Дата обновления БД:
27.06.2025
Добавлено/обновлено документов:
361 / 1228
Всего документов в БД:
324796
РЕШЕНИЕ СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
от 3 ноября 2016 года №83
Об утверждении правил проведения фармацевтических инспекций
(В редакции Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 08.02.2021 г. №7, 19.08.2022 г. №127, 23.06.2023 г. №66, 04.07.2023 г. №74, 12.04.2024 г. №29, 06.09.2024 г. №66)
В соответствии со статьей 30 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, статьями 6, 7, 10 и 12 Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, пунктами 81, 83 и 96 приложения №1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. №98, и Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. №108 "О реализации Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза" Совет Евразийской экономической комиссии решил:
(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 06.09.2024 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемые:
Правила проведения фармацевтических инспекций на соответствие требованиям Правил надлежащей клинической практики Евразийского экономического союза.
(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 06.09.2024 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты вступления в силу Протокола, подписанного 2 декабря 2015 года, о присоединении Республики Армения к Соглашению о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, но не ранее чем по истечении 10 календарных дней с даты официального опубликования настоящего Решения.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии: От Республики Армения |
В.Габриелян |
От Республики Беларусь |
В.Матюшевский |
От Республики Казахстан |
А.Мамин |
От Кыргызской Республики |
О.Панкратов |
От Российской Федерации |
И.Шувалов |
Утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 года №83
Правила проведения фармацевтических инспекций на соответствие требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза
(В название Правил внесены изменения в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.04.2024 г. №29)
(см. предыдущую редакцию)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок проведения фармацевтическим инспекторатом фармацевтических инспекций производства лекарственных средств на соответствие требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. №77 (далее - инспекция, Правила надлежащей производственной практики).
2. При проведении инспекции формируется инспекционная группа, в состав которой входят ведущий фармацевтический инспектор (далее - ведущий инспектор) и фармацевтические инспекторы. При проведении инспектирования могут присутствовать привлекаемые эксперты.
Требования к численности инспекционной группы, уровню квалификации сотрудников фармацевтического инспектората и привлеченных к работе инспекционной группы экспертов должны соответствовать требованиям, установленным руководством по качеству для инспекции соответствующего вида фармацевтического производства, а также Общим требованиям к системе качества фармацевтических инспекторатов государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. №82.
(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2023 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)
3. Фармацевтический инспекторат обеспечивает конфиденциальность информации, содержащейся в документах инспекции.
4. Финансирование расходов на проведение инспекций осуществляется за счет средств инспектируемого субъекта или его уполномоченного представителя.
II. Определения
5. Для целей настоящих Правил используются понятия, которые означают следующее:
"заявитель на проведение фармацевтической инспекции" - инспектируемый субъект, держатель регистрационного удостоверения, заявитель на регистрацию или их уполномоченный представитель;
"инспектирование" - этап фармацевтической инспекции, в ходе которого инспекционной группой проводятся мероприятия в соответствии с программой инспектирования;
"инспектируемый субъект" - организация, осуществляющая деятельность по производству лекарственных средств и имеющая разрешение (лицензию) на такой вид деятельности, выданное уполномоченным органом страны-производителя;
Понятия "фармацевтическая инспекция", "фармацевтический инспекторат" и "фармацевтический инспектор" применяются в значениях, определенных Общими требованиями к системе качества фармацевтических инспекторатов государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. №82.
III. Порядок действий
6. Инспекции проводятся фармацевтическим инспекторатом по плану (графику) проведения инспекций в соответствии с программой инспектирования производства лекарственных средств по форме согласно приложению №1 (далее - программа инспектирования).
Планирование инспекций может выполняться в соответствии с принципами управления рисками.
В план (график) проведения инспекции в обязательном порядке включаются следующие сведения:
основание для проведения инспекции;
сроки инспектирования;
наименование инспектируемого субъекта;
адрес инспектируемой производственной площадки (далее - производственная площадка).
Инспекции проводятся в плановом и внеплановом порядке.
Основанием для проведения инспекции является решение уполномоченного органа в сфере проведения фармацевтических инспекций государства - члена Евразийского экономического союза (далее соответственно - уполномоченный орган, государство-член, Союз) и (или) заявление инспектируемого субъекта (например, в целях лицензирования, регистрации и осуществления других процедур, связанных с регистрацией, или проведения расследований, связанных с качеством лекарственных препаратов).
7. Проведение инспектирования с использованием средств дистанционного взаимодействия (например, с использованием средств аудио- или видеосвязи) допускается в особых случаях согласно приложению №2.
(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2023 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)
8. Для организации инспекции заявителем на проведение фармацевтической инспекции (далее - заявитель) должно быть обеспечено представление в фармацевтический инспекторат на русском языке и (или) (при наличии соответствующих требований в законодательстве государства-члена) на государственном языке государства-члена (или в переводе на эти языки) следующих документов:
для организации-производителя (резидента), находящейся на территории государства-члена:
заявление о проведении инспекции;
копия досье (мастер-файла) производственной площадки согласно части III Правил надлежащей производственной практики, содержащего копию лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств (при наличии);
перечень лекарственных средств, производимых (планируемых к производству) на производственной площадке согласно приложению №3;
для организации-производителя (нерезидента):
заявление о проведении инспекции;
копия досье (мастер-файла) производственной площадки согласно части III правил надлежащей производственной практики;
заверенная в установленном порядке копия, или электронная копия действующего разрешения (лицензии) на производство лекарственных средств выданного уполномоченным органом третьей страны, на территории которой расположена производственная площадка или выписка из соответствующего реестра третьей страны, на территории которой находится инспектируемый субъект;
заверенная в установленном порядке копия документа, выданного уполномоченным органом (организацией) страны на территории которой производятся лекарственные средства, о соответствии производства (производственной площадки) требованиям правил надлежащей производственной практики, применяемых в стране производства (при наличии) или электронная копия или выписка из соответствующего реестра страны, на территории которой находится инспектируемый объект;
перечень лекарственных средств, производимых (планируемых к производству) на производственной площадке.
В проведении инспекции может быть отказано в следующих случаях:
сведения, содержащиеся в заявлении о проведении инспекции (или) представленных по запросу уполномоченного органа (организации) документах являются неполными и (или) недостоверными;
заявителем не обеспечены условия проведения инспектирования, что делает невозможным проведение процедуры инспекции;
расходы на проведение инспекции не оплачены в установленный срок (если применимо).
9. Инспекция проводится фармацевтическим инспекторатом государства-члена, на территории которого находится производственная площадка.
В случае инспекции производственной площадки, находящейся на территории третьих стран, заявитель вправе обратиться в фармацевтический инспекторат одного из государств-членов с заявлением о проведении инспекции.
В случае документально оформленного отказа фармацевтического инспектората государства-члена от проведения инспекции производственной площадки, находящейся на территории третьей страны, заявитель имеет право обратиться в уполномоченный орган (организацию) другого государства-члена с заявлением о проведении инспекции.
Инспекция, инициированная в рамках регистрационных процедур, проводится фармацевтическим инспекторатом государства-члена, определенного в соответствии с Правилами регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. №78.
10. Процедура инспекции состоит из следующих этапов:
прием и экспертиза представленных документов;
согласование с инспектируемым субъектом или его уполномоченным представителем сроков инспектирования;
формирование инспекционной группы;
составление и направление инспектируемому субъекту или его уполномоченному представителю программы инспектирования;
инспектирование производственной площадки, включая отбор проб (образцов) материалов или продукции (при необходимости) и проведение их лабораторных испытаний;
составление отчета о проведении инспектирования (далее - отчет);
оценка (при необходимости) плана корректирующих и предупреждающих действий, отчета о его выполнении и свидетельств устранения выявленных несоответствий;
принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия производителя требованиям Правил надлежащей производственной практики (далее - сертификат);
выдача сертификата.
Сроки проведения отдельных этапов инспекции устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов с учетом настоящих Правил.
(В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2023 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)
11. Инспекционная группа формируется на основании соответствующего распоряжения руководителя фармацевтического инспектората в соответствии с процедурами, установленными системой качества фармацевтического инспектората.
Численность инспекционной группы составляет не менее двух фармацевтических инспекторов.
12. Ведущий инспектор и другие члены инспекционной группы обязаны предварительно изучить документы, в том числе досье производственной площадки, и другую доступную информацию, относящуюся к целям инспектирования, например, сведения о претензиях, дефектах качества и отзывах продукции (при их наличии), полученные из государственных реестров и баз данных или от других уполномоченных органов (организаций).
Ведущий инспектор обеспечивает разработку программы инспектирования по форме в соответствии с приложением №1 к настоящим Правилам и подготовку контрольных листов по форме согласно приложению №4 либо иных форм рабочих записей, предусмотренных системой качества фармацевтического инспектората. Программа инспектирования направляется инспектируемому субъекту не позднее чем за 10 рабочих дней до даты начала инспектирования.
Ведущий инспектор распределяет функции в инспекционной группе и координирует подготовительные мероприятия, связанные с инспектированием.
13. В начале инспектирования проводится вступительное совещание с представителями инспектируемого субъекта, на котором ведущий инспектор представляет членов инспекционной группы, знакомится с руководством и ответственными лицами инспектируемого субъекта, информирует о цели и области инспекции, уточняет программу инспектирования и график его проведения, делает заявление о конфиденциальности и отвечает на вопросы инспектируемой стороны.
Инспектируемый субъект определяет лицо, ответственное за содействие в проведении инспекции.
(В пункт 13 внесены изменения в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2023 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)
14. Информация, полученная инспекционной группой в ходе выполнения программы инспектирования, вносится в контрольные листы либо в иные формы рабочих записей.
15. В договоре (соглашении), заключаемом фармацевтическим инспекторатом и инспектируемым субъектом на проведение инспекции, должны быть отражены в том числе следующие права инспектора:
получать доступ (входить) в любое помещение в соответствии с программой инспектирования и к досье (мастер-файлу) производственной площадки;
получать такие доказательства, как документация, фотоматериалы (видеозаписи) помещений и оборудования;
получать доступ к любому объекту (предмету) в рамках области инспектирования и изучать его;
принимать меры или требовать принятия мер в отношении предметов (материальных свидетельств), которые предположительно могут свидетельствовать о несоответствии требованиям правил надлежащей производственной практики, в том числе в отношении ограничения доступа к таким предметам и обеспечения их сохранности в целях дальнейшего разбирательства в установленном порядке;
осуществлять осмотр проверяемых объектов, ознакомление с документацией и записями, опрос ответственных лиц инспектируемого субъекта, наблюдение за деятельностью на рабочих местах;
прекращать проведение инспектирования при препятствовании в реализации указанных прав.
Инспектируемый субъект также должен в рамках заключенного договора (соглашения) взять на себя обязательства обеспечить возможность выполнения действий, предусмотренных программой инспектирования.
(В пункт 15 внесены изменения в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2023 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)
16. В случае выявления риска жизни и здоровью населения (включая потенциальные критические несоответствия) ведущий инспектор незамедлительно информирует руководителя фармацевтического инспектората (по телефону, электронной почте или с использованием иных средств связи в течение 24 часов с момента выявления несоответствия), руководителя инспектируемого субъекта и при необходимости предпринимает действия, предусмотренные системой качества фармацевтического инспектората государства-члена в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил.
17. В случае необходимости в ходе инспектирования осуществляется отбор проб (образцов) материалов или продукции, которые направляются инспектируемым субъектом для испытаний в испытательную лабораторию, определенную в соответствии с законодательством государства-члена, имеющую компетенции в соответствии с законодательством государств-членов. При этом стоимость образцов компенсации не подлежит.
Расходы, связанные с перевозкой, совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля в отношении проб (образцов) материалов и продукции, перемещаемых через таможенную границу Союза, а также проведением испытаний проб (образцов) несет инспектируемый субъект. Ввоз на таможенную территорию Союза отобранных проб (образцов) материалов и продукции осуществляется в соответствии с международными договорами и актами, входящими в право Союза, регулирующими таможенные правоотношения, и законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
18. Ведущий инспектор по завершении каждого дня инспектирования проводит совещание с членами инспекционной группы для обсуждения предварительных наблюдений, которые при необходимости обсуждаются также с ответственными лицами инспектируемого субъекта. В случае возникновения разногласий члены инспекционной группы должны ответить на вопросы представителей инспектируемого субъекта. В случае выявления несоответствий, которые планируется классифицировать как критические, ведущий инспектор незамедлительно информирует об этом ответственных лиц инспектируемого субъекта.
Представленная ответственными лицами инспектируемого субъекта информация об устранении в ходе проведения инспектирования выявленных несоответствий принимается инспекционной группой к сведению и подлежит указанию в отчете в качестве несоответствий с пометкой об их устранении в ходе проведения инспекции.
На заключительном совещании с ответственными лицами инспектируемого субъекта оглашаются предварительные итоги по результатам инспектирования с обсуждением выявленных несоответствий для последующей подготовки инспектируемым субъектом плана корректирующих и предупреждающих действий (в случае необходимости).
(В пункт 18 внесены изменения в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2023 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)
IV. Порядок отчетности
19. Ведущий инспектор обеспечивает составление отчета по форме согласно приложению №5.
Если в ходе инспектирования не было выявлено несоответствий, в графах 5 - 7 таблицы раздела 7 части II отчета указывается "не применимо", составляется отчет в 2-х экземплярах и подписывается ведущим инспектором и членами инспекционной группы в срок не позднее 30 календарных дней с даты завершения инспектирования.
Если были выявлены только прочие несоответствия, в графах 5 - 7 таблицы раздела 7 части II отчета указывается "при следующей инспекции", составляется отчет в 2-х экземплярах и подписывается ведущим инспектором и членами инспекционной группы в срок не позднее 30 календарных дней с даты завершения инспектирования.
Если в ходе инспектирования были выявлены критические и (или) существенные несоответствия, составляется:
часть I отчета в 2-х экземплярах и подписывается ведущим инспектором и членами инспекционной группы в срок не позднее 30 календарных дней со дня завершения инспектирования;
часть II отчета в 2-х экземплярах и подписывается ведущим инспектором и членами инспекционной группы в срок не позднее 30 календарных дней с даты представления инспектируемым субъектом плана корректирующих и предупреждающих действий и отчета о его выполнении (далее - ответ) и документальных свидетельств устранения всех несоответствий в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил или на 61-й календарный день с даты получения инспектируемым субъектом части I отчета в случае непредставления инспектируемым субъектом плана корректирующих и предупреждающих действий, отчета о его выполнении и данных, свидетельствующих об устранении выявленных несоответствий в срок, установленный пунктом 23 настоящих Правил.
В случае отбора проб (образцов) материалов или продукции срок составления отчета исчисляется с даты получения ведущим инспектором результатов их испытаний.
Один экземпляр отчета (части I или части II) направляется инспектируемому субъекту (с сопроводительным письмом) не позднее 3 рабочих дней с даты его подписания, второй экземпляр хранится в архиве фармацевтического инспектората.
Фармацевтический инспекторат представляет копию отчета в уполномоченный орган по месту своего расположения.
Ответственность за достоверность результатов инспектирования, изложенных в отчете, возлагается на фармацевтических инспекторов.
(В пункт 19 внесены изменения в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.04.2024 г. №29)
(см. предыдущую редакцию)
V. Последующие действия по результатам инспектирования
20. Если в ходе инспектирования были выявлены прочие несоответствия, при проведении следующей инспекции инспекционная группа осуществляет в том числе:
оценку плана корректирующих и предупреждающих действий;
оценку отчета о его выполнении.
21. Производство лекарственных средств признается соответствующим требованиям Правил надлежащей производственной практики в одном из следующих случаев:
отсутствие несоответствий;
отсутствие критических и существенных несоответствий;
устранение всех критических и существенных несоответствий по результатам оценки ответа.
22. Производство лекарственных средств признается несоответствующим требованиям Правил надлежащей производственной практики в одном из следующих случаев:
если в отчете по результатам инспектирования установлены критические и (или) существенные несоответствия;
при неустранении всех критических и существенных несоответствий по результатам оценки ответа;
при непредставлении ответа в срок, установленный пунктом 23 настоящих Правил;
в случае препятствования в осуществлении инспектором прав, установленных пунктом 15 настоящих Правил.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 года №83
"Об утверждении правил проведения фармацевтических инспекций"
О документе
Номер документа: | 83 |
Дата принятия: | 03.11.2016 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 06.05.2017 |
Органы эмитенты: |
Совет Евразийской экономической комиссии |
Опубликование документа
Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 21 ноября 2016 года
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 2 настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты вступления в силу Протокола, подписанного 2 декабря 2015 года, о присоединении Республики Армения к Соглашению о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, но не ранее чем по истечении 10 календарных дней с даты официального опубликования настоящего Решения - 6 мая 2017 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 06.09.2024 документом Решение Совета Евразийской экономической комиссии О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 года №83 № 66 от 06.09.2024
Вступила в силу с: 06.10.2024
Редакция от 12.04.2024, принята документом Решение Совета Евразийской экономической комиссии О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. №83 № 29 от 12.04.2024
Вступила в силу с: 13.06.2024
Редакция от 04.07.2023, принята документом Решение Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в Правила проведения фармацевтических инспекций"
Вступила в силу с: 07.09.2023
Редакция от 23.06.2023, принята документом Решение Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в Правила проведения фармацевтических инспекций"
Вступила в силу с: 09.08.2023
Редакция от 19.08.2022, принята документом Решение Совета Евразийской экономической комиссии О внесении изменений в Правила проведения фармацевтических инспекций № 127 от 19.08.2022
Вступила в силу с: 07.03.2023
Редакция от 08.02.2021, принята документом Решение Совета Евразийской экономической комиссии О внесении изменений в Правила проведения фармацевтических инспекций № 7 от 08/02/2021
Вступила в силу с: 01.03.2021
Приложения к документу
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ 83-16 С ИЗМ 127-22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 К ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ 83-16 С ИЗМ 127-22
(В название документа внесены изменения в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.04.2024 г. №29)
(см. предыдущую редакцию)