Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 15 ноября 2018 года №150-З

Об особо охраняемых природных территориях

Принят Палатой представителей 16 октября 2018 года

Одобрен Советом Республики 31 октября 2018 года

Настоящий Закон определяет правовые основы объявления, функционирования, преобразования, прекращения функционирования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее, если не указано иное, - ООПТ) и направлен на сохранение и восстановление (воспроизводство) ценных природных комплексов и объектов.

Глава 1 Общие положения

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

1. Заказник - ООПТ, объявленная в целях сохранения и восстановления (воспроизводства) ценных природных комплексов и объектов.

2. Заповедник - ООПТ, объявленная в целях обеспечения естественного течения природных процессов, сохранения в естественном состоянии и изучения ценных природных комплексов и объектов.

3. Национальный парк - ООПТ, объявленная в целях сохранения, восстановления (воспроизводства) ценных природных комплексов и объектов, их рационального (устойчивого) использования в процессе природоохранной, научной, образовательной, туристической и рекреационной деятельности.

4. ООПТ - часть территории Республики Беларусь с ценными природными комплексами и (или) объектами, в отношении которой установлен особый режим охраны и использования.

5. Охрана ООПТ - деятельность, направленная на сохранение и восстановление (воспроизводство) ценных природных комплексов и объектов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ценные природные комплексы и объекты и ликвидацию последствий такого воздействия, обеспечение соблюдения режима охраны и использования ООПТ.

6. Памятник природы - ООПТ, объявленная в целях сохранения ценных природных комплекса или объекта.

7. Система ООПТ - совокупность заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы, формируемая в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, поддержания экологического равновесия в Республике Беларусь.

8. Управление ООПТ - деятельность, связанная с планированием и проведением природоохранных и иных мероприятий на ООПТ, обеспечением соблюдения режима ее охраны и использования.

9. Ценные природные комплексы и объекты - уникальные, эталонные и (или) невосполнимые природные комплексы и объекты, естественные экологические системы (далее - экосистемы), имеющие особое экологическое, научное и (или) эстетическое значение, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, места их обитания и произрастания.

Статья 2. Законодательство об ООПТ

1. Законодательство об ООПТ основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, регулирующих отношения в области ООПТ.

2. Отношения в области охраны и использования ценных природных комплексов и объектов, расположенных на ООПТ, регулируются законодательством об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об охране и использовании животного мира, об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании недр, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, если иное не установлено законодательством об ООПТ.

3. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Классификация ООПТ

1. В зависимости от особенностей ценных природных комплексов и объектов, целей объявления ООПТ, режима их охраны и использования ООПТ подразделяются на следующие категории:

1.1. заповедники;

1.2. национальные парки;

1.3. заказники;

1.4. памятники природы.

2. В зависимости от особенностей ценных природных комплексов и объектов памятники природы подразделяются на следующие виды:

2.1. ботанические (участки леса с ценными древесными породами, старинные парки, отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, территории с реликтовой или особо ценной растительностью, иные ценные ботанические объекты);

2.2. гидрологические (родники, ручьи и иные ценные водные объекты и связанные с ними экосистемы);

2.3. геологические (отдельные редкие формы рельефа, расположенные в природной среде минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы).

3. В зависимости от уровня государственного управления ООПТ подразделяются на ООПТ республиканского и местного значения.

Заповедники и национальные парки являются ООПТ республиканского значения.

Заказники и памятники природы могут являться ООПТ республиканского или местного значения.

4. ООПТ могут быть признаны ООПТ международного значения в порядке, установленном статьей 33 настоящего Закона.

Статья 4. Земли ООПТ

1. Земли, образующие ООПТ, состоят из земель природоохранного назначения и (или) земель иных категорий, за исключением земель, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. В состав земель, образующих ООПТ, не включаются земельные участки (части земельных участков), расположенные в границах ООПТ, целевое назначение которых не отвечает целям объявления ООПТ. Такие земельные участки (части земельных участков) указываются в решениях об объявлении, преобразовании ООПТ.

3. После объявления, преобразования ООПТ в отношении прав на предоставленные землепользователям земельные участки, включенные в состав земель, образующих ООПТ, а также расположенные в границах охранной зоны ООПТ, устанавливаются ограничения (обременения), обеспечивающие соблюдение режима охраны и использования ООПТ, ее охранной зоны.

4. Изъятие и предоставление земельных участков из земель, расположенных в границах ООПТ, ее охранной зоны, допускаются в случае, если цели и условия изъятия и предоставления этих земельных участков не противоречат режиму охраны и использования этой ООПТ, ее охранной зоны, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

5. В решении об изъятии и предоставлении земельного участка, расположенного в границах ООПТ, ее охранной зоны, должны быть установлены ограничения (обременения) прав на земельные участки, обеспечивающие соблюдение режима охраны и использования ООПТ, ее охранной зоны.

Глава 2 Государственное управление в области ООПТ

Статья 5. Государственное управление в области ООПТ

Государственное управление в области ООПТ осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды), местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

Статья 6. Полномочия Президента Республики Беларусь в области ООПТ

1. Президент Республики Беларусь в области ООПТ:

1.1. определяет единую государственную политику;

1.2. принимает решения об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования заповедников, национальных парков.

2. Президент Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области ООПТ в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 7. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области ООПТ

1. Совет Министров Республики Беларусь в области ООПТ:

1.1. обеспечивает реализацию единой государственной политики;

1.2. утверждает Национальную стратегию развития системы ООПТ и осуществляет контроль за ее реализацией;

1.3. утверждает государственные программы в области развития системы ООПТ и осуществляет контроль за их реализацией;

1.4. утверждает схему рационального размещения ООПТ республиканского значения и осуществляет контроль за ее реализацией;

1.5. принимает решения об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования заказников республиканского значения.

2. Совет Министров Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области ООПТ в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 8. Полномочия Минприроды в области ООПТ

1. Минприроды в области ООПТ:

1.1. реализует единую государственную политику;

1.2. разрабатывает совместно с Национальной академией наук Беларуси (далее - НАН Беларуси), другими заинтересованными государственными органами и иными организациями проекты Национальной стратегии развития системы ООПТ, государственных программ в области развития системы ООПТ, схемы рационального размещения ООПТ республиканского значения и организует их реализацию;

1.3. принимает решения об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования памятников природы республиканского значения;

1.4. обеспечивает подготовку и внесение представлений о резервировании территорий, которые планируется объявить ООПТ республиканского значения;

1.5. обеспечивает подготовку и внесение представлений об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования ООПТ республиканского значения;

1.6. информирует население о режиме охраны и использования ООПТ, их охранных зон;

1.7. обеспечивает ведение реестра особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - реестр ООПТ) и определяет подчиненную ему государственную организацию, осуществляющую ведение реестра ООПТ;

1.8. координирует выполнение обязательств Республики Беларусь по международным договорам Республики Беларусь.

2. Минприроды осуществляет иные полномочия в области ООПТ в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 9. Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области ООПТ

1. Местные Советы депутатов в области ООПТ:

1.1. утверждают по согласованию с Минприроды региональные схемы рационального размещения ООПТ местного значения;

1.2. принимают решения об отмене не соответствующих требованиям актов законодательства решений местных исполнительных и распорядительных органов о резервировании территорий, которые планируется объявить ООПТ, об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования заказников, памятников природы местного значения;

1.3. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

2. Местные исполнительные и распорядительные органы в области ООПТ:

2.1. принимают решения о резервировании территорий, которые планируется объявить ООПТ;

2.2. принимают решения об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования заказников, памятников природы местного значения;

2.3. обеспечивают управление ООПТ, переданными им в управление;

2.4. разрабатывают совместно с НАН Беларуси, другими заинтересованными государственными органами и иными организациями проекты региональных схем рационального размещения ООПТ местного значения и организуют их реализацию;

2.5. информируют население о режиме охраны и использования ООПТ, их охранных зон;

2.6. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Глава 3 Участие физических и юридических лиц в решении вопросов, связанных с ООПТ

Статья 10. Участие физических и юридических лиц в проведении мероприятий, связанных с объявлением, функционированием, охраной и использованием ООПТ

Физические и юридические лица имеют право вносить предложения и оказывать содействие государственным органам, государственному органу (иной государственной организации), в управление которого (которой) передана ООПТ (далее, если не указано иное, - управляющий орган), в проведении мероприятий, связанных с объявлением, функционированием, охраной и использованием ООПТ, а также участвовать в работе научно-технического совета, создаваемого при государственном природоохранном учреждении, осуществляющем управление заповедником, национальным парком, с согласия этого учреждения.

Статья 11. Участие физических и юридических лиц в общественных обсуждениях проектов экологически значимых решений, касающихся ООПТ, и получение ими информации, касающейся ООПТ

1. Физические и юридические лица имеют право участвовать в общественных обсуждениях проектов экологически значимых решений, касающихся ООПТ, включая проекты Национальной стратегии развития системы ООПТ, государственных программ в области развития системы ООПТ, схемы рационального размещения ООПТ республиканского значения, региональных схем рационального размещения ООПТ местного значения, планов управления ООПТ.

2. Государственные органы должны рассматривать предложения физических и юридических лиц при принятии экологически значимых решений, касающихся ООПТ, включая Национальную стратегию развития системы ООПТ, государственные программы в области развития системы ООПТ, схему рационального размещения ООПТ республиканского значения, региональные схемы рационального размещения ООПТ местного значения, планы управления ООПТ.

3. Физические и юридические лица имеют право запрашивать и получать от соответствующих государственных органов и иных организаций полную, достоверную и актуальную общедоступную информацию, касающуюся вопросов объявления, функционирования, преобразования, прекращения функционирования, охраны и использования ООПТ, в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды.

Глава 4 Научное обеспечение ООПТ

Статья 12. Научное обеспечение функционирования и охраны ООПТ, развития системы ООПТ

1. Научное обеспечение функционирования и охраны ООПТ, развития системы ООПТ осуществляют НАН Беларуси, иные юридические лица, осуществляющие научную деятельность.

2. НАН Беларуси в области научного обеспечения функционирования и охраны ООПТ, развития системы ООПТ:

2.1. осуществляет координацию научного обеспечения функционирования и охраны ООПТ, развития системы ООПТ;

2.2. участвует в разработке и реализации государственной научно-технической политики;

2.3. обеспечивает реализацию государственных программ научных исследований и государственных научно-технических программ;

2.4. вносит в установленном законодательством порядке предложения по финансированию научной и инновационной деятельности на ООПТ;

2.5. организует проведение комплексного мониторинга экосистем на ООПТ, который проводится научными организациями, подчиненными НАН Беларуси, совместно с государственным природоохранным учреждением, осуществляющим управление ООПТ (далее, если не указано иное, - государственное природоохранное учреждение), а в случае, когда оно не создано, с управляющим органом, и осуществляет координацию работ при проведении ими такого мониторинга;

2.6. организует выполнение юридическими лицами, осуществляющими научную деятельность, на договорной основе работ по подготовке научных и технико-экономических обоснований (далее - НиТЭО) объявления, преобразования, прекращения функционирования ООПТ, иных научных обоснований, предусмотренных настоящим Законом;

2.7. осуществляет научное обеспечение исполнения международных договоров Республики Беларусь;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1 Общие положения Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения Статья 2. Законодательство об ООПТ Статья 3. Классификация ООПТ Статья 4. Земли ООПТ Глава 2 Государственное управление в области ООПТ Статья 5. Государственное управление в области ООПТ Статья 6. Полномочия Президента Республики Беларусь в области ООПТ Статья 7. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области ООПТ Статья 8. Полномочия Минприроды в области ООПТ Статья 9. Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области ООПТ Глава 3 Участие физических и юридических лиц в решении вопросов, связанных с ООПТ Статья 10. Участие физических и юридических лиц в проведении мероприятий, связанных с объявлением, функционированием, охраной и использованием ООПТ Статья 11. Участие физических и юридических лиц в общественных обсуждениях проектов экологически значимых решений, касающихся ООПТ, и получение ими информации, касающейся ООПТ Глава 4 Научное обеспечение ООПТ Статья 12. Научное обеспечение функционирования и охраны ООПТ, развития системы ООПТ Статья 13. Научно-исследовательская деятельность на ООПТ Глава 5 Планирование развития системы ООПТ Статья 14. Развитие системы ООПТ Статья 15. Резервирование территории, которую планируется объявить ООПТ Глава 6 Объявление, преобразование, прекращение функционирования ООПТ Статья 16. Критерии выбора природных территорий для объявления их ООПТ Статья 17. Общие требования при объявлении, преобразовании, прекращении функционирования ООПТ Статья 18. Порядок подготовки представлений об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования ООПТ Статья 19. НиТЭО объявления, преобразования, прекращения функционирования ООПТ Статья 20. Порядок подготовки и содержание НиТЭО объявления, преобразования, прекращения функционирования заповедника, национального парка, заказника Статья 21. Порядок подготовки и содержание НиТЭО объявления, преобразования памятника природы Статья 22. Объявление, преобразование, прекращение функционирования ООПТ Статья 23. Особенности правового положения ООПТ Глава 7 Режим охраны и использования ООПТ Статья 24. Режим охраны и использования ООПТ Статья 25. Охранная зона ООПТ Статья 26. Режим охраны и использования заповедника Статья 27. Режим охраны и использования национального парка Статья 28. Режим охраны и использования заказника Статья 29. Режим охраны и использования памятника природы Статья 30. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении туристической, рекреационной, оздоровительной и иной деятельности, ведении лесного хозяйства на ООПТ Глава 8 Управление ООПТ Статья 31. Управление ООПТ Статья 32. План управления ООПТ Глава 9 ООПТ международного значения и управление ею Статья 33. ООПТ международного значения Статья 34. Управление ООПТ международного значения Статья 35. Режим охраны и использования ООПТ международного значения Глава 10 Комплексный мониторинг экосистем на ООПТ. Реестр ООПТ Статья 36. Комплексный мониторинг экосистем на ООПТ Статья 37. Реестр ООПТ Глава 11 Государственные программы в области развития системы ООПТ. Финансирование ООПТ Статья 38. Государственные программы в области развития системы ООПТ Статья 39. Финансирование ООПТ Глава 12 Охрана ООПТ. Контроль за соблюдением законодательства об ООПТ Статья 40. Охрана ООПТ Статья 41. Контроль за соблюдением законодательства об ООПТ Статья 42. Права и социальная защита работников, уполномоченных на осуществление охраны ООПТ Глава 13 Ответственность за нарушение законодательства об ООПТ. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде на ООПТ. Возмещение убытков землепользователям, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства об ООПТ Статья 44. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде на ООПТ Статья 45. Возмещение убытков землепользователям, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства Глава 14 Заключительные положения Статья 46. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов и отдельных положений законов Статья 47. Переходные положения Статья 48. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона

Закон Республики Беларусь от 15 ноября 2018 года №150-З
"Об особо охраняемых природных территориях"

О документе

Номер документа:150-З
Дата принятия: 15/11/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:14/06/2019
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 13 декабря 2018 года, 2/2588

Примечание к документу

В соответствии со статьей 49 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1-47 - через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона - с 14 июня 2019 года;

иные положения - после официального опубликования настоящего Закона - с 14 декабря 2018 года.