Утратил силу

Документ утратил силу с 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства финансов Республики Молдова от 6 августа 2013 года №119

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 25 декабря 1997 года №174

Об утверждении и введении в действие Национальных стандартов бухгалтерского учета и Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий

(В редакции приказов Министерства финансов Республики Молдова от 29.01.1999 г. №16, 30.03.1999 г. №41, 03.03.2000 г. №32, Постановления Административного совета Национального банка от 29.03.2001 г. №78, приказов Министерства финансов от 24.06.2002 г. №63, 19.12.2003 г. №80, 21.05.2004 г. №34, 29.12.2003 г. №92, 23.06.2008 г. №61, 27.11.2012 г. №145)

Во исполнение положений Постановления Правительства Республики Молдова №710 от 23 сентября 1994 года "О Государственной программе перехода Республики Молдова на международную систему бухгалтерского учета и статистики" и на основании Закона о бухгалтерском учете №426-XIII от 4 апреля 1995 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

Национальные стандарты бухгалтерского учета:

НСБУ 1 "Учетная политика";

НСБУ 2 "Товарно-материальные запасы";

НСБУ 3 "Состав затрат и расходов предприятия";

НСБУ 5 "Представление финансовых отчетов";

НСБУ 7 "Отчет о движении денежных средств";

НСБУ 12 "Учет налога на доход";

НСБУ 14 "Финансовая информация по сегментам";

НСБУ 16 "Учет долгосрочных материальных активов";

НСБУ 18 "Доход";

НСБУ 23 "Затраты по займам";

НСБУ 25 "Учет инвестиций";

НСБУ 28 "Учет инвестиций в ассоциированные предприятия";

"Концептуальные основы подготовки и представления финансовых отчетов";

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

Методику перехода на новую систему счетов бухгалтерского учета.

2. Вводятся в действие на территории Республики Молдова национальные стандарты бухгалтерского учета и План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий с 1 января 1998 г. (в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа).

3. Считать утратившими силу нормативные акты Министерства финансов в части, которая противоречит национальным стандартам бухгалтерского учета и Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

 

Министр финансов

Валериу Кицан

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 1

"УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА"

Введение

1. Настоящий стандарт разработан на основе Международного стандарта бухгалтерского учета 1 "Раскрытие учетной политики", принятого Комитетом по МСБУ в 1974 году и пересмотренного в 1994 году.

Настоящий стандарт является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Молдова и должен применяться с учетом положений других национальных стандартов бухгалтерского учета (НСБУ).

Цель

2. Цель данного стандарта состоит в установлении основ формирования учетной политики и раскрытия ее важнейших положений, используемых при составлении и представлении финансовых отчетов хозяйствующего субъекта (далее - предприятия): бухгалтерского баланса, отчетов о финансовых результатах, о движении собственного капитала, о движении денежных средств и приложений к ним.

 

Сфера действия

3. Настоящий стандарт распространяется на всех юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и зарегистрированных в Республике Молдова, а также на их филиалы, представительства и другие структурные подразделения, расположенные как на территории Молдовы, так и за ее пределами.

Банки, страховые компании и другие финансовые учреждения выполняют требования данного стандарта только в части положений, не предусмотренных НСБУ 30 "Раскрытия в финансовых отчетах банков и других финансовых учреждений".

 

Определения

4. В данном стандарте использованы термины со следующим содержанием:

Учетная политика - совокупность принципов, основ, правил, методов и способов, принятых руководством предприятия для ведения бухгалтерского учета и составления финансовых отчетов;

Система нормативного регулирования бухгалтерского учетасовокупность законодательных и нормативных актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и составление финансовых отчетов;

Финансовые отчеты - способы документированного обобщения информации о состоянии и изменении имущественного и финансового положения, о движении собственного капитала и денежных средств предприятия за отчетный период;

Пользователи финансовых отчетов - юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия: инвесторы, кредиторы (реальные и потенциальные), покупатели, поставщики, работники предприятия, налоговые и административные органы и др.

 

Формирование учетной политики

5. Учетная политика предприятия формируется его руководителем в соответствии с настоящим стандартом, если иное не установлено действующим законодательством Республики Молдова.

6. Формирование учетной политики базируется на следующих основополагающих допущениях бухгалтерского учета:

а) Непрерывность

Предприятие рассматривается как непрерывно действующее, т. е. как продолжающее свою деятельность в обозримом будущем. При этом предполагается, что у предприятия нет ни намерения, ни необходимости существенно сокращать или прекращать свою деятельность.

b) Постоянство

Учетная политика, выбранная предприятием, применяется им последовательно от одного отчетного периода к другому.

с) Начисление

Доходы и расходы признаются и отражаются в бухгалтерском учете и финансовых отчетах того периода, когда они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. (Условия, влияющие на процесс соответствия доходов и расходов по принципу начисления, рассматриваются в других НСБУ).

7. Учетная политика должна обеспечивать соблюдение следующих принципов:

а) Осмотрительность

По многим хозяйственным операциям неизбежно возникновение различного рода неопределенностей. Поэтому при составлении финансовых отчетов необходимо проявлять осмотрительность для того, чтобы активы и доходы не были преувеличены, а обязательства и расходы не были занижены. Однако осмотрительность не оправдывает создания скрытых резервов.

b) Приоритет содержания над формой

Хозяйственные операции и другие события должны быть учтены и представлены в финансовых отчетах, прежде всего в соответствии с их содержанием и финансовой реальностью, а не только согласно их правовой форме.

с) Существенность

В финансовых отчетах должны быть раскрыты все статьи, достаточно существенные для оценок и принятия пользователями решений. Если для пользователей финансовых отчетов статья (или степень ее точности) не имеет большого значения, то она считается несущественной. Например, публикуемые финансовые отчеты крупных предприятий могут быть выражены в тысячах лей, поскольку незначительные суммы не влияют на процесс принятия решений.

8. На выбор и обоснование учетной политики конкретного предприятия, кроме основополагающих допущений и принципов, предусмотренных настоящим стандартом, влияют также следующие факторы:

а) форма собственности и организационно-правовой статус предприятия (акционерное общество, государственное предприятие, индивидуальное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, совместное предприятие и т.д.);

b) вид деятельности и сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, наука и т.д.);

c) размеры предприятий (объем производства, объем продаж, численность персонала и т.д.);

d) стратегия финансово-экономического развития (цели и задачи хозяйственного развития предприятия, долгосрочные перспективы, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);

e) уровень технической оснащенности предприятия, включая компьютеризацию;

f) кадры - уровень квалификации (опыт, навыки, понимание задач и проблем, возможность их решения);

g) экономическое положение - наличие рыночной инфраструктуры, финансовая ситуация, условия для инвестиций и т.д.

9. Базой для формирования учетной политики предприятия являются национальные стандарты бухгалтерского учета, которые допускают альтернативные способы оценки и учета активов, собственного капитала, обязательств, доходов и расходов и результатов деятельности предприятия. Если определенный стандарт не устанавливает способа ведения учета по конкретному вопросу, то предприятие вправе разработать самостоятельно соответствующий способ согласно требованиям настоящего или других НСБУ.

10. Процедура формирования учетной политики заключается в выборе одного способа из нескольких, предлагаемых в каждом стандарте, обосновании выбранного способа, исходя из особенностей деятельности предприятия, и принятии его в качестве основы для ведения бухгалтерского учета и составления финансовых отчетов. Например, НСБУ 16 "Учет долгосрочных материальных активов" допускает применение разных методов начисления износа основных средств: прямолинейного списания, пропорционально объему работ (продукции), уменьшающегося остатка, списания изнашиваемой стоимости по сумме чисел. При формировании учетной политики предприятие выбирает тот метод начисления износа, который в большей степени соответствует предполагаемой модели получения экономических выгод от конкретного объекта основных средств. Так, поскольку автомобиль теряет больший процент стоимости в первые годы эксплуатации, то его износ может начисляться методом уменьшающегося остатка, а не методом прямолинейного списания, по которому начисляется износ зданий и других объектов, равномерно теряющих свою стоимость в течение всего срока эксплуатации.

11. Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением и т.п.). Она применяется всеми подразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный баланс) с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего организационно-распорядительного документа.

Вновь созданное предприятие оформляет избранную им учетную политику в соответствии с настоящим параграфом до первого представления финансовых отчетов, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица. Избранная учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации предприятия.

12. Изменения в учетной политике возможны в случаях, предусмотренных уставом предприятия, или по требованию органа, устанавливающего стандарты, или для более точного отражения имущественного и финансового положения и результатов деятельности предприятия в финансовых отчетах.

Например, изменения в учетной политике могут иметь место в случае:

а) реорганизации предприятия (слияния, разделения, присоединения);

b) смены собственников;

c) изменений в действующем законодательстве и системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;

d) разработке новых способов ведения бухгалтерского учета.

Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляется распорядительным документом (приказом, распоряжением и др.), с указанием даты вступления в силу.

 

Раскрытие учетной политики

13. Принятая предприятием учетная политика должна быть раскрыта для внутренних и внешних пользователей финансовых отчетов. Раскрытию подлежат все способы и методы ведения бухгалтерского учета, использованные предприятием в отчетном периоде и существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями финансовых отчетов.

14. При раскрытии учетной политики следует исходить из условия существенности информации для пользователей финансовых отчетов. Для этого в финансовых отчетах необходимо раскрывать варианты учетной политики, принятые руководством предприятия как минимум в отношении: признания дохода; политики консолидации; совместных и ассоциированных предприятий; признания материальных и нематериальных активов и начисления их износа (амортизации); капитализации затрат по займам; строительных подрядов; инвестиций; финансовых инструментов; аренды; затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; товарно-материальных запасов; налогов, включая отсроченные налоги; пенсионных расходов, страхования и других расходов по выплате пособий персоналу; перевода иностранных валют и хеджирования; определения вида деятельности, географической сегментации и методов распределения доходов и расходов между сегментами; учета инфляции; правительственных субсидий.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в финансовых отчетах информации об учетной политике предприятия по конкретным вопросам устанавливаются соответствующими НСБУ.

15. Если учетная политика предприятия разработана на базе основополагающих допущений бухгалтерского учета, установленных настоящим стандартом, то они могут не раскрываться в финансовых отчетах. При формировании учетной политики на основе допущений, отличных от предусмотренных настоящим стандартом, такие допущения, вместе с причинами их применения и оценкой их последствий в стоимостном выражении, должны быть подробно раскрыты в финансовых отчетах.

16. Учетная политика предприятия должна быть размещена в начале приложений к финансовым отчетам за отчетный год. Промежуточные (квартальные) финансовые отчеты предприятия могут не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошло никаких изменений со времени составления предыдущих отчетов, включающих учетную политику.

17. Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями финансовых отчетов в отчетном периоде или в последующих периодах, а также причины этих изменений и оценка их последствий в стоимостном выражении подлежат обособленному раскрытию в приложениях к финансовым отчетам.

18. Раскрытие учетной политики не оправдывает неправильного или неточного отражения информации и не снимает с руководства предприятия ответственности за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовых отчетов.

 

Дата вступления стандарта в силу

19. Настоящий стандарт вступает в силу с 1 января 1998 года.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 2

"ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ"

Введение

1. Настоящий стандарт разработан на основе Международного стандарта бухгалтерского учета 2 "Товарно-материальные запасы", принятого Комитетом по МСБУ в 1975 году и пересмотренного в 1993 году.

 

Цель

2. Цель данного стандарта состоит в установлении правил оценки товарно-материальных запасов (ТМЗ), определения их себестоимости и отражения в финансовых отчетах. Исчисление себестоимости является основой учета товарно-материальных запасов, которая признается как актив до момента начисления дохода от продаж. Настоящий стандарт является практическим руководством для определения себестоимости товарно-материальных запасов и ее последующего признания как расхода, включая разницу между себестоимостью и чистой стоимостью реализации запасов.

 

Сфера действия

3. Настоящий стандарт распространяется на всех юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и зарегистрированных в Республике Молдова, а также на их филиалы, представительства и другие структурные подразделения, расположенные как на территории Молдовы, так и за ее пределами.

4. Данный стандарт не применяется для оценки:

а) незавершенных работ по строительным подрядам, включая непосредственно связанные с ними работы по контрактам на оказание услуг (НСБУ 11 "Строительные подряды");

b) финансовых инструментов (НСБУ 32 "Финансовые инструменты");

с) товарно-материальных запасов собственного производства, включая животных на выращивании и откорме, продукцию сельского и лесного хозяйства, полезные ископаемые в случаях, когда они оцениваются по чистой стоимости реализации.

5. Товарно-материальные запасы, на которые дается ссылка в параграфе 4 с), оцениваются по чистой стоимости реализации на определенных этапах процесса производства или после его завершения. Например, когда урожай зерновых уже собран или полезные ископаемые извлечены и продажа их обеспечена по условиям предварительного контракта или согласно правительственной гарантии либо когда существует однородный рынок и незначительный риск того, что товар не будет продан.

 

Определения

6. В данном стандарте использованы термины со следующим содержанием:

Товарно-материальные запасы - это активы:

а) предназначенные для продажи при обычной хозяйственной деятельности;

b) числящиеся в незавершенном производстве;

с) предназначенные для потребления в процессе производства и при оказании услуг.

Они включают:

а) материалы, предназначенные для использования в процессе производства;

b) незавершенное производство;

с) готовую продукцию;

d) товары, в том числе землю и другие материальные активы, закупленные и предназначенные для перепродажи;

е) малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Первоначальная стоимость (стоимость приобретения или историческая стоимость) - сумма оплаченных денежных средств либо справедливая рыночная стоимость другой формы компенсации, предоставляемой при приобретении товарно-материальных запасов.

Справедливая рыночная стоимость - сумма, на которую актив может быть обменен в процессе коммерческой операции между независимыми сторонами.

Чистая стоимость реализации (ЧСР) - это предполагаемая продажная цена товарно-материальных запасов в ходе обычной хозяйственной деятельности, уменьшенная на предполагаемые расходы на комплектацию и организацию продаж.

Балансовая стоимость всех малоценных и быстроизнашивающихся предметов - первоначальная стоимость (стоимость приобретения) малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся на складе, плюс предполагаемая остаточная стоимость объектов, находящихся в эксплуатации, по которым начисляется износ.

Изнашиваемая стоимость - первоначальная стоимость малоценных и быстро изнашивающихся предметов или другая сумма, заменяющая ее стоимость в финансовых отчетах, за минусом предполагаемой остаточной стоимости.

Остаточная стоимость - чистая сумма (стоимость пригодных материальных ценностей), которую предприятие предполагает получить от актива по истечении срока его полезного использования.

 

Оценка товарно-материальных запасов в финансовых отчетах

7. Товарно-материальные запасы отражаются в финансовых отчетах по наименьшей сумме из себестоимости и чистой стоимости реализации.

 

Себестоимость товарно-материальных запасов

8. Себестоимость товарно-материальных запасов включает затраты на приобретение, затраты по переработке и прочие затраты, связанные с доставкой товарно-материальных запасов к месту хранения и приведением их в надлежащее состояние.

 

Затраты на приобретение

9. Затраты на приобретение товарно-материальных запасов включают стоимость покупок, пошлины на ввоз и другие налоги, предусмотренные действующим законодательством (кроме налогов, которые впоследствии должны быть возвращены предприятию налоговыми органами), а также транспортные расходы, непосредственно связанные с приобретением товаров, производственных запасов и услугами сторонних организаций. Торговые скидки, суммы возврата товаров, готовой продукции и суммы прочих корректировок вычитаются при определении затрат на приобретение.

10. В отдельных случаях затраты на покупку товарно-материальных запасов могут включать разницу в курсах обмена валют, которая возникла непосредственно при приобретении товарно-материальных запасов, на которые был выписан счет в иностранной валюте (НСБУ 21 "Последствия изменений курсов обмена валют"). Указанная разница может возникнуть в результате сильной девальвации или обесценивания валюты, что предотвратить невозможно, так как не существует практических способов хеджирования (страхования). Поэтому она приводит к увеличению обязательств, которые не могут быть оплачены в связи с приобретением товарно-материальных запасов.

 

Затраты по переработке

11. Затраты по переработке товарно-материальных запасов включают прямые затраты на оплату труда, переменные и постоянные косвенные производственные затраты, понесенные при переработке материалов в готовую продукцию.

Прямые затраты на оплату труда - затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, в том числе премии и другие выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.

Переменные косвенные производственные затраты - затраты предприятия, величина которых зависит от изменения объема производства (например, затраты на вспомогательные производственные материалы и на оплату труда вспомогательных рабочих).

Постоянные косвенные производственные затраты - затраты предприятия, величина которых относительно не зависит от объема производства (например, начисленный износ, расходы по содержанию и эксплуатации зданий и оборудования и др.).

12. Переменные косвенные производственные затраты распределяются на каждую единицу изготавливаемой продукции на основе фактического использования производственных мощностей.

Постоянные косвенные производственные затраты относят на затраты по переработке на основе нормативной мощности производственного оборудования. Нормативная мощность - это уровень производства, который, как ожидается, может быть достигнут в среднем в течение нескольких периодов или сезонов при нормальных обстоятельствах, принимая во внимание потери в мощностях, возникающие в результате проведения планово-технических работ. Если фактический объем производства равен или выше нормативной мощности, фактическая сумма постоянных косвенных производственных затрат полностью относится на затраты по переработке. Когда фактический объем производства ниже нормативной мощности, постоянные косвенные производственные затраты относятся на затраты по переработке на основе нормативной ставки, полученной в результате деления фактической суммы этих затрат на нормативную мощность. Оставшаяся сумма постоянных косвенных производственных затрат признается как расход в тот отчетный период, в течение которого они были понесены.

13. Если в одном производственном процессе вырабатывается несколько видов продукции, затраты по их переработке распределяются одним из следующих способов:

а) если затраты на оплату труда производственных рабочих относятся прямо на каждый вид выпускаемой продукции, их учет осуществляется обособленно. Косвенные производственные затраты распределяются в соответствии с методом, выбранным предприятием, например, пропорционально продажной стоимости каждого продукта на этапе производственного процесса, когда каждый продукт можно определить отдельно или в момент завершения производства;

b) если затраты на оплату труда производственных рабочих не учитываются по каждому виду продукции, они распределяются вместе с косвенными производственными затратами в соответствии с выбранным предприятием методом на рациональной и последовательной основе (пункт

а) параграфа 13 настоящего стандарта).

При наличии побочного продукта последний оценивается по чистой стоимости реализации, которая вычитается из общей суммы затрат на переработку. Затраты за вычетом стоимости побочного продукта распределяются между видами выпускаемой продукции в соответствии с пунктами а) и b) параграфа 13 настоящего стандарта.

 

Прочие затраты

14. К прочим затратам относятся дополнительные затраты, которые возникают в процессе приобретения, переработки и реализации товарно-материальных запасов. Они подразделяются на включаемые и не включаемые в себестоимость товарно-материальных запасов.

15. К прочим затратам, включаемым в себестоимость товарно-материальных запасов, относят затраты по индивидуальным заказам или затраты по доведению товарно-материальных запасов (готовой продукции и товаров) до надлежащего состояния по требованию покупателя, а также дополнительные затраты на транспортировку, связанные с осуществлением этих операций.

16. К прочим затратам, не включаемым в себестоимость товарно материальных запасов и признаваемым как расход за отчетный период, в котором они были понесены, относятся:

а) сверхнормативные потери, связанные с необычно высоким уровнем расхода материалов, рабочей силы, и прочие непланируемые производственные затраты;

b) затраты на хранение, если они не предусмотрены технологическим процессом;

с) административные расходы, которые не связаны с доставкой товарно материальных запасов до места расположения и доведением их до надлежащего состояния по требованию покупателей в настоящее время;

d) затраты на реализацию.

17. В отдельных случаях, определяемых НСБУ 23 "Затраты по займам", затраты по кредитам и займам включаются в себестоимость товарно-материальных запасов.

 

Себестоимость товарно-материальных запасов на предприятиях сферы услуг

18. Себестоимость товарно-материальных запасов на предприятиях сферы услуг состоит из затрат на оплату труда персонала и косвенных производственных затрат. Затраты на оплату труда на предприятиях сферы услуг включают основную и дополнительную заработную плату, различные надбавки, доплаты, премии, начисленные персоналу, непосредственно занятому в сфере предоставления услуг. Косвенные производственные затраты включаются в себестоимость товарно-материальных запасов в конце отчетного периода только на тех предприятиях сферы услуг, которые имеют незавершенное производство. Затраты на оплату труда работников, занимающихся реализацией, и административного персонала не включаются в себестоимость товарно-материальных запасов, а признаются как расход отчетного периода, в котором они были понесены.

 

Оценка товарно-материальных запасов в текущем учете

19. Для текущей оценки товарно-материальных запасов могут использоваться следующие методы:

а) нормативной себестоимости;

b) розничных продаж.

20. Метод нормативной себестоимости используется для текущей оценки и оперативного контроля наличия и движения готовой продукции и незавершенного производства. Нормативная себестоимость определяется исходя из нормативного уровня прямых материальных затрат, прямых затрат по оплате труда и косвенных производственных затрат. Нормы затрат должны систематически анализироваться и по мере необходимости пересматриваться.

21. Метод розничных продаж (процента валовой прибыли) применяется, как правило, в торговле для оценки большого количества товаров, имеющих приблизительно одинаковую прибыль в цене продаж при быстро меняющемся ассортименте. В текущем учете движения товаров их оценка осуществляется методом розничных продаж по продажным ценам с выделением надбавки или по стоимости приобретения. Уценка стоимости приобретения товаров допускается в случаях, предусмотренных в параграфе 26 настоящего стандарта. Независимо от выбранного варианта оценки товаров в текущем учете в финансовых отчетах они отражаются по наименьшей сумме из фактической стоимости и чистой стоимости реализации.

22. Себестоимость единиц товарно-материальных запасов, которые обычно не являются взаимозаменяемыми, и запасов, произведенных и предназначенных для специальных проектов, определяется методом идентификации.

23. При наличии большого ассортимента взаимозаменяемых товарно материальных запасов их себестоимость определяется методами ФИФО ЛИФО или средневзвешенной стоимости.

24. Метод ФИФО предполагает, что товарно-материальные запасы, первыми поступившие, первыми и выбывают, поэтому оценка выбывающих товарно-материальных запасов осуществляется в такой же последовательности. Остаток товарно-материальных запасов на конец отчетного периода оценивается по стоимости приобретения последних партий поступивших запасов.

25. Метод ЛИФО предполагает, что товарно-материальные запасы последними поступившие, первыми и выбывают, поэтому оценка выбывающих товарно-материальных запасов осуществляется в такой же последовательности. Стоимость выбывающих товарно-материальных запасов за отчетный период оценивается по стоимости приобретения последних поступивших партий товарно-материальных запасов. Остаток товарно-материальных запасов на конец отчетного периода оценивается по стоимости приобретения первых партий поступивших запасов.

26. Метод средневзвешенной стоимости предусматривает, что себестоимость выбывших и оставшихся на конец периода товарно-материальных запасов определяется на основании средневзвешенной стоимости однотипных единиц, находящихся в остатке на начало отчетного периода и купленных или произведенных предприятием в течение отчетного периода. Средневзвешенная стоимость может рассчитываться за определенный период времени или по мере получения очередной партии товарно-материальных запасов.

 

Чистая стоимость реализации (ЧСР)

27. Товарно-материальные запасы оцениваются и отражаются в финансовых отчетах по чистой стоимости реализации, когда они ниже себестоимости, что имеет место при:

а) их повреждении или частичной порче;

b) частичном или полном их устаревании;

с) снижении цены их продажи;

d) возрастании предполагаемых затрат на комплектацию и организацию их продаж.

28. Оценка товарно-материальных запасов по чистой стоимости реализации производится по:

а) видам;

b) группам взаимозаменяемых единиц (в пределах одного и того же ассортимента), имеющим одинаковое назначение или конечное применение, произведенным и реализованным в одной и той же географической зоне.

На предприятиях сферы услуг затраты отражаются по каждому виду услуг, на который устанавливается отдельная цена продажи. Поэтому чистая стоимость реализации определяется по каждому виду незавершенных услуг, рассматриваемых как отдельные виды товарно-материальных запасов.

29. Расчет чистой стоимости реализации товарно-материальных запасов производится на основании:

а) рыночных цен, существующих в момент подсчета суммы, ожидаемой к получению от продажи товарно-материальных запасов;

b) колебаний рыночных цен или себестоимости товарно-материальных запасов, непосредственно связанных с событиями хозяйственной деятельности, имевшими место после отчетного периода, в той мере, в какой эти события подтверждают условия, существовавшие на конец отчетного периода;

c) назначения товарно-материальных запасов, находящихся в остатке на конец отчетного периода, для продажи или использования в производстве.

30. Чистая стоимость реализации товарно-материальных запасов, находящихся в остатке на конец отчетного периода, определяется по:

а) контрактным ценам, если они предназначены для продажи по гарантированным контрактам;

b) текущим рыночным ценам, если они не подтверждены контрактами, но также предназначены для продажи.

Непредвиденные убытки по контрактным продажам или закупкам фирмы рассматриваются в соответствии с НСБУ 10 "Непредвиденные события и события хозяйственной деятельности, происходящие после отчетной даты".

31. Материалы и другие запасы, предназначенные для использования в производстве готовой продукции, не подлежат оценке ниже их себестоимости, если ожидается, что готовая продукция, основой которой они являются, будет продана по цене, равной или превышающей ее себестоимость. Если предполагается, что себестоимость готовой продукции выше текущих рыночных цен, то материалы и другие запасы оцениваются по чистой стоимости реализации.

32. На отчетную дату каждого следующего периода балансовая стоимость товарно-материальных запасов пересматривается. Если в предыдущем периоде они были оценены в балансе по чистой стоимости реализации и продолжают числиться в остатке на конец отчетного периода по этой же стоимости, а обстоятельства изменились и чистая стоимость реализации возросла, то эти запасы оцениваются по наименьшей сумме из себестоимости и пересмотренной чистой стоимости реализации.

 

Признание стоимости товарно-материальных запасов как расхода

33. Стоимость проданных товарно-материальных запасов признается как расход в том периоде, в котором был определен доход, относящийся к данной продаже. Это обеспечивает соответствие произведенных расходов и полученных доходов. При оценке товарно-материальных запасов по чистой стоимости реализации возникают потери, которые признаются как расход в том периоде, когда они имели место. Если в следующем отчетном периоде чистая стоимость реализации товарно-материальных запасов увеличилась, разница от этого повышения в пределах себестоимости признается как доход в том периоде, когда произошло повышение чистой стоимости реализации.

34. Товарно-материальные запасы, используемые для создания объектов основных средств хозяйственным способом или для их достройки и монтажа, включаются в стоимость объектов и признаются как расход постепенно в течение срока полезной эксплуатации (функционирования) этих активов.

 

Особенности учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов

35. К малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся активы, стоимость единицы которых меньше установленного законодательством лимита независимо от срока эксплуатации или срок службы которых меньше одного года независимо от стоимости единицы. В состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов включаются инструменты и приспособления общего и специального назначения, сменное оборудование, технологическая тара, производственный и хозяйственный инвентарь, специальная одежда и обувь и предохранительные приспособления, постельные принадлежности, временные сооружения и приспособления, прочие предметы (столовая посуда, спортивный и туристический инвентарь, брезент и др.).

36. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, стоимость единицы которых ниже 1/2 установленного лимита, подлежат списанию на затраты или расходы по мере отпуска этих предметов со склада в эксплуатацию.

37. На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, стоимость единицы которых превышает 1/2 установленного лимита, при отпуске их со склада в эксплуатацию начисляется износ в размере 100% от их стоимости за минусом предполагаемой остаточной стоимости. На государственных предприятиях и предприятиях, где доля государства в уставном капитале составляет 51 и более процентов, на протяжении всего периода эксплуатации материально ответственными лицами ведется учет их использования по установленным группам. Износ относится на затраты или расходы предприятия в зависимости от назначения использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов. При выбытии малоценных и быстроизнашивающихся предметов их изнашиваемую стоимость списывают на уменьшение ранее начисленного износа.

38. На временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства износ начисляется в течение срока их полезного функционирования, а если этот срок превышает срок строительства основного объекта, - то исходя из продолжительности его строительства. Начисленный износ временных сооружений, приспособлений и устройств включается в состав общих и административных расходов на строительство основного объекта.

 

Раскрытие

39. В финансовых отчетах следует раскрывать

а) методы оценки товарно-материальных запасов;

b) общую балансовую стоимость товарно-материальных запасов и их балансовую стоимость по классификационным группам, принятым на предприятии, остаточную стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

с) балансовую стоимость товарно-материальных запасов, рассчитанную по чистой стоимости реализации;

d) себестоимость продаж товарно-материальных запасов, признанную как расход в отчетном периоде;

e) сумму любого повышения чистой стоимости реализации товарно материальных запасов в пределах их себестоимости, ранее списанную как потери в результате оценки их по чистой стоимости реализации, которая признается как доход в данном отчетном периоде в соответствии с параграфом 32 настоящего стандарта;

f) обстоятельства или события хозяйственной деятельности, которые привели к повышению чистой стоимости реализации товарно-материальных запасов в пределах их себестоимости в соответствии с параграфом 32 настоящего стандарта;

g) балансовую стоимость товарно-материальных запасов, отданных в залог в качестве гарантии обязательств.

40. Списание разницы между себестоимостью и чистой стоимостью реализации товарно-материальных запасов может привести к последствиям, раскрытие которых предусмотрено в НСБУ 8 "Чистая прибыль или убыток за отчетный период, существенные ошибки и изменения в учетной политике".

 

Дата вступления стандарта в силу

41. Настоящий стандарт вступает в силу с 1 января 1998 года.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 3

"СОСТАВ ЗАТРАТ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ"

Введение

1. Настоящий национальный стандарт, не имеющий аналога в перечне международных стандартов бухгалтерского учета, разработан для облегчения усвоения новой системы учета затрат и расходов на начальных этапах реформы бухгалтерского учета.

В данном стандарте отражаются все затраты и расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности независимо от требований налогообложения.

 

Цель

2. Целью данного стандарта является определение состава затрат предприятий производственной, торговой деятельности и сферы услуг, расходов операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, а также чрезвычайных убытков.

 

Сфера действия

3. Настоящий стандарт распространяется на всех юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и зарегистрированных в Республике Молдова, а также на их филиалы, представительства и другие структурные подразделения, расположенные как на территории Молдовы, так и за ее пределами.

4. Приведенные ниже виды затрат и расходов нашли только частичное отражение в данном стандарте (подробно они рассматриваются в следующих НСБУ):

a) затраты и расходы на приобретение и переработку товарно материальных запасов, порядок их распределения и включения в себестоимость продаж (НСБУ 2 "Товарно-материальные запасы");

b) износ (амортизация) изнашиваемых активов (НСБУ 13 "Учет нематериальных активов"; НСБУ 16 "Учет долгосрочных материальных активов");

c) чрезвычайные расходы и потери по аннулированным заказам, а также исправление существенных ошибок по затратам и расходам (НСБУ 8 "Чистая прибыль или убыток отчетного периода, существенные ошибки и изменения в учетной политике");

d) затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НСБУ 9 "Учет затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы");

e) затраты по займам, подлежащие капитализации (НСБУ 23 "Затраты по займам");

f) затраты по строительным подрядам (НСБУ 11 "Строительные подряды");

g) затраты на аренду (НСБУ 17 "Учет аренды").

 

Определения

5. В настоящем стандарте используются следующие понятия:

Затраты - потребленные ресурсы на изготовление продукции и оказание услуг с целью получения дохода.

Затраты прямые - затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на определенный продукт или другой объект затрат.

Затраты косвенные - затраты, которые не могут быть прямым путем отнесены на конкретный продукт или объект затрат.

Затраты переменные - затраты, которые изменяются пропорционально объему продукции, выполняемых работ, услуг.

Затраты постоянные - затраты, которые остаются в определенном диапазоне изменений постоянными, независимо от изменений объема производства или деловой активности управленческого персонала.

Прямые материальные затраты - стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых в производстве продукции, вещественно входящих в ее состав и включаемых в себестоимость готовой продукции прямым путем.

Прямые затраты на оплату труда - затраты на выплату заработной платы рабочим, включаемые в себестоимость готовой продукции прямым путем. Для предприятий сферы услуг используется понятие затраты на оплату труда.

Косвенные производственные затраты - затраты, связанные с обслуживанием и управлением производственных подразделений, которые не могут быть включены в себестоимость готовой продукции (услуг) прямым путем и распределяются согласно НСБУ 2 "Товарно-материальные запасы".

Расходы - все расходы и потери (убытки), которые вычитаются из дохода при расчете прибыли (убытка) отчетного периода.

Расходы операционной деятельности - расходы, связанные с осуществлением основной деятельности предприятия.

Расходы инвестиционной деятельности - расходы и убытки, связанные с выбытием долгосрочных активов.

Расходы финансовой деятельности - расходы, возникающие в результате изменения величины и структуры собственного капитала и займов (кредитов).

Чрезвычайные убытки - потери, понесенные в результате событий, не относящихся к обычной деятельности.

Себестоимость продаж - часть затрат, которая относится к проданным продукции, товарам и услугам.

Расходы периода - расходы на реализацию продукции, товаров и услуг, на управление, обслуживание, организацию производства.

Расходы будущих периодов - расходы, возникшие в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам (например, авансовые выплаты, связанные с арендой, и др.).

Технологический процесс - процесс производства, охватывающий все операции по переработке сырья, материалов, по использованию комплектующих изделий при производстве и сборке продукции.

6. Отчисления на социальное страхование и обеспечение производятся от всей начисленной суммы оплаты труда в соответствии с действующим законодательством.

 

Состав затрат

В состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (услуг) входят следующие статьи: материальные затраты, затраты на оплату труда, косвенные производственные затраты. В отдельных отраслях народного хозяйства, кроме указанных, могут быть предусмотрены и другие затраты, отражающие особенности их производственно-хозяйственной деятельности (например, в добывающих отраслях - истощение природных ресурсов, в энергетической промышленности износ основных средств и другие).

 

Материальные затраты

7. К материальным затратам, включаемым в себестоимость готовой продукции, незавершенного производства, относятся: на производственных предприятиях - прямые материальные затраты, на предприятиях сферы услуг - затраты на материалы. На торговых предприятиях затраты на материалы не включаются в себестоимость товаров, а относятся на расходы периода.

 

Прямые материальные затраты

8. На производственных предприятиях к прямым материальным затратам относится стоимость материалов, используемых в производственном (технологическом) процессе, включаемая в себестоимость готовой продукции, а именно:

а) сырья и материалов, составляющих основу вырабатываемой продукции, либо являющихся необходимым компонентом при ее изготовлении;

b) комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся сборке или дополнительной обработке на данном предприятии;

с) стоимость услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями, и связанные с ними дополнительные затраты, относимые на удорожание стоимости материалов, например:

- выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов;

- проведение испытаний по определению качества потребляемых сырья и материалов, используемых только для производства данной продукции;

d) топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии;

e) энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода, воды и других видов), расходуемой на технологические, транспортные и иные производственные нужды предприятия.

 

Затраты на материалы

9. Для предприятий сферы услуг затраты на материалы, используемые в процессе основной деятельности, включают:

а) вспомогательные материалы;

b) строительные материалы;

c) горюче-смазочные материалы;

d) запасные части для оказания услуг по ремонту;

e) другие материалы.

 

Затраты на оплату труда

10. К затратам на оплату труда, включаемым в себестоимость готовой продукции, незавершенного производства, относятся: на производственных предприятиях - прямые затраты на оплату труда, а на предприятиях сферы услуг - затраты на оплату труда. На торговых предприятиях затраты на оплату труда не включаются в себестоимость товаров, а относятся на расходы периода.

 

Прямые затраты на оплату труда

11. В прямые затраты на оплату труда производственных предприятий включаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, в том числе премии и другие выплаты стимулирующего и компенсирующего характера. К ним относятся:

а) заработная плата за фактически выполненную работу, исчисленная исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов и гонораров в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда, а также:

- надбавки к заработной плате работникам связи, строительства, транспорта и другим работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, за каждые сутки пребывания в пути, выплачиваемые с момента выезда до момента возвращения к месту нахождения их предприятий;

- премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство;

- суммы, выплачиваемые (при выполнении работ вахтовым методом) в размере тарифной ставки, оклада за дни пребывания в пути от места нахождения предприятий к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям или по вине транспортных организаций, относящихся к конкретным объектам строительства и капитального ремонта;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Приказ Министерства финансов Республики Молдова от 25 декабря 1997 года №174
"Об утверждении и введении в действие Национальных стандартов бухгалтерского учета и плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий"

О документе

Номер документа:174
Дата принятия: 25/12/1997
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:01/01/1998
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:01/01/2015

Документ утратил силу с 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства финансов Республики Молдова от 6 августа 2013 года №119

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №88-91,  30 декабря 1997 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 27/11/2012  документом  Приказ Министерства финансов Республики Молдова Об утверждении изменений и дополнений №2 к Национальному стандарту бухгалтерского учета 12 Учет... № 145 от 27/11/2012
Вступила в силу с: 07/12/2012


Редакция от 23/06/2008, принята документом Приказ Министерства финансов Республики Молдова от 23.06.2008 г. №61 "Об утверждении изменений и дополнений № 6 к Национальному стандарту бухгалтерского учета 5..."
Вступила в силу с: 27/06/2008