Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 декабря 2022 года №1116

Об утверждении Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года

В соответствии с пунктом 66 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года (далее – Концепция).

2. Центральным государственным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:

1) принять меры по реализации Концепции;

2) представлять информацию о ходе реализации Концепции в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года №1055 "Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития "Нурлы жол" на 2020 – 2025 годы".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

А.Смаилов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года №1116

Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года

Раздел 1. Паспорт (основные параметры)

Наименование

Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года

Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 14 сентября 2020 года №413 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий";

Указ Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года №521 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636 "Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан";

Указ Президента Республики Казахстан от 21 февраля 2022 года №823 "Об утверждении Плана территориального развития Республики Казахстан до 2025 года";

протокольное поручение Президента Республики Казахстан от 5 июля 2022 года №22-01-7.12 дсп;

постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан";

Указ Президента Республики Казахстан от 26 ноября 2022 года №2 "О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан "Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда"

Государственный орган, ответственный за разработку Концепции

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

Государственные органы, ответственные за реализацию программного документа

Центральные и местные исполнительные органы, субъекты квазигосударственного сектора

Сроки реализации

2023 – 2030 годы

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

2.1. Оценка текущего состояния отрасли

В целях развития транспортной отрасли страны в разные годы приняты и реализованы государственные программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы, инфраструктурного развития "Нурлы жол", национальный проект "Сильные регионы – драйвер развития страны".

В рамках данных программных документов были созданы условия для повышения конкурентоспособности и развития национальных перевозчиков грузов и пассажиров.

Развитие отечественного железнодорожного машиностроения было обеспечено за счет открытия ряда новых крупных отраслевых промышленных предприятий.

Реализованы крупные инфраструктурные проекты, включая строительство и реконструкцию порядка 13 тыс. км автодорог республиканского значения и 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий. Реализованы меры по модернизации инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

В сфере морского транспорта построены новые сухогрузные терминалы в порту Актау мощностью 3 млн тонн, что позволило увеличить объем перевалки грузов до 20,7 млн тонн.

В целях развития мультимодальных перевозок построен многофункциональный паромный комплекс в порту Курык мощностью 6 млн тонн. В результате пропускная способность морских портов Казахстана увеличена до 27 млн тонн.

Завершено строительство Сухого порта и прилегающей инфраструктуры на базе СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота".

Развитие и внедрение новых технологий организации контейнерных перевозок по основным международным коридорам позволили довести среднюю скорость движения контейнерных поездов до 1108 км в сутки.

В аэропортах Казахстана проведены работы по модернизации объектов наземной инфраструктуры, расширены возможности для принятия современных воздушных судов. Завершено строительство нового пассажирского терминала аэропорта города Астаны и проведена реконструкция одной из взлетно-посадочных полос аэропорта Алматы.

В целом за последние 15 лет в развитие транспортно-логистического комплекса и транзитного потенциала Казахстана инвестировано свыше 10 трлн тенге, что позволило ускорить интеграцию казахстанской инфраструктуры в глобальные транспортно-логистические потоки и сформировать новые конкурентоспособные транзитные коридоры, обеспечивающие низкую стоимость и высокую скорость доставки грузов. В рамках реализованных программ в отрасли создано порядка 600 тыс. рабочих мест.

В 2015-2021 годы среднегодовой рост транзитных перевозок всеми видами транспорта составил 14,8%, в том числе с ежегодным приростом на уровне 13,4% за последние 3 года.

По итогам 2021 года всеми видами транспорта в стране перевезено 3 731 млн. тонн грузов, где наибольший объем приходится на автомобильный (89%) и железнодорожный (11%) транспорт. Совокупный грузооборот составил 608 млссот-км, в котором доля железнодорожного и автомобильного транспорта составила более 75%. Количество перевезенных в 2021 году пассажиров составило 7,6 млрд. чел., из которых 99,7% было перевезено автомобильным транспортом.

Доходы транспортного сектора (за исключением трубопроводного транспорта) в 2021 году составили порядка 3,2 трлн тенге, что на 23% выше показателя 2020 года (2,6 трлн. тенге).

В первом полугодии 2022 года доля транспортного сектора в ВВП составила 6,2%, что ниже уровня 2018-2019 гг. (7-8% от ВВП). Главной причиной снижения стали последствия пандемии.

За январь-октябрь 2022 года инвестиции в сферу транспорта и складирования составили 1,1 трлн тенге, что на 11,6% выше показателей за аналогичный период 2021 года (978 млрд. тенге).

В первом полугодии 2022 года численность работников, занятых на транспорте и складировании, составила 616 тысяч человек (7,1% от всей численности занятого населения).

2.2. Автодорожная инфраструктура и автоперевозки

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования на начало 2022 года составила 96 тыс. км, из которых 24,9 тыс. км – республиканская сеть и 71 тыс. км – автомобильные дороги областного и районного значения, в том числе 8,6 тыс. км (34%) – автодороги I и II технических категорий.

Порядка 22,5 тыс. км или 90% от общей протяженности автодорог республиканского значения соответствует утвержденным нормативным требованиям. При этом 52% (12, 8 тыс. км) автодорог республиканского значения находится в хорошем состоянии, 38% (9,6 тыс. км) – в удовлетворительном и 10% (2,6 тыс. км) – в неудовлетворительном состоянии.

В период с 2015 по 2019 год наблюдался стабильный прирост показателей деятельности автотранспорта. Объем перевозок грузов вырос с 1,7 до 3,6 млрд. тонн, грузооборот увеличился почти втрое и достиг показателя в 173,5 млрд. т-км. Количество перевезенных пассажиров также увеличилось более чем вдвое – с 11,1 до 23,8 млрд. Показатель пассажирооборота за указанный период также вырос более чем в 2,5 раза до 260,6 млрд. п-км.

Из-за негативного влияния карантинных ограничений в 2020 году по объемам экспортно-импортных и транзитных перевозок автотранспортом наблюдалось существенное снижение на 26% по сравнению с 2019 годом с возвратом к положительной динамике в 2021 году.

На долю автотранспорта приходится более 80% объемов перевезенных грузов и более 25% грузооборота (за исключением трубопроводного).

Доля пассажирских перевозок автотранспортом составляет более 99,7% и порядка 74% от общего пассажирооборота всеми видами транспорта. Количество пассажиров, перевезенных предприятиями с государственной формой собственности, составляет менее 0,001% от общего объема перевозок, что свидетельствует о достаточно высокой степени либерализованности рынка автотранспортных услуг.

С 2015 по 2021 гг. среднегодовой прирост транзитных перевозок автомобильным транспортом составил 17,5%. В последние три года динамика увеличилась, обеспечив ежегодный прирост в 20,2%. Основные транзитные грузы представлены продукцией растительного происхождения (21%), машинами и механизмами (16%), текстильной продукцией (16%), товарами народного потребления (11%), изделиями из черных и цветных металлов (9%). По каждой из данных категорий в течение 2015-2021 гг. наблюдался прирост объемов на уровне от 13% до 33%.

Карантинные ограничения 2020-2021 гг. привели к снижению деловой активности и существенному падению спроса на услуги автотранспорта – по итогам 2020 года ИФО перевозки грузов автотранспортом сократился на 32% по сравнению с 2019 годом. Доходы автотранспорта от перевозок грузов снизились на 19%. Количество перевезенных грузов после пикового падения в 2020 году несколько стабилизировалось и по итогам 2021 года составило 3,3 млрд. тонн. Грузооборот также сократился на 13,3% со 182,7 до 158,3 млрд. ткм по итогам 2021 года.

По итогам 2021 года объем перевезенных автотранспортом грузов в международном сообщении составил 6,5 млн. тонн, включая в т.ч. 7,8% 0,5 млн. тонн экспортных и 5,9 млн. тонн импортных грузов. Из этого объема только 1,8 млн. тонн перевезено отечественными автоперевозчиками, демонстрируя существенное снижение доли участия казахстанских операторов на рынке международных грузовых перевозок с 52% до 31% за последние 5 лет вследствие устаревания эксплуатируемого парка АТС и ужесточения экологических требований.

Наибольшее негативное влияние карантинные ограничения оказали на перевозки пассажиров автотранспортом – объем перевозок пассажиров за 2020-2021 годы уменьшился в 3 раза с 23,8 до 7,6 млрд. пассажиров. Аналогичным образом сократился и пассажирооборот с 260,6 до 79,7 млрд. п-км, что отразилось на снижении индекса физического объема более чем на 60% и доходов от перевозок пассажиров на 35%.

Регулярные международные перевозки пассажиров на 117 маршрутах осуществляет 61 перевозчик с общим парком 610 автобусов, при этом доля автобусов старше 7 лет составляет 87%.

Наибольшее количество автобусов было зарегистрировано в республике в 2013 году (101 тыс. единиц), затем наблюдалось постепенное сокращение парка автобусов до 80,1 тыс. единиц на начало 2022 года. Основными причинами данной тенденции стали выбытие подвижного состава ввиду износа, снижение покупательской способности населения, а также введение утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию автотранспортных средств.

2.3. Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт играет важнейшую роль в экономике Казахстана, обеспечивая половину всего грузооборота и перевозку большей части экспортных и транзитных грузов.

Основными перевозимыми грузами являются уголь, железная руда, зерно и нефтепродукты (58% от общего объема) наряду с массивными грузами, необработанным сырьем и полуфабрикатами, генерируемыми крупными предприятиями горно-металлургического, нефтехимического и аграрного секторов.

За последние 6 лет среднегодовой прирост транзитных перевозок железнодорожным транспортом составил 14,2%. В период пандемии не было отмечено критичного спада, что обеспечило среднегодовую динамику прироста на уровне 11,9% за последние 3 года.

Ключевые экспортные направления казахстанской продукции – Россия, (включая транзит через российские морские порты Балтийского и Черного моря), страны Европы, КНР и Центральная Азия. Благодаря наличию портовой инфраструктуры и морских линейных сервисов активно развивается ТМТМ.

За последние 5 лет наибольшие темпы роста в 31% наблюдаются в транзитном сообщении (рост в 2021 году на 4,96 млн. тонн к 2017 году). Основной прирост обусловлен увеличением транзита в направлении "КНР – ЕС – КНР", а также "КНР – ЦА – КНР", "Россия – ЦА – Россия" и ТМТМ.

На конец 2021 года в республике парк локомотивов составил 1824 единицы, в том числе 1 234 тепловоза и 590 электровозов, 2 377 пассажирских вагонов, 134 817 грузовых вагонов, в том числе 46 226 вагонов, принадлежащих группе компаний АО "НК "Казакстан темір жолы" (КТЖ), и 88 591 грузовой вагон, принадлежащий частным операторам и собственникам.

В вагонном хозяйстве в 2022 году наибольшую долю в парке занимали полувагоны (43%) и цистерны (26 %). Количество вагонов-платформ составляло 11,3 тыс., в т.ч. 7,8 тыс. фитинговых платформ для перевозки контейнеров.

Пассажирские перевозки в Казахстане осуществляют 14 компаний, включая 1 национальную (дочерняя компания КТЖ) и 13 частных, на которые приходится 23% объема всех пассажирских перевозок. Национальный перевозчик пассажиров организует перевозку пассажиров железнодорожным транспортом более чем 100 маршрутам. Ожидается, что в последующие 8 лет пассажиропоток на ж/д транспорте будет расти небольшими темпами в основном за счет естественного прироста населения.

Для поддержания приемлемого для населения уровня тарифов действует практика субсидирования со стороны государства и КТЖ за счет грузовых перевозок, в том числе транзитных.

2.4. Воздушный транспорт

В 2021 году в рамках Координированной валидационной миссии ИКАО (ICVM) уровень обеспечения безопасности полетов в Казахстане составил 84%, что на 15% выше среднемирового показателя. Казахстанские авиакомпании не имеют каких-либо ограничений при осуществлении авиарейсов в страны Европы. Данные результаты были достигнуты в рамках реализации 68-го шага "Плана нации – 100 конкретных шагов" в части перехода на британскую модель управления отраслью гражданской авиации.

По состоянию на конец 2022 года в Казахстане осуществляют деятельность 55 эксплуатантов воздушных судов. Регулярные коммерческие перевозки выполняют 5 авиакомпаний (Эйр Астана, Fly Arystan, SCAT, Qazaq Air, Южное небо, Жетысу).

Внутренние авиаперевозки выполняются по 57 маршрутам с частотой 617 рейсов в неделю. Маршрутная сеть международных авиасообщений страны составляет 111 маршрутов с частотой 499 рейсов в неделю в 28 стран.

Из 20 действующих аэропортов 18 категорированы по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО): аэропорты городов Астана и Алматы – по категориям IIIA и IIIB, аэропорт города Атырау – по категории II, аэропорты остальных городов – по категории I. В 12 аэропортах действует режим "открытое небо" с предоставлением пятой степени "свободы воздуха" по направлениям, на которых не оперируют казахстанские перевозчики.

В 2019 году авиакомпаниями было перевезено 8,06 млн. пассажиров, обслужено в аэропортах – 17,7 млн. пассажиров, перевезено грузов – 24,5 тыс. тонн. Ввиду карантинных ограничений в 2020 году пассажиропоток снизился до 5,48 млн. пассажиров, в т.ч. 0,88 млн. на международных (снижение на 73%) и 4,6 млн. на внутренних рейсах. В аэропортах было обслужено 10,7 млн. пассажиров и перевезено 24,2 тыс. тонн грузов.

В 2021 году отмечен рост пассажиропотока с превышением докарантинных показателей. Общее количество перевезенных пассажиров составило 9,33 млн. чел., включая 1,80 млн. на международных (рост в 2 раза к 2020 году) и 7,53 млн. чел. на внутренних рейсах. Аэропортами обслужено 17,4 млн. чел., перевезено 34,0 тыс. тонн грузов.

Одними из важнейших условий развития воздушного транзита через Казахстан являются обеспеченность авиатопливом и его конкурентоспособная цена. Данный фактор также определяет возможность развития технических посадок. При этом в Казахстане функционируют 3 нефтеперерабатывающих завода, которые обеспечивают выпуск 700 тыс. тонн авиакеросина в год (2022) при годовой потребности на уровне не менее 1 млн. тонн.

Ежегодный объем грузовых перевозок между Азией и Европой составляет порядка 7-8 млн. тонн. При этом количество обработанного груза в отечественных аэропортах по итогам 2021 года составило 130 тыс. тонн или около 1,6% от емкости азиатского направления (2020 год – 87,1 тыс. тонн, 2019 год – 140,4 тыс. тонн). При наличии собственного грузового авиаперевозчика Казахстан может сыграть ключевую роль в обслуживании грузопотоков, перевозимых авиатранспортом, как между смежными, так и между глобальными рынками.

Аэропорт города Алматы является одним из наиболее оптимальных вариантов выбора для развития международного грузового хаба ввиду его географического преимущества с точки зрения технических посадок и коммерческих рейсов по маршруту "Европа – Юго-Восточная Азия", оснащенности современными высокоточными навигационными и визуальными средствами, бесперебойного обеспечения ГСМ, благоприятных климатических условий и развитости грузовой инфраструктуры. Персонал аэропорта имеет высокий уровень подготовки и большой опыт по работе с иностранными авиакомпаниями.

Аэропорты гг. Астаны, Караганды, Актау и Актобе также имеют потенциал для развития в качестве грузовых хабов. При этом для таких аэропортов, как Алматы и Шымкент, несмотря на их значительный потенциал, имеются ограничения в части наличия свободных земельных участков для дальнейшего развития, возникшие, в том числе вследствие интенсивной застройки приаэродромной территории.

2.5. Водный транспорт

В 2021 году средняя загруженность производственных мощностей морских портов Казахстана составила 31%, при этом наименее загруженными являются сухогрузные (25%) и паромные (20%) терминалы.

Пропускная способность сухогрузных терминалов порта Актау составляет порядка 4 млн. тонн в год, мощность по перевалке нефти - 7,5 млн тонн в год. Пропускная способность порта Курык по перевалке паромных грузов составляет порядка 6 млн. тонн. Спектр услуг порта Баутино ограничен перевалкой грузов, связанных с разработкой нефтегазовых проектов в КСКМ и обслуживанием сервисного флота, осуществляющего внутренние перевозки.

Международный рынок перевозок на Каспии сегментирован: на перевозку нефтеналивных и сухих грузов, также грузов, перевозимых паромами. В каждом сегменте задействована специфичная инфраструктура как морского порта (специализированные терминалы), так и торгового флота.

Основной грузооборот осуществляется в экспортном направлении и составляет порядка 80% от общего объема перевалки. В экспортно-импортном сообщении осуществляется транспортировка вагонов и АТС паромами и других грузов (контейнеры, ТНП, цемент, металл и др.) сухогрузами в направлении Азербайджана и Ирана.

Доля контейнерных перевозок увеличилась с 31 тыс. ДФЭ в 2019 году до 41 тыс. ДФЭ в 2021 году в связи с перемещением в данный сегмент грузов, которые ранее перевозились навалом/наливом (зерно, нефтепродукты, минеральные удобрения и т.д.).

Транспортировка нефти составляет отдельный рынок морских перевозок, так как требует специального оборудования для налива нефти в портах. Нефть транспортируется исключительно танкерами с соблюдением жестких конвенционных требований к их техническим параметрам.

На среднесрочную перспективу при отгрузке порядка 3 млн. тонн нефти в направлении Азербайджана существующая инфраструктура порта Актау (пропускная способность 5 млн. тонн) позволит перевалить указанные объемы. Вместе с тем, учитывая, что с 2012 года транспортировка нефти осуществляется трубопроводным транспортом, для наращивания объемов транспортировки потребуется перенастройка транспортно-логистических процессов по всему маршруту следования казахстанской нефти с необходимостью строительства как минимум четырех танкеров грузоподъемностью 12 тыс. тонн.

В долгосрочной перспективе при направлении через Азербайджан дополнительных объемов и снятии санкций с иранского направления для транспортировки нефти по SWAP операциям возможны строительство дополнительной инфраструктуры в порту Курык и дальнейшее пополнение танкерного флота. Сбалансированность количественного и качественного состава торгового флота определяется перспективной грузовой базой, а также конвенционными и экологическими требованиями к конструкциям судов. Реализация межгосударственных договоренностей позволит расширить инфраструктуру новых маршрутов.

В рамках ТМТМ действуют контейнерные линии на участке Актау – Баку (Азербайджан)/ Каспиян (Иран). Текущие возможности морских портов (Актау, Курык, Баку(Алят), Батуми/Поти) позволяют переориентировать на Транскаспийский маршрут порядка 6 млн. тонн грузов, в том числе до 4 млн. тонн генеральных и сыпучих грузов (уголь, металл, руда) и до 100 тыс. ДФЭ.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года Раздел 1. Паспорт (основные параметры) Раздел 2. Анализ текущей ситуации 2.1. Оценка текущего состояния отрасли 2.2. Автодорожная инфраструктура и автоперевозки 2.3. Железнодорожный транспорт 2.4. Воздушный транспорт 2.5. Водный транспорт 2.6. Логистика и мультимодальные перевозки 2.7. Ключевые проблемы и тенденции 2.7.1. Автодорожная инфраструктура и автоперевозки 2.7.2. Железнодорожный транспорт 2.7.3. Воздушный транспорт 2.7.4. Водный транспорт 2.7.5. Логистика и мультимодальные перевозки 2.7.6. Выводы анализа проблем и тенденций Раздел 3. Анализ международного опыта 3.1. Опыт развития автоперевозок и дорожной инфраструктуры 3.2. Опыт развития железнодорожного транспорта 3.3. Зарубежный опыт развития воздушного транспорта 3.4. Опыт ЕС в развитии водного транспорта 3.5. Опыт развития транзитной инфраструктуры Раздел 4. Видение развития транспортно-логистического потенциала Раздел 5. Основные принципы и подходы к развитию транспортно-логистического потенциала 5.1. Основные принципы 5.2. Подходы к развитию транспортно-логистического потенциала 5.2.1. Развитие транзита и мультимодальная интеграция 5.2.2. Обеспечение стабильной и безопасной транспортной связности 5.2.3. Повышение эффективности перевозочной деятельности и управления инфраструктурой 5.2.4. Развитие конкурентного рынка транспортно-логистических и сопутствующих услуг 5.2.5. Развитие смежных и обеспечивающих отраслей Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты Приложение

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года №1116
"Об утверждении Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года"

О документе

Номер документа:1116
Дата принятия: 30.12.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:30.12.2022
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 30 декабря 2022 года.