Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 28 марта 2023 года №269

Об утверждении Концепции цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы

В соответствии с пунктом 66 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы (далее – Концепция).

2. Центральным государственным органам, в том числе непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:

1) принять меры по реализации Концепции;

2) представлять информацию о ходе реализации Концепции в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года №961 "Об утверждении Концепции развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

А.Смаилов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №269

Концепция цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы

Раздел 1. Паспорт

Наименование

Концепция цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 – 2029 годы (далее – Концепция)

Основание для разработки

Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636;

пункт 1.5.5 протокола Президента Республики Казахстан от 27 октября 2021 года №21-01-7.21;

протокол Премьер-Министра Республики Казахстан от 20 февраля 2023 года №12-03/07-1230;

Система государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790

Государственный орган, ответственный за разработку Концепции

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

Государственные органы и организации, ответственные за реализацию Концепции

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, Министерство иностранных дел Республики Казахстан, Комитет национальной безопасности Республики Казахстан (по согласованию), местные исполнительные органы, некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (по согласованию), республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Центр поддержки цифрового правительства" (по согласованию), акционерное общество "Национальные информационные технологии" (по согласованию), Корпоративный фонд "Международный технопарк IT-стартапов "Astana Hub" (по согласованию), операторы связи (по согласованию), акционерное общество "Государственная техническая служба" (по согласованию), акционерное общество "Национальное агентство по развитию инноваций "QazInnovations" (по согласованию), Группа управления проектом "Стимулирование продуктивных инноваций" (по согласованию)

Сроки реализации

2023 - 2029 годы

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

Глава 1. Оценка текущего состояния отрасли

Развитие курса на цифровизацию в Казахстане было дано государственными программами по формированию и развитию "электронного правительства" и "Информационный Казахстан-2020".

Результаты Государственной программы показали положительный эффект на развитие отраслей экономики с общим экономическим эффектом в период с 2018 по 2021 годы – 1629,196 млрд тенге и привлечением 114,8 млрд тенге в инновационную экосистему.

Среди достижений на сегодняшний день: 99 % населения охвачено интернетом, более 90 % государственных услуг доступны онлайн, доля крупных и средних предприятий, использующих элементы Индустрии 4.0, составила 5 %, расширена инфокоммуникационная инфраструктура и начато внедрение технологии мобильной связи следующего поколения 5G, доля электронной коммерции выросла с 2,2 % до 5,2 % в 2020 году, созданы цифровые фермы по обработке криптовалют, продолжается работа по созданию модельных фабрик и интеллектуальных месторождений.

Индекс человеческого развития Казахстана равен 0,811 из 1 и согласно докладу Организации Объединенных Наций, за 2021-2022 годы Казахстан находится на 56 месте из 191 стран. В настоящее время уровень цифровой грамотности (базовый) в Казахстане составляет более 87,3 % (2020 год – 82,1 %).

Индекс телекоммуникационной инфраструктуры в Казахстане равен 0,75200 из 1 и свидетельствует о необходимости его дальнейшего развития.

Согласно данным Speed test Global Index, по скорости мобильного интернета Казахстан занимает 95-е место среди 141 стран, а также 96-е место среди 174 стран по скорости фиксированного широкополосного интернета.

Создан ряд элементов инновационной экосистемы: функционирует инновационный кластер "Парк инновационных технологий", Национальное агентство по развитию инноваций "QazInnovations", автономная организация образования "Назарбаев университет", запущен Международный технопарк информационно-технологических стартапов "AstanaHub".

Удельный вес организаций в экономике, осуществлявших инновации по итогам 2020 года, составил 11,5 % (в 2019 году 11,3 %). Тогда как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) этот показатель в среднем 53 %, при этом 70 % рабочих мест в частном секторе создается инновационно-активными компаниями. Несмотря на рост объема инновационной продукции по сравнению с 2019 годом в 1,5 раза, ее доля в валовом внутреннем продукте (далее – ВВП) остается на уровне 2,43 %.

При этом по итогам 2021 года доля инновационной продукции в отрасли "Информация и связь" уменьшилась c 2,67 % по итогам 2020 года до 2,62 %, инновационная активность предприятий снизилась с 17,7 % до 15 % соответственно.

По состоянию на начало 2022 года в Казахстане в IT-сфере действуют 10 989 IT-компаний.

На конец 2022 года количество информационно-технологических стартапов, поддерживаемых технопарками, инкубаторами и акселераторами, достигло 1014, а общее количество действующих информационно-технологических компаний на рынке превысило 7 тысяч.

Сумма уплаченных информационно-технологическими компаниями налогов в 2021 году составила 122 млрд тенге.

Согласно отчету Глобального индекса кибербезопасности, который оценивает уровень кибербезопасности государств, Казахстан в 2018 году поднялся сразу на 43 позиции за год, с 83-го до 40-го места и сегодня уже занимает 31 место из 195 стран. Среди стран СНГ Казахстан занял второе место после России.

Параграф 1. Цифровая трансформация

По исследованиям ООН, Казахстан занимает 28 (+1) место по индексу "Развитие электронного правительства" и 8 место по индексу "Онлайн услуги" (1208 государственных услуг (92 %) оказываются в электронном формате, из них 484 на безальтернативной и 724 на альтернативной основе).

Это стало возможным за счет построения инфраструктуры электронного правительства – ключевых баз данных и отраслевых информационных систем, шин взаимодействия и обмена данными (шлюз "электронного правительства", Smart Bridge), а также широкому спектру сервисов (портал "электронного правительства", системы "Е-License", "Smart Data Ukimet", цифровые проекты "Цифровая карта семьи" и "e-Otinish", мобильное приложение e-Gov Mobile).

Вместе с тем, анализ работы компонентов "электронного правительства" выявил следующие недостатки его функционирования, в том числе при взаимодействии с услугополучателями:

отсутствие централизованного мониторинга за процессом оказания государственной услуги на разных каналах взаимодействия с гражданами;

подача заявки на получение государственной услуги, контроль хода ее выполнения и получение результата не может осуществляться с использованием различных каналов;

процессы получения государственной услуги на различных каналах взаимодействия могут существенно отличаться друг от друга;

перечень предоставляемых государственных услуг отличается на разных каналах взаимодействия с населением;

В более широком контексте, цифровизация государственных органов зачастую проводится через призму автоматизации задач государственных органов, что несет риски потери целостности, т.е. цифровизации всего "клиентского пути".

Таким образом, несмотря на значимый прогресс в цифровизации государственных услуг, взаимодействие граждан, бизнеса и государства не всегда носит "бесшовный характер", что приводит к необходимости получения государственных услуг ради других государственных услуг или представления подтверждающих документов.

Для концептуального решения вышеуказанных проблем с 2020 года ведется работа по реинжинирингу бизнес-процессов государственных органов, с переходом от архитектуры государственного органа на единую архитектуру "электронного правительства" на основе доменов (сфер, отраслей).

При этом в самой сфере G2G также наблюдается высокий уровень бюрократии.

К примеру, в Реестре отчетов и показателей указаны более 750 отчетов, которые формируются ЦГО и МИО для межведомственного предоставления.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Концепция цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы Раздел 1. Паспорт Раздел 2. Анализ текущей ситуации Глава 1. Оценка текущего состояния отрасли Параграф 1. Цифровая трансформация Параграф 2. Управление данными Параграф 3. Развитие информационно-коммуникационных технологий Параграф 4. Кибербезопасность Раздел 3. Обзор международного опыта Глава 1. Цифровая трансформация Глава 2. Управление данными Глава 3. Развитие информационно-коммуникационных технологий Глава 4. Кибербезопасность Раздел 4. Видение реализации цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности Раздел 5. Основные принципы и подходы развития Глава 1. Принципы Глава 2. Подходы Параграф 1. Цифровая трансформация 2-параграф. Управление данными 3-параграф. Развитие информационно-коммуникационных технологий 4-параграф. Кибербезопасность Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты Приложение

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №269
"Об утверждении Концепции цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы"

О документе

Номер документа:269
Дата принятия: 28.03.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:28.03.2023
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 28 марта 2023 года.

Приложения к документу

269-23 (ПРИЛОЖЕНИЕ)