Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 11 августа 2023 года №179
Об образовании
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 29 июня 2023 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера применения, цели и задачи настоящего Закона
1. Настоящий Закон устанавливает основные принципы государственной политики в сфере образования, а также правовые, социально-экономические, организационные основы образовательной деятельности в Кыргызской Республике.
2. Целью настоящего Закона является гарантирование права человека на получение качественного образования, всестороннее развитие личности, признающей общечеловеческие и национальные ценности, предоставление возможности каждому быть полезным членом общества, конкурентоспособным на рынке труда через свободный выбор профессий.
3. Основными задачами настоящего Закона являются создание правовых, экономических и финансовых условий для:
1) развития системы образования и повышения качества образования в Кыргызской Республике;
2) эффективного управления, финансирования и функционирования системы образования Кыргызской Республики;
3) реализации единой государственной политики в сфере образования;
4) развития образовательной деятельности образовательных организаций независимо от форм собственности;
5) осуществления прав и обязанностей участников образовательного процесса;
6) развития международного сотрудничества в сфере образования.
Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики об образовании
1. Отношения в сфере образования основываются на Конституции Кыргызской Республики, настоящем Законе и других нормативных правовых актах в сфере образования, международных договорах, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также общепризнанных принципах и нормах международного права, являющихся составной частью законодательства Кыргызской Республики.
2. Если международным договором, вступившим в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, установлены иные нормы, правила и сроки, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.
3. Если нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики, актах уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, устанавливают иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы настоящего Закона.
Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) автономия - право образовательной организации самостоятельно осуществлять образовательную, административную и финансово-экономическую деятельность, принимать управленческие решения, в том числе по вопросам управления человеческими ресурсами и активами, распоряжаться бюджетными и внебюджетными средствами для поддержания и развития образовательной и иной деятельности в соответствии с настоящим Законом и уставом образовательной организации;
2) академическая свобода - право на разработку программ обучения, самостоятельное изложение учебной дисциплины, выбор темы для научных исследований и методов их проведения, а также право обучающихся на получение знаний согласно своим способностям;
3) академическая честность - форма поведения обучающегося и педагогического работника, соответствующая этическим нормам и принципам, на которых базируется современное образование (честность, доверие, справедливость, уважение, ответственность, недопущение плагиата и исключение оценивания знаний учащихся за вознаграждение);
4) аккредитация - процедура официального признания аккредитационным агентством соответствия оказываемых образовательных услуг установленным аккредитационным агентством стандартам, процедурам и правилам не ниже требований и критериев, установленных Кабинетом Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров);
5) академический кредит - условная единица измерения объема учебной и (или) научной нагрузки обучающегося;
6) аккредитационное агентство - независимая некоммерческая организация, деятельность которой направлена на внешнюю оценку соответствия оказываемых образовательных услуг установленным аккредитационным агентством стандартам, процедурам и правилам;
7) бакалавр - уровень квалификации высшего профессионального образования, дающий право для поступления в магистратуру и осуществления профессиональной деятельности;
8) безопасная образовательная среда - среда, ориентированная на минимизацию рисков и обеспечение психологической, информационной, физической, экологической и другой безопасности участников образовательного процесса;
9) валидация - разновидность независимой сертификации, направленной на подтверждение и признание компетенций по профессии в целом или по отдельным видам ее деятельности, полученных в той или иной области, путем неформального и информального образования с выдачей документа, подтверждающего квалификацию;
10) ваучер - финансовый инструмент, позволяющий государству на основе нормативного финансирования из бюджетных средств осуществлять оплату в безналичной форме образовательных услуг образовательных организаций;
11) ваучерный механизм финансирования - метод государственного финансирования, при котором бюджетные средства, предусмотренные в республиканском бюджете, следуют за обучающимся в образовательные организации независимо от форм собственности;
12) высшее профессиональное образование - уровень образования, направленный на подготовку и переподготовку бакалавров, специалистов и магистров по соответствующим образовательным программам и стандартам;
13) гибридный метод обучения - метод обучения, при котором процесс обучения сочетает традиционный метод обучения путем непосредственного контакта педагога и обучающегося с методом онлайн-обучения;
14) государственный образовательный стандарт - общественно согласованная совокупность требований формального образования, определяющая минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням образования, определяющих цели и результаты обучения;
15) государственный образовательный грант - средства республиканского бюджета, предоставляемые обучающемуся (грантополучатель) для обучения в образовательной организации среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики, независимо от формы собственности, по специальностям, перечень которых утверждается Кабинетом Министров;
16) дистанционные образовательные технологии - технологии, используемые в образовательном процессе с применением средств информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;
17) доктор философии (PhD)/доктор по профилю - уровень квалификации послевузовского профессионального образования (базовая докторантура), дающий лицу, выполнившему соответствующую учебную программу и научно-исследовательскую работу с защитой диссертации, право на осуществления научной и другой профессиональной деятельности;
18) дополнительное образование взрослых - разновидность неформального образования, обеспечивающая удовлетворение индивидуальных потребностей лица, занятого самостоятельной профессиональной деятельностью;
19) дополнительное образование детей - разновидность неформального образования, основанная на свободном выборе и более полном удовлетворении интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении детей во время, свободное от учебы в общеобразовательных образовательных организациях;
20) дошкольное образование - уровень образования, направленный на воспитание и обучение, основной целью которого является первоначальная подготовка ребенка к жизни и школе, развитие его творческих способностей;
21) дуальное обучение - вид обучения, обеспечивающий непрерывный цикл изучения теоретического материала и освоения базовых навыков в образовательной организации, закрепления практических навыков, приобретения профессионального опыта на рабочем месте при равной ответственности образовательной организации, обучающегося и работодателя с возможностью оплаты труда обучающемуся;
22) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
23) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
24) информальное образование - обучение, протекающее вне рамок системы образования в ходе повседневной жизнедеятельности человека, связанной с его работой, жизнью в семье или проведением досуга;
25) информационная система в образовании - совокупность электронных баз данных, информационных технологий и технических средств, с помощью которых производятся сбор, хранение, обработка, анализ и распространение данных о системе образования Кыргызской Республики;
26) качество образования - комплексная характеристика системы образования, образовательной организации и индивидуальных образовательных достижений обучающегося, отражающая степень соответствия социальным и личностным ожиданиям, государственным образовательным стандартам, профессиональным стандартам и международным образовательным программам, участницей которых является Кыргызская Республика;
27) квалификация - уровень знаний, навыков и социально-личностных компетенций, характеризующих подготовленность к обучению и выполнению определенного вида профессиональной деятельности, подтверждаемых документом установленного образца;
28) квота приема - предельный объем государственного образовательного заказа, в том числе государственных образовательных грантов, выделяемых для приема в образовательные организации начального, среднего и высшего профессионального образования граждан из числа инвалидов I и II групп, лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам войны, инвалидов с детства, детей с ограниченными возможностями здоровья, сельской молодежи и лиц кыргызской национальности, не являющихся гражданами Кыргызской Республики, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
29) компетентность - интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и навыков в определенной ситуации (учебной, личностной и профессиональной);
30) компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;
31) комплексная образовательная организация - образовательная организация, реализующая образовательные программы двух или более уровней образования;
32) магистр - уровень квалификации высшего профессионального образования, дающий право для поступления в аспирантуру (адъюнктуру) и (или) в базовую докторантуру (PhD/по профилю) и осуществления профессиональной деятельности;
33) многоязычное образование - процесс организации обучения, в котором используются два или более языка в качестве средства обучения;
34) национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;
35) национальная система квалификаций - совокупность механизмов, позволяющих обеспечить взаимодействие сфер образования и рынка труда, включающих в себя национальную рамку квалификаций, отраслевые/секторальные рамки квалификаций, профессиональные и государственные образовательные стандарты и процедуры их признания, системы оценивания квалификаций образовательных организаций и программ;
36) начальное профессиональное образование - уровень образования, направленный на подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного или среднего общего образования;
37) непрерывное образование - образование, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, реализующееся последовательно на жизненных этапах, на каждом из которых создаются предпосылки для перехода на новый уровень развития;
38) неформальное образование - образовательная деятельность вне рамок формального образования, основанная на многообразии и разнообразии форм обучения, способности оперативно реагировать на образовательные потребности гражданина;
39) образование - единый целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, навыков, ценностных установок и компетенций;
40) образование для устойчивого развития - образование, направленное на приобретение знаний, навыков и компетентностей обучающимся для решения и предупреждения социальных, экономических и экологических проблем на основе эффективного и ответственного использования всех имеющихся ресурсов для повышения качества жизни;
41) образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности, определяющее цели, задачи, планируемые результаты, организацию образовательного процесса конкретного уровня или специальности;
42) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
43) образовательные достижения обучающегося - результаты освоения образовательных программ обучающимся, измеряемые с помощью тестов и других оценочных процедур для определения уровня знаний, умений, навыков и компетенций в определенной области образования;
44) образовательная услуга - действия, направленные на предоставление знаний и формирование навыков с целью удовлетворения образовательных потребностей;
45) образовательный процесс - система организации обучения, воспитания и развития с целью освоения обучающимся содержания образовательных программ;
46) обучающийся - лицо, осваивающее образовательную программу на всех уровнях образования;
47) обучение на рабочем месте - система подготовки кадров, направленная на приобретение общих и профессиональных знаний и навыков обучающимся в образовательной организации с обязательным практическим обучением и закреплением профессиональных знаний и навыков, а также приобретением опыта работы в производственных подразделениях/комплексах образовательной организации и (или) на базе предприятий/организаций;
48) образовательная стратегия (стратегия развития образования) - определение основных направлений и принципов развития системы образования как целостного социального института;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Закон Кыргызской Республики от 11 августа 2023 года №179
"Об образовании"
О документе
Номер документа: | 179 |
Дата принятия: | 11.08.2023 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 18.08.2023 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
"Эркин Тоо" от 18 августа 2023 года №66
Примечание к документу
В соответствии с частью 1 статьи 63 настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования - с 18 августа 2023 года
Ссылка на Конституционный Закон Кыргызской Республики О Кабинете Министров Кыргызской Республики
Ссылка на Трудовой кодекс Кыргызской Республики
Ссылка на Закон Кыргызской Республики О начальном профессиональном образовании
Ссылка на Закон Кыргызской Республики О статусе учителя
Ссылка на Закон Кыргызской Республики Об образовании
Ссылка на Закон Кыргызской Республики О дошкольном образовании