Дата обновления БД:
22.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
315 / 1150
Всего документов в БД:
137493
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 10 февраля 2023 года №71
Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2023-2030 годы
В целях развития сети автомобильных дорог Кыргызской Республики и совершенствования системы управления дорожной отрасли, в соответствии со статьями 13, 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить Основные направления развития дорожной отрасли на 2023-2030 годы согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы" от 1 июля 2016 года №372.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление контроля исполнения решений Президента и Кабинета Министров Администрации Президента Кыргызской Республики.
4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики
А.Жапаров
Приложение
Основные направления развития дорожной отрасли на 2023-2030 годы
Глава 1. Общая оценка текущей ситуации
По автомобильным дорогам общего пользования в Кыргызской Республике обеспечивается около 98% пассажирских и более 96% грузовых перевозок, ежегодно перевозится до 40 млн. тонн различных грузов и до 640 млн. пассажиров. Общая протяженность автомобильных дорог и улиц в Кыргызской Республике составляет около 34000 км, из них протяженность автомобильных дорог общего пользования 19000 км, которые обслуживаются структурными подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (далее - МТК), улицы и дороги городов, населенных пунктов городского типа и сел, сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий - 15190 км. Автомобильные дороги общего пользования по своему хозяйственному и административному назначению подразделяются на автомобильные дороги международного значения с общей протяженностью 4326 км, государственного значения - 5335 км и местного значения - 9149 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 7580 км, в том числе с цементобетонным - 10 км, асфальтобетонным - 5698 км и с черногравийным - 1871 км. Дорог с гравийным покрытием - 9388 км. Все еще имеются грунтовые дороги, общая длина которых составляет 1617 км.
Из-за недофинансирования дорожной отрасли, в период с момента приобретения Кыргызской Республикой суверенитета по 2005 год, техническое состояние автомобильных дорог общего пользования оставалось критическим. Стабилизация финансирования дорожной отрасли осуществлялась в течение 2005-2007 годов.
Начиная с 2006 по 2010 год бюджет на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и дорожной отрасли увеличился в 7,7 раза, что позволило улучшить состояние мостов, больших труб различных размеров, более 630 км дорог с асфальтобетонным и черногравийным покрытием и более 200 км гравийных дорог.
Период с 2010 по 2020 годы характеризуется относительной стабильностью как институциональной, так и финансовой основ, при установившихся условиях недостаточного финансирования из бюджета.
Дальнейшее стабильное функционирование дорожной отрасли во многом зависит не только от объема финансирования, но и от качества решения поставленных задач при достижении целей развития дорожной отрасли в рамках Основных направлений развития дорожной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года (далее - ОНРДО-2030).
В условиях имеющейся политики государства об удерживании инфляции в пределах 5-7%, финансирование автомобильных дорог общего пользования для его содержания, в частности за последние 5 лет, является относительно стабильным, с учетом ориентирования республиканского бюджета на социальные выплаты и привлечение внешнего финансирования на строительство дорог в пределах 35-48% от общего объема внешних инвестиций. Вместе с тем нехватка денежных средств из бюджета, как и во многих странах с "неформальной" экономикой (по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики более 23%), обусловлена неэффективным планированием работ и услуг, как следствие, неэффективным их выполнением в рамках выделенных средств, тогда как на сферу транспорта и дорог приходится наибольший удельный вес всех поступающих инвестиций.
Состояние автомобильных дорог и дорожных сооружений является одним из главных препятствий в повышении конкурентоспособности страны на внешнем рынке. Так, в соответствии с последним опубликованным Всемирным экономическим форумом отчетом о глобальной конкурентоспособности Кыргызская Республика занимает 113 место по качеству автомобильных дорог из 141 страны мира и находится на протяжении нескольких лет в двадцатке худших стран.
1. Институциональная основа
Основными подразделениями МТК, которые формируют, реализуют государственную политику и осуществляют управление транспортной дорожной сетью являются Управление автомобильных дорог МТК на центральном уровне, Департамент дорожного хозяйства при МТК, который является заказчиком по всем видам дорожных работ и несет ответственность за осуществление работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и Департамент наземного и водного транспорта при МТК в отношении контроля транспортных перевозок.
Многочисленные исследования, проведенные международными донорами, а также реформы, проводимые министерством на протяжении последних 5 лет, в реализацию ОНРДО-2016 свидетельствуют о неизменности курса в реализации задач, поставленных перед отраслью по подготовке к внедрению рыночных механизмов управления; укреплению финансовой основы финансирования дорожной отрасли; внедрению цифровых ресурсов управления для обеспечения ее наиболее эффективного развития в интересах государства и населения.
2. Состояние автомобильных дорог международного значения
Протяженность автомобильных дорог международного значения составляет 4326 км. За счет привлечения инвестиций международных доноров, таких как Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Экспортно-импортный банк Китая, Всемирный банк, Европейский союз, Евразийский банк развития, Японское агентство международного сотрудничества, Арабская координационная группа, Государственный банк Китайской Народной Республики и других, начиная с 1997 года реабилитировано 2043 км автомобильных дорог международного значения, 900 км охвачены проектами по реабилитации автодорог.
За период с 2010 по 2019 годы протяженность участков международных автомобильных дорог в хорошем состоянии увеличилась с 21% в 2010 году до 44% в 2019 году.
Таблица 1. Состояние автомобильных дорог международного значения
Годы |
Реабилитировано, км |
Общая протяженность, км |
Состояние дорог | ||
Хорошее |
Удовлет. |
Плохое | |||
2010 |
152 |
4152 |
858 |
2152 |
1142 |
2015 |
661 |
4183 |
1518 |
2215 |
450 |
2019 |
900 |
4183 |
1854 |
1679 |
650 |
Протяженность участков автодорог, составляющих международные автотранспортные коридоры, составляет 2538 км. По сравнению с 2015 годом в 2019 году их протяженность в хорошем состоянии уменьшилась и составила 58% в 2019 году против 68% в 2015 году.
Таблица 2. Состояние международных автотранспортных коридоров
Годы |
Состояние дорог | |||
Общая протяженность, км |
В том числе | |||
Хорошее |
Удовл. |
Плохое | ||
2010 |
2242 |
850 |
603 |
790 |
2015 |
2242 |
1518 |
724 |
0 |
2019 |
2538 |
1497 |
507 |
534 |
3. Состояние автомобильных дорог государственного и местного значений
По состоянию на 31 декабря 2019 года общая протяженность государственных и местных автомобильных дорог составила 14576 км, из них 36 км - в отличном (0,2%), 3500 - в хорошем (24%), 5830 км - в удовлетворительном (40%) и 5210 км в неудовлетворительном состоянии (36%). По сравнению с 2015 годом доля автомобильных дорог в отличном и хорошем состоянии уменьшилась с 32% до 24% в 2020 году.
Таблица 3. Состояние государственных и местных дорог
Годы |
Состояние дорог | ||||
Общая длина |
В том числе | ||||
Отличное |
Хорошее |
Удовл. |
Плохое | ||
2010 |
14545 |
42 |
2848 |
9511 |
2186 |
2015 |
14576 |
46 |
4600 |
7767 |
2163 |
2019 |
14576 |
36 |
3500 |
5830 |
5210 |
Таблица 4. Состояние автомобильных дорог по методике IRI
Значение дорог |
Хорошее |
Удовлетворительное |
Плохое |
международного |
59,7% |
21,1% |
19,0% |
государственного |
24,1% |
27,1% |
46,5% |
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 февраля 2023 года №71
"Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2023-2030 годы"
О документе
Номер документа: | 71 |
Дата принятия: | 10.02.2023 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 18.03.2023 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
"Эркин Тоо" от 3 марта 2023 года №16
Официальный веб-сайт Кабинета Министров Кыргызской Республики от 24 февраля 2023 года
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования - с 18 марта 2023 года.