Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 9 октября 2013 года №36

Об утверждении авиационных правил "Оценка соответствия аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь сертификационным требованиям"

(В редакции Постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.03.2015 г. №6, 20.07.2015 г. №37, 25.04.2016 г. №21, 23.03.2018 г. №9)

На основании подпункта 5.9 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. №985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь", Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые авиационные правила "Оценка соответствия аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь сертификационным требованиям".

2. Методику оценки соответствия нормам годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (МОС НГЭА СССР), одобренную решениями Межведомственной комиссии по нормам годности к эксплуатации в СССР аэропортов, гражданских аэродромов, воздушных трасс и их оборудования от 25 декабря 1989 г. и 13 ноября 1990 г., не применять.

Министр

А.А.Сивак

Утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 9 октября 2013 года №36

Авиационные правила "Оценка соответствия аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь сертификационным требованиям"

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Термины, определения и условные обозначения

1. Настоящие авиационные правила "Оценка соответствия аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь сертификационным требованиям" (далее - настоящие Правила) предназначены для выполнения процедуры оценки соответствия характеристик и параметров аэродромов, оборудования аэродромов, средств обеспечения полетов и препятствий на приаэродромных территориях сертификационным требованиям, изложенным в авиационных правилах "Сертификационные требования к аэродромам гражданской авиации Республики Беларусь", утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. №34-П (далее - АП СТАГА-2012) (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.08.2012, 8/26129).

2. Настоящие Правила содержат перечень технологических операций, необходимых для оценки соответствия характеристик и параметров аэродромов, оборудования аэродромов, средств обеспечения полетов и препятствий на приаэродромных территориях требованиям АП СТАГА-2012.

Оценка соответствия производится по результатам наземных и летных проверок аэродромов, оборудования аэродромов, средств обеспечения полетов и препятствий на приаэродромных территориях и их сопоставления с требованиями АП СТАГА-2012. Летные проверки оборудования аэродромов и средств обеспечения полетов осуществляются в соответствии с авиационными правилами "Организация и проведение наземных и летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь". Наземные проверки и обследования аэродромов, оборудования аэродромов, средств обеспечения полетов и препятствий на приаэродромных территориях проводятся авиационной организацией, являющейся эксплуатантом (владельцем) данного аэродрома, оборудования или средств. Для наземной проверки и обследования аэродромов, оборудования аэродромов, средств обеспечения полетов и препятствий на приаэродромных территориях авиационными организациями могут

привлекаться специализированные проектные или научно-исследовательские организации.

3. Нумерация глав, разделов и пунктов настоящих Правил взаимосвязана с нумерацией глав, разделов и пунктов АП СТАГА-2012, устанавливающих требования и рекомендации к аэродромам, оборудованию аэродромов, средствам обеспечения полетов и препятствиям на приаэродромных территориях.

4. Для целей настоящих Правил применяются следующие термины и их определения:

автоматический радиопеленгатор - оборудование, которое обеспечивает автоматическое измерение и отображение на индикаторах диспетчерских пунктов управления воздушным движением пеленга или азимута воздушных судов, излучает радиосигналы по каналам воздушной электросвязи для обеспечения полетов воздушных судов в районе аэродрома;

аэродром - земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов;

аэродром постоянный - аэродром, предназначенный для постоянного базирования (размещения) воздушных судов и (или) поддерживаемый в постоянной эксплуатационной готовности;

аэродромный дополнительный маркерный радиомаяк - оборудование, которое обеспечивает маркировку отдельных препятствий или других характерных точек в зоне захода на посадку аэродрома;

аэродромная радиотехническая система ближней навигации - оборудование, которое обеспечивает выдачу данных текущих значений азимута и наклонной дальности на борт воздушного судна относительно установки наземного радиомаяка;

аэродромный знак - знак, устанавливаемый на поверхности аэродрома, предназначенный для передачи аэронавигационной и другой информации;

аэродромный знак с переменной информацией - знак, обеспечивающий возможность передачи нескольких заранее определенных сообщений или, при необходимости, прекращения передачи какой-либо информации;

аэродромный знак с постоянной информацией - аэродромный знак, передающий только одно сообщение;

аэродромный маяк - аэронавигационный маяк, используемый для определения с воздуха местоположения аэродрома;

аэронавигационный маяк - аэронавигационный наземный огонь постоянного или проблескового излучения, видимый со всех направлений и служащий для обозначения определенной точки на земной поверхности;

база колесного шасси - расстояние от носового шасси воздушного судна до геометрического центра основного шасси;

боковая полоса безопасности (укрепленная обочина) - участок, прилегающий к краю искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки или перрона и обеспечивающий безопасный переход от искусственного покрытия к прилегающей поверхности;

взлетно-посадочная полоса - основная часть летной полосы аэродрома, предназначенная для обеспечения разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов;

взлетно-посадочная полоса необорудованная - взлетно-посадочная полоса, предназначенная для визуального захода на посадку или захода на посадку по приборам до определенной точки, после которой заход на посадку продолжается в визуальных метеорологических условиях;

взлетно-посадочная полоса оборудованная - один из следующих типов взлетно-посадочных полос, предназначенных для воздушных судов, осуществляющих заход на посадку с использованием схем захода на посадку по приборам:

взлетно-посадочная полоса захода на посадку по приборам - взлетно-посадочная полоса, оборудованная визуальными и невизуальными средствами, предназначенными для посадки после выполнения захода на посадку по приборам типа А при видимости не менее 1000 м;

взлетно-посадочная полоса точного захода на посадку I категории - взлетно-посадочная полоса, оборудованная визуальными и невизуальными средствами, предназначенными для посадки после выполнения захода на посадку по приборам типа В с относительной высотой принятия решения не менее 60 м и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на взлетно-посадочной полосе не менее 550 м;

взлетно-посадочная полоса точного захода на посадку II категории - взлетно-посадочная полоса, оборудованная визуальными и невизуальными средствами, предназначенными для посадки после выполнения захода на посадку по приборам типа В с относительной высотой принятия решения менее 60 м, но не менее 30 м и при дальности видимости на взлетно-посадочной полосе не менее 300 м;

взлетно-посадочная полоса точного захода на посадку III категории - взлетно-посадочная полоса, оборудованная действующими до и вдоль всей поверхности взлетно-посадочной полосы визуальными и невизуальными средствами, предназначенными для посадки после выполнения захода на посадку по приборам типа В и обеспечивающими:

III A - заход на посадку и посадку с высотой принятия решения менее 30 м или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на взлетно-посадочной полосе не менее 175 м;

III В - заход на посадку и посадку с высотой принятия решения менее 15 м или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на взлетно-посадочной полосе менее 175 м, но не менее 50 м;

III C - заход на посадку и посадку без ограничений по высоте принятия решения и дальности видимости на взлетно-посадочной полосе;

видимость - наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли, при его наблюдении на светлом фоне или огни силой света около 1000 кд на неосвещенном объекте;

видимость вертикальная - максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности;

видимость на взлетно-посадочной полосе (дальность видимости на взлетно-посадочной полосе) - максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии взлетно-посадочной полосы, может видеть маркировку ее покрытия или огни, ограничивающие взлетно-посадочную полосу или обозначающие ее осевую линию;

влажность воздуха относительная - отношение фактической абсолютной влажности к абсолютной влажности для состояния насыщения при той же температуре;

время переключения - время, необходимое для восстановления замеренной в заданном направлении фактической интенсивности огня до значения 50 % после ее падения ниже 50 % при переключении источников электроснабжения, когда огонь функционирует при значениях интенсивности 25 % или выше;

всенаправленный радиомаяк диапазона очень высоких частот - оборудование, которое излучает сигналы, позволяющие на борту воздушного судна определять азимут воздушного судна относительно места установки радиомаяка;

высота (превышение) аэродрома - абсолютная высота наивысшей точки главной взлетно-посадочной полосы аэродрома;

высота нижней границы облаков - расстояние по вертикали между поверхностью суши (воды) и нижней границей самого низкого слоя облаков;

главная взлетно-посадочная полоса - взлетно-посадочная полоса, имеющая наибольшую длину в стандартных условиях, и искусственная взлетно-посадочная полоса по отношению к грунтовой взлетно-посадочной полосе;

глиссада системы посадки - геометрическое место точек в вертикальной плоскости, проходящей через осевую линию взлетно-посадочной полосы, в которых разность глубин модуляции равна нулю и которые составляют наименьший угол с горизонтальной плоскостью;

давление на аэродроме - атмосферное давление на уровне порога взлетно-посадочной полосы;

давление, приведенное к уровню порога взлетно-посадочной полосы, - атмосферное давление, измеренное в месте установки первичного измерительного преобразователя и приведенное к уровню порога взлетно-посадочной полосы;

дальномерное оборудование диапазона ультравысоких частот - оборудование, предусматривающее непрерывную и точную индикацию в кабине пилота наклонной дальности от контрольной точки наземной установки данного оборудования;

зависимые параллельные заходы на посадку - одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные взлетно-посадочные полосы в тех случаях, когда установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий смежных полос;

заградительный светомаяк - аэронавигационный маяк, предназначенный для обозначения препятствий, представляющих опасность для аэронавигации;

заход на посадку по приборам типа А - заход на посадку по приборам, при котором минимальная относительная высота снижения или минимальная относительная высота принятия решения составляет 75 м или более;

заход на посадку по приборам типа В - заход на посадку по приборам, при котором относительная высота принятия решения составляет менее 75 м;

зона действия радиомаяка - область воздушного пространства, в которой радиомаяк обеспечивает нормальную работу соответствующего бортового приемника;

зона полетов, критическая с точки зрения воздействия лазерных лучей, - воздушное пространство вблизи аэродрома, но за пределами зоны полетов, свободной от воздействия лазерных лучей, где излучение ограничивается уровнем, при котором эффект ослепления маловероятен;

зона полетов, свободная от воздействия лазерных лучей, - воздушное пространство в непосредственной близости от аэродрома, где излучение ограничивается уровнем, при котором нарушение визуального восприятия маловероятно;

зона полетов, чувствительная к воздействию лазерных лучей, - воздушное пространство, находящееся за пределами зоны полетов, свободной от воздействия лазерных лучей, и зоны полетов, критической с точки зрения воздействия лазерных лучей, и необязательно прилегающее к ним, где излучение ограничивается уровнем, при котором ослепление вспышкой или эффект последовательного образа маловероятны;

зона приземления - участок взлетно-посадочной полосы за ее порогом, предназначенный для первого касания взлетно-посадочной полосы приземляющимися воздушными судами;

зона противообледенительной защиты - зона, где с поверхностей самолетов удаляется ледяной налет, лед или снег и (или) где чистые поверхности самолетов защищаются на ограниченный период времени от образования ледяного налета, льда или накопления снега, слякоти;

зона, свободная от препятствий, - воздушное пространство над внутренней поверхностью захода на посадку, внутренними переходными поверхностями, поверхностью прерванной посадки и частью летной полосы, ограниченной этими поверхностями, которое должно быть свободно от неподвижных препятствий, кроме имеющих ломкое основание;

измерительный преобразователь метеовеличины - средство измерения метеовеличины, предназначенное для выработки сигнала, измерительной информации в форме, удобной для передачи, дальнейшего преобразования, обработки и (или) хранения, но не поддающееся непосредственному восприятию метеонаблюдателем;

импульсный огонь с конденсаторным разрядом - лампа, производящая вспышки света высокой интенсивности и чрезвычайно короткой продолжительности при пропускании электрического разряда высокого напряжения через газ, заключенный в трубке;

искривление глиссады глиссадного радиомаяка - смещение глиссады относительно ее среднего положения;

искривление линии курса курсового радиомаяка - смещение линии курса относительно ее среднего положения;

категория надежности электроснабжения - характеристика системы электроснабжения, определяющая количество независимых источников питания и требования к их переключениям;

качество данных - степень или уровень вероятности того, что предоставленные данные отвечают требованиям пользователя данных с точки зрения точности, разрешения и целостности;

классификационное число воздушного судна (ACN) - число, выражающее относительное воздействие воздушного судна на искусственное покрытие для установленной категории стандартной прочности основания;

классификационное число покрытия (PCN) - число, выражающее несущую способность искусственного покрытия для эксплуатации без ограничений;

контрольная точка аэродрома - условная точка на аэродроме, являющаяся, как правило, геометрическим центром главной взлетно-посадочной полосы и определяющая географическое местоположение аэродрома;

концевая зона безопасности - зона, примыкающая к концу летной полосы и расположенная симметрично по обе стороны от продолжения осевой линии взлетно-посадочной полосы и предназначенная, прежде всего, для уменьшения риска повреждения воздушного судна при приземлении с недолетом до взлетно-посадочной полосы или при выкатывании за пределы взлетно-посадочной полосы;

концевая полоса торможения - специально подготовленный прямоугольный участок в конце располагаемой дистанции разбега, предназначенный для остановки воздушного судна в случае прерванного взлета;

коэффициент использования - определенный промежуток времени, выраженный в процентах, в течение которого использование взлетно-посадочной полосы не ограничивается в связи с боковой составляющей ветра;

критическая зона курсового и глиссадного радиомаяков - пространство вокруг курсового и глиссадного радиомаяков, в котором стоянка или движение транспортных средств, включая воздушные суда, вызывает недопустимое изменение параметров радиомаяков;

критическое препятствие - препятствие, размещенное в пределах летной полосы, за исключением объектов, имеющих ломкую конструкцию, или препятствие, превышающее установленные поверхности ограничения препятствий;

летное поле - часть аэродрома, на котором расположены летные полосы со свободными зонами и концевыми зонами безопасности, полосы рулежных дорожек и перроны, включая зоны противообледенительной защиты;

летная полоса - часть летного поля аэродрома, включающая взлетно-посадочную полосу и концевые полосы торможения, если они предусмотрены, предназначенная для обеспечения взлета и посадки воздушных судов, уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы, и обеспечения безопасности воздушных судов, пролетающих над ней во время взлета и посадки;

линейный огонь - три или более наземных аэронавигационных огня, размещенных с небольшими интервалами на поперечной линии таким образом, что на расстоянии они кажутся короткой световой полосой;

линия курса - наиболее близкое к осевой линии взлетно-посадочной полосы в любой горизонтальной плоскости геометрическое место точек, в котором разность глубины модуляции равна нулю;

ломкий объект - объект малой массы, конструктивно предназначенный разрушаться, деформироваться или сгибаться в случае ударного воздействия с тем, чтобы представлять минимальную опасность для воздушного судна;

максимальная скорость ветра (порывы) - наибольшее значение мгновенной скорости ветра за истекшие 2 минуты;

маркер - объект, устанавливаемый над уровнем земли для обозначения границы, зоны, препятствия;

маркировочный знак - символ, нанесенный на поверхность аэродрома, предназначенный для передачи аэронавигационной информации;

маршрут движения - установленный в пределах рабочей площади наземный маршрут, предназначенный для использования только транспортными средствами;

место ожидания на маршруте движения - определенное место, где транспортным средствам может быть предложено остановиться;

место ожидания у взлетно-посадочной полосы - определенное место, предназначенное для защиты взлетно-посадочной полосы, поверхностей ограничения препятствий, критической зоны системы посадки по приборам, в котором рулящие воздушные суда и транспортные средства останавливаются и ожидают, если нет иного указания от соответствующего диспетчерского пункта;

место стоянки - выделенный участок на перроне, предназначенный для стоянки воздушного судна;

метеонаблюдатель - лицо, имеющее соответствующую квалификацию и проводящее метеорологические наблюдения;

метеорологическая информация - метеорологическая сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающееся фактических или ожидаемых метеорологических условий;

метеорологические величины (метеовеличины) - общее название ряда характеристик состояния воздуха и некоторых атмосферных процессов (атмосферное давление, температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра, метеорологическая дальность видимости, облачность, количество и вид осадков, туман, грозы, метели);

надежность системы огней - вероятность того, что все оборудование будет работать в пределах установленных допусков и что система является пригодной к эксплуатации;

наземный аэронавигационный огонь - любой огонь, исключая огни, установленные на воздушном судне, который специально предназначен для использования в качестве аэронавигационного средства;

направление ветра магнитное - направление ветра метеорологическое, исправленное на величину магнитного склонения;

направление ветра метеорологическое - азимут точки горизонта, указывающий направление, откуда дует ветер;

обзорный радиолокатор аэродромный - оборудование, которое обеспечивает обзор воздушного пространства в районе аэродрома с выдачей информации о воздушной обстановке на диспетчерские пункты управления воздушным движением;

огни защиты взлетно-посадочной полосы - светосигнальная система, предназначенная для предупреждения пилотов или водителей транспортных средств о возможности выезда на действующую взлетно-посадочную полосу;

огонь постоянного излучения - огонь, обладающий постоянной интенсивностью излучения при наблюдении из неподвижной точки;

ограничение суммарной интенсивности движения воздушных судов - ограничение интенсивности движения нескольких типов воздушных судов, при котором одно движение воздушного судна (самолетовылет) с большим значением классификационного числа учитывается также за одно движение для остальных типов воздушных судов (с меньшим значением классификационного числа), на которые распространяется суммарное ограничение;

отдельная приводная радиостанция - оборудование, которое обеспечивает привод воздушного судна на аэродром, выполнение предпосадочного маневра и заход на посадку;

отказ огня - снижение по какой-либо причине средней силы света в заданных углах рассеяния более чем на 50 % по сравнению с нормируемой силой света нового огня;

отказ электроснабжения объекта аэродрома - перерыв в электроснабжении на щите гарантированного питания, превышающий максимально допустимое время;

опознавательный знак аэродрома - расположенный на аэродроме знак, служащий для опознавания аэродрома с воздуха;

опознавательный маяк - аэронавигационный маяк, излучающий кодовый сигнал, по которому может быть опознан определенный ориентир;

опорная точка системы посадки по приборам (точка "Т") - точка, которая расположена на определенной высоте над пересечением осевой линии взлетно-посадочной полосы и линии порога взлетно-посадочной полосы и через которую проходит продолженный вниз прямолинейный участок глиссады системы посадки;

первичный измерительный преобразователь метеовеличины - измерительный преобразователь метеовеличины, стоящий первым в измерительной цепи;

перрон - часть летного поля аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания;

перронная рулежная дорожка - часть перрона, предназначенная для руления воздушных судов через перрон или для обеспечения подхода к местам стоянок воздушных судов;

плотность движения на аэродроме:

незначительная - количество взлетов и посадок в период среднечасовой наибольшей загрузки (среднеарифметическое значение ежедневного количества операций в период наибольшей загрузки в течение года) составляет не более 15 на взлетно-посадочную полосу или менее 20 операций на аэродром (при нескольких взлетно-посадочных полосах);

средняя - количество взлетов и посадок в период среднечасовой наибольшей загрузки составляет 16-25 на взлетно-посадочную полосу или от 20 до 35 операций на аэродром (при нескольких взлетно-посадочных полосах);

значительная - количество операций в период среднечасовой наибольшей загрузки составляет 26 и более на взлетно-посадочную полосу или более 35 операций на аэродром (при нескольких взлетно-посадочных полосах);

площадка разворота на взлетно-посадочной полосе - определенный участок, примыкающий к взлетно-посадочной полосе и используемый для разворота на 180° на взлетно-посадочной полосе при отсутствии в этом месте примыкающих рулежных дорожек;

площадь маневрирования - часть аэродрома, исключая перроны, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов;

подсистема огней - группа огней системы светосигнального оборудования одного функционального назначения;

полет визуальный - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местоположение определяются экипажем визуально по естественному горизонту и земным ориентирам;

полет по приборам - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местоположение определяются экипажем полностью или частично по пилотажным и навигационным приборам;

полоса воздушных подходов - воздушное пространство над участками земной поверхности в пределах ограничивающих препятствия поверхности взлета и поверхности захода на посадку, примыкающее к концам летной полосы аэродрома и расположенное в направлении продолжения ее оси, в котором воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку;

полоса рулежной дорожки - участок аэродрома, включающий рулежную дорожку (за исключением перронной рулежной дорожки) и предназначенный для защиты воздушного судна, эксплуатируемого на рулежной дорожке, и снижения риска повреждения воздушного судна, случайно вышедшего за пределы рулежной дорожки;

порог взлетно-посадочной полосы - начало участка взлетно-посадочной полосы аэродрома, который допускается использовать для посадки воздушных судов;

посадочный радиолокатор - оборудование, которое обеспечивает контроль с земли за выдерживанием линии курса и глиссады воздушными судами на предпосадочной прямой и управление их заходом на посадку по командам диспетчеров;

почти параллельные взлетно-посадочные полосы - непересекающиеся взлетно-посадочные полосы, угол схождения/расхождения продолженных осевых линий которых составляет 15° и менее;

препятствие - неподвижный (временный или постоянный) или подвижный объект (или его часть), который размещен в зоне, предназначенной для наземного движения воздушных судов по поверхности (в том числе в пределах летной полосы или летного поля, при условии, что данный объект не является ломкой конструкцией), а также в пределах приаэродромной территории и который по своим планово-высотным характеристикам может представлять угрозу безопасности полетов;

прерванная посадка - посадка, выполнение которой неожиданно прекращается в любой точке ниже абсолютной/относительной высоты пролета препятствий;

приаэродромная территория - ограниченная по размерам территория вокруг аэродрома, над которой осуществляется маневрирование воздушных судов;

промежуточное место ожидания - определенное место, предназначенное для управления движением, где рулящие воздушные суда и транспортные средства останавливаются и ожидают разрешения на продолжение движения, выдаваемого диспетчерским пунктом аэродрома;

рабочая площадь - часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов, состоящая из площади маневрирования и перрона (перронов);

радиолокационная станция обзора летного поля - оборудование, которое обеспечивает обзор летного поля в целях обнаружения воздушных судов и транспортных средств на взлетно-посадочной полосе и рулежных дорожках аэродрома;

радиотехническая система посадки - оборудование, которое обеспечивает привод воздушного судна на аэродром, выполнение предпосадочного маневра и заход на посадку;

располагаемая дистанция взлета - сумма располагаемой длины разбега и длины свободной зоны;

располагаемая дистанция прерванного взлета - сумма располагаемой дистанции разбега и длины концевой полосы торможения;

располагаемая дистанция разбега - длина взлетно-посадочной полосы, которая объявляется располагаемой и пригодной для разбега воздушного судна, совершающего взлет;

располагаемая посадочная дистанция - длина взлетно-посадочной полосы, которая объявляется располагаемой и пригодной для пробега воздушного судна после посадки;

расчетная для типа самолета длина летной полосы - минимальная длина летной полосы, необходимая для взлета при максимальной сертифицированной взлетной массе, на уровне моря, при стандартных атмосферных условиях, безветрии и нулевом уклоне взлетно-посадочной полосы, указанная в соответствующем руководстве по летной эксплуатации самолета;

репрезентативное метеорологическое наблюдение - наблюдение, действительное для более или менее обширной площади вокруг пункта (станции), где эти наблюдения проводятся;

рулежная дорожка - часть летного поля аэродрома, соединяющая между собой элементы летного поля, специально подготовленная и предназначенная для руления и буксировки воздушных судов;

рулежная дорожка выводная - рулежная дорожка, соединяющая взлетно-посадочную полосу с другой рулежной дорожкой или перроном;

рулежная дорожка магистральная - рулежная дорожка аэродрома, расположенная, как правило, вдоль взлетно-посадочной полосы и обеспечивающая руление воздушных судов от одного конца взлетно-посадочной полосы к другому по кратчайшему расстоянию;

рулежная дорожка скоростная - рулежная дорожка, соединенная с взлетно-посадочной полосой под острым углом и позволяющая выполнившим посадку самолетам сходить с полосы на более высоких скоростях, чем те скорости, которые достигаются на других рулежных дорожках, и тем самым сводить к минимуму время нахождения на взлетно-посадочной полосе;

свободная зона (полоса, свободная от препятствий) - находящийся под контролем служб аэропорта прямоугольный участок земной поверхности, примыкающий к концу располагаемой дистанции разбега, выбранный или подготовленный в качестве участка, пригодного для первоначального набора высоты самолета до установленного значения;

система огней высокой интенсивности - система аэродромных огней, в которой посадочные огни имеют силу света не менее 10 000 кд;

система огней малой интенсивности - система аэродромных огней, в которой посадочные огни имеют силу света менее 10 000 кд;

система посадки по приборам категории I - система, которая обеспечивает наведение от границы своей зоны действия до точки, в которой линия курса, заданная курсовым радиомаяком, пересекает глиссаду системы посадки на высоте 60 м или менее над горизонтальной плоскостью, проходящей через порог взлетно-посадочной полосы;

система посадки по приборам категории II - система, которая обеспечивает наведение от границы своей зоны действия до точки, в которой линия курса, заданная курсовым радиомаяком, пересекает глиссаду системы посадки на высоте 15 м или менее над горизонтальной плоскостью, проходящей через порог взлетно-посадочной полосы;

система посадки по приборам категории III - система, которая обеспечивает (с помощью вспомогательного оборудования, если это необходимо) наведение от границы своей зоны действия до поверхности взлетно-посадочной полосы и вдоль нее;

система светосигнального оборудования аэродромов - совокупность светосигнальных приборов, размещенных на аэродроме по определенной схеме, электрического оборудования и аппаратуры дистанционного управления, предназначенных для обеспечения взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов;

скорость ветра - скорость движения воздуха относительно земной поверхности;

скорость ветра средняя - осредненное значение измеренной мгновенной скорости ветра за 2 минуты;

смещенный порог - порог взлетно-посадочной полосы, расположенный не у торца взлетно-посадочной полосы;

специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - государственный орган, которому Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь предоставлены полномочия в области гражданской авиации;

спланированная часть летной полосы - прилегающая к краям и торцам взлетно-посадочной полосы поверхность, спланированная и подготовленная таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения воздушного судна при выкатывании его за пределы взлетно-посадочной полосы;

средства объективного контроля - оборудование, которое обеспечивает автоматическую регистрацию переговоров по каналам воздушной электросвязи, а также по каналам взаимодействия диспетчеров в реальном времени в течение всей продолжительности полетов, включая регистрацию метеоинформации;

точка "А" системы посадки по приборам - точка на глиссаде системы посадки, находящаяся на расстоянии 7,5 км от порога взлетно-посадочной полосы в направлении захода на посадку на продолжении осевой линии взлетно-посадочной полосы;

точка "В" системы посадки по приборам - точка на глиссаде системы посадки, находящаяся на расстоянии 1050 м от порога взлетно-посадочной полосы в направлении захода на посадку на продолжении осевой линии взлетно-посадочной полосы;

точка "С" системы посадки по приборам - точка, через которую на высоте 30 м над горизонтальной плоскостью, содержащей порог взлетно-посадочной полосы, проходит продолженный вниз прямолинейный участок номинальной глиссады системы посадки;

точка "D" системы посадки по приборам - точка, расположенная на высоте 4 м над осевой линией взлетно-посадочной полосы и на расстоянии 900 м от порога взлетно-посадочной полосы в направлении курсового радиомаяка;

точка "Е" системы посадки по приборам - точка, расположенная на высоте 4 м над осевой линией взлетно-посадочной полосы и на расстоянии 600 м от конца взлетно-посадочной полосы в направлении порога взлетно-посадочной полосы;

угол наклона глиссады - угол между прямой линией, которая представляет собой усредненную глиссаду, и горизонтальной плоскостью;

щит гарантированного питания электроэнергией - распределительное устройство, на котором после отказа одного источника питания электроэнергией напряжение восстанавливается от другого источника через гарантированное время;

эксплуатант аэродрома - авиационная организация, эксплуатирующая аэродром, имеющая свидетельство о государственной регистрации аэродрома, сертификат годности аэродрома к эксплуатации и несущая ответственность за поддержание аэродрома, его объектов и средств на уровне установленных сертификационных требований;

электроснабжение аэропорта - подача электроэнергии от внешних источников до центрального распределительного пункта или вводных трансформаторных подстанций аэропорта;

эффективная интенсивность - интенсивность проблескового огня, которая равна интенсивности огня постоянного излучения того же цвета, который будет обеспечивать такую же дальность видимости.

5. Сокращения, принятые в настоящих Правилах:

АВР - автоматический ввод резерва;

АвЭС - авиационная электросвязь;

АДП - аэродромный диспетчерский пункт;

АИП - сборник аэронавигационной информации;

АПОИ - аппаратура первичной обработки информации;

АРП - автоматический радиопеленгатор;

АСС - аварийно-спасательная станция;

АС УВД - автоматизированная система управления воздушным движением;

БМРМ - ближний маркерный радиомаяк;

БПБ - боковая полоса безопасности;

БПРМ - ближняя приводная радиостанция с маркером;

ВВ - видимость вертикальная;

ВНГО - высота нижней границы облаков;

ВОРЛ - вторичный обзорный радиолокатор;

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

ВС - воздушное судно;

ГВПП - грунтовая взлетно-посадочная полоса;

ГГС - громкоговорящая связь;

ГРМ - глиссадный радиомаяк;

ДМРМ - дальний маркерный радиомаяк;

ДПА - диспетчерский пункт аэродрома;

ДПРМ - дальняя приводная радиостанция с маркером;

ДРЛ - диспетчерский радиолокатор;

ИВПП - искусственная взлетно-посадочная полоса;

ИКАО - международная организация гражданской авиации;

КЗБ - концевая зона безопасности;

КПТ - концевая полоса торможения;

КРМ - курсовой радиомаяк;

КТА - контрольная точка аэродрома;

ЛККС - локальная контрольно-корректирующая станция;

ЛП - летная полоса;

МДВ - метеорологическая дальность видимости;

МК - магнитный курс посадки (взлета);

МРД - магистральная рулежная дорожка;

МРЛ - метеорологический радиолокатор;

МРМ - маркерный радиомаяк;

МС - место стоянки воздушного судна;

ОВД - обслуживание воздушного движения;

ОВИ - огни высокой интенсивности;

ОМИ - огни малой интенсивности;

ОПРС - отдельная приводная радиостанция;

ОРЛ-А - обзорный радиолокатор аэродромный;

ОСП - оборудование системы посадки;

ПА - пожарный автомобиль;

ПКП - передвижной командный пункт;

ПРД - перронная рулежная дорожка;

ПРС - приводная радиостанция;

ПРЛ - посадочный радиолокатор;

ПРЦ - передающий радиоцентр;

ПТА - приаэродромная территория;

РГМ - разность глубин модуляции;

РД - рулежная дорожка;

РДВ - располагаемая дистанция взлета;

РДПВ - располагаемая дистанция прерванного взлета;

РДР - располагаемая дистанция разбега;

РЛС ОЛП - радиолокационная станция обзора летного поля;

РЛЭ - руководство по летной эксплуатации ВС;

РПД - располагаемая посадочная дистанция;

РТОП - радиотехническое обеспечение полетов;

СВЧ - сверх высокие частоты;

СЗ - свободная зона;

СКП - стационарный командный пункт;

СКО - среднеквадратическая ошибка;

СП - система посадки;

ССО - светосигнальное оборудование;

СЧЛП - спланированная часть летной полосы;

УВД - управление воздушным движением;

УНГ - угол наклона глиссады;

УПЗ - уровень пожарной защиты;

УСУНД - усовершенствованная система управления наземным движением;

ЭД - эксплуатационная документация;

AСN - классификационное число воздушного судна;

DME - дальномерное оборудование диапазона ультравысоких частот;

ILS - система посадки по приборам;

MOR - метеорологическая оптическая дальность видимости;

PCN - классификационное число покрытия;

RVR - дальность видимости на ВПП;

QFE - атмосферное давление на уровне порога ВПП;

QNH - атмосферное давление, приведенное к среднему уровню моря для стандартной атмосферы;

VOR - всенаправленный радиомаяк диапазона очень высоких частот;

O - угол наклона глиссады.

6. Соответствие аэродромов, оборудования аэродромов, средств обеспечения полетов и препятствий на приаэродромных территориях по каждому пункту требований АП СТАГА-2012 должно подтверждаться соответствующими документами (актами, протоколами, техническими паспортами аэродромов, инструкциями по производству полетов на аэродромах или другими документами). Каждый документ должен иметь дату, подписываться ответственными специалистами или руководителями и, при необходимости, утверждаться руководителем авиационной организации. Срок действия соответствующих актов и протоколов - 3 месяца, если иное не установлено техническими нормативными правовыми актами. Акты и протоколы должны быть действительными на момент проведения сертификационной проверки аэродрома.

6.1. Оценка соответствия рабочей площади аэродрома сертификационным требованиям производится как визуально, так и инструментально с помощью измерительных приборов.

Документами, подтверждающими соответствие рабочей площади аэродрома требованиям АП СТАГА-2012, являются:

технический паспорт аэродрома;

инструкция по производству полетов на аэродроме;

акт обследования аэродрома;

схема маркировки искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома (схема может состоять из нескольких частей, каждая часть при этом должна быть утверждена руководителем авиационной организации, на схеме наносятся все маркировочные знаки, их размеры и привязка, а для криволинейных участков осевого рулежного знака, линий заруливания, выруливания, разворота в обязательном порядке указываются радиусы поворота);

акт обследования аэродромных знаков;

схема установки аэродромных знаков;

заключение о классе ВПП;

продольный профиль оси ВПП и местности по ее продолжению в пределах летного поля, выполненный с шагом не более 50 м с указанием всех изломов профиля, уклонов и длин прямых участков профиля, отметок поверхности КТА, торцов ВПП, смещенного порога, границ летных полос, концевых зон безопасности, свободных зон и изломов профиля;

продольные профили по краям КЗБ;

продольные профили по края СЗ, которые допускается совмещать с продольными профилями по краям КЗБ и которые в это случае выполняются по краям СЗ или КЗБ в зависимости от того, ширина которого элемента больше, и на длину СЗ или КЗБ, в зависимости от того, длина которого элемента больше;

заключение специализированной организации о прочности покрытий;

справка об интенсивности движения ВС на аэродроме;

исполнительная документация специализированной организации по определению планово-высотного расположения препятствий на приаэродромной территории;

справка об объемах пассажирских перевозок в аэропорту за последние два календарных года;

акт обследования препятствий в районе аэродрома.

6.2. Оценка соответствия препятствий сертификационным требованиям производится как визуально, так и инструментально с помощью измерительных приборов.

Документами, подтверждающими соответствие препятствий аэродрома требованиям АП СТАГА-2012, являются:

технический паспорт аэродрома;

инструкция по производству полетов на аэродроме;

акт обследования препятствий в районе аэродрома;

акты контрольного осмотра приаэродромной территории (форма акта приведена в авиационных правилах "Аэродромное обеспечение полетов на аэродромах гражданской авиации Республики Беларусь");

исполнительная документация специализированной организации по определению планово-высотного расположения препятствий на приаэродромной территории;

схема (схемы) расположения препятствий;

оценка (расчет) высотных препятствий на приаэродромной территории.

6.3. Оценка соответствия светосигнального оборудования сертификационным требованиям производится как визуально, так и инструментально с помощью измерительных приборов на основе наземных и летных проверок.

Документами, подтверждающими соответствие светосигнального оборудования требованиям АП СТАГА-2012, являются:

технический паспорт аэродрома;

схема ССО аэродрома (схема является приложением к техническому паспорту аэродрома, на нее наносятся все огни ССО с указанием всех расстояний для подтверждения их соответствия требованиям раздела IV АП СТАГА-2012, обозначения огней, их цвет и направление излучения света);

акт летной проверки ССО (акт летной проверки системны ОВИ (ОВИ-I, ОВИ-II, ОВИ-III, акт летной проверки системы ОМИ), который составляется по форме, приведенной в авиационных правилах "Организация и проведение наземных и летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь";

акт проверки соответствия ССО сертификационным требованиям;

протокол визировки огней;

акт выбора месторасположения аэродромного маяка;

удостоверение годности светосигнального оборудования к эксплуатации;

эксплуатационная документация завода - изготовителя ССО.

6.4. Оценка соответствия сертификационным требованиям средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи производится на основе наземных и летных проверок состава, размещения, параметров имеющегося на аэродроме оборудования и сопоставления полученных результатов с требованиями АП СТАГА-2012.

Документами, подтверждающими соответствие средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи требованиям АП СТАГА-2012, являются:

акт наземной проверки средств РТОП и АвЭС;

акты летных проверок, протоколы наземных проверок и настроек на все оборудование, подлежащее летной и наземной проверкам и настройке согласно требованиям авиационных правил "Организация и проведение наземных и летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь";

технический паспорт аэродрома.

6.5. Оценка соответствия метеорологического оборудования сертификационным требованиям производится как визуально, так и инструментально с помощью измерительных приборов.

Документами, подтверждающими соответствие метеооборудования требованиям АП СТАГА-2012, являются:

акт обследования метеорологического оборудования аэродрома;

инструкция по производству метеорологических наблюдений на аэродроме;

технический паспорт аэродрома;

схема размещения метеооборудования (приложение к акту проверки метеорологического оборудования).

Акт обследования метеорологического оборудования аэродрома составляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя авиационной организации, в ведении которой находится аэродром, и утверждается руководителем данной авиационной организации и руководителем аэродромного метеорологического органа.

На схеме размещения метеооборудования указываются:

расстояния до размещенных первичных измерительных преобразователей метеовеличин относительно ВПП;

длина линий связи, соединяющих первичные измерительные преобразователи с указателями (регистраторами), пультами управления или специализированными автоматизированными метеорологическими системами;

места установки средств отображения метеоинформации (блоков индикации);

места установки средств регистрации метеоинформации.

Схема размещения метеооборудования должна быть утверждена руководителем авиационной организации, в ведении которой находится аэродром, и аэродромного метеорологического органа.

6.6. Оценка соответствия электроснабжения и электрооборудования аэродрома сертификационным требованиям производится как визуально, так и инструментально с помощью измерительных приборов.

Документами, подтверждающими соответствие электроснабжения и электрооборудования аэродрома требованиям АП СТАГА-2012, являются:

акт проверки электроснабжения и электрооборудования аэродрома;

технический паспорт аэродрома.

6.7. Документами, подтверждающими соответствие аварийно-спасательных средств требованиям АП СТАГА-2012, являются:

технический паспорт аэродрома;

акт обследования аварийно-спасательных средств;

паспорт пенообразователя;

справка об интенсивности движения ВС за предшествующий период, равный 12 месяцам;

справка о наличии пенообразователя;

схема пунктов повторной заправки пожарных автомобилей водой.

Проверка соответствия аварийно-спасательных средств на аэродроме с составлением акта производится не реже одного раза в год и в обязательном порядке к сертификационной проверке.

Глава 2. Классификация и кодовое обозначение аэродромов и аэропортов

7. Определение класса аэродрома (ВПП) производится при вводе аэродрома (ВПП) в эксплуатацию или при придании аэродрому государственной авиации статуса аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования, а также после реконструкции (удлинения) ВПП.

8. Для определения класса ВПП необходимо определить длину ВПП в стандартных условиях. Длина ВПП в стандартных условиях (Lст) определяется по формуле

Формула 1 к Пост. от 09.10.2013 г. №36

где Lф - фактическая длина ВПП, в метрах, определяется по исполнительной документации (на строительство или реконструкцию ВПП) или по продольному профилю ВПП, выполненному специализированной геодезической (проектной) организацией;

Кp - поправочный коэффициент, учитывающий высоту ВПП над уровнем моря, в метрах:

 Формула 2 к Пост. от 09.10.2013 г. №36

где НВПП - наивысшая точка поверхности ВПП относительно уровня моря, определяется по продольному профилю ВПП, в метрах;

Кt - поправочный коэффициент, учитывающий температуру воздуха на аэродроме:

 

Формула 3 к Пост. от 09.10.2013 г. №36

где tклим. = 1,07 х tрасч. - 3о - расчетная температура воздуха на аэродроме, в градусах по шкале Цельсия;

tрасч. - среднемесячная температура воздуха на аэродроме в 13 часов самого жаркого месяца в году, в градусах по шкале Цельсия, принимается по климатологическим справочникам;

tст. - температура стандартной атмосферы на высоте расположения аэродрома над уровнем моря, в градусах по шкале Цельсия, принимается согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

Кi - поправочный коэффициент, учитывающий средний продольный уклон ВПП, определяется по следующим формулам:

                                               при Lф< 1000 м Ki = 1 + 5iср;

                                               при Lф> 1000 м Ki = 1 + 9iср

(iср - средний продольный уклон ВПП, определяется отношением разности отметок высот концов ВПП к длине ВПП, отметки высот концов определяются по продольному профилю ВПП).

Класс ВПП определяется в результате сопоставления фактической длины ВПП, приведенной к стандартным условиям, с классификационными длинами ВПП в стандартных условиях, указанными в приложении 1 к АП СТАГА-2012.

Расчет класса ВПП производится специализированной проектной, научно-исследовательской организацией или специалистами авиационной организации и утверждается руководителем авиационной организации (филиала авиационной организации).

9. В зависимости от эксплуатируемых типов ВС кодовые обозначения (коды) определяются для каждой ВПП, РД и каждого МС и указываются в техническом паспорте аэродрома.

10. Код аэродрома устанавливается:

для однополосных аэродромов - кодом ВПП;

для многополосных аэродромов - кодом ИВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях, а при их отсутствии - кодом ГВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях.

Коды ВПП, РД и МС не могут быть выше кода аэродрома в целом.

При использовании соответствующих технических требований АП СТАГА-2012 вначале определяются критичные типы самолетов (с наибольшими значениями параметров, по которым определяется кодовое обозначение) из эксплуатируемых на данном аэродроме (данных ВПП, РД, МС), а затем, по параметрам критичных типов самолетов, определяются элементы кодового обозначения соответственно аэродрома, ВПП, РД или МС.

Расчетная длина летной полосы для типа самолета определяется как минимальная длина летного поля, требуемая для взлета при максимальной сертифицированной взлетной массе, на уровне моря, в стандартных условиях атмосферы, штиле и отсутствии продольного уклона ВПП. Расчетная длина летной полосы приводится в руководствах по летной эксплуатации самолетов или других технических документах изготовителя самолета.

11. Географические координаты контрольной точки аэродрома должны подтверждаться материалами специализированной проектной организацией, выполняющей геодезические и проектные работы. Координаты контрольной точки аэродрома должны быть едины во всех документах аэронавигационной информации и в Руководстве по аэродрому.

12. Класс аэропорта устанавливается приказом Департамента по авиации, который является структурным подразделением специально уполномоченного органа в области гражданской авиации - Министерства транспорта и коммуникаций (далее - Департамент по авиации). Изменение класса аэропорта производится на основании заявления авиационной организации - главного юридического лица аэропорта, к которому прикладывается справка о годовых объемах пассажирских перевозок в аэропорту.

В случае неподтверждения установленного класса аэропорта объемом перевезенных пассажиров в течение двух лет подряд класс аэропорта может быть понижен приказом Департамента по авиации без заявления авиационной организации - главного юридического лица аэропорта.

13. Номер ВПП определяется в зависимости от истинных величин магнитных азимутов направлений взлета и посадки воздушных судов и принимается равным:

при магнитном азимуте от 5° до 14°59"59"" - номер ВПП-01;

от 15° до 24°59"59"" - номер ВПП-02;

от 25° до 34°59"59"" - номер ВПП-03;

от 35° до 44°59"59"" - номер ВПП-04;

от 45° до 54°59"59"" - номер ВПП-05;

от 55° до 64°59"59"" - номер ВПП-06;

от 65° до 74°59"59"" - номер ВПП-07;

от 75° до 84°59"59"" - номер ВПП-08;

от 85° до 94°59"59"" - номер ВПП-09;

от 95° до 104°59"59"" - номер ВПП-10;

от 105° до 114°59"59"" - номер ВПП-11;

от 115° до 124°59"59"" - номер ВПП-12;

от 125° до 134°59"59"" - номер ВПП-13;

от 135° до 144°59"59"" - номер ВПП-14;

от 145° до 154°59"59"" - номер ВПП-15;

от 155° до 164°59"59"" - номер ВПП-16;

от 165° до 174°59"59"" - номер ВПП-17;

от 175° до 184°59"59"" - номер ВПП-18;

от 185° до 194°59"59"" - номер ВПП-19;

от 195° до 204°59"59"" - номер ВПП-20;

от 205° до 214°59"59"" - номер ВПП-21;

от 215° до 224°59"59"" - номер ВПП-22;

от 225° до 234°59"59"" - номер ВПП-23;

от 235° до 244°59"59"" - номер ВПП-24;

от 245° до 254°59"59"" - номер ВПП-25;

от 255° до 264°59"59"" - номер ВПП-26;

от 265° до 274°59"59"" - номер ВПП-27;

от 275° до 284°59"59"" - номер ВПП-28;

от 285° до 294°59"59"" - номер ВПП-29;

от 295° до 304°59"59"" - номер ВПП-30;

от 305° до 314°59"59"" - номер ВПП-31;

от 315° до 324°59"59"" - номер ВПП-32;

от 325° до 334°59"59"" - номер ВПП-33;

от 335° до 344°59"59"" - номер ВПП-34;

от 345° до 354°59"59"" - номер ВПП-35;

от 355° до 4°59"59"" - номер ВПП-36.

При использовании ВПП для взлета и посадки с двух направлений номер ВПП записывается через дробь (например, ВПП-12/30). Если необходимо указать номер торца ВПП, то указывается торец ВПП, от которого начинается разбег ВС при взлете или пробег ВС при посадке (например, торец ВПП-12).

При наличии нескольких параллельных ВПП каждое число, обозначающее ВПП, дополняется латинской буквой (например, ВПП-L12/R30, торец ВПП-L12).

Нумерация РД и МС производится с применением арабских цифр или латинских букв, причем должны использоваться все порядковые числа (положительные, целые), начиная с числа 1, или буквы согласно латинскому алфавиту (за исключением букв I, О и Х), начиная с буквы А. Нумерация ПРД, как правило, должна продолжать нумерацию РД.

Раздел II. Рабочая площадь аэродрома

Глава 3. ВПП

14. Определение числа и направлений ВПП на аэродроме с учетом обеспечения коэффициента использования аэродрома не менее 95 % для тех самолетов, для которых этот аэродром предназначен, выполняется проектной организацией на этапе проектирования.

Документация на строительство аэродрома должна содержать информацию о коэффициенте использования аэродрома для тех самолетов, для которых этот аэродром предназначен.

15. Выбор расположения и направления ВПП на аэродроме с учетом того, чтобы маршруты захода на посадку и вылета ВС минимально затрагивали районы, выделенные под жилые застройки, и другие чувствительные к воздействию шума районы вблизи аэродрома, выполняется проектной организацией на этапе проектирования.

Документация на строительство аэродрома должна содержать расчеты уровней авиационного шума на территориях жилой застройки в районе аэродрома, если горизонтальная проекция трассы полетов по маршруту захода на посадку и границей жилой застройки менее:

3 км - для ВПП с кодовым номером 3 или 4;

2 км - для ВПП с кодовым номером 1 или 2.

Уровень акустического воздействия на территориях жилой застройки вблизи аэродрома не должен превышать определенных нормируемых значений.

Допустимые параметры авиационного шума для аэродромов, размещенных вблизи территории заповедных и охраняемых зон, должны устанавливаться в соответствии с действующим законодательством.

16. Для определения соответствия фактической длины ВПП эксплуатационным характеристикам самолетов, для которых она предназначена, выполняется расчет длины ВПП в стандартных условиях в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил и производится последующее сравнение ее со взлетно-посадочными характеристиками ВС, которые указаны в РЛЭ (необходимая длина ВПП, длина ЛП, длина ВПП с концевой полосой безопасности).

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Авиационные правила "Оценка соответствия аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь сертификационным требованиям" Раздел I. Общие положения Глава 1. Термины, определения и условные обозначения Глава 2. Классификация и кодовое обозначение аэродромов и аэропортов Раздел II. Рабочая площадь аэродрома Глава 3. ВПП Глава 4. Летная полоса Глава 5. Концевые зоны безопасности Глава 6. Свободные зоны Глава 7. Концевые полосы торможения Глава 8. Рабочая зона радиовысотомера Глава 9. Рулежные дорожки Глава 10. Перроны Глава 11. Зоны противообледенительной защиты Глава 12. Ограждение аэродрома Глава 13. Несущая способность искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома Глава 14. Состояние поверхности искусственных и грунтовых элементов аэродрома Глава 15. Маркировка искусственных покрытий аэродромов Глава 16. Маркировка грунтовых элементов летного поля Глава 17. Ветроуказатель Глава 18. Аэродромные знаки Глава 18.1. Вертолетные посадочные площадки, РД и МС на аэродромах Раздел III. Препятствия Глава 19. Ограничение препятствий Глава 20. Выявление, учет и контроль препятствий Глава 21. Дневная маркировка препятствий Глава 22. Светоограждение препятствий Раздел IV. Светосигнальное оборудование Глава 23. Неаэронавигационные огни и лазерное излучение Глава 24. Эксплуатация светосигнального оборудования Глава 25. Арматура огней Глава 26. Аэродромный маяк Глава 27. Системы огней приближения 27.1. Простая система огней приближения 27.2. Система огней приближения точного захода на посадку категории I 27.3. Система огней приближения точного захода на посадку категорий II и III Глава 28. Системы визуальной индикации глиссады Глава 29. Огни порога ВПП Глава 30. Посадочные огни Глава 31. Входные огни ВПП и огни фланговых горизонтов Глава 32. Ограничительные огни ВПП Глава 33. Осевые огни ВПП Глава 34. Огни зоны приземления ВПП Глава 34.1. Простые огни зоны приземления Глава 35. Огни указателя скоростной выводной РД Глава 36. Огни концевой полосы торможения Глава 37. Огни знака приземления Глава 37.1. Огни статуса ВПП Глава 38. Осевые огни РД Глава 39. Боковые рулежные огни Глава 40. Огни площадки разворота на ВПП Глава 41. Стоп-огни Глава 42. Огни промежуточных мест ожидания Глава 43. Выводные огни зоны противообледенительной защиты Глава 44. Огни защиты ВПП Глава 45. Прожекторное освещение перронов Глава 46. Система визуальной стыковки с телескопическим трапом Глава 47. Огни управления маневрированием воздушного судна на месте стоянки Глава 48. Регулирование яркости огней Глава 49. Дистанционное управление светосигнальным оборудованием Глава 50. Светоотражающие маркеры Глава 51. Заградительные огни для обозначения зон ограниченного использования Раздел V. Средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 52. Эксплуатация наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 53. Системы посадки по приборам Глава 54. Курсовой ОВЧ-радиомаяк и связанное с ним контрольное устройство Глава 55. Глиссадный ОВЧ-радиомаяк и связанное с ним контрольное устройство Глава 56. Маркерные ОВЧ-радиомаяки Глава 57. Всенаправленный ОВЧ-радиомаяк Глава 58. Дальномерное УВЧ-оборудование Глава 58.1. Посадочный радиолокатор Глава 59. Приводная радиостанция Глава 60. Система посадки ОСП Глава 60.1. Локальная контрольно-корректирующая станция Глава 61. Радиолокационное оборудование 61.1. Обзорный радиолокатор аэродромный 61.2. Вторичный обзорный радиолокатор Глава 62. Аппаратура первичной обработки информации Глава 63. Автоматический радиопеленгатор Глава 64. Радиолокационная станция обзора летного поля Глава 64.1. Усовершенствованная система управления наземным движением и контроля за ним Глава 65. Средства электросвязи Глава 65.1. Средства объективного контроля Раздел VI. Метеорологическое оборудование Глава 66. Порядок эксплуатации метеорологического оборудования Глава 67. Метеорологические наблюдения и измерения Глава 68. Состав и размещение метеооборудования Глава 69. Метеоинформация (передача, регистрация, отображение) Раздел VII. Электроснабжение и электрооборудование Глава 70. Системы электроснабжения аэродрома Глава 71. Электропитание огней светосигнального оборудования аэродромов Глава 72. Проектирование и контроль систем электроснабжения аэродромов Раздел VIII. Аварийно-спасательные средства Глава 73. Определение уровня пожарной защиты Глава 74. Аварийно-спасательные средства Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 9 октября 2013 года №36
"Об утверждении авиационных правил "Оценка соответствия аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь сертификационным требованиям"

О документе

Номер документа:36
Дата принятия: 09/10/2013
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:15/10/2013
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 12 января 2014 года, 8/27964

Редакции документа

Текущая редакция принята: 23/03/2018
Вступила в силу с: 22/08/2019

Приложения к документу

Приложение 11 к Пост. от 09.10.2013 г. №36

Приложение 13 к Пост. от 09.10.2013 г. №36

Приложение 14 к Пост. от 09.10.2013 г. №36

Приложение 16 к Пост. от 09.10.2013 г. №36