Дата обновления БД:
20.09.2024
Добавлено/обновлено документов:
479 / 1270
Всего документов в БД:
136835
ПРИКАЗ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 4 июля 2022 года №КР ДСМ-63
Об утверждении государственных общеобязательных стандартов по уровням образования в области здравоохранения
(В редакции Приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24.05.2023 г. №86)
В соответствии с пунктом 2 статьи 221 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" и статьей 56 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) государственный общеобязательный стандарт высшего образования согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования согласно приложению 4 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу некоторые приказы в области здравоохранения по перечню согласно приложению 5 к настоящему приказу.
3. Департаменту науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Министр здравоохранения Республики Казахстан
А.Гиният
Согласован Министерством просвещения Республики Казахстан |
|
Согласован Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан |
|
Приложение 1
к Приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 июля 2022 года №КР ДСМ-63
Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (далее – стандарт) разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 221 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс), статьей 56 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Закон) и определяет требования к содержанию образовательных программ технического и профессионального образования (далее – образовательные программы ТиПО).
Глава 2. Требования к содержанию технического и профессионального образования
2. Содержание обучения на уровне ТиПО определяется образовательными программами ТиПО и ориентируется на компетентностные результаты обучения.
Содержание образовательных программ ТиПО предусматривает изучение:
при подготовке квалифицированных кадров:
1) общеобразовательных, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин;
2) выполнение лабораторно-практических занятий;
3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;
4) прохождение промежуточной и итоговой аттестации.
при подготовке специалистов среднего звена:
1) общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин;
2) выполнение лабораторно-практических занятий;
3) прохождение профессиональной практики;
4) прохождение промежуточной и итоговой аттестации.
3. Реализация образовательных программ ТиПО обеспечивается:
1) наличием библиотечного фонда учебной литературы и учебно- методических пособий, в том числе: электронного образовательного контента (электронных учебных пособий, аудио- и видеоматериалов), методических наглядных пособий и рекомендаций по дисциплинам, профессиональным практикам, письменно-квалификационным работам, самостоятельным работам обучающегося;
2) научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее, техническое и профессиональное, послесреднее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающиеся педагогической, научной и методической деятельностью. Привлекаются квалифицированные специалисты с практического здравоохранения, имеющие базовое высшее, техническое и профессиональное, послесреднее образование, соответствующее профилю специальности.
4. Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе учебных программ и планов.
Учебные программы и планы подразделяются на рабочие и индивидуальные.
При планировании учебного процесса учебные планы разрабатываются на основе требований к объему учебной нагрузки технического и профессионального образования для уровней квалифицированных рабочих кадров и специалиста среднего звена согласно приложению 1 к настоящему стандарту.
В учебных планах по кредитной технологии обучения объем часов обязательного компонента (теоретического обучения, производственного обучения, профессиональной практики, промежуточной и итоговой аттестации) и компонента по выбору определяются организацией образования самостоятельно.
5. Образовательные программы разрабатываются организациями ТиПО самостоятельно с участием работодателей на основе требований настоящего стандарта, ориентированное на конечные результаты обучения, отраженных в базовых и профессиональных компетенциях выпускников программ технического и профессионального образования по специальностям и квалификациям, предусмотренных в приложении 2 настоящего стандарта, профессиональных стандартов (при наличии) и профессиональных стандартов WorldSkills (уолдскилс) (при наличии).
Образовательная программа включает: паспорт, рабочий учебный план и рабочие учебные программы.
Рабочий учебный план разрабатывается на весь период обучения и утверждается руководителем организации ТиПО.
6. Рабочие учебные программы разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана с ориентиром на результаты обучения и утверждаются организацией ТиПО.
7. При разработке образовательных программ организации ТиПО:
1) самостоятельно определяют объем и содержание дисциплин с сохранением общего количества кредитов и (или) часов отведенное на обязательное обучение;
2) определяют последовательность, перечень и количество квалификаций в рамках одной специальности;
3) выбирают различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса.
8. Для обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатываются:
1) специальные учебные программы, предусматривающее частичное или полное освоение образовательной программы ТиПО, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (для лиц c несохранным интеллектом);
2) индивидуальные учебные программы и планы на основе образовательной программы по специальности ТиПО, с учетом физических нарушений и индивидуальных возможностей обучающихся (для лиц c сохранным интеллектом).
9. Последовательность изучения и интеграция учебной дисциплины, распределение учебного времени по каждому из них по курсам и семестрам производится с учетом междисциплинарных связей.
При формировании наименования и содержания учебной дисциплины обеспечивается преемственность и перезачет результатов обучения и кредитов на следующем уровне образования по родственным квалификациям.
10. Перечень и объем общеобразовательных дисциплин определяется с учетом профиля специальности по направлению: общественно-гуманитарное.
К обязательным общеобразовательным дисциплинам вне зависимости от профиля специальности относятся: "Казахский язык" и "Казахская литература", "Русский язык и литература" (для групп с казахским языком обучения), "Русский язык" и "Русская литература", "Казахский язык и литература" (для групп с русским языком обучения), "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История Казахстана", "Самопознание", "Физическая культура", "Начальная военная и технологическая подготовка". В зависимости от профиля специальности организации ТиПО выбирают для изучения по две дисциплины углубленного и стандартного уровней обучения. К дисциплинам углубленного уровня обучения общественно-гуманитарного профиля относятся "Химия", "Биология".
К дисциплинам стандартного уровня обучения относятся: "Физика", "Графика и проектирование".
Занятия по "Физической культуре" являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю в период теоретического обучения, из которых планирование 2 часов в неделю за счет факультативных занятий или спортивных секций.
Занятия по начальной военной и технологической подготовке в организациях образования с девушками проводятся совместно с юношами, по разделу "Основы медицинских знаний" – раздельно. По окончанию курса начальной военной подготовки с обучающимися проводятся учебно-полевые (лагерные) сборы совместно с местными органами военного управления. В период учебно-полевых сборов девушки проходят медико-санитарную подготовку в организациях ТиПО под руководством медицинского работника. Cодержание учебной программы "Основы безопасности жизнедеятельности" реализуется в рамках учебной дисциплины "Начальная военная и технологическая подготовка".
11. Образовательные программы ТиПО включают наряду с обязательными дисциплинами и дисциплины, определяемые организацией ТиПО, факультативные занятия и консультации.
12. Образовательные программы ТиПО наряду с теоретическим обучением предусматривают прохождение производственного обучения и профессиональной практики.
Профессиональная практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную. Сроки проведения и содержание производственного обучения и профессиональной практики определяются планом учебного процесса и рабочими учебными программами.
Образовательные программы ТиПО с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее 60 % производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации).
13. Оценка достижений результатов обучения проводится различными видами контроля: текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.
Контрольные работы, зачеты и дифференцированные зачеты проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение дисциплины и (или) модуля, экзамены - в сроки, отведенные на промежуточную и (или) итоговую аттестацию.
Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности осуществления текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам предусматривает проведение экзаменов: по казахскому языку, русскому языку и литературе для групп с казахским языком обучения, русскому языку, казахскому языку и литературе для групп с русским языком обучения, истории Казахстана, математике и дисциплине углубленного уровня. Экзамены по общеобразовательным дисциплинам проводятся за счет кредитов и (или) часов, выделенных на "Общеобразовательные дисциплины".
По завершению образовательной программы ТиПО проводится итоговая аттестация.
Объем учебного времени на ее проведение составляет не более 2 недель.
Итоговая аттестация является оценкой профессиональной подготовленности выпускников программ ТиПО состоит из:
1) оценки знаний;
2) оценки навыков.
Итоговая аттестация проводится в сроки, согласованные с организациями, аккредитованным уполномоченным органом в области здравоохранения по оценке знаний и навыков обучающихся.
Положительные результаты итоговой аттестации (государственного экзамена), итогового контроля выпускников образовательных программ в области здравоохранения дают право на получение документа об образовании и сертификата специалиста в области здравоохранения.
Глава 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся
14. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 54 часов в неделю, включая обязательную учебную нагрузку при очной форме обучения – не менее 36 часов в неделю.
Объем учебного времени на обязательное обучение составляет 60 кредитов и (или) 1440 часов на учебный год.
Для оказания помощи и развития индивидуальных способностей, обучающихся предусмотрены консультации и факультативные занятия.
Объем учебной нагрузки обучающегося измеряется в кредитах и (или) часах по результатам обучения, осваиваемых им по каждой дисциплине или видам учебной работы. 1 кредит равен 24 академическим часам, 1 академический час равен 45 минутам.
15. Объем учебного времени обязательных учебных занятий составляет для вечерней формы обучения 70 % от соответствующего объема учебного времени, предусмотренного для очной формы обучения.
Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся
16. Требования к уровню подготовки обучающихся определяются совокупностью общих требований к объему учебной нагрузки (количеству кредитов) и компетентности выпускника.
Требования к уровню подготовки обучающихся определяются дескрипторами национальной рамки квалификаций, отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и отражают освоенные компетенции, выраженные в достигнутых результатах обучения.
Дескрипторы отражают результаты обучения, характеризующие способности обучающихся при достижении следующих уровней подготовки:
при подготовке квалифицированных рабочих кадров: вести деятельность с определенной долей самостоятельности исходя из поставленной задачи, применять базовые, общеобразовательные и практико-ориентированные профессиональные знания, решать стандартные и простые однотипные практические задачи, выбирать способы действий из известных на основе знаний и практического опыта, корректировать деятельность с учетом полученных результатов;
при подготовке специалистов среднего звена: вести руководство стандартной работой с учетом значимых социальных и этических аспектов, применять профессиональные (практические и теоретические) знания для осуществления деятельности и практического опыта, решать типовые практические задачи широкого спектра, требующие самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений, выбирать технологические пути осуществления деятельности, вести текущий и итоговый контроль, выполнять оценку и коррекцию деятельности.
Глава 5. Требования к срокам обучения
17. Сроки освоения образовательных программ ТиПО зависят от сложности и (или) количества квалификаций и определяются объемом предусмотренных кредитов и (или) часов согласно моделей стандарта.
18. Учебный год начинается 1 сентября. Каникулярное время составляет 11 недель в год, в том числе в зимний период – не менее 2 недель.
Приложение 1
к государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального образования
Требования к объему учебной нагрузки технического и профессионального образования для уровней квалифицированных рабочих кадров и специалиста среднего звена
№ |
Наименование циклов, дисциплин и видов учебной деятельности |
Количество кредитов и (или) часов | |
на базе основного среднего образования |
на базе общего среднего образования | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Квалифицированные рабочие кадры |
|||
1 |
Общеобразовательные дисциплины |
60/1440 |
- |
2 |
Общегуманитарные дисциплины |
+ |
+ |
3 |
Общепрофессиональные дисциплины |
+ |
+ |
4 |
Специальные дисциплины |
+ |
+ |
5 |
Производственное обучение и профессиональная практика* |
не менее 40 % от общего объема учебного времени на обязательного обучение | |
6 |
Промежуточная аттестация |
+ |
+ |
7 |
Итоговая аттестация |
+ |
+ |
Итого на обязательное обучение |
120/2880-180/4320** |
60/1440-120/2880** | |
8 |
Факультативные занятия |
не более 4 часов в неделю | |
9 |
Консультации |
не более 100 часов на учебный год | |
Общее количество учебной нагрузки на обучающегося в кредитах и (или) часах |
138/3312-207/4968** |
69/1656-138/3312** | |
Специалист среднего звена |
|||
10 |
Общеобразовательные дисциплины |
60/1440 |
- |
11 |
Общегуманитарные дисциплины |
+ |
+ |
12 |
Социально-экономические дисциплины |
+ |
+ |
13 |
Общепрофессиональные дисциплины |
+ |
+ |
14 |
Специальные дисциплины |
+ |
+ |
15 |
Производственное обучение и профессиональная практика* |
не менее 40 % от общего объема учебного времени обязательного обучение |
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 июля 2022 года №КР ДСМ-63
"Об утверждении государственных общеобязательных стандартов по уровням образования в области здравоохранения"
О документе
Номер документа: | КР ДСМ-63 |
Дата принятия: | 04.07.2022 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 11.07.2022 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 11 июля 2022 года.
Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 5 июля 2022 года №28716
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 5 настоящий Приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования - с 11 июля 2022 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 24.05.2023 документом Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан О внесении изменений и дополнения в некоторые приказы Министерства здравоохранения Республики Казахстан № 86 от 24.05.2023
Вступила в силу с: 31.05.2023