы для научных исследований и методов их проведения, а также право обучающихся на получение знаний согласно своим способностям;

3) академическая честность - форма поведения обучающегося и педагогического работника, соответствующая этическим нормам и принципам, на которых базируется современное образование (честность, доверие, справедливость, уважение, ответственность, недопущение плагиата и исключение оценивания знаний учащихся за вознаграждение);

4) аккредитация - процедура официального признания аккредитационным агентством соответствия оказываемых образовательных услуг установленным аккредитационным агентством стандартам, процедурам и правилам не ниже требований и критериев, установленных Кабинетом Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров);

5) академический кредит - условная единица измерения объема учебной и (или) научной нагрузки обучающегося;

6) аккредитационное агентство - независимая некоммерческая организация, деятельность которой направлена на внешнюю оценку соответствия оказываемых образовательных услуг установленным аккредитационным агентством стандартам, процедурам и правилам;

7) бакалавр - уровень квалификации высшего профессионального образования, дающий право для поступления в магистратуру и осуществления профессиональной деятельности;

8) безопасная образовательная среда - среда, ориентированная на минимизацию рисков и обеспечение психологической, информационной, физической, экологической и другой безопасности участников образовательного процесса;

9) валидация - разновидность независимой сертификации, направленной на подтверждение и признание компетенций по профессии в целом или по отдельным видам ее деятельности, полученных в той или иной области, путем неформального и информального образования с выдачей документа, подтверждающего квалификацию;

10) ваучер - финансовый инструмент, позволяющий государству на основе нормативного финансирования из бюджетных средств осуществлять оплату в безналичной форме образовательных услуг образовательных организаций;

11) ваучерный механизм финансирования - метод государственного финансирования, при котором бюджетные средства, предусмотренные в республиканском бюджете, следуют за обучающимся в образовательные организации независимо от форм собственности;

12) высшее профессиональное образование - уровень образования, направленный на подготовку и переподготовку бакалавров, специалистов и магистров по соответствующим образовательным программам и стандартам;

13) гибридный метод обучения - метод обучения, при котором процесс обучения сочетает традиционный метод обучения путем непосредственного контакта педагога и обучающегося с методом онлайн-обучения;

14) государственный образовательный стандарт - общественно согласованная совокупность требований формального образования, определяющая минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням образования, определяющих цели и результаты обучения;

15) государственный образовательный грант - средства республиканского бюджета, предоставляемые обучающемуся (грантополучатель) для обучения в образовательной организации среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики, независимо от формы собственности, по специальностям, перечень которых утверждается Кабинетом Министров;

16) дистанционные образовательные технологии - технологии, используемые в образовательном процессе с применением средств информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;

17) доктор философии (PhD)/доктор по профилю - уровень квалификации послевузовского профессионального образования (базовая докторантура), дающий лицу, выполнившему соответствующую учебную программу и научно-исследовательскую работу с защитой диссертации, право на осуществления научной и другой профессиональной деятельности;

18) дополнительное образование взрослых - разновидность неформального образования, обеспечивающая удовлетворение индивидуальных потребностей лица, занятого самостоятельной профессиональной деятельностью;

19) дополнительное образование детей - разновидность неформального образования, основанная на свободном выборе и более полном удовлетворении интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении детей во время, свободное от учебы в общеобразовательных образовательных организациях;

20) дошкольное образование - уровень образования, направленный на воспитание и обучение, основной целью которого является первоначальная подготовка ребенка к жизни и школе, развитие его творческих способностей;

21) дуальное обучение - вид обучения, обеспечивающий непрерывный цикл изучения теоретического материала и освоения базовых навыков в образовательной организации, закрепления практических навыков, приобретения профессионального опыта на рабочем месте при равной ответственности образовательной организации, обучающегося и работодателя с возможностью оплаты труда обучающемуся;

22) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

23) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

24) информальное образование - обучение, протекающее вне рамок системы образования в ходе повседневной жизнедеятельности человека, связанной с его работой, жизнью в семье или проведением досуга;

25) информационная система в образовании - совокупность электронных баз данных, информационных технологий и технических средств, с помощью которых производятся сбор, хранение, обработка, анализ и распространение данных о системе образования Кыргызской Республики;

26) качество образования - комплексная характеристика системы образования, образовательной организации и индивидуальных образовательных достижений обучающегося, отражающая степень соответствия социальным и личностным ожиданиям, государственным образовательным стандартам, профессиональным стандартам и международным образовательным программам, участницей которых является Кыргызская Республика;

27) квалификация - уровень знаний, навыков и социально-личностных компетенций, характеризующих подготовленность к обучению и выполнению определенного вида профессиональной деятельности, подтверждаемых документом установленного образца;

28) квота приема - предельный объем государственного образовательного заказа, в том числе государственных образовательных грантов, выделяемых для приема в образовательные организации начального, среднего и высшего профессионального образования граждан из числа инвалидов I и II групп, лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам войны, инвалидов с детства, детей с ограниченными возможностями здоровья, сельской молодежи и лиц кыргызской национальности, не являющихся гражданами Кыргызской Республики, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

29) компетентность - интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и навыков в определенной ситуации (учебной, личностной и профессиональной);

30) компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

31) комплексная образовательная организация - образовательная организация, реализующая образовательные программы двух или более уровней образования;

32) магистр - уровень квалификации высшего профессионального образования, дающий право для поступления в аспирантуру (адъюнктуру) и (или) в базовую докторантуру (PhD/по профилю) и осуществления профессиональной деятельности;

33) многоязычное образование - процесс организации обучения, в котором используются два или более языка в качестве средства обучения;

34) национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;

35) национальная система квалификаций - совокупность механизмов, позволяющих обеспечить взаимодействие сфер образования и рынка труда, включающих в себя национальную рамку квалификаций, отраслевые/секторальные рамки квалификаций, профессиональные и государственные образовательные стандарты и процедуры их признания, системы оценивания квалификаций образовательных организаций и программ;

36) начальное профессиональное образование - уровень образования, направленный на подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного или среднего общего образования;

37) непрерывное образование - образование, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, реализующееся последовательно на жизненных этапах, на каждом из которых создаются предпосылки для перехода на новый уровень развития;

38) неформальное образование - образовательная деятельность вне рамок формального образования, основанная на многообразии и разнообразии форм обучения, способности оперативно реагировать на образовательные потребности гражданина;

39) образование - единый целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, навыков, ценностных установок и компетенций;

40) образование для устойчивого развития - образование, направленное на приобретение знаний, навыков и компетентностей обучающимся для решения и предупреждения социальных, экономических и экологических проблем на основе эффективного и ответственного использования всех имеющихся ресурсов для повышения качества жизни;

41) образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности, определяющее цели, задачи, планируемые результаты, организацию образовательного процесса конкретного уровня или специальности;

42) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

43) образовательные достижения обучающегося - результаты освоения образовательных программ обучающимся, измеряемые с помощью тестов и других оценочных процедур для определения уровня знаний, умений, навыков и компетенций в определенной области образования;

44) образовательная услуга - действия, направленные на предоставление знаний и формирование навыков с целью удовлетворения образовательных потребностей;

45) образовательный процесс - система организации обучения, воспитания и развития с целью освоения обучающимся содержания образовательных программ;

46) обучающийся - лицо, осваивающее образовательную программу на всех уровнях образования;

47) обучение на рабочем месте - система подготовки кадров, направленная на приобретение общих и профессиональных знаний и навыков обучающимся в образовательной организации с обязательным практическим обучением и закреплением профессиональных знаний и навыков, а также приобретением опыта работы в производственных подразделениях/комплексах образовательной организации и (или) на базе предприятий/организаций;

48) образовательная стратегия (стратегия развития образования) - определение основных направлений и принципов развития системы образования как целостного социального института;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера применения, цели и задачи настоящего Закона Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики об образовании Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Законе Статья 4. Право на образование Глава 2. Система образования Статья 5. Государственные гарантии права на образование Статья 6. Система образования Статья 7. Уровни образования Статья 8. Принципы государственной политики в сфере образования Глава 3. Государственная политика в сфере образования Статья 9. Государственные образовательные стандарты Статья 10. Формы образования Статья 11. Язык обучения Глава 4. Государственное управление в сфере образования Статья 12. Система государственного управления в сфере образования Статья 13. Полномочия уполномоченного государственного органа в сфере образования Статья 14. Полномочия местной государственной администрации и органов местного самоуправления в сфере образования Статья 15. Информационная система в образовании Статья 16. Безопасность образовательной среды Статья 17. Мониторинг и оценка качества формального образования Глава 5. Образовательные организации Статья 18. Образовательные организации Статья 19. Типы образовательных организаций Статья 20. Образовательные программы Статья 21. Права и обязанности образовательных организаций Статья 22. Управление образовательными организациями Глава 6. Регулирование образовательной деятельности Статья 23. Лицензирование образовательной деятельности и уведомительный порядок осуществления образовательной деятельности Статья 24. Аккредитация в сфере образования Статья 25. Документы об образовании Глава 7. Дошкольное образование Статья 26. Дошкольное образование Глава 8. Общее образование Статья 27. Начальное, основное и среднее общее образование Статья 28. Порядок организации питания в образовательных организациях Глава 9. Профессиональное образование Статья 29. Профессиональное образование Статья 30. Начальное профессиональное образование Статья 31. Среднее профессиональное образование Статья 32. Высшее профессиональное образование Статья 33. Послевузовское профессиональное образование Статья 34. Обучение на рабочем месте Глава 10. Дополнительное образование Статья 35. Дополнительное образование Глава 11. Инклюзивное образование Статья 36. Инклюзивное образование Статья 37. Образование лиц с особыми образовательными потребностями Статья 38. Образование лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации Глава 12. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 39. Права и обязанности обучающихся Статья 40. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) Статья 41. Социальная поддержка и защита обучающихся Статья 42. Охрана здоровья обучающихся Глава 13. Статус педагогического работника Статья 43. Право на занятие педагогической деятельностью. Принципы педагогической деятельности Статья 44. Права и обязанности педагогического работника Статья 45. Социальные права и гарантии педагогического работника Статья 46. Профессиональная подготовка и профессиональное развитие в сфере образования Глава 14. Финансирование и экономическая основа развития образования Статья 47. Источники финансирования Статья 48. Привлечение финансовых и иных материальных средств попечительскими советами государственных и муниципальных образовательных организаций Статья 49. Расчеты за услуги образования Статья 50. Порядок финансирования образовательных организаций Статья 51. Общественное слушание отчета о расходовании денежных средств государственными образовательными организациями Статья 52. Принципы финансирования системы образования Статья 53. Использование средств системы образования Статья 54. Государственный образовательный грант Статья 55. Тарифы на образовательные услуги Статья 56. Платная деятельность государственных и муниципальных образовательных организаций Статья 57. Инфраструктура и материально-техническая база образовательных организаций Статья 58. Учет, отчетность и аудит Статья 59. Отношения собственности в системе образования Глава 15. Международное сотрудничество в сфере образования Статья 60. Международное сотрудничество Статья 61. Оказание образовательных услуг этническим кыргызам, проживающим за пределами Кыргызской Республики, гражданам других стран и лицам без гражданства Глава 16. Заключительные положения Статья 62. Ответственность за нарушение настоящего Закона Статья 63. Вступление в силу настоящего Закона Статья 64. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Закон Кыргызской Республики от 11 августа 2023 года №179
"Об образовании"

О документе

Номер документа:179
Дата принятия: 11.08.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:18.08.2023
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Эркин Тоо" от 18 августа 2023 года №66

Примечание к документу

В соответствии с частью 1 статьи 63 настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования - с 18 августа 2023 года