Действует

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 28 сентября 2022 года №10-НК

О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в некоторые нормативные постановления Счетного комитета следующие изменения и дополнения:

1) в нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года №5-НК "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №13647):

в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности, утвержденном указанным нормативным постановлением:

главу 4 исключить;

пункт 29 изложить в следующей редакции:

"29. Изучение направления аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита, проводимое на этапе предварительного изучения и планирования аудиторского мероприятия, является продолжением аналитических процедур, которые были проведены на этапе планирования. На данном этапе процесс изучения является максимально детализированным и сфокусированным на определенных аспектах направления государственного аудита или деятельности объекта государственного аудита в зависимости от определенной темы аудиторского мероприятия и нацелен на разработку документов аудита.";

пункт 33 изложить в следующей редакции:

"33. Цель аудиторского мероприятия формулируется на основе темы аудита эффективности на стадии формирования Перечня объектов государственного аудита в порядке, определенном Правилами.";

пункт 41 изложить в следующей редакции:

"41. Одним из специальных критериев аудита эффективности является показатель перспективности, предназначенный для определения соответствия произведенных расходов целям и задачам, поставленным на обозначенный ожидаемый период. Критерий перспективности используется при аудите эффективности планирования республиканского бюджета и реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан. Определение и (или) разработка специальных критериев осуществляются с использованием информации из доступных и достоверных источников.";

пункт 74 изложить в следующей редакции:

"74. Аудиторская документация составляется подробно, чтобы другой государственный аудитор, не имеющий предварительных сведений о результатах государственного аудита (либо в ходе контроля качества), смог оценить:

1) связь между вопросами, критериями, масштабом государственного аудита, оценкой рисков, Программой аудита на проведение аудиторского мероприятия, сроками, объемом и результатами выполненных аудиторских процедур;

2) аудиторские доказательства, подтверждающие аудиторское заключение или мнение государственного аудитора;

3) обоснования, которые требовали применения профессионального суждения;

4) соответствующие выводы и рекомендации государственного аудита.";

приложения 1 и 2 исключить;

в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита соответствия, утвержденном указанным нормативным постановлением:

заголовок параграфа 1 главы 3 изложить в следующей редакции:

"Параграф 1. Предварительное изучение объектов государственного аудита и составление Программы аудита и поручений";

пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Порядок формирования группы для проведения аудита соответствия, предварительного изучения объектов государственного аудита, составления Программы аудита и поручений осуществляется в соответствии с Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года №6-НК (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №21070) (далее – Правила).";

пункт 30 изложить в следующей редакции:

"30. Вследствие ограничений, установленных Программой аудита, аудит соответствия не предоставляет гарантии или абсолютной уверенности в том, что все факты несоответствия требованиям будут обнаружены.";

дополнить пунктом 35-1 следующего содержания:

"35-1. Для формирования достаточных, надежных и актуальных аудиторских доказательств, с учетом особенностей и специфики деятельности объекта государственного аудита государственный аудитор, руководствуясь профессиональным суждением, использует аудиторскую выборку.

Аудиторская выборка включает в себя применение аудиторских процедур к менее чем ста процентам элементов совокупности, значимой для аудита, таким образом, чтобы каждый элемент совокупности имел вероятность попасть в выборку, что предоставит государственному аудитору разумную основу для формирования выводов обо всей совокупности.";

в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденном указанным нормативным постановлением:

Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему нормативному постановлению.

в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита финансовой отчетности, утвержденном указанным нормативным постановлением:

пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. КФО РБ составляется на основании консолидированной финансовой отчетности администраторов республиканских бюджетных программ (и подведомственных им государственных учреждений) и финансовой отчетности по поступлениям бюджета. Высший орган государственного аудита и финансового контроля для проведения аудита консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета обобщает информацию об исполнении местных бюджетов.";

пункт 29 изложить в следующей редакции:

"29. Общий порядок планирования аудиторских мероприятий, включая формы программы аудита определен Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета от 30 июля 2020 года №6-НК (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №21070) (далее – Правила). В Стандарте отражены специфические особенности аудита финансовой отчетности.";

пункт 33 изложить в следующей редакции:

"33. При первичном аудите руководитель группы аудита должен ознакомиться с аудиторской документацией предыдущего государственного аудитора, а также может по согласованию с руководителем структурного подразделения ответственного за проведение аудита и членом органа внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее – орган внешнего ГАФК), ответственным за аудиторское мероприятие увеличить объем работ по планированию, рассмотреть дополнительные вопросы при разработке программы аудита.";

пункт 62 изложить в следующей редакции:

"62. Формируя программу проведения аудита, государственный аудитор должен определить уровень существенности как на уровне финансовой отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации, для которых искажения меньшей величины, чем уровень существенности финансовой отчетности в целом, могли бы повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности.";

пункт 142 изложить в следующей редакции:

"142. Государственный аудитор должен установить, есть ли необходимость пересмотреть программу аудита, если:

1) характер выявленных искажений и обстоятельства их возникновения указывают на то, что могут существовать иные искажения, которые в совокупности с искажениями, накопленными в ходе аудита, могли бы оказаться существенными;

2) совокупность искажений, накопленных в ходе аудита, приближается к уровню существенности, установленного в соответствии с параграфом 6 главы 5 Стандарта.";

пункт 156 изложить в следующей редакции:

"156. Аудиторский отчет должен иметь заголовок, четко указывающий на то, что данный отчет является отчетом органа внешнего ГАФК и надлежащим образом адресован.";

пункт 179 изложить в следующей редакции:

"179. Группой аудита определяется следующее:

1) уровень существенности для финансовой отчетности группы в целом при разработке программы проведения аудита группы;

2) с учетом особенностей группы, если они есть, идентифицировать определенные группы однотипных операций, остатки по счетам бухгалтерского учета или случаи раскрытия информации в финансовой отчетности группы, для которых искажения сумм меньше уровня существенности, определенной для финансовой отчетности группы в целом, могут, в соответствии с обоснованными ожиданиями, повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основании финансовой отчетности группы.

В таких случаях группа аудита должна определить уровень или уровни существенности, которые будут применяться к указанным определенным группам однотипных операций, остаткам по счетам, раскрытиям информации;

3) существенность компонента для тех компонентов, в которых государственные аудиторы будут проводить аудит в целях аудита финансовой отчетности группы. В целях снижения риска того, что совокупность неисправленных и необнаруженных искажений в финансовой отчетности группы превысит уровень существенности, определенный для финансовой отчетности группы в целом, существенность компонента устанавливается ниже уровня существенности для финансовой отчетности группы в целом.";

2) в нормативном постановлении Счетного комитета от 30 июля 2020 года №6-НК "Об утверждении Правил проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №21070):

в Правилах проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденных указанным нормативным постановлением:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) аудиторские процедуры – осуществляемые в ходе аудиторского мероприятия в соответствии с программой его проведения действия, необходимые для достижения целей аудиторского мероприятия;

2) аудиторское мероприятие – комплекс действий, направленных на подготовку, проведение, оформление аудиторских отчетов и аудиторских заключений по итогам государственного аудита;

3) постановление – документ органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, которым утверждается аудиторское заключение;

4) материалы государственного аудита и финансового контроля – документы, необходимые для проведения государственного аудита, а также составленные по его результатам документы и прилагаемые аудиторские доказательства;

5) органы внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее – Органы внешнего государственного аудита) – Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, Ревизионные комиссии;

6) объекты государственного аудита и финансового контроля – государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств (далее – объекты государственного аудита);

7) контроль качества государственного аудита – проверка и (или) анализ документов, составляемых государственными аудиторами и иными уполномоченными должностными лицами органов государственного аудита и финансового контроля на предмет соответствия стандартам государственного аудита и финансового контроля при осуществлении государственного аудита;

8) предписание – обязательный для исполнения акт органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, направляемый государственным органам, организациям и должностным лицам, для устранения выявленных нарушений и (или) причин, условий, способствующих им, а также принятия мер ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан, к лицам, допустившим эти нарушения;

9) поручение - официальный документ, дающий право на проведение аудиторского мероприятия и проверку исполнения решений органа внешнего государственного аудита и финансового контроля, оформляется на бланке строгой отчетности с регистрацией в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов в соответствии с приказом исполняющего обязанности Генерального Прокурора Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года №162 "Об утверждении Правил регистрации актов о назначении, дополнительных актов о продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и их отмены, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о проверке и профилактическом контроле и надзоре с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и их результатах" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №21964).";

пункт 17 изложить в следующей редакции:

"17. Структурным подразделением, ответственным за планирование, до 25 октября года, предшествующего планируемому, предварительный проект Перечня объектов государственного аудита по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам, согласованный членами Счетного комитета и руководителями структурных подразделений, ответственных за проведение государственного аудита, контроля качества и правовое обеспечение направляется в Уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту (далее – Уполномоченный орган) и ревизионные комиссии.

При рассмотрении предварительного проекта Перечня объектов государственного аудита заслушивается доклад руководителя структурного подразделения, ответственного за планирование.";

пункт 34 изложить в следующей редакции:

"34. Подготовка к проведению аудиторского мероприятия является его первоначальным этапом, на котором осуществляются:

1) формирование группы государственного аудита;

2) предварительное изучение объектов государственного аудита;

3) составление программы проведения государственного аудита (далее – Программа аудита), поручения на проведение аудиторского мероприятия, совместной и параллельной проверок (далее – Поручение), являющиеся актами о назначении проверки.";

пункт 48 изложить в следующей редакции:

"48. В ходе предварительного изучения на основе анализа информации об объекте государственного аудита в зависимости от типа государственного аудита:

1) осуществляется анализ состояния аудируемой сферы, в том числе государственного управления и (или) отрасли экономики, социально-экономического развития в региональном и (или) страновом разрезе;

2) определяются базовые показатели, предусмотренные статьей 4 Закона;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 750. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля Глава 2. Организация контроля качества Глава 3. Контроль качества подготовительного этапа аудиторского мероприятия Глава 4. Контроль качества основного этапа проведения аудиторского мероприятия Глава 5. Контроль качества заключений (материалов) привлеченных аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита Глава 6. Контроль качества заключительного этапа аудиторского мероприятия Глава 7. Контроль качества исполнения реализации рекомендаций, содержащихся в Аудиторском заключении (в том числе совместном Аудиторском заключении), и пунктов Предписаний (Постановлений) Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9

Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 28 сентября 2022 года №10-НК
"О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета"

О документе

Номер документа:10-НК
Дата принятия: 28.09.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:16.10.2022
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 5 октября 2022 года.

Зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 30 сентября 2022 года №29923.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее нормативное Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 16 октября 2022 года.