Дата обновления БД:
06.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
447 / 1070
Всего документов в БД:
138455
Неофициальный перевод
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 23 июня 2020 года №17
О контроле конституционности некоторых положений Закона №212 от 24 июня 2004 года о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения и некоторых положений Постановления Парламента №55 от 17 марта 2020 года об объявлении чрезвычайного положения (обращения №47а/2020 года и №88а/2020 года)
Именем Республики Молдова
Конституционный суд в составе:
Домника Маноле, председатель,
Эдуард Абабей,
Николае Рошка,
Люба Шова,
Сергей Цуркан,
Владимир Цуркан, судьи,
при участии помощника судьи Думитру Аворника,
принимая во внимание обращения,
зарегистрированные 23 марта 2020 г. и 4 июня 2020 г.,
рассмотрев данные обращения в открытом пленарном заседании,
учитывая акты и материалы дела,
проведя обсуждение в совещательной комнате,
выносит следующее постановление.
Процедурные вопросы
1. Основанием для рассмотрения дела послужили обращения, представленные в Конституционный суд 23 марта 2020 года и 4 июня 2020 года, в порядке ст. 135 ч. (1) п. а) Конституции, ст. 25 п. g) Закона о Конституционном суде и ст. 38 ч. (1) п. g) Кодекса конституционной юрисдикции, Андрианом Канду, Сергеем Сырбу, Корнелиу Падневичем, Елеонорой Граур и, соответственно, Кириллом Моцпаном, депутатами Парламента Республики Молдова.
2. Авторы обращения №47а/2020 г. просят Конституционный суд проверить конституционность следующих положений:
- Статьи I пункты 2, 3, 4 и 5 Закона №54 от 17 марта 2020 года о внесении изменений в Закон №212/2004 о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения;
- статей 20 п. k), 22 ч. (1) п. i), 24 п. g) и 25 п. j) Закона №212 от 24 июня 2004 года о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения, и
- синтагмы "других действий, необходимых" в статье 2 п. 12) Постановления Парламента №55 от 17 марта 2020 года об объявлении чрезвычайного положения.
3. Автор обращения №88а/2020 г. просит Конституционный суд проверить конституционность статей 20 п. k), 22 ч. (1) п. i), 24 п. g) и 25 п. j) Закона №212 от 24 июня 2004 года о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения.
4. Авторы обращений считают, что оспариваемые положения противоречат статьям 1 ч. (3), 4, 6, 7, 23, 54, 60, 66, 72, 76, 96 и 102 Конституции.
5. Авторы обращения №47а/2020 г. подали запрос о приостановлении действия оспариваемых положений. Определением №36 от 24 марта 2020 года Конституционный суд отклонил этот запрос.
6. Определениями Конституционного суда от 7 апреля 2020 года и от 9 июня 2020 года, без вынесения решения по существу, обращения №47а/2020 г. и №88а/2020 г. были признаны приемлемыми.
7. Принимая во внимание идентичность предмета представленных обращений, Конституционный суд, в соответствии с положениями статьи 43 Кодекса конституционной юрисдикции, определением от 9 июня 2020 года решил объединить их в одно производство, присвоив ему №47а/2020 г.
8. В процессе рассмотрения дела Конституционный суд запросил мнения Парламента, Президента Республики Молдова, Правительства, Народного адвоката, Правительственного агента, Генеральной прокуратуры, Службы информации и безопасности, Министерства внутренних дел, Института юридических, политических и социологических исследований, Центра юридических ресурсов Молдовы, Ассоциации Promo-LEX и Института развития и социальных инициатив "Viitorul".
9. В открытом заседании Конституционного суда присутствовали депутаты Парламента Сергей Сырбу и Кирилл Моцпан, авторы обращений, Думитру Булига, представитель депутата Кирилла Моцпана, Раду Раду, представитель Парламента, и Дорин Лишман, представитель Правительства.
Фактические обстоятельства
10. Парламент Республики Молдова 17 марта 2020 года принял Закон №54 о внесении изменений в Закон о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения. Данным законом Парламент расширил спектр мер, применяемых в период чрезвычайного положения.
11. Кроме того, Парламент установил, что в период чрезвычайного положения Комиссия по чрезвычайным ситуациям, Служба гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций и Министерство внутренних дел могут осуществлять и "иные необходимые полномочия" помимо прямо предусмотренных Законом о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения.
12. В тот же день после принятия Закона №54 (17 марта 2020 года) Парламент принял Постановление №55, которым объявил чрезвычайное положение на всей территории Республики Молдова в период с 17 марта по 15 мая 2020 года в связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной инфекцией COVID-19.
13. В статье 2 Постановления Парламент определил список мер, которые необходимо предпринять Комиссии по чрезвычайным ситуациям. Пункт 12) той же статьи предусматривает, что Комиссия по чрезвычайным ситуациям может выполнять и "другие действия, необходимые для предупреждения, смягчения и ликвидации последствий пандемии коронавируса (COVID-19)".
Применимое законодательство
14. Применимые положения Конституции:
Статья 1
Государство Республика Молдова
"[…]
(3) Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются".
Статья 4
Права и свободы человека
"(1) Конституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова.
(2) При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы".
Статья 6
Разделение и взаимодействие властей
"В Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции".
Статья 7
Конституция - высший закон
"Конституция Республики Молдова является еe высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы".
Статья 23
Право каждого человека на знание своих прав и обязанностей
"(1) Каждый человек имеет право на признание его правосубъектности.
(2) Государство обеспечивает право каждого человека на знание своих прав и обязанностей. С этой целью государство публикует все законы и другие нормативные акты и обеспечивает их доступность".
Статья 54
Ограничение осуществления прав или свобод
"(1) В Республике Молдова не могут быть приняты законы, запрещающие или умаляющие права и основные свободы человека и гражданина.
(2) Осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом, соответствуют общепризнанным нормам международного права и необходимы в интересах национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния страны, общественного порядка, в целях предотвращения массовых беспорядков и преступлений, защиты прав, свобод и достоинства других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
(3) Положения части (2) не допускают ограничения прав, провозглашенных в статьях 20 - 24.
(4) Ограничение должно соответствовать обстоятельству, вызвавшему его, и не может затрагивать существование права или свободы".
Статья 60
Парламент - высший представительный и законодательный орган
"(1) Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единственной законодательной властью государства.
[…]".
Статья 66
Основные полномочия
"Парламент имеет следующие основные полномочия:
a) принимает законы, постановления и резолюции;
[…]
f) осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией;
g) ратифицирует, денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключенные Республикой Молдова;
[…]
m) объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение;
[…]
r) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами".
Статья 72
Виды законов
"(1) Парламент принимает конституционные, органические и ординарные законы.
[…]
(3) Органическим законом регламентируются:
[…]
m) режим чрезвычайного, осадного и военного положения;
[…]
р) другие области, по которым Конституцией предусмотрено принятие органических законов;
r) другие области, по которым Парламентом признано необходимым принятие органических законов.
(4) Ординарные законы действуют во всех областях общественных отношений, за исключением областей, регулируемых конституционными и органическими законами".
Статья 76
Вступление закона в силу
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 23 июня 2020 года №17
"О контроле конституционности некоторых положений Закона №212 от 24 июня 2004 года о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения и некоторых положений Постановления Парламента №55 от 17 марта 2020 года об объявлении чрезвычайного положения (обращения №47а/2020 года и №88а/2020 года)"
О документе
Номер документа: | 17 |
Дата принятия: | 23.06.2020 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 23.06.2020 |
Органы эмитенты: |
Судебные органы |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №188-192, 24 июля 2020 года, Ст. 100.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия - с 23 июня 2020 года.
Ссылка на Конституция Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О Конституционном суде
Ссылка на Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О режимах чрезвычайного, осадного и военного положения
Ссылка на Постановление Парламента Республики Молдова Об объявлении чрезвычайного положения