Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

14 сентября 2021 года №393

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 2 сентября 2021 года №358

О Программе государственных инвестиций на 2021-2025 годы

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Программу государственных инвестиций на 2021-2025 годы и Перечень государственных инвестиционных проектов на 2021-2025 годы (приложения 1 и 2).

2. Министерствам, ведомствам и местным исполнительным органам государственной власти при привлечении внутренних и иностранных инвестиций придавать приоритетное значение проектам Программы государственных инвестиций на 2021-2025 годы и принять необходимые меры для реализации программы.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Приложение 1

к Постановлению Правительства Республики Таджикистан от 2 сентября 2021 года №358

Программа государственных инвестиций на 2021-2025 годы

1. Основные положения

1. Программа государственных инвестиций на 2021-2025 годы (далее ПГИ) разработана с целью привлечения внутренних и иностранных инвестиций и разработки новых инвестиционных проектов для развития национальной экономики.

2. Республика Таджикистан как член мирового сообщества реализует свои политические и экономические отношения на международной арене на принципах партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Последовательные усилия Правительства Республики Таджикистан в этом процессе были направлены на расширение сотрудничества с партнерами по развитию и мировым сообществом.

3. ПГИ направлена на достижение стратегических целей и Целей Устойчивого Развития.

4. ПГИ позволяет мобилизовать внешние финансовые ресурсы для развития приоритетных секторов национальной экономики посредством внедрения проектов государственных инвестиций, источники финансирования которых не определены.

5. В рамках ПГИ учитываются цели Правительства Республики Таджикистан относительно улучшения благоприятных условий для инвестиционной деятельности и частного сектора. Расширение участия частного сектора в секторах национальной экономики способствует генерированию доходов, сокращению уровня бедности и улучшению благосостояния населения страны.

6. Проекты, включенные в ПГИ, включают инвестиции государственных учреждений, ведомств и корпоративных структур. Имеются возможности финансирования определенной части расходов за счет средств государственного бюджета или гарантированных займов Правительства Республики Таджикистан. Инвестиционные фонды могут иметь операционные расходы и техническую помощь, при условии, что они будут считаться неотъемлемой частью проекта. Проекты технической помощи представлены отдельно.

7. Правовую основу разработки ПГИ составляют Конституция Республики Таджикистана, Закон Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан", Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, постановление Правительства Республики Таджикистан от 27 марта 2018 года №161 "О порядке разработки государственных инвестиционных проектов и реализации программ государственных инвестиций Республики Таджикистан", отраслевые и региональные программы развития страны.

2. Обзор национальной экономики и программ государственных инвестиций

§1. Состояние национальной экономики и реализация экономических реформ

8. Таджикистан - горная страна без выхода к морю и граничит с Исламской Республикой Афганистан, Китайской Народной Республикой, Киргизской Республикой и Республикой Узбекистан. Северная и южная части страны, а также западная и восточная части страны разделены горными хребтами.

9. Страна обладает огромными гидроэнергетическими ресурсами, которые обеспечивают 98% выработки электроэнергии. Годовой потенциал производства электроэнергии составляет 527 млрд кВт/час из которых в настоящее время освоено только 6%. В то же время наличие 280-330 солнечных дней и 2000 кВт/м2 солнечной радиации в год создают благоприятные условия для использования солнечной энергии в качестве возобновляемого источника энергии. По экспертным оценкам, потенциал солнечной энергии в Таджикистане составляет около 16 млрд мВт/час в год, что может удовлетворить 10-20% потребностей национальной экономики в энергии и 60-80% общих потребностей населения в течение не менее 10 месяцев в году

10. Используя свои мощности для выработки электроэнергии из возобновляемых источников, в ближайшем будущем Таджикистан сможет стать четвертым по величине крупнейшим экспортером электроэнергии в регионе.

11. Горные условия страны свидетельствуют о наличии огромных минеральных и неминеральных ресурсов и уникальных возможностей для развития горной промышленности. В Таджикистане выявлено, разведано и числятся на государственном балансе более 600 полезных ископаемых с 60 видами сырья, из которых осваиваются 35 месторождений. Кроме этого, разведано около 800 месторождений природных ресурсов, на 48 из которых предоставлены лицензии на поисковые и геологические работы.

12. Развитие горнодобывающей промышленности базируется на огромных источниках сырья, рабочей силы, дешевой энергии и растущем спросе на цветные металлы на мировых рынках. В стране разведаны месторождения золота и серебра, цинка, сурьмы, вольфрама, олова, редких драгоценных металлов, месторождения декоративных и драгоценных камней,  а также камней для строительства.

13. Горнодобывающий сектор страны в целом носит экспортный характер. Посредством привлечения внутренних и иностранных инвестиций, передовых технологий и налаживания переработки сырья отрасли можно обеспечить значительную диверсификацию и увеличение объема экспорта конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, в частности ювелирных изделий, жженого кирпича, цемента, арматуры, каменных плит, жести, кафелей и панелей, гипсокартона, декоративного гипса, стекла и стеклянных изделий, металлоконструкций и другой продукции.

14. Привлечение иностранных инвестиций будет способствовать строительству новых предприятий химической промышленности по производству продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе минеральных удобрений, лакокрасочных строительных материалов, широкого ассортимента бытовых моющих средств и средств гигиены, включая средств для стирки, мыла, шампуней, подгузников, косметических мазей, зубной пасты и другой аналогичной продукции.

15. Использование существующих возможностей по производству конечной продукции из алюминия обеспечивает благоприятные предпосылки для удовлетворения потребностей рынков страны в различных алюминиевой продукции, такой как алюминиевые кабели, бытовые принадлежности, различные материалы для строительства сооружений, консервные банки и алюминиевая тара для напитков, сантехнические и другие электроприборы, ввозимой из других стран.

16. В горах Таджикистана насчитывается более 3500 различных видов лечебных и лекарственных растений, а в стране всего 16 предприятий по переработке только 45 видов лекарственных растений. При этом Таджикистан ежегодно импортирует медицинские препараты на сумму 50 млн долларов США. Это свидетельствует о ещё неиспользованных в полной мере возможностях в этом направлении и является важным для развития фармацевтической промышленности как одного из самых прибыльных секторов мировой экономики.

17. В целях эффективного использования существующих возможностей по производству медицинских препаратов необходимо привлечение прямых иностранных инвестиций для проведения научно-исследовательских и испытательных работ для разработки современных растительных лекарственных средств на основе растительности Таджикистана и создания лабораторий, кластеров фармацевтической промышленности для производства и экспорта лечебных фито-чаев, лекарств из лечебных трав, биологических активных добавок, эфирных масел, лечебных косметических бальзамов и мази и других инновационных продуктов.

18. Благоприятный климат и обильные водные ресурсы рек создают хорошие условия для развития сельскохозяйственного сектора, в том числе для хлопководства, разведения тутового шелкопряда, растениеводства, садоводства, виноградарства, выращивания овощей и бахчевых культур и получения двух или трех урожаев в сезон.

19. В регионах страны имеются обширные возможности для создания крупных агропромышленных кластеров по переработке сельскохозяйственного сырья до конечной продукции, в частности производства тканей, детской, женской и мужской одежды, школьной, спортивной и спецодежды, нижнего и постельного белья, чулочно-носочных и трикотажных изделий, полотенец, хлопковых, шелковых, шерстяных и кожаных головных уборов и шарфов, обуви, одежды, сумок, чемоданов и других аксессуаров из кожи, меда, кондитерских изделий, шоколада и мармелада, соков, консервированных овощей и фруктов, мясных и молочных продуктов и другой конечной продукции с выходом на рынки сбыта.

20. Благоприятное географическое положение Таджикистана в центре Азии, на маршруте "Шелкового пути", вдоль автомагистрали, строящейся в рамках Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества между маршрутами Юг-Юг, Центральная Азия - Южная Азия (CASA) создает благоприятные условия для превращения его в туристическую и транзитную страну.

21. Протяженность автомобильных дорог составляет более 26 605,1 километров, а железных дорог республиканского значения - 953 километров. Функционируют также четыре основных аэропорта, обслуживающих международные маршруты.

22. Со строительством и реконструкцией автомобильных дорог в 2015-2019 годы объем грузовых перевозок по дорогам Таджикистана снизился на 14,8%, а пассажиропоток увеличился в 1,5 раза. При этом огромные возможности в этом направлении используются не в полной мере.

23. Географическое положение Таджикистана позволяет использовать его воздушное пространство для транзита пассажиров и грузов.

24. Увеличивая количество воздушных рейсов и маршрутов из разных частей мира можно многократно повысить уровень доходов услуг аэронавигации, пассажирских и грузовых перевозок, а также туризма.

25. Принимая во внимание современные тенденции развития туризма и объявления 2019-2021 годов годами развития села, туризма и народных ремесел особого внимания на основе использования обширных возможностей требует продвижение лечебного и рекреационного туризма, альпинизма, охоты, экотуризма, потребление национальных блюд, изучение традиций и древних ремесел, культурного, исторического и религиозного туризма в стране.

26. В последние годы наблюдается тенденция миграции отечественных врачей в зарубежные страны для работы и изучения передового международного опыта, что способствует развитию отечественной медицины. С привлечением отечественных и зарубежных инвестиций для развития медицинской отрасли и медицинских услуг в стране расширяются возможности для развития медицинского туризма (стоматологические и нейрохирургические услуги, услуги пластической хирургии, услуги по трансплантации органов и т.д.), которые соответствуют критериям спроса в регионе и доступны по стоимости.

27. В последние годы внедрение современных цифровых технологий в финансовом и банковском секторах содействует расширению доступа населения к кредитным услугам и безналичным расчетам.

28. Процесс цифровизации также широко развивается в таких сферах как предоставление государственных услуг, управление промышленным и сельскохозяйственным производством, здравоохранение и образование, торговля, логистика и другие области.

29. Таджикистан все еще находится на ранних этапах развития цифровой экономики с низким уровнем проникновения широкополосного доступа в Интернет и его высокой стоимостью по сравнению со странами Центральной Азии.

30. В условиях отсутствия доступа страны к морю наличие большого потенциала для внедрения цифровой экономики создает благоприятные предпосылки для развития отечественного программирования, разработки, экспорта и удаленного внедрения автоматизированных электронных программ в организациях зарубежных стран, расширения удаленной занятости для молодежи, женщин, девушек, пенсионеров, инвалидов и других уязвимых групп, активного развития частного сектора, безналичных расчетов и обеспечения высокой эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

31. Использование огромных преимуществ цифровой экономики требует широкого спектра прямых частных и государственных инвестиций для улучшения инфраструктуры и логистики, электронного правительства и широкого спектра электронных услуг, цифровой грамотности и модернизации образования и науки.

32. В течение 2015-2020 годов в Республике Таджикистан с целью обеспечения развития национальной экономики и рыночных отношений был реализован ряд значительных институциональных реформ, направленных на укрепление системы государственного управления, развитие человеческого потенциала, обеспечение качества развития национальной экономики, финансовой устойчивости, налогового администрирования, рационального использования природных ресурсов, инновационное развитие реального сектора экономики и быструю индустриализация страны, что позволило добиться значительных успехов в привлечении внутренних и иностранных инвестиций.

33. Для приведения инвестиционного и делового климата в соответствие с требованиями международных стандартов на национальном и региональном уровнях налажен государственно-частный диалог. Страна стала членом Всемирной торговой организации, Конвенции ООН о признании решений иностранных арбитражных судов, Гаагской конвенции о легализации иностранных официальных документов. Конкретная работа проделана в области приватизации государственной собственности, обеспечения доступа к финансовым средствам, инфраструктуре развития бизнеса, внедрения международных стандартов, качества и безопасности продукции и модернизации государственных услуг для предпринимателей и инвесторов.

34. В процессе приватизации госимущества и реализации индивидуальных проектов по реконструкции естественных монополий и крупных госпредприятий 90% госактивов передано частному сектору.

35. Государственная политика в области экономики направлена на всестороннюю поддержку инициатив частного сектора и предпринимательства, и в этом направлении осуществлены значительные меры по устранению искусственных административных барьеров и обеспечению прозрачности правовых норм по отношению к субъектам предпринимательства.

36. Приняты законы Республики Таджикистан "О государственной защите и поддержке предпринимательства" в новой редакции, "Об инвестиционном соглашении", "О государственно-частном партнерстве", "О разрешительной системе", "О моратории на проверки деятельности субъектов предпринимательства в сферах производства", Концепция государственной политики привлечения и защиты инвестиций Республики Таджикистан и ряд отраслевых стратегий и программ. Также внесены изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов, что направлено на привлечение инвестиций и развитие бизнеса.

37. В целях упрощения процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства по системе "Единого окна" отменена государственная пошлина за государственную регистрацию, количество регистрирующих структур сокращено с 4 до 1, а сроки регистрации от 49 до 3-5 дней.

38. Запущен электронный портал услуг для налогоплательщиков, с помощью которого предоставляются 36 видов электронных услуг, включая электронную подачу документов для регистрации субъектов предпринимательства, налоговой декларации и отчетности, оплату налогов с использованием национальных платежных карт, "Master" и "Visa", возврат НДС, другие консультационные и информационные услуги.

39. В рамках упрощения системы лицензирования количество разрешений было сокращено до 56, и порядок предоставления 30 % разрешений налажено в электронном виде. Для предоставления необходимой информации о процедурах получения разрешений и лицензий создан онлайн-портал www.ijozat.tj.

40. В целях реформирования проверок деятельности хозяйствующих субъектов в рамках работы Координационного совета проверяющих органов, количество проверяющих органов сокращено с 31 до 25 единиц. Конечная цель реформы - сократить количество проверяющих органов до 20 единиц.

41. Инициативой Президента Республики Таджикистан объявлен мораторий на все виды проверок деятельности хозяйствующих субъектов в производственном секторе до 1 января 2021 года, который охватил 1948 предприятий в 24 отраслях. В результате реформ в этой сфере количество проверок снизилось с 300 тысяч в 2016 году до 48 тысяч в 2019 году, то есть в 6 раз.

42. Для обеспечения широкого доступа предпринимателей и населения к финансовым услугам и кредитным средствам созданы бюро кредитных историй, электронные реестры залога движимого и недвижимого имущества, осуществлена эффективная законодательная реформа системы обеспеченных сделок, способствующая усилению прав кредиторов и внедрению принципов корпоративного управления. Эти плодотворные реформы привели к повышению позиций страны на 113 пунктов по индикатору доступа к кредитам и достижения Таджикистаном 11 места в отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса", что создало благоприятные условия для внедрения современных финансовых технологий в нашей стране.

43. Реализация значительных реформ по совершенствованию отраслевого законодательства, цифровизации базы данных министерств и государственных ведомств, модернизации услуг для предпринимателей и населения, созданию национальных систем "Единого окна" для регистрации хозяйствующих субъектов, получения разрешений на строительство, подключения к системе снабжения электричества, регистрации недвижимости, оформления экспортно-импортных и транзитных операций, а также внедрение онлайн-процедур содействовало сокращению времени и затрат на ведение бизнеса.

44. В целях реализации мероприятий по организации деятельности в сфере государственно-частного партнерства, наращивания потенциала, повышения квалификации и технического содействия в реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере инфраструктуры и социальных услуг создано ГУ "Центр реализации проектов государственно-частного партнерства". В настоящее время в рамках механизма государственно-частного партнерства реализуются 5 проектов в области энергетики, транспорта, здравоохранения, образования и водоснабжения на сумму более 280 млн сомони.

45. В сотрудничестве с центральными и местными органами государственной власти и частным сектором ведется работа над 7 проектами, которые будут реализованы в ближайшем будущем.

46. Государственное учреждение "Фонд поддержки предпринимательства", созданный в 2013 году, в 2020 году преобразован в государственное унитарное предприятие Государственный промышленно-экспортный банк Таджикистана "Саноатсодиротбанк". На сегодняшний день данным учреждением с целью модернизации и создания цехов и предприятий по производству импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции в регионах страны поддержано 196 бизнес-проектов на сумму 298 млн сомони, в том числе 33 бизнес-проекта женщин-предпринимателей на сумму 22 млн сомони, 19 проектов молодых предпринимателей на сумму 47,4 млн сомони и 171 стартап проектов на сумму 171 млн сомони.

47. Выделенные средства направлены в такие отрасли как переработка сельскохозяйственной продукции, производство кондитерских изделий и продовольствия, ремесленничество, переработка кожи и производство обуви, мебели, образовательные услуги, производство медицинских препаратов, строительных материалов, создание холодильных сооружений, переработка мрамора и местного гранита и в другие отрасли.

48. В целях развития туризма и эффективного использования имеющихся возможностей этого направления реконструированы и введены в эксплуатацию международные аэропорты и внедрен онлайн порядок выдачи электронных виз международным туристам. Создан уполномоченный государственный орган - Комитет по развитию туризма при Правительстве Республики Таджикистан, разработаны и приняты Стратегия развития туризма на период до 2030 года и Программа развития туризма на 2018-2020 годы и Закон Республики Таджикистан "О туризме" в новой редакции. Созданы Координационный совет по развитию туризма и отделения туризма при правоохранительных органах.

49. Соответствующим постановлением Правительства страны вновь созданные туристические компании освобождаются от налога на прибыль в первые 5 лет деятельности, а импорт материалов и оборудования для строительства туристической инфраструктуры освобождены от НДС и таможенных пошлин.

50. За последние четыре года Правительство страны ввело дополнительно 40 видов льгот и стимулов для защиты и поддержки предпринимательства и привлечения инвестиций в отрасли легкой промышленности, сельского хозяйств фармацевтики, птицеводства, животноводства, туризм и в другие приоритетные сектора.

51. В целях поддержки стартапов и развития малого и среднего бизнеса посредством методической, информационной, консультационной и обучающей поддержки в 2018 году создано Государственное учреждение "Формирование и развитие предпринимательства Таджикистана" со своими региональными подразделениями в городах Душанбе, Бохтар, Куляб, Худжанд и Хорог.

52. Достижения реформ последних лет заложили основу для повышения позиций Таджикистана в отчете "Ведение бизнеса" Всемирного банка (со 165 места в 2015 году до 106 места в 2020 году) на 59 пунктов и включения страны в список "Топ 10" стран реформаторов в 2015 и 2020 годах.

53. С 2017 года суверенный кредитный рейтинг страны оценивается и поддерживается международными рейтинговыми компаниями Standard & Poor"s и Moody"s Investors Service на уровне "B, устойчивое развитие" и "B-". Впервые за время своей независимости Республика Таджикистан выпустила еврооблигации на сумму 500 млн долларов США и вышла на мировой рынок капитала.

54. Проведенные реформы способствовали неуклонному увеличению количества малых и средних предприятий с 206,5 тысяч в 2015 году до 328 тысяч в 2020 году, в результате чего сегодня доля частного сектора в ВВП составляет 70%, занятости - 68% и налоговых поступлениях в госбюджет - 80%.

55. В результате внедрения современных финансовых технологий доступ предпринимателей и населения к финансово-кредитным ресурсам банковской системы постепенно расширяется. В 2019 году объем кредитов, выданных банковской системой экономике, составил 9,5 млрд сомони, что по отношении к 2018 годом увеличилось на 25,5 %.

56. Согласно статистике, общий приток иностранных инвестиций за последние пять лет составил 31,2 миллиарда сомони, из которых 14,1 миллиарда сомони - прямые инвестиции, а 17 миллиардов сомони - прочие инвестиции.

57. Приток прямых иностранных инвестиций за этот период направлен в основном в такие отрасли как геологическая разведка и добыча полезных ископаемых - 6,7 млрд сомони, промышленность - 3,5 млрд сомони, энергетика - 599 млн сомони, связь - 99,2 млн сомони, финансовые услуги - 71,1 млн сомони, строительство - 41,7 млн сомони, сельское хозяйство - 61 млн сомони, образование - 31,5 млн сомони и другие сферы - 117,3 млн сомони.

58. В рамках подписанных инвестиционных соглашений в экономику республики привлечено более 10 миллиардов сомони прямых иностранных инвестиций, построено и введено в производства 15 мощных производственных предприятий.

59. Наряду с вышеизложенными достижениями, доля частных инвестиций в ВВП в 2019 году составила всего лишь 4%, что на 6 процентных пунктов ниже запланированного показателя и на один процентный пункт ниже чем в 2015 году.

§2. Макроэкономические показатели и обеспечение процесса устойчивого роста

60. Расходы по ПГИ являются неотъемлемой частью среднесрочных расходов в рамках бюджета (далее - СРВБ). СРВБ должны иметь комплексную приоритетность и учитывать плановые показатели стратегических документов развития национальной экономики, кредитных обязательств и мер экономической политики.

61. Расходы бюджета отражают плановое экономическое развитие Правительства Республики Таджикистан и уровень инфляции на последующие годы. В этот период ожидается увеличение бюджетных расходов, в основном в секторах энергетики, транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты. Правительство Республики Таджикистан усилит процесс подготовки бюджета страны с целью улучшения адресности расходов и контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на повышение уровня жизни населения Таджикистана.

62. В соответствии с экономической и финансовой политикой Правительства Республики Таджикистан в рамках механизма финансирования в целях повышения уровня жизни и содействия развитию секторов экономики макроэкономическая политика и финансовые меры в среднесрочной перспективе будут нацелены на эффективную реализацию политики, обеспечение устойчивого экономического развития, стабильности курса национальной валюты и низкие темпы инфляции.

63. Правительство Республики Таджикистан будет осуществлять постоянный мониторинг внешнего государственного долга и ежеквартально публиковать информацию о внешнем долге в средствах массовой информации.

64. Для обеспечения процесса устойчивого национального экономического развития в Таджикистане была активирована комплексная система стратегического планирования, и все секторы и регионы страны охвачены программами социального и экономического развития. В течение этого периода были приняты концепции, стратегии и другие программные документы, заложена прочная основа для обеспечения бесперебойного устойчивого развития национальной экономики на основе макроэкономического прогнозирования с использованием эконометрических моделей, среднесрочного и долгосрочного программирования.

65. В 2015-2019 годах среднегодовой рост экономики был обеспечен на уровне 7%, а реальный объем валового внутреннего продукта за этот период увеличился в 1,6 раза.

66. В результате реализации конструктивных мер Президента Республики Таджикистан, целей и приоритетов Среднесрочной программы развития на 2016-2020 годы номинальный ВВП страны в 2019 году составил 77,4 млрд сомони, а реальный темп роста составил 7,5%, что на 29 млрд сомони или в 1,6 раза больше, чем в базовом (2015) году. В 2020 году с учетом негативных последствий распространения пандемии коронавируса номинальный ВВП составил 82,5 миллиарда сомони, а реальный темп его роста составил 4,5%. При этом объем ВВП на душу населения в 2020 году составил 8765,1 сомони, который по сравнению с 2015 годом увеличился на 3087,3 сомони или в 1,6 раза.

67. В течение этого периода общие доходы государственного бюджета увеличивались из года в год с 16,6 миллиарда сомони в 2015 году до 29,5 миллиарда сомони в 2020 году.

68. Общие расходы государственного бюджета по отношению к ВВП в 2020 году составили 30,2%, что на 4,2 процентных пункта выше прогнозного показателя (26%).

69. Как видно из основных макроэкономических показателей Республики Таджикистан на 2015-2020 годы в результате проведения соответствующих реформ и предпринятых мер Правительством Республики Таджикистан, цели и определенные стратегические национальные задачи в целом реализованы, создав благоприятные предпосылки для дальнейшего устойчивого развития страны.

70. Объем государственного внешнего долга в 2019 году составил 2925,3 млн долларов США или 36% по отношению к ВВП, что на 8,1 процентных пункта выше, чем в 2015 году (27,9%).

71. Причиной увеличения внешнего долга является привлечение средств от партнеров по развитию для инвестирования в важные национальные приоритетные объекты, которые в настоящее время находятся на стадии строительства и восстановления.

72. За последние пять лет обеспечение реального объема ВВП превысил план. Стабильный рост национальной экономики в 2016-2019 годах в основном обусловлен ростом промышленности в 1,8 раза, сельского хозяйства в 1,2 раза, общего внутреннего рыночного товарооборота в 1,5 раза, пассажирских перевозок в 1,2 раза, платных услуг в 1,1 раза, перевозок в 1,2 раза и финансирования основных фондов из всех источников финансирования в 1,3 раза.

73. Объем промышленного производства увеличился с 15,7 млрд сомони 2015 года до 30,8 млрд сомони 2020 года, или в почти в 2 раза больше, в результате чего его доля в ВВП составила 17,4% , что по сравнению с 2015 годом больше на 5,1 процентного пункта.

74. За 2016-2019 годы объем производства цемента увеличился в 3 раза, угля в 1,9 раза, хлопкового волокна в 4,4 раза, масла растительного в 2,2 раза и кондитерских изделий в 2,5 раза.

75. Доля сельского хозяйства в ВВП в 2020 году составила 22,6%, что на 1 процентный пункт ниже 2015 года. Это свидетельствует об успешном переходе от аграрно-промышленной модели к индустриально-аграрной модели и переработке сельхозпродукции на промышленных предприятиях.

76. В течение 2016-2020 годов реализовано 80 проектов государственных инвестиций, в рамках которых на развитие реальных секторов в экономику привлечены и освоены 2 миллиарда долларов США, в частности энергетики, транспорта, сельского хозяйства, ирригации, водоснабжения, развития местной инфраструктуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, защиты окружающей среды, государственного управления и других секторов.

77. В настоящее время в Таджикистане реализуется 70 проектов государственных инвестиций на сумму 3,5 млрд долларов США, в том числе 1771 млн долларов США за счёт кредитных средств, 1592 млн долларов США за счёт грантов, 128 млн долларов США взноса Правительства Республики Таджикистан и 36,3 млн долларов США из других источников.

78. С начала реализации проектов государственных инвестиций по настоящее время (31.12.2020) освоено средств на сумму 1567,8 млн долларов США или 44,4%, из них 745,8 млн долларов США в рамках кредитов или 42%, грантов 751,9 млн долларов США или 47,2%, взноса Правительства Республики Таджикистан 40,2 млн долларов США или 31,3% и других источников 29,8 млн долларов США или 82,2%.

79. В 2020 году в рамках реализации совместных проектов освоено 319,5 млн долларов США, в том числе 8,3 млн долларов США за счет взноса Правительства Республики Таджикистан, кредитов международных финансовых организаций 168 млн долларов США, грантов 140,9 млн долларов США и других источников финансирования 2,2 млн долларов США.

80. В сфере энергетики и транспорта в 2020 году освоено 207,8 млн долларов США, образования и здравоохранения 42,6 млн долларов США, сельского хозяйства и ирригации 29,9 млн долларов США, водоснабжения 15,6 млн долларов США и других отраслях - 23,1 млн долларов США.

81. Объем инвестиций в основной капитал в течение 2016-2020 годов увеличился более чем в 5 раз и достиг 55 миллиардов сомони. За этот период за счет всех источников финансирования построены и сданы в эксплуатацию 5,5 млн квадратных метров жилья, общеобразовательных и дошкольных учреждений на более 77 тысяч мест, медицинских учреждений на более чем 5 тысяч коек.

82. По состоянию на 1 января 2021 года в свободных экономических зонах страны зарегистрировано 72 субъекта, из них 30 субъектов зарегистрированы в СЭЗ "Сугд", 11 субъектов зарегистрированы в СЭЗ "Пяндж", 25 субъектов зарегистрированы в СЭЗ "Дангара", 1 субъект зарегистрирован в СЭЗ "Куляб" и 5 субъектов принадлежат СЭЗ "Ишкашим".

83. В целом на создание свободных экономических зон было инвестировано более 1,9 миллиарда сомони, в том числе 43,3 млн сомони в 2020 году.

84. Доля частного сектора в ВВП за 2016-2020 годов увеличилась с 54% до более 70%.

85. В течение 2016-2020 годов ежегодно создается более 150 000 постоянных и сезонных рабочих мест, а количество людей, мигрирующих в поисках работы, за последние пять лет уменьшилось на 50%.

86. Денежные доходы населения увеличились в 1,9 раза, а средняя заработная плата одного работника - в 1,2 раза.

87. В течение 2016-2020 годов численность населения Таджикистана увеличилась с 8,5 млн до 9,3 млн, что на 800 000 человек или свыше 9 % больше по сравнению с 2015 годом. В 2019 году средняя продолжительность жизни населения увеличилась до 75 лет.

88. По официальным данным в 2019 году численность рожденных составила 231 тысяча человек. Общий коэффициент рождаемости и общий коэффициент смертности на 1 000 населения составляют соответственно 25 и 3,6, человек что свидетельствует о надлежащем внедрении мер планирования семьи, здравоохранения и санитарии.

89. Уровень бедности снизился с 31,3% в 2015 году до 26,3% в 2019 году. Следует отметить, что Республика Таджикистан включена Всемирным банком в список 10 стран с самым высоким уровнем сокращения бедности за последние 15 лет.

90. Согласно оценкам международных организаций, в том числе Всемирного экономического форума, показатели Республики Таджикистан улучшились.

91. В 2020 году Республика Таджикистан заняла 98-е место согласно Индексу здорового долголетия, 57-е место среди 141 страны по оценке цифровых навыков взрослого населения и 30-е место по аналитическому мышлению в образовании.

92. Таджикистан занимает 2-е место по доступу к электроэнергии, 50-е место по качеству дорожной инфраструктуры, 37-е место по эффективности железнодорожных услуг среди 141 страны и 91-е место среди 133 стран согласно Индексу продовольственной безопасности с получением 42,6 из 78,1 - максимально возможных баллов по индексу качества продуктов питания.

93. Согласно анализу Всемирного экономического форума 2019 года Таджикистан в международном рейтинге эффективности законодательной базы занимает 30 место по совершенствованию процедур государственного регулирования, 20 место по бремени государственного регулирования и 34 место по эффективности законодательства в сфере разрешения споров среди 141 стран мира.

94. С учётом распространения пандемии коронавируса, наличия геополитических проблем, торговых споров и экономических санкций между странами, а также неустойчивых колебаний на мировых рынках некоторые целевые макроэкономические показатели были пересмотрены Министерством экономического развития и торговли.

95. Для достижения поставленных целей важно принять необходимые меры по предотвращению воздействия негативных внешних факторов, повышению конкурентоспособности национальной экономики, стимулированию экономической активности, улучшению делового и инвестиционного климата, укреплению производственных мощностей и созданию новых рабочих мест.

§3. Информация о реализации " Государственной программы инвестиций на 2016-2020 годы"

96. Привлечение иностранных инвестиций для реализации приоритетных проектов в условиях ограниченных внутренних капиталовложений является одним из ключевых факторов дальнейшего развития национальной экономики.

97. С целью привлечения иностранных инвестиций для реализации приоритетных проектов в отраслях национальной экономики Министерство экономического развития и торговли совместно с министерствами и ведомствами республики разрабатывается Программа государственных инвестиций на среднесрочную перспективу.

98. Государственная программа инвестиций на 2016-2020 годы (далее - ГПИ 2016-2020) разработана с целью привлечения иностранных и внутренних инвестиций, включая кредитов, грантов и технической помощи для реализации приоритетных проектов в различных секторах экономики утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2015 года №772.

99. В соответствии с постановлениями Правительства Республики Таджикистан от 23 августа 2016 года №381, от 1 августа 2018 года №383 и от 31 декабря 2019 года №659 были внесены изменения и дополнения с целью исключения реализованных проектов и включения новых приоритетных проектов.

100. Общее количество проектов государственных инвестиций ПГИ на 2016-2020 годы с учётом всех изменений и дополнений составляет 1210 единиц, а общая стоимость проектов составляет 39,7 млрд долларов США. В частности, проекты источник финансирования, которых определен составляет 341 единицу (28,2%) на сумму 8,9 миллиарда долларов США (Приложение №2).

101. Из общего числа проектов с определенным источником финансирования в рамках данной программы было реализовано 80 проектов, из которых 41,3% относятся к энергетической сфере, 39,8% - к транспортной сфере, 8,8% - к сельскому хозяйству и ирригации/орошению, 5,5% сектору образования, 2% - водоснабжению и канализации, 1,6% к другим отраслям и только 1% - к сектору экономического управления (Приложение №3).

102. Совокупность реализующихся проектов государственных инвестиций в Республике Таджикистан по состоянию на 1 января 2021 года состоит из 70 единиц (29 грантовых проектов, 6 кредитных проектов и 35 проектов, находящихся как в кредитном, так и в грантовом со-финансировании), общая сумма которых составляет 39,9 млрд сомони (3,53 миллиарда долларов США).

103. В структуре реализуемых проектов на займы приходится 20,0 млрд сомони (1,77 млрд долларов США) или 50,2%, на гранты - 18,1 млрд сомони (1,6 млрд долларов США) или 45,1%, на вклад Правительства Республики Таджикистан - 1,45 млрд сомони (128,5 млн долларов США) или 3,6% и на другие источники, включая вклад государственных предприятий, местных органов исполнительной власти, сообществ (бенефициаров) и т.д. приходится 410,2 млн сомони (36,3 млн долларов США) или 1%.

104. Источником финансирования совокупности (портфеля) реализуемых проектов государственных инвестиций в основном являются следующие источники: 

Азиатский Банк Развития - 856,1 млн долларов или 24,3% общего портфеля;

Всемирный Банк - 757 млн долларов или 21,5%;

Европейский Банк Реконструкции и Развития - 638,6 млн долларов или 18,1%;

Китайская Народная Республика - 331,4 млн долларов или 9,4%;

Исламский Банк Развития - 163,3 млн долларов или 4,6%;

Европейский Инвестиционный Банк - 117,9 млн долларов или 3,3%;

Саудовский Фонд Развития - 90,0 млн долларов или 2,6%;

Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций - 87,5 млн долларов или 2,5%;

Фонд ОПЕК - 72,0 млн долларов или 2,0%;

Немецкий Банк Развития - 55,4 млн долларов или 1,6%;

Международный Фонд Сельскохозяйственного Развития - 53,1 млн долларов или 1,5%;

другие международные финансовые организации или страны-доноры 140,7 млн долларов или 4,0%;

вклад Правительства Республики Таджикистан - 128,5 млн долларов или 3,6%;

другие источники (вклад отечественных государственных предприятий, местных органов исполнительной власти, сообществ и др.) - 36,3 млн долларов или 1%.

105. В рамках реализуемых проектов в 2020 году освоено 3,6 миллиарда сомони (эквивалент 319,5 млн долларов США), что составляет 92% от годового плана (3,9 миллиарда сомони или 346,5 млн долларов США), в том числе по отраслям: 210.

энергетика в рамках 10 проектов освоено 136,6 млн долларов (1,5 миллиарда сомони) или 106% финансового плана на 2020 год;

транспорт в рамках 12 проектов освоено 71,3 млн долларов (805,7 млн сомони) или 94% от плана;

образования в рамках 5 проектов освоено 23,1 млн долларов (261,0 млн сомони) или 95% от плана;

жилищно-коммунальные услуги в рамках 20 проектов освоено 22,0 млн долларов (248,6 млн сомони), что составляет 72% от плана;

здравоохранение и социальная защита населения по 6 проектам - 19,7 млн долларов (222,6 млн сомони) или 113 % от плана;

сельское хозяйство и ирригация /орошение в рамках 7 проектов освоено 30 млн долларов (337,9 млн сомони) или 102% от плана;

экология и чрезвычайные ситуации в рамках 5 проектов освоено 12,8 млн долларов (144,6 млн сомони) или 52% от плана;

прочие отрасли (таможня, финансы, туризм и др.) в рамках 5 проектов освоено 4,1 млн долларов (46,3 млн сомони) или 30% от плана.

106. В Программе предусмотрены источники финансирования 341 проекта на общую сумму 8,9 миллиарда долларов. В связи с реализацией 191 государственных инвестиционных проектов выражена заинтересованность международными финансовыми институтами и в этом направлении ведутся переговоры (Приложение №4).

107. Согласно анализу, в рамках ГПИ 2016-2020 (кредитных и грантовых проектов) за 2016 -2020 годы освоено более 3,6 миллиарда долларов США.

108. В ПГИ 2016-2020 программе проекты разделены на две таблицы, в частности проекты источники финансирования, которых составляют кредиты (сводная таблица №3 ГПИ 2016-2020) и проекты источники финансирования которых составляют гранты и техническая помощь (сводная таблица №4 ГПИ 2016-2020). Большинство проектов включены в сводную таблицу №4, то есть новые и реализуемые проекты грантов и техпомощи на 2016-2020 годы, которые требуют привлечения грантов и технической помощи.

109. Большинство проектов при поиске источников финансирования в соответствии с требованиями финансовых институтов и партнеров по развитию получают займы, гранты и вклад Правительства Республики Таджикистан.

110. Источник финансирования проекта определяется отраслевым ведомством, подающим проектную заявку.

111. Некоторые проекты, имеющие определенный источник финансирования, включаются в группу реализующихся проектов еще на стадии поиска инвестора.

112. В целях реализации приоритетных государственных инвестиционных проектов в рамках данной программы были приняты эффективные меры в сочетании с Программой государственных внешних заимствований.

113. На период 2016-2020 годов подписаны ряд инвестиционных соглашений с партнерами по развитию и финансовыми учреждениями. По данным Министерства финансов, за отчетный период в Таджикистане подписано 112 кредитных и грантовых договоров на общую сумму 2 757,31 млн долларов США по 93 государственным инвестиционным проектам, из которых 1416,23 млн долларов США предоставлены в форме займов, грантов 1341,08 млн доллар США. 226. 227. Основными инвесторами государственных инвестиционных проектов в рамках инвестиционных соглашений являются Азиатский Банк Развития, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Исламский Банк Развития и другие.

114. Мелкомасштабные проекты в различных областях реализуются непосредственно общественными организациями развития, такими как ЮНИСЕФ, JICA, GIZ и другими.

115. Анализ отраслевой структуры "Программы государственных инвестиций на 2016-2020 годы" показывает, что из общего количества (1210 проектов) соответствующими министерствами и ведомствами и правительственными учреждениями не найдено источников финансирования для 869 (72% от общего количества) инвестиционных проектов на общую сумму 30,8 млрд долларов США. Эти проекты включают 115 проекта транспортного сектора (52% от общей стоимости проекта), 92 проекта энергетического сектора (33%), 133 проекта сельского хозяйства и ирригации/орошения (7,4%), 276 проектов водоснабжения и канализации (3.6%), 78 проектов в мультисекторе и других секторах (1,7%), 95 проектов в секторе образования (1,7%), 73 проекта в секторе здравоохранения и социальной защиты населения (0,7%) и 7 проектов в секторе управления экономикой (0,2%), отраслевая структура которых представлена в таблице №5 (Приложение 4).

116. Несмотря на то, что соответствующие министерства и ведомства, а также местные органы исполнительной власти областей, городов и районов предприняли ряд шагов для реализации ГПИ 2016-2020, анализ показывает, что существует ряд причин, негативно влияющих на эффективную реализацию программы, в том числе:

- 98% инвестиционных проектов переведены в ГПИ 2016-2020 годы из предыдущих программ в связи с тем, что не нашли источников финансирования;

- несмотря на установленный порядок, большинство министерств и ведомств во время встреч и переговоров по привлечению иностранных инвестиций представляют инвесторам проекты, не включенные в ПГИ, что препятствует эффективной реализации программы;

- некоторые малые и средние проекты с похожими названиями реализуются вне ПГИ и об их реализации не осведомлены отраслевые министерства, ведомства и местные органы исполнительной власти областей, городов и районов. В результате проекты под другими названиями в ПГИ остаются в течение многих лет, повторяются и теряют свой приоритет.

117. ПГИ разрабатываются с целью нахождения источника внешнего и внутреннего финансирования для реализации проектов государственных инвестиций, для которых источник финансирования не определен. Понятие инвестирования в соответствии с действующим законодательством - это вложение инвестором в виде материальных и нематериальных активов на территории Республики Таджикистан с целью получения прибыли.

118. Сводная таблица №4 ПГИ 2016-2020 за соответствующие годы состоит из сектора капитального строительства и осуществляется только за счет государственного бюджета заказчиками - министерствами, ведомствами и местными исполнительными органами государственной власти областей, городов и районов с целью ведения в эксплуатацию основных средств и мощностей.

119. Показатели капитальных вложений на соответствующие годы определяются ежегодно соответствующими постановлениями Правительства Республики Таджикистан "О мерах по реализации Закона Республики Таджикистан о Государственном бюджете Республики Таджикистан на соответствующие годы". На основании установленных показателей заказчиками разрабатывается перечень объектов на соответствующий год по согласованию с Министерством экономического развития и торговли и передается в Министерство финансов для финансирования в установленном порядке.

120. Материально-техническая база соответствующего структурного подразделения Министерства экономического развития и торговли нуждается в улучшении для обеспечения необходимого уровня процесса разработки, мониторинга и оценки государственных инвестиционных проектов.

121. Принимая во внимание существующие проблемы и опыт, полученный в ходе реализации предыдущих государственных инвестиционных программ, рекомендуется принять следующие меры для улучшения и, на соответствующем уровне, создания системы для разработки, мониторинга и оценки эффективной реализации ПГИ: 

- дальнейшее привлечение внутренних и иностранных инвестиций министерствами, ведомствами и местными органами исполнительной власти осуществлять только в рамках ПГИ на 2021-2025 годы;

- при разработке проекта ПГИ не учитывать дублирующие и потерявшие приоритетность проекты предыдущих программ;

- создать электронную базу данных государственных инвестиционных проектов и ПГИ с привлечением средств партнеров по развитию;

- разработать и внедрить электронный реестр государственных инвестиционных проектов, кредитных и грантовых проектов, а также проектов грантов и технической помощи;

- разработать и внедрить автоматизированную систему мониторинга и оценки реализации ПГИ с использованием передового международного опыта и с привлечением средств партнеров по развитию;

- усилить материально-техническую базу и кадровые ресурсы соответствующего структурного подразделения Министерства экономического развития и торговли.

3. Прогноз программы государственных инвестиций на 2021-2025 гг.

§1. Инвестиционные программы

122. ПГИ 2021-2025 включает 898 проекта на общую сумму 19,1 миллиарда долларов, в том числе 62 новых проектов на сумму 540,6 млн долларов США. Из "Программы государственных инвестиций на 2016-2020 годы" переведено в новую Программу 836 проектов на общую сумму 18,6 млрд доллар США.

123. Из 898 проектов, в том числе 64 проектов приходится на энергетический сектор (7 824 млн долларов США или 41%), 103 проектов на транспортный сектор (4507 млн долларов США или 24%), 135 проектов на сельскохозяйственный сектор и ирригацию/орошение (2 481 млн долларов или 13 %), 272 проекта на сектор водоснабжения и санитарии (1222 млн долларов или 6 %), 121 проект в других секторах (1394 млн долларов или 7 %), 92 проекта на сектор образования и науки (821,4 млн долларов или 4%), 88 проектов на здравоохранение и социальную защиту населения (589,9 млн долларов или 3%), 15 проектов на сектор управления экономикой (245,5 млн долларов или 1%) и 7 проектов приходится на сферу торговли и сектор услуг (23,6 млн долларов или 0,1%).

124. По региональной структуре Программа государственных инвестиций на 2021-2025 годы охватывает все регионы страны, из 898 проектов 160 проектов на общую сумму 5429,6 млн долларов США или 28,5% (по объёму денежных средств) приходится на Согдийскую область, на Хатлонскую область 334 проектов на общую сумму 4856 млн долларов США или 25,5%, 218 проекта на общую сумму 3937 млн долларов США или 21 процент, 107 проектов на проекты национального уровня общей суммой 2855 млн долларов США или 15% на районы республиканского подчинения, 43 проекта на сумму 1206 млн долларов США или 6% на ГБАО и 36 проектов на общую сумму 738 млн долларов США или 3,8 % на город Душанбе.

125. Согласно региональной структуре новых 62 проекта, ПГИ на 2021-2025 годы охватывают все регионы страны, в том числе 26 проектов на общую сумму 283653 тысяч долларов США или 52,5% (по объему денежных средств) приходится на проекты республиканского уровня, 13 проектов на общую сумму 116977 долларов США или 21,6% на Согдийскую область, 13 проектов на общую сумму 73955,4 тыс. долларов США или 13,7% на Хатлонскую область, 7 проектов на общую сумму 50734 тысячи долларов США или 9,4% на районы республиканского подчинения, 2 проекта общей стоимостью 11 880,9 тысячи долларов США или 2,2% на город Душанбе и 1 проект общей стоимостью 3 407 тысяч долларов США или 0,6% на ГБАО. 

§2. Источники финансирования инвестиционных проектов

126. Источниками финансирования государственных инвестиций являются донорские средства, государственный бюджет и другие внутренние и внешние источники финансирования.

127. ПГИ классифицирует кредитные и грантовые проекты по трем разделам:

- проекты, финансирование которых одобрено (заключены соглашения с инвесторами);

- проекты, финансирование некоторых уже определены, или проекты, находящиеся в процессе поиска источника финансирования (небольшое количество которых находится на стадии переговоров с определенными донорами);

- реализующиеся и вновь предлагаемые проекты грантов и технической помощи, финансирование которых не оговаривалось.

128. С целью классификации проектов, каждый инвестиционный проект, включаемый в часть Б "Кредитных и грантовых проектов" ПГИ 2021-2025, обозначаются такими знаками:

- управление экономикой - ЕСМ;

- сельское хозяйство - AGR;

- ирригация/орошение - IRW;

- водоснабжение и канализация - WSS;

- энергетика - ENE;

- транспорт - TRA;

- экология - ECO;

- образование - EDU;

- здравоохранение и социальная защита населения - HEA;

- торговля и услуги - STUR;

- и другие отрасли - MUL.

129. ПГИ разработана на основе требований "Порядка разработки проектов государственных инвестиций и реализации программы государственных инвестиций Республики Таджикистан", который утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от 27 марта 2018 года №161.

130. Создается Межведомственная рабочая группа для оценки проектных инвестиционных заявок с привлечением представителей соответствующих министерств и ведомств для разработки проекта ПГИ.

131. Министерства, ведомства и местные исполнительные органы государственной власти областей, городов, районов, организаций и учреждений представляют государственные инвестиционные проекты в Министерство экономического развития и торговли для включения в проект ПГИ.

132. Рабочая группа рассматривает инвестиционные проектные заявки министерств и ведомств, исполнительных органов государственной власти областей, городов, районов, организаций и учреждений исходя из целей и приоритетов стратегических документов страны, отраслевых программ развития, программ социально-экономического развития областей, городов, районов и предоставляет Комиссии по отбору проектов государственных инвестиций.

133. Комиссия по отбору проектов государственных инвестиций под руководством Первого заместителя Премьер-министра Республики Таджикистан рассматривает и отбирает проекты государственных инвестиций для включения в Программу государственных инвестиций Республики Таджикистан.

134. Новые инвестиционные проекты включаются в программу после изучения, оценки и принятия решения Комиссией по отбору проектов государственных инвестиций, после чего они считаются приоритетными для финансирования.

§3. Кредитные и грантовые проекты, проекты грантов и технической помощи ПГИ 2021-2025

135. Кредитные и грантовые проекты, проекты грантов и технической помощи ПГИ 2021-2025 в целом составляют 898 проектов на общую сумму 19,1 млрд долларов США и разделяются на две части (А и Б).

136. Часть А включает в целом 807 грантовых проектов и проектов технической помощи на общую сумму 12,1 млрд долларов США.

137. В процессе разделения проектов по отраслям в рамках грантовых проектов и проектов технической помощи, на отрасли образования, здравоохранения и социальной защиты населения, водоснабжения и канализации приходится 1,9 млрд долларов США, что составляет 19,8 процентов общей суммы грантовых проектов и проектов технической помощи.

138. На сектор управления экономикой приходится 249 млн долларов США, что составляет 2% от суммы проектов грантов и технической помощи. Это финансирование предназначено для реформ сферы государственного управления, наращивания потенциала в области экономического и финансового управления и налогового администрирования.

139. На секторах энергетику, промышленность и транспорт приходится 7,6 млрд долларов США, что составляет 63,3% от общей суммы проектов грантов и технической помощи.

140. Инвестиционные проекты в секторах сельского хозяйства и ирригации/орошения, торговли и обслуживания и в других секторах составляют 2,2 млрд долларов США, что составляет 18,3% от общей суммы проектов грантов и технической помощи.

141. Часть Б включает кредитные и грантовые проекты и составляет 91 проект на общую сумму 7 млрд долларов США.

142. На запланированные пять лет в рамках кредитных и грантовых проектов предусмотрено финансирование в объем 2,17 млрд долларов США.

143. Как показывает отраслевой анализ средств кредитных и грантовых инвестиционных проектов, 65% средств приходится на инфраструктурные отрасли, в том числе энергетики и транспорта, которые составляют основу проектов 5-летнего периода. Инфраструктура, поддерживаемая в должном состоянии, повысит производительность и экономический рост во всех секторах, обеспечит доступ к рынкам, даст толчок повышению конкурентоспособности и активизации частного сектора.

144. В соответствии с Национальной стратегией развития Республики Таджикистан на период до 2030 года развитие инфраструктуры расширит доступ малоимущего населения к воде, электричеству и транспорту, повысив качество и уровень жизни населения.

145. На социальные проекты, в том числе на проекты сектора здравоохранения и социальной защиты, образования, водоснабжения и санитарии приходится 2,6 млрд долларов США, что составляет 13,5% от общей суммы новых проектов.

146. Инвестиционные проекты сельского хозяйства и ирригации и других отраслей составляют 4,2 млрд долларов США или 21,5% от общей суммы. 

4. Стратегические приоритеты отраслей национальной экономики

§1. Сельское хозяйство и орошение

147. Обеспечение населения страны продуктами питания, повышение уровня доходов и занятости, а также охрана природных ресурсов, необходимых для расширения воспроизводства, зависят от развития сельского хозяйства.

148. Аграрный сектор вносит значительный вклад в развитие национальной экономики, при этом около двух третей производственных предприятий страны являются агропромышленными предприятиями.

149. Сельское хозяйство является наиболее водопотребляющим сектором, на долю которого приходится около 94% используемых водных ресурсов. 90% сельскохозяйственной продукции в Таджикистане производится на орошаемых землях.

150. Гидротехнические сооружения очень устарели, большие водоемы, каналы и канавы, от которых зависит мелиоративное состояние десятков тысяч гектаров орошаемых земель, требуют особого внимания, испытывая недостаток транспортных средств и землеройных механизмов.

151. Задачи и приоритеты развития сектора сельского хозяйства и орошения: 

увеличение производства конкурентоспособной отечественной импортозамещающей и экспортной продукции;

повышение уровня и качества жизни сельского населения страны;

обеспечение продовольственной безопасности страны;

улучшение социально-экономического положения, а также материально-технической базы организаций отрасли;

передача внутрихозяйственных сооружений на баланс Ассоциация водопользователей;

периодическое повышение тарифов на услуги водоснабжения для покрытия фактических затрат сектора.

152. Мерами ирригационной политики являются следующие: 

восстановление вышедших из строя насосных станций отрасли;

улучшение мелиоративного состояния земель, предотвращение смывания почвы и охрана земель, освоение и введение простаивающих земель в сельскохозяйственный оборот;

организация и усиление деятельности Ассоциация водопользователей;

в рамках Программы реформирования водного сектора поэтапный переход от административного метода управления к бассейновому методу управления и переход к оплате платы за услуги водоснабжения через безналичную систему, биллинговую систему;

освоение новых орошаемых земель;

продление срок льготных тарифов на электроэнергию для насосных станций;

введение единых тарифов на электроэнергию для насосных станций и вертикальных скважин;

поставка поливной воды на земли сельскохозяйственного назначения на договорной основе и по запросу;

систематизация рационального использования воды;

осуществление переписи фактического состояния ирригационных сооружений.

§2. Энергетический сектор

153. Энергетический сектор является одним из приоритетных и важных секторов экономики страны и играет ключевую роль в продвижении экономической деятельности и удовлетворении основных потребностей населения.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Программа государственных инвестиций на 2021-2025 годы 1. Основные положения 2. Обзор национальной экономики и программ государственных инвестиций §1. Состояние национальной экономики и реализация экономических реформ §2. Макроэкономические показатели и обеспечение процесса устойчивого роста §3. Информация о реализации " Государственной программы инвестиций на 2016-2020 годы" 3. Прогноз программы государственных инвестиций на 2021-2025 гг. §1. Инвестиционные программы §2. Источники финансирования инвестиционных проектов §3. Кредитные и грантовые проекты, проекты грантов и технической помощи ПГИ 2021-2025 4. Стратегические приоритеты отраслей национальной экономики §1. Сельское хозяйство и орошение §2. Энергетический сектор §3. Транспортный сектор §4. Образование и наука §5. Здравоохранение и социальная защита §6. Труд, миграция и занятость §7. Другие приоритетные отрасли Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Перечень государственных инвестиционных проектов на 2021-2025 годы

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 сентября 2021 года №358
"О Программе государственных инвестиций на 2021-2025 годы"

О документе

Номер документа:358
Дата принятия: 02/09/2021
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 393 от 14/09/2021
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений