Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 10 февраля 2023 года №71

Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2023-2030 годы

В целях развития сети автомобильных дорог Кыргызской Республики и совершенствования системы управления дорожной отрасли, в соответствии со статьями 13, 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить Основные направления развития дорожной отрасли на 2023-2030 годы согласно приложению.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы" от 1 июля 2016 года №372.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление контроля исполнения решений Президента и Кабинета Министров Администрации Президента Кыргызской Республики.

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики

А.Жапаров

 

Приложение

Основные направления развития дорожной отрасли на 2023-2030 годы

Глава 1. Общая оценка текущей ситуации

По автомобильным дорогам общего пользования в Кыргызской Республике обеспечивается около 98% пассажирских и более 96% грузовых перевозок, ежегодно перевозится до 40 млн. тонн различных грузов и до 640 млн. пассажиров. Общая протяженность автомобильных дорог и улиц в Кыргызской Республике составляет около 34000 км, из них протяженность автомобильных дорог общего пользования 19000 км, которые обслуживаются структурными подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (далее - МТК), улицы и дороги городов, населенных пунктов городского типа и сел, сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий - 15190 км. Автомобильные дороги общего пользования по своему хозяйственному и административному назначению подразделяются на автомобильные дороги международного значения с общей протяженностью 4326 км, государственного значения - 5335 км и местного значения - 9149 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 7580 км, в том числе с цементобетонным - 10 км, асфальтобетонным - 5698 км и с черногравийным - 1871 км. Дорог с гравийным покрытием - 9388 км. Все еще имеются грунтовые дороги, общая длина которых составляет 1617 км.

Из-за недофинансирования дорожной отрасли, в период с момента приобретения Кыргызской Республикой суверенитета по 2005 год, техническое состояние автомобильных дорог общего пользования оставалось критическим. Стабилизация финансирования дорожной отрасли осуществлялась в течение 2005-2007 годов.

Начиная с 2006 по 2010 год бюджет на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и дорожной отрасли увеличился в 7,7 раза, что позволило улучшить состояние мостов, больших труб различных размеров, более 630 км дорог с асфальтобетонным и черногравийным покрытием и более 200 км гравийных дорог.

Период с 2010 по 2020 годы характеризуется относительной стабильностью как институциональной, так и финансовой основ, при установившихся условиях недостаточного финансирования из бюджета.

Дальнейшее стабильное функционирование дорожной отрасли во многом зависит не только от объема финансирования, но и от качества решения поставленных задач при достижении целей развития дорожной отрасли в рамках Основных направлений развития дорожной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года (далее - ОНРДО-2030).

В условиях имеющейся политики государства об удерживании инфляции в пределах 5-7%, финансирование автомобильных дорог общего пользования для его содержания, в частности за последние 5 лет, является относительно стабильным, с учетом ориентирования республиканского бюджета на социальные выплаты и привлечение внешнего финансирования на строительство дорог в пределах 35-48% от общего объема внешних инвестиций. Вместе с тем нехватка денежных средств из бюджета, как и во многих странах с "неформальной" экономикой (по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики более 23%), обусловлена неэффективным планированием работ и услуг, как следствие, неэффективным их выполнением в рамках выделенных средств, тогда как на сферу транспорта и дорог приходится наибольший удельный вес всех поступающих инвестиций.

Состояние автомобильных дорог и дорожных сооружений является одним из главных препятствий в повышении конкурентоспособности страны на внешнем рынке. Так, в соответствии с последним опубликованным Всемирным экономическим форумом отчетом о глобальной конкурентоспособности Кыргызская Республика занимает 113 место по качеству автомобильных дорог из 141 страны мира и находится на протяжении нескольких лет в двадцатке худших стран.

1. Институциональная основа

Основными подразделениями МТК, которые формируют, реализуют государственную политику и осуществляют управление транспортной дорожной сетью являются Управление автомобильных дорог МТК на центральном уровне, Департамент дорожного хозяйства при МТК, который является заказчиком по всем видам дорожных работ и несет ответственность за осуществление работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и Департамент наземного и водного транспорта при МТК в отношении контроля транспортных перевозок.

Многочисленные исследования, проведенные международными донорами, а также реформы, проводимые министерством на протяжении последних 5 лет, в реализацию ОНРДО-2016 свидетельствуют о неизменности курса в реализации задач, поставленных перед отраслью по подготовке к внедрению рыночных механизмов управления; укреплению финансовой основы финансирования дорожной отрасли; внедрению цифровых ресурсов управления для обеспечения ее наиболее эффективного развития в интересах государства и населения.

2. Состояние автомобильных дорог международного значения

Протяженность автомобильных дорог международного значения составляет 4326 км. За счет привлечения инвестиций международных доноров, таких как Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Экспортно-импортный банк Китая, Всемирный банк, Европейский союз, Евразийский банк развития, Японское агентство международного сотрудничества, Арабская координационная группа, Государственный банк Китайской Народной Республики и других, начиная с 1997 года реабилитировано 2043 км автомобильных дорог международного значения, 900 км охвачены проектами по реабилитации автодорог.

За период с 2010 по 2019 годы протяженность участков международных автомобильных дорог в хорошем состоянии увеличилась с 21% в 2010 году до 44% в 2019 году.

Таблица 1. Состояние автомобильных дорог международного значения

Годы

Реабилитировано, км

Общая протяженность, км

Состояние дорог

Хорошее

Удовлет.

Плохое

2010

152

4152

858

2152

1142

2015

661

4183

1518

2215

450

2019

900

4183

1854

1679

650

Протяженность участков автодорог, составляющих международные автотранспортные коридоры, составляет 2538 км. По сравнению с 2015 годом в 2019 году их протяженность в хорошем состоянии уменьшилась и составила 58% в 2019 году против 68% в 2015 году.

Таблица 2. Состояние международных автотранспортных коридоров

Годы

Состояние дорог

Общая протяженность, км

В том числе

Хорошее

Удовл.

Плохое

2010

2242

850

603

790

2015

2242

1518

724

0

2019

2538

1497

507

534

3. Состояние автомобильных дорог государственного и местного значений

По состоянию на 31 декабря 2019 года общая протяженность государственных и местных автомобильных дорог составила 14576 км, из них 36 км - в отличном (0,2%), 3500 - в хорошем (24%), 5830 км - в удовлетворительном (40%) и 5210 км в неудовлетворительном состоянии (36%). По сравнению с 2015 годом доля автомобильных дорог в отличном и хорошем состоянии уменьшилась с 32% до 24% в 2020 году.

Таблица 3. Состояние государственных и местных дорог

Годы

Состояние дорог

Общая длина

В том числе

Отличное

Хорошее

Удовл.

Плохое

2010

14545

42

2848

9511

2186

2015

14576

46

4600

7767

2163

2019

14576

36

3500

5830

5210

Таблица 4. Состояние автомобильных дорог по методике IRI

Значение дорог

Хорошее
IRI < 3,5

Удовлетворительное
IRI < 5,5

Плохое
IRI > 5,5

международного

59,7%

21,1%

19,0%

государственного

24,1%

27,1%

46,5%

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 февраля 2023 года №71
"Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2023-2030 годы"

О документе

Номер документа:71
Дата принятия: 10.02.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:18.03.2023
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

"Эркин Тоо" от 3 марта 2023 года №16

Официальный веб-сайт Кабинета Министров Кыргызской Республики от 24 февраля 2023 года

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования - с 18 марта 2023 года.