Действует

Внимание! Документ предоставлен в первоначальной редакции.

О вступлении в силу документа смотри пункт 2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 1 октября 2020 года №628

О внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года №820 "О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования" и от 31 декабря 2019 года №1060 "О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства"

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменения и дополнения в следующие решения Правительства Республики Казахстан:

1) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года №820 "О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования":

в механизме кредитования приоритетных проектов, утвержденном указанным постановлением:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Общий объем финансирования Национальным Банком Республики Казахстан банков второго уровня (далее - БВУ) и АО "Аграрная кредитная корпорация" (далее - АКК) в 2018 - 2021 годах для поддержки субъектов частного предпринимательства (далее - СЧП), осуществляющих деятельность в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, составит до 1 трлн тенге.

Проекты акционерного общества "Банк развития Казахстана" (далее - БРК) будут профинансированы исключительно за счет собственных средств (рыночного фондирования) БРК.";

дополнить пунктами 1-1. и 1-2. следующего содержания:

"1-1. Стратегические задачи

Стратегические задачи:

1) расширение производства в обрабатывающей промышленности и АПК;

2) насыщение внутреннего рынка товарами и услугами отечественных производителей.

1-2. Целевые индикаторы

Целевые индикаторы:

1) снижение доли импорта по товарам экономики простых вещей на 20% к 2022 году от уровня 2018 года;

2) рост выпуска продукции экономики простых вещей на 20% к 2022 году к 2022 году от уровня 2018 года.";

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Условия предоставления средств БВУ и АКК:

Национальным Банком Республики Казахстан за счет собственных средств и средств, находящихся в его управлении, будет осуществлено приобретение облигаций БВУ и АКК на сумму до 1 трлн тенге со сроком погашения до 10 лет по итоговой ставке доходности до 11 % годовых.

БВУ и АКК вправе досрочно погасить выпущенные им облигации на условиях, определяемых проспектом выпуска (условия выпуска облигаций) и согласованных с Национальным Банком Республики Казахстан.

Максимальный лимит приобретения облигаций на каждый БВУ не должен превышать 104 млрд тенге, лимит приобретения облигаций на АКК не должен превышать 170 млрд тенге. В случае неиспользования лимита частично либо полностью БВУ, неиспользованный лимит может быть перераспределен среди заинтересованных БВУ.

Максимальный лимит приобретения облигаций АКК не должен превышать 170 млрд тенге, из которых на производство и переработку в агропромышленном комплексе могут быть направлены не более 140 млрд тенге. При этом, для приобретения облигаций АКК на сумму 70 млрд тенге, направляемых на производство и переработку в агропромышленном комплексе, требуется наличие государственной гарантии.

Привлеченные и собственные средства БВУ и АКК должны быть направлены на финансирование приоритетных проектов по следующим направлениям:

1) переработка в агропромышленном комплексе до 300 млрд тенге;

2) производство в агропромышленном комплексе до 300 млрд тенге;

3) обрабатывающая промышленность и услуги до 400 млрд тенге.

Оператором по финансированию приоритетных проектов по производству и переработке в агропромышленном комплексе наряду с БВУ является АКК. Наряду с прямым кредитованием АКК имеет право фондировать кредитные товарищества для последующего кредитования сельхозтоваропроизводителей.

На кредитование проектов, направленных на проведение весенне-полевых и/или уборочных работ по производству в агропромышленном комплексе, будет направлено не более 30 млрд тенге.

При этом, на кредитование проектов, реализуемых субъектами малого и среднего бизнеса (далее - МСБ), будет направлено не менее 200 млрд тенге. В этих целях каждый БВУ и АКК обеспечит финансирование проектов МСБ в размере не менее 20 % от общего объема выданных кредитов на условиях, установленных настоящим механизмом кредитования приоритетных проектов (далее - механизм).

БВУ и АКК могут предоставлять займы под проекты СЧП за счет собственных средств, а также выпускать облигации для обеспечения либо восстановления фондирования для займов СЧП.

АО "Банк развития Казахстана" (далее - БРК) займы предоставляются только за счет собственных средств (рыночного фондирования).

Лимит финансирования проектов для БРК будет составлять не более 200 млрд тенге.

БРК осуществляется кредитование значимых проектов, направленных на снижение импортозависимости и инфраструктурное развитие.

При этом, кредитование проектов БРК осуществляется по рекомендации Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики.

В случае получения авансового фондирования, период освоения средств, полученных от размещения облигаций, не должен превышать 12 месяцев с даты их поступления на счет БВУ и АКК.

Целевое назначение предоставленных средств - кредитование СЧП, осуществляющих деятельность в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, на цели инвестирования и пополнения оборотных средств. Допускается пополнение оборотных средств на возобновляемой основе.

При этом, на цели пополнения оборотных средств БВУ и АКК вправе направить не более 50 % от выдаваемых кредитных средств в рамках одного проекта заемщика. Данное ограничение не распространяется на финансирование проектов по производству и переработке в агропромышленном комплексе, которое осуществляется за счет собственных средств БВУ и АКК, а также проектов, направленных на проведение весенне-полевых и/или уборочных работ по производству в агропромышленном комплексе, вне зависимости от источника финансирования кредита. При этом, проекты, направленные на проведение весенне-полевых и/или уборочных работ по производству в агропромышленном комплексе, финансируются на срок не более 1 года.";

подпункт 4) пункта 6 изложить в следующей редакции:

"4) на проведение весенне-полевых и/или уборочных работ: сохранение/увеличение рабочих мест и сохранение уровня индекса физического объема.";

пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8. Условия гарантирования проектов СЧП:

Гарантированию подлежат кредиты с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей 15 % годовых. Размер гарантии в рамках одного проекта заемщика не может превышать:

50 % от суммы кредита до 3 млрд тенге включительно;

30 % по кредитам свыше 3 млрд тенге до 5 млрд тенге включительно.

Срок гарантии не более срока кредита.

Условия, порядок и механизм гарантирования, а также мониторинг реализуемых проектов в рамках настоящего Механизма регламентируются Правилами гарантирования по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025", утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года №1060.

Условия, порядок и механизм гарантирования, а также мониторинг реализуемых проектов по производству и переработке в агропромышленном комплексе регламентируются приказом уполномоченного государственного органа в области развития агропромышленного комплекса.";

приложение к механизму кредитования приоритетных проектов изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

2) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года №1060 "О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства":

в Правилах субсидирования части ставки вознаграждения в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025", утвержденных указанным постановлением:

дополнить пунктом 6-1 следующего содержания:

"6-1. Проекты, одобренные до 26 августа 2020 года в рамках ранее утвержденной Государственной программы "ДКБ-2020" и утвержденной Государственной программы "ДКБ-2025", действуют на ранее одобренных условиях до полного исполнения предпринимателями своих обязательств по ним.";

пункт 36 дополнить частью третьей следующего содержания:

"По средствам Программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 19 марта 2020 года №39, субсидирование осуществляется по кредитам, направленным на 100% пополнения оборотных средств, с номинальной ставкой вознаграждения 8 % годовых, из которых 6 % оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством. При этом, сумма кредита не более 500 млн тенге, а в сфере торговой деятельности не более 100 млн тенге. Срок субсидирования составляет не более срока кредита.";

пункт 49 изложить в следующей редакции:

"49. Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банка развития осуществляется с номинальной ставкой вознаграждения не более 15 %, из которых 6% оплачиваются субъектом частного предпринимательства, а разница субсидируется государством.

Субсидирование ставки вознаграждения по договорам финансового лизинга банка развития осуществляется с номинальной ставкой вознаграждения не более 15 %, из которых 5 % компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.

Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банка развития осуществляется без ограничений срока субсидирования, при этом проекты банка развития со сроком субсидирования более 5 лет допускаются к субсидированию по рекомендации Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики.";

пункт 74 изложить в следующей редакции:

"74. Субсидированию подлежат новые и действующие кредиты, выданные (выдаваемые) банками на инвестиции и пополнение оборотных средств (в том числе на возобновляемой основе) в соответствии с перечнями товаров для субсидирования по кредитам в рамках проектов:

по переработке в агропромышленном комплексе согласно приложению 1 к настоящим Правилам субсидирования;

по производству в агропромышленном комплексе согласно приложению 2 к настоящим Правилам субсидирования;

по обрабатывающей промышленности и услугам согласно приложению 3 к настоящим Правилам субсидирования.

Под действующими кредитами понимаются кредиты, выдаваемые банками после вступления в силу постановления Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года №820 "О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования".

Допускается субсидирование кредита на пополнение оборотных средств, по которому размер оборотных средств не превышает 50 % от суммы кредита в рамках одного проекта заемщика.

Данное ограничение не распространяется на финансирование проектов по производству и переработке в агропромышленном комплексе, которое осуществляется за счет собственных средств БВУ и АКК, а также проектов, направленных на проведение весенне-полевых работ, вне зависимости от источника финансирования кредита. При этом, проекты, направленные на проведение весенне-полевых работ, финансируются на срок не более 1 года.

При 100 % финансировании на цели пополнения оборотных средств по проектам переработки и производства в агропромышленном комплексе за счет собственных средств банков в рамках механизма устанавливаются следующие критерии отбора:

отсутствие просроченной налоговой задолженности на момент подачи заявки;

не допускается финансирование на цели проведения расчетов по налоговым и иным обязательным платежам, оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов, займов и договоров лизинга.

Не допускается рефинансирование с другого банка, а также на покупку долей участия.

При этом, допускается субсидирование синдицированных кредитов БВУ с БРК.";

пункт 90 изложить в следующей редакции:

"90. Предприниматель с положительным решением банка/банка развития/лизинговой компании обращается в финансовое агентство с заявлением-анкетой по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам субсидирования, к которому прилагаются:

1) документ о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица (копия, заверенная подписью предпринимателя и печатью (при наличии), уведомление о регистрации индивидуального предпринимателя;

2) бизнес-план проекта предпринимателя, содержащий:

сроки обеспечения участия в реализации проекта собственных средств (денег, движимого/недвижимого имущества) и/или имущества третьих лиц по кредитам/договорам финансового лизинга свыше 180 (сто восемьдесят) млн тенге в рамках первого и второго направлений Программы (при этом такое участие имущества обеспечивается на уровне не ниже 10 % от общей стоимости реализации проекта);

этапы по сохранению/увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или увеличению объемов фонда оплаты труда или по достижении роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) или по росту объема уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) на 10 % после 2 (два) финансовых лет со дня принятия финансовым агентством решения о субсидировании (требование настоящего абзаца распространяется на случаи подачи заявления на участие в рамках первого и второго направлений Программы);

по механизму:

условие сохранения/увеличения среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или достижения роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) на 10 % после 3 (три) финансовых лет с даты решения рабочего органа/финансового агентства о субсидировании по кредитным средствам, выдаваемым 100 % на инвестиционные цели;

условие сохранения/увеличения среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или налоговых выплат или объема производства (в денежном выражении) или достижения роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения рабочего органа/финансового агентства о субсидировании по кредитным средствам, выдаваемым на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств, в размере не более 50 % в рамках одного проекта заемщика (предприятия, не освобожденные от уплаты налогов, обеспечивают увеличение налоговых выплат согласно требованиям механизма);

условие сохранения/увеличения среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или налоговых выплат или увеличения объема производства (в денежном выражении) или достижения роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) на 10 % по итогам 1 (один) года с даты решения рабочего органа/финансового агентства о субсидировании по кредитным средствам, выдаваемым на цели 100 % пополнения оборотных средств (предприятия, не освобожденные от уплаты налогов, обеспечивают увеличение налоговых выплат согласно требованиям механизма);

3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза (в случае наличия);

4) документы, подтверждающие наличие соответствующего уровня валютной выручки за последний отчетный период (в случае подачи заявления на участие в рамках третьего направления Программы).

Предприниматель может обратиться к региональному/местному координатору Программы за получением консультационной поддержки по вопросам подготовки заявки и сбора документов для участия в Программе.

На момент подачи заявки предпринимателем требуется наличие справки об отсутствии налоговой задолженности за запрашиваемый период.";

приложение 3 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;

в Правилах гарантирования по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025", утвержденных указанным постановлением:

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Средства, предусмотренные для гарантирования, перечисляются по:

Программе - акимом области (столицы, городов республиканского значения) финансовому агенту на основе договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы, заключаемого между ними, за счет средств республиканского и местного бюджетов. Типовая форма договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы утверждается уполномоченным органом по предпринимательству.

Средства из республиканского бюджета, выделяемые на основе договора на перечисление средств для субсидирования ставки вознаграждения по кредитам субъектов частного предпринимательства, осуществляющих деятельность по переработке и производству в агропромышленном комплексе, обрабатывающей промышленности и предоставлению услуг в рамках Механизма кредитования приоритетных проектов (далее - договор), могут быть направлены на инструмент гарантирования в рамках Программы/Механизма. Распределение полученных средств финансовым агентством осуществляется самостоятельно, исходя из потребности регионов. Средства, выделенные на гарантирование в рамках Программы/Механизма и не использованные региональными координаторами Программы/финансовым агентством в текущем финансовом году, могут быть использованы в очередном финансовом году на гарантирование проектов, в том числе одобренных в очередном финансовом году.

При гарантировании приоритетных проектов в рамках Механизма средства, выделенные на субсидирование приоритетных проектов в рамках договора на перечисление средств для субсидирования ставки вознаграждения по кредитам субъектов частного предпринимательства, осуществляющих деятельность по переработке и производству в агропромышленном комплексе, обрабатывающей промышленности и предоставлению услуг в рамках Механизма кредитования приоритетных проектов, подлежат перечислению на текущий счет финансового агентства в размере 20 % от суммы гарантий и являются оплатой за выпущенные гарантии. Дальнейшее рассмотрение и финансирование проекта осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным в Программе.

При этом, допускается предоставление гарантий БРК по кредитам БВУ на рыночных условиях.";

дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

"4-1. Проекты, одобренные уполномоченным органом финансового агентства до 26 августа 2020 года в рамках ранее утвержденных Государственной программы "ДКБ-2020" и Государственной программы "ДКБ-2025", действуют на ранее одобренных условиях до полного исполнения предпринимателями своих обязательств по ним.";

пункт 33 изложить в следующей редакции:

"33. Гарантирование может осуществляться только по кредитам банка с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку вознаграждения Национального Банка Республики Казахстан, увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов на дату принятия решения банком по проекту предпринимателя и банка развития со ставкой вознаграждения не более 15 % годовых.";

пункт 34 дополнить подпунктом 3) следующего содержания:

"3) кредит в рамках проекта в размере 100 % направлен на пополнение оборотных средств по Программе льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства по ставке не более 8 % годовых. При этом срок предоставляемой гарантии - не более срока кредита.";

пункты 44 и 45 изложить в следующей редакции:

"44. Гарантированию подлежат кредиты, выдаваемые банками (за исключением банка развития) на инвестиции и пополнение оборотных средств (в том числе на возобновляемой основе), в соответствии с перечнями товаров для гарантирования по кредитам в рамках проектов:

по переработке в агропромышленном комплексе согласно приложению 1 к настоящим Правилам гарантирования;

по обрабатывающей промышленности и услугам согласно приложению 2 к настоящим Правилам гарантирования;

по производству в агропромышленном комплексе согласно приложению 5 к настоящим Правилам гарантирования.

45. В рамках обрабатывающей промышленности допускается гарантирование кредита, направленного на пополнение оборотных средств, по которому размер оборотных средств не должен превышать 50 % от суммы проекта. Допускается гарантирование кредита, 100 % которого направлено на пополнение оборотных средств, если размер данного кредита не превышает 50 % от общей кредитуемой суммы проекта.

В рамках финансирования проектов по переработке и производству в агропромышленном комплексе, которые осуществляются за счет собственных средств банков, гарантирование может осуществляться по кредиту, направленному на пополнение оборотных средств (за исключением проведения расчетов по оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов или договоров лизинга) в размере 100 % включительно.

При 100 % финансировании на цели пополнения оборотных средств по проектам переработки и производства в агропромышленном комплексе за счет собственных средств банков в рамках Механизма устанавливаются следующие критерии отбора:

отсутствие просроченной налоговой задолженности на момент подачи заявки;

не допускается финансирование на цели проведения расчетов по налоговым и иным обязательным платежам, оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов, займов и договоров лизинга.

Не допускается рефинансирование с другого банка, а также на покупку долей участия.";

подпункт 5) пункта 50 изложить в следующей редакции:

"5) банк самостоятельно в соответствии с процедурой, установленной внутренними документами банка, в срок не более 20 рабочих дней, рассматривает заявление предпринимателя и принимает решение о возможности предоставления кредита;";

пункт 52 изложить в следующей редакции:

"52. Предприниматель обращается в банк с заявлением на получение кредита.

Банк самостоятельно в соответствии с процедурой, установленной внутренними документами банка, в срок не более 20 рабочих дней рассматривает заявление предпринимателя, проводит комплексную экспертизу проекта, анализирует представленные предпринимателем документы, финансовое состояние предпринимателя, на основе представленного предпринимателем заключения об оценке залогового имущества проводит оценку залоговой стоимости обеспечения предпринимателя и, в случае недостаточности обеспечения, выносит проект на рассмотрение уполномоченного органа, реализующего внутреннюю кредитную политику банка, для принятия решения о возможности предоставления кредита под гарантию финансового агентства.";

в главе 7. Порядок предоставления гарантий в рамках механизма пункт 66 изложить в следующей редакции:

"66. Предприниматель обращается в банк с заявлением на получение кредита в рамках Механизма.

Банк самостоятельно в соответствии с процедурой, установленной внутренними документами банка, в срок не более 20 рабочих дней, рассматривает заявление предпринимателя и, в случае недостаточности обеспечения, выносит проект на рассмотрение уполномоченного органа банка для принятия решения о возможности предоставления кредита под частичную гарантию финансового агентства.

Банк в течение 2 (два) рабочих дней со дня принятия решения уполномоченным органом банка представляет финансовому агентству документы, согласно приложению 4 к настоящим Правилам гарантирования, для рассмотрения вопроса о предоставлении гарантии.

На момент подачи заявки предпринимателем требуется наличие справки об отсутствии налоговой задолженности за запрашиваемый период.";

пункт 68 изложить в следующей редакции:

"68. После рассмотрения документов в течение 5 (пять) рабочих дней финансовое агентство принимает решение о гарантировании.

В случаях наличия замечаний к представленным документам и/или необходимости представления дополнительных документов, финансовое агентство направляет банку выявленные замечания/запрос на дополнительные документы для устранения и (или) представления информации в течение 3 (три) рабочих дней. При этом, срок рассмотрения документов, указанный выше для финансового агентства, возобновляется.";

приложение 2 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению;

приложение 4 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложение 4 к настоящему постановлению;

дополнить приложением 5 к указанным Правилам согласно приложению 5 к настоящему постановлению;

в Правилах предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025", утвержденных указанным постановлением:

приложение 1 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 6 к настоящему постановлению;

приложение 2 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 7 к настоящему постановлению;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 октября 2020 года №628
"О внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года №820 "О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования" и от 31 декабря 2019 года №1060 "О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства"

О документе

Номер документа:628
Дата принятия: 01.10.2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.10.2020
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 1 октября 2020 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 1 октября 2020 года.