Действует

ПРИКАЗ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 4 июля 2022 года №КР ДСМ-63

Об утверждении государственных общеобязательных стандартов по уровням образования в области здравоохранения

(В редакции Приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24.05.2023 г. №86)

В соответствии с пунктом 2 статьи 221 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" и статьей 56 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1) государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) государственный общеобязательный стандарт высшего образования согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования согласно приложению 4 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу некоторые приказы в области здравоохранения по перечню согласно приложению 5 к настоящему приказу.

3. Департаменту науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Министр здравоохранения Республики Казахстан

А.Гиният

Согласован

Министерством просвещения Республики Казахстан

 

Согласован

Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан

 

 

Приложение 1

к Приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 июля 2022 года №КР ДСМ-63

Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (далее – стандарт) разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 221 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс), статьей 56 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Закон) и определяет требования к содержанию образовательных программ технического и профессионального образования (далее – образовательные программы ТиПО).

Глава 2. Требования к содержанию технического и профессионального образования

2. Содержание обучения на уровне ТиПО определяется образовательными программами ТиПО и ориентируется на компетентностные результаты обучения.

Содержание образовательных программ ТиПО предусматривает изучение:

при подготовке квалифицированных кадров:

1) общеобразовательных, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин;

2) выполнение лабораторно-практических занятий;

3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;

4) прохождение промежуточной и итоговой аттестации.

при подготовке специалистов среднего звена:

1) общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин;

2) выполнение лабораторно-практических занятий;

3) прохождение профессиональной практики;

4) прохождение промежуточной и итоговой аттестации.

3. Реализация образовательных программ ТиПО обеспечивается:

1) наличием библиотечного фонда учебной литературы и учебно- методических пособий, в том числе: электронного образовательного контента (электронных учебных пособий, аудио- и видеоматериалов), методических наглядных пособий и рекомендаций по дисциплинам, профессиональным практикам, письменно-квалификационным работам, самостоятельным работам обучающегося;

2) научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее, техническое и профессиональное, послесреднее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающиеся педагогической, научной и методической деятельностью. Привлекаются квалифицированные специалисты с практического здравоохранения, имеющие базовое высшее, техническое и профессиональное, послесреднее образование, соответствующее профилю специальности.

4. Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе учебных программ и планов.

Учебные программы и планы подразделяются на рабочие и индивидуальные.

При планировании учебного процесса учебные планы разрабатываются на основе требований к объему учебной нагрузки технического и профессионального образования для уровней квалифицированных рабочих кадров и специалиста среднего звена согласно приложению 1 к настоящему стандарту.

В учебных планах по кредитной технологии обучения объем часов обязательного компонента (теоретического обучения, производственного обучения, профессиональной практики, промежуточной и итоговой аттестации) и компонента по выбору определяются организацией образования самостоятельно.

5. Образовательные программы разрабатываются организациями ТиПО самостоятельно с участием работодателей на основе требований настоящего стандарта, ориентированное на конечные результаты обучения, отраженных в базовых и профессиональных компетенциях выпускников программ технического и профессионального образования по специальностям и квалификациям, предусмотренных в приложении 2 настоящего стандарта, профессиональных стандартов (при наличии) и профессиональных стандартов WorldSkills (уолдскилс) (при наличии).

Образовательная программа включает: паспорт, рабочий учебный план и рабочие учебные программы.

Рабочий учебный план разрабатывается на весь период обучения и утверждается руководителем организации ТиПО.

6. Рабочие учебные программы разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана с ориентиром на результаты обучения и утверждаются организацией ТиПО.

7. При разработке образовательных программ организации ТиПО:

1) самостоятельно определяют объем и содержание дисциплин с сохранением общего количества кредитов и (или) часов отведенное на обязательное обучение;

2) определяют последовательность, перечень и количество квалификаций в рамках одной специальности;

3) выбирают различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса.

8. Для обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатываются:

1) специальные учебные программы, предусматривающее частичное или полное освоение образовательной программы ТиПО, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (для лиц c несохранным интеллектом);

2) индивидуальные учебные программы и планы на основе образовательной программы по специальности ТиПО, с учетом физических нарушений и индивидуальных возможностей обучающихся (для лиц c сохранным интеллектом).

9. Последовательность изучения и интеграция учебной дисциплины, распределение учебного времени по каждому из них по курсам и семестрам производится с учетом междисциплинарных связей.

При формировании наименования и содержания учебной дисциплины обеспечивается преемственность и перезачет результатов обучения и кредитов на следующем уровне образования по родственным квалификациям.

10. Перечень и объем общеобразовательных дисциплин определяется с учетом профиля специальности по направлению: общественно-гуманитарное.

К обязательным общеобразовательным дисциплинам вне зависимости от профиля специальности относятся: "Казахский язык" и "Казахская литература", "Русский язык и литература" (для групп с казахским языком обучения), "Русский язык" и "Русская литература", "Казахский язык и литература" (для групп с русским языком обучения), "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История Казахстана", "Самопознание", "Физическая культура", "Начальная военная и технологическая подготовка". В зависимости от профиля специальности организации ТиПО выбирают для изучения по две дисциплины углубленного и стандартного уровней обучения. К дисциплинам углубленного уровня обучения общественно-гуманитарного профиля относятся "Химия", "Биология".

К дисциплинам стандартного уровня обучения относятся: "Физика", "Графика и проектирование".

Занятия по "Физической культуре" являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю в период теоретического обучения, из которых планирование 2 часов в неделю за счет факультативных занятий или спортивных секций.

Занятия по начальной военной и технологической подготовке в организациях образования с девушками проводятся совместно с юношами, по разделу "Основы медицинских знаний" – раздельно. По окончанию курса начальной военной подготовки с обучающимися проводятся учебно-полевые (лагерные) сборы совместно с местными органами военного управления. В период учебно-полевых сборов девушки проходят медико-санитарную подготовку в организациях ТиПО под руководством медицинского работника. Cодержание учебной программы "Основы безопасности жизнедеятельности" реализуется в рамках учебной дисциплины "Начальная военная и технологическая подготовка".

11. Образовательные программы ТиПО включают наряду с обязательными дисциплинами и дисциплины, определяемые организацией ТиПО, факультативные занятия и консультации.

12. Образовательные программы ТиПО наряду с теоретическим обучением предусматривают прохождение производственного обучения и профессиональной практики.

Профессиональная практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную. Сроки проведения и содержание производственного обучения и профессиональной практики определяются планом учебного процесса и рабочими учебными программами.

Образовательные программы ТиПО с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее 60 % производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации).

13. Оценка достижений результатов обучения проводится различными видами контроля: текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

Контрольные работы, зачеты и дифференцированные зачеты проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение дисциплины и (или) модуля, экзамены - в сроки, отведенные на промежуточную и (или) итоговую аттестацию.

Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности осуществления текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам предусматривает проведение экзаменов: по казахскому языку, русскому языку и литературе для групп с казахским языком обучения, русскому языку, казахскому языку и литературе для групп с русским языком обучения, истории Казахстана, математике и дисциплине углубленного уровня. Экзамены по общеобразовательным дисциплинам проводятся за счет кредитов и (или) часов, выделенных на "Общеобразовательные дисциплины".

По завершению образовательной программы ТиПО проводится итоговая аттестация.

Объем учебного времени на ее проведение составляет не более 2 недель.

Итоговая аттестация является оценкой профессиональной подготовленности выпускников программ ТиПО состоит из:

1) оценки знаний;

2) оценки навыков.

Итоговая аттестация проводится в сроки, согласованные с организациями, аккредитованным уполномоченным органом в области здравоохранения по оценке знаний и навыков обучающихся.

Положительные результаты итоговой аттестации (государственного экзамена), итогового контроля выпускников образовательных программ в области здравоохранения дают право на получение документа об образовании и сертификата специалиста в области здравоохранения.

Глава 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся

14. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 54 часов в неделю, включая обязательную учебную нагрузку при очной форме обучения – не менее 36 часов в неделю.

Объем учебного времени на обязательное обучение составляет 60 кредитов и (или) 1440 часов на учебный год.

Для оказания помощи и развития индивидуальных способностей, обучающихся предусмотрены консультации и факультативные занятия.

Объем учебной нагрузки обучающегося измеряется в кредитах и (или) часах по результатам обучения, осваиваемых им по каждой дисциплине или видам учебной работы. 1 кредит равен 24 академическим часам, 1 академический час равен 45 минутам.

15. Объем учебного времени обязательных учебных занятий составляет для вечерней формы обучения 70 % от соответствующего объема учебного времени, предусмотренного для очной формы обучения.

Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся

16. Требования к уровню подготовки обучающихся определяются совокупностью общих требований к объему учебной нагрузки (количеству кредитов) и компетентности выпускника.

Требования к уровню подготовки обучающихся определяются дескрипторами национальной рамки квалификаций, отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и отражают освоенные компетенции, выраженные в достигнутых результатах обучения.

Дескрипторы отражают результаты обучения, характеризующие способности обучающихся при достижении следующих уровней подготовки:

при подготовке квалифицированных рабочих кадров: вести деятельность с определенной долей самостоятельности исходя из поставленной задачи, применять базовые, общеобразовательные и практико-ориентированные профессиональные знания, решать стандартные и простые однотипные практические задачи, выбирать способы действий из известных на основе знаний и практического опыта, корректировать деятельность с учетом полученных результатов;

при подготовке специалистов среднего звена: вести руководство стандартной работой с учетом значимых социальных и этических аспектов, применять профессиональные (практические и теоретические) знания для осуществления деятельности и практического опыта, решать типовые практические задачи широкого спектра, требующие самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений, выбирать технологические пути осуществления деятельности, вести текущий и итоговый контроль, выполнять оценку и коррекцию деятельности.

Глава 5. Требования к срокам обучения

17. Сроки освоения образовательных программ ТиПО зависят от сложности и (или) количества квалификаций и определяются объемом предусмотренных кредитов и (или) часов согласно моделей стандарта.

18. Учебный год начинается 1 сентября. Каникулярное время составляет 11 недель в год, в том числе в зимний период – не менее 2 недель.

Приложение 1

к государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального образования

Требования к объему учебной нагрузки технического и профессионального образования для уровней квалифицированных рабочих кадров и специалиста среднего звена

Наименование циклов, дисциплин и видов учебной деятельности

Количество кредитов и (или) часов

на базе основного среднего образования

на базе общего среднего образования

1

2

3

4

Квалифицированные рабочие кадры

1

Общеобразовательные дисциплины

60/1440

-

2

Общегуманитарные дисциплины

+

+

3

Общепрофессиональные дисциплины

+

+

4

Специальные дисциплины

+

+

5

Производственное обучение и профессиональная практика*

не менее 40 % от общего объема учебного времени на обязательного обучение

6

Промежуточная аттестация

+

+

7

Итоговая аттестация

+

+

Итого на обязательное обучение

120/2880-180/4320**

60/1440-120/2880**

8

Факультативные занятия

не более 4 часов в неделю

9

Консультации

не более 100 часов на учебный год

Общее количество учебной нагрузки на обучающегося в кредитах и (или) часах

138/3312-207/4968**

69/1656-138/3312**

Специалист среднего звена

10

Общеобразовательные дисциплины

60/1440

-

11

Общегуманитарные дисциплины

+

+

12

Социально-экономические дисциплины

+

+

13

Общепрофессиональные дисциплины

+

+

14

Специальные дисциплины

+

+

15

Производственное обучение и профессиональная практика*

не менее 40 % от общего объема учебного времени обязательного обучение

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования Глава 1. Общие положения Глава 2. Требования к содержанию технического и профессионального образования Глава 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся Глава 5. Требования к срокам обучения Приложение 1 Приложение 2 Государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования Глава 1. Общие положения Глава 2. Требования к содержанию послесреднего образования c ориентиром на результаты обучения Глава 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся Глава 5. Требования к срокам обучения Приложение 1 Приложение 2 Государственный общеобязательный стандарт высшего образования Глава 1. Общие положения Глава 2. Требования к содержанию высшего образования в области здравоохранения с ориентиром на результаты обучения Глава 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся Глава 5. Требования к сроку обучения Приложение Приложение 2 Государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования Глава 1. Общие положения Глава 2. Требования к содержанию образовательных программ послевузовского образования в области здравоохранения Параграф 1. Требования к содержанию образовательных программ послевузовского образования в области здравоохранения в резидентуре Параграф 2. Требования к содержанию образовательных программ послевузовского образования в области здравоохранения в магистратуре Параграф 3. Требования к содержанию образовательных программ послевузовского образования в области здравоохранения в докторантуре Глава 3. Требования к объему учебной нагрузки обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения Параграф 1. Требования к объему учебной нагрузки обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения в резидентуре Параграф 2. Требования к объему учебной нагрузки обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения в магистратуре Параграф 3. Требования к объему учебной нагрузки обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения в докторантуре Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения Параграф 1. Требования к уровню подготовки обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения в резидентуре Параграф 2. Требования к уровню подготовки обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения в магистратуре Параграф 3. Требования к уровню подготовки обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения в докторантуре Глава 5. Требования к срокам обучения обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения Параграф 1. Требования к срокам обучения обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения в резидентуре Параграф 2. Требования к срокам обучения обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения в магистратуре Параграф 3. Требования к срокам обучения обучающихся по образовательным программам послевузовского образования в области здравоохранения в докторантуре Приложение Перечень утративших силу некоторых приказов в области здравоохранения

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 июля 2022 года №КР ДСМ-63
"Об утверждении государственных общеобязательных стандартов по уровням образования в области здравоохранения"

О документе

Номер документа:КР ДСМ-63
Дата принятия: 04.07.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:11.07.2022
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 11 июля 2022 года.

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 5 июля 2022 года №28716

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящий Приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования - с 11 июля 2022 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 24.05.2023  документом  Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан О внесении изменений и дополнения в некоторые приказы Министерства здравоохранения Республики Казахстан № 86 от 24.05.2023
Вступила в силу с: 31.05.2023


Первоначальная редакция от 04.07.2022