Дата обновления БД:
01.12.2023
Добавлено/обновлено документов:
113 / 386
Всего документов в БД:
129867
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 21 июля 1999 года №1019
Об утверждении Единых правил охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти, газа, подземных вод в Республике Казахстан
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 27 января 1996 года N2828 "О недрах и недропользовании" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Единые правила охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти, газа, подземных вод в Республике Казахстан.
2. Недропользователям при разработке месторождений полезных ископаемых в Республике Казахстан руководствоваться названными правилами.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан Н.Балгимбаев
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июля 1999 года №1019
Единые правила охраны недр (ЕПОН) при разработке месторождений полезных ископаемых в Республике Казахстан
Введение
Единые правила охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья (далее именуетсяПравила) разработаны в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 27.01.1996 г. N2828, "О недрах и недропользовании" и Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 28.06.1995 г. N2350 " О нефти " и других законодательных, нормативных правовых актов.
Правила содержат комплекс требований по рациональному и комплексному использованию недр и их охране на всех этапах недропользования.
Применяемые термины и определения в Правилах соответствуют принятой в законодательстве о недрах, а также в действующих межотраслевых и отраслевых нормативно-технических документах (положениях, инструкциях; методических указаниях), регламентирующих разработку месторождений полезных ископаемых.
Выполнение правил обязательно, для всех юридических и физических лиц независимо от форм собственности, осуществляющих поиск и разведку, проектирование, проводку и эксплуатацию скважин, ведение разработки, обустройство и строительство сопутствующих промысловых сооружений, подготовку технологических жидкостей, энергоисточников и сброса отходов.
Правила также не отменяют требования действующих межотраслевых и отраслевых нормативных документов в области охраны недр в той части, которая не противоречит настоящим Правилам и действующему законодательству о недрах.
Часть I
1. Настоящие Правила устанавливают комплекс требований по рациональному и комплексному использованию недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых и охране недр.
2. Требования по рациональному использованию и охране недр при добыче твердых полезных ископаемых геолого-технологическими и другими нетрадиционными методами (подземное выщелачивание, подземная выплавка серы, подземная газификация углей и т.п.) должны предусматриваться в отраслевых инструкциях, утверждаемых Комитетом геологии и охраны недр Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
Разрешением на проведение операций по недропользованию является наличие Акта регистрации Контракта на недропользование.
3. Планы развития горных работ разрабатывают организации по согласованию с Комитетом геологии и охраны недр Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
Развитие планомерных работ - планомерное, последовательное выполнение операций по недропользованию по годовому плану горных работ, составленному согласно проекту разработки месторождений полезных ископаемых, с обеспечением рационального использования недр и безопасного ведения работ.
Планы развития горных работ разрабатываются на год и на перспективу, в соответствии с проектом и технико-экономическими показателями организаций.
Порядок составления и согласования планов (проектов) развития горных работ и нормативов потерь и разубоживания устанавливается методическими указаниями, утвержденными Комитетом геологии и охраны недр Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с Агентством Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям. Планы (проекты) развития горных работ утверждаются Министерством энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан по согласованию с Комитетом геологии и охраны недр Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан.
Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых в местах размещения подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, выдается в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Республики Казахстан, от 27.01.1997 г. N109.
4. Инструктивные документы организаций, регламентирующие производственную деятельность, должны соответствовать настоящим Правилам.
1. Основные требования к проектированию организаций по добыче полезных ископаемых
5. Проект разработки месторождения горнорудной организацией разрабатывается на основании технического задания на проектирование, где должны быть предусмотрены вопросы рационального, комплексного освоения полезных ископаемых и охраны недр.
6. Проект разработки месторождения по добыче полезных ископаемых должен отвечать требованиям законодательства о недрах и недропользовании и настоящим Правилам.
7. В проекте разработки месторождения должны быть предусмотрены: размещение наземных сооружений организаций; способы вскрытия и системы разработки месторождения полезных ископаемых; применение средств механизации и автоматизации производственных процессов, обеспечивающие наиболее полное, комплексное и экологически целесообразное извлечение из недр и рациональное, эффективное использование балансовых запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых; а также сохранение в недрах или складирование забалансовых запасов для их последующего промышленного освоения; рациональное использование дренажных вод, вскрышных и вмещающих пород, а также отходов производства при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья; геологическое изучение недр (детальная и эксплуатационная разведка), геологическое и маркшейдерское обеспечение работ; меры, обеспечивающие безопасность работы производственного персонала и населения, зданий и сооружений, охрану недр, объектов окружающей среды от вредного воздействия работ, связанных с пользованием недрами; меры по рекультивации нарушаемых земель после отработки; мероприятия по технике безопасности; оценки и расчеты платежей за пользование недрами.
8. На разработку крупных месторождений полезных ископаемых с количеством недропользователей два и более, должен быть разработан комплексный проект освоения и разработки месторождения, предусматривающий: рациональную раскройку месторождения на шахтные (карьерные) поля, обеспечивающие наиболее полное извлечение из недр запасов полезных ископаемых, комплексное использование запасов как основных, так и попутно залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, а также меры, обеспечивающие учет и сохранение попутно добываемых и временно не используемых полезных ископаемых.
9. Схемы вскрытия, способы и системы разработки, принимаемые в проекте разработки месторождения должны быть всесторонне обоснованы повариантными технико-экономическими расчетами. При обосновании способов и системы разработки в проектах разработки месторождений должны быть определены оптимальные параметры технологических схем (выемочных единиц), полноты и качества извлечения полезных ископаемых из недр, условия технической безопасности ведения горно-технических работ.
10. Принятые в проекте к осуществлению варианты вскрытия, способы и системы разработки должны исключить выборочную отработку наиболее богатых частей месторождения, рудных тел и залежей, приводящую к снижению качества остающихся балансовых запасов месторождения, вследствие которых находящиеся в них залежи полезных ископаемых могут утратить промышленное значение или оказаться полностью потерянными.
11. Проекты разработки на месторождениях, находящихся в сложных горно-геологических условиях, должны содержать специальный раздел, предусматривающий мероприятия, исключающие или значительно снижающие вредное влияние осложняющих природных условий на рациональное, комплексное использование недр и одновременно обеспечивающие безопасное ведение горных работ, охрану недр и окружающей среды.
12. В проектах разработки месторождений при подземном способе добычи каменных строительных материалов, гипса, известняка, каменных и калийных солей должна рассматриваться целевая подготовка выработок с учетом обеспечения и долговременной сохранности для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
13. Проекты разработки месторождений по добыче полезных ископаемых подлежат государственной экспертизе в:
Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан - в области охраны окружающей среды и охраны недр;
органах Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям - в области техники безопасности.
Проекты утверждаются Министерством энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан.
14. При установлении Государственной комиссией по запасам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан многоцелевого назначения комплексного минерального сырья проектом разработки месторождения должен быть определен оптимальный вариант освоения месторождения с отражением соответствующих требований в лицензии на пользование недрами.
2. Планирование и проектирование развития горных работ
15. Планирование и проектирование развития горных работ в процессе разработки месторождения полезных ископаемых должны осуществляться в строгом соответствии с законодательством о недрах, проектом разработки месторождения, действующими нормативными правовыми актами и настоящими Правилами, предусматривать решение всех вопросов технологии горного производства, обеспечивающих правильность разработки месторождения, рациональное, комплексное использование и охрану недр.
16. Годовые планы развития горных работ должны предусматривать:
нормативы потерь и разубоживания, рассчитанные по каждой выемочной единице;
применение способов и систем разработки месторождения, обеспечивающих наиболее полное извлечение полезных ископаемых из недр;
добычу полезных ископаемых в соответствии с действующими кондициями;
соответствие техническому проекту направления планируемого объема горно-подготовительных, нарезных выработок и вскрышных работ для создания вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов;
соблюдение соотношения по количеству и качеству полезных ископаемых в выемочных единицах (участок, блок, панель, камера) и сроков их погашения в соответствии с календарным графиком;
меры по снижению потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче, вовлечению в добычу при необходимости ранее оставленных в недрах, законсервированных, потерянных в недрах забалансовых запасов, использованию совместно залегающих полезных ископаемых и пород вскрыши, складированию некондиционного минерального сырья в спецотвалы, внедрению в производство прогрессивных технологических решений, передовых методов и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в области рационального, комплексного использования полезных ископаемых и охраны недр.
17. Запрещается в годовых планах развития горных работ предусматривать:
оставление балансовых запасов полезных ископаемых у границ карьерных (шахтных) полей или в контурах погашаемых запасов, отработка которых в будущем будет невозможна или затруднена;
выборочную отработку богатых по содержанию полезного компонента и лучших по технологичности участков месторождения;
оставление на будущие периоды добычи отбитого полезного ископаемого в выемочных единицах, если это не предусмотрено технологией горных работ.
18. Для каждой выемочной единицы должен разрабатываться локальный проект на ее отработку. Основой для его разработки является проект разработки месторождения и планы развития горных работ. Проект отработки выемочной единицы обязательно согласовывается с территориальными органами Комитета геологии и охраны недр Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан.
Под выемочной единицей понимается наименьший экономически и технологически оптимальный участок месторождения с достоверным подсчетом исходных запасов руды (блок, панель, лава, часть уступа и т. д.), отработка которого осуществляется единой системой разработки и технологической схемы выемки, по которому может быть осуществлен наиболее точный отдельный учет добычи рудной массы по количеству и содержанию в ней металла (полезного компонента).
19. В проекте на выемочную единицу технико-экономическими расчетами должны быть обоснованы:
оптимальные параметры выемочной единицы, показатели извлечения полезного ископаемого из недр, изменение качества полезного ископаемого при добыче;
методы определения и учета показателей извлечения полезных ископаемых, обеспечивающие необходимую полноту, достоверность и оперативность установления фактических показателей извлечения.
3. Требования охраны недр при разработке месторождений
20. Способ и схема вскрытия и ведения добычных работ на месторождениях или его части должны обеспечивать:
максимальное и экономически целесообразное извлечение из недр всех полезных ископаемых, подлежащих к разработке в пределах горного отвода;
безопасность ведения горных работ;
возможность отработки изолированных рудных тел, пластов и залежей, имеющих промышленное значение;
охрану месторождения от стихийных бедствий и от других факторов приводящих к осложнению их отработки, снижению промышленной ценности, качества и потерям полезных ископаемых.
21. Вскрытие, подготовка месторождения и добычные работы, в том числе опытно-промышленные, должны производиться в строгом соответствии с проектом разработки.
При изменении горно-геологических и горно-технических условий в проект должны быть своевременно и в установленном порядке внесены соответствующие дополнения и изменения.
22. Выбранные способы, объемы и сроки проведения вскрышных и подготовительно-нарезных работ должны обеспечивать установленное качество вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов.
23. В процессе разработки месторождения должны обеспечиваться:
проведение эксплуатационной разведки и других геологических работ;
контроль за соблюдением предусмотренных проектом мест заложения, направлений и параметров горных выработок, предохранительных целиков, технологических схем проходки;
проведение постоянных наблюдений за состоянием горного массива, геолого-тектонических нарушений и другими явлениями, возникающими при разработке месторождения.
24. При проведении вскрывающих и подготовительных горных выработок с попутной добычей полезных ископаемых недропользователи обязаны: производить раздельную выемку совместно залегающих разносортных, разнокачественных и разнотипных полезных ископаемых; вести учет их добычи и потерь; обеспечить раздельное складирование и сохранность добытых полезных ископаемых до потребления.
25. В процессе вскрытия и разработки месторождения (шахтного поля) не допускается порча примыкающих к нему участков тел (пластов, залежей) с балансовыми и забалансовыми запасами полезных ископаемых.
26. Количество и качество готовых к выемке запасов полезных ископаемых, нормативы эксплуатационных потерь и разубоживания должны определяться по выемочным единицам.
27. В процессе очистной выемки недропользователи обязаны:
вести регулярные геологические наблюдения в очистных забоях и обеспечивать своевременный геологический прогноз для оперативного управления горными работами;
вести учет добычи по каждой выемочной единице;
не допускать образования временно неактивных запасов, потерь на контактах с вмещающими породами и в маломощных участках тел (залежей, пластов);
разрабатывать и осуществлять мероприятия по недопущению сверхнормативных потерь и разубоживания;
строго соблюдать соответствие календарного графика и плана развития горных работ.
28. При производстве очистных работ запрещается:
приступать к добычным работам до проведения установленных проектом подготовительных и нарезных выработок, предусматривающих полноту извлечения полезных ископаемых;
выборочная отработка богатых или легкодоступных участков месторождения (пластов, залежей), приводящая или могущая привести к порче оставшихся балансовых запасов полезных ископаемых;
допускать сверхнормативные потери.
29. Определение показателей извлечения полезных ископаемых из недр, потерь и разубоживания должно производиться на основе первичного учета раздельно по способам и системам разработки, выемочным единицам и в соответствии с требованиями методических указаний по определению, учету, нормированию и экономической оценке потерь полезных ископаемых при добыче, согласованных с территориальными органами Комитета геологии и охраны недр Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан.
30. Потери и разубоживание полезных ископаемых при добыче должны определяться прямым, косвенным и комбинированными методами.
Методы определения потерь полезных ископаемых при добыче должны обеспечивать: определение потерь и разубоживания при технологическом процессе добычи по видам и местам их образования и с требуемой точностью; выявление сверхнормативных потерь и причин их образования.
31. Сверхнормативные потери и выборочная отработка более богатых или ценных полезных ископаемых определяются как разность между фактическими и нормативными значениями по выемочным единицам. За сверхнормативные потери и выборочную отработку применяются штрафные санкции, устанавливаемые государством.
32. Определение, учет и оценка достоверности показателей полноты и качества извлечения полезных ископаемых при производстве очистных работ осуществляется маркшейдерской и геологической службами. Ответственность за своевременность и достоверность учета показателей извлечения полезных ископаемых из недр при добыче несет недропользователь.
33. Для повышения показателей полноты и качества извлечения при добыче недропользователи обязаны постоянно осуществлять меры по совершенствованию методов доразведки и эксплуатационной разведки, контроля определения качества полезных ископаемых в недрах и добытого минерального сырья, технологии разработки месторождения; внедрению прогрессивной горной техники; выемке запасов из предохранительных, барьерных и других рудных целиков, надобность в которых миновала; применению закладки выработанного пространства для более полной отработки запасов ценных полезных ископаемых; зачистке почвы выработок от отбитой руды и рудной мелочи.
34. При разработке месторождений как открытым, так и подземным способами в обязательном порядке должны производиться систематические наблюдения за состоянием горных выработок, откосов уступов и отвалов, потолочин, почвы и целиков с целью своевременного выявления в них деформаций, определения параметров и сроков службы, сведения к минимуму потерь полезных ископаемых, а также для обеспечения безопасности ведения горных работ.
35. При разработке месторождений, залегающих в сложных горно-геологических и других природных условиях (опасные по газу, внезапные выбросы и горные удары, склонные к самовозгоранию, легкорастворимые в воде, расположенные на континентальном шельфе, под водоемами, в оползневых и с повышенной сейсмичностью районах) должны быть предусмотрены специальные мероприятия, разработанные с учетом предотвращения вредного влияния природных факторов на рациональное, комплексное использование запасов полезных ископаемых и обеспечения технической безопасности.
4. Геолого-маркшейдерское обеспечение горных работ
36. Недропользователи обязаны:
осуществлять доразведку и эксплуатационную разведку месторождений полезных ископаемых, иные геологические работы в целях повышения достоверности определения разведанных запасов, качественного состава руд, изученности горно-геологических и других условий их отработки;
вести в полном объеме и на качественном уровне установленную геологическую и маркшейдерскую документацию;
выполнять маркшейдерские работы для обеспечения рационального и комплексного использования месторождений, охраны недр, зданий и сооружений, природных объектов от вредного влияния горных разработок;
обеспечивать учет состояния и движения запасов, потерь и разубоживания, а также попутно добываемых полезных ископаемых и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
37. Все геологические работы в пределах разрабатываемого месторождения должны проводиться в соответствии с утвержденным проектом, нормативными и методическими документами Комитета геологии и охраны недр Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан.
38. Доразведка и эксплуатационная разведка месторождений или отдельных их участков выполняются недропользователем или специализированной организацией по геологическому заданию, выданному недропользователем.
39. Проекты доразведки и эксплуатационной разведки месторождения должны предусматривать:
ожидаемый прирост запасов полезных ископаемых;
уточнение геологических, технологических особенностей месторождения или отдельных его участков и перевод запасов в более высокие категории по степени их изученности.
При сложных горно-геологических условиях разработки месторождения или его участков проектами по доразведке и эксплуатационной разведке должно предусматриваться проведение специальных исследований для выработки рекомендаций по обеспечению охраны недр и безопасного ведения работ.
Проекты по доразведке и эксплуатационной разведке должны предусматривать максимальное использование капитальных, подготовительно-нарезных выработок буровых скважин для целей доразведки и эксплуатационной разведки месторождения и, в свою очередь, разведочные горные выработки должны максимально использоваться для эксплуатационных работ.
40. Все разведочные горные выработки и буровые скважины подлежат геологическому документированию.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июля 1999 года №1019
"Об утверждении Единых правил охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти, газа, подземных вод в Республике Казахстан"
О документе
Номер документа: | 1019 |
Дата принятия: | 21/07/1999 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 21/07/1999 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Утратил силу с: | 16/04/2015 |
Документ утратил силу с 16 апреля 2015 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 3 апреля 2015 года №190 |
Опубликование документа
Нет данных
Документ утратил силу с 16 апреля 2015 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 3 апреля 2015 года №190