Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 23 марта 2018 года №51

Об утверждении Стратегии развития гражданского общества на 2018-2020 годы и Плана действий по реализации Стратегии развития гражданского общества на 2018-2020 годы

Парламент принимает настоящий ординарный закон.

Ст. 1. - Утвердить Стратегию развития гражданского общества на 2018-2020 годы и План действий по реализации Стратегии развития гражданского общества на 2018-2020 годы, изложенные в приложениях 1 и 2.

Ст. 2. - Правительству в сотрудничестве с организациями гражданского общества ежегодно до 31 марта представлять Парламенту отчет о реализации Стратегии и Плана действий, указанных в статье 1.

Ст. 3. - Мониторинг и оценка реализации Стратегии развития гражданского общества на 2018-2020 годы осуществляются с помощью предусмотренных в ней инструментов.

Ст. 4. - Комиссии по социальной защите, здравоохранению и семье осуществлять контроль за исполнением настоящего закона.

Председатель Парламента

Андриан Канду

Приложение 1

Стратегия развития гражданского общества на 2018-2020 годы

Список сокращений:

АПУ - Академия публичного управления

АБРМ - Ассоциация библиотекарей Республики Молдовы

НАЗН - Национальное агентство занятости населения

ОЦПУ - органы центрального публичного управления

ОМПУ - органы местного публичного управления

СП - социальное предпринимательство

ПАГ - Платформа для активного гражданства и партнерства для прав человека

КМВМ - Конгресс местных властей Молдовы

КСОПВ - Комиссия по сертификации организаций, привлекающих волонтеров

НСУ - Национальный совет по участию

НСММ - Национальный совет по делам молодежи Молдовы

НВЦМ - Национальный волонтерский центр Молдовы

СРРМ - Совет ректоров Республики Молдова

Волонтерская коалиция (ВК) - Коалиция по продвижению закона и волонтерской деятельности

FAM - Фонд развития в Молдове

FHI 360 - Family Health International 360

HAI - HelpAge International

ИНО - Институт непрерывного образования

МЭИ - Министерство экономики и инфраструктуры

МСХРРОС - Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды

МОКИ - Министерство образования, культуры и исследований

МЗТСЗ - Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты

НПО - неправительственная организация

ОГО - организации гражданского общества

ССГО - структура, ответственная за сотрудничество с гражданским обществом, в составе Государственной канцелярии

Стратегия 2012-2015 гг. - Стратегия развития гражданского общества на 2012-2015 годы.

Введение

Развитие гражданского общества имеет важное значение для укрепления высших ценностей любой страны, а также для поощрения вовлечения населения в развитие сообществ. Развитие ассоциативного сектора в Республике Молдова подтверждает соблюдение основных прав и свобод, в том числе права на свободу объединения, свободу собраний и свободу выражения. Своей деятельностью население способствует масштабному развитию сообществ, повышению стандартов жизни и улучшению качества жизни.

Такой вклад ассоциативного сектора в продвижение и построение демократического общества предполагает тесное сотрудничество с институтами государства. Совместные инициативы существенно способствуют прогрессу в различных социальных областях для адекватного решения существующих проблем. Организации гражданского общества (ОГО) как составная часть социальной системы - это форма выражения гражданских инициатив, способствующая активному участию населения в управлении общественными делами. Поддержка гражданского общества - это способ стимулирования социальной сплоченности и создания устойчивого социального капитала. Также ОГО обладают высоким экономическим потенциалом в качестве работодателя, способствуя тем самым снижению безработицы. Следовательно, частью национальных интересов Республики Молдова является поддержка развития ассоциативного сектора, принятие политики и создание благоприятной нормативной основы для развития сектора - важного элемента продвижения демократии и демократических ценностей, существенно важного партнера в выявлении и разрешении проблем в различных социальных областях.

Стратегия развития гражданского общества на 2018-2020 годы (далее - Стратегия) отражает обязательство Республики Молдова систематически укреплять условия для динамичного развития гражданского общества. Основанная на принципах взаимного доверия, партнерства, прозрачности, участия, отсутствия политической приверженности, Стратегия продолжает усилия, начатые в рамках предыдущих стратегий развития гражданского общества (на 2009-2011 годы и на 2012-2015 годы), и ориентируется на те же приоритеты.

Стратегия разработана на основе участия межотраслевой рабочей группой (разделенной на три рабочие подгруппы, согласно трем общим задачам Стратегии), созданной на основе Распоряжения Председателя Парламента DDP/C-1 №9 от 25 ноября 2016 года и состоящей из представителей гражданского общества, Правительства и Парламента при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), предоставленная в рамках Программы "Партнерство для устойчивого гражданского общества в Молдове (MPSCS)", внедренной FHI 360 и Европейским центром некоммерческого права (ECNL).

Поскольку не существует общепринятого определения понятия "организации гражданского общества", в целях настоящей Стратегии используется формулировка, предложенная Организацией Объединенных Наций: "некоммерческие структуры, волонтерские группы граждан, сформированные на местном, национальном или международном уровнях для выявления проблем, представляющих общественный интерес. Полностью направляемые и создаваемые людьми с общими интересами, они предоставляют и осуществляют различные гуманитарные услуги и функции, представляют потребности граждан перед правительственными структурами, контролируют осуществление политик и программ, а также поддерживают участие гражданского общества на уровне сообщества"1.

Часть 1 Контекст стратегии

1.1. Общая ретроспектива. Стратегия подтверждает приоритеты и продолжает усилия, начатые в рамках Стратегии развития гражданского общества на 2012-2015 годы, утвержденной Парламентом Законом №205/2012.

Итоговая оценка реализации указанной Стратегии подтвердила значимость установленных ею приоритетов, несмотря на то, что формальная оценка ex ante не проводилась, а соответствующий документ основывался на констатациях, заключениях и рекомендациях нескольких проведенных исследований в сфере действия настоящей Стратегии2.

Реализация Стратегии 2012-2015 гг. осуществлялась на фоне политической нестабильности с частой сменой правительств, в том числе министерств, что неблагоприятно сказывается на непрерывность реализации и достижении прогресса. Итоговая оценка установила, что Стратегия 2012-2015 гг. была очень амбициозной, однако в процессе реализации был достигнут незначительный прогресс, подтвержденный некоторыми достижениями в трех приоритетных сферах указанного документа. Основной вывод итоговой оценки заключается в том, что большинство принятых в рамках Стратегии 2012-2015 гг. обязательств не были выполнены. Точнее, уровень реализации предусмотренных в указанной Стратегии обязательств составил 27%; 9% обязательств имели выраженную степень реализации, а 64% не были реализованы, в том числе 52% невыполненных мероприятий даже не были начаты. То есть, результаты выполнения обязательств, предусмотренных в Стратегии и Плане действий, были ниже уровня ожиданий и скромными по сравнению с запланированными результатами.

Факторы, которые отрицательно сказались на реализации Стратегии 2012-2015 гг., были как политического, контекстуального и финансового порядка, так и на уровне менеджмента и координирования между участвующими субъектами3. Из указанных выше определяющих факторов отметим недостатки развития ассоциативного сектора в Республике Молдова, относительно небольшое количество существующих ОГО на 1000 жителей, малая доля активных НПО и низкий уровень участия ОГО в процессе принятия решений. Другими факторами являются нехватка финансовых средств и низкая финансовая состоятельность ОГО, а также невысокий уровень гражданского духа и волонтерства. Описание этих факторов содержится в соответствующих частях.

Стратегия развития гражданского общества на 2018-2020 годы разработана с учетом предыдущих упущений, накопленного опыта и нацелена на реализацию оставшихся невыполненных обязательств предыдущего документа, с переоценкой уровня вмешательства и с включением новых необходимых действий и мер, но в пределах приоритетов, установленных общими и специфическими задачами Стратегии 2012-2015 гг. Также акцент делается на мониторинг и оценку достижений, на включение дополнительных показателей прогресса как с точки зрения количества, так и качества.

Политический контекст в Республике Молдова в период разработки Стратегии был относительно стабилен, в то время как социально-экономические аспекты по-прежнему остаются неустойчивыми, что отрицательно влияет на возможность финансовой поддержки органами публичной власти выполнения обязательств, предусмотренных в Стратегии. Стремление авторов Стратегии заключается в том, чтобы обратить внимание и в большей мере вовлечь партнеров по развитию в поддержку реализации принятых обязательств, что должно способствовать повышению эффективности Стратегии. Невысокое воздействие на местном уровне Стратегии 2012-2015 гг. будет частично откорректировано путем включения в новую Стратегию представителей местных органов публичной власти и путем планирования действий и достижения результатов на местном уровне, а также посредством дополнения географических показателей прогресса и представительства. Недостатки мониторинга и отчетности реализации Стратегии 2012-2015 гг. будут сведены к минимуму путем создания механизма парламентского контроля для мониторинга, а также путем установления промежуточной оценки, наряду с итоговой.

1.2. Гражданское общество Республики Молдова: общие данные. В настоящее время в Министерстве юстиции зарегистрировано около 7950 республиканских общественных объединений, за исключением фондов, частных и публичных учреждений, религиозных организаций. Число местных общественных объединений неизвестно, поскольку местные органы публичной власти не представляют соответствующую информацию Министерству юстиции, следовательно, ни общество, ни органы власти не знают реального общего числа организаций гражданского общества в Республике Молдова. Большинство зарегистрированных ОГО (примерно 65%) находятся в муниципии Кишинэу, хотя в данной административно-территориальной единице проживает лишь около 25% общей численности населения страны. Согласно неофициальным оценкам, в приднестровском регионе Республики Молдова зарегистрированы около 2500 общественных объединений4. В Республике Молдова на 1000 жителей приходится 1,9 ОГО, что является прогрессом по сравнению с Украиной (1,2) и Российской Федерацией (1,6). Однако этот показатель значительно меньше в сравнении с некоторыми странами Восточной Европы, такими как Румыния (2,9), Македония (5,6), Венгрия (6,6) или Хорватия (9,6)5.

Согласно оценкам некоторых исследований, только около 25% общего числа ОГО достаточно активны и разрабатывают различные проекты и инициативы6, а одной из причин является как недостаточное финансирование внутри страны, так и отсутствие механизмов генерирования доходов путем предоставления услуг.

В настоящее время ассоциативный сектор Республики Молдова присутствует в различных сферах деятельности, основными из которых являются: образование и тренинги (50%), социальные услуги (40,8%), развитие сообщества (36,9%), гражданское участие (26,2%), здоровье и молодежь (по 19,2% каждая), культура (16,9%)7.

Правовая база ассоциативного сектора предусматривает три различные формы организации: общественные объединения, фонды и частные учреждения. Основное законодательство включает Закон об общественных объединениях №837/1996, Закон о фондах №581/1999 и Гражданский кодекс №1107/2002. Большинство ОГО зарегистрированы в качестве общественных объединений. В Закон об общественных объединениях согласно положениям Гражданского кодекса внесены изменения, устанавливающие разрешительные нормы для ОГО для получения статуса организации общественной пользы.

Вместе с тем в правовой базе ОГО в 2015 году произошли некоторые негативные изменения, в частности из-за поправок в Налоговый кодекс и провала введения "Единого окна" для регистрации ОГО, которое является в целом благоприятным для ОГО на национальном уровне, тогда как на местном уровне в ней отмечены недостатки. К примеру, многие местные органы публичного управления первого уровня не располагают базой данных зарегистрированных ОГО, их представители располагают ограниченными сведениями о присуждении организации гражданского сообщества единого регистрационного номера. "Единое окно" для регистрации ОГО, которое должно было стать функциональным в 2014 году, так и не было установлено. В июне 2015 года была изменена процедура предоставления ОГО статуса организации общественной пользы и кроме опций "одобрить" и "отклонить" Сертификационная комиссия имеет опцию "отложить", предоставив ОГО 30 дней для приведения в соответствие пакета документов8. Также, с 2015 года Комиссия публикует на официальной веб-странице Министерства юстиции принятые решения, однако ссылка Актуализированный перечень некоммерческих организаций, получивших статус организации общественной пользы не активна9.

Часть 2 Принципы сотрудничества между органами публичной власти и гражданским обществом

В процессе сотрудничества представители ОГО и органов публичной власти разделяют одни и те же ценности и руководствуются следующими принципами.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон Республики Молдова от 23 марта 2018 года №51
"Об утверждении Стратегии развития гражданского общества на 2018-2020 годы и Плана действий по реализации Стратегии развития гражданского общества на 2018-2020 годы"

О документе

Номер документа:51
Дата принятия: 23/03/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:18/05/2018
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №157-166, 18 мая 2018 года, Ст. 298.