Действует

О вступлении в силу документа смотри пункт 5

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

17 февраля 2022 года

№219/37555

ПРИКАЗ НАЦИОНАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ УКРАИНЫ

от 28 декабря 2021 года №830/21

О совершенствовании процесса управления коррупционными рисками

(В редакции Приказа Национального агентства по предотвращению коррупции Украины от 15.01.2024 г. №22/24)

В соответствии с пунктами 7, 12 части первой статьи 11, пункта 5 части первой статьи 12, статей 19, 63 Закона Украины "О предотвращении коррупции" ПРИКАЗЫВАЮ:

(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Приказом Национального агентства по предотвращению коррупции Украины от 15.01.2024 г. №22/24)
(см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить прилагаемые:

Методологию управления коррупционными рисками;

Порядок представления Антикоррупционных программ, изменений в них на согласование в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции и осуществления их согласования;

Типовую антикоррупционную программу (программу добропорядочности) юридического лица

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Приказом Национального агентства по предотвращению коррупции Украины от 15.01.2024 г. №22/24)
(см. предыдущую редакцию)

2. Признать утратившими силу:

решение Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 2 декабря 2016 года №126 "Об утверждении Методологии оценки коррупционных рисков в деятельности органов власти", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 28 декабря 2016 года за №1718/29848;

решение Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 8 декабря 2017 года №1379 "Об утверждении Порядка подготовки, представления Антикоррупционных программ на согласование в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции и осуществления их согласования", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 22 января 2018 года за №87/31539 (с изменениями).

3. Департаменту предотвращения и выявления коррупции подать в установленном порядке этот приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

5. Этот приказ вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования.

Председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции

А.Новиков 

Утверждена Приказом Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Украины от 28 декабря 2021 года №830/21

Методология управления коррупционными рисками

I. Общие положения

1. Эта Методология определяет алгоритм управления коррупционными рисками в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, иных субъектов, в которых принимаются Антикоррупционные программы в соответствии со статьей 19 Закона Украины "О предотвращении коррупции" (далее - организация), которая включает процедуры оценки коррупционных рисков, подготовки, мониторинга, оценки исполнения и пересмотра Антикоррупционных программ.

Эта Методология может применяться для управления коррупционными рисками в деятельности других юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы.

2. В этой Методологии термины употребляются в таких значениях:

активы организации - средства, имущественные, корпоративные, другие права и ресурсы, принадлежащие организации;

Антикоррупционная программа - комплексный Антикоррупционный документ стратегического типа, который определяет процесс управления коррупционными рисками с учетом идентифицированных в организации коррупционных рисков и государственной Антикоррупционной политики;

внутренние заинтересованные стороны - руководитель и другие работники организации; лица, которые проходят службу, стажировку или обучение в организации; территориальные органы (филиалы, представительства) организации и их работники; консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы, которые образуются в организации, и члены таких органов;

источник коррупционного риска - обстоятельство или их совокупность, которое может повлечь или допустить возникновение коррупционного риска;

мера воздействия на коррупционный риск - мера, направленная на устранение, минимизацию коррупционного риска;

внешние заинтересованные стороны - физические и/или юридические лица, их объединения, другие субъекты, которые не являются внутренними заинтересованными сторонами, с которыми организация взаимодействует или может взаимодействовать в процессе выполнения своих функций;

среда организации - это совокупность внутренних и внешних факторов, которые характеризуют деятельность организации и имеют или могут иметь влияние на достижение цели ее деятельности;

коррупционный риск - вероятность совершения коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, которое негативно повлияет на деятельность организации;

объем оценки коррупционных рисков - совокупность потенциально уязвимых к коррупции функций организации и процессов в ее деятельности;

рабочая группа - рабочая группа по оценке коррупционных рисков, образованная в организации с целью идентификации, анализа, определения уровней коррупционных рисков в деятельности организации и разработки мер воздействия на них;

управление коррупционными рисками - целенаправленная, скоординированная деятельность организации по выявлению, устранению, минимизации коррупционных рисков в своей деятельности.

Схема процесса управления коррупционными рисками в деятельности организации приведена в приложении 1 к этой Методологии.

Другие термины в этой Методологии употребляются в значениях, приведенных в Законе Украины "О предотвращении коррупции" (далее - Закон).

3. Принципами управления коррупционными рисками:

интегрированность - неотъемлемость управления коррупционными рисками от деятельности организации, его внедрение в общую систему управления организацией; учет потребности в ресурсах, необходимых для выполнения мер воздействия на коррупционные риски, во время планирования и управления финансовыми ресурсами организации; учет положений Антикоррупционной программы при принятии решений и подготовке нормативно-правовых актов и распорядительных документов, регулирующих деятельность организации; привлечение уполномоченного подразделения (уполномоченного лица) по вопросам предотвращения и выявления коррупции (далее - уполномоченное подразделение (уполномоченное лицо)) к управлению коррупционными рисками;

всеохватность - осуществление управления коррупционными рисками по каждой функции организации с учетом ее структуры и распределения полномочий между ее самостоятельными структурными подразделениями организации, взаимосвязей между различными функциями организации;

адаптированность - учет особенностей среды организации при управлении коррупционными рисками;

инклюзивность - надлежащее и своевременное привлечение ко всем составляющим процесса управления коррупционными рисками внешних и внутренних заинтересованных сторон с целью обмена информацией и проведения консультаций;

динамичность - осуществление управления коррупционными рисками на системной и регулярной основе, учета изменений в среде организации, реагирования на новые коррупционные риски и своевременной и эффективной корректировки мер воздействия на коррупционные риски, в том числе путем внесения изменений в Антикоррупционную программу;

достаточность информации - осуществление управления коррупционными рисками на основании всей информации, имеющейся в организации;

постоянное совершенствование - улучшение процесса управления коррупционными рисками благодаря приобретенным знаниям и практическому опыту по устранению, минимизации коррупционных рисков с целью постепенного снижения количества таких рисков или их уровней в деятельности организации.

II. Задача руководителя организации и других лиц в управлении коррупционными рисками

1. Задача руководителя организации в управлении коррупционными рисками:

1) демонстрация лидерской позиции во внедрении управления коррупционными рисками во все сферы деятельности организации;

2) поддержка напрямую предотвращения и противодействия коррупции в деятельности организации, демонстрация собственным примером нулевой толерантности к коррупции, личное участие в Антикоррупционных мероприятиях организации;

3) принятие распорядительных документов по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, в том числе Антикоррупционной программы и изменений в нее;

4) содействие распространению информации о важности внедрения управления коррупционными рисками во все сферы деятельности организации;

5) образование самостоятельного и функционально независимого уполномоченного подразделения (определение/назначение уполномоченного лица) и его (ее) организационными, материальными и иными ресурсами, достаточными для эффективного выполнения возложенных на него (нее) задач; обеспечение гарантий независимости и периодического повышения квалификации уполномоченного подразделения (уполномоченного лица) как координатора работы по управлению коррупционными рисками;

6) осуществление общего руководства и контроля за процессом управления коррупционными рисками, анализа эффективности управления коррупционными рисками;

7) инициирование проведения регулярной оценки коррупционных рисков в деятельности организации (далее - оценка коррупционных рисков), создания рабочей группы, наделения ее соответствующими полномочиями;

8) обеспечение ресурсами, необходимыми для эффективного управления коррупционными рисками;

9) содействие постоянному совершенствованию процессов управления коррупционными рисками;

10) своевременное реагирование на возможные факты нарушений Антикоррупционной программы, коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений закона.

2. Задачи уполномоченного подразделения (уполномоченного лица) в управлении коррупционными рисками:

1) координация взаимодействия участников процесса управления коррупционными рисками;

2) обеспечение привлечения внутренних и внешних заинтересованных сторон к процессу управления коррупционными рисками, в том числе в состав рабочей группы;

3) организация деятельности рабочей группы:

предоставление предложений руководителю организации относительно персонального состава рабочей группы;

осуществление подготовки заседаний рабочей группы;

обеспечение ведения протоколов заседаний рабочей группы;

проведение вводного тренинга и оказание методической помощи членам рабочей группы по вопросам управления коррупционными рисками;

обеспечение обмена информацией между членами рабочей группы;

4) координация работы по оценке коррупционных рисков и разработке мер воздействия на коррупционные риски;

5) подготовка предложений по определению Антикоррупционной политики организации;

6) подготовка Антикоррупционной программы, изменений в нее и других документов, предусмотренных этой Методологией;

7) осуществление мониторинга и оценки выполнения Антикоррупционной программы;

8) осуществление мониторинга среды организации, своевременное реагирование на изменения, влияющие на возникновение новых или изменение существующих коррупционных рисков;

9) обеспечение взаимодействия организации с Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции (далее - Национальное агентство) по вопросам, предусмотренным Законом и этой Методологией.

3. Задача рабочей группы в управлении коррупционными рисками:

1) планирование работы по оценке коррупционных рисков;

2) исследование среды организации и определение объема оценки коррупционных рисков;

3) обмен информацией и проведение консультаций с внутренними и внешними заинтересованными сторонами, в том числе путем их опроса (анкетирования), интервьюирование;

4) осуществление идентификации, анализа и определения уровней коррупционных рисков;

5) разработка мер воздействия на коррупционные риски.

4. Задача руководителей самостоятельных структурных подразделений организации в управлении коррупционными рисками:

1) обеспечение взаимодействия самостоятельного структурного подразделения организации с уполномоченным подразделением (уполномоченным лицом);

2) идентификация и учет коррупционных рисков, возникающих в деятельности самостоятельного структурного подразделения организации, при принятии решений и совершении действий; информирование о таких коррупционных рисках уполномоченного подразделения (уполномоченного лица) и руководителя организации;

3) периодическое повышение квалификации;

4) личное соблюдение и обеспечение соблюдения подчиненными работниками Антикоррупционной политики организации, положений Антикоррупционной программы;

5) поощрение подчиненных работников к сообщению о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений Закона, информирование о несоблюдении Антикоррупционной политики организации, положений Антикоррупционной программы.

5. Задача работников организации в управлении коррупционными рисками:

1) соблюдение Антикоррупционной политики организации, Антикоррупционной программы во время исполнения должностных обязанностей;

2) предоставление членам рабочей группы достоверной информации относительно среды организации, коррупционных рисков в ее деятельности; участие в предусмотренных этой Методологией опросах (анкетированиях), интервьюированиях;

3) прохождение периодического обучения по вопросам предотвращения и противодействия коррупции;

4) предоставление предложений по совершенствованию Антикоррупционной политики организации, Антикоррупционной программы;

5) уведомление в установленном законодательством порядке о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений Закона, несоблюдения внутренними заинтересованными сторонами Антикоррупционной политики организации, Антикоррупционной программы.

6. Привлечение внешних заинтересованных сторон к управлению коррупционными рисками осуществляется с целью:

получения информации, которая будет способствовать пониманию среды организации;

обмена знаниями и опытом для эффективного оценивания коррупционных рисков;

общественного контроля за эффективностью управления коррупционными рисками и повышения доверия к организации.

7. Участие внешних заинтересованных сторон в управлении коррупционными рисками осуществляется в таких формах, в частности:

вхождение в состав рабочей группы;

участие в опросах (анкетированиях), интервьюированиях относительно деятельности организации и возможных коррупционных рисков;

участие в консультациях по проекту Антикоррупционной программы;

привлечение к оценке выполнения Антикоррупционной программы.

III. Оценка коррупционных рисков

1. Цель оценки коррупционных рисков и ее этапы

1. Оценка коррупционных рисков проводится с целью установления вероятности совершения коррупционных и связанных с коррупцией правонарушений работниками организации, установления причин, условий и последствий возможного совершения таких правонарушений, а также анализа эффективности существующих мер контроля, направленных на предотвращение реализации коррупционных рисков.

Оценка коррупционных рисков является основой для подготовки и, при необходимости, дальнейшего усовершенствования Антикоррупционной программы.

2. Этапами оценки коррупционных рисков является:

подготовка к оценке коррупционных рисков;

исследование среды организации и определение объема оценки коррупционных рисков;

идентификация коррупционных рисков;

анализ коррупционных рисков;

определение уровней коррупционных рисков.

2. Подготовка к оценке коррупционных рисков

1. Подготовка к оценке коррупционных рисков осуществляется с целью информирования и привлечения внутренних и внешних заинтересованных сторон к оценке коррупционных рисков.

2. Подготовка к оценке коррупционных рисков осуществляется в такой последовательности:

издание руководителем организации распорядительного документа о проведении оценки коррупционных рисков;

формирование (обновление) персонального состава рабочей группы (в случае проведения оценки коррупционных рисков в формате самооценки);

проведение вводного тренинга для членов рабочей группы (в случае проведения оценки коррупционных рисков в формате самооценки);

согласование рабочей группой организационных вопросов своей деятельности (в случае проведения оценки коррупционных рисков в формате самооценки);

составление плана оценки коррупционных рисков и подготовки Антикоррупционной программы (далее - план оценки).

3. Распорядительный документ о проведении оценки коррупционных рисков определяет:

1) цель проведения оценки коррупционных рисков;

2) формат оценки коррупционных рисков:

самооценка - осуществление оценки коррупционных рисков организацией самостоятельно, в том числе с привлечением экспертов (при необходимости);

внешнее оценивание - осуществление оценки коррупционных рисков экспертом (экспертами), привлеченным (привлеченными) на договорных началах;

3) срок проведения оценки коррупционных рисков и подготовки Антикоррупционной программы;

4) сроки предоставления руководителями самостоятельных структурных подразделений организации руководителю уполномоченного подразделения (уполномоченному лицу) кандидатур для включения в состав рабочей группы (в случае принятия решения о проведении оценки коррупционных рисков в формате самооценки);

5) срок предоставления представителями внешних заинтересованных сторон (общественности) кандидатур для включения в состав рабочей группы, который составляет не менее 10 дней со дня опубликования распорядительного документа о проведении оценки коррупционных рисков, а также способ предоставления перечня таких кандидатур (указывается в случае принятия решения о проведении оценки коррупционных рисков в формате самооценки).

4. Распорядительный документ о проведении оценки коррупционных рисков доводится до сведения работников организации, ее территориальных органов не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия и одновременно размещается на официальном вебсайте организации (при наличии), других информационных ресурсах.

5. С целью реализации Национальным агентством полномочий, определенных в пункте 7 части первой статьи 11 Закона, организация, определенная в статье 19 Закона, информирует Национальное агентство о начале проведения оценки коррупционных рисков путем направления соответствующего письма с гиперссылкой на распорядительный документ о проведении оценки коррупционных рисков, размещенный на официальном вебсайте организации (в случае наличия).

6. В случае проведения оценки коррупционных рисков в формате самооценки создается рабочая группа.

В случае проведения оценки коррупционных рисков в формате внешнего оценивания эксперт (эксперты) осуществляет (осуществляют) мероприятия, предусмотренные этой Методологией для рабочей группы.

7. Рабочая группа образуется по решению руководителя организации, который утверждает ее персональный состав и положение о ней.

Образец положения о рабочей группе по оценке коррупционных рисков приведен в приложении 2 к этой Методологии.

Решение об образовании рабочей группы, утверждении ее персонального состава (внесении изменений в ее персональный состав) принимается не ранее истечения срока предоставления внешними заинтересованными сторонами кандидатур в ее состав.

8. Председателем рабочей группы определяется, как правило, руководитель уполномоченного подразделения (уполномоченное лицо).

В состав рабочей группы, как правило, включают работников всех самостоятельных структурных подразделений организации, которые по своим деловым, моральным качествам и профессиональному уровню способны исполнять обязанности членов рабочей группы и обеспечить объективные и беспристрастные результаты оценки коррупционных рисков.

В состав рабочей группы включают представителей внешних заинтересованных сторон (в случае поступления соответствующих предложений), если они обладают знаниями о среде организации и/или имеют опыт работы в сфере деятельности организации и/или в сфере предотвращения и/или противодействия коррупции.

К кандидатам для включения в состав рабочей группы относятся:

представители институтов гражданского общества, осуществляющих общественный контроль за деятельностью организации;

эксперты, которые обладают специальными знаниями в сфере деятельности организации и/или в сфере предотвращения и/или противодействия коррупции;

представители юридических лиц, взаимодействующих с организацией или являющихся потребителями административных услуг, предоставляемых организацией (в случае предоставления таких услуг).

В состав рабочей группы не включают внешних заинтересованных сторон и их представителей в случае наличия сведений о них в Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения.

В случае отказа во включении в состав рабочей группы лица, которое не является работником организации, или его исключения из состава рабочей группы такое решение должно быть обоснованным, доводиться до сведения лица и внешней заинтересованной стороны, которая предоставила его кандидатуру (в случае наличия).

9. Решение о создании рабочей группы, утверждении ее персонального состава (внесении изменений), положения о рабочей группе размещаются на официальном вебсайте организации (в случае наличия) не позднее следующего рабочего дня со дня их принятия.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ НАЦИОНАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ УКРАИНЫ Методология управления коррупционными рисками I. Общие положения II. Задача руководителя организации и других лиц в управлении коррупционными рисками III. Оценка коррупционных рисков 1. Цель оценки коррупционных рисков и ее этапы 2. Подготовка к оценке коррупционных рисков 3. Исследование среды организации и определение объема оценки коррупционных рисков 4. Идентификация коррупционных рисков 5. Анализ коррупционных рисков 6. Определение уровней коррупционных рисков IV. Определение мер воздействия на коррупционные риски Раздел V. Подготовка Антикоррупционной программы 1. Требования к содержанию Антикоррупционной программы 2. Процедура принятия Антикоррупционной программы VI. Мониторинг выполнения Антикоррупционной программы VII. Оценка выполнения Антикоррупционной программы VIII. Пересмотр Антикоррупционной программы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Порядок представления Антикоррупционных программ, изменений в них на согласование в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции и осуществления их согласования I. Общие положения II. Порядок представления Антикоррупционных программ на согласование в Национальное агентство, оставления их без рассмотрения III. Порядок представления изменений в Антикоррупционную программу на согласование в Национальное агентство, оставления их без рассмотрения IV. Порядок согласования Национальным агентством Антикоррупционной программы V. Порядок согласования Национальным агентством изменений в Антикоррупционную программу Приложение Типовая антикоррупционная программа (программа добродетели) юридического лица I. Общие положения 1. Определение терминов 2. Цель и сфера применения 3. Ответственное лидерство, деловая репутация и честность 4. Нормы профессиональной этики** II. Права, обязанности, запреты** 1. Права и обязанности учредителей (участников), руководителя, членов органов управления, должностных лиц всех уровней, работников (кроме Уполномоченного) и представителей Организации 2. Запрещенные коррупционные практики III. Правовой статус Уполномоченного и подчиненных ему работников** 1. Общие положения 2. Обязанности и права Уполномоченного 3. Гарантии независимости IV. Оценка и управление коррупционными рисками*** V. Просветительские мероприятия: обучение, мероприятия по распространению информации о Программах антикоррупционного направления*** 1. Периодическое обучение по вопросам предотвращения и выявления коррупции 2. Предоставление работникам разъяснений и консультаций Уполномоченным VI. Меры предотвращения и проверки** 1. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов 2. Взаимодействие с деловыми партнерами 3. Политика и процедуры делового гостеприимства. Подарки 4. Благотворительная и спонсорская деятельность 5. Поддержка политических партий 6. Проверка при заключении сделок о слиянии или поглощении 7. Проверка кандидатов на должности VII. Уведомления, их проверка и ответственность 1. Сообщение о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений Закона-10 2. Права и гарантии защиты информатора 3. Уведомление о возможных фактах нарушений этой Программы** 4. Проведение внутренних расследований**-11 5. Дисциплинарная ответственность за нарушение этой Программы** VIII. Мониторинг, оценка выполнения и просмотр этой Программы*** 1. Надзор и контроль 2. Внесение изменений в эту Программу

Приказ Национального агентства по предупреждению коррупции Украины от 28 декабря 2021 года №830/21
"О совершенствовании процесса управления коррупционными рисками"

О документе

Номер документа:830/21
Дата принятия: 28.12.2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04.06.2022
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 4 марта 2022 года №18, стр. 291, статья 1012, код акта 110168/2022

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящий Приказ вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования - с 4 июня 2022 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 15.01.2024  документом  Приказ Национального агентства по предотвращению коррупции Украины О внесении изменений в приказ Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 28 декабря 2021 года №830/21 № 22/24 от
Вступила в силу с: 21.08.2024


Редакция от 28.12.2021

Приложения к документу

830-21 ПРИЛОЖЕНИЕ 5

830-21 ПРИЛОЖЕНИЕ 6

830-21 ПРИЛОЖЕНИЕ 10

830-21 ПРИЛОЖЕНИЕ 11