Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 12 апреля 2024 года №179

О мерах по внедрению электронной товаротранспортной накладной

В целях совершенствования механизма прослеживаемости товаров на территории Кыргызской Республики, в соответствии со статьями 13, 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:

1. Установить, что применяющие электронную товаротранспортную накладную субъекты:

1) обязаны привести остатки товаров в модуле "Электронная товаротранспортная накладная" в соответствие с фактическими остатками, в том числе товаров, на которые отсутствуют первичные учетные документы, до 1 июля 2024 года, если иное не установлено настоящим пунктом;

2) малого и среднего предпринимательства, не осуществляющие импорт и/или экспорт товаров и/или производственную деятельность, осуществляющие расчеты с населением при торговых операциях или выполнении работ и оказании услуг, освобождаются от:

- обязанности приведения остатков товаров в модуле "Электронная товаротранспортная накладная" в соответствие с фактическими остатками, за исключением подакцизных групп товаров (кроме масел смазочных и масел прочих под кодами ТН ВЭД 2710197100-2710199800, 3403199000) и товаров, реализация которых требует специальных лицензий и разрешений;

- выполнения операции "Списание" при расчетах с населением, осуществленных при торговых операциях или выполнении работ и оказании услуг, до 1 апреля 2026 года.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 11.01.2025 г. №7)
(см. предыдущую редакцию)

2. Внести в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "Об учете и контроле товаров на территории Кыргызской Республики" от 14 апреля 2022 года №220 следующие изменения:

1) в преамбуле слова "статьей 51" заменить словами "статьями 51, 127";

2) в пункте 1:

- абзац второй изложить в следующей редакции:

"- Порядок применения и формирования электронной товаротранспортной накладной согласно приложению 1;";

- дополнить абзацем пятым следующего содержания:

"- Порядок применения каталога товаров на территории Кыргызской Республики согласно приложению 4.";

3) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Установить, что субъект обязан применять электронную товаротранспортную накладную в порядке, установленном приложением 1 к настоящему постановлению:

1) с 15 мая 2022 года - субъект, осуществляющий оборот нефти и нефтепродуктов и товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации на территории Кыргызской Республики;

2) с 1 июля 2022 года - субъект, осуществляющий оборот товаров, включенных в перечень, утвержденный Евразийской экономической комиссией в соответствии с Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

3) с 1 июля 2024 года - субъект, предоставляющий торговую платформу в сети Интернет для реализации товаров населению и/или на экспорт;

4) с 1 января 2027 года - субъект, осуществляющий деятельность в сфере швейной и текстильной промышленности, при экспорте товаров собственного производства;

5) с 1 января 2023 года - субъект, осуществляющий оборот товаров, не включенных в подпункты 1-4 настоящего пункта.";

4) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Установить, что субъект:

1) до даты введения обязательного применения электронной товаротранспортной накладной может зарегистрироваться в информационной системе уполномоченного налогового органа и применять электронную товаротранспортную накладную в добровольном порядке;

2) вправе в срок до 1 июля 2024 года осуществлять поставку товаров в адрес субъекта, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящего постановления, без оформления электронной товаротранспортной накладной с обязательным выполнением операции "Списание";

3) указанный в подпункте 4 пункта 2 настоящего постановления, при экспорте товаров собственного производства освобождается от осуществления операции оприходования товаров, используемых при производстве таких товаров, сроком до 1 января 2027 года.";

5) приложение 1 к вышеуказанному постановлению изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

6) дополнить приложением 4 в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

3. Государственной налоговой службе при Министерстве финансов Кыргызской Республики сформировать каталог товаров из сведений номенклатуры товаров, содержащихся в модуле "Электронная товаротранспортная накладная" информационной системы налогового администрирования Кыргызской Республики.

4. Рекомендовать субъектам, обязанным применять электронную товаротранспортную накладную, в учетных системах использовать уникальный идентификатор, присваиваемый модулем "Каталог товаров".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление контроля исполнения решений Президента и Кабинета Министров Администрации Президента Кыргызской Республики.

6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики

А.Жапаров

Приложение 1

"Приложение 1

Порядок применения и формирования электронной товаротранспортной накладной

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 127 Налогового кодекса Кыргызской Республики, Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, от 29 мая 2019 года и определяет порядок оборота товаров на территории Кыргызской Республики.

2. В настоящем Порядке применяются следующие понятия и определения:

1) модуль "Электронная товаротранспортная накладная" (далее - модуль ЭТТН) - модуль информационной системы налогового администрирования Кыргызской Республики, посредством которого субъектом формируется и применяется электронная товаротранспортная накладная;

2) склад учета товаров - часть модуля ЭТТН, предназначенная для учета производственных и торговых объектов, складских помещений, строительных объектов и других объектов субъекта (далее - объекты экономической деятельности), обязанного применять электронную товаротранспортную накладную;

3) учетная система субъекта - система бухгалтерского и налогового учета, содержащая данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и/или объектах, связанных с налогообложением, которая ведется для исполнения налогового обязательства;

4) электронная товаротранспортная накладная (далее - ЭТТН) - сопроводительный документ, оформляемый и формируемый субъектом по форме, утверждаемой уполномоченным налоговым органом.

Термины и определения, используемые в настоящем Порядке, трактуются в значении, определенном настоящим Порядком. В случае отсутствия трактовки терминов и определений в настоящем Порядке, термины и определения трактуются в значении, определенном соответствующим законодательством Кыргызской Республики и/или правом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

3. На территории Кыргызской Республики оборот товаров осуществляется с обязательным применением ЭТТН при:

1) реализации товаров на территории Кыргызской Республики;

2) экспорте товаров с территории Кыргызской Республики;

3) возврате товаров покупателем, за исключением возврата товаров, реализованных населению;

4) передаче давальческого сырья и продуктов его переработки;

5) передаче товаров принципалом агенту для его реализации от имени агента на основе гражданско-правовых договоров;

6) безвозмездной передаче товаров другим субъектам;

7) перемещении товаров в пределах одного субъекта или между его филиалами.

4. На территории Кыргызской Республики оборот товаров может осуществляться без применения ЭТТН при:

1) расчетах с населением;

2) поставке сельскохозяйственной продукции растительного и животного происхождения собственного производства, кроме продуктов переработки такой продукции, и передаче давальческого сырья крестьянским (фермерским) хозяйством;

3) поставке горячей, холодной воды и природного газа посредством объектов магистрального трубопровода, теплоэнергии и электроэнергии;

4) реализации недвижимого имущества;

5) поставке или импорте/ввозе вооружения, военной техники, военного имущества, специальной техники, специальных средств государственными органами и организациями, деятельность которых финансируется из государственного бюджета Кыргызской Республики, в целях обеспечения обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка Кыргызской Республики;

6) поставке или импорте/ввозе товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7) поставке или импорте/ввозе валюты государств-членов ЕАЭС, иностранной валюты, иных валютных ценностей, драгоценных металлов, в том числе золота, осуществляемых Национальным банком Кыргызской Республики;

8) перемещении оператором электросвязи оборудования, комплектующих и/или запасных частей и расходных материалов в целях эксплуатации (монтаж, демонтаж и ремонт) собственных базовых станций и узлов связи;

9) перемещении товаров между территориальными подразделениями и/или структурными единицами государственного органа;

10) передаче товаров в виде гуманитарной помощи;

11) поставке субъектом свободных экономических зон товаров с территории свободных экономических зон на территорию Кыргызской Республики в соответствии с таможенным законодательством Кыргызской Республики;

12) импорте/ввозе товаров на территорию Кыргызской Республики;

13) реализации через розничные сети продаж товаров посредством талонов, карт, подарочных сертификатов с применением контрольно-кассовых машин в целях дальнейшего потребления покупателем, за исключением потребления данных товаров в производстве или дальнейшей реализации;

14) реализации товаров между налогоплательщиками налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом в пределах одной территории зоны торговли с особым режимом, а также при перемещении товаров в пределах одного субъекта или между его филиалами на территории зоны торговли с особым режимом.

5. Для работы в модуле ЭТТН субъект обязан применять каталог товаров в соответствии с порядком, определенным Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

6. Модуль ЭТТН обеспечивает формирование ЭТТН и хранение информации в течение срока исковой давности, установленного налоговым законодательством Кыргызской Республики.

7. Форма ЭТТН и порядок ее оформления определяются уполномоченным налоговым органом и подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного налогового органа.

Глава 2. Порядок регистрации и аннулирования субъекта в модуле ЭТТН

8. Регистрация субъекта в модуле ЭТТН осуществляется посредством кабинета налогоплательщика. Порядок получения субъектом доступа к его кабинету определяется уполномоченным налоговым органом.

9. Для работы в модуле ЭТТН, в том числе для приобретения/получения товаров, субъект обязан создать склад учета товаров, за исключением:

1) физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность;

2) дипломатических представительств и консульских учреждений зарубежных стран согласно перечню, представляемому уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел уполномоченному налоговому органу;

3) представительств международных организаций, за исключением осуществляющих предпринимательскую деятельность, на основании международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, согласно перечню, представляемому уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел уполномоченному налоговому органу;

4) государственных общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, за исключением осуществляющих торговую и/или производственную деятельность, согласно перечню представляемому уполномоченным государственным органом, вырабатывающим единую государственную политику в области образования, уполномоченному налоговому органу.

10. В модуле ЭТТН склад учета товаров создается с указанием адреса фактического нахождения объекта экономической деятельности, за исключением случаев, указанных в пункте 11 настоящего Порядка.

11. В модуле ЭТТН допускается создание склада учета товаров с указанием только юридического адреса:

1) государственным органом, уполномоченным осуществлять исполнительные, контрольные функции, в том числе управление системой государственного материального резерва;

2) уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения национальной безопасности, государственным органом исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, органами внутренних дел без указания адресов их подведомственных и структурных подразделений, в том числе воинских частей и учреждений.

12. В случае закрытия объекта экономической деятельности субъект обязан ликвидировать склад учета товаров в модуле ЭТТН. Склад учета товаров подлежит ликвидации в модуле ЭТТН при условии отсутствия остатка товаров на складе учета товаров.

13. Налоговый орган имеет право принять меры по временному приостановлению работы субъекта в модуле ЭТТН в случаях:

1) нарушения требований настоящего Порядка;

2) отсутствия субъекта и/или объекта экономической деятельности по фактическому адресу, указанному в модуле ЭТТН при создании склада учета товаров;

3) отсутствия фактических остатков товаров при их наличии на складе учета товаров модуля ЭТТН;

4) приостановления действия учетной записи в качестве участника электронного документооборота в информационной системе счетов-фактур в виде электронных документов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

14. В случае исправления и/или неподтверждения случаев, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, налоговый орган возобновляет работу субъекта в модуле ЭТТН.

15. Аннулирование регистрации субъекта в модуле ЭТТН осуществляется в случае прекращения деятельности субъекта и/или аннулирования налоговой регистрации до прекращения деятельности субъекта и/или начала процедуры аннулирования налоговой регистрации при условии отсутствия остатка товаров на складе учета товаров.

Глава 3. Формирование и применение ЭТТН

16. Для формирования и применения ЭТТН субъектом товары должны быть введены в каталог товаров в соответствии с порядком, определенным Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

17. Оформление/получение ЭТТН осуществляется посредством:

1) модуля ЭТТН;

2) учетных систем субъекта, интегрированных с модулем ЭТТН, в порядке, определяемом уполномоченным налоговым органом.

18. Датой формирования ЭТТН считается дата подтверждения отправки ЭТТН.

ЭТТН считается сформированной, если содержит сгенерированный в модуле номер ЭТТН и QR-код.

Оригиналом ЭТТН, то есть подлинником, является электронный документ, сформированный в модуле ЭТТН.

19. В модуле ЭТТН субъектом осуществляются следующие операции:

1) оприходование;

2) реализация;

3) экспорт;

4) перемещение;

5) возврат;

6) списание.

20. В случае выполнения операций с товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, документ в обязательном порядке формируется с указанием кодов идентификации (в том числе кодов идентификации групповых упаковок, кодов идентификации транспортных упаковок) товаров.

21. Субъект обязан оприходовать товары на склад учета товаров в модуле ЭТТН при:

1) импорте товаров, за исключением импорта товаров государственными органами и его структурными подразделениями, если они не предназначены для дальнейшей реализации;

2) производстве, за исключением производства готовой пищи, реализуемой населению для потребления на месте или на вынос;

3) выявлении неучтенных товаров в ходе проведения налогового контроля в порядке, определяемом уполномоченным налоговым органом;

4) приеме (купле) от населения стеклопосуды, утилизируемого сырья, металлолома, сельскохозяйственной продукции собственного производства и иных их личных товаров для последующей продажи или переработки на основании контрольно-кассового чека;

5) намерении реализовать товары налогоплательщиком налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом за пределы территории зоны торговли с особым режимом;

6) других случаях перехода права собственности на товары, за исключением случаев перехода права собственности на товары при совершении операций, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при наличии удостоверяющих документов.

22. Оприходование товаров на склад учета товаров в модуле ЭТТН осуществляется в порядке и сроки, установленные уполномоченным налоговым органом.

23. При реализации товаров ЭТТН формируется субъектом до отгрузки (передачи) товара с объекта экономической деятельности субъекту, зарегистрированному в модуле ЭТТН.

В случае реализации товаров субъектам, указанным в подпунктах 2, 3 и 4 пункта 9 настоящего Порядка, ЭТТН оформляется в адрес субъектов согласно перечню, указанному в модуле ЭТТН.

24. При экспорте товаров ЭТТН формируется до отгрузки (передачи) товара с объекта экономической деятельности с указанием наименования и кода страны в соответствии с Межгосударственным классификатором стран мира.

В случае если после оформления ЭТТН на экспорт субъект установил, что указанные в ЭТТН сведения требуют изменения, субъект в праве возвратить оформленный документ в порядке и сроки, определяемые уполномоченным налоговым органом, с дальнейшим оформлением новой ЭТТН.

25. При внутреннем перемещении товаров на территории Кыргызской Республики из одного места хранения такого товара в другое в пределах одного субъекта, не предусматривающем перехода права собственности на эти товары, включая перемещения между филиалами, субъект формирует ЭТТН в модуле ЭТТН с указанием адреса места отправки и пункта назначения.

26. При возврате ранее приобретенных товаров ЭТТН оформляется в модуле ЭТТН покупателем до отгрузки (передачи) обратно в сторону поставщика, за исключением случаев возврата товаров при экспорте, который формируется согласно пункту 24 настоящего Порядка.

27. Списание товаров в модуле ЭТТН осуществляется в следующих случаях:

1) поставка товаров населению;

2) использование приобретенных товаров, в том числе в производстве (изготовлении);

3) утрата и порча товаров;

4) естественная убыль и технологические потери товаров;

5) выявление в ходе налогового контроля отсутствия фактических остатков товаров при их наличии на складе учета товаров в модуле ЭТТН;

6) передача товаров в виде гуманитарной помощи;

7) поставки товаров, указанные в подпунктах 5, 6, 11, 13, 14 пункта 4 настоящего Порядка;

8) другие случаи при наличии удостоверяющих документов, за исключением обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

Списание товаров осуществляется в порядке и сроки, установленные уполномоченным налоговым органом.

28. При получении ЭТТН покупатель/получатель:

1) подтверждает принятие ЭТТН;

2) отказывает в получении ЭТТН.

29. При отказе в принятии ЭТТН данная ЭТТН считается отклоненной.

В случае если покупатель/получатель не подтвердил или не отклонил ЭТТН в течение 10 календарных дней, данная ЭТТН считается подтвержденной.

30. В случае если поставщик/отправитель до истечения 10 календарных дней с момента отправки ЭТТН отозвал непринятую ЭТТН, данная ЭТТН считается отозванной.

31. Отзыв ЭТТН невозможен после ее подтверждения со стороны покупателя/получателя.

32. Порядок оформления, применения и формирования ЭТТН в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы определяется уполномоченным налоговым органом.".

Приложение 2

"Приложение 4

Порядок применения каталога товаров на территории Кыргызской Республики

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 51 Налогового кодекса Кыргызской Республики и определяет порядок применения каталога товаров на территории Кыргызской Республики.

2. В настоящем Порядке применяются следующие понятия и определения:

1) каталог товаров - формируемый посредством модуля "Каталог товаров" упорядоченный перечень товаров, который содержит сведения о товарах;

2) модуль "Каталог товаров" - модуль информационной системы налогового администрирования Кыргызской Республики, посредством которого формируется каталог товаров;

3) уникальный идентификатор - уникальный код товара, присваиваемый модулем "Каталог товаров" при формировании каталога товаров.

Термины и определения, используемые в настоящем Порядке, трактуются в значении, определенном настоящим Порядком. В случае отсутствия трактовки терминов и определений в настоящем Порядке, термины и определения трактуются в значении, определенном соответствующим законодательством Кыргызской Республики и/или правом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

3. На территории Кыргызской Республики каталог товаров применяется при:

1) оформлении сопроводительных документов, счета-фактуры, заявлений и налоговых документов в случаях, определяемых Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

2) применении контрольно-кассовых машин в случаях, определяемых Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

3) других случаях, определяемых Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Глава 2. Формирование и ведение каталога товаров

4. Каталог товаров формируется на основании данных, представленных посредством модуля "Каталог товаров":

1) импортером;

2) производителем или изготовителем;

3) другими субъектами, определяемыми Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

5. Субъекты, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, представляют в уполномоченный налоговый орган для занесения товаров в каталог товаров следующие данные о товаре:

1) код ТН ВЭД;

2) наименование;

3) дополнительная информация, определенная уполномоченным налоговым органом, необходимая для формирования каталога товаров.

6. В случае соответствия представленных субъектами данных, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, требованиям, установленным правилами введения товаров в каталог товаров, уполномоченный налоговый орган присваивает товару уникальный идентификатор и заносит его в каталог товаров.

7. Правила введения товаров в каталог товаров и структура каталога товаров определяются уполномоченным налоговым органом.

Глава 3. Деактивация товаров в модуле "Каталог товаров"

8. Товары в каталоге товаров подлежат деактивации в следующих случаях:

1) вывод из оборота товаров;

2) дублирование товаров в каталоге товаров;

3) изменение сведений о товаре.

9. Деактивация товаров осуществляется уполномоченным налоговым органом на основании:

1) обращения производителя, изготовителя или импортера;

2) решения уполномоченного налогового органа при возникновении случаев, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.".

 

Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 12 апреля 2024 года №179
"О мерах по внедрению электронной товаротранспортной накладной"

О документе

Номер документа:179
Дата принятия: 12.04.2024
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04.05.2024
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

"Эркин Тоо" от 19 апреля 2024 года №30

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 6 настоящее Постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования - с 4 мая 2024 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 11.01.2025  документом  Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Кыргызской Республики, Кабинета Министров Кыргызской Республики в сфере налогообложе


Первоначальная редакция от 12.04.2024