Действует

Неофициальный перевод. (с) ООО СоюзПравоИнформ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 12 июня 2000 года №ЗР-60

Об организации и проведении проверок в Республике Армения

(В редакции Законов Республики Армения от 28.04.2001 г. №ЗР-172, 27.12.2001 г. №ЗР-282, 02.12.2002 г. №ЗР-453, 26.12.2002 г. №ЗР-480, 20.10.2003 г. №ЗР-8, 25.10.2003 г. №ЗР-12, 29.12.2003 г №ЗР-68, 01.07.2004 г. №ЗР-90, 10.07.2004 г. №ЗР-103, 29.12.2004 г. №ЗР-186, 13.01.2005 г. №ЗР-34, 18.01.2005 г. №ЗР-53, 04.08.2005 г. №ЗР-150, 04.08.2005 г. №ЗР-152, 03.12.2005 г. №ЗР-218, 15.12.2005 г. №ЗР-235, 22.12.2005 г. №ЗР-250, 14.01.2006 г. №ЗР-28, 19.06.2006 г. №ЗР-84, 29.07.2006 г. №ЗР-162, 15.12.2006 г. №ЗР-195, 09.01.2007 г. №ЗР-10 (вступ. в силу 07.06.2007 г.), 15.03.2007 г. №ЗР-82, 23.03.2007 г. №ЗР-108, 29.10.2007 г. №ЗР-214, 19.11.2007 г. №ЗР-237, 04.12.2007 г. №ЗР-265, 25.12.2007 г. №ЗР-297, 05.05.2008 г. №ЗР-37, 12.07.2008 г. №ЗР-121, 12.09.2008 г. №ЗР-144 (вступ. в силу 01.01.2009 г.), 25.10.2008 г. №ЗР-167, 17.11.2008 г. №ЗР-180, 27.02.2010 г. №ЗР-17, 27.04.2010 г. №ЗР-45, 10.06.2010 г. №ЗР-81, 06.05.2011 г. №ЗР-138, 18.07.2011 г. №ЗР-243, 01.12.2011 г. №ЗР-276, 26.12.2011 г. №ЗР-309, 30.06.2012 г. №ЗР-168, 28.12.2012 г. №ЗР-242, 22.02.2013 г. №ЗР-2, 23.10.2013 г. №ЗР-108, 22.07.2014 г. №ЗР-130, 22.07.2014 г. №ЗР-127, 12.12.2014 г. №ЗР-179 (вступ. в силу 17.032015 г.), 30.12.2014 г. №ЗР-258, 30.05.2015 г. №ЗР-40, 15.12.2015 г. №ЗР-168 (вступ. в силу 01.01.2018 г.), 03.06.2016 г. №ЗР-75, 07.06.2016 г. №ЗР-85, 13.06.2016 г. №ЗР-92, 21.03.2017 г. №ЗР-66, 01.12.2017 г. №ЗР-205, 29.12.2017 г. №ЗР-299, 30.01.2018 г. №ЗР-62 (вступ. в силу 09.04.2018 г.), 28.03.2018 г. №ЗР-174, 28.03.2018 г. №ЗР-195 (вступ. в силу 09.04.2018 г.), 29.03.2018 г. №ЗР-251, 03.12.2019 г. №ЗР-220, 20.03.2020 г. №ЗР-131, 17.07.2020 г. №ЗР-369, 05.08.2020 г. №ЗР-401, 30.03.2021 г. №ЗР-93, 30.03.2021 г. №ЗР-115, 09.06.2021 г. №ЗР-232 (вступил в силу 09.08.2021 г.), 14.07.2021 г. №ЗР-290, 27.06.2022 г. №ЗР-175, 03.10.2022 г. №ЗР-347 (вступил в силу 05.10.2023 г.), 11.11.2022 г. №ЗР-394, 23.02.2023 г. №ЗР-33, 11.11.2024 г. №ЗР-421)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 17 мая 2000 года

(По всему тексту Закона слова "Государственная комиссия по защите экономической конкуренции Республики Армения" в соответствующих падежных формах заменены на слова "Комиссия по защите конкуренции" в соответствии с Законом Республики Армения от 30.03.2021 г. №ЗР-93)

Статья 1. Сфера действия и предмет регулирования Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с организацией и проведением проверок и обследований деятельности зарегистрированных в Республике Армения или иностранных государствах и осуществляющих деятельность и в градостроительных объектах на территории Республики Армения коммерческих или некоммерческих организаций, учреждений (в том числе иностранного юридического лица), филиала и представительства юридического лица, органов местного самоуправления а также у индивидуальных предпринимателей (далее – хозяйствующие субъекты), а также устанавливает единый порядок их осуществления.

2. Проверка – это осуществляемая на основе закона процедура, посредством которой устанавливается достоверность отчетов, расчетов, исходных данных, других документов (далее-отчет), представленных хозяйствующим субъектом, и соответствие развернутой им фактической деятельности требованиям законов и иных правовых актов.

2.1. В рамках проверок, осуществляемых в сфере обращения лекарств, может осуществляться также контрольная закупка в порядке, установленном Правительством Республики Армения.

3. Изучение на основании отчетов, представленных хозяйствующим субъектом – это внутренняя процедура, проводимая в органе, осуществляющем проверку, в целях выяснения правильности исполнения требований правовых актов, возлагающих контрольные полномочия на этот орган.

Абзац второй утратил силу

4. Проверки могут быть тематическими, направленными на установление фактического состояния отдельных элементов, связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта, или комплексными, направленными на установление фактического состояния всей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Тематическими являются проверки исполнения требований законодательства по недропользованию и охране природы, в том числе фактических объемов базы обложения экологическим налогом и (или) базы платежа за природопользование и их квот (ограничений), проверка деятельности, осуществляемой на основе лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, проверка состояния соблюдения установленных экономических нормативов, ведения реестра регистрации ценных бумаг и осуществляемых по нему операций, проверка валютных операций, проверка состояния соблюдения санитарно-гигиенических, исполнения требований нормативных документов пожарной и технической безопасности, проверка за соответствием требований, предъявляемых к деятельности, связанной с контролем за вывозом товаров двойного назначения и передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности двойного назначения, контроля в отношении достоверности представленной хозяйствующим субъектом информации и (или) выявления фактической деятельности и (или) исполнения решения Комиссии по защите конкуренции, проверка соответствия товаров и технологий представленным исходным данным и иные подобные проверки, проверки, направленные на выяснение фактического состояния исполнения требований, установленных трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проверки, направленные на применение пенсионного законодательста и ведение базы данных персонального учета, проверки, направленные на уточнение достоверности сведений о финансовых данных, касающихся организации и осуществления оплачиваемых общественных работ, реализации программ обязательного социального страхования, проверки хода применения минимальных государственных социальных стандартов, необходимых для ухода и воспитания детей, проверки, направленные на выяснение фактического состояния исполнения требований, установленных законодательством, относящимся к сфере социального содействия, социальные услуги в сфере проверки, направленные на определение фактического состояния дел по выполнению требований законодательства о материальном резерве.

Комплексной является проверка финансово-хозяйственной деятельности, которая производится посредством установления правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетности, баланса, заполнения (составления) документов первичного учета и имеет целью выявление окончательных или промежуточных итогов финасово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, связанных с целесообразностью и эффективностью использования собственных и заимствованных денежных и товарных средств. Исключительное право требовать проведения комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности принадлежит акционерам, пайщикам, учредителям или членам хозяйствующего субъекта в пределах правомочий, предоставленных им законом.

5. Настоящий Закон не распространяется на проверки, осуществляемые государственным органом как стороной сделки, в пределах договора, заключенного между государственным органом и хозяйствующим субъектом на основании гражданско-правовых сделок, заключенных между государственным органом и хозяйствующим субъектом.

6. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с контролем со стороны Центрального банка Республики Армения в отношении деятельности банков, контролем со стороны Центрального банка Республики Армения в отношении деятельности иных лиц, получивших лицензию, а также с осуществляемым со стороны Центрального банка Республики Армения контролем в случаях, установленных Законом Республики Армения "О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма", с контролем, осуществляемым Аудиторской палатой, с таможенным контролем, предусмотренным Законом Республики Армения "О таможенном регулировании", налогового надзора, предусмотренного Налоговым кодексом Республики Армения, контролем за использованием и сохранением земель, отношения, связанные с надзором, осуществляемым акционерами, пайщиками, учредителями или членами в отношении исполнительного органа хозяйствующего субъекта, а также отношения, связанные с надзором, осуществляемым исполнительным органом хозяйствующего субъекта в отношении территориальных и структурных подразделений хозяйствующего субъекта.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 11.11.2024 г. №ЗР-421)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Государственные органы, осуществляющие проверки

1. На территории Республики Армения правомочиями осуществления проверок в пределах своих полномочий наделены:

- Министерство транспорта, связи и информационных технологий Республики Армения,

- Министерство охраны природы Республики Армения,

- Министерство энергетических инфраструктур и природных ресурсов Республики Армения,

- Министерство территориального управления и развития Республики Армения,

- Комитет государственных доходов при Правительстве Республики Армения,

- Государственный комитет по регулированию ядерной безопасности при Правительстве Республики Армения,

- утратил силу

- орган государственного управления, уполномоченный Правительством Республики Армения в сфере пенсионного обеспечения,

- Министерство финансов Республики Армения,

- Государственная инспекция по языку Республики Армения,

- Государственный комитет водного хозяйства Министерства энергетических инфраструктур и природных ресурсов Республики Армения,

- Служба национальной безопасности Республики Армения,

- Министерство экономического развития и инвестиций Республики Армения,

- Министерство труда и по социальным вопросам Республики Армения,

– Министерство образования и науки Республики Армения,

– Главное управление гражданской авиации при Правительстве Республики Армения,

- Комиссия по защите конкуренции,

- государственные лицензионные органы;

– Государственный комитет градостроительства при Правительстве Республики Армения

- Государственная служба безопасности пищевых продуктов Министерства сельского хозяйства Республики Армения;

- инспекционные органы Республики Армения

Комиссия по защите конкуренции, при необходимости проверки в лицензированных или зарегистрированных Центральным банком Республики Армения организациях, по вопросам, отнесенным законом к компетенции Центрального банка Республики Армения, обращается с ходатайством в Центральный банк Республики Армения, который в установленном законом порядке осуществляет проверку в указанных организациях, составленное в результате которой заключение предоставляет Комиссии по защите конкуренции.

Государственный комитет по урегулированию ядерной безопасности при Правительстве Республики Армения планирует и осуществляет проверки в порядке, установленном Законом Республики Армения "О безопасном использовании атомной энергии в мирных целях".

Полномочия указанных органов, осуществляющих проверку, при изменении государственных органов или их полномочий осуществляют органы их правопреемников или органы, имеющие соответствующие полномочия.

Комитет по государственным доходам при Правительстве Республики Армения осуществляет налоговый надзор в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Армения.

2. Осуществляющие проверку государственные органы осуществляют проверки только по законам Республики Армения и в пределах полномочий, предоставленных им на основании этих законов.

3. Запрещается вмешательство в ходе проверок в текущую деятельность хозяйствующих субъектов.

(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 17.07.2020 №ЗР-369)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2.1. Система основанных на рисках сумм и планирование проверок

1. Системой основанных на рисках сумм является комплекс мероприятий, осуществляемых в целях планирования проверок осуществляющих проверку органами.

Риск – это вероятность причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам государства, юридических и физических лиц, сбережению природных и энергетических запасов, учитывая степень тяжести этого вреда.

Осуществляющий проверку посредством системы основанных на рисках проверок целенаправляет проверки на сферы и объекты контроля, которые являются наиболее рисковыми.

2. В целях планирования проверок:

1) осуществляющий проверку орган, исследовав сферу своего контроля, разрабатывает критерии, определяющие степень рисковости деятельности хозяйствующих субъектов в данной сфере, которые должны включать риск сферы деятельности хозяйствующего субъекта и (или) итог индивидуальных рисков хозяйствующего субъекта. Риск сферы деятельности – это показатель, при расчете которого за основу принимаются важность и безопасность сферы деятельности хозяйствующего субъекта по возможным отрицательным последствиям, возникающим с данной деятельности. Если хозяйствующий субъект осуществляет деятельность в нескольких сферах, отраслевой риск рассчитывается по данным самой рисковой сферы. При расчете индивидуального риска за основу принимаются нарушения хозяйствующим субъектом установленных законодательством требований, периодичность нарушений, действия, направленные на устранение нарушений, а также иные показатели, характеризующие деятельность хозяйствующего субъекта.

В целях планирования проверок в сфере градостроительства орган, осуществляющий проверку, разрабатывает критерии, определяющие степень рисковости объекта градостроительства, оценив вид объекта. При разработке критериев, определяющих степень рисковости градостроительного объекта, орган, осуществляющий проверку, может также оценить рисковость субъектов, осуществляющих градостроительную деятельность в градостроительном объекте в установленном законом порядке: застройщика, проектировщика, лиц, осуществляющих экспертизу, строительные работы, технический и авторский надзор.

Общее описание показателей, определяющих методологию и рисковость основанных на риске проверок, утверждает Правительство Республики Армения, а порядок их расчета и оценки утверждает осуществляющий проверку государственный орган;

2) осуществляющий проверку орган ведет базу данных, которая включает информацию о действующих в сфере его контроля хозяйствующих субъектах и оценке, выданной последним по критериям, определяющим степень рисковости.

Правительство Республики Армения утверждает порядок обмена между осуществляющими проверку государственными органами информацией, имеющейся в их базах данных;

3) по оценке критериев, определяющих степень рисковости, хозяйствующие субъекты, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства классифицируются в какой-либо одной из следующих трех групп:

а. высокой рисковости,

б. средней рисковости,

в. низкой рисковости.

3. Осуществляющий проверку орган в группу высокой рисковости включает до двадцати процентов подлежащих с его стороны проверке хозяйствующих субъектов - по понижению степени рисковости.

4. Годовая программа проверок составляется, учитывая рисковость хозяйствующих субъектов, и включает следующие сведения:

1) полные наименования подлежащих проверке хозяйствующих субъектов;

2) дата окончания последней проверки, проведенной в каждом хозяйствующем субъекте;

3) рисковость каждого хозяйствующего субъекта;

4) период проведения каждой проверки.

4.1. Годовая программа проверок, осуществляемых в сфере градостроительства, включает следующие сведения:

1) наименование градостроительного объекта, подлежащего проверке;

2) полные наименования хозяйствующих субъектов, осуществляющих градостроительную деятельность в градостроительном объекте, подлежащем проверке, в установленном законом порядке (при наличии);

3) дату окончания последней проверки, проведенной в градостроительном объекте, подлежащем проверке;

4) рисковость градостроительного объекта, подлежащего проверке;

5) период проведения каждой проверки.

5. Годовая программа проверок составляется по следующей пропорциональности:

1) включенные в группу высокой рисковости хозяйствующие субъекты, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - градостроительные объекты, составляют не менее семидесяти процентов хозяйствующих субъектов, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - градостроительных объектов, подлежащих проверке в данном году;

2) включенные в группу низкой рисковости хозяйствующие субъекты, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - градостроительные объекты, составляют максимум пять процентов хозяйствующих субъектов, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - градостроительных объектов, подлежащих проверке в данном году.

6. Осуществляющие проверку государственные органы утверждают годовую программу проверок до 1 декабря следующего проверкам года.

С согласия Премьер-министра Республики Армения в годовую программу проверок могут вноситься изменения.

7. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 части 4, пунктами 1 - 3 части 4.1 настоящей статьи, при утверждении годовой программы проверок и внесении в нее изменений, размещается на официальном интернет-сайте осуществляющего проверку органа в трехдневный срок после принятия, и вступает в силу спустя один месяц после принятия.

До 20 января каждого года на интернет-сайте осуществляющего проверку органа обязательно размещаются также отчет о проверках и исследованиях, проведенных последними в течение предыдущего года, в котором указываются наименование, номер государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - также наименование каждого градостроительного объекта, каждого хозяйствующего субъекта, проверенного и (или) исследованного в отчетном периоде, сведения о количестве и основаниях проведенных у каждого хозяйствующего субъекта, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - в каждом градостроительном объекте проверок и исследований. Образцовую форму отчета о проверках и исследованиях, проведенных в течение предыдущего года, утверждает Правительство Республики Армения.

8. Регулировки, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на проверки, направленные на определение фактического состояния дел по выполнению законодательства о материальном резерве.

(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 17.07.2020 №ЗР-369)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Цели и порядок проведения проверок

1. Цель проверки – установление в сфере деятельности хозяйствующего субъекта на основании закона и иных правовых актов достоверности представленных государственным органам или опубликованных отчетов, осуществление государственного надзора в отношении выполнения требований законов и иных правовых актов Республики Армения и защита имущественных прав хозяйствующего субъекта,   а в случае назначения проверок в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Армения, - также   выяснение фактической ситуации по отдельным элементам, связанным с деятельностью хозяйствующего субъекта.

1.1. Все проверки, за исключением проверок, осуществляемых Комиссией по защите конкуренции - проверок, направленных на определение фактического состояния дел по выполнению требований законодательства о материальном резерве, а также работ, проводимых в направлении исполнения государственного бюджета Республики Армения, включая контроль в отношении правильности и законности размещения государственного заказа (процедуры закупок), проводятся исключительно на основании контрольных листов, которые утверждает Правительство Республики Армения.

Контрольные листы разрабатываются для каждого соответствующего вида сферы и деятельности, основываясь на особенностях сферы контроля и работы осуществляющего проверку каждого органа.

Вопросы контрольного листа включает исчерпывающий список требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Армения, нарушение которых может причинить вред жизни или здоровью человека, животным, окружающей среде, имущественным правам граждан, юридических лиц или государства.

Вопросы контрольного листа формируются согласно принципу минимального удовлетворения и не включают требования, соблюдение которых не способствует уменьшению рисков, возникающих от деятельности хозяйствующего субъекта.

Вопросы контрольного листа не могут содержать непосредственную ссылку на нормативные правовые акты. Правовые нормы, являющиеся основанием для формирования вопроса, указываются в отдельном столбце, напротив каждого вопроса.

Контрольные листы в обязательном порядке размещаются на официальных интернет-сайтах осуществляющих проверку соответствующих органов.

2. До начала проверки руководитель (заменяющее его должностное лицо) соответствующего государственного органа издает приказ или распоряжение об осуществлении проверки, в котором указываются название органа, осуществляющего проверку, полное наименование проверяемого хозяйствующего субъекта, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - наименование градостроительного объекта, подлежащего проверке, должность, имя, фамилия должностного лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) проверку, круг предусмотренных контрольным листом вопросов, которые необходимо разъяснить в течение данной проверки (в случаях Комиссии по защите конкуренции - проверок, направленных на определение фактического состояния дел по выполнению требований законодательства о материальном резерве, а также работ, проводимых в направлении исполнения государственного бюджета Республики Армения, включая контроль в отношении правильности и законности размещения государственного заказа (процедуры закупок), вопросы проверки), охватываемый проверкой период, цель, срок проверки, правовые основы проверки, в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 4 настоящего Закона, - также обстоятельства, обосновывающие необходимость проведения проверки, а в случаях получения заявления или информации, предусмотренных той же частью, - также данные их предоставившего, при необходимости совершения контрольной закупки в рамках проверок, осуществляемых в сфере обращения лекарств – также случай (случаи) осуществления контрольной закупки, место (община, в Ереване – административный район), а также цель. Должностные лица, не указанные в приказе или распоряжении, не могут участвовать в проверке, за исключением установленных настоящим Законом контрольных закупок, совершаемых в сфере проверок, осуществляемых в сфере обращения лекарств. В случае замены должностного лица, осуществляющего проверку, другим лицом по причине невозможности выполнения им своих служебных обязанностей замена производится по приказу, о чем хозяйствующий субъект уведомляется в порядке, установленном настоящей статьей.

Абзац второй исключен.

Абзац утратил силу.

Абзац четвертый утратил силу.

3. Два экземпляра приказа или предписания не менее чем за 3 рабочих дня представляется в надлежащей форме (лично в руки или почтой) руководителю хозяйствующего субъекта или заменяющему его должностному лицу, за исключением случаев проверки соблюдения обязательных требований в отношении незаконного обращения в сфере производства, экспорта, импорта или оптовой торговли промышленной коноплей, предусмотренных для осуществления деятельности организаторами, получившими соответствующую лицензию (разрешение) на организацию лотерей, игр с выигрышем, игорных домов и ломбардов, инспекционного органа, осуществляющего контроль в сфере охраны окружающей среды (охраны природы), за исполнением или соблюдением лицом, имеющим разрешение на добычу полезного ископаемого, требований и условий законодательства об окружающей среде и недропользовании, в том числе проектов недропользования, договоров, программ и государственного экспертного заключения об оценке воздействия на окружающую среду; осуществления инспекционным органом, осуществляющим метрологический контроль, метрологического контроля за опробированием, клеймением, розничной куплей-продажей изделий, изготовленных из драгоценных металлов,   аффинажем драгоценных металлов, производством банковского золота, стандартизированных слитков отчуждаемых товаров; проверки Министерством торговли и экономического развития Республики Армения осуществления продажи просроченных товаров, за исключением продуктов питания, а также контроля соответствия продукции, за исключением сферы общественного питания, услуг требованиям нормативных документов; а также в случаях проверок, осуществляемых инспекционным органом, осуществляющим контроль за трудовым законодательством, направленных на выявление случаев содержания работника без заключения договора или невнесения в трудовой договор условий, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6 и 7 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Республики Армения; проверок осуществляемых инспекционным органом, осуществляющим контроль за трудовым законодательством или Комиссией по защите конкуренции по необходимости, и (или) проверок, осуществляемых органами природоохранной инспекции, проверок, осуществляемых Государственным комитетом по регулированию ядерной безопасности при Правительстве Республики Армения в объектах использования атомной энергии, Инспекционным органом здравоохранения и труда Республики Армения у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, предусмотренную законом в сфере обращения лекарств, проверок выполнения обязательств, вытекающих из Закона Республики Армения "О поощрении кормления детей грудью и обороте детского питания", у лицензированных лиц, осуществляющих медицинскую помощь и обслуживание, - в части деятельности по безопасности крови, качества ее компонентов и трансфузионной медицинской помощи и обслуживанию и проверок, осуществляемых органами Государственной гигиенической и противоэпидемической службы в отношении водоснабжения населения и водпользования, применения химических веществ и биологических средств, удовлетворительного санитарного состояния дошкольных учреждений и населенных пунктов; проверок, осуществляемых органами Государственной ветеринарной инспекции Министерства сельского хозяйства Республики Армения в случаях  выявления нарушений в обеспечении ветеринарно-санитарной безопасности   процессов переработки, хранения, перемещения и реализации продуктов и сырья, кормов и кормовых добавок животного происхождения, в процессах содержания, перевозки, реализации и убоя животных, нарушений законодательства Республики Армения в сфере ветеринарии, нарушений в организации и проведении мероприятий по профилактике и ликвидации болезней животных, болезней, общезаразных  для животных и людей; проверок, осуществляемых органами Государственной инспекции сельскохозяйственной техники Министерства сельского хозяйства Республики Армения; проверок, осуществляемых органами Государственной инспекции карантина растений и земледелия Министерства сельского хозяйства Республики Армения в отношении   работ   по борьбе с карантинными вредителями, с заболеваниями растений и сорняками, в отношении вывоза с пограничных железнодорожных станций, автостанций, из аэропортов и других пограничных пунктов ввезенных из зарубежных стран материалов, не подвергшихся крантинной проверке и соответствующей обработке, в отношении непринятия землепользователями мер по борьбе с некарантинными сорняками,   в отношении просроченных, некачественных и снятых с призводства химических и  биологических средств  защиты растений, а также в отношении превышения максимально допустимого остаточного количества токсических веществ и удобрений в земле и продуктах растительного присхождения, не включенных в соответствующую номенклатуру и продаваемых в недопустимых условиях; проверок, осуществляемых соответствующей государственной инспекцией, действующей в составе уполномоченного органа государственного управления в области  сельского хозяйства, в отношении соблюдения требований и правил, предъявляемых к транспортным средствам, производственным цехам, складским и другим территориям, используемым на этапах призводства, переработки и реализации продуктов питания без необходимого технологического оборудования и осуществления соответствующих технологических процессов; обеспечения требований, семян и посадочного материала, предъявляемых к используемым для производства продуктов питания продовольственному сырью, воде, вспомогательным материалам, пищевым добавкам, материалам, соприкасающимся с продуктами питания, и переработанным продуктам питания и условиям их хранения; соблюдения требований,  семян и посадочного материала, предъявляемых к использованию дезинфицирующих веществ и средств борьбы с грызунами и паразитами, и обеспечения требований, семян и посадочного материала, предъявляемых к условиям их хранения, маркировки в  случаях выявления нарушений применения законов, связанных с продовольственной безопасностью, пожарной безопасности в пожароопасных мобильных объектах, и принятых на основе этих законов иных правовых актов. Последний обязан расписаться на одном из экземпляров, подтверждая, что уведомлен о проведении проверки. Подписанный экземпляр возвращается должностному лицу проверяющего государственного органа.

Метрологический контроль может осуществляться также без предварительного уведомления о приказе о проверке.

4. Должностное лицо (лица), осуществляющее (осуществлящие) проверку, не имеет (не имеют) права выходить за рамки цели, указанной в приказе или распоряжении об осуществлении проверки.

Осуществляющие проверку лица, за исключением налоговых и таможенных органов, Комиссии по защите конкуренции - проверок, направленных на определение фактического состояния дел по выполнению требований законодательства о материальном резерве, а также работ, проводимых в направлении исполнения государственного бюджета Республики Армения, включая лиц, осуществляющих контроль в отношении правильности и законности размещения государственного заказа (процедуры закупок), должны ответить на вопросы, включенные в контрольный лист, исключительно предусмотренный для данной деятельности, и проверить требования выполнения регулирующих их норм. Ограничение, устанавливаемое данной частью, не распространяется на случаи контрольно закупки, осуществляемые в ходе проверок, осуществляемых в сфере обращения лекарств.

5. При возникновении в ходе проверки новых обстоятельств и при необходимости цели и границы проверки по письменному обоснованию должностного лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) проверку, могут быть изменены соответствующим государственным органом, а в случае проверок, назначенных в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Армения, - по  обоснованному постановлению  следователя. Руководитель хозяйствующего субъекта или заменяющее его лицо уведомляется об изменении в письменной форме с представлением ему нового приказа или распоряжения, приложенного к предыдущему приказу или распоряжению.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 03.10.2022 г. №ЗР-347)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Сроки проверки

1. Срок одной проверки у хозяйствующего субъекта может устанавливаться не более 15 рабочих дней подряд, при этом первым днем проверки считается день фактического начала проверки, а в случае осуществления контрольной закупки в рамках проверок, осуществляемых в сфере обращения лекарств, в день совершения контрольной закупки. Днем фактического начала проверки считается день произведения соответствующей записи в журнале проверки, хранящемся в проверяемом объекте. В случае осуществления контрольной закупки в рамках проверок, осуществляемых в сфере обращения лекарств, соответствующая запись в журнале проверки, хранящемся в проверяемом объекте, производится сразу после совершения контрольной закупки.

Журнал проверки хозяйствующего субъекта содержит сведения о проверках, проводимых в течение года, соответствующем государственном органе, осуществляющем проверку, составе проверяющих должностных лиц, вопросах, цели, сроках проверки, в случае контрольной закупки, осуществленной в рамках проверок, осуществляемых в сфере обращения лекарств – также о совершенных контрольных закупках.

2. Срок проверки не должен превышать срок, указанный в приказе или распоряжении руководителя (заменяющего его должностного лица) соответствующего государственного органа об осуществлении проверки. При необходимости, по письменному обоснованию должностного лица, осуществляющего проверку, срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, может быть продлен до 10 непрерывных рабочих дней, а у хозяйствующих субъектов, задекларировавших по результату какого-либо финансового года, проверяемого периода, оборот по реализации или валовый доход  в 3,0 млрд драмов и более, - до 75 непрерывных рабочих дней, приказом или распоряжением руководителя (заменяющего его должностного лица) соответствующего государственного органа. Об этом должен быть уведомлен руководитель проверяемого объекта или заменяющее его лицо. При возникновении в ходе проверки необходимости уточнения отдельных сведений или из-за изъятия на основании постановления органов, решения следователя или судебного акта, имеющих отношение к проверке, или их отсутствия по причине стихийного бедствия, или по иным непредвиденным обстоятельствам, делающим невозможным осуществление проверки, ход проверки на основании докладной записки должностного лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) проверку, приостанавливается приказом должностного лица, издающего приказ об осуществлении проверки, до устранения основания приостановления, но не более чем на 90 рабочих дней, а в случае направления запросов в иностранные государства и органы, осуществляющие уголовное производство – не более чем на 10 рабочих дней после получения ответа на запрос, а также в случае, если на основании решения следователя или судебного акта были конфискованы касающиеся проверки документы, - после их возврата. Общая продолжительность фактического срока проверки не может превышать 30 непрерывных рабочих дней, а у хозяйствующих субъектов, задекларировавших по результату какого-либо финансового года проверяемого периода, оборот по реализации или валовый доход   в 1,0 млрд драмов и более, -  90 рабочих дней (не считая срока приостановления).

Акт, продлевающий или приостанавливающий срок проверки, либо возобновления проверки, продлевающей срок приостановления, или приостановленной проверки вступает в силу со дня, следующего за днем его вручения проверяемому субъекту.

3. Проверки тем же государственным органом у того же хозяйствующего субъекта и в той же сфере, в зависимости от степени рисковости хозяйствующего субъекта, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - в том же градостроительном объекте, в зависимости от степени рисковости градостроительного объекта, осуществляются со следующей периодичностью:

1) у субъекта высокой рисковости, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - в градостроительных объектах - не чаще чем 1 раз в год;

2) у субъекта средней рисковости, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - в градостроительных объектах - не чаще чем 1 раз в 3 года;

3) у субъекта низкой рисковости, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - в градостроительных объектах - не чаще чем 1 раз в 5 лет.

Рассчитываемый годами срок, установленный настоящей частью, истекает в соответствующем месяце и числе последнего года срока.

При утверждении годовой программы проверок каждого года и (или) внесении изменений периодичность установленных настоящей частью проверок применяется, исходя из степеней рискованности хозяйствующих субъектов, а в случае проверок, осуществляемых в сфере градостроительства - градостроительных объектов по результатам года утверждения программы и (или) внесения изменений.

Правительство Республики Армения утверждает перечень организаций, в которых, в зависимости от жизненного значения сферы деятельности последних для общества и государства, проверки контролирующими сферу осуществляющими проверку государственными органами, в порядке исключения, могут осуществляться один раз в шесть месяцев.

Орган, осуществляющий проверку, имеет право более одного раза в течение года осуществлять проверки в градостроительных объектах и у хозяйствующих субъектов, осуществляющих дорожно-строительную деятельность, в которых в рамках государственных субвенционных программ осуществляется градостроительная деятельность в течение всего периода работ, предусмотренных этой программой, в целях обеспечения контроля за качеством их исполнения.

3.1. Ограничения, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, не распространяются на случаи, когда:

1) истек срок распоряжения (ордера) об устранении недостатков и нарушений, выявленных прошлой проверкой, выданного осуществляющим проверку лицом или осуществляющим проверку государственным органом хозяйствующему субъекту в рамках предусмотренных законом полномочий;

1.1) осуществляются проверки, направленные на установление фактического положения с выполнениями требований рекомендации (распоряжения) об устранении недостатков и нарушений, выявленных прежней проверкой, данной лицом, осуществляющим проверку, или государственным органом, осуществляющим проверку, хозяйствующему субъекту в рамках предусмотренных законом компетенций;

2) осуществляющий проверку государственный орган получил от Премьер-министра Республики Армения распоряжение, получил от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей заявление, а от государственных органов, органов местного самоуправления – письменную информацию:

а. об опасности причинения вреда жизни, здоровью граждан, законным интересам юридических и физических лиц, государства, животным или окружающей среде, а также об опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера,

б. о причинении вреда жизни, здоровью граждан, законным интересам юридических и физических лиц, государства, животным или окружающей среде, а также о возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера,

в. о нарушении прав потребителя (в случае заявления граждан, права которых нарушены);

3) хозяйствующий субъект в течение данного или предшествовавшего ему года не представил установленные законом отчеты, касающиеся не менее двух отчетных периодов;

4) руководитель хозяйствующего субъекта или заменяющее его должностное лицо представил заявление об осуществлении проверки в его организации;

5) исключен;

5.1) исключен;

5.2) проверки фактических объемов базы обложения экологическим налогом и (или) базы платежа за природопользование и их квот (ограничений) у хозяйствующих субъектов-недропользователей, которые, в соответствии с Налоговым кодексом Республики Армения, включены в годовую программу проверок налогового органа;

5.3) в целях сравнения материалов, представленных на недрологическую экспертизу, установленную Кодексом Республики Армения о недрах, и фактически осуществленных работ, а также получения информации об их достоверности уполномоченный орган сферы недропользования представил соответствующую записку;

6) инспекционным органом градостроительства, технической и пожарной безопасности Республики Армения осуществляются проверки в объектах строительства высокой или наивысшей рисковости, предусмотренных регулирующим область градостроительства законодательством, или Комиссией по защите конкуренции осуществляются проверки согласно законодательству о защите экономической конкуренции;

6.1) осуществляются проверки, направленные на определение состояния дел по выполнению требования законодательства, касающегося материального резерва;

7) хозяйствующим субъектом, получившим соответствующую лицензию (разрешение), осуществляется деятельность сферы организации лотерей, игр с выигрышем, интернетных игр с выигрышем или игорных домов;

8) факт совершения нарушений хозяйствующим субъектом выявлен и обоснован в течение проверки, проведенной в другом хозяйствующем субъекте;

9) проверка назначена в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Армения.

В течение проверок, проводимых в предусмотренных пунктами 1 - 9 настоящей части случаях, разъясняются лишь вопросы, которые явились основанием для осуществления этих проверок.

Заявления, по которым не является возможным уточнить личность заявителя, а также заявления, не содержащие данные о фактах, предусмотренных пунктом 2 части 3.1 настоящей статьи, не могут быть основанием проведения проверки.

4. Если имеются правовые основания проведения установленных настоящим Законом перепроверок, проверяющий орган имеет право осуществить повторную проверку в период, установленный частью 3 настоящей статьи для одной проверки.

Лица, представившие основания проведения повторной проверки, в случае неподтверждения (необоснования) этих оснований повторной проверкой, подлежат ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Армения.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 23.02.2023 г. №ЗР-33)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Правовые основы проведения ревизий

Перепроверка – это проверка во второй и более раз проверенного периода и проверенных вопросов у хозяйствующего субъекта органом, осуществляющим проверку, а повторная проверка – это проверка, проведенная во второй и более раз в течение периода, установленного частью 3 статьи 4 настоящего Закона. Ревизии финансово-хозяйственной деятельности могут проводиться исключительно по письменному поручению Премьер-министра Республики Армения, а в случае проверок, назначенных в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Армения, - по  обоснованному постановлению следователя.

Ревизии могут проводиться при наличии одного из следующих оснований:

а) при ликвидации хозяйствующего субъекта;

б) по просьбе руководителя хозяйствующего субъекта;

в) по письменному поручению Премьер-министра Республики Армения;

г) если по вступившему в законную силу решению суда установлены преступные действия предыдущего проверяющего, допущенные им при проверке;

д) по требованию государственного уполномоченного органа по приватизации государственного имущества, если необходимость проверки обусловлена осуществлением подготовительных работ по приватизации государственного хозяйствующего субъекта или хозяйствующего субъекта с 51 и более процентами государственного участия.

е) в случаях, предусмотренных подпунктом "з" статьи 7 настоящего Закона;

ж) исключен;

з) в случаях, установленных пунктом 3 статьи 11 настоящего Закона;

и) в случаях, установленных пунктами 1 - 9 части 4 статьи 4 настоящего Закона;

к) в случае назначения перепроверки в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Армении – перепроверки осуществлять в части, основанием осуществления для которой явилось вынесение постановления.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 27.06.2022 г. №ЗР-175)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Обобщение результатов проверки

1. Осуществляющее проверку лицо в течение 10 рабочих дней после истечения срока, указанного в приказе или распоряжении проверки, на основании ответов на вопросы контрольного листа, в случае контрольной закупки, осуществленной в рамках проверок, осуществляемых в сфере обращения лекарств – ее результатов, в случаях Комиссии по защите конкуренции - проверок, направленных на определение фактического состояния дел по выполнению требований законодательства о материальном резерве, а также работ, проводимых в направлении исполнения государственного бюджета Республики Армения, включая контроль в отношении правильности и законности размещения государственного заказа (процедуры закупок) на основании приказа или распоряжения обобщает результаты проверки – в случае невыявления нарушений составляет справку, а в случае выявления нарушений – проект акта. Справка, подписанная осуществившим проверку должностным лицом, в течение 3 рабочих дней в надлежащей форме (лично в руки или почтой) представляется руководителю хозяйствующего субъекта или заменяющему его должностному лицу. Проект акта осуществляющее проверку лицо в течение 3 рабочих дней в надлежащей форме (лично в руки или почтой) представляет руководителю хозяйствующего субъекта или заменяющему его должностному лицу в целях представления возражений.

Руководитель хозяйствующего субъекта или заменяющее его должностное лицо в течение 5 рабочих дней изучает проект акта.

В случае непредставления руководителем хозяйствующего субъекта или заменяющим его должностным лицом возражений в срок, предусмотренный абзацем вторым настоящей части, проверяющий орган составляет акт и один его экземпляр, подписанный осуществляющим проверку должностным лицом, в течение 3 рабочих дней после истечения срока в надлежащей форме (лично в руки или почтой) представляет руководителю хозяйствующего субъекта или заменяющему его должностному лицу.

В случае представления руководителем хозяйствующего субъекта или заменяющим его должностным лицом возражений по проекту акта в срок, предусмотренный абзацем вторым настоящей части, проверяющий орган исследует их в течение 3 рабочих дней, следующих за днем получения возражений, один экземпляр акта, подписанный осуществляющим проверку должностным лицом, в надлежащей форме (лично в руки или почтой) представляет на подпись руководителю хозяйствующего субъекта или заменяющему его должностному лицу. Возражения, представленные руководителем хозяйствующего субъекта или заменяющим его должностным лицом, прилагаются к акту и составляют его неотъемлемую часть.

В случае отказа в подписании акта руководителем хозяйствующего субъекта или заменяющим его должностным лицом в акте производится соответствующая запись об этом.

Если хозяйствующим субъектом является государственная организация или организация, имеющая государственную долю, то один экземпляр акта направляется в вышестоящий орган государственного управления.

Должностное лицо проверяющего органа на основании акта проверки, в рамках установленных законом своих полномочий, выдает хозяйствующему субъекту распоряжения (ордеры) в направлении устранения выявленных нарушений и недостатков, установив сроки для их устранения.

2. В справке, составленной в случае невыявления нарушений, протоколируются дата и место ее составления, наименования осуществляющего проверку соответствующего государственного органа и хозяйствующего субъекта, состав проверяющих должностных лиц, цель, срок, результаты проверки.

В акте указываются:

1) наименование, номер, год, месяц, число и место составления акта;

2) наименование осуществляющего проверку государственного органа;

3) дата и номер приказа или распоряжения о назначении проверки;

4) должность, имя, фамилия осуществляющего проверку должностного лица (лиц);

5) наименование проверяемого хозяйствующего субъекта, а также имя, фамилия должностного лица или заменяющего его лица последнего;

6) дата, место и период проведения проверки;

7) экспертное заключение – в случае проведения экспертизы в течение проверки. Экспертное заключение прилагается к акту и составляет его неотъемлемую часть;

8) наименование, дата принятия, порядковый номер контрольного листа, в рамках вопросов осуществлена проверка, включенных в проверку, а также вопросы контрольного листа, ответы на которые явились основанием для протоколирования нарушения, за исключением Комиссии по защите конкуренции, а также работ, проводимых в направлении исполнения государственного бюджета Республики Армения, включая контроль в отношении правильности и законности размещения государственного заказа (процедуры закупок);

8.1) в случае совершения контрольной закупки в ходе проверок, осуществляемых в сфере обращения лекарств – результаты контрольной закупки;

9) выявленные проверкой нарушения, описание нарушений, срок нарушения (если возможно определить) и правовые нормы, требования которых не выполнены;

10) соответствующие правовые основания применения ответственности;

11) заметки о принятий возражений, представленных руководителем хозяйствующего субъекта или заменяющим его должностным лицом.

Если нарушения, зафиксированные в течение проверки, и ответственность, выдвинутая хозяйствующему субъекту на их основании, основываются на сравнительных исследованиях и анализах, произведенных осуществляющим проверку органом по ценам, примененным в аналогичных условиях другими действующими субъектами или между ними, то к акту проверки прилагается также справка об указанном исследовании и анализе.

3. В отношении производства, связанного с проверками, применяются положения Закона Республики Армения "Об основах администрирования и административном производстве", если иное не предусмотрено настоящим Законом.

4. Утратила силу.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 23.02.2023 г. №ЗР-33)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Права лиц, осуществляющих проверку

Лица, осуществляющие проверку, при осуществлении своих полномочий имеют право:

а) беспрепятственно входить в проверяемые подразделения хозяйствующего субъекта вместе с представителем хозяйствующего субъекта;

б) требовать документы, данные и иные сведения, объяснения, справки, имеющие непосредственное отношение к целям проверки, осуществляемой в пределах их полномочий;

в) при необходимости, с согласия руководителя хозяйствующего субъекта или заменяющего его лица, привлекать к проверкам специалистов хозяйствующего субъекта;

г) устанавливать сроки для устранения выявленных недостатков и нарушений, которые не влекут уголовную или административную ответственность;

д) представлять руководству государственного органа, назначающему проверку, предложения для принятия соответствующих мер в связи с выявленными злоупотреблениями и другими нарушениями, влекущими в рамках проверки административную или уголовную ответственность;

е) изымать документы, дубликаты, фотокопии, вещи, опытные образцы и другие необходимые материалы, непосредственно связанные с проверкой и не препятствующие нормальной работе хозяйствующего субъекта. При изъятии документов должностные лица, осуществляющие проверку, заверяют их дубликаты печатью и передают представителям хозяйствующего субъекта;

ж) осуществлять обмеры, контрольные проверки правильности эксплуатации взвешивающих, измерительных и других подобных приборов и оборудования;

з) осуществлять у другой стороны сделки проверку законности выполнения встречной (только данной) сделки в целях обоснования правильности проведения хозяйствующим субъектом денежных операций, составления отчетности и расчетов;

и) в пределах вопросов, указанных в приказе о проверке, требовать от руководителя хозяйствующего субъекта или заменяющего его лица проведения инвентаризации активов и обязательств. При проведении инвентаризации привлекать соответствующих сотрудников и специалистов хозяйствующего субъекта;

к) при необходимости в установленном законодательством Республики Армения порядке требовать от государственных органов, регистрирующих права в отношении имущества, налоговых, таможенных и иных государственных органов, организаций справки, копии документов о движении счетов сделок проверяемого субъекта;

л) на любом этапе проверки в целях уточнения отдельных вопросов  привлекать к проверке соответствующих специалистов в области экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующим субъектом, и переводчиков;

м) осуществить контрольную закупку в рамках проверок, осуществляемых в сфере обращения лекарств, в порядке, установленном законодательством Республики Армения.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 23.02.2023 г. №ЗР-33)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Обязанности лиц, осуществляющих проверку

1. Лицо (лица), осуществляющее (осуществлящие) проверку, обязано (обязаны):

а) соблюдать требования законов и иных правовых актов Республики Армения, имеющих отношение к проверке;

б) не публиковать без письменного согласия должностного лица хозяйствующего субъекта ставшие ему (им) известными в ходе проверки сведения об операциях хозяйствующего субъекта, сведения о любой программе или разработке, касающихся его деятельности, об изобретении, промышленном дизайне и любую другую информацию об этом, которую хозяйствующий субъект намеревался держать в тайне, и лицо (лица), осуществляющее (осуществляющие) проверку, осведомлено (осведомлены) или может (могут) быть осведомлено (осведомлены) относительно этого намерения, а также не публиковать сведения, считающиеся коммерческой тайной (далее – сведение).

В контексте настоящего Закона публикацией сведения считается публикация или распространение в устной или письменной форме сведения через средства массовой информации или иным образом либо его доведение до сведения третьего лица или лиц;

в) соблюдать права и интересы хозяйствующего субъекта, установленные законами и иными правовыми актами;

г) не препятствовать нормальной работе хозяйствующего субъекта;

д) ознакомлять должностных лиц хозяйствующего субъекта с их правами и обязанностями;

е) в ходе проверки основываться исключительно на законах и иных правовых актах, опубликованных в Официальных ведомостях Республики Армения и Ведомостях ведомственных нормативных актов Республики Армения, если на момент вступления их в силу установлено требование на такое опубликование;

ж) в ходе проверки  в течение 3 рабочих дней, в письменной форме отвечать на любой связанный с проверкой письменный запрос руководителя хозяйствующего субъекта или заменяющего его лица, касающийся непосредственно проверяемого периода хозяйствующего субъекта;

з) исключен.

2. При временном изъятии документов, вещей, опытных образцов и других необходимых материалов, имеющих отношение к целям проверки, об этом составляется протокол, в котором указывается срок их возвращения. Один экземпляр протокола передается руководителю хозяйствующего субъекта или заменяющему его лицу.

3. Лица, осуществляющие проверку, несут ответственность за сохранение качественной и количественной целостности временно изъятых документов, вещей, опытных образцов и других необходимых материалов и возвращение их в установленный срок.

4. Запрещается в ходе проверки пломбировать склады, строения, кассы, источники энергии, оборудование, приборы и т.д., если они не препятствуют нормальной деятельности хозяйствующего субъекта.

(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 30.03.2021 №ЗР-115)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Права должностных лиц хозяйствующего субъекта

Должностные лица хозяйствующего субъекта имеют право:

а) запрещать проверку (предоставление документов лицам, осуществляющим проверку), если проверяющие нарушили требования статей 3 и 4 настоящего Закона, с письменным уведомлением об этом в тот же день государственного органа, осуществляющего проверку;

б) ознакомляться с актами проверок;

в) представлять объяснения, разъяснения, заявлять ходатайства, в установленном законом порядке обжаловать действия лиц, осуществляющих проверку;

г) требовать возмещения ущерба, причиненного вследствие незаконных действий лиц, осуществляющих проверку;

д) не выполнять требований, не отнесенных к компетенции лиц, осуществляющих проверку, а также не вытекающих из целей и планов проверки;

е) в целях защиты интересов проверяемого хозяйствующего субъекта на любом этапе проверки привлекать к участию в проверке специалистов, экспертов, аудиторов, адвокатов.

Статья 10. Обязанности должностных лиц хозяйствующего субъекта

Должностные лица хозяйствующего субъекта обязаны:

а) не препятствовать ходу проверки, выполнять законные требования лиц, осуществляющих проверку;

б) предъявлять по требованию должностного лица, осуществляющего проверку, истребованные документы, данные, предоставлять их фотокопии (затраты на фотокопирование производятся органом, осуществляющим проверку), дубликаты и другие сведения. При отпадении требования, но не позднее чем через 3 года, документы возвращаются хозяйствующему субъекту;

в) создавать необходимые условия для деятельности лиц, осуществляющих проверку;

г) в установленные сроки устранять недостатки и нарушения, указанные в акте результатов проверки, с письменным уведомлением об этом проверяющего органа;

д) исключен.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Армения от 28.12.2012 г. №ЗР-242, 29.12.2017 г. №ЗР-299)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Ответственность лиц, осуществляющих проверку, и обжалование их действий

1. Лица, осуществляющие проверку с нарушением требований настоящего Закона, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Армения.

2. Действия лиц, осуществляющих проверку, а также акт, составленный по результатам проверки, в течение двух месяцев, если иное не предусматривается законом могут быть обжалованы в государственный орган, которому непосредственно подчиняется (подчиняются) проверяющее лицо (лица), или в суд или апелляционная комиссия, предусмотренная Законом Республики Армения "Об инспекционных органах". Руководитель хозяйствующего субъекта или заменяющее его должностное лицо может не разрешить продолжить проверку до получения ответа на жалобу, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона, и проверок, назначаемых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Армения.

3. Жалобы принимаются на рассмотрение в порядке подчиненности, и решения по ним принимаются не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня поступления жалобы. В случае неполучения в указанный срок ответа на жалобу аргументы, приведенные в жалобе, считаются принятыми. Отсчет срока, установленного настоящим пунктом, начинается с первого рабочего дня, следующего за днем регистрации письменной жалобы в соответствующем органе.

4. При несогласии с принятым решением руководитель хозяйствующего субъекта или заменяющее его должностное лицо имеет право обжаловать его в суд.

5. Постановление следователя о назначении проверки в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Армения обжалуется в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Армения, а действия проверящего лица в процессе указанной проверки и акт, составленный по результатам проверки, – в порядке, установленном частями 2-4 настоящей статьи.

6. Решения, принятые в вышестоящем порядке по решениям, предусмотренным настоящей статьей, могут обжаловаться в апелляционную комиссию, предусмотренную Законом Республики Армения "Об инспекционных органах".

(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 27.06.2022 г. №ЗР-175)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Возмещение ущерба, причиненного хозяйствующему субъекту вследствие незаконных действий органов, осуществляющих проверку

Убытки, причиненные хозяйствующему субъекту вследствие незаконных действий органов, осуществляющих проверку, в том числе упущенная выгода подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством Республики Армения, за счет средств государственного бюджета в срок, предусмотренный Законом Республики Армения "О бюджетной системе Республики Армения".

Статья 12.1. 

Утратила силу

Статья 13. Вступление Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

После вступления настоящего Закона в силу законы и иные правовые акты, регулирующие отношения по организации и проведению проверок, действуют постольку, поскольку не противоречат требованиям настоящего Закона.

Президент Республики Армения

Р.Кочарян

Приложение №1

к Закону Республики Армения "Об организации и проведении проверок в Республике Армения"

Утратило силу в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-299

(см. предыдущую редакцию)

Приложение №2

к Закону Республики Армения "Об организации и проведении проверок в Республике Армения"

Утратило силу в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-299

(см. предыдущую редакцию)

Приложение №2.1

к Закону Республики Армения "Об организации и проведении проверок в Республике Армения"

Утратило силу в соответствии с Законом Республики Армения от 30.03.2021 №ЗР-93

(см. предыдущую редакцию)

Приложение №3

к Закону Республики Армения "Об организации и проведении проверок в Республике Армения"

Утратило силу в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-299

(см. предыдущую редакцию)

Приложение №4

к Закону Республики Армения "Об организации и проведении проверок в Республике Армения"  

Утратило силу в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-299

(см. предыдущую редакцию)

Приложение №5

к Закону Республики Армения "Об организации и проведении проверок в Республике Армения"

Утратило силу в соответствии с Законами Республики Армения от 30.05.2015 г. №ЗР-40, 29.12.2017 г. №ЗР-299

(см. предыдущую редакцию)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ Статья 1. Сфера действия и предмет регулирования Закона Статья 2. Государственные органы, осуществляющие проверки Статья 2.1. Система основанных на рисках сумм и планирование проверок Статья 3. Цели и порядок проведения проверок Статья 4. Сроки проверки Статья 5. Правовые основы проведения ревизий Статья 6. Обобщение результатов проверки Статья 7. Права лиц, осуществляющих проверку Статья 8. Обязанности лиц, осуществляющих проверку Статья 9. Права должностных лиц хозяйствующего субъекта Статья 10. Обязанности должностных лиц хозяйствующего субъекта Статья 11. Ответственность лиц, осуществляющих проверку, и обжалование их действий Статья 12. Возмещение ущерба, причиненного хозяйствующему субъекту вследствие незаконных действий органов, осуществляющих проверку Статья 12.1.  Статья 13. Вступление Закона в силу Приложение №1 Приложение №2 Приложение №2.1 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5

Закон Республики Армения от 12 июня 2000 года №ЗР-60
"Об организации и проведении проверок в Республике Армения"

О документе

Номер документа:ЗР-60
Дата принятия: 12.06.2000
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.07.2000
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальные ведомости Республики Армения, 23 июня 2000 года, №14 (112).

Примечание к документу

В соответствии со статьей 13 настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 11.11.2024  документом  Закон Республики Армения О внесении дополнения в Закон Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-421 от 11.11.2024
Вступила в силу с: 14.11.2024


Редакция от 03.10.2022, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнения в Закон Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-347 от 03.10.2022
Вступила в силу с: 05.10.2023


Редакция от 23.02.2023, принята документом Закон Республики Армения "О внесении дополнений и изменений в Закон "Об организации и проведении проверок в Республике Армения"
Вступила в силу с: 06.03.2023


Редакция от 11.11.2022, принята документом Закон Республики Армения "О внесении изменений в Закон "Об организации и проведении проверок в Республике Армения"
Вступила в силу с: 15.11.2022


Редакция от 27.06.2022, принята документом Закон Республики Армения "О внесении изменений в Закон "Об организации и проведении проверок в Республике Армения"
Вступила в силу с: 01.07.2022


Редакция от 09.06.2021, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений в Закон Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-232 от 09/06/2021
Вступила в силу с: 09.08.2021


Редакция от 14.07.2021, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнения в Закон Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-290 от 14/07/2021
Вступила в силу с: 25.07.2021


Редакция от 30.03.2021, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений в Закон Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-115 от 30/03/2021
Вступила в силу с: 01.07.2021


Редакция от 30.03.2021, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений и дополнений в Закон Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-93 от 30/03/2021
Вступила в силу с: 01.06.2021


Редакция от 05.08.2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнения в Закон Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-401 от 05/08/2020
Вступила в силу с: 16.08.2020


Редакция от 17.07.2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений и дополнений в Закон Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-369 от 17/07/2020
Вступила в силу с: 21.07.2020


Редакция от 20.03.2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений в Закон Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-131 от 20/03/2020
Вступила в силу с: 30.03.2020


Редакция от 03.12.2019, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений и дополнений в Закон Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-220 от 03/12/2019
Вступила в силу с: 12.12.2019


Редакция от 28.03.2018, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-195 от 28/03/2018
Вступила в силу с: 09.04.2018


Редакция от 30.01.2018, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменения в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-62 от 30/01/2018
Вступила в силу с: 09.04.2018


Редакция от 29.03.2018, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-251 от 29/03/2018
Вступила в силу с: 08.04.2018


Редакция от 28.03.2018, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменения в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-174 от 28/03/2018
Вступила в силу с: 07.04.2018


Редакция от 29.12.2017, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике... № ЗР-299 от 29/12/2017
Вступила в силу с: 01.01.2018


Редакция от 15.12.2015, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-168 от 15/12/2015
Вступила в силу с: 01.01.2018


Редакция от 01.12.2017, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-205 от 01/12/2017
Вступила в силу с: 23.12.2017


Редакция от 21.03.2017, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-66 от 21/03/2017
Вступила в силу с: 30.03.2017


Редакция от 13.06.2016, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменения в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-92 от 13/06/2016
Вступила в силу с: 15.12.2016


Редакция от 07.06.2016, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике... № ЗР-85 от 07/06/2016
Вступила в силу с: 25.06.2016


Редакция от 03.06.2016, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнения в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-75 от 03/06/2016
Вступила в силу с: 18.06.2016


Редакция от 30.05.2015, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-40 от 30/05/2015
Вступила в силу с: 01.07.2015


Редакция от 12.12.2014, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнения в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-179 от 12/12/2014
Вступила в силу с: 17.03.2015


Редакция от 22.07.2014, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменения в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-127 от 22/07/2014
Вступила в силу с: 28.10.2014


Редакция от 22.07.2014, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-130 от 22/07/2014
Вступила в силу с: 01.10.2014


Редакция от 23.10.2013, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнения в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-108 от 23/10/2013
Вступила в силу с: 09.11.2013


Редакция от 22.02.2013, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок... № ЗР-2 от 22/02/2013
Вступила в силу с: 10.03.2013


Редакция от 28.12.2012, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок... № ЗР-242 от 28/12/2012
Вступила в силу с: 01.01.2013


Редакция от 30.06.2012, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-168 от 30/06/2012
Вступила в силу с: 21.07.2012


Редакция от 26.12.2011, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Армения Об организации и проведении пр № ЗР-309 от 26/12/2011
Вступила в силу с: 01.01.2012


Редакция от 01.12.2011, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнения в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-276 от 01/12/2011
Вступила в силу с: 24.12.2011


Редакция от 18.07.2011, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок в Республике Армения № ЗР-243 от 18/07/2011
Вступила в силу с: 06.08.2011


Редакция от 06.05.2011, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Армения Об организации и проведении проверок... № ЗР-138 от 06/05/2011
Вступила в силу с: 23.05.2011


Редакция от 10.06.2010