Дата обновления БД:
11.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
333 / 1286
Всего документов в БД:
137270
Зарегистрирован
Министерством юстиции
Республики Узбекистан
25 сентября 2006 года №1624
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 21 августа 2006 года №76
Об утверждении Национального стандарта аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД №4) "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций"
(В редакции Приказа Министерства финансов Республики Узбекистан, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 30.05.2017 г. №1624-1)
На основании статьи 21 Закона Республики Узбекистан "Об аудиторской деятельности" и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года №365 "О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок", Положением о Министерстве финансов Республики Узбекистан, утвержденным Постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2017 года №ПП-2847, приказываю:
(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 30.05.2017 г. №1624-1)
(см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемый Национальный стандарт аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД №4) "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций".
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней с момента его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Министр
Р.Азимов
Утверждено Приказом Министра финансов Республики Узбекистан от 21 августа 2006 года №76
Национальный стандарт аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД №4) "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций"
I. Общие положения
1. Настоящий Национальный стандарт аудиторской деятельности (далее — Стандарт) в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об аудиторской деятельности" определяет требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций.
(Пункт 1 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 30.05.2017 г. №1624-1)
(см. предыдущую редакцию)
2. Целью настоящего Стандарта является унификация принципов и подходов аудиторских организаций к разработке внутренних стандартов, а также требований к порядку и организации внутреннего контроля за их применением.
3. Задачами Стандарта являются:
а) определение единых принципов разработки внутренних стандартов аудиторских организаций;
б) установление обязательных требований к аудиторским организациям при разработке внутренних стандартов;
в) описание порядка осуществления внутреннего контроля за соблюдением аудиторами (сотрудниками) аудиторских организаций требований внутренних стандартов.
4. Разработка и практическое применение внутренних стандартов являются обязательными для всех аудиторских организаций.
5. Настоящий Стандарт не ставит цель регулировать форму, содержание и порядок подготовки внутренних регламентирующих документов аудиторских организаций по вопросам, выходящим за пределы профессиональных аспектов осуществления аудиторской деятельности.
II. Назначение и принципы подготовки внутренних стандартов аудиторской организации
6. Под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, определяющие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности проведения аудиторской проверки и ее соответствия требованиям Национальных стандартов аудиторской деятельности Республики Узбекистан.
7. Аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым аудиторским проверкам и составляемым аудиторским отчетам и заключениям, с учетом требований Национальных стандартов аудиторский деятельности Республики Узбекистан к организации и проведению аудиторской проверки.
8. Внутренние стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определять четкий порядок своих действий по выполнению требований Национальных стандартов аудиторской деятельности Республики Узбекистан по повышению качества аудиторских проверок.
9. Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках данной аудиторской организации и обеспечивают основу для урегулирования возможных конфликтов между сотрудниками и руководством аудиторской организации.
10. Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:
а) уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой помощников аудитора;
б) повышать качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска.
11. Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами Национальных стандартов аудиторской деятельности Республики Узбекистан.
12. Внутренние стандарты формулируют единые требования к порядку проведения аудиторской проверки, к качеству и надежности аудиторской проверки.
13. Внутренние стандарты должны определять общий подход аудиторской организации к проведению аудита независимо от условий, в которых проводится аудиторская проверка.
14. К внутренним стандартам аудиторской организации относятся принятые и утвержденные стандарты, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности.
15. Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации.
16. Внутренние стандарты аудиторских организаций должны иметь практическую пользу:
каждый последующий внутренний стандарт должен обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами и не противоречить Национальным стандартам аудиторской деятельности Республики Узбекистан;
обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения; полностью охватывать вопросы данного стандарта, логически развивать излагаемые принципы и положения;
содержать одинаковую трактовку терминов во всех внутренних стандартах.
17. Внутренние стандарты должны в совокупности представлять описание комплексного подхода аудиторской организации к организации и технологии проведения аудиторской проверки.
18. При разработке внутренних стандартов, предназначенных для проведения аудиторской проверки, аудиторские организации должны руководствоваться Национальными стандартами аудиторской деятельности Республики Узбекистан и другими актами законодательства Республики Узбекистан, регулирующими аудиторскую деятельность.
19. При разработке внутренних стандартов, предназначенных для проведения аудиторской проверки в соответствии с международными стандартами аудита, аудиторские организации должны руководствоваться нормами и принципами, предусмотренными в международных стандартах аудита.
20. При отсутствии стандартов аудиторской деятельности в определенной области аудиторской проверки, детализированных методик и подходов к проведению аудита аудиторские организации при разработке внутренних стандартов руководствуются международными стандартами аудита с учетом специфических особенностей, установленных законодательством.
21. Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень и порядок разработки внутренних стандартов.
22. В случае прямых указаний в Национальных стандартах аудиторской деятельности на то, что некоторые моменты требуют дополнительного утверждения в качестве внутренних стандартов, аудиторская организация обязана обеспечить выполнение данного указания в первоочередном порядке.
III. Форма и содержание внутренних стандартов аудиторской организации
23. Внутренние стандарты аудиторских организаций по своему назначению могут быть разделены на следующие группы:
а) стандарты, содержащие общие положения по аудиторской проверке;
б) стандарты, устанавливающие порядок проведения аудиторской проверки;
в) стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
г) специализированные стандарты;
д) стандарты, устанавливающие порядок оказания профессиональных услуг;
е) стандарты по образованию и подготовке кадров и др.
24. Внутренние стандарты, содержащие общие положения по аудиторской проверке, предназначены для регулирования взаимоотношений между аудиторами, а также между сотрудниками и руководством аудиторской организации в соответствии с основными принципами проведения аудиторской проверки.
25. В перечень внутренних стандартов, содержащий общие положения по аудиторской проверке, могут быть включены:
а) стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру;
б) стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора;
в) стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего контроля качества проведения аудиторской проверки, а также ответственность аудиторов и др.
26. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок проведения аудиторской проверки, формулируют конкретные правила, методику проведения аудиторской проверки.
27. В перечень внутренних стандартов аудиторских организаций, устанавливающих порядок проведения аудиторской проверки, могут быть включены:
а) стандарты, регламентирующие ответственность аудитора;
б) стандарты, регламентирующие порядок планирования аудиторской проверки;
в) стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля проверяемого хозяйствующего субъекта;
г) стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств;
д) стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц и др.
28. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов, содержат внутренние требования аудиторской организации к содержанию и формированию выводов и составлению заключений по результатам проведенной аудиторской проверки.
29. В перечень данных стандартов могут входить:
а) стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских отчетов и заключений;
б) стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству хозяйствующего субъекта по результатам проведения аудиторской проверки;
в) стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с финансовой отчетностью;
г) стандарты, регламентирующие порядок подготовки аудиторских заключений по результатам проведенной аудиторской проверки.
30. Специализированные внутренние стандарты включают стандарты в области методологии проведения аудиторских проверок по различным направлениям деятельности хозяйствующих субъектов.
31. В перечень данных стандартов могут быть включены:
а) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудиторских проверок кредитных организаций;
б) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудиторских проверок страховых организаций;
в) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудиторских проверок бирж, фондов и инвестиционных институтов;
г) стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудиторских проверок других хозяйствующих субъектов;
д) стандарты, регламентирующие подготовку аудиторского отчета по специальным вопросам.
(В пункт 31 внесены изменения в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 30.05.2017 г. №1624-1)
(см. предыдущую редакцию)
32. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок оказания профессиональных услуг, содержат положения о порядке оказания консалтинговых и других видов профессиональных услуг.
33. В перечень данных внутренних стандартов могут быть включены:
а) стандарты, регламентирующие услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета;
б) стандарты, описывающие порядок составления финансовой отчетности хозяйствующего субъекта;
в) стандарты, описывающие порядок оказания консалтинга по бухгалтерскому учету, налогообложению, планированию, менеджменту и другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
г) стандарты, отражающие порядок составления расчетов и деклараций по налогам и другим обязательным отчислениям и др.
34. Внутренние стандарты по образованию и подготовке кадров устанавливают требования к образованию, профессиональному уровню аудиторов и специалистов, регламентируют порядок подготовки и повышения квалификации работников аудиторской организации.
35. Внутренний стандарт аудиторской организации может иметь следующую структуру:
а) регламентирующие параметры - ссылка на Национальные стандарты аудиторской деятельности Республики Узбекистан, а также на международные стандарты аудита, использованные при разработке данного внутреннего стандарта;
б) общие положения - необходимость внутреннего стандарта, определение его основных терминов и понятий, сферы применения;
в) цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением;
г) взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на соответствующие положения других стандартов;
д) определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом;
е) оформление - перечень документов, которые аудитор должен составить согласно требованиям стандарта.
36. Реквизиты внутренних стандартов могут состоять из:
а) номера - порядкового или серийного кода данного стандарта;
б) даты ввода в действие;
в) названия - краткого и четкого изложения того, что регламентирует стандарт;
г) даты и указания лица, утвердившего стандарт;
д) преемственности - ссылки на ранее принятые, распространенные или предписанные нормативно-правовыми актами правила, которые связаны с данным стандартом;
е) сферы применения - перечня объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.
37. В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться приложения (методики, перечень процедур, вопросники, компьютерные программы, рабочие таблицы и т. д.), обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных положений внутренних стандартов.
38. Приложения к внутренним стандартам могут содержать следующие разделы:
а) порядок применения внутреннего стандарта;
б) описание технологии выполнения каждого этапа аудиторской проверки;
в) перечень вопросников и аудиторских процедур;
г) таблицы, схемы, рабочие документы с цифровыми примерами, иллюстрирующими методику и порядок проведения аудиторских процедур;
д) систематизированный перечень нормативно-правовых актов, используемых при аудиторской проверке.
39. Порядок и форма подготовки внутренних стандартов аудиторской организации приведены в приложениях №1 и №2 к настоящему Стандарту.
IV. Порядок организации внутреннего контроля за выполнением требований внутренних стандартов аудиторской организации
40. Внутренние стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, а в случаях, предусмотренных учредительными документами аудиторской организации, - собранием учредителей или другим уполномоченным органом.
41. Внутренние стандарты, регламентирующие контроль качества работы аудиторов, должны содержать положения по осуществлению контроля за выполнением требований внутренних стандартов.
(В пункт 41 внесены изменения в соответствии с Постановлением, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 30.05.2017 г. №1624-1)
(см. предыдущую редакцию)
42. Внутренние стандарты могут предусматривать назначение соответствующих должностных лиц ответственными за соблюдение положений внутренних стандартов.
43. Для обеспечения надлежащего контроля за соблюдением внутренних стандартов необходимость их применения должна входить в функциональные обязанности аудитора, предусмотренные трудовыми отношениями между аудитором и аудиторской организацией.
44. Аудиторской организацией могут быть установлены обязательные для выполнения при проведении аудита положения внутренних стандартов. При этом должны быть учтены обязательные для выполнения требования Национальных стандартов аудиторской деятельности Республики Узбекистан.
45. Контроль за выполнением требований внутренних стандартов должен быть организован на всех уровнях управления аудиторскими проверками, начиная с руководителей групп и руководителей проверок и заканчивая руководителями аудиторской организации, уполномоченными подписывать аудиторские заключения.
46. Для выполнения контрольных функций в ходе осуществления аудиторской проверки аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудиторской проверки. Внутренние требования к уровню профессиональной подготовки специалистов, выполняющих контрольные функции в составе службы контроля качества проведения аудиторской проверки, устанавливаются внутренними стандартами по образованию и подготовке кадров аудиторской организации.
47. На сотрудников аудиторских организаций распространяется обязанность не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Приложение №1
к Национальному стандарту аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД №4) "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций"
Примерный порядок подготовки внутренних стандартов аудиторской организации
1. Для обеспечения эффективной работы по созданию системы внутренних стандартов аудиторской организации целесообразно создание внутри аудиторской организации Методического совета или иного специального коллегиального органа по усмотрению аудиторской организации.
2. Методический совет формируется из руководящих работников и наиболее профессионально подготовленных специалистов аудиторской организации и работает на основании утвержденного аудиторской организацией Положения о Методическом совете.
3. В работе Методического совета могут принимать участие сторонние специалисты (члены общественных организаций бухгалтеров и аудиторов, налоговые консультанты, научные работники, преподаватели, специалисты других аудиторских организаций), если это предусмотрено Положением о Методическом совете.
4. Задачами Методического совета аудиторской организации являются:
а) разработка внутренних аудиторских стандартов;
б) обобщение и систематизация практического опыта аудита;
в) организация обучения аудиторов и других специалистов аудиторской организации;
г) накопление, систематизация и анализ действующих нормативно-правовых актов в области аудита.
5. Разработка внутренних стандартов может осуществляться не только специалистами методологических служб аудиторской организации, но и специалистами других служб аудиторской организации с последующим рассмотрением и одобрением (или неодобрением) на Методическом совете. Допускается привлечение к этой работе специалистов, не являющихся штатными сотрудниками аудиторской организации.
6. В случае необходимости разработка внутренних стандартов может осуществляться сторонними организациями по договору в соответствии с утвержденной руководством аудиторской организации программой разработки.
7. В качестве составляющих элементов внутренних стандартов аудиторской организации могут быть приняты методики и разработки, утвержденные общественными организациями бухгалтеров и аудиторов, а также государственными органами.
8. Разработанные стандарты (методики, инструкции, положения) рассматриваются и принимаются Методическим советом с последующим представлением на утверждение руководству аудиторской организации. Решение принимается простым большинством голосов членов совета. Аргументированное особое мнение членов Методического совета, голосующих против, может быть ими самостоятельно предоставлено руководству аудиторской организации.
Приложение №2
к Национальному стандарту аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД №4) "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций"
Примерная форма внутреннего стандарта аудиторской организации
Бланк или угловой штамп аудиторской организации
Логотип, фирменное наименование
Утверждающая надпись, дата, подпись руководителя
Полное наименование внутреннего стандарта
Номер (индекс, код)
Разработчик: (департамент, отдел, сотрудник)
Дата разработки
Структура документа
1. Общие положения
1.1. Цели и основания разработки стандарта.
1.2. Необходимость использования стандарта.
1.3. Сфера применения стандарта.
1.4. Взаимосвязь с другими стандартами (в том числе международными).
1.5. Преемственность с ранее принятыми внутренними стандартами.
1.6. Срок действия.
2. Основные понятия и определения
3. Сущность внутреннего стандарта
3.1. Основные требования.
3.2. Методология решения указанной проблемы.
4. Нормативные акты, используемые при аудите
5. Приложения
5.1. Макеты рабочих документов аудитора.
5.2. Вопросы и тесты.
5.3. Аудиторские процедуры.
Подпись руководителя разработки
Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан от 21 августа 2006 года №76
"Об утверждении Национального стандарта аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД №4) "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций"
О документе
Номер документа: | 76 |
Дата принятия: | 21/08/2006 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Регистрация в МинЮсте: | № 1624 от 25/09/2006 |
Начало действия документа: | 05/10/2006 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Утратил силу с: | 30/07/2021 |
Документ утратил силу с 30 июля 2021 года в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Узбекистан от 2 июля 2021 года №43 |
Опубликование документа
Нет данных
Редакции документа
Текущая редакция принята: 30/05/2017 документом Приказ Министра финансов Республики Узбекистан О внесении изменений в Приказ Об утверждении Национального стандарта... № 56 от 30/05/2017
Вступила в силу с: 05/06/2017
Документ утратил силу с 30 июля 2021 года в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Узбекистан от 2 июля 2021 года №43