Дата обновления БД:
27.06.2025
Добавлено/обновлено документов:
361 / 1228
Всего документов в БД:
324796
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 26 августа 2024 года №505
Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства
В соответствии с пунктом 2-2 статьи 1 Закона Кыргызской Республики "О бухгалтерском учете", статьями 13, 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить Правила ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 11 ноября 2013 года №609.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики
А.Жапаров
Приложение
к Постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 26 августа 2024 года №505
Правила ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства (далее - Правила) устанавливают порядок организации бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в соответствие с законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете.
2. Действие настоящих Правил не распространяется на индивидуальных предпринимателей, применяющих в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики специальный налоговый режим на патентной основе.
3. В настоящих Правилах используются понятия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики в сфере бухгалтерского учета.
Глава 2. Организация работы бухгалтерской службы
4. В зависимости от структуры, отраслевой принадлежности и особенностей деятельности, для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства принимает решения, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета, формирует учетную политику, разрабатывает порядок контроля за операциями и событиями.
5. В зависимости от объема учетной работы, организация ведения бухгалтерского учета субъекта малого предпринимательства осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Кыргызской Республики "О бухгалтерском учете".
6. Функциональные обязанности уполномоченного лица ответственного за ведение бухгалтерского учета определяются в соответствии с положением (должностной инструкцией), утвержденным руководителем субъекта малого предпринимательства, трудовым договором или договором об оказании услуг.
7. При ведении бухгалтерского учета уполномоченное лицо ответственное за ведение бухгалтерского учета обеспечивает:
- неизменность принятой учетной политики отражения операций и событий и оценки активов и обязательств в течение отчетного периода;
- полноту отражения в учете за отчетный период всех операций и событий, осуществленных за отчетный период, и результатов инвентаризации активов и обязательств;
- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам.
В случае освобождения от ведения дел уполномоченного лица ответственного за ведения бухгалтерского учета, производится передача ведения дел лицу вновь назначенному, ответственному за ведение бухгалтерского учета, а при его отсутствии работнику, назначенному приказом руководителя субъекта малого предпринимательства.
В приказе в обязательном порядке указывается:
- срок приема-передачи дел бухгалтерской службы, но не более двух недель;
- порядок оплаты труда, передающего и принимающего;
- лицо, уполномоченные на право подписи документов на период приема-передачи дел.
До утверждения руководителем субъекта малого предпринимательства полномочий лица, принимающего дела и предоставления ему права подписи, документы подписывает передающий дела под контролем принимающего.
При передаче дел проверяется состояние бухгалтерского учета, достоверность отчетных данных, составляется акт приема-передачи. Акт приема-передачи подписывается принимающей и передающей сторонами и утверждается руководителем субъекта малого предпринимательства.
Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается в бухгалтерской службе субъекта малого предпринимательства, а другой у стороны, передающей дела.
В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета, организация процесса восстановления бухгалтерского учета возлагается на руководителя субъекта малого предпринимательства. Период восстановления документации определяется на основании проведенного анализа состояния бухгалтерского учета и существующего документооборота.
8. Требования по документальному оформлению операций и событий, своевременному представлению в бухгалтерскую службу первичных учетных документов (далее - первичные учетные документы) предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил к уполномоченному лицу ответственному за ведение бухгалтерского учета обязательны для всех работников.
9. Денежные и расчетные документы без подписи уполномоченного лица ответственного за ведение бухгалтерского учета, считаются недействительными и не принимаются к исполнению, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики в сфере бухгалтерского учета.
10. Субъект малого предпринимательства определяет уполномоченных лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции устанавливается иерархия права подписи. Субъект малого предпринимательства, использующий электронные подписи, обеспечивает установление надлежащих мер предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям.
Глава 3. Первичные учетные документы
11. Первичные учетные документы - бумажный или электронный документ, свидетельствующий о факте совершения операции или события и права на ее совершение, используемый для ведения бухгалтерского учета, подготовки, проверки финансовой отчетности субъекта малого предпринимательства.
12. Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства разрабатывает и утверждает первичные учетные документы и принимает к учету, если они содержат обязательные реквизиты в соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики "О бухгалтерском учете". В зависимости от требований нормативных правовых актов Кыргызской Республики в сфере бухгалтерского учета, характера операции, события или способа обработки учетной информации в первичные учетные документы включаются дополнительные строки и графы.
13. Перечень форм первичных учетных документов в учетной политике и список лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах определяет руководитель субъекта малого предпринимательства.
14. Внесение исправлений в первичные кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления вносятся по согласованию с участниками операций.
Исправленные первичные учетные документы подтверждаются подписями уполномоченных лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.
Ошибки исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и написания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Исправление ошибки в первичном документе оговаривается надписью "Исправлено" и подтверждается подписями уполномоченных лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. Ошибки прошлых периодов исправляются согласно пункту 120 настоящих Правил.
15. Движение первичных учетных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других субъектов, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируется графиком, утвержденным субъектом малого предпринимательства (приложение 1).
16. Оформление каждого факта хозяйственной деятельности (сделки, события, операции) первичным учетным документом (на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), является начальным этапом бухгалтерского учета. Первичный учетный документ составляется в момент совершения факта финансово-хозяйственной деятельности. Если составление первичного учетного документа не представляется возможным в момент совершения факта финансово-хозяйственной деятельности, документ составляется непосредственно после его окончания.
17. Первичные учетные документы подлежат хранению в срок, установленный законодательством Кыргызской Республики об архивном фонде.
Глава 4. Порядок ведения регистров бухгалтерского учета
18. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных учетных документах, накапливается, хранится и обобщается в специальных формах - регистрах, для ее дальнейшего отражения в системе бухгалтерского учета и отчетности. События и операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
19. При регистрации объектов учета в регистрах бухгалтерского учета не допускаются какие-либо пропуски или изъятия.
20. Правильность отражения событий и операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
21. Каждое исправление в обязательном порядке содержит дату исправления, а также подписи уполномоченных лиц, ответственных за ведение соответствующего регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
22. Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронных документов.
23. Формы регистров бухгалтерского учета, в которых производится накопление информации, разрабатываются и утверждаются субъект малого предпринимательства, в соответствие с частью 4 статьи 8 Закона Кыргызской Республики "О бухгалтерском учете".
24. Последовательность этапов учетного процесса начинается с анализа хозяйственных операций, событий и завершается составлением бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства являющийся учетным циклом и состоит из следующих этапов:
1) сбор информации об операциях и событиях в форме первичных учетных документов;
2) регистрация операции или события в бухгалтерских журналах и регистрах;
3) разноска из журналов в Главную книгу;
4) подготовка бухгалтерской отчетности.
25. По каждому виду учетных регистров ежемесячно подводятся итоги. Итоговые записи регистров сверяются путем сопоставления оборотных ведомостей или другим способом.
26. Субъект малого предпринимательства использует следующие упрощенные формы ведения бухгалтерского учета:
- полная форма бухгалтерского учета ведется посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета субъекта малого предпринимательства, с использованием или без использования автоматизированной системы бухгалтерского учета;
- простая форма бухгалтерского учета ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета субъекта малого предпринимательства. Выбор учетной системы закрепляется в учетной политике субъекта малого предпринимательства.
27. Примерным перечнем регистров бухгалтерского учета, при полной форме ведения учета, в рамках учетной политики субъекта малого предпринимательства являются:
- инвентарные карточки - учета основных средств, группового учета основных средств и другие;
- ведомости - оборотная, накопительная, по счетам учета;
- книги - главная книга, книга учета материальных ценностей и другие;
- журналы - журнал операций по расчету с поставщиками и подрядчиками, журнал операций по оплате труда, другие журналы;
- реестры - карточек, депонированных суммы, другие реестры;
- карточки - карточка счета, карточка субконто и другие.
28. Примерным перечнем регистров бухгалтерского учета, при простой форме ведения учета, в рамках учетной политики субъекта малого предпринимательства являются:
- журнал регистрации хозяйственных событий и операций, по счетам учета;
- ведомость учета заработной платы;
- кассовая книга.
29. Данные из первичных учетных документов вносятся в карточки по счетам учета и в ведомости по счетам учета. На основании ведомостей составляется оборотно-сальдовая ведомость, данные которых вносятся в Отчет о финансовом положении (приложение 2) и Отчет о прибыли или убытке (приложение 3). При ведении учета по простой форме, данные переносятся из журнала регистрации в Отчет о финансовом положении и Отчет о прибыли или убытке.
30. При ведении бухгалтерского учета в автоматизированной системе посредством специализированных бухгалтерских программ в учетной политике предусматривается, что регистры бухгалтерского учета оформляются в специальных формах в электронном виде и/или на бумажных носителях.
Глава 5. Порядок проведения инвентаризации
31. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств не менее одного раза в год. Субъект малого предпринимательства самостоятельно определяют порядок и сроки проведения инвентаризации.
32. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее субъекту малого предпринимательства, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.
33. В обязательном порядке инвентаризация проводится:
- при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи имущества;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации субъекта малого предпринимательства.
34. Для проведения инвентаризации активов и обязательств, создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается состав комиссии субъекта малого предпринимательства. После утверждения приказа о назначении, председателю комиссии выдается письменное распоряжение за подписью руководителя субъекта малого предпринимательства, в котором кроме состава комиссии указываются номер и дата приказа, объект, подлежащий инвентаризации, сроки начала и окончания работы.
35. До проведения инвентаризации члены комиссии должны:
1) ознакомиться с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации;
2) опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;
3) проверить исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;
4) получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.
36. Председатель инвентаризационной комиссии подписывает все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации по состоянию на "..." (дата), что должно служить лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
37. Материально-ответственное лицо представляет расписку о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящиеся у них в подотчете сданы уполномоченному лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета. Аналогичные расписки принимаются и от лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
38. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи (приложение 4) - документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества и обязательств на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом. В конце описи материально-ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
39. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально-ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее обозначенное имущество, расписывается в их получении, а передавшее - в их сдаче.
40. Для полной и точной проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия вправе привлечь специалистов для перевешивания и перемещения грузов, технически исправными весовыми, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой и прочим инвентарем.
41. При проведении инвентаризации имущества в течение нескольких дней, помещение для хранения инвентаризируемого имущества, в обязательном порядке ежедневно опечатывается в присутствии членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственного лица, согласно настоящих Правил.
В случае если в период проведения инвентаризации, инвентаризационная комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать их в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки фактического наличия имущества.
42. На имущество, не принадлежащее субъекту малого предпринимательства на праве собственности, но находящееся на балансе или хранении, составляются отдельные инвентаризационные описи. На имущество, пришедшее в негодность, составляется отдельная инвентаризационная опись.
43. По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные акты и описи, сличительные ведомости сдаются уполномоченному лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета.
44. Основные средства заносятся в инвентаризационную опись долгосрочных активов по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта.
45. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, инвентаризационная комиссия включает в инвентаризационную опись запасов - результатов инвентаризации - недостающие, правильные сведения и технические показатели по данным объектам и составляется сличительная ведомость (приложение 5).
46. При хранении запасов в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. На время инвентаризации все операции с инвентаризуемыми запасами и денежными средствами прекращаются. В помещение проводящем инвентаризацию имущества посторонние лица не допускаются. Результаты инвентаризации оформляются в инвентаризационную опись запасов - результатов инвентаризации.
47. Инвентаризация расчетов с банками по расчетным и кредитным операциям, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами и другими дебиторами, и кредиторами заключается:
1) в проверке тождественности расчетов с банками, налоговыми органами, пенсионными фондами, со структурными подразделениями субъекта;
2) в проверке правильности и обоснованности сумм задолженности, включая суммы, по которым истекли сроки исковой давности;
3) в выявлении по задолженности работникам субъекта сумм своевременно не выплаченной заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
48. Проверке подлежат счета "краткосрочная кредиторская задолженность", "долгосрочная кредиторская задолженность", "краткосрочная дебиторская задолженность", "долгосрочная дебиторская задолженность" в части сумм товаров в пути и расчетов с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Данные вносятся в акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности (приложение 6).
49. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (дата выдачи, целевое назначение).
50. Инвентаризация кассы проводится с полным полистным пересчетом всех денежных купюр и монет, ценных бумаг, денежных документов, бланков строгой отчетности по видам с указанием в акте инвентаризации денежных средств и эквивалентов денежных средств (приложение 7) названия, номера, серии и номинальной цены и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги и другие денежные эквиваленты.
51. Денежная наличность включается в акт инвентаризации денежных средств и эквивалентов денежных средств по купюрам и сумме. В акт инвентаризации денежных средств и эквивалентов денежных средств остатки находящихся в кассе денежных средств сверяются с данными учета на день инвентаризации, и выносится результат. При обнаружении инвентаризационной комиссией недостачи или излишков в акте указывается сумма.
52. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банке на текущем счете в сомах, на текущем счете в валюте и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерской службы субъекта малого предпринимательства, с данными по выписке банков.
53. Инвентаризационные описи оформляются на бумажных, и/или электронных носителях.
54. По окончании инвентаризации при необходимости проводятся контрольные проверки ее правильности с участием членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственного лица, которые оформляются актом.
55. Инвентаризационной комиссией не допускается внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках с целью сокрытия недостач или излишков.
56. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации - расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов).
57. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются: излишки - доходом и подлежат оприходованию, недостачи (в случае отсутствия виновного лица) - расходом и подлежат списанию. В случае установления виновного лица сумма недостачи записывается в счет расчетов с данным лицом.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 26 августа 2024 года №505
"Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства"
О документе
Номер документа: | 505 |
Дата принятия: | 26.08.2024 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 14.09.2024 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
"Эркин Тоо" от 30 августа 2024 года №66
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования - с 14 сентября 2024 года