Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

РАСПОРЯЖЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 18 декабря 2018 года №1102-р

О внесении изменений в распоряжения Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 года №474 и от 27 декабря 2017 года №1013

Внести в распоряжения Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 г. №474 "Некоторые вопросы реформирования государственного управления Украины" (Официальный вестник Украины, 2016 г., №55, ст. 1919; 2017 г., №40, ст. 1259, № 84, ст. 2574) - с изменениями, внесенными распоряжением Кабинета Министров Украины от 24 октября 2018 г. №779 и от 27 декабря 2017 г. №1013 "Об одобрении Концепции оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" (Официальный вестник Украины, 2018 г., №9, ст. 337) изменения, которые прилагаются.

Премьер-министр Украины

В.Гройсман

Утверждены Распоряжением Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2018 года №1102-р

Изменения, которые вносятся в распоряжения Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 года №474 и от 27 декабря 2017 года №1013

1. В распоряжении Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 г. №474:

1) в тексте распоряжения слова и цифры "на 2016-2020 годы" заменить словами и цифрами "на период до 2021 года";

2) Стратегию реформирования государственного управления Украины на 2016-2020 годы, одобренную указанным распоряжением, изложить в следующей редакции:

"Утверждено Распоряжением Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 года №474

(в редакции Распоряжения Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2018 года №1102-р)

Стратегия реформирования государственного управления Украины на период до 2021 года

I. Цель стратегии

Реформа государственного управления является одной из основных реформ в странах с переходной экономикой, осуществляющих комплексные реформы в разных сферах государственной политики. Действенная система государственного управления является одним из основных факторов конкурентоспособности государства и предпосылкой европейской интеграции. Эффективная деятельность Кабинета Министров Украины относительно формирования государственной политики в различных сферах возможна при наличии профессиональной, результативной, эффективной и подотчетной системы центральных органов исполнительной власти. Снижение административной нагрузки государственного регулирования, улучшение качества предоставления административных услуг, обеспечение законности и предсказуемости административных действий улучшает позиции государства в мировых рейтингах конкурентоспособности. Кроме того, эффективная система государственного управления является одной из основных предпосылок демократического управления, основанной на принципах верховенства права.

Современный этап реформы государственного управления начался с вступления в силу в мае 2015 г. Закона Украины "О государственной службе", принятия в июне 2016 г. первой редакции этой Стратегии и подписания в декабре 2016 г. Соглашения о финансировании между Правительством Украины и Европейской Комиссией по поддержке комплексной реформы государственного управления в Украине.

В 2018 году эксперты Программы поддержки совершенствования управления и менеджмента (SIGMA) провели оценку состояния государственного управления, а Счетная палата провела аудит комплексной реформы государственного управления, по результатам которых с учетом накопленного опыта и консультаций с заинтересованными сторонами эта Стратегия обновлена.

Целью этой Стратегии является совершенствование системы государственного управления и, соответственно, повышение уровня конкурентоспособности страны. Результатом реализации этой Стратегии должна стать более эффективная и подотчетная гражданам система государственного управления, которая работает в интересах общества, обеспечивает устойчивое развитие страны и предоставляет качественные услуги.

Индикатором эффективности систем государственного управления является позиция государства в соответствующих международных рейтингах. Согласно показателям Индекса глобальной конкурентоспособности (за 2018 год) Украина занимает 110 место (среди 140 государств) в категории "государственные институты", 49 место в категории "бюджетная прозрачность", 82 место в категории "бремя государственного регулирования". В рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" позиции Украины являются лучшими - в общем рейтинге в 2018 году Украина занимает 71 место, в сфере открытия бизнеса Украина поднялась с 70 места в 2015 году до 56 места в 2018 году. Улучшение позиций Украины будет свидетельствовать об успешности реализации этой Стратегии.

С учетом европейского рейтинга и европейской перспективы Украины эта Стратегия разработана в соответствии с европейскими стандартами надлежащего администрирования по вопросам трансформации системы органов государственного управления. Согласно Соглашению об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны (далее - Соглашение об ассоциации), эта Стратегия основывается на общих ценностях, а именно: соблюдении демократических принципов, верховенстве права, надлежащем управлении. В статье 3 Соглашения об ассоциации надлежащее управление определяется как один из основных принципов для усиления отношений между сторонами. Украина будет продолжать политические, социально-экономические, законодательные и институциональные реформы, необходимые для эффективной реализации Соглашения об ассоциации. Учитывая важность реформы государственного управления для Украины к разработке этой Стратегии привлечены заинтересованные стороны.

Европейские стандарты надлежащего администрирования сформулированы в документе SIGMA "Принципы государственного управления", который содержит систему принципов и критериев оценки государственного управления (далее - Принципы государственного управления). Структура этой Стратегии отвечает Принципам государственного управления, разработанным SIGMA в тесном сотрудничестве с Европейской Комиссией, и определяет основные требования к системе органов государственного управления. Принципы государственного управления сформулированы на основе международных стандартов и требований, а также надлежащих практик государств-членов ЕС и/или государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Принципы государственного управления признаны некоторыми государствами как перечень стандартов и система принципов и критериев для проведения оценки реформ государственного управления.

Стратегия с учетом Принципов государственного управления определяет следующие направления реформирования:

формирование и координация государственной политики (стратегическое планирование государственной политики, качество нормативно-правовой базы и государственной политики в целом, включая требования относительно формирования государственной политики на основе детального анализа и участия общественности);

модернизация государственной службы и управления человеческими ресурсами;

обеспечение подотчетности органов государственного управления (прозрачность работы, свободный доступ к публичной информации, организация системы органов государственного управления с четким определением подотчетности, возможность судебного пересмотра решений);

предоставление административных услуг (стандарты предоставления и гарантии относительно административных процедур, качество административных услуг, электронное правительство);

управление государственными финансами (администрирование налогов, подготовка и исполнение государственного бюджета, система государственных закупок, внутренний аудит, учет и отчетность, внешний аудит).

Цель и задачи реформы управления государственными финансами в составе системы государственного управления определены Стратегией реформирования системы управления государственными финансами на 2017-2020 годы, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 2017 г. №142 (Официальный вестник Украины, 2017 г., №23, ст. 659).

Действие этой Стратегии не распространяется на реформирование местного самоуправления, которое осуществляется согласно Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 1 апреля 2014 г. №333 (Официальный вестник Украины, 2014 г., №30, ст. 831), плану мероприятий по реализации Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, утвержденному распоряжением Кабинета Министров Украины от 22 сентября 2016 г. №688 (Официальный вестник Украины, 2016 г., № 78, ст. 2607), Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 6 августа 2014 г. №385 (Официальный вестник Украины, 2014 г., №70, ст. 1966), и плану мероприятий на 2018-2020 годы по реализации Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 12 сентября 2018 г. №733 (Официальный вестник Украины, 2018 г., №75, ст. 2513).

Кроме того, действие этой Стратегии также не распространяется на судебный надзор и пересмотр решений органов государственного управления, поскольку реформа административного судопроизводства является неотъемлемой частью комплексной судебной реформы. Стратегия реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 годы, одобрена Указом Президента Украины от 20 мая 2015 г. №276.

II. Связь Стратегии с другими стратегическими документами

Эта Стратегия согласуется с положениями следующих стратегических документов:

Стратегией устойчивого развития "Украина - 2020", одобренной Указом Президента Украины от 12 января 2015 г. №5, в частности разделом 3 "Дорожная карта и первоочередные приоритеты реализации Стратегии", в котором одной из первоочередных реформ определена реформа государственного управления, которая имеет целью построение прозрачной системы государственного управления, создание профессионального института государственной службы, обеспечение ее эффективности. Результатом проведения реформы должно стать создание эффективной, прозрачной, открытой и гибкой структуры государственного управления с применением новейших информационно-коммуникативных технологий (электронное управление) для обеспечения формирования и реализации целостной государственной политики, направленной на устойчивое общественное развитие и адекватное реагирование на внутренние и внешние вызовы;

Стратегией реформирования системы управления государственными финансами на 2017-2020 годы, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 2017 г. №142 (Официальный вестник Украины, 2017 г., №23, ст. 659), в частности подразделом 3 "Среднесрочное бюджетное планирование" раздела II "Соблюдение общей бюджетно-налоговой дисциплины в среднесрочной перспективе", которым предусмотрено внедрение среднесрочной бюджетной декларации как инструмента сочетания стратегических приоритетов государства с возможностями государственного бюджета, создание надежных среднесрочных рамок для планирования бюджета, усиления роли главных распорядителей бюджетных средств в бюджетном процессе. Вместе с тем подразделом 1 "Стратегическое планирование" раздела III "Повышение эффективности распределения ресурсов на уровне формирования государственной политики" указанной Стратегии предусмотрены задачи по законодательному определению новой современной четкой системы документов государственного стратегического планирования, внедрение разработки среднесрочных стратегических планов министерств, введение обязательной оценки стоимости реализации новых стратегических документов и усиление институциональной способности для осуществления стратегического планирования;

планом мероприятий по дерегулированию хозяйственной деятельности, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Украины от 23 августа 2016 г. №615, и планом действий по имплементации лучших практик качественного и эффективного регулирования, отраженных Группой Всемирного банка в методологии рейтинга "Ведение бизнеса", утвержденным распоряжением Кабинета Министров Украины от 16 декабря 2015. №1406.

III. Современное состояние государственного управления в Украине

Система государственного управления в Украине не отвечает потребностям государства в проведении комплексных реформ в различных сферах государственной политики и ее европейскому выбору, а также европейским стандартам надлежащего управления государством.

Согласно законодательству министерства определены как органы, ответственные за формирование и реализацию государственной политики, а Кабинет Министров Украины как орган, который направляет, координирует и контролирует деятельность министерств. Однако существующие механизмы направления и координации министерств, так же как и способность министерств к формированию политики, нуждаются в совершенствовании.

В частности, процесс планирования деятельности Кабинета Министров Украины должен должным образом согласовываться с бюджетным процессом. С целью определения правовых и организационных принципов формирования целостной системы государственного стратегического планирования развития государства, установления общего порядка разработки, утверждения и исполнения документов государственного стратегического планирования, четкого закрепления полномочий участников этих процессов требует принятия Верховной Радой Украины Закона Украины "О государственном стратегическом планировании".

Из-за несоблюдения разработчиками требований Регламента Кабинета Министров Украины проекты правительственных решений часто не имеют надлежащих финансово-экономических расчетов и прогноза влияния реализации акта на ключевые интересы заинтересованных сторон.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Распоряжение Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2018 года №1102-р
"О внесении изменений в распоряжения Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 года №474 и от 27 декабря 2017 года №1013"

О документе

Номер документа:1102-р
Дата принятия: 18/12/2018
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 19 февраля 2019 года №14, стр. 18 статья 509, код акта 93398/2019

"Правительственный курьер" от 20 февраля 2019 года №34